Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов (Э. Эзе) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов (Э. Эзе) - 1983 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов (Э. Эзе) - часть 10

 

 

ли в ходе дальнейшей подготовки кон-
курной лошади
(подошедшей уже к
участию в соревнованиях среднего
класса) вы будете поднимать высоту
гимнастических препятствий, то в лю-
Рис. 51. Ряд препятствий
бом случае она не должна быть больше
80—90 см. Если же перекладина
поднята выше 60 см, расстояние между
отдельными элементами будет дос-
тигать 6,6 м. Дело в том, что к ряду, как
6 м — с учетом маха данной лошади.
и к любому гимнастическому пре-
Преодоление перекладины требует уже
пятствию, всадник подходит на рыси,
определенной техники прыжка, по-
а после первого препятствия лошадь
скольку лошадь с известным напряже-
сама выбирает аллюр и может прео-
нием подводит далеко вперед задние
долеть все остальные элементы на га-
ноги и поднимает голову и шею, что
лопе.
обусловливает сильное отталкивание
Поскольку лошадь, прыгая посто-
и правильную траекторию прыжка.
янно через одну и ту же систему, мо-
Назначение третьей перекладины
жет стать небрежной и неосторожной,
то же самое, что и второй, но, кроме
рекомендуется время от времени уби-
того, она требует от лошади сохране-
рать одно препятствие либо менять
ния эластичности и сбора.
расстояние между ними. Это способ-
С той же целью в ряд включаются
ствует развитию внимания и способ-
все следующие препятствия. Благода-
ности лошади рассчитывать свои
ря повторению однотипных движений
прыжки.
у лошади закрепляется желательный
Ряд валов
— это гимнастическое
динамико-моторный стереотип.
препятствие, которое преодолевается
Работу с молодыми лошадьми на-
на шагу или на рыси (рис.
52). При
чинают с трех препятствий высотой
прохождении валов лошадь делает та-
30, 45 и 45 см. В течение шести недель
кие же движения, как при прыжке,
количество перекладин увеличивается
но — и в этом преимущество данного
до шести. Тогда начинают повышать
препятствия — гораздо медленнее. Ре-
отдельные препятствия, в первую оче-
комендуется пользоваться этим соору-
редь последнее. Постепенно, в течение
жением очень рано, когда лошадь еще
примерно двух месяцев, достигается
не должна делать прыжков. Однако и
высота 45 и 60 см.
позднее ряд валов может оказаться
Только во второй половине первого
очень полезным препятствием для
года обучения можно начать услож-
улучшения работы спинной мускула-
нять требования, укорачивая расстоя-
туры. В течение одной тренировки его
ние между перекладинами, что резко
можно проходить не больше чем 3—5
повышает гимнастический эффект сис-
раз.
темы.
Волнообразные движения, выпол-
Отрабатывая эти легкие прыжки,
няемые на ряду валов в замедленном
нужно обращать внимание на то, что-
темпе, дают прекрасную возможность
бы лошадь не переутомлялась. Разви-
отрабатывать технику и чувство всад-
тие мускулатуры молодой лошади, ук-
ника на прыжке.
репление ее сухожилий и связок тре-
Препятствия только тогда вполне
буют времени. Вот почему гимнасти-
отвечают своему назначению, когда их
ческий ряд следует преодолевать не
преодолевает лошадь, находящаяся в
более 3—5 раз за одну тренировку.
полном контакте со средствами управ-
Следует сказать еще вот о чем. Ес-
157
Рис. 52. Ряд валов
правильной техники прыжка. Если
жердь положить слишком далеко, ло-
шадь может приземлиться прямо на
ления (разумеется, когда она к ним
нее и повредить ногу. Молодые лоша-
уже привыкла). Главную часть трени-
ди преодолевают это препятствие в
ровки, в которую включено преодоле-
конце тренировки. Делая шаговые па-
ние гимнастических препятствий, дол-
узы, можно преодолеть его 15—20 раз.
жна составлять выездка.
Если лошади уже достаточно под-
Гимнастическое препятствие с до-
готовлены, то это гимнастическое пре-
бавочной жердью состоит из одной пе-
пятствие можно преодолевать в самом
рекладины небольшой высоты и жер-
начале тренировки — 4—5 раз для раз-
ди, лежащей сзади на земле. Соотно-
минки перед основной прыжковой ра-
шение между высотой перекладины и
ботой. Хорошо иметь это препятствие
расстоянием до жерди всегда должно
на каждом разминочном поле.
быть 1:2. Это препятствие всегда прео-
Комбинация ряда и гимнастическо-
долевается со стороны перекладины и
го препятствия с добавочной жердью
только на рыси.
состоит, как правило, из трех элемен-
Назначение перекладины
— побу-
тов. Первое препятствие — гимнасти-
дить лошадь к прыжку, а жерди — не
ческая перекладина с жердью — требу-
дать лошади слишком рано оттолк-
ет правильного выгибания спины.
нуться. В этом и состоит гимнастичес-
Второе — простая перекладина — по-
кая ценность системы.
буждает лошадь собраться и энергич-
На последнем шагу рыси перед
но оттолкнуться. Третий элемент — па-
препятствием лошадь готовится к
ра жердей, первая из которых поло-
прыжку и сильно подводит вперед зад-
жена на землю
(рис.
53). К данной
ние ноги. Лежащая на земле жердь
комбинации всадник всегда подходит
заставляет ее энергичнее отталкивать-
на рыси, а затем предоставляет лоша-
ся задними ногами и сильнее выгибать
ди возможность выбрать аллюр для
спину в фазе полета. Чтобы избежать
преодоления двух последующих эле-
рывка руками, нужно выполнять это
ментов.
упражнение с отданным поводом.
Гимнастическая двойная система
Можно разместить препятствие таким
состоит из двух перекладин: одна на
образом, чтобы всадник, двигаясь по
высоте 30—50 см, вторая выше. В ходе
кругу, постоянно преодолевал его.
работы вторая может быть поднята с
В течение 2—3 месяцев можно под-
60 см до
1,1 м. Расстояние между
нять высоту перекладины до 60 см, а
перекладинами 2,8 м может в течение
расстояние до жерди увеличить до
двух месяцев сократиться до 2,25 м.
1,2 м. Эти максимальные параметры не
Первая перекладина заставляет ло-
стоит превышать, потому что они
шадь совершить прыжок, но не дает
вполне достаточны, чтобы побудить
гимнастического эффекта. Вторая сра-
лошадь к энергичной работе и тем са-
батывает примерно так, как второй
мым способствовать формированию
элемент ряда, но ее тренирующий эф-
158
Рис. 53. Комбинация гимнастических препят-
возникнуть ошибки, требующие немед-
ствий
ленного исправления. Если, например,
при подходе к препятствию лошадь
фект гораздо выше. Гимнастическую
пытается бежать быстрее, ее нужно
систему можно преодолевать только
повернуть в сторону в тот самый мо-
на достаточно подготовленной лошади,
мент, когда она захочет броситься на
умеющей преодолевать все описанные
препятствие. Этот метод можно при-
выше гимнастические препятствия.
менять всякий раз, когда подход к
Сокращение расстояния между пре-
препятствию кажется неудовлетвори-
пятствиями способствует улучшению
тельным.
изгиба спины лошади на прыжке. По-
Когда лошадь подходит к препят-
вышение второй перекладины застав-
ствию, оно действует на нее как раз-
ляет сильнее отталкиваться и, следо-
дражитель, заставляющий ускорять
вательно, служит укреплению муску-
движения. Точка, в которой начинает
латуры. Если лошадь, подходя к пре-
действовать этот раздражитель
(уда-
пятствию, самовольно переходит в га-
ленность ее от препятствия), зависит
лоп, можно на подходе положить 2— 3
от темперамента и уровня подготов-
жерди на определенном расстоянии
ленности лошади и называется поро-
одна от другой.
гом раздражения. Цель упражнения
Подход к препятствию на рыси —
заключается в том, чтобы снять дейст-
основной метод тренировки лошади и
вие порога раздражения и улучшить
всадника. Так как лошадь относитель-
послушание лошади.
но медленно подходит к препятствию,
Как только всадник, подходя к
она обретает уверенность, остается
препятствию, почувствует, что лошадь
спокойной при отталкивании, что по-
хочет ускорить движение, он повора-
зволяет сохранить и укрепить в ней
чивает ее в сторону, описывает вольт,
желание прыгать.
затем, пройдя опять точку, от которой
Описанные гимнастические пре-
был начат поворот, делает вольт в
пятствия в конце концов начинают
другую сторону. Описав таким обра-
применяться всадником только для
зом восьмерку, всадник движется по
разминки. Наступает момент, когда
прямой к препятствию и, почувство-
молодую лошадь можно познакомить
вав, что снова наступает порог раз-
с настоящими препятствиями, которые
дражения, делает новую восьмерку.
должны быть не ниже 60—70 см. К ним
Таким образом он постепенно подвига-
лошадь подходит в длинном поводу
ется все ближе к препятствию
оживленной равномерной рысью. А
(рис. 54).
всадник должен не столько смотреть
Если препятствие не действует на
на препятствие, сколько сосредо-
лошадь как раздражитель уже на рас-
точиться на поддержании ровного
стоянии 4—6 махов рыси и она нахо-
такта движений.
дится в полном контакте со всадни-
Если предыдущая подготовка ве-
ком, он подходит к препятствию и
лась недостаточно тщательно, то могут
преодолевает его. Это упражнение
159
разобраться и выбрать нужную точку
для отталкивания. Всадник во время
преодоления препятствий не должен
мешать лошади прыгать
(низко опу-
щенная, мягкая рука, ремень на шее
лошади). Если лошадь, преодолевая
отдельные препятствия на рыси, поте-
ряет правильную технику, нужно вер-
нуться к гимнастическим препятст-
виям.
Препятствия на первых стадиях
прыжковой подготовки не должны пу-
гать лошадь неожиданной формой или
цветом. Они должны быть привлека-
тельными и по своей форме помогать
лошади правильно рассчитать точку
отталкивания.
С учетом всего этого на данной
стадии подготовки можно применять
Рис. 54. Перемещение «порога раздражения»
все виды препятствий, лишь бы их вы-
ближе к препятствию
сота не превышала
60—70 см. При
широтно-высотных прыжках ширина
заложения должна быть не больше
60 см, а канавы делают не шире 1,5 м.
требует от всадника большого терпе-
Двойные и тройные
системы
препятствий одинаковой высоты мож-
ния, порой его приходится повторять
но вводить в тренировку почти одно-
на каждом новом препятствии, но оно
очень важно, поскольку приучает ло-
временно с отдельными препятствия-
ми, преодолеваемыми на рыси. На
шадь выполнять прыжок в полном
подчинении у всадника.
первое препятствие системы всадник
Всадник на правильно выезженной
должен заходить так, словно оно
единственное. А уж дальше он позво-
лошади, полностью владеющий ею,
может не бояться, что из-за частых
ляет лошади двигаться галопом, как
поворотов она встанет перед препятст-
это было при преодолении ряда гим-
настических препятствий.
вием. На данной стадии обучения
лошадь, не приученная к прыжкам с
Во время первых прыжков с рыси
рыси, часто теряет такт движения.
расстояние между препятствиями двой-
ной системы должно быть не менее
Приходится делать гораздо больше
восьмерок перед препятствием, чем
6,4 м. В тройной системе расстояние
прыжков. Необходимо терпеливо улуч-
между вторым и третьим препятстви-
ями можно увеличить до 6,8 м. Но это
шать подход к препятствию и ни в
коем случае не довольствоваться пло-
только примерные цифры. В основном
же нужно исходить из длины естест-
хо выполненными прыжками.
венного маха галопа данной лошади,
На ранней стадии подготовки нельзя
оказывать прямое воздействие на
а также скорости движения. Если ло-
шадь, несмотря на основательную
лошадь, побуждая ее к отталкиванию
подготовку и правильное подведение
в определенном месте. Гораздо пра-
вильнее дать лошади самостоятельно
ее к хорошо построенному препят-
ствию, остановилась, то нужно заста-
вить ее постоять перед препятствием
160
Рис. 55. Препятствия, построенные звездой
8—10 секунд. Затем всадник повора-
Вообще, при сопротивлении лошади
чивает ее в сторону, восстанавливает
нужно облегчить ей задачу настолько,
на рыси полный контакт с ней и как
чтобы она стала для нее вполне вы-
ни в чем не бывало делает новую
полнимой, и лишь постепенно повы-
попытку преодолеть препятствие.
шать требования.
Как правило, при втором подходе
Препятствия, построенные звездой,
лошадь прыгает без малейшей замин-
могут применяться на данном этапе
ки. Если же она опять закидывается,
подготовки с большой пользой. Они
нужно раза два прикоснуться к ее
очень удобны тем, что занимают мало
боку за шенкелем кончиком хлыста
места
(рис.
55), всадник не делает
(не ударять!) и ни в коем случае не
длинных проходов от препятствия к
позволять повернуть в сторону. Посто-
препятствию, во время которых может
яв несколько секунд перед препятстви-
нарушиться контакт с лошадью. Мно-
ем, надо сделать новую попытку, но
гие всадники грешат тем, что не уде-
несколько опустив перекладину. Если
ляют достаточного внимания качеству
лошадь опять намеревается встать,
подхода к прыжку, готовности лошади
можно более определенно приложить
к нему. Препятствия, построенные
к ней хлыст, помня, однако, о том, что
звездой, помогают сохранять эту го-
он употребляется в данном случае в
товность. Сооружение может исполь-
целях воспитания, а не наказания.
зоваться и для разминки, если высота
препятствий не превышает 40—50 см.
Ряды препятствий могут приме-
161
няться уже на самых первых этапах
строен ошибочно. В начало ряда ста-
подготовки для улучшения техники
вят, как правило, уже знакомые ло-
прыжка, развития спинной мускулату-
шади элементы. Новые виды препят-
ры лошади, а также для приучения
ствий, непривычная высота или не-
к самым разнообразным видам пре-
обычный подход (увеличение скачков
пятствий. Кроме того, ряды препятст-
галопа) должны быть в конце ряда,
вий дают возможность варьировать
потому что преодолеть их помогает
технические задачи, т. е. осуществлять
инерция движения.
комплексную тренировочную работу.
При правильном методическом
Ряды препятствий не должны
усложнении тренировок можно посте-
включать больше четырех элементов,
пенно превратить ряды препятствий в
лишь к концу второго года подготовки
паркуры. Надо только соблюдать сле-
число их может вырасти до шести.
дующие основные принципы. Перед
К концу первого года обучения высота
первым, низким препятствием кладут-
препятствий в зависимости от работы
ся на землю 4—6 жердей, которые по-
лошади может быть поднята до
могают регулировать рысь при подхо-
0,8—1 м.
де. Расстояние между препятствия-
Первое препятствие ряда должно
ми — 3, 5 или 9 м (можно и больше), но
быть на
10—15 см ниже остальных.
в любом случае это число должно
Преодоление рядов препятствий
делиться на 3. Радиус поворотов между
прекрасная подготовка к более позд-
препятствиями всегда должен быть
ней работе на комбинациях препят-
таким, чтобы лошадь не теряла им-
ствий, поэтому расстояние между пре-
пульса.
пятствиями устанавливается такое,
Хорошо, если лошадь после прыжка
чтобы лошадь могла делать между
начинает галоп с той ноги, с какой
ними один, два или более махов гало-
она должна выполнить следующий
па. Разумеется, поначалу расстояния
поворот. Вынесению вперед нужной
между препятствиями должны точно
ноги может способствовать всадник,
соответствовать длине махов галопа
научив свою лошадь менять ногу во
данной лошади. Лишь к концу второго
время прыжка. Для этого в момент
года обучения можно усложнять за-
прыжка он должен придать четкое по-
дачи, сокращая или, напротив, увели-
становление голове лошади, перенеся
чивая это расстояние. Если какое-ли-
в нужную сторону центр массы и
бо препятствие в ряду делается выше
больше нагрузив одно стремя.
остальных, это также нужно учиты-
Преодоление полевых препятствий.
вать при разметке подхода к нему.
На данном этапе подготовки молодой
Если перед препятствиями в ряду
лошади можно, выезжая в поле, де-
или за ними будут положены жерди
лать маленькие прыжки. Небольшая
или клавиши, это поможет улучшить
канава, низкая изгородь, поваленное
технику прыжка. Такие сочетания соз-
дерево и другие подобные препятствия
дают новые ситуации для лошади и
наверняка могут встретиться повсюду.
делают ее подготовку разносторонней
Другая цель упражнений в поле —
и разнообразной. Фантазию всадника,
приучить лошадь равномерно двигать-
составляющего ряды препятствий,
ся по пологому склону шагом и
ограничивает лишь уровень подготов-
рысью. Упражнение не только разогре-
ленности лошади. Границу ее нельзя
вает и развивает лошадь, но и выра-
переступать, чтобы не сделать шаг
батывает у нее полезные навыки.
назад в работе.
Всадник должен пытаться преодоле-
Если лошадь при прохождении ря-
вать более отвесные склоны, перехо-
да встанет, это означает, что он по-
дить ручей и вообще использовать
162
любую возможность для упражнений
на местности, но, разумеется, не пере-
напрягая лошадь. Длина и крутизна
склонов должны позволять проходить
их вверх и вниз шагом. Прыжки вверх
и вниз не могут по перепаду превы-
шать 75 см.
Преодоление канав. Все затрудне-
ния с преодолением — особенно канав с
водой — носят почти исключительно
психологический характер. Для пер-
вых опытов лучше всего выбрать су-
хую канаву шириной не более 1,5 м, но
с отвесными стенками, которые побудят
лошадь к прыжку, если она хочет
попасть на другую сторону.
Подходить к канаве нужно шагом
и строго перпендикулярно. Дойдя до
ее края, дайте лошади возможность
вытянуть шею и, так сказать, обню-
хать канаву. Если лошадь не хочет
прыгать, не думайте, что ей это труд-
но, потому что с места она вполне в
состоянии преодолеть более 2 м. Всадник
должен иметь абсолютно твердое
намерение преодолеть канаву. Учтите,
что его решимость — самый главный
фактор, заставляющий лошадь совер-
шить прыжок. Единственное, что делает
в данной ситуации всадник, — высылает
лошадь одновременно двумя
шенкелями. Большинство лошадей
после нескольких секунд замешатель-
ства делают прыжок. Порой это про-
исходит неожиданно. Чтобы не поме-
шать лошади, всаднику лучше при-
держиваться за шейный ремень.
Если лошадь не может решиться
на прыжок, воздействие шенкелей
усиливается легким постукиванием
хлыста за шенкелем. Всадник должен
при этом следить за тем, чтобы ло-
шадь не повернула в сторону и не
отступила назад. Если необходимо,
можно простоять перед препятствием
5—10 мин. и больше. Ни в коем случае
не надо терять терпения. Лошадь
обязательно решится, если только
всадник ей не помешает. Тот, кто от
нетерпения применит хлыст как нака-
163
ботать у лошади правильный подход
зание, сделает свою лошадь ненадеж-
к препятствию и правильную технику
ной для преодоления канав. Хорошо
прыжка. На рыси лошадь всегда «со-
оправдал себя такой способ: поста-
образит», где ей удобнее оттолкнуть-
вить перед канавой ряд уже знакомых
ся. Молодым лошадям легче прыгать
лошади препятствий, позволяющих со-
с рыси, чем с галопа. Но слишком
вершить отталкивание за 30 см от края
долгая работа на рыси тоже не нуж-
канавы.
на, потому что лошадь при этом не
Специальная силовая работа. Пе-
получает достаточного ускорения для
ред препятствием (сначала высотой
плавного прыжка.
70 см) кладут на землю несколько
Прежде чем приступать к преодо-
жердей, заставляющих лошадь оста-
лению препятствий на галопе, всад-
ваться на рыси и сохранять невысо-
ник должен научить лошадь спокойно
кую скорость при подходе к препят-
галопировать с правой и левой ноги.
ствию. Тогда лошади придется употре-
На рабочем галопе нужно проверить
бить значительную силу, чтобы совер-
степень повиновения высылающим и
шить прыжок. Постепенно препятст-
сдерживающим средствам управле-
вие делают выше. Нужно только,
ния. Если с этим все обстоит благопо-
чтобы подход к нему всегда осуществ-
лучно, можно думать о прыжках. (На
лялся равномерной рысью. В соответ-
этой стадии подготовки особенно уме-
ствии с высотой нужно увеличивать и
стны препятствия, построенные звез-
расстояние между препятствием и по-
дой.)
следней жердью.
Если лошадь бросается на пре-
Количество повторений в серии
пятствия, причина обычно заключается
(выполняются
2—3 серии за трени-
в том, что всадник пытается удержать
ровку) зависит от способностей лоша-
ее поводом, в то время как он должен
ди. Высокий расход энергии относи-
постоянно
следить
лишь
за
тельно быстро приводит к усталости,
сохранением легкого контакта с ее
которую нельзя доводить до предела,
ртом. Когда лошадь начинает оказы-
чтобы не отбить у лошади охоту
вать сопротивление, всадник энергич-
прыгать.
нее действует шенкелями и может
Такую работу нужно проводить с
слегка коснуться ее бока хлыстом.
молодыми лошадьми раз в неделю, с
Если до препятствия осталось еще до-
подготовленными — 2 раза. Повторяем:
статочное расстояние, он делает лег-
это очень интенсивный метод, который
кую полуодержку и опять энергично
требует четкого наблюдения за
высылает. Таким образом удается со-
переносимостью нагрузки. Ни в коем
хранить живость галопа.
случае нельзя доводить дело до за-
В начальной стадии подготовки
кидок. Придерживаясь показателей,
не следует делать попыток определить
предлагаемых в табл. 4, всегда нужно
за лошадь точку отталкивания. Она
согласовывать их с индивидуальными
сама накапливает этот опыт, прео-
возможностями и способностями ло-
долевая поначалу несложные препят-
шади.
ствия. Бывает, что лошадь отказыва-
ПРЫЖКИ НА ГАЛОПЕ
ется сделать прыжок на галопе. Тогда
нужно преодолеть сначала это пре-
Почему мы не начинаем сразу
пятствие на рыси, опустив переклади-
преодолевать препятствия с галопа?
ну пониже. Помните, что всякая по-
На этот вопрос легко ответить: цель
пытка жесткого принуждения посад-
предлагаемой здесь прыжковой подго-
кой, а тем более хлыстом воспитыва-
товки заключается в том, чтобы выра-
ет ненадежного партнера.
164
Объем и содержание прыжковой
такт с ее ртом. Одновременно он раз-
работы. Упражняться в технике
гружает спину лошади и ее задние
прыжка на галопе можно 2—3 раза в
ноги, наклоняясь вперед.
неделю. Но прыжкам обязательно
На хорошем грунте по склону кру-
должна предшествовать тщательная
тизной до 25° можно спуститься на всех
разминка, работа на выезженность
трех аллюрах, но сокращенных. С
и гимнастическая работа. Выбирают
более крутого склона спускаются
препятствия по тем же принципам, что
только шагом. При движении вверх
и при работе на рыси. Преобладать
по склону надо придерживаться при-
должны ряды препятствий. Расстояние
мерно тех же правил: чтобы разгру-
между отдельными элементами со-
зить спину лошади и не мешать ее
ставляет 6 или 9 м. Приучать лошадь к
движениям, надо дать ей возможность
преодолению отдельного препятст-
вытянуть шею и выгнуть спину.
вия можно путем постепенного ото-
На склоне до 30° можно подниматься
двигания
(но каждый раз на 3 м)
вверх на всех трех аллюрах. При
последнего элемента ряда от осталь-
крутизне от 30 до 45° задание можно
ных. В поле можно пользоваться те-
выполнить только на шагу или галопе.
ми же типами препятствий, высота ко-
Если же наклон больше 45°, одолеть его
торых может достигать уже 1 м. Кроме
можно только галопом. Движение вверх
того, в тренировку можно включать
по склону длиной
500—800 м с
низкие препятствия на плавных
умеренным наклоном
(до
30°)
изгибах рельефа, рвы и канавы с во-
прекрасное средство для развития
дой различной формы (шириной до
выносливости лошади. Короткий
2,5 м), мелкие пруды, позволяющие
крутой склон (15—20 м), особенно если
сделать прыжок в воду и из воды. За
он песчаный,
способствует
на-
одну тренировку можно проделать не
ращиванию силы мускулов.
более 3—4 таких упражнений.
Пологие склоны дают нагрузку
Развитие подвижности в поле. Ре-
связкам и суставам лошади, не под-
гулярными разминками и специальны-
вергая их одновременно чрезмерной
ми упражнениями вы уже заложили
нагрузке. Поэтому они особенно нужны
основы для уверенного передвижения
при работе на выносливость, когда
лошади в полевых условиях. Теперь ее
слишком жесткий грунт заставляет
нужно научить проходить пересечен-
отказываться от длительной работы
ную местность на галопе и преодоле-
на галопе. Помните, что преодоление
вать крутые склоны.
более крутых склонов является для
Если рельеф местности изменяет-
молодой лошади тяжелой нагрузкой.
ся плавно, лошадь может продол-
К прыжкам в непривычных условиях
жать галопировать как по ровному
можно приступать, если лошадь четко
месту, не меняя темпа. Если равно-
повинуется средствам управления
мерность темпа потеряна, ее нужно
всадника. Если в ходе предыдущей
немедленно восстановить. При дви-
работы она усвоила правильную технику
жении вниз по крутому склону с по-
прыжка и прыгает охотно, то будет
мощью передних ног лошадь сохра-
спокойно преодолевать любые виды
няет равновесие, а вся тяжесть па-
препятствий и в новой для себя
дает на сильно подведенные под кор-
обстановке.
пус задние ноги. Вот почему лошади
При введении в тренировку новых
необходимо вытянуть вперед-вниз
препятствий нужно учитывать, что ло-
шею. Всадник должен удлинить по-
шадь комплексно воспринимает все
вод, чтобы не мешать движению шеи
попадающее в поле ее зрения. Новое
лошади, но при этом не терять кон-
препятствие всегда надо ставить на
165
то место, на котором лошадь уже
увеличиваться постепенно
с 550 до
преодолевала другие препятствия.
800 м.
И лишь после того, как она начнет
В ходе дальнейшей подготовки мы
преодолевать его с полным доверием,
ставим перед собой цели: а) закре-
можно перенести препятствие в но-
пить результаты предшествующих
вую обстановку.
тренировок и улучшить подвижность
Прежде чем прыгать через новое
лошади; б) развить мускулатуру ло-
препятствие, нужно подвести лошадь
шади; в) улучшить технику прыжка.
к нему шагом, дать возможность его
Этот период подготовки может на-
осмотреть и обнюхать. Во время этого
чаться тогда, когда лошадь научится
«осмотра» нельзя позволять лошади
свободно и уравновешенно идти сред-
отклоняться в сторону. Слегка посту-
ней рысью и средним галопом. По-
кивая хлыстом по боку лошади,
стоянными упражнениями нужно за-
всадник дает ей понять, что придется
креплять изученное ранее.
преодолеть это препятствие. Когда
Особое внимание нужно уделять
лошадь как-то отзовется на это, сде-
теперь повышению проводимости. На
лает движение вперед, всадник пово-
этом же этапе вводятся боковые дви-
рачивает ее и делает уже настоящий
жения, развивающие подвижность в
заход на препятствие на рыси. Вто-
плечах.
рой раз он подходит к препятствию на
При ежедневных тренировках гим-
галопе, но с достаточно большого
настирующие упражнения должны
расстояния, чтобы дать животному
включаться в выездку либо являться
возможность отрегулировать ход и
переходом между выездкой и прыжко-
правильно выбрать точку отталкива-
вой работой.
ния.
Для развития выносливости хоро-
Если молодую лошадь знакомить
ши длительные рабочие галопы. Пе-
с новыми препятствиями именно так,
ред галопированием необходимо как
как здесь описано, она будет испыты-
следует размять лошадь. Во время ра-
вать достаточное доверие к всаднику,
боты на выносливость лошадь должна
чтобы прыгать и через незнакомые
идти широкими махами со скоростью
препятствия без предварительной
примерно
330 м/мин. Рабочий галоп
подготовки. Разумеется, так будет
должен продолжаться до тех пор, по-
только при условии, если лошадь го-
ка всадник не почувствует, что лошадь
товили систематически и никогда не
устала: прежний темп поддерживается
требовали от нее непосильного. На
только благодаря частому высыланию,
данном этапе подготовки можно не-
лошадь начинает потеть и хвостить.
сколько раз проверить степень пови-
На рабочем галопе примерно через
новения лошади, направляя ее на не-
каждые 5 минут нужно менять ногу для
знакомые низкие препятствия. Пом-
равномерного развития мускулатуры
ните, что терпение и осторожность
лошади.
вернее и быстрее приведут к цели.
Поначалу можно галопировать
Улучшение галопа. В этот период
10 мин, а в течение трех месяцев по-
подготовки молодая лошадь получает
степенно довести продолжительность
первые уроки по улучшению галопа.
галопа до 20 мин. Более длительный
Скорость увеличивается, во-первых,
галоп на данном этапе не нужен. Пос-
благодаря удлинению махов и лишь во-
ле галопа лошадь приводят в полный
вторых благодаря учащению темпа.
контакт со средствами управления на
Для начала достаточен темп
400
рыси и до полного ее успокоения рабо-
м/мин, постепенно он повышается до
тают над выезженностью, не выдвигая
600 м/мин. Отрезок тоже должен
никаких новых или сложных требова-
166
ний. Такая компенсационная работа
препятствия на спокойном рабочем га-
имеет большое значение во всех слу-
лопе, а затем прыгают через ближай-
чаях, когда лошадь возбуждена тре-
шее препятствие звезды. Преодолев
нировкой. Лошади, которые будут
3—4 препятствия, нужно дать лошади
позднее специализироваться в трое-
передышку, а затем повторить упраж-
борье, должны, кроме того, раз в не-
нение в другую сторону. Постепенно
делю проходить более длинные отрез-
нагрузку можно увеличивать.
ки рысью.
Когда лошадь научится выполнять
Развитие техники прыжка. Эта
эти упражнения, можно переходить к
часть работы включает ежедневные
следующей стадии. Сделав 2—3 прыжка
упражнения на улучшение техники.
через препятствия
— лучи звезды,
Высота отдельных препятствий, а так-
всадник меняет направление, преодо-
же препятствий в простых комбина-
левая препятствие в центре сооруже-
циях может достигать 1,1 м. С самого
ния. Поскольку лошадь еще не научи-
начала следует учитывать, что: а) ши-
лась менять ногу в воздухе, можно
ротно-высотные препятствия должны
после преодоления центрального пре-
иметь ту же высоту, что и высотные;
пятствия сделать несколько шагов
б) высота должна быть одинаковой с
рысью. Затем всадник совершает 2— 3
обеих сторон; в) препятствия в ком-
прыжка в новом направлении. Вы-
бинациях (системах) имеют ту же вы-
полнять это упражнение можно не
соту, что и отдельные.
больше двух раз за одну тренировку.
После основательной прыжковой
Между двумя сериями прыжков обя-
подготовки молодую лошадь знакомят
зательно нужна передышка на шагу.
со значением высоты и ширины пре-
Высота препятствий не превышает
пятствия. К концу данного периода
70 см.
подготовки всадник должен преодоле-
Если лошадь умеет спокойно, с
вать удобно построенные препятствия
сохранением контакта с всадником
высотой до 1,2 м и шириной до 3 м. И
выполнять упражнения на звезде,
теперь крайне важно наряду с за-
можно составить небольшой маршрут
креплением техники прыжка поддер-
из 4—5 препятствий. Мы называем это
живать у лошади желание прыгать.
частичным паркуром. Такие паркуры
Вот почему высокие и широкие пре-
можно преодолевать с
15-го месяца
пятствия можно преодолевать только
подготовки 2—3 раза в течение двух
в самом конце тренировки и сразу же
недель. Линия маршрута должна быть
после этих прыжков сходить с лоша-
достаточно простой, а повороты плав-
ди. Самое опасное на данном этапе —
ными. Отдельные препятствия понача-
переутомление.
лу удалены друг от друга на расстоя-
После каждого прыжка всадник
ние 15—20 махов галопа, чтобы всад-
заново устанавливает полный контакт
ник успевал между препятствиями
с лошадью и, лишь убедившись в ее
восстановить равномерность хода. По-
готовности к следующему прыжку,
степенно это расстояние сокращается.
идет на очередное препятствие. На
Препятствия должны иметь уклон со
тренировке лучше пропустить какое-то
стороны отталкивания (скошенные сте-
препятствие, нарушив последователь-
ны, тройники и т. п.) и не быть слиш-
ность маршрута, чем прыгать не бу-
ком широкими. Частичный паркур
дучи к этому подготовленным.
нужно проходить обязательно в темпе,
Для достижения стабильного успе-
удобном для лошади, и в условиях,
ха мы начинаем работать на препятст-
способствующих поддержанию у нее
виях, построенных звездой. Сначала
желания прыгать (можно дать лаком-
несколько раз проводят лошадь вокруг
ство, похвалить).
167
Препятствия частичного паркура
ния. Вот это инстинктивное изменение
должны быть на 15—20 см ниже тех,
длины махов и используется, чтобы
которые лошадь уже научилась пре-
научить лошадь находить нужную
одолевать по отдельности, следова-
точку. Одного кавалетти недостаточно,
тельно, они не должны превышать
чтобы побудить лошадь правильно из-
90—100 см, а по ширине быть не более
менять длину махов, сделать правиль-
60 см. В течение четырех месяцев
ное отталкивание. Рекомендуется ста-
работы (примерно к 18-му месяцу под-
вить на небольшом расстоянии друг от
готовки молодой лошади) высота пре-
друга два кавалетти. Высота их не
пятствий в паркуре поднимается по-
должна превышать 50 см. Расстояние
степенно до 1,1 м, т. е. соответствует
между кавалетти зависит от ширины
уже требованиям конкуров начального
галопа данной лошади, от скорости, а
и легкого классов.
также от нужного количества махов
При выполнении этих упражнений
между кавалетти (один или два).
всадник должен ехать спокойно и сво-
После того как будет найдено нуж-
бодно, но с твердой решимостью чет-
ное расстояние между кавалетти, их
ко выполнить всю программу. Не
ставят на расстояние 3—6 махов перед
нужно мешать лошади своей чрезмер-
препятствием небольшой высоты. Если
ной активностью, пытаясь ей помочь
после первой попытки выяснится, что
резкими телодвижениями. Главная
точка отталкивания лежит слишком
задача всадника
— мягко следовать
близко или слишком далеко от пре-
движениям лошади и поддерживать
пятствия, кавалетти передвигают в со-
ее в контакте со средствами управле-
ответствующую сторону. Однако рас-
ния. Если эти условия не выполняют-
стояние между двумя кавалетти долж-
ся, это означает, что всадник или ло-
но оставаться постоянным. После
шадь не готовы к удовлетворению вы-
двух-трех попыток будет найдено мес-
двигаемых требований. В этом случае
то, гарантирующее правильный пры-
остается только отказаться на данном
жок. Тогда препятствие можно под-
этапе от участия в соревнованиях.
нять и продолжить работу в соответ-
Вспомогательные средства при
ствии с общим планом.
прыжковой подготовке. Точка, в ко-
торой лошадь осуществляет отталки-
ПЛАН ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ЛОШАДИ
вание, имеет исключительно большое
значение для качества прыжка. Поэто-
Предлагаемый план построен по
му очень важно, чтобы всадник при-
принципу разносторонней подготовки
водил свою лошадь именно к той
молодой лошади. Выездка, конкур и
точке, от которой она может лучше
полевая работа в нем тесно взаимо-
всего оттолкнуться.
связаны и оказывают положительное
Самое распространенное средство,
влияние друг на друга. В отношении
которое помогает отрегулировать рас-
сроков план дает только вехи, помо-
стояние до препятствия при отталки-
гающие ориентироваться, а поэтому
вании, — кавалетти.
требует самостоятельных размышле-
Когда лошадь приближается к пре-
ний тренера. Однако методическую по-
пятствию — каким бы маленьким оно
следовательность плана следует строго
ни было, — она старается приспособить
соблюдать.
махи галопа так, чтобы затратить как
можно меньше энергии на прыжок.
1-й месяц (с момента поступления в шко-
Поэтому она либо укорачивает махи,
лу молодой лошади, август)
либо удлиняет их, стараясь прийти в
Цель подготовки. Приучить лошадь к ок-
самую удобную точку для отталкива-
168
ружающей обстановке и новому корму, ухо-
линиям — короткие репризы естественной рыси.
ду и чистке. Приучить к гурте, трензелю, кап-
Шаги с отданным поводом.
цунгу, развязкам, седлу и бинтам. Приучить к
Упражнения. Перед работой на корде мо-
работе на корде. Добиться состояния непри-
лодая лошадь самостоятельно передвигается в
нужденности на корде. Подготовить к прыж-
леваде. Ежедневная работа на корде — 60— 90
ковой работе
(переступание через лежащие
мин. (время возрастает к концу месяца), включая
жерди).
паузы на шагу с отстегнутыми развязками. По
Формирование привычек и навыков. При-
мере улучшения осанки лошади на рыси
учить придерживаться линии круга. Приучить
развязки укорачиваются. В конце урока на
к награде лакомством. Познакомить с голо-
корде легкий всадник осторожно садится в
сом тренера, бичом, высылающими и сдержи-
седло. Первые уроки на корде под всадником (с
вающими средствами воздействия при работе
ремнем, надетым на шею лошади) не
на корде. Научить останавливаться на линии
превышают
10 мин. К концу месяц а и х
круга при работе на корде, поворачивать че-
продолжительность доводится до 20 мин.
рез передние ноги в руках всадника при пе-
Во второй половине месяца первые выезды в
ремене направления на корде, спокойно пе-
поле вместе с опытной спокойной лошадью
реступать жерди на шагу.
шагом и рысью.
Упражнения. Перед работой на корде ло-
Переходы и остановки. При работе на
шадь должна свободно побегать в манеже
корде — переход из галопа в рысь, а также из
или в леваде. Ежедневная работа на корде —
рыси в шаг и к остановке. Начало движения
20—60 мин.
(включая шаговые паузы с от-
шагом, подъем в рысь и в галоп. При
стегнутыми развязками). Длительность работы
движении под всадником — знакомство с вы-
постепенно возрастает к концу месяца. Вы-
сылающими и сдерживающими средствами
тягивание шеи с вытянутым вперед-вниз но-
управления.
сом с помощью соответствующим образом
Подготовка к прыжкам. На корде такая
пристегнутых развязок. Частая перемена на-
же как в 1-м месяце. Под всадником — поначалу
правления поворотом через передние ноги на
за ведущей лошадью, потом самостоятельно
линии круга в руках тренера.
переступать на шагу и рыси с отданным
Аллюры и темп. Естественная, непринуж-
поводом через жерди и низкие клавиши.
денная, ровная рысь на корде. Если лошадь
Полевая подготовка. На шагу с отданным
пошла галопом, не надо прерывать его, но
поводом
(спокойные лошади
— естественной
сам тренер галопа пока не требует. Во время
рысью) движение по слегка пересеченной ме-
шага на корде или при переступании через
стности (за ведущей лошадью).
жерди развязки отстегиваются.
Работа на силу и выносливость как в 1-м
Переходы и остановки. Переходы из рыси
месяце.
в шаг и к остановке, а также из галопа в
рысь с помощью голоса и корды. Начало дви-
3-й месяц (октябрь)
жения шагом и подъем в рысь с помощью
Цель подготовки. Та же, что и во 2-м ме-
голоса и бича.
сяце, и развитие импульса.
Подготовка к прыжкам. Между постепен-
Формирование привычек и навыков как во-2-
но увеличивающимися по времени репризами
м месяце, знакомство с высылающим воз-
рыси тренер водит лошадь по манежу в ру-
действием туловища всадника. Привыкание к
ках, заставляя ее переступать через лежащие
клавишам и низким препятствиям. Знаком-
на земле жерди или низкие клавиши.
ство с пересеченной местностью и валами.
Развитие силы и выносливости. Работа на
Упражнения. Если лошадь уверенно идет
корде.
вперед от высылающих средств управления,
можно начинать самостоятельные выезды в
2-й месяц (сентябрь)
поле. Работа на корде сокращается с 90 до 60
Цель подготовки. Достичь непринужден-
мин. Продолжительность работы под всадником
ного движения на корде и под всадником с
возрастает с 20 до 60 мин. Всадник начинает
хорошим упором в повод. Повысить толчко-
активно высылать лошадь
(воздействие
вую силу задних ног.
поясницей).
Формирование привычек и навыков. Лошадь
Аллюры и темп. На корде — улучшение
привыкает к тому, что всадник садится в
чистоты такта на рабочей рыси и равномер-
седло и сходит с него, и спокойно воспри-
ности галопа. Под всадником — естественная
нимает это, привыкает нести вес всадника при
рысь с отданным поводом, продолжительные
движении на корде. Привыкает (если это не
репризы шага с отданным поводом.
произошло раньше) к манежу и плацу. Пер-
Переходы и остановки. На корде — улуч-
вые выходы на природу (в случае необходи-
шение переходов к более спокойному аллю-
мости — первое знакомство с уличным движе-
ру. Под всадником — переходы от рыси к шагу
нием) в сопровождении спокойных лошадей.
и от шага к остановке как постепенное
Аллюры и темп. При движении на корде—
затухание движения. То же самое при пере-
равномерная рысь, спокойное галопирование
ходах от галопа к рыси.
по большому кругу. При движении по прямым
169
Подготовка к прыжкам. Переступание че-
ставленными звездой. Привыкание к улично-
рез 2—4 клавиша по системе валов на шагу и
му движению.
рыси с отданным поводом. Прыжки через
Упражнения как в 4-м месяце. Повороты
низкие препятствия (до 40 см) с рыси.
через передние ноги. Упражнения на требо-
Полевая работа. В конце тренировки на
вание повода из рук всадника. Преодоление
шагу и естественной рыси. Выезды в поле по
4—6 клавишей на рыси. Работа на системе
возможности самостоятельные. Знакомство с
валов.
неглубокими рвами. Естественная рысь в ров-
Аллюры и темп. Рабочая рысь, попытки
ном темпе в длинном поводу по слегка пере-
сокращения рабочей рыси. Естественный галоп
сеченной местности.
в длинном поводу. Шаг с отданным поводом,
Работа на силу и выносливость. 2—3 раза в
иногда несколько шагов в длинном поводу.
неделю в конце тренировки подъем рысью
Переходы и остановки. Подъем в галоп с|
на длинные покатые склоны.
рыси с левой и правой ноги. Переходы от ра-
бочей рыси к шагу и опять в рысь по прямой
4-й месяц (ноябрь)
линии. Переходы от шага к остановке и
Цело подготовки. Развитие свободных дви-
опять к движению.
жений и толчковой силы под всадником.
Прыжковая подготовка. Начало работы над
Упор в повод.
правильной
техникой
при
преодолении
Формирование привычек и навыков. Про-
гимнастических препятствий с рыси в длинном
должение работы 2-го и 3-го месяца. Зна-
поводу. Гимнастическое препятствие с доба-
комство с гимнастическими препятствиями.
вочной жердью (30 см, ширина 60 см) и ряд (30,
Знакомство с полевыми препятствиями (40— 50
45,
45,
45 см). Преодоление отдельных
см высотой).
препятствий высотой до 50 см.
Упражнения. Заезды по широкой дуге. Ча-
Полевая подготовка. Прохождение слегка
стая перемена направления (лошадь проходит
пересеченной местности на рыси и галопе в
манеж как большой овал). Упор в повод,
длинном поводу, на шагу с отданным пово-
подведение задних ног. Улучшение послуша-
дом. Обращать внимание на такт и темп!
ния высылающим и сдерживающим средствам
Знакомство с новым рельефом местности.
управления.
Подъем и спуск с низких банкетов (60 см) на
Аллюры и темп. Естественная рысь с от-
рыси. Преодоление полевых препятствий (50
данным поводом и в длинном поводу. Разви-
см). Короткие спокойные галопы (2-3 раза в
тие рабочей рыси из естественной. Шаг с от-
неделю).
данным поводом, иногда несколько шагов в
Работа на силу и выносливость. По 2-3 раза
длинном поводу.
в неделю, чередуя через день, в конце
Переходы и остановки. Если лошадь до-
тренировки: рысь в горку по длинному поло-
стигла достаточного равновесия,— переход в
гому склону и два реприза рабочей рыси по
галоп из рыси. Переход из галопа в рысь как
2 км с паузой на шагу с отданным поводе» (1
постепенное затухание движения. Переход из
км).
рыси в шаг и от шага к остановке происхо-
дит сразу.
6-й месяц (январь)
Прыжковая подготовка как в 3-м меся-
Цель подготовки. Приобретение уверенно-
це. Начало преодоления гимнастических пре-
го контакта свободно идущей лошади со
пятствий с рыси и с отданным поводом. Гим-
средствами управления всадника. Дальнейшее
настическое препятствие с добавочной жер-
развитие импульса. Начало сбора. Работа на
дью (высота 25, ширина 50 см) и ряд из трех
распрямление при активном высылании впе-
элементов (25. 40, 40 см).
ред. Повиновение боковым средствам управ-
Полевая подготовка как в 3-м месяце. Ра-
ления.
бота на отлогих канавах. Преодоление с ра-
Формирование привычек и навыков как в 5-
бочей рыси препятствий высотой от
40 см.
м месяце. Стойка с отданным поводом в
Преодоление небольших склонов. Короткие,
любом месте, указанном всадником. Знаком-
спокойные галопы.
ство с комбинациями гимнастических препят-
Работа на силу и выносливость как в
ствий. Привычка ходить в смене.
3-м месяце, но с улучшением выполнения всех
Упражнения как в
5-м месяце. Особое
элементов. Подъем на более крутые и длин-
внимание — правильной работе мускулатуры
ные склоны.
спины. Вытягивание шеи при сохранении кон-
такта с поводом. Движение по кругу на ра-
5-й месяц (декабрь)
бочей рыси в обоих направлениях. Чтобы про-
Цель подготовки. Развитие свободных
верить раскрепощенность лошади и ее спо-
движений под всадником. Дальнейшее разви-
собность самостоятельно нести себя, всадник|
тие толчковой силы, укрепление упора в по-
часто делает упражнение «отдача повода» на
вод. Развитие импульса. Знакомство с боко-
рыси и галопе.
выми средствами воздействия.
Аллюры и темп. Рабочая рысь, сокращен-
Формирование привычек и навыков как в
ная рабочая рысь, рабочий галоп. Шаг с от-
4-м месяце. Приучение к стойке с отданными
поводьями. Знакомство с препятствиями, по-
170
данным поводом, иногда короткие отрезки
жердью (40 см, ширина 80) и ряд из 5— 6
шагов в длинном поводу.
элементов (35, 50, 50, 50, 50, 50 см). Система из 3
Переходы и остановки. Подъем в рабочий
препятствий высотой до 60 см. Прыжки с рыси
галоп с рабочей рыси. Переходы из рабочей
через отдельные препятствия высотой до 60 см.
рыси в шаг и обратно по кругу. Улучшение
Полевая подготовка как в 6-м месяце.
переходов к шагу и остановке путем большего
Работа на силу и выносливость. 3—4 раза в
подведения задних ног.
неделю в конце тренировки, чередуя: рысь в
Прыжковая подготовка. Дальнейшее раз-
горку по длинному пологому склону
(если
витие техники прыжка в длинном поводу.
длина невелика, то несколько раз), специаль-
Гимнастическая работа на препятствиях с
ную силовую работу и три реприза рыси по
добавочной жердью (35 см, ширина 70), ряд из
2 км с паузами на шагу (750 м) или два реприза
4—5 элементов
(35,
50,
50,
50,
50 см),
3
рабочего галопа 1,5 км с паузой на шагу (1 км).
элементов
(до
50 см). Преодоление на рыси
отдельных препятствий высотой до 60 см.
8-й месяц (март)
Полевая подготовка как в
5-м месяце.
Цель подготовки. Улучшение импульса,
Подъем и спуск с банкетов высотой
70 см,
проводимости и распрямленности. Улучшение
преодоление с рыси полевых препятствий
повиновения средствам управления, высыла-
(60 см). Короткие и спокойные галопы 2— 3
ющим вбок. Улучшение физических возмож-
раза в неделю
(отрезки длиннее, чем в
5-м
ностей лошади (кондиции).
месяце). Во время выездов в поле с
Формирование привычек и навыков. Ло-
группой чаще ходить шагом и рысью в строю.
шадь привыкает спокойно стоять с отданным
Работа на силу и выносливость. По 2— 3
поводом, в то время как вокруг нее другие
раза в неделю в конце тренировки, чередуя
лошади движутся. Знакомство с различными
через день: рысь в горку по длинному поло-
препятствиями, работа по возможности на
гому склону или два реприза рабочей рыси—
новых площадках. Знакомство с гимнастичес-
2—2,5 км с паузой на шагу с отданным поводом
ким паркуром. Подъем в крутую горку на
(1 км).
шагу (если позволяет грунт).
Упражнения как в 7-м месяце. Улучшение
7-й месяц (февраль)
техники поворота через передние ноги. Дуга
Цель подготовки. Достижение уверенного
вдоль длинной стенки. Упражнение
«уступка
контакта со средствами управления всадника.
шенкелю» на шагу. Улучшение полуодержек.
Улучшение повиновения боковым средствам
Прохождение углов при более активном воз-
управления. Работа на распрямление. Даль-
действии наружными шенкелем и поводом.
нейшее развитие импульса.
Большой заезд на сокращенной рабочей рыси.
Формирование привычек и навыков как в
Вольты 8 м в диаметре на сокращенной рабочей
6-м месяце. Работа на плацу и в поле на
рыси.
всех трех аллюрах с отданным поводом.
Аллюры и темп. Рабочая рысь, сокращен-
Знакомство с препятствиями. Продолжитель-
ная рабочая рысь, рабочий галоп. Удлинение
ные стойки в манеже и в поле в любом ука-
шагов рабочей рыси на диагонали и вдоль
занном месте.
длинной стенки манежа. Шаг с отданным по-
Упражнения как в 6-м месяце. Улучшение
водом, иногда в длинном поводу.
поворота через передние ноги. «Выпрашива-
Переходы и остановки как в
7-м месяце.
ние» повода на рыси и галопе. Изогнутая ли-
Улучшение остановок. Удлинение и укорачива-
ния вдоль длинной стенки (одна дуга на рас-
ние шагов рабочей рыси.
стоянии метра от стенки) на рабочей рыси.
Прыжковая подготовка. Дальнейшее разви-
Езда по кругу на сокращенной рабочей рыси
тие техники прыжка в длинном поводу: пре-
в обоих направлениях. Первое применение
пятствие с добавочной жердью (45 см, ширина 90
лолуодержек. Более совершенное прохожде-
см), ряд из 6 элементов (45, 60, 60, 60, 60, 60 см),
ние углов (по спрямленной дуге). Выполне-
гимнастическая комбинация из 4—5 элементов
ние восьмерок на шагу в отданном поводу и
высотой до 60 см. Один раз в неделю паркур
на сокращенной рыси.
гимнастический
(3—4 препятствия
и
Аллюры и темп. Рабочая рысь, сокращен-
комбинации). Прыжки через отдельные
ная рабочая рысь, рабочий галоп. Рабочий
препятствия высотой до 70 см и канавы длиной
галоп в длинном поводу и с отданным пово-
до 1,5 м.
дом. Шаг с отданным поводом, иногда в
Полевая подготовка как в
7-м месяце.
длинном поводу.
Преодоление полевых препятствий с рыси вы-
Переходы и остановки как в 6-м месяце.
сотой до 70 см.
Переходы из рабочей рыси в шаг и опять в
Работа на силу и выносливость. 3—4 раза в
рысь по кругу. Первое удлинение шагов ра-
неделю в конце или начале тренировки, в
бочей рыси вдоль длинной стенки манежа или
чередовании: рысь в горку, как в 7-м меся-
по диагонали.
це, специальная силовая работа, три реприза
Прыжковая подготовка. Дальнейшее раз-
рыси по 2,5 км с двумя паузами на шагу
витие техники прыжка в длинном поводу.
Гимнастическое препятствие с добавочной
171
750 м, два реприза рабочего галопа по 1,5 км с
10-й месяц (май)
паузой на шагу с отданным поводом
Цель подготовки. Улучшение импульса,
(800 м), подъем в крутую горку и спуск с
проводимости и выпрямленности. Улучшение
постепенным возрастанием числа упражнений
повиновения боковым средствам управления.
к концу месяца.
Улучшение кондиции.
Формирование привычек и навыков как в
9-й месяц (апрель)
9-м месяце. Спокойная стойка с отданным по-
Цель подготовка. Улучшение импульса,
водом, в то время как вся смена пускается в
проводимости и выпрямленности. Улучшение
путь.
повиновения боковым средствам управления.
Упражнения как в 9-м месяце. Перемена
Улучшение физического состояния лошади.
из круга. Серпантин через весь манеж (2 букле)
Введение техники прыжка на галопе.
на рабочей рыси. Серпантин вдоль длинной
Формирование привычек и навыков как в
стенки на сокращенной рыси. Вольт (8 м) на
8-м месяце. Знакомство с гимнастическими
сокращенной рыси. Заезд на сокращенной рыси
двойными прыжками. Приучение к уличному
с активным применением наружных шенкелей и
движению. Спокойное движение без всадника
повода для постепенного уменьшения диаметра
рядом с ведущей лошадью
(за повод). Спо-
заезда.
койная стойка рядом с двигающимися ло-
Аллюры и темп. Рабочая рысь, удлинение
шадьми, пока всадник садится в седло или
шагов из рабочей рыси, сокращенная рабочая
сходит с лошади.
рысь, рабочий галоп, удлинение махов гало-
Упражнения как в
8-м месяце.
«Уступка
па на диагонали и вдоль длинной стенки ма-
шенкелю» на рыси. Перемена из круга.
нежа. Шаг с отданным поводом, временами в
Уменьшение круга, увеличение круга. Дуга
длинном поводу.
вдоль длинной стенки на сокращенной рыси.
Переходы и остановки как в 9-м месяце.
Рабочий галоп по кругу.
Удлинение и сокращение махов рабочего га-
Аллюры и темп. Рабочая рысь, сокращен-
лопа. То же самое на рабочей рыси.
ная рабочая рысь, рабочий галоп. Удлинение
Прыжковая подготовка: а) прыжки на ры-
шагов рабочей рыси вдоль всего манежа, за-
си. Гимнастическое препятствие с добавочной
кругляя углы. Шаг с отданным поводом, ино-
жердью
(55 см, ширина
110 см), короткий
гда в длинном поводу. Удлинение махов га-
гимнастический двойной прыжок (первое пре-
лопа по диагонали и вдоль длинной стенки
пятствие — 30 см, второе — 70 см, ширина
манежа.
между ними — 2,8 м), гимнастический ряд из 5
Переходы и остановки как в 8-м месяце.
элементов (45, 60, 60, 60, 60 см) с последним
На рабочем галопе удлинение махов и воз-
препятствием 90 см, гимнастическая система из
вращение к рабочему галопу.
6 элементов
(45,
60,
60,
60,
60,
60 см) с
Прыжковая подготовка. Дальнейшее раз-
уменьшенным расстоянием между препят-
витие техники прыжка в длинном поводу:
ствиями, ряд препятствий высотой от 70 до 90
гимнастическое препятствие с добавочной
см, поставленных на разном расстоянии 1, 2 или
жердью
(50 см, ширина
100 см), короткий
3 маха галопа). Раз в неделю гимнастический
гимнастический двойной прыжок
(переднее
паркур (3—4 препятствия). Преодоление с рыси
препятствие
40 см, второе
40 см, расстояние
отдельных препятствий высотой до 90 см;
между ними 2,8 м), гимнастическая система из 6
б) прыжки на галопе. Преодоление от-
элементов (45, 60, 60, 60, 60, 60 см), в течение
дельных препятствий высотой до 90 см, канав
месяца последняя перекладина поднимается на
шириной до 2 м с рабочего галопа (в случае
80 см, гимнастический ряд препятствий из
5
необходимости можно делать заложение).
элементов высотой от 60 до 80 см с разным
Преодоление рядов препятствий на галопе
расстоянием между ними — в 1 или 2 маха
так же, как на рыси.
галопа. Один раз в неделю гимнастический
Полевая подготовка как в
9-м месяце.
паркур. Преодоление с рыси отдельных
Преодоление полевых препятствий высотой до
препятствий высотой до 80 см и канав шириной
90 см с рыси и рабочего галопа. Развитие
до 1,8 м. Прыжки через отдельные препятствия
умения лошади преодолевать рельеф местно-
на рабочем галопе.
сти. Преодоление водных преград.
Полевая подготовка как в
8-м месяце.
Работа на силу и выносливость. 3—4 раза в
Преодоление полевых препятствий
(80 см) с
неделю в начале или в конце тренировки
рыси и рабочего галопа. Повышение требова-
или во время второй тренировки в день: ра-
ний при преодолении горок.
бота в горку и специальная силовая работа
Работа на силу и выносливость. Ежене-
как в 9-м месяце; три реприза более резвой
дельно
3—4 раза в конце или в начале тре-
рысью по 3 км с двумя паузами на шагу (500 м),
нировки, чередуя рысь в гору и специальную
два реприза спокойным рабочим галопом по 2
силовую работу, как в 8-м месяце, два ре-
км с паузой на шагу (600 м), работа на склоне
приза рыси по 4 км с паузой на шагу (1 км), два
как в предыдущие месяцы.
реприза спокойного рабочего галопа по 1,5
км, пауза на шагу.
172
11-й и 12-й месяцы (июнь — июль)
щим лошадь вбок. Улучшение кондиции. Уча-
Цель подготовки. Улучшение импульса,
стие в первом соревновании.
проводимости и выпрямленности. Улучшение
Формирование привычек и навыков как в
повиновения средствам управления. Улучше-
предыдущие месяцы. Приучение к прыжку в
ние кондиции.
воду. Приучение к погрузке в машину. При-
Формирование привычек и навыков как в 10-
учение к флагам, музыке, зрителям.
м месяце. Если возможно, преодоление
Упражнения как в предыдущие месяцы.
водных преград достаточной глубины. Плава-
Серпантин через весь манеж
(6 букле). Оса-
ние. Приучение к купанию и обтиранию мок-
живание. Подъем в сокращенный рабочий га-
рой губкой.
лоп из среднего шага. Движение по кругу.
Упражнения как в 10-м месяце. Серпантин
Аллюры и темп. Рабочая рысь, средняя
через весь манеж (3 букле) на рабочей рыси.
рысь, сокращенная рабочая рысь, рабочий га-
Применение клавишей и низких препятствий
лоп, средний галоп, средний шаг. Первые по-
для раскрепощения мускулатуры (препятствия
пытки сокращения галопа.
ниже, чем при прыжковой подготовке). Упраж-
Переходы и остановки как в 1-м месяце.
нение «плечом вперед» на рыси. Вольты
Переход от рабочей рыси к средней, а также
(6 м) на сокращенной рабочей рыси. Езда по
от рабочего галопа к среднему и наоборот.
кругу.
Прыжковая подготовка. Дальнейшее разви-
Аллюры и темп. Рабочая рысь, удлинение
тие техники прыжка: а) на рыси, как в пре-
шагов на рабочей рыси, сокращенная рабочая
дыдущие месяцы. Гимнастический двойной
рысь, рабочий галоп, удлинение махов на га-
прыжок (40 и 90 см, расстояние 2,8 м);
лопе. Шаг в длинном поводу, иногда с несколь-
б) на галопе. Преодоление отдельных пре-
ко набранным поводом.
пятствий высотой до 1,1 м и шириной до 1,2 м с
Переходы и остановки как в 10-м месяце.
рабочего и среднего галопа. Канавы открытые и
Переходы от удлиненных махов на галопе к
с заложением
2,5 м. Системы из
2—3
рабочей рыси. Переходы к стойке из сокра-
препятствий высотой и шириной до 1 м.
щенной рабочей рыси и рабочей рыси, снова
Полевая подготовка как в предыдущие ме-
подъем в шаг и рысь.
сяцы. Прыжок в мелкую воду. Прыжок вверх
Прыжковая подготовка. Дальнейшее раз-
и вниз по пересеченной местности (до 90 см).
витие техники прыжка в длинном поводу:
Работа на силу и выносливость как в
а) на рыси. Гимнастический двойной прыжок
предыдущие месяцы. Три реприза резвой ры-
(30 и 80 см, расстояние 2,8 м), гимнастический
си по 3,6 км по пересеченной местности с двумя
ряд из 5 элементов (45,
60,
60,
60,
60 см с
шаговыми паузами по
500 м с отданным
последним препятствием
1 м), такая же
поводом. Работа на галопе:
2,5 км рабочего
гимнастическая система с укороченным
галопа, 600 м шагом с отданным поводом, 2,5 км
расстоянием между препятствиями. Гимнасти-
среднего галопа.
ческие комбинации. Ряд препятствий из 6 эле-
Цели соревнований и подготовка к ним.
ментов высотой от
80 до
100 см на разном
Участие в соревнованиях по выездке началь-
расстоянии (1, 2, 3 или 4 маха галопа). Гим-
ного класса (А) или на выезженность верхо-
настический паркур как в 10-м месяце. Прео-
вой лошади, а также конкур начального клас-
доление с рыси отдельных препятствий высо-
са
(А). Цель соревнований, проводимых во
той до 10 см и шириной 40—50 см;
второй половине месяца: а) программа по
б) на галопе. Преодоление отдельных пре-
дрессуре или на выезженность должна проде-
пятствий высотой
100 см, шириной 60 см с
монстрировать правильность подготовки, точ-
рабочего галопа. Канава 2,2 м. Паркуры с 4— 6
ность исполнения всех требуемых элементов;
препятствиями. Ряды препятствий преодо-
б) конкур пройти без ошибок со скоростью
леваются с галопа так же, как с рыси.
320—350 м/мин (средний галоп).
Полевая подготовка как в
10-м месяце.
За две недели до соревнований выполнять
Преодоление полевых препятствий высотой и
программу по частям. За неделю до соревно-
шириной 90 см с рыси, рабочего и среднего
ваний повторить дважды всю программу це-
галопа. Преодоление глубокой воды и пла-
ликом. За две недели до соревнований пройти
вание.
часть паркура из 6—8 препятствий с двойной
Работа на силу и выносливость. 3—4 раза в
системой. За неделю до соревнований пройти
неделю: три реприза резвой рысью по 3 км на
контрольный паркур из 10—12 препятствий, в
слегка пересеченной местности с двумя паузами
том числе две двойные системы. За день до
на шагу по 500 м с отданным поводом. Ходьба
соревнований и два дня после них легкая
по крутому склону. На галопе: 2 км рабочим
работа (прогулки в поле).
галопом, 600 м шагом с отданным поводом, 2 км
средним галопом.
14-й месяц (сентябрь)
Цель подготовки. Улучшение импульса,
13-й месяц (август)
проводимости и выпрямленности. Улучшение
Цель подготовки. Улучшение импульса,
повиновения. Улучшение кондиции. Приобре-
проводимости и распрямленности. Улучшение
тение соревновательного опыта.
повиновения средствам управления, сдвигаю-
Формирование привычек и навыков. Углуб-
173

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..