ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по КРАЕВЕДЕНИЮ
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов
Самостоятельная работа студентов преследует следующие цели: самообразовательной работы, как основного пути повышения уровня образованности, углублять и расширять знания по предмету, ознакомиться с местными историческими, архитектурными, природными памятниками природы, музеями, литературными, картографическими, статистическими источниками, уметь применять теоретические знания на практике.
По каждой из предложенных тем предлагается итоговый контроль в виде ов, докладов, подборки материалов, библиографических списков, других видов.
Организация самостоятельной работы студентов
№
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
Контроль
|
1.
|
Сущность и педагогическое значения краеведения
|
2
|
конспект
|
2.
|
Организационные формы школьного краеведения
|
2
|
конспект
|
3.
|
История школьного краеведения
|
2
|
Конспект
|
4.
|
Объект краеведения
|
2
|
Конспект
|
5.
|
Источники краеведения
|
2
|
Конспект
|
6.
|
Школьный краеведческий музей
|
2
|
Конспект
|
7.
|
Формы изучения края
|
2
|
конспект по выбранной форме изучения
|
8.
|
Учебное краеведение
|
2
|
конспект, доклад
|
9.
|
Внеклассная работа
|
2
|
конспект, доклад
|
10.
|
Библиографический список статей научно – методического журнала «География в школе», по разделам «Краеведение», «Экология», «Геология», др. рубрикам
|
3
|
Библиографический список
|
11.
|
Посещение музеев г. Иркутска: художественного, краеведческого, г. Иркутска, природы, домов декабристов (Трубецкого, Волконского), а также памятников культуры
|
12
|
Отчёт о посещении по предложенному плану
|
1:2.
|
Подготовка и итоговой конференции «Школьное краеведение. Роль учителя в организации краеведческой работы»
|
3
|
Доклады май 2006 г.
|
13.
|
Подготовка подборки (папки) методических краеведческих материалов для возможного использования их в педагогической практике
|
2
|
Презентация май-июнь 2006 г.
|
14.
|
Посещение занятий клуба «Портулан» с целью ознакомления с умением применения теории на практики.
Итого: 45 час
|
2
|
Отчёт по плану клуба «Портулан»
|
Литература
1. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. –– М., Просвещение, 1980.
2. Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея.–– Просвещение, 1988.
3. Краеведнение: Пособие для учителя: А.В. Даринский,
Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред.
Даринского –– М., Просвещение, 1987.
4. Краеведение и искусствознание в школе: Учебное пособие. –– Иркутск:
Восточно – Сибирское книжное издательство. Наука – Сервис, 1996.
5. Методика обучения географии в школе.\ под ред. Л.М Панчешниковой.- М.:Просвещение: Учебная л-ра, 1997.-320с.:
6. http://geo.1september.ru/article.php?id=20010198 (Интернет для географов,г.Рязань,2001 г)
Вопросы для самоконтроля
1.
Краеведение как комплекс научных дисциплин, ведущих к всестороннему изучению края.
2
. Связь краеведения с реализацией задач регионального компонента образования.
3
. Организационные формы краеведения (государственное, общественное, школьное, частное), их содержание, задачи.
4
. Учебное (программное) школьное краеведение: урочное ,внеурочное, учебные экскурсии.
5
. Непрограммное школьное краеведение (походы, слёты ,экспедиции).
6
. История школьного краеведения.
7
. Природные объекты краеведения.
8. Изучение населения, экономики, истории ,искусства края.
9. Источники краеведения: печатные, архивные, картографические, устные).
10. Требования к оформлению, содержанию, школьного краеведческого музея. Использование музейных экспонатов в учебно-воспитательном процессе.
11. Краеведческий принцип обучения, его роль в преподавании предметов естественно-географического цикла
12. Значение, цели, виды внеклассной краеведческой работы.
13. Роль учителя в организации краеведческой работы в школе.
14. Назвать известные литературные источники по краеведению, имена российских учёных, методистов, внесших вклад в развитие краевдения.
Основная литература
1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии
(Изд. подгот. Л.М. Панчешниковой, –– 2-е изд., перераб.–– М.; Просвещение, 1990.
2. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. –– М., Просвещение, 1980.
3. Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея.–– Просвещение, 1988.
4. Краеведнение: Пособие для учителя: А.В. Даринский,
5. Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред.
6. Даринского –– М., Просвещение, 1987.
7. Краеведение и искусствознание в школе: Учебное пособие. –– Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство. Наука – Сервис, 1996.
8. Методика обучения географии в школе.\под ред. Л.М Панчешниковой.- М.:Просвещение: Учебная л-ра, 1997.-320с.: ил.
9. Никонова М. А. Практикум по географическому краеведению-
10. М.:, Просвещение, 1985.
11. Программно – методические материалы. География 6 – 9 классы Сост.
12. В.Н. Сиротин. –– Дрофа, 2000.
13. Статьи научно – методического журнала «География в школе» 1990- 2006.
Строев К.Ф. Краеведение. Учеб. пособие для студентов естеств. – геогр. фак. пед. ин-тов Изд. 2-е, и доп. М., «Просвещения», 1974.
Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии –– М., Просвещение,1980.
http://www.cl.ru/education/lib/data/r00037. htm (
Шейнис А.И. Обучение через Интернет: механизмы эффективного поиска географической информации // География вшколе.-1999.-№4).
http://www.3mill.ru/EXHIBIT/svyas2001.htm,2001(«Байкал.Третье тысячелетие» , история развития Интернета в Иркутске).
Список дополнительной литературы
1. Атлас Байкала. СО РАН, Федеральная служба геодезии и картографии России.-М.: 1993.
2. Атлас Иркутской области. Главное управление геодезии и картографии Министерства геологии и охраны недр СССР.-Москва – Иркутск, 1962.
3. Атлас учителя
4. Баринова И.И, Елховская Л И, Николина В.В.Внеурочная работа по географии.-М.: Просвещение, 1988.
5. Беркин В.М. и др. Иркутская область (природные условия административных районов).- Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993.-300с.,ил.
6. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся ст. классов.-4-е изд., перераб. – Иркутск: Вост-Сиб. Книжное изд-во, 1995.
7. Власенко В. И., Коляго В.А. и др. Практические работы по начальному курсу физической географии: Методич. Рекомендации.- Красноярск, 1998.
8. Гос. Отчет о состоянии природной среды Иркутской области. 1996-2000.
9. Грудинин Г.В. и др. География Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Учеб. Пособие.- Иркутск- Усть-Орда.: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997.-с.: ил.
10. Дик Н.Е, Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея.-М.: Просв., 1977
Составитель: ст. преподаватель кафедры географии
Долинная Татьяна Ивановна
Рекомендовано
на заседании кафедры______________________
протокол № __ от ______________2006 г.
Зав.кафедрой ____________________
Одобрено
на заседании УМК факультета _________
протокол № __ от ___________ 2006 г.
Председатель УМК________________
содержание ..
709
710
711 ..
|