Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  477  478  479   ..

 

 

Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. Система изучения теории литературы в 5 классе

Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. Система изучения теории литературы в 5 классе

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

Содержание


Введение


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. "Хрестоматия по теории литературы". Москва, "Просвещение", 1992г. 2. В.Р.Щербина "Проблемы литературного образования в средней школе". Москва, "Просвещение", 1982г. 3. "Проблемы преподавания литературы в средней школе" под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Москва, "Просвещение", 1985г. 4. Г.И.Беленький "Теория литературы в средней школе". Москва, "Просвещение", 1976г. 5. М.А.Снежковская "Теория литературы в 4-6 классах средней школы". Москва, "Просвещение", 1978 г. 6. Г.И.Беленький, М.А.Снежковская "Изучение литературы в средней школе". Москва, "Просвещение", 1983 г. 7. В.Г.Маранцман "Методика преподавания литературы в средней школе". Москва, "Просвещение", 1996г. 8. "Совершенствование преподавания литературы в школе" под редакцией Г.И.Беленького. Москва,"Просвещение", 1986г. 9. А.Г.Соколов "История русской литературы конца XIX - начала XX вв. Москва, "Высшая школа", 1988 г. 10. Л.А.Смирнова "Русская литература конца XIX - начала XX века". Москва, "Просвещение", 1993г. 11. "Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы" под редакцией Ф.Ф.Кузнецова. (1,2 части). Москва, "Просвещение", 1994 г. 12. "Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений" под редакцией В.В.Агеносова. (1, 2 ч.). Москва, Издательский дом "Дрофа", 2004 г. 13. Т.Ф.Курдюмова "Методические рекомендации к учебной хрестоматии "Литература" 5 класс". Москва, "Просвещение", 2005 г. 14. "Литература. Учебная хрестоматия для 5 класса средней школы. В двух частях" составитель Т.Ф.Курдюмова. Москва, "Просвещение", 2006 год. 15. "Программа по литературе для средних общеобразовательных заведений". Научный редактор Т.Ф.Курдюмова. "Министерство образования РСФСР", 2006 г. 16. "Программа по литературе" 5-11 классы. Под редакцией А.Г.Кутузова.

17."Программа по литературе" 5-11 классы. Под редакцией Г.И.Беленького. "Министерство образования РФ", 2005 г. 18. "Программа литературного образования для школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля" 5-11 классы. Авторы: А.Г.Кутузов, М.Б.Ладыгин, А.Б.Есин, ж-л "Литература в школе", номер 6, 2004 г. 19. М.А.Рыбникова "Очерки по методике литературного чтения", Москва, "Просвещение", 1985г. 20. "Совершенствование преподавания литературы в школе". Пособие для учителя. Москва, "Просвещение", 1986г. 21. "Пути анализа литературного произведения" Пособие для учителя. Москва, "Просвещение", 1981 г. 22. "Развитие речи учащихся в 4-10 классах в процессе изучения литературы в школе" Пособие для учителя. Москва, "Просвещение", 1985 г. 23. "Активные формы преподавания литературы" Москва, "Просвещение", 1991г. 24. Н.И.Кудряшов "Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы" Пособие для учителя. Москва, "Просвещение", 1981г. 25. М.М.Гиршман "Литературное произведение. Теория и практика анализа" Москва, "Высшая школа", 1991г. 26. В. П. Медведев "Изучение лирики в школе" Книга для учителя. Москва, "Просвещение", 1985г. 27. Д.И.Фельдштейн "Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания" //"Вопросы психологии", 1984г., номер 2. 28. Фридман "Формирование познавательных интересов у школьников" Москва,1979г. 29. М.Швебель "Развитие познавательных способностей школьников"// "Перспективы", 1986г., номер 1.

30. Учебник: В мире литературы. 5 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений; В 2 ч./ Авт.-сост. А. Г. Кутузов, В. В. Леденева, Е. С. Романичева, А. К. Киселев. М.: Дрофа, 2003.

31. Меркин Г. С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. В 2 ч. М.: РОСТ, Скрин, 1996.

32. Кутейникова Н. Е., Сосновская И. В. Литература. 5 класс: Русская литература 19-20 веков. Зарубежная литература: Пособие для учителя/Под общей редакцией Н. Е. Кутейниковой. М.: Айрис-пресс, 2004.

33. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам. V-VIII классы. М.: АРКТИ, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  477  478  479   ..

 

№ п/п

Тема

Теория литературы

Творческие работы

Оборудование

Тип урока

Кол-во часов

Тема 1. Литература как искусство слова (3 часа).

1

1.1. Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразие духовного мира человека. Литература и другие виды искусства.

Развитие понятий: художественное творчество, жизненная правда, автор, литературные жанры, виды искусства, тропы и фигуры в художественном слове.

Таблица «Роды литературы».

1

2.

1.2. Происхождение литературы. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы Древней Греции. Повторение изученного на уроках истории. Мифология и её влияние на возникновение и развитие литературы.

Введение понятий: миф, мифология, мифический герой, афоризм, афористичность, фразеологизм.

Иллюстрации к мифам Древней Греции.

1

3.

1.3. Урок внеклассного чтения 1. Чтение и обсуждение «Подвигов Геракла».

Развитие понятий: миф, мифология, мифический герой,

1

Тема 2. Русский фольклор (3 часа).

4.

2.1 Фольклор. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.

Введение понятий: фольклор, нравственный идеал, вымысел, фантастика.

Иллюстрации к русским народным сказкам художников разных лет. Репродукции картины художника Васнецова.

1

5.

2.2 Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Детский фольклор. Отражение в пословицах и загадках народного опыта и мудрости. Метафоричность и афористичность малых жанров фольклора.

Введение понятий: жанры фольклора, иносказание, аллегория, мораль.

1

6.

2.3. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен и их тематика. Частушки как формы песенного фольклора.

Развитие понятий: народная песня, частушка, фольклор, жанры фольклора.

1

Тема 3. Сказки. (11 часов)

Виды сказок. «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль», «Тысяча и одна ночь».

7.

3.1. Сказка. Виды и типы сказок: волшебные, героические, бытовые, сказки о животных, сказки-загадки, сказки-анекдоты. Сказка «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Построение сказки. Приемы создания характеров сказочных персонажей.

Развитие понятий: герои сказки, сказочный сюжет, зачин, концовка, волшебный предмет, аллегория.

Иллюстрации к сказке.

1

8.

3.2. Сказка «Царевна-лягушка». Выражение нравственного идеала народа в положительных героях сказки.

Введение понятий: тема, идея, нравственный идеал, постоянные эпитеты, фантастика.

Иллюстрации к сказке.

1

9.

3.3. Бытовые сказки, их особенности. Сказка «Жена-доказчица». Сказка и небылица.

Развитие понятий: сказочный герой, сказочный сюжет, сказочный язык, аллегория, нравственный идеал, положительный и отрицательный герой, тема, идея, мораль.

1

10.

3.4. Сказки о животных. «Волк и журавль». Образы животных в сказке. Народная мудрость сказок.

Развитие понятий: сказочный сюжет, сказочный язык, положительный и отрицательный герой, тема, идея, аллегория.

Таблица «Роды литературы».

1

11.

3.5. Урок внеклассного чтения 2. Сказки народов мира. Восточная сказка «Тысяча и одна ночь». Сравнение с русскими народными сказками. Общее и отличие. Чему учат сказки?

Развитие понятий: сказочный сюжет, сказочный язык, положительный и отрицательный герой, тема, идея, аллегория.

Таблица «Роды литературы».

1

12.

3.6. Миф и сказки. Общие и отличительные признаки.

Развитие понятий: миф, мифологический и сказочный герой, сказочный сюжет, сказочный язык, афоризм, фразеологизм, аллегория, мораль, роды литературы.

Таблица «Роды литературы».

1

13.

3.7. Творческий практикум. Рисуем иллюстрации к любимым сказкам. Инсценируем любимые сказки (задание на выбор).

Рисование иллюстраций, инсценирование сказок.

Иллюстрации к сказкам. Инсценирование сказок.

Урок-практикум.

1

Тема 4. Г. Х. Андерсен «Соловей», «Снежная королева». (4 часа).

14.

4.1. Г. Х. Андерсен. Слово о писателе. Викторина по сказкам Андерсена.

Введение понятий: сказочная ситуация, авторская позиция.

Портрет писателя.

Урок-викторина.

1

15.

4.2. Г. Х. Андерсен «Соловей». Борьба добра и зла в сказке Андерсена. Мастерство писателя в создании сюжета и характеров. Приемы раскрытия характеров главных героев. Приемы создания сказочной ситуации. Авторская позиция в сказке.

Развитие понятий: автор, писатель, сюжет, герой, характер, аллегория, мораль, тема, идея

Иллюстрации к сказке.

1

16.

4.3. Г. Х. Андерсен. Сказка «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Китайский колорит сказки и его значение для понимания проблематики произведения. Аллегорическое содержание сказки, её мораль.

Развитие понятий: сказочная ситуация, авторская позиция,

Портрет писателя. Иллюстрации к сказке.

1

17.

4.4. Урок внеклассного чтения 3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

Развитие понятий: автор, писатель, сюжет, герой, характер, аллегория, мораль, тема, идея.

Фрагменты мультфильма по сказке «Снежная королева».

1

Тема 5. Русская литература XIX века (37 часов).

18.

5.1. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. «Золотой век» русской поэзии.

Введение понятий: классика, классическая литература.

Портреты писателей Пушкина, Жуковского, Крылова, Лермонтова.

1

Крылов. Басни. «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне». (4 часа).

19.

5.2. Басня и её родословная. Басня и сказка. Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец Крылов. Басни «Квартет», «Волк и ягненок». Образы животных и их роль в басне. Аллегория как основа художественного мира басен.

Развитие понятий: сюжет, жанр, мораль, аллегория, афоризм, афористичность.

Портрет писателя. Иллюстрации к басням.

1

20.

5.3. И. А. Крылов «Свинья под дубом», «Волк на псарне». Обличение невежества, выражение народного духа и народной мудрости в сказках Крылова. Злободневность басен Крылова. Мораль басен и способы её выражения. Языковое своеобразие басен.

Развитие понятий: сюжет, жанр, мораль, аллегория, афоризм, афористичность.

Портрет писателя. Иллюстрации к басням.

1

21.

5.4.Уроки «Творческой мастерской». Урок 1. Обобщение: художественное своеобразие басен, законы построения, особенности языка.

Развитие понятий: сюжет, жанр, мораль, аллегория, афоризм, афористичность.

Иллюстрации к басням.

1

22.

5.5. Урок 2. Обсуждение самостоятельно прочитанной басни, рисование иллюстраций к басням, инсценирование басен (на выбор), сочинение собственной басни.

Инсценировка басен.

Урок-практикум.

1

А. С. Пушкин. (8 часов).

23.

5.6. А. С. Пушкин. Слово о поэте.

Портрет писателя.

1

А. С. Пушкин. Лирика. «Няне», «И. Пущину», «Зимнее утро». (3 часа).

24.

5.7. Образ няни в творчестве Пушкина. Стихотворение Пушкина «Няне». Художественные особенности произведения.

Введение понятий: лирика как род литературы; лирическй герой, лирическое настроение, ритм, рифма, строфа, стопа, стихотворные размеры ямб и хорей.

Таблица «Роды и жанры литературы».

1

25.

5.8. Тема дружбы в лирике Пушкина. Стихотворение «И. Пущину». Образ друга и образ лирического героя в этом стихотворении.

Развитие понятий: лирика, лирический герой, лирическое настроение, рифма, ритм, строфа, стопа, размер, эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.

Портрет писателя. Таблица «Лирический герой».

1

26.

5.9. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении А. Пушкина «Зимнее утро». Образ лирического героя.

Развитие понятий: лирика, лирическое настроение, лирический герой; рифма, ритм, строфа, эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.

Портрет писателя. Таблица «Лирический герой».

1

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (4 часа).

27.

5.10. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Содержание и проблематика сказки. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра над злом.

Развитие понятий: фольклор, литература, литературная сказка, автор, писатель, герой, характер, сюжет, тема, идея.

Портрет писателя. Иллюстрации к сказке.

1

28.

5.11. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Художественные особенности произведения. Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Понятие о стихотворной сказке.

Введение понятия: стихотворная сказка.

Портрет писателя. Фрагменты из мультфильма по сказке.

1

29.

5.12.Уроки «Творческой мастерской». «Сказочная живопись».

Развитие понятий: фольклор, литература, автор, писатель, герой, характер, сюжет, тема, идея, мораль.

1

30.

5.13.Уроки «Творческой мастерской». «Сказочная живопись».

Сочинение сказки, иллюстрирование, создание книжки-малышки.

Урок-практикум.

1

Внеклассное мероприятие: КВН «В мире сказок».

М. Ю. Лермонтов. Лирика. «Листок», «Утес», «Бородино». (4 часа).

31.

5.14. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

Портрет писателя.

1

32.

5.15. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утес». Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы поэтом. Образ лирического героя. Мастерство Лермонтова в передаче настроения лирического героя через образы природы.

Развитие понятий: лирика, лирический герой, лирическое настроение, рифма, ритм, строфа, стопа, размер, ямб, хорей.

Портрет писателя.

1

33.

5.16. М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Тема Отечественной войны 1812 г. и её воплощение в стихотворении. Образ простого солдата-защитника родины. Тема патриотизма. Художественное своеобразие стихотворения – монолога.

Развитие понятий: лирика, лирический герой, лирическое настроение, рифма, ритм, строфа, стопа, размер, ямб, хорей.

Портрет писателя. Изображение Бородинского сражения различными художниками. Картина «Пожар Москвы».

1

Н. В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница» (4 часа).

34.

5.17. Н. В. Гоголь. Слово о писателе.

Портрет писателя.

1

35.

5.18. Н. В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница». История создания повести. Чтение и анализ 1 главы. Роль пейзажа и украинского фольклора в создании характеров героев повести.

Введение понятий: фантастическая повесть, диалектные слова.

Портрет писателя. Репродукция картины Ге «Ночь над Днепром». Иллюстрации к повести.

1

36.

5.19. Н. В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница». Чтение и анализ 2 и 3 глав. Сочетание реальности и фантастики. Приемы создания комического: смешные имена, смешная внешность, несоответствие в поступках.

Развитие понятий: сюжет, композиция, герой, портрет литературного героя, характер.

Изображение украинских народных костюмов.

1

37.

5.20. Н. В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница». Чтение и анализ 4 и 5 глав. Художественное своеобразие повести; поэтичность языка прозы (роль эпитетов, олицетворений, обращений, восклицаний). Роль автора-рассказчика. Фантастическая повесть и сказка, различия между фантастическим и волшебным.

Развитие понятий: жанр, повесть, композиция, фантастика, художественно-изобразительные средства.

Иллюстрации к повести.

1

Ф. И. Тютчев. Лирика. «Весенняя гроза», «Зима недаром злится». (2 часа).

38.

5.21. Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Пейзаж как средство создания настроения в стихотворениях «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Летний вечер». Особенности пейзажной лирики.

Введение понятия: пейзажная лирика.

Портрет писателя. Репродукции картин русских художников, изображающих русскую природу. Аудиозапись стихотворений.

1

39.

5.22. Творческий практикум «Страна поэзия: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Развитие понятий: лирика, лирическое настроение, лирический герой, ритм, рифма, строфа, стопа, размер, ямб, хорей, средства выразительности: олицетворение, эпитет, метафора.

Анализ стихотворения.

Урок-практикум.

1

А. А. Фет. Лирика. «Я пришел к тебе с приветом…», «Чудная картина». (1 час).

40.

5.23. А. Фет. Слово о поэте. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Чудная картина», «Печальная береза». Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

Развитие понятий: лирика, лирическое настроение, лирический герой, ритм, рифма, строфа, стопа, размер, ямб, хорей, средства выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет, метафора.

Портрет писателя. Репродукции картин русских художников, изображающих русскую природу.

1

И. С. Тургенев. «Муму». (4 часа).

41.

5.24. И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Реальная основа повести.

Введение понятия: автобиографический момент.

Портрет писателя. Изображение старой Москвы и сохранившегося «Дома Му-му».

1

42.

5.25. И. С. Тургенев. «Муму». Изображение быта и нравов крепостнической России. Образы барыни и Герасима. Сострадание и жестокость как нравственные полюсы повести.

Развитие понятий: жанр, рассказ,

Таблица «Роды и жанры литературы».

1

43.

5.26. И. С. Тургенев. «Муму». Нравственное превосходство Герасима над челядью. Роль концовки в понимании авторской позиции.

Развитие понятий: авторская позиция, тема, идея, пейзаж.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

1

44.

5.27. Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Как бы воспринимался характер Герасима, если бы у рассказа был другой конец?»

Сочинение.

1

А. Кольцов. Лирика. «Косарь», «Песня пахаря». (1 час).

45.

5.28. Тема духовного богатырства в стихотворениях А. Кольцова «Косарь», «Песня пахаря».

Развитие понятий: жанр, лирика, лирический герой, тема, идея, ритм, рифма, размер, стопа, ямб, хорей, художественно-изобразительные средства.

Портрет писателя. Аудиозапись стихотворений.

1

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». (2 часа).

46.

5.29. Н. А. Некрасов. Слово о поэте.

Портрет писателя, фотографии Дома-музея Некрасова в Грешневе.

1

47.

5.30. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». Тема тяжелой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика как прием создания характера литературного героя. Автор и лирический герой.

Введение понятия: речевая характеристика.

Портрет писателя, фотографии Дома-музея Некрасова в Грешневе.

1

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». (3 часа).

48.

5.31. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования. Сравнительная характеристика героев.

Введение понятий: быль, сравнительная характеристика героев.

Портрет писателя. Картины, изображающие кавказскую природу.

1

49.

5.32. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жизнь и быт горцев. Картины кавказской природы, их роль в создании характеров горцев.

Развитие понятий: жанр, сюжет, тема, идея, герой, характер, пейзаж.

Портрет писателя. Картины, изображающие кавказскую природу. Иллюстрации к рассказу.

1

50.

5.33. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Образ Дины. Нравственные проблемы рассказа.

Введение понятия: нравственные ценности.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

1

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». (2 часа).

51.

5.34. А. П. Чехов. Слово о писателе.

Портрет писателя.

1

52.

5.35. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Сатира и юмор в рассказе. Приёмы создания комического эффекта. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали в раскрытии характеров героев.

Развитие понятий: юмор, ирония, приемы создания комического.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

1

В. Г. Короленко. «Дети подземелья». (2 часа).

53.

5.36. Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой. Жанровые особенности повести. В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» («Дети подземелья») как повесть. Роль портрета и пейзажа в произведении.

Развитие понятий: жанр, рассказ, повесть, сюжет, герой, характер, портрет, пейзаж.

Таблица «Роды и жанры литературы».

1

54.

5.37. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Образы главных героев. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб персонажей. Гуманистический смысл повести.

Введение понятий: гуманизм, гуманность.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

1

Тема 6. Тема детства в зарубежной литературе. М Твен. «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Геккельбери Финна» (4 часа).

55.

6.1. М. Твен. Слово о писателе. Автобиографичность повести «Приключения Тома Сойера». Главные герои и основные события.

Развитие понятий: автобиографическое произведение, жанр, повесть, сюжет, герой, характер, юмор, ирония, тема, идея.

Портрет писателя.

1

56.

6.2. М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.

Портрет писателя. Иллюстрации к произведению.

1

57.

6.3. Урок внеклассного чтения. М. Твен «Приключения Геккельбери Финна».

Портрет писателя.

1

58.

6.4. Творческий практикум. Сочинение сюжета для повести.

Сочинение сюжета для повести.

Урок-практикум.

1

Тема 7. Мир «братьев наших меньших» в произведениях русских и зарубежных писателей XX в. (4 часа).

С. А. Есенин «Песнь о собаке», «Корова». (1 час).

59.

7.1. С. А. Есенин. Слово о поэте.

Развитие понятий: лирика, лиризм, лирический герой, ритм, рифма, размер, стопа, ямб, хорей, средства изобразительности: эпитет, олицетворение, метафора.

Портрет писателя. Аудиозапись стихотворений.

1

А. Платонов «Корова». (1 час).

60.

7.2. А. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Корова». Мир природы и человека в стихах Есенина и в рассказе Платонова.

Развитие понятий: рассказ, сюжет, герой, характер, автор, писатель.

Портрет писателя.

1

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». (1 час).

61.

7.3. В. Маяковский. Слово о поэте. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения. Художественное новаторство поэзии Маяковского, словотворчество.

Развитие понятий: поэзия, лирика, ритм, рифма, размер.

Портрет писателя.

1

Д. Лондон «Белый клык». (2 часа).

62.

7.4. Д. Лондон. Слово о писателе. Рассказ «Белый клык». Мир человека и природы в рассказе Д. Лондона.

Развитие понятий: жанр, рассказ, повесть, сюжет, герой, автор-рассказчик, тема, идея.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

1

63.

7.5. Д. Лондон. «Белый клык». Особенности жанра-сказания. Мастерство писателя в изображении животных.

Введение понятия: сказание.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

1

Тема 8. М. Пришвин «Кладовая солнца». (3 часа).

64.

8.1. М. Пришвин. Слово о писателе. Поэзия природы в творчестве Пришвина.

Развитие понятий: жанр, повесть, сюжет, герой, характер, пейзаж, автор, авторская позиция.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

1

65.

8.2. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Образы Насти и Митраши. Тема детства в рассказе.

Развитие понятий: жанр, повесть, сюжет, герой, характер, пейзаж, автор, авторская позиция.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

1

66.

8.3. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Иллюстрации к рассказу.

1

Тема 9. В. Астафьев «Васюткино озеро». (2 часа).

67.

9.1. В. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Главный герой рассказа и его становление в борьбе с трудностями.

Развитие понятий: жанр, рассказ, сюжет, герой, характер, пейзаж.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

1

68.

9.2. В. Астафьев. «Васюткино озеро». Художественная зоркость писателя в изображении мира природы.

Иллюстрации к рассказу.

1

69.

9.3. Творческий практикум. Обучение сочинению-отзыву на примере рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро».

Введение понятия: отзыв.

Портрет писателя. Фрагмент художественного фильма.

Урок-практикум.

1

70.

Развитие речи. Сочинение-отзыв на самостоятельно прочитанное произведение писателей XX в. (А. Куприн «Чудесный доктор», Б. Житков «Механик Солерно», В. Драгунский «Девочка на шаре», О. Генри «Вождь краснокожих», Дж. Лондон «Сказание о Кише» и др.) или письмо литературному герою.

Сочинение-отзыв, письмо литературному герою.

1

71.

Внеклассное мероприятие. Викторина по произведениям, пройденным в 5 классе.

Урок-викторина.

1