Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 17

 

 

1)  оттягивание  нижней  губы  книзу  (должен  получиться  хлопающий

звук) — 2 — 3 раза;

2) II и I пальцами одной руки захватить среднюю часть верхней губы, а

другой руки — нижней; попеременно вытягивать губы вперед — 2—4 раза;

3) II и I пальцами захватить среднюю часть верхней губы, вытянуть ее

вперед, сделать круговое движение по часовой и против часовой стрелки на
счет 1 — 2 — 3; то же — с нижней губой;

4)  перемещение  нижней  челюсти  вперед  осуществляется  пассивно,

нежным  надавливанием  III  и  II  пальцами  на  углы  нижней  челюсти  с
плавным, небольшим продвижением ее вперед (рис. 59). При этом следует
улыбаться ребенку, говорить: «Нижние зубки поехали вперед».

Во  2-м  полугодии  рекомендуется  проводить  следующие  активные

упражнения:

1)  «покажи  нижние  зубки»  —  взрослый  сам  показывает  ребенку,  как

это делать (2—4 раза);

2)  повороты  головы  налево  —  направо  —  взрослый,  находясь  позади

ребенка,  то  немного  слева,  то  справа  от  него,  называет  ребенка  по  имени,
показывает

и

дает

ему

игрушку;

малыш

поворачивает

голову

соответственно то влево, то вправо — 2—4 раза;

3) давать ребенку резиновые кольца во время прорезывания зубов.
Специальные  упражнения  должны  входить  в  общий  комплекс

лечебной гимнастики. Учитывая связи развития зубочелюстного и опорно-
двигательного  аппарата,  а  также  взаимосвязь  нарушений  осанки  и
нарушений  прикуса,  рекомендуются  также  упражнения  для  формирования
правильной °санки, укрепления мышц спины, ягодиц, плечевого пояса,

живота.  Для  этого  в  общий  комплекс  лечебной  гимнастики  вводятся

соответствующие  возрасту  ребенка  и  состоянию  здоровья  рефлекторные,
пассивные и активные упражнения (см. приложение 5).

Массаж  челюстно-лицевой  области.  Производятся  поглаживание  и

легкое  растирание  подушечками  пальцев  верхней  и  нижней  губы  ребенка
по часовой стрелке (2—4 раза).

При  напряжении  мышц  подбородка  используются  приемы  массажа,

ведущие  к  их  расслаблению.  Подушечками  II  или  III  пальца,  положенного
плашмя  на  подбородок  ребенка,  производятся  легкие  колебательные
движения — вибрация и поглаживание тканей подбородка.

Кроме элементов массажа мышц челюстно-лицевой области (но только

по  назначению  стоматолога),  производится  массаж  десен  с  элементами
легкого  растирания,  разминания,  надавливания,  выбрации,  если  у  ребенка
определяется  изменение  формы  челюстей.  Чаще  определяется  смещение
переднего  участка  на  верхней  челюсти  бперед,  а  на  нижней  —  назад.
Давление  производится  в  обратном  направлении,  на  верхней  челюсти
назад, на нижней — вперед.

Особое  внимание  следует  уделять  недоношенным  детям.  У

недоношенных  детей  1-го  года  жизни  вследствие  их  незрелости  требуется
профилактическое  наблюдение  за  развитием  зубов,  формированием
челюстей,  чтобы  в  дальнейшем,  в  более  позднем  возрасте,  не
сформировался неправильный прикус. У недоношенных детей значительно
изменены  функция  сосания,  тонус  мимических  и  жевательных  мышц.  В
связи  с  этим  при  воспитании  детей  необходимо  позаботиться  и  о  мышцах
челюстно-лицевой  области.  Для  этого  в  комплексы  ЛФК,  описанные  в
настоящем  пособии,  следует  включать  и  специальные  упражнения  —
миотерапию  для  мышц  челюстно-лицевой  области  у  всех  недоношенных
детей независимо от состояния их здоровья.

В  выборе  методики  специальных  упражнений  родителям  помогут

прежде  всего  специалисты  ЛФК  и  педиатры,  которые  чаще  других  врачей
наблюдают  детей  1  -го  года  жизни  (ежемесячно).  Кроме  того,  детские
стоматологи  для  профилактики  серьезных  заболеваний  (кариеса  и
аномалий  прикуса)  берут  таких  детей  на  диспансерный  учет  (приказ
Минздрава  СССР  К?  770  от  20.08.86  г.  «О  порядке  всеобщей
диспансеризации»):

Необходимы

деловые

контакты

и

преемственность

в

профилактической  и  лечебной  работе  детских  стоматологов  и  педиатров,
врачей  ЛФК,  массажисгов-инструкторов  ЛФК  и  активна  я  помощь
родителей  в  выполнении  необходимых  рекомендаций  по  правильному
воспитанию и физическому развитию ребенка.

ЛФК с различными приемами массажа, специальными упражнениями,

с использованием лечения положением (на фоне правильного режима дня,
питания, закаливания, общеукрепляющих, дыхательных и корригирующих
упражнений) способствует гармоничному воспитанию ребенка, в том числе
развитию  челюстей  и  зубов,  формированию  функции  жевания,  глотания,
пищеварения, дыхания, речи.

Универсальным  средством  закаливания  и  оздоровления,  укрепления

ребенка является плавание. Оно способствует правильному формированию
опорно-двигательного  аппарата,  осанки  и  одновременно  является
специальным  средством  в  профилактике  зубочелюстных  аномалий.  Так,
плавание лежа на груди способствует профилактике часто встречающегося
у детей развития глубокого заднего прикуса.

Описанные

методы

ЛФК

для

коррекции

ранних

признаков

зубочелюстных  аномалий  не  только  создают  условия  для  правильного
формирования  прикуса,  но  и  устраняют  необходимость  применения
сложного аппаратурного лечения у детей в более старшем возрасте.

Глава 13

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Недоношенные дети представляют собой группу риска (см. гл. 1). Они

требуют  специального  подхода  в  организации  ЛФК.  Особенно  в  этом
нуждаются  дети,  отягощенные  другими  заболеваниями.  Недоношенные
дети  требуют  более  бережного  к  ним  отношения,  скрупулезного  отбора
средств  ЛФК.  При  проведении  массажа,  физических  упражнений,  водных
процедур необходимы более постепенное увеличение дозировки нагрузки и
дифференцированное  продолжительное  применение  этих  средств  ЛФК.
Тщательность  подбора  последних  зависит  от  характера  и  тяжести
заболевания ребенка, от степени недоношенности, массы тела. Контроль за
состоянием  Детей  должен  быть  более  тщательным,  постоянным  и
проводиться  как  во  время  занятий,  так  и  на  протяжении  всего  курса
лечения.

В  настоящей  главе  рассматриваются  средства  ЛФК  для  практически

здоровых недоношенных детей.

*  Лечение  недоношенных  детей,  отягощенных  ортопедическими,

неврологическими и другими заболеваниями, см в

гл.  5—12  этой  книги.  Использование  рекомендаций  по  ЛФК  должно

обязательно вестись с «поправкой» на недоношенность ребенка.

В  связи  с  тем,  что  у  недоношенных  детей  поражение  зубочелюстного

аппарата встречается в 2—3 раза чаще, чем у доношенных, у них страдает
функция  сосания;  во  2-м  полугодии  необходимо  в  занятия  ЛФК  включать
специальные приемы массажа и упражнения для мышц челюстно-лицевой
области.  Такая  методика  будет  способствовать  улучшению  функции
сосания,  жевания,  глотания,  пищеварения,  дыхания  (подобное  описание
методики  ЛФК  в  профилактике  и  коррекции  зубочелюстных  аномалий  см.
гл. 12).

В поликлинике особое внимание уделяется воспитанию членов семьи

в  «школе  родителей»,  обучению  их  методике  ЛФК  с  недоношенными
детьми.  Такое  вовлечение  родителей  в  активную  работу  со  своими
малышами очень важно, так как оптимальный вариант занятий, особенно в
первые  месяцы  жизни  ребенка,—  их  частое  проведение  (4—6  раз  в  день),
но понемногу (по 5 мин одно занятие).

В  каждое  занятие  должно  войти  не  более  3—5  упражнений  и  3—4

приема массажа. Повторение каждого упражнения — 2—4 раза.

Лечебная физкультура. Специальные задачи:
1)

своевременное

правильное

развитие

организма

ребенка

посредством воздействия на его эмоциональную сферу, психику и опорно-
двигательный аппарат;

2) выбор соответствующих состоянию ребенка средств ЛФК; при этом

учитываются  степень  отставания  темпов  психического  и  моторного
развития,  массы  тела  при  рождении;  принимаются  во  внимание
сопутствующие заболевания, соче-танность патологии;

3)  наряду  с  общим  укреплением  организма  ребенка,  развитием

психомоторных  показателей,  особое  внимание  уделять  улучшению
функции  органов  дыхания  ребенка,  для  чего  хорошо  проветривать
помещение, где находится недоношенный ребенок, максимально оставлять
его  на  свежем  воздухе,  больше  уделять  внимания  дыхательным
упражнениям и массажу дыхательных мышц;

4)  применение  специальных  приемов  массажа  и  упражнений  для

мышц челюстно-лицевой области;

5) систематическое, длительное (в течение всего 1-го года, желательно

и в дальнейшем) проведение ЛФК;

6)  обучение  родителей  основам  гигиенического,  ортопедического

режимов,  закаливания,  основным  приемам  массажа  и  упражнениям,
индивидуально подобранным для их малыша,

в соответствии с его состоянием, уровнем психомоторного развития;
7)  назначение  родителям  домашнего  задания  с  последующим

контролем его выполнения в кабинете ЛФК поликлиники.

Чем  раньше  включена  ЛФК  в  комплексное  выхаживание  и  лечение

недоношенных  детей,  тем  больше  гарантий,  что  они  вырастут  вполне
полноценными людьми.

Дети  с  недоношенностью  I  и  II  степени  имеют,  как  правило,  лишь

временное  отставание  темпов  психомоторного  развития  (на  1  —  V/2  мес)
по  отношению  к  их  доношенным  сверстникам.  Поэтому  при  отсутствии
клинических  повреждений  ЦНС  этих  детей  можно  считать  практически
здоровыми [Бомбардирова Е. П., 1979].

Исходя  из  этих  соображений  для  детей  этой  (1-й)  группы

предлагаются  массаж  и  физические  упражнения,  представленные  девятью
комплексами  (см.  ниже).  Они  отличаются  от  комплексов  для  здоровых
доношенных  детей  большей  постепенностью  увеличения  нагрузки  как  в
самом комплексе, так и на протяжении всего 1-го года жизни (так, если для

доношенных сверстников предусмотрено 4—5 комплексов, то для детей 1-й
группы—9  комплексов).  Такая  градация  дает  возможность  выбора  более
дозированной и индивидуальной нагрузки.

Для недоношенных детей с отставанием психики и моторики на 1

1

 /2

—2  мес  (2-я  группа)  сравнительно  с  показателями  психомоторного
развития  здоровых  сверстников  также  подбирается  комплекс  массажа  и
гимнастики  из  девяти  представленных  в  работе  комплексов.  Подбирается
комплекс не по паспортному возрасту ребенка, а в соответствии с уровнем
психомоторного развития недоношенного на день его осмотра врачом ЛФК
(см. приложение 1).

Недоношенные  дети  3-й  группы  имеют  не  только  более  выраженные

во времени сдвиги в становлении нервно-психических реакций и моторики,
у  них  могут  отмечаться  и  неврологические  нарушения,  связанные  с
поражением ЦНС, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов
дыхания и Других органов и систем.

При  выборе  средств  ЛФК  для  этой  группы  детей  надо  тем  более

учитывать  не  паспортный  возраст  ребенка,  а  истинный,  который
определяется  уровнем  развития  психических  и  моторных  функций.
Например,  ребенку  8  мес,  но  по  развитию  показателей  психомоторики  он
соответствует 5-месячному. Поэтому за основу занятий с ним нужно взять
комплекс лечебной гимнастики для 5-месячного ребенка, а дополнительно*
Для коррекции искаженных показателей или стимуляции раз

вития  отсутствующих  \  использовать  рекомендации,  изложенные  в

соответствующих главах.

Дети с сочетанными заболеваниями могут быть во всех трех группах.

Вероятность  проявления  и  тяжесть  заболевания  детей,  естественно,
увеличиваются с повышением степени «риска», т. е. во 2-й и особенно в 3-й
группах.

Лечебная  физкультура  для  практически  здоровых  недоношенных

детей. Ком-плекс № /. Возраст ребенка 2—3 нед или первые 2—4 дня на 2-м
месяце  жизни.  Продолжительность  занятий  —  6—8  мин,  каждое
упражнение повторяют 2—4 раза.

1.  Дыхательное  упражнение.  Ритмичное  надавливание  на  спину

ребенка с передвижением ладони от шеи до поясницы (см. рис. 56, в).

2.  Дыхательное  упражнение.  Ритмическое  надавливание  на  грудную

клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину (см. рис. 57).

3.  Дыхательное  упражнение.  Ритмичное  надавливание  на  грудную

клетку, ее боковую и заднюю поверхности в положении на левом и правом
боку поочередно (см. рис. 56, а, б).

4.  Дыхательное  упражнение.  И.  п.—  лежа  на  спине.  Мягко  прижать

слегка  согнутые  руки  ребенка  к  боковым  поверхностям  грудной  клетки
(выдох), затем отвести их без насилия в стороны (вдох) — см. рис. 57.

5.  Упражнение  для  стоп  (рефлекторное).  Штриховое  раздражение

наружного края стопы от V пальца к пятке I пальцами взрослого вызывает
отведение  стопы  кнаружи  и  нередко  веерообразное  разведение  всех
пальцев (рис. 60).

6.  Упражнение  для  стоп  (рефлекторное).  II  и  III  пальцами  взрослый

захватывает  ступни  ребенка,  а  I  пальцем  нажимает  на  ступню  ребенка  у
основания  пальцев.  Это  вызывает  сгибание  пальцев  стопы.  А  затем
штриховым  движением  I  палец  взрослого  направляют  по  внутреннему
краю  стопы  ребенка  к  пятке  и  по  наружному  краю  —  к  V  пальцу.
Происходит разгибание стопы.

7. Выкладывание на живот. Ребенок, как правило, поворачивает голову

в  сторону  (рис.  61).  Выкладывание  на  живот  рекомендуется  проводить
перед каждым дневным кормлением начиная с 30 с до 15 мин.

8. Дыхательные упражнения. Повторять упражнения 1, 2.
Комплекс № 2. Возраст ребенка — от 1 до 2 мес. Продолжительность

занятий — 8—10 мин. Каждое упражнение повторяют 3—4 раза.

1.  Дыхательное  упражнение.  Методика  проведения  та  же,  что  и  в

комплексе № 1.

2. Дыхательное упражнение. И. п.— лежа на боку (поочередно левом и

правом).  Взрослый  левой  рукой  придерживает  ребенка,  а  правой
захватывает  его  согнутую  руку  (за  локоть),  затем  поднимает  ее  кверху
(вдох), прижимает ее обеими руками к груди и животу ребенка (выдох).

Искаженные  показатели  психомоторного  развития  ребенка  или

отсутствие  некоторых  могут  быть  следствием  осложнения  заболевания  у
недоношенного ребенка, сочетанности патологии.

3.  Массаж  рук  (поглаживание).  I  палец  левой  руки  взрослый

вкладывает  в  правую  руку  ребенка,  слегка  придерживая  ее  остальными
пальцами:  правой  рукой  поглаживает  внутреннюю  и  наружную
поверхность предплечья и плеча в направлении от кисти к плечу (рис. 62)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..