Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  821  822  823   ..

 

 

Краткий курс грамматики английского языка учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения

Краткий курс грамматики английского языка учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра иностранных языков

КРАТКИЙ КУРС ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методическое пособие

для студентов заочного отделения

2-е издание, исправленное и дополненное

Пермь

ПГПУ

2008

УДК 802.0

ББК Ш 143.21-923

К 78

Р е ц е н з е н т :

старший преподаватель кафедры иностранных языков, лингвистики и

межкультурной коммуникации Пермского государственного

технического университета Т. Э. Рылова

Авторы-составители : ст. преп. каф. иностранных языков Н.П. Зонина,

ст. преп. каф. иностранных языков Н.В. Карпенко

К 78

Краткий курс грамматики английского языка : учеб.-метод. пособие для студентов заочного отделения / авт.-сост. Н.П. Зонина, Н.В. Карпенко ; Перм. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Пермь, 2008. – 80 с.

В издании освещаются основные грамматические явления современного английского языка, знание которых необходимо для правильного письма, ведения беседы и понимания текстов на английском языке. Теоретический материал предлагается на русском языке, к названиям грамматических терминов приводятся английские эквиваленты. Использованы примеры из оригинальной художественной литературы и грамматик известных английских издательств.

Последовательность изложения материала исходит из опыта работы со студентами заочного отделения и основывается на принципе «от простого к сложному». В то же время изложение материала позволяет изучать одни темы независимо от других, поэтому последовательность их изучения можно изменять, исходя из потребностей преподавания.

Предназначено для студентов заочного отделения.

УДК 802.0

ББК Ш 143.21-923

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Зонина Н.П., Карпенко Н.В., составление, 2005

© Зонина Н.П., Карпенко Н.В., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время на земном шаре существует более двух тысяч различных языков и диалектов. В одних случаях это язык, на котором говорят всего лишь несколько тысяч человек. В других случаях язык обслуживает огромное число говорящих. К таким языкам относятся русский, китайский, английский, испанский, французский и арабский языки.

Английский язык распространен во всех частях света. Он является родным языком большинства населения Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатов Америки, Канады. Богата и разнообразна художественная литература на английском языке.

Изучение английского языка очень актуально сегодня. В большинстве стран мира английский язык широко используется в дипломатии, при составлении деловых и коммерческих документов. Он является одним из пяти официальных языков Организации Объеди­ненных Наций, наряду с французским, испанским, русским и китай­ским.

Каждый седьмой человек в мире либо знает, либо изучает английский язык. Изучение иностранного языка является обязательным в каждом высшем учебном заведении и базируется на двух основных аспектах – обучении лексике и грамматике. Предлагаем вашему вниманию краткий курс грамматики английского языка и надеемся, что он поможет либо усвоить заново, либо систематизировать уже имеющиеся знания по грамматике.


1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( THE NOUN)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто это?» или «что это?»

Существительные в английском языке разделяют­ся на исчисляемые и неисчисляемые . Исчисляемые существительные обозначают предметы, которые можно сосчитать: a chair – стул, a lawyer – юрист, a question – вопрос. Неисчисляемые существительные — это названия веществ и абстрактных понятий, которые не поддаются счету: water – вода, milk – молоко, freedom – свобода, friendship – дружба и пр. Исчисляемые существительные употребляются в един­ственном числе и множественном числе. Неисчисляемые существительные множественного числа не имеют.

Некоторые существительные в английском языке упот­ребляются только в единственном числе : advice – совет, советы; knowledge – знания; news – новость, новости; money – деньги.

Некоторые существительные в английском языке упот­ребляются только во множественном числе : spectacles – очки, trousers – брюки, scissors – ножницы, goods – товар, товары, clothes – одежда, wages – зарплата.

1.1. Множественное число существительных ( the Plural)

Существительное в английском языке имеет единственное ( the singular form) и множественное число. Большинство существительных в английском языке образуют множественное число прибавлением к форме единственного числа окончания “– s ”. Окончание “ – es” прибавляется, если:

· существительное в единственном числе заканчивается на

шипящий или свистящий звук ( - s, - ss, - sh, - ch, - tch, - x ):

a bus – buses, a lunch – lunches, a class – classes, a watch – watches, a bush – bushes, a box – boxes;

· существительное в единственном числе заканчивается на у

с предыдущей согласной; при этом у изменяется на i :

a story – stories, a fly – flies.

Примечание. Если перед у стоит гласная, то прибавляется окончание “– s по общему правилу: boy – boys, day – days;

· существительное в единственном числе заканчивается на– о :

a hero – heroes, a tomato – tomatoes.

Исключения : a piano – pianos, a photo – photos, a disco - discos.

· существительное в един­ственном числе заканчивается на “– f

или “– fe , при этом f изменяется на v :

a wife – wives, a shelf – shelves, a wolf – wolves, a knife – knives, a life – lives.

Исключения : a roof – roofs, a chief – chiefs, a safe – safes.

Окончание “– s ( es)” произносится :

[ s] — после глухих согласных:

a lamp – lamps [lxmps], a lake – lakes [leiks]

[ z] — после гласных и звонких согласных, кроме:

a train – trains [treinz], a sea – seas [si:z]

[ iz] — после шипящих и свистящих звуков:

a place – places [' pleisiz], a rose – roses [' rouziz], a wish – wishes [' wiSiz],

a bench – benches [' bentSiz], a page – pages [' peidZiz].

Особые случаи образования множественного числа существительных

· Множественное число некоторых существитель­ных образуется

изменением корневого гласного (без добав­ления окончания): a man [m x n] – men [men], a woman ['wum q n] – women ['wimin], a foot – feet, a tooth – teeth ,

a goose – geese, a mouse – mice.

· Существительное child [' tSaild] во множественном числе имеет форму

children ['Cildrqn], существительное ox – oxen .

· Существительные sheep – овца, deer – олень, fish – рыба

имеют одинаковую форму в единственном и множественном числе.

· Некоторые существительные латинского и гречес­кого происхождения

сохраняют формы множественного чис­ла, которые они имели в этих языках:

a datum – data, a phenomenon – phenomena, a crisis – crises, a radius – radii .

· У сложных существительных форму множествен­ного числа принимает

только главное существительное: a daughter-in-law – daughters-in-law,

a school-mate – school-mates, a passer-by – passers-by.

1.2. Падежи существительных

В отличие от русского языка, где есть шесть падежей существительного, в английском языке их лишь два: общий (the Common Case ) и притяжательный (the Possessive Case ).

Общий падеж не имеет специальных падежных оконча­ний . Связь существительного в общем падеже с другими сло­вами выражается предлогами, а также определяется местом существительного в предложении.

Существительное в общем падеже с предлогом to или for может соответствовать русскому существительному в дательном падеже :

I gave the ticket to my sister . – Я отдал билет своей сестре.

Не bought a ball for his son . – Он купил сыну мяч.

Сочетание существительного в общем падеже с предло­гом of” преимущественно соответствует русскому родитель­ному падежу :

the answers of the students – ответы студентов.

Общий падеж существительного с предлогами by” и with” часто выражает такие отношения между словами, которые в русском языке передаются творительным падежом :

America was discovered by Columbus . – Америка была открыта Ко­лумбом.

The letter was written with а red pencil . – Письмо было написано красным карандашом.


1.3. Притяжательный падеж (the Possessive Case)

Притяжательный падеж отвечает на вопрос whose? (чей?, чья?, чье?, чьи?).

Притяжательный падеж единственного числа образует­ся прибавлением к существительному апострофа ( ’ ) и оконча­ния “ – s”, которое произносится :

[ s] – после глухих согласных:

Kate’ s [keits] toy – игрушка Кати,

[ z] – после гласных и звонких согласных:

Uncle Tom’ s [tOmz] Cabin – хижина дяди Тома,

[ iz] – после шипящих и свистящих звуков:

Alice s [' x lisiz] adventures – приключения Алисы.

· Если существительное в единственном числе заканчива­ется на “- s, - ss,

- х,” то на письме в притяжательном падеже добавляется преимущественно только апостроф, хотя обыч­ное обозначение “–’s” также возможно; в обоих случаях окон­чание произносится [iz]:

James’ (или James’ s) coat – пальто Джеймса,

Dickens’ (или Dickens’ s) life – жизнь Диккенса.

· Если существительное во множественном числе закан­чивается на

“ – s”, то в притяжательном падеже к нему добавляется только апостроф, а в произношении никаких изменений не происходит:

my parents’ car – машина моих родителей.

· Если существительное во множественном числе не за­канчивается на

“ – s”, то его притяжательный падеж образу­ется так же, как и в единственном числе, то есть добавле­нием “–’ s”: children’ s shoes – туфли детей.

Существительное в притяжательном падеже, как правило, стоит перед другим существительным и служит определением к нему. На русский язык оно переводится родительным падежом существительного или притяжатель­ным прилагательным: children’ s notebook тетрадь де­тей, детская тетрадь.

В притяжательном падеже употребляются в ос­новном существительные, которые обозначают названия живых существ:

a girl’s name – имя девочки, the horse’s tail – хвост лошади.

Кроме этого, в притяжательном па­деже употребляются :

а) существительные, которые обозначают время и расстояние:

three weeks’ holiday – трехнедельный отпуск, a mile’ s distance – расстояние в одну милю;

б) названия стран, городов, планет, а также слова country, town, city, world, ocean, river: Italy s largest city – крупнейший город Италии, the world’ s population – население мира; the sun’ s rays – лучи солнца, the moon’ s surface – поверхность Луны.


1.4. Существительные в функции определения

Существительное в общем падеже без предлога, стоящее перед другим существительным в общем падеже, является определением к нему и переводится прилагательным или существительным в косвенном падеже с пред­логом или без него, а иногда придаточным определитель­ным предложением. Такие словосочетания очень характерны для английского языка:

a tennis ball – теннисный мячик, a bank manager – менеджер банка, a TV programme – телевизионная программа, the garage door – дверь гаража.

Иногда все сочетание переводится одним существительным:

a dining room – столовая, a telephone operator – телефонист.

Некоторые существительные пишутся слитно с определениями:

headache – головная боль, toothpaste – зубная паста, a weekend – выходные.

В современном английском языке существительное часто имеет не одно, а несколько определений, выраженных существительными в общем падеже:

World Swimming Championship – Мировой чемпионат по плаванию.

1.5. Артикль ( the Article)

В английском языке, в отличие от русского, перед существительными (или словами, определяющими существительное) употребляется особое служебное слово – артикль. В английском языке есть два артикля – неопределен­ный (the indefinite article) и определенный (the definite article).

Неопределенный артикль имеет две формы: “а” [q] и “an” [qn]. Форма “а” употребляется перед словами, которые начина­ются с согласного звука: a ch ild, a n ice evening. Форма “an” употребляется перед словами, которые начина­ются с гласного звука: an u mbrella, an a pple .

Неопределенный артикль произошел от английского числительного

one ” – “один”, поэтому он употребляется только перед исчисляемыми существительными в единственном числе.

Определенный артикль имеет одну графическую форму “the ”, которая произносится [Dq] перед словами, кото­рые начинаются с согласного звука

( the d og, the p arty ), и [Di] перед словами, которые начинаются с глас­ного

(the e vening, the o ld man ). Определенный артикль происходит от указательного ме­стоимения “that ” – “тот” и употребляется перед существитель­ными в единственном и множественном числе.

1.5.1. Употребление неопределенного артикля

· Неопределенный артикль употребляется с существительным, которое

называет какой-нибудь (любой) пред­мет из класса однородных предметов.

This is a table . – Это стол (а не стул и не кровать).

I need a pencil . – Мне нужен карандаш (любой карандаш).

His father is a doctor . – Его отец – врач (то есть его отец является одним из тех, кого мы называем словом doctor, в отличие от teacher, worker и т.д.).

· Неопределенный артикль употребляется, если лицо или предмет

упоминаются впервые . При их повторном упо­минании перед соответствующим существительным употреб­ляется определенный артикль.

Не sat up and took a wallet out of the inside pocket of his coat. Opening the wallet he pulled some notes out. Он встал и вынул бумажник из внутреннего кармана пид­жака. Приоткрыв бумажник, он вытянул оттуда несколько банкнот.

· Неопределенный артикль употребляется перед ис­числяемым

существительным в единственном числе после оборота “ there is” (“ there was”, “ there will be”) , который вводит предмет, еще неизвестный читателю или собеседнику: There is a new restaurant in Sibirskaya Street . – На Сибирской появился новый ресторан.

· В некоторых случаях неопределенный артикль со­храняет свое

первоначальное значение – “один” : A minute passed . – Прошла минута.

We have dictations twice a week . – Мы пишем диктанты дважды в неделю.

· Неопределенный артикль употребляется в некото­рых устойчивых

словосочетаниях , например: to go for a walk – ходить на прогулку, to have a look – вз глянуть, to be in a hurry – спешить, for a long time – долго, a few / a little – немного, a lot of – много, as a rule – как правило, to have a good time – хорошо провести время, it is a pleasure – это приятно, it’s a pity – жаль и т. д.

1.5.2. Употребление определенного артикля

· Определенный артикль употребляется с существительным, когда речь

идет об определенном предмете (или предметах), когда собеседникам из ситуации ясно, о каком предмете идет речь :

My watch is on the table . – Мои часы на столе (на вполне определенном столе, скажем, на том, который сто­ит в этой комнате.)

The pencil is black . – Карандаш черный (имеется в виду вполне определенный каран­даш).

The doctor examined John . – Врач осмотрел Джона (речь идет о конкретном враче).

· Определенный артикль употребляется перед суще­ствительными, которые

обозначают предметы, единственные в своем роде , например, the sun – солнце, the moon – луна, the earth – земля, the sky – небо. Определенный артикль употреб­ляется также перед существительными – названиями предметов, единственных в определенной ситуации . Так, описы­вая комнату, определенный артикль употребляется с таки­ми словами, как the floor – пол, the ceiling – потолок, так как в комнате есть лишь один пол и один потолок.

· Определенный артикль употребляется перед суще­ствительным с

определением, выраженным прилагательным в превосходной степени сравнения (только один предмет среди ему подобных в данной ситуации может иметь наибольшую меру качества):

What is the longest river in the world? – Какая самая длинная река в мире?

· Определенный артикль употребляется перед суще­ствительными с

определением, выраженным порядковым числительным :

England in the seventeenth century . – Англия в XVII веке.

· Определенный артикль употребляется в некоторых устойчивых

словосочетаниях , например: to go to the theatre ( the cinema) – ходить в театр(кино), to listen to the radio – слушать радио, to play the piano – играть на пианино, the other day – на днях, to tell the truth – no правде говоря, in the country – в сельской местности, in the morning – утром и др.

1.5.3. Употребление определенного артикля

с именами собственными

Определенный артикль употребляется :

· если фами­лия стоит во множественном числе и обозначает семью в

целом – всех членов семьи.

Have you invited the Pavlovs? – Вы пригласили Павловых?

· с названиями некоторых стран и местностей : the Netherlands

Нидерланды, the Philippines – Филиппины, the Caucasus – Кавказ, the Crimea – Крым, the Ukraine – Украина;

· с названиями стран, в состав которых входит нарицательное имя

существительное с одним или несколькими определе­ниями, употребляются с определенным артиклем: the United States of America, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland;

· с названиями пустынь, океанов, морей, заливов, проливов, ка­налов и

рек : the Sahara Desert , the Atlantic Ocean, the Black Sea, the Gulf of Mexico, the English Channel, the Mississippi;

· с названиями озер , если перед именем собственным не стоит слово lake

озеро: the Baikal ( но Lake Baikal – озеро Байкал);

· с названиями групп островов : the British Isles, the Canaries, the Bagamas

(названия отдельных островов употребляются без артикля: Cuba , Isle of Man );

· с названиями горных хребтов : the Urals, the Carpathians, the Alps, the

Rocky Mountains, the Caucasus, (названия отдельных гор, горных вер­шин употребляются без артикля: Elbrus, Ben Nevis);

· с названиями театров, кинотеатров, концертных залов, клубов,

отелей , картинных галерей , музеев , газет : the Royal Opera House, the Odeon Cinema, the Albert Hall, the Hilton Hotel, the National Gallery, the British Museum, the Washington Post, the Financial Times;

· с названиями организаций и политических партий : the Labour Party, the United Nations Organization, the BBC, the European Community.

1.5.4. Отсутствие артикля перед существительными

(нулевой артикль)

Артикль не употребляется:

· перед существительными в единственном и во множественном числе,

обозначающими предмет в обобщенном смысле или группу неопределенных предметов : Crime is a problem in most big cities .

· если перед существи­тельным стоит притяжательное, указательное

или вопроси­тельное местоимение, а также неопределенные местоимения some, any, no, each, every : my brother – мой брат, this country – эта страна, some students – несколько студентов, every year – каждый год;

· если перед существитель­ным стоит другое существительное в

притяжательном падеже : the horse’ s owner – хозяин лошади;

· перед названиями дней неде­ли, месяцев и в большинстве случаев перед

названиями времен года :

on Monday – в понедельник, in July – в июле, in autumn – осенью;

· если перед или после него стоит количественное числительное :

lesson ten – десятый урок, five pages – пять страниц;

· перед существительными, которые обозначают вещества:

The human body is about 50% water . – Человеческое тело почти на 50% состоит из воды;

· перед неисчисляемыми абстрактными существительными :

“Silence!” shouted the teacher. – «Тишина!» – закричал учитель;

· во многих устойчивых словосо­четаниях :

at night – ночью, by train – поездом, to have breakfast – завтракать, to take place – происходить, иметь место, to go to bed – ложиться спать, from time to time – время от времени, at home – дома, at school – в школе и др.

1.5.5. Отсутствие артикля перед именами собственными

Артикль не употребляется:

· перед именами и фамилиями людей, кличками животных : Mary Smith;

· перед названиями дней недели , месяцев , времен года : on Wednesday, on Monday, in January, in September, in winter, in spring, in summer, in autumn;

· перед названиями континентов, стран, городов : Europe, Russia , London ;

· перед названиями одиночных горных вершин, одиночных островов : Everest, Kilimanjaro, Kazbek , Mont Blanc, Majorca , Cyprus , Bermuda , Haiti ;

· перед названиями озер со словом lake : Lake Superior, Lake Ontario ;

· перед названиями улиц, площадей, мостов, дорог и парков : Oxford Street ; Piccadilly Circus, Trafalgar Square , Tower Bridge , Broadway;

· перед названиями важных зданий и учреждений , состоящих из двух слов, первое из которых часто имя человека или места : Cambridge University , Victoria Station, Westminster Abbey, Buckingam Palace .

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ( THE ADJECTIVE)

Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета . Прилагательные в английском языке не изменя­ются ни по числам, ни по родам, ни по падежам. Они изменяются лишь по степеням сравнения.

2.1. Степени сравнения прилагательных

(the Degrees of Comparison )

Качественные прилагательные в ан­глийском языке имеют основную (положительную) форму (the positive degree), сравнительную степень (the comparative degree) и превосходную степень (the superlative degree).

У односложных прилагательных и некоторых двусложных прилагательных степени сравнения образуются прибав­лением к основной форме прилагательного окончаний

· “– е r” в сравнительной степени,

· “– est” в превосходной степени:

cold – colder coldest холодный холоднее самый холодный;

large larger largest – большой – больше – наибольший;

hot hott er hott est – горячий – горячее – самый горячий;

easy easi er easi est – простой – проще – самый простой.

У многосложных прилагательных степени сравнения образуются добавлением к основной форме прилагательного слов

· more” – более или less” – менее в сравнительной степени,

· most” – самый, наиболее , least” – наименее в превосходной степени:

dangerous – more dangerous – most dangerous опасный более опасный самый (наиболее) опасный;

dangerous – less dangerous – least dangerous опасный менее опасный наименее опасный.

Некоторые прилагательные образовывают степени сравнения не по правилам, а меняют свой корень:

good – better – best хороший лучше наилучший;

bad – worse – worst – плохой хуже – наихудший;

many – more – most – многие – больше – наибольший;

little – less – least – маленький – меньше – наименьший.

При сравнении в предложении обычно употребля­ется союз than – чем :

The exam was easier than we expected. – Экзамен был легче, чем мы ожидали.

Существительное, которое имеет определение, вы­раженное прилагательным в превосходной степени, употреб­ляется с определенным артиклем: the highest mountain самая высокая гора, the most enjoyable holiday самый приятный отпуск.

2.2. Сравнительные обороты

При сравнении предметов с одинаковой мерой ка­чества употребляется прилагательное в основной форме, ко­торое ставится между союзами as ... as”: I am as tall as you. – Я такой же высокий, как и ты.

Для выражения меньшей меры качества прилагательное в основной форме ставится между not as ... as” или not so ... as”:

He isn’ t as rich as his brother. – Он не так богат, как его брат.

Today it isn’ t so cold as yesterday. Сегодня не так холодно, как вчера.

Если одно событие зависит от другого, используется сравнительная конструкция the … the” с двумя прилагательными в сравнительной степени:

The younger you are, the easier to learn . – Чем ты моложе, тем легче учиться.

The more expensive the hotel, the better the service . – Чем дороже отель, тем лучше обслуживание.

3. НАРЕЧИЕ ( THE ADVERB)

Наречие – часть речи, которая указывает на признак действия или на обстоятельства, при которых протекает действие, т.е. где, как, когда и каким образом что-то происходит. В предложении наречие всегда является обстоятельством.

3.1. Образование наречий

· Некоторые наречия в английском языке совпадают по форме с

прилагательными: fast – быстрый, быстро; early – ранний, рано; loud – громкий, громко. Их легко отличить от прилагательных, так как наречие, как правило, относится к глаголу, а прилагательное к существительному:

They got up early yesterday. – Они встали рано вчера.

They grow early vegetables. Они выращивают ранние овощи.

· Некоторые наречия имеют две формы . Одна из них совпадает по

форме и значению с соответствующим прилагательным, другая образуется с помощью суффикса “– ly” и имеет другое значение:

late – поздний; late – поздно; lately – недавно, за последнее время;

close – закрытый, близкий; close – близко, почти; closely – внимательно;

hard – трудный, твердый, усердный; hard – усердно; hardly – едва.

3.2. Степени сравнения наречий

Наречия образа действия и некоторые другие на­речия имеют степени сравнения. Сравнительная степень срав­нения односоставных наречий образуется с помощью окон­чания “– е r ”, превосходная степень с помощью окон­чания окончания “– est”:

late – later – latest, fast – faster – fastest.

Степени сравнения наречий, имеющих два и более сло­гов, образуются с помощью слов more” (в сравнительной) и most” (в превосходной степени):

quietly – more quietly – most quietly, carefully – more carefully – most carefully.

Степени сравнения наречий well – хорошо , badly – плохо, little – мало, much – много образовываются от других корней:

well – better – best, badly – worse – worst, little – less – least, much – more – most.

3.3. Место наречий в предложении

· Наречия образа действия, как правило, ставятся после смыслового

глагола : He smiled kindly. She didn’t work hard. They speak English well.

· Наречия места и времени стоят на последнем месте в предложении,

причем сначала ставится наречие места, а потом времени:

I’ll meet you there. He is always at home at 6 o’clock in the evening .

Наречие времени может стоять и на нулевом месте в предложении:

Yesterday I went to the cinema .

· Наречие неопределенного времени ставится перед смысловым глаголом ,

но после глагола “ to be” или после первого вспомогательного глагола:

He also plays tennis and volleyball. They rarely watch TV.

I am never ill. They are usually at home in the evening.

I will always remember you. It doesn’t often rain here.

· Наречие sometimes” можно ставить в начале, конце предложения или

перед смысловым глаголом:

Sometimes I feel sad. I feel sad sometimes. I sometimes feel sad.

· Наречие only” ставится перед тем словом, которое оно определяет:

Only Jimmy can draw so well. She can’t write, she can only read.

· Наречия too” – тоже (в утвердительных предложениях) и either” – тоже (в отрицательных предложениях) всегда стоят на последнем месте:

I’m staying at home too. I’m not going out tonight either.

Примечание. Наречие too” перед прилагательным или другим наречием переводится слишком, чересчур :

You work too hard. She is too young to get married. It costs too much money.

4. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ ( THE NUMERAL)

Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов , число, а также порядок предметов при счете. Числительные в английском языке подразделяют­ся на количественные (cardinal numerals) и порядковые (ordinal numerals) числительные.

4.1. Количественные числительные

· Простые количественные числительные :

1 – one 6 – six 11 – eleven

2 – two 7 – seven 12 – twelve

3 – three 8 – eight 100 – a (one) hundred

4 – four 9 – nine 1,000 – a (one) thousand

5 – five 10 – ten 1,000 000 – a (one) million

· Количественные числительные от 13 до 19 образуются прибавлением

суффикса “ – teen” к соответствующим числитель­ным первого десятка, которые в трех случаях (13,15,18) пе­ред суффиксом “ – teen” изменяются в на­писании и произношении:

3 – three [ T ri:] 13 – thirteen [' TW 'ti:n]

4 – four 14 – fourteen

5 – five [f a iv] 15 – fifteen ['fif'ti:n]

6 – six 16 – sixteen

7 – seven 17 – seventeen

8 – eight [eit] 18 – eighteen ['ei'ti:n]

9 – nine 19 – nineteen

Числительные от 13 до 19 имеют два ударения – на пер­вом слоге и на суффиксе: fifteen [' fif' ti: n], nineteen [' nain' ti: n].

· Названия десятков образуются прибавлением суффик­са “– ty” к

соответствующим числительным первого десятка, при этом некоторые из них изменяют произношение и написание:

2 – two [tu:] 20 – twenty ['twenti]

3 – three [ T ri:] 30 – thirty [' TW :ti]

4 – four 40 – forty

5 – five [f a iv] 50 – fifty ['fifti]

6 – six 60 – sixty

7 – seven 70 – seventy

8 – eight 80 – eighty

9 – nine 90 – ninety

Ударение в числительных, которые обозначают десятки, па­дает на первый слог: twenty [' twenti], forty [' f L ti], eighty [' eiti].

· В составных числительных перед десятками (а если нет десятков, то перед

единицами) в любом разряде употребля­ется слово and”:

235 – two hundred and thirty-five 4, 007 – four thousand and seven

581,462 – five hundred and eighty-one thousand four hund­red and sixty-two.

· Числительные hundred, thousand, million во множествен­ном числе не

имеют окончания “– s”, если перед ними стоит другое числительное:

564 – five hundred and sixty-four 8,000 – eight thousand

Но если эти числительные употребляются c существи­тельным с предлогом of”, то есть, если перед ними нет другого числительно­го, они принимают во множественном числе окончание “– s” :

hundreds of students – сотни студентов , thousands of books – тысячи книг .

4.2. Порядковые числительные

· Порядковые числительные , кроме первых трех, образуются из

соответствующих количественных числитель­ных прибавлением суффикса

“– th”. У некоторых числительных появляются изменения в написании:


one — first

two — second

three — third

four – fourth

fiv e — fif th

six – sixth

seven – seventh

eight – eighth

nine – ninth

ten – tenth

eleven – eleventh

twelv e – twelf th

thirteen – thirteenth

fourteen – fourteenth

fifteen – fifteenth

twenty – twentie th

thirty – thirtie th

forty – fortie th


· В составных порядковых числительных форму порядко­вого

числительного имеет лишь последнее слово: twenty- one – twenty- first,

three hundred and sixty-four – three hundred and sixty-fourth.

· Порядковое числительное всегда употребляется с определенным

артиклем : the fifth lesson, the second part.

4.3. Даты, числа, чтение дробей

· В английском языке, в отличие от русского, даты обозначаются

количественными числительными, причем сна­чала называют число сотен, а потом – десятков и единиц: 1905 – nineteen oh five ( nineteen hundred and five),

1600 – sixteen hundred, 1873 – eighteen seventy-three, 2004 – two thousand four.

· Число в английском языке обозначается порядковым числительным с

определенным артиклем. Оно ставится или перед названи­ем месяца с предлогом of”, или после него без предлога:

1 декабря 1991 года – the first of December nineteen ninety-one,

или December the first nineteen ninety-one.

· В английском языке количественные числительные используются для

обозначения номеров телефонов , домов, квартир, автобусов, страниц:

Oxford Street 23 – Oxford Street two three, room 22 – room two two.

· При чтении телефонов и факсов англичане группируют цифры по три

(914306 – nine one four, three oh six). Ноль в Британском варианте читается oh [ou], в Американском варианте – zero . Американцы прочитают число 6687 – six six eight seven, англичане – double six eight seven.

· В простых дробях числителем является количествен­ное числительное, а

знаменателем – порядковое. Если чис­литель больше единицы, то знаменатель имеет окончание “– s”: 1/7 – one seventh, 3/7 – three sevenths.

· Дробные числительные 1/2 и 1/4 читаются а ( one) half – половина и

а ( one) quarter – четверть.

· При чтении смешанных чисел между целой и дробной частью

употребляется союз “and”: 1 ½ – one and a half, 5 ¾ – five and three fourths.

· В десятичных дробях целая часть отделяется от дробной не запятой, а

точкой, которая читается point [ p OInt]. Каждая цифра как целой, так и дробной части десятич­ной дроби читается в отдельности.

Ноль читается nought [ n L t], в американском английском – zero [' zi qr ou ]: 35.204 – three five point two nought four.

Если целая часть равняется нулю, то число можно про­читать двумя способами: 0.357 – nought point three five seven или point three five seven , то есть слово nought в та­ком случае можно не читать.


5. МЕСТОИМЕНИЕ ( THE PRONOUN)

Местоимение – часть речи, которая указывает на лицо, предметы , на их признаки, количество , но не называет их . Местоимение обычно употребляется в предложении вместо имени существительного или имени прилагательного, иногда вместо наречия и числительного.

5.1. Личные местоимения ( Personal Pronouns)

Личные местоимения в английском языке имеют два падежа: именительный (the Nominative Case) и объект­ный (the Objective Case).

Число

Лицо

Именительный падеж

Объектный падеж

Единст-венное

1

3

3

3

I – я

he – он

she – она

it – оно (он, она)

– меня, мне, мною

him – его, ему, им

her – ее, ей, ею

it – его, ему, ее, ей

Мно-

жест-

венное

1

2

3

we – мы

you – вы, ты

they – они

us – нас, нам, нами

you – вас, вам, вами, тебя, тебе…

them – их, им, ими

Местоимение I” всегда пишется с заглавной буквы. Когда местоимение I” употребляется в предложении с другими личными местоимениями (или существительными), то I” ставится после них:

My brother and I are going to the cinema tonight.

Местоимение he” употребляется вместо существительных, являющихся названиями живых существ (преимуществен­но людей) мужского пола. Местоимение she” употребляется вместо существительных, являющихся названиями живых существ женского пола. Местоимение it” заменяет существительные – названия неодушевленных предметов, животных и растений, а так­же существительное babyгрудной ребенок. На русский язык

личное местоимение it” переводится словами он, она, оно в зависимости от рода соответствующего существительного в русском языке. Местоимение you” употребляется при обращении к одно­му или нескольким лицам и соответствует русским место­имениям ты и вы.

Личные местоимения в именительном падеже упот­ребляются в функции подлежащего. Личные местоимения в объектном (или косвенном) падеже употребляют­ся в функции дополнения. На русский язык объект­ный падеж личных местоимений переводится различными косвенными падежами с предлогами и без них.

I want to see him . Я хочу видеть его . He wants to see her .Он хочет видеть ее . She wants to see us

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  821  822  823   ..