Алексиада (Анна Комнина) - часть 35

 

  Главная      Учебники - Разные     Алексиада (Анна Комнина) - 1965 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  33  34  35  36   ..

 

 

Алексиада (Анна Комнина) - часть 35

 

 

Анна Комнина «Алексиада» 

44

  Отнимает  у  Персидской  державы  те  земли,  которые  могли  бы  у  нее 

сохраниться — ‛Αποστερίσκων  δε  τη  Περσίδι  (в Ep. της  Περσίδος)  απερ  αν  εξην  κακεινη 
περιγενέσθαι. 

Для этой фразы предлагался ряд конъектур: παρέλεσθαι вм. περιγενέσθαι (Шопен), 

κακείνης  вм.  κακείνη  (Райффершайд),  περιποιεΐσθαι  вм.  περιγενέσθαι,  или  την  Περσίδα  вм. 
της  Περσίδος  (см. Bury, Some notes...,  № 5). Ни  одна  из  них  не  является  достаточно 
обоснованной. 

45

 В тексте непонятное παρασκιάζων δια της σης δυναμέως. Райффершайд предлагает 

читать περισκιάζων, Бьюри (Bury, Some notes ..., № 6) — παρασειράζων или ανασειράζων. 

46

  По  сообщению  Михаила  Атталиата (Attal, р. 199) и  Никифора  Вриенния (Nic. 

Br., II, 22) Русель был схвачен турками во время трапезы. 

47

 Еврипид, фр. 969. 

48

  Очень  важное  место,  свидетельствующее  о  наличии  в  византийских  городах 

конца XI в.  существенных  элементов  самоуправления:  Алексей  не  просто  взыскивает  с 
граждан Амасии деньги, а созывает сходку и обсуждает с ними этот вопрос. В городском 
самоуправлении  Амасии  первое  место  принадлежало  сановной  и  денежной  знати  (οι  τα 
πρωτα  φέροντες  και  χρημάτων  ευποροΰντες).  О  советах  знати  в  византийских 
провинциальных  городах  см.: Kirsten, Die byzantinische Stadt., S. 27; Пигулевская, 
Липшиц, Сюзюмов, Каждан, Город и деревня в Византии в IV—XII вв., р. 37 sq. 

49

  Армениак — фема  в  северо-восточной  части  М.  Азии,  куда  входила  Амасия. 

{443} 

50

 Толпа (δημος) — так византийские авторы обычно называли рядовых горожан. 

51

 В мгновение ока (ωσπερ οστράκου μεταπεσόντος) — см. Plat., Phaedr., 241b. 

52

  Паламед — герой  греческой  мифологии,  хитростью  разоблачивший  Одиссея, 

который прикинулся сумасшедшим, чтобы избежать участия в Троянской войне. 

53

  Имеется  в  виду  г.  Кастамон  в  Пафлагонии.  События,  о  которых  Анна 

рассказывает  дальше,  согласно  Никифору  Вриеннию (Nic. Br., II, 25), имели  место  не  в 
Кастамоне, а в доме Докиана (см. прим. 56), где Алексей провел три дня до прибытия в 
Кастамон. 

54

  Согласно  древнегреческому  мифу,  Геракл  освободил  из  подземного  царства 

Алкестиду, жену своего друга, фессалийского царя Адмета. 

55

 Исаак I Комнин (1057—1059) — дядя Алексея. 

56

 Феодор Докиан — сын сестры Иоанна Комнина, отца Алексея (Nic. Br., II, 25). 

57

  Никифор III Вотаниат (1078—1081), знатный  малоазийский  феодал,  противник 

Романа Диогена, был отправлен в ссылку при этом императоре, а после его низложения 
возвращен и назначен стратигом фемы Анатолик. 

В  конце 1077 г.  Никифор  поднял  восстание  против  Михаила VII, был  поддержан 

знатью  и  высшим  духовенством  и  в  апреле 1078 г.  торжественно  вступил  в 
Константинополь (см., об этом Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI 
в., стр. 114 и сл). Апологетом Никифора III был историк Атталиат. 

58

 Никифор Вриенний Старший, один из крупнейших византийских феодалов, дука 

Диррахия  (см.  прим. 62). В 1077 г.,  опираясь  на  фракийскую  знать,  он  поднял  мятеж 
против Михаила VII (см. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 
113 и сл.). Восстание Никифора было поддержано его братом Иоанном, которому удалось 
взбунтовать  варяжских  и  франкских  наемников.  Отряды  обоих  братьев  встретились  в 
Эносе,  где  в  ноябре 1077 г.  Никифор  провозгласил  себя  императором.  После  этого 
объединенные  силы  мятежников  заняли  Адрианополь.  Следующей  зимой  Иоанн 
Вриенний пытался захватить Константинополь, но был отражен отрядами под командой 
Руселя и Алексея Комнина (см.: Nic. Br., III, 9—10; IV, I, 18; Attal., pp. 242 sq., 284 sq. Ср. 
также сообщения Продолжателя Скилицы — Skyl., рр. 727—737, Зонары — Zon., XVIII, 

Анна Комнина «Алексиада» 

18,  Μ.  Глики — Glycas, IV, рр. 615— 617 и  Вильгельма  Апулийского — Guil. Ар., IV, 
88—92). {444} Рассказ Анны о восстании Вриенния является переложением «Истории» ее 
мужа. 

59

  Подир  и  эпомида  —  библейские  названия  священнических  одежд.  После 

низложения  Михаил  был  назначен  эфесским  митрополитом  и  поселился  в  монастыре 
Мануила (см.: Nic. Br., III, 24; Attal., р. 303; Skyl., р. 738; Zon., XVIII, 19). 

60

 См. Ал., III, 2, стр. 119. 

61

 Мария Аланская (Цец называет ее «абхазкой Мариам» — Tzetzes, Chil., V, 590—

591)  была  женой  Михаила VII. И  Мария  и  родственники  Михаила VII (особенно  кесарь 
Иоанн Дука) благосклонно встретили узурпацию Никифора Вотаниата. Матфей Эдесский 
сохранил даже легенду, будто Мария, недовольная аскетизмом своего мужа, подстрекала 
Никифора  к  перевороту.  После  того  как  Вотаниат  занял  престол,  он,  побуждаемый 
кесарем  Иоанном,  женился  на  Марии,  тем  самым  обеспечив  себе  поддержку  знатного 
рода Дук. Однако брак императора с супругой его предшественника, еще остававшегося в 
живых, вызвал недовольство многих (см. Leib, Nicéphore III Botaniates..., р. 134 sq.). 

62

  Во  второй  половине XI в.  дукой  именовали  военного  наместника  обширной 

области,  обладавшего  также  правами  гражданского  администратора  (см. Glykatzi-
Ahrweiler,  Recherches sur ľadministration..., p. 61 sq.). Список  дук  Диррахия  в XI в.  см.: 
Скабаланович,  Византийское  государство  и  церковь  в XI  в.,  стр. 220 и  сл.;  Ζακυθηνοΰ, 
Μελεται..., σελ. 210 εξ. 

63

  Никифор  Вриенний (Nic. Br., III, 7—8) в  отличие  от  Анны  утверждает,  что 

мятежник Никифор Вриенний Старший объявил себя императором вопреки собственному 
желанию,  уступая  настояниям  своего  брата  Иоанна,  которому  и  принадлежала 
инициатива  восстания.  Анна  в  данном  случае,  по-видимому,  не  разделяет  точки  зрения 
мужа,  который  явно  хотел  преуменьшить  роль  своего  отца  (или  деда?)  в  восстании. 
Характерно,  что  современник  этих  событий  Михаил  Атталиат,  так  же  как  и  Анна,  ни 
словом не упоминает о том, что инициатива восстания исходила от Иоанна. 

64

 Вотаниат стремился достигнуть соглашения, предлагая усыновить узурпатора и 

даровать ему титул кесаря (Nic. Br., IV, 3). Вриенний отверг эти предложения, заявив, что 
он не доверяет окружающим императора лицам. 

65

 Доместик схол (δομέστικος των σχολων) — главнокомандующий императорской 

армией. «Алексиаде»  вообще  не  свойственна  строгость  терминологии.  Анна  именует 
своего отца также «великим доместиком» (I, 7, стр. 69; I, 8, стр. 72), «великим доместиком 
схол» (I, 5, стр. 66), «доместиком  западных {445} войск» (II, 1, стр. 92) и  даже 
«доместиком  западных  и  восточных  войск» (VII, 2, стр. 206). Этот  последний  титул,  по 
мнению  Е.  Штейна,  Анна  приписывает  отцу  по  ошибке (Stein, Untersuchungen..., S. 51, 
Anm. 2. Ср. также: Guilland, Le Domestique des Scholes). 

В других источниках Алексей называется «доместиком Запада» или «доместиком 

западных схол» (Attal., р. 250; Nic. Br., IV, 2), «архонтом западных тагм» и «дукой Запада» 
(Attal.,  р. 299), «великим  доместиком» (Zon., XVIII, 18) и  «великим  доместиком  всего 
Запада» (Anon. Syn. Chron., р. 177), 

Согласно свидетельству Никифора Вриенния (Nic. Br., I, 3), во времена Комниных 

доместиков  схол  стали  называть  «великими  доместиками». (О  титуле  доместика  см.: 
Guilland, Le grand domesticat à Byzance, pp. 53—64; Laurent, Le grand domesticat, pp. 65—
72.) 

66

  Турки ... заняли  почти  всю  территорию,  расположенную  между  Эвксинским 

Понтом  и  Геллеспонтом,  между  Эгейским  и  Сирийским  морями,  Саросом  и  другими 
реками,  особенно  теми,  которые  протекают  по  Памфилии  и  Киликии  и  впадают  в 
Египетское  море — 
Των  Τούρκων ... περισχοντων,  οσα  Ευξεινου  πόντου  εστι,  μεταξυ  και 
‛Ελλησπόντου  και  Αιγαίου  τε  και  Συριακοΰ  πελάγους  [και]  Σάρου  τε  και  των  αλλων  και 

Анна Комнина «Алексиада» 

μάλιστα  οπόσοι  Παμφυλίαν  τε  και  Κίλικας  παραμέίβοντες  ες  το  πέλαγος  εκπίπτουσι  το 
Αιγυπτιον.  Текст  явно  испорчен.  Σάρου — конъектура  Бьюри (Bury, Some notes...,  № 7), 
принятая  Б.  Лейбом.  В F συρ...  и  лакуна.  Το  Αιγύπτιον  Бьюри  считает  вставкой 
неграмотного переписчика. 

67

  Бессмертные  —  отряд  ромейского  войска,  образованный  при  Михаиле VII и 

названный так по образцу персидской конницы (см.: Oman, Α history of the art of war, I, p. 
28; Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 327— 328). 

Подробно об организации этого отряда рассказывает Никифор Вриенний (Nic. Br., 

IV, 4; ср. Attal., р. 243). 

68

  Хоматинцы  —  уроженцы  Хомы  (к  северо-западу  от  Апамеи;  см. Buckler, Anna 

Comnena..., р. 363, n. 7). Отряд хоматинцев в византийской армии нередко упоминается в 
«Алексиаде»  и  в  других  источниках  (см.  Скабаланович,  Византийское  государство  и 
церковь в XI в.,
 стр. 328—329). 

69

  Под  кельтами  здесь  следует  понимать  норманнов  (см.: Nic. Br., IV, 4; Attal., p. 

253). 

70

 Двухтысячный сельджукский отряд был послан Вотаниату никейским султаном 

Сулейманом и его братом Масуром (Nic. Br., IV, 2). {446} 

71

  ’Επει  δε  ανδρας  και  αμφοτέρους  γενναίους  εις  πόλεμον  ο  λόγος  κατεστήσατο...  Б. 

Лейб  переводит  эту  фразу  следующим  образом: «После  того  как  в  моем  рассказе  были 
представлены  эти  два  героя — оба  одинаково  храбрые  на  поле  брани...».  Однако  в 
оригинале  заключен  иной  смысл: «После  того  как  мой  рассказ  подвел  к  битве  этих 
храбрых мужей...». Ср. I, 16, стр. 90. 

72

 Иоанн Вриенний — куропалат и доместик схол у мятежников (см. прим. 63). 

73

  Георгий  Маниак — талантливый  полководец,  поднявший  в  Южной  Италии 

мятеж против Константина IX Мономаха; погиб в 1043 г. По сообщению Скилицы (Skyl., 
р. 720), норманны,  которые  были  завербованы  Георгием  Маниаком,  а  после  поражения 
последнего  поступили  на  службу  к  императору  и  остались  в  Константинополе, 
назывались маниакатами. Ср. слова Вриенния (Nic. Br., IV, б): «Эту фалангу составляли 
франки,  которые  были  выведены  знаменитым  Маниаком  из  Италии...» (см.  также 
«маниакаты» — Ал., VII, 9, стр. 222). 

74

 Этерия — отряд личной гвардии императора, составленный большей частью из 

иностранцев.  Отряд  находился  под  командованием  этериарха (Bury, The imperial 
administrative system...,
 р. 106). 

75

 Тарханиоты — известный в XI в. род. В начале XI в. некий Григорий Тарханиот 

—  катепан  (наместник)  Италии.  См. Guillan, Holtzmann, Zwei Katepansurkunden aus 
Tricario, 
S. 17. 

Незадолго  до  описываемых  событий  упомянутый  у  Анны  Тарханиот  перешел  на 

сторону мятежников и породнился с домом Вриенниев (Nic. Br., III, 7). «Он был молод, — 
пишет Вриенний, — но разумней и умней кого бы то ни было». 

76

  Эта  фраза  свидетельствует  о  том,  что  Анна  подчас  небрежно  излагает  данные 

Никифора  Вриенния.  Согласно  Никифору (Nic. Br., IV, 6), центр  фаланги  составляли 
«фракийская и македонская знать и отборная часть фессалийской конницы». 

Лексические  совпадения  текста  Никифора  и  Анны  (αρχοντικόγ,  οσον  επίλεκτον  и 

др.)  показывают,  что  Анна,  стремясь  точно  следовать  Никифору,  извращает  смысл  его 
слов.  Подобного  рода  неточности  встречаются  в  «Алексиаде»  и  в  дальнейшем  (см. 
Любарский, Об источниках... стр. 104 и сл.). 

77

 Фессалийские скакуны наряду с арабскими высоко ценились византийцами XII 

в. (см., например, свидетельства Продрома — PG, 133, col. 1336, 1407). {447} 

78

  Термином  «скифы»  византийские  авторы  обозначали  народы,  жившие  в 

Северном  Причерноморье  и  на  левобережье  Дуная.  В  данном  случае  имеются  в  виду 

Анна Комнина «Алексиада» 

печенеги.  Об  их  участии  в  этой  битве  говорит  Атталиат (Attal., р. 280; см.  также: 
Скабаланович,  Византийское  государство  и  церковь  в XI в.,  стр. 122; Златарски, 
История..., II, стр. 160). Печенеги, разгромленные в 1036 г. киевским князем Ярославом, 
откочевали на запад, к границам Венгрии и Византии. С середины XI в. они неоднократно 
нападали  на  византийскую  территорию,  в  то  же  время  византийское  правительство 
постоянно  предпринимало  попытки  использовать  печенежские  отряды  как  союзные 
войска (см. Расовский, Печенеги, торки и берендеи..., стр. 7—8). 

79

  У  Вриенния — Константин  Катакалон (Nic. Br., IV, 7). Может  быть,  это 

Константин  Евфорвин  Катакалон,  чей  сын  Никифор  стал  в  дальнейшем  мужем  Марии, 
дочери Алексея. 

80

 В описании расположения, а также сражения мятежных и императорских войск 

Анна  допускает  искажение  текста  сочинения  Вриенния (Nic. Br., IV, 7). У  Никифора 
Вриенния  на  две  части  (спрятанную  и  стоящую  открыто)  разделено  войско  Вриенния 
Старшего,  у  Анны — Алексея.  У  Вриенния  отряд  Алексея  обрушился  на  наступающее 
войско Вриенния Старшего «как бы из засады» (ωσπερ απο ενέδρας) и чуть было (μικρου 
δεΐν)  не  обратил  в  бегство  неприятеля.  В  «Алексиаде»  отряд  Алексея  действительно 
выскакивает из засады и действительно обращает в бегство воинов Вриенния Старшего. 
Видимо, под сидящим в засаде отрядом Алексея Анна подразумевает ту часть ромейского 
войска, которую, по ее словам. Алексей поместил в лощинах. Но, как мы видели, это плод 
домыслов или ошибки писательницы. 

81

 Как и многие другие византийские писатели, Анна пользуется для обозначения 

воинских значков (знамен) древним термином σημεΐον. До IX в. воинские значки обычно 
назывались βάνδον, затем φλάμουλον. Значки, как правило, находились при командирах и, 
видимые отовсюду, указывали воинам на местоположение их начальника (см. Grosse, Die 
Fahnen in der römisch-byzantinischen Armee, 
Ss. 359—372). 

82

 Ромфеи — короткие однолезвенные мечи (см. Weiss, Kostümkunde, II, Ss. 117—

119). 

83

  Эта  образная  сцена — целиком  плод  художественного  воображения  Анны, 

которая вообще драматизирует рассказ Вриенния (см. Предисл., стр. 41—42). 

84

  Анна  в  предыдущей  главе  уже  упоминала  о  турках.  Согласно  Михаилу 

Атталиату (Attal., р. 289),  турки  принимали {448} участие  в  битве  с  самого  ее  начала. 
Может  быть,  имеется  в  виду  новый  турецкий  отряд?  Ведь  у  Никифора (Nic. Br., IV, 2) 
Сулейман  и  Масур,  отправив  своих  воинов  на  помощь  Вотаниату,  обещали  вскоре 
прислать новое подкрепление. 

85

  Верность  (τας  πίστεις).  Греч.  πίστις  соответствует  лат. fides (фр. foi). Франки 

приносят присягу вассальной верности Вриеннию. О ритуале этой церемонии см. Bloch, 
La société féodale..., pp. 223—227). 

86

  οι  αμφι  τον  εμον  πατέρα  και  τους  νεήλυδας  Τούρκους  Б.  Лейб  переводит: 

«...офицеры  моего  отца  и  командиры  вновь  прибывших  турок»,  но  это  неверно,  ибо  οι 
αμφι  τους  Τούρκους  (досл.: «окружающие  турок»)  никак  не  может  означать  «командиры 
турок».  Τους  νεήλυδας  Τούρκους  в  данном  случае  прямое  дополнение  к  θεασάμενοι 
(«видя»). 

87

  В  сочинении  Никифора  Вриенния (Nic. Br., IV, 13) на  Никифора  Вриенния 

Старшего бросается не «второй турок», а «первый турок с отрубленной рукой» (о πρωτος 
την χεΐρα υπ’ αυτοΰ εκτμηθείς). 

88

 В тексте лакуна: пропущено название места (см. Предисл., стр. 28). 

89

 Ил., XIV, 398.  

90

 Ил., II, 2. 

91

  Борил,  по  словам  Вриенния (Nic. Br., III, 22), был  одним  из  ближайших  к 

Никифору III лиц, которому император пожаловал высокие титулы протопроедра (об этом 

Анна Комнина «Алексиада» 

титуле  см. Diehl, De la signification du titre «proèdre»; cp. Svoronos, Recherches sur le 
cadastre.
.., p. 68) и  этнарха  (т.  е.  начальника  союзнического  войска.  См.  Скабаланович, 
Византийское государство и церковь в XI в., стр. 345). По словам Вриенния, Борил был 
«скифом или мисийцем» (т. е. болгарином), Анна называет его славянином (II, I, стр. 91). 
В.  Златарский  предполагает  половецко-болгарское  происхождение  Борила  (см.: 
Златарски, Потеклото на Петра и Асеня...; Скабаланович, Византийское государство и 
церковь в XI в.,
 стр. 128 и сл.). 

92

  Версию  о  том,  что  инициатором  ослепления  Вриенния  был  Алексей, 

поддерживает  враждебный  Алексею  Зонара (Zon., XVIII, 19). Следует  отметить,  что 
современник  этих  событий,  панегирист  Вотаниата  Атталиат (Attal., рр. 291—292) 
сообщает,  что  Вриенния  ослепили  палачи,  посланные  Вотаниатом.  Таким  образом,  в 
данном случае у нас нет оснований не доверять сообщению Анны. 

93

 Магистр и протопроедр Василаки был назначен дукой Диррахия после Никифора 

Вриенния  Старшего.  Во  время  восстания  Никифора  (осень—зима 1077/78 г.)  Василаки 
под {449} предлогом  борьбы  с  мятежником  собрал  большое  войско,  куда  входили 
норманнские, болгарские, франкские, а позднее и печенежские отряды. Примерно в марте 
Василаки занял Фессалонику и открыто  восстал против Вотаниата (см.: Attal., рр. 297—
300; Nic. Br., IV, 16—28; Skyl., pp. 739—741; Zon., XVIII, 19; Glycas, IV, р. 617; Guil. Ар., 
IV, 88—121. Ср.  Скабаланович,  Византийское  государство  и  церковь  в XI  в.,  стр. 122—
123). 

94

 Т. е. к Фессалонике. 

95

 Тифон — страшное чудовище греческой мифологии.  

96

 Т. е. Эгейское море. О Вардаре см. Дуйчев, Едно кратко описание... 

97

  С.  Пападимитриу («Феодор  Продром»,  стр. 120,  прим. 15; стр. 258), ошибочно 

датировавший  рождение  Продрома 1070— 1075 гг.,  неверно  отождествляет  этого 
Иоанникия с одним из адресатов Продрома. 

98

  εν  τε  ενθυμήμασι  και  επιχειρήμασι  досл.: «В  энтимемах  и  эпихиремах»,  т.  е. «в 

предположительных и сжатых умозаключениях» (термины Аристотеля). Вряд ли, однако, 
Анна употребляет эти слова в их строгом научном значении. 

99

 Аристофан, Облака, 192. 

100

  Об  этой  военной  хитрости  Алексея  и  о  ночном  бое  рассказывается  также  у 

Вильгельма Апулийского (Guil. Ар., IV, 93—121). 

101

 Ил., III, 362—363. 

102

  Торники — знатный  византийский  род,  находившийся  в  родстве  с  армянским 

царским  домом  Таронитов.  Владения  Торников  находились  в  Македонии.  В 1047 г.  Лев 
Торник,  опираясь  на  адрианопольских  феодалов,  пытался  овладеть  престолом,  но  его 
войско  было  разбито  (см.  о  нем:  Дуйчев,  Проучвания...,  стр. 30 и  сл.).  О  Петре  Торнике 
(возможно,  потомке  Льва  Торника)  других  сведений  нет  (см. Adontz, Les Taronites à 
Byzance,
 р. 35 sq.). 

103

 Вриенний (Nic. Br., IV, 26) называет Мануила племянником Василаки. 

104

  Куртикий  был  родом  из  Адрианополя (V, 5, стр. 167). Анна  упоминает  его  в 

числе  участников  заговора  Анемадов (XII, 5, стр. 330). Вриенний  называет  его 
племянником  Никифора  Вриенния  Старшего.  Род  Куртикиев,  возможно,  армянский; 
некоего Куртика из Армении упоминает продолжатель Феофана (Theoph. Cont., p. 383). 

105

  У  Вриенния (Nic. Br., IV, 27) роль  посредника  исполняет  Симеон,  игумен 

Ксенофонтова монастыря на горе Афон. Психологически ошибка Анны легко объяснима: 
писатель-{450}ница  помнит  из  «Истории»  Вриенния  (своего  единственного  источника  в 
этой  части  «Алексиады»),  что  посредником  был  монах,  но  путает  его  с  уже 
упоминавшимся Иоанникием. 

Анна Комнина «Алексиада» 

106

  Внутренняя  часть  большинства  византийских  городов  представляла  собой 

крепость,  которую  именовали  иногда  на  античный  лад  акрополем,  иногда  же — 
восточным  термином  «куле» (qule см. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 166; ср.  еще 
Wittek, The Castle of Violets..., p. 605, n. 9). Кекавмен рекомендует феодалу собрать в куле 
съестные  припасы,  достаточные  для  его  семьи,  рабов  и  свободных  слуг,  и  в  случае 
восстания горожан обороняться в акрополе (Cec., р. 63 sq.). Василаки как раз и действовал 
в  соответствии  с  советом  Кекавмена.  Фессалоникский  акрополь  находился  в  восточной 
части города, на склонах холма (см. Tafrali; Topographie de Thessalonique, р. 81 sq.). 

107

 απο ταυτης εις εκείνην εφάλλεται Б. Лейб переводит: «прыгая с места на место». 

108

  Анна  дает  античные  названия  известных  в  древности  городов  на  берегу 

Эгейского  моря.  Ф. Дэльгер  ошибочно  говорит  о  Филиппополе  вместо  Филипп (Dölger, 
Regesten..., 1039). 

109

  Хлебина  (Χλεμπινα),  у  Никифора  Вриенния (Nic. Br., IV, 28) — Χεμπινα.  Это, 

возможно, славянское наименование. 

110

  По  словам  противника  Алексея,  Зонары (Zon., XVIII, 19), Василаки  был 

ослеплен самим Алексеем по приказу императора. Эти события датируются летом 1078 г. 
(Dölger, Regesten..., 1039). 

111

  По  мифу,  Геракл  поймал  живым  страшного  Эриманфского  вепря, 

опустошавшего Аркадию. 

Сравнение  героя  с  Гераклом — распространенный  прием

 

в  византийской 

литературе  этого  времени.  Атталиат  уподобляет  Гераклу  Никифора  Вотаниата (Attal., р. 
235. Ср. Μιχαηλ ’Ακομινάτου τα σωζόμενα, 1, σελ. 312, 324). 

112

 Титул севаст («священный», в прошлом эпитет римских императоров), широко 

распространенный  в  правление  Комниных,  был  введен  еще  до  воцарения  Алексея. 
Скабаланович («Византийское  государство  и  церковь  в XI в.»,  стр. 151) знал  лишь  двух 
севастов  того  времени:  Алексея  Комнина  и  его  брата  Исаака.  Несколько  раз  этот  титул 
упоминает  Пселл:  так,  севастом  назван  им  племянник  патриарха  Михаила  (Кирулярия), 
по-видимому,  великий  друнгарий  Константин (Psellos, Scripta minora, II, 254 — письмо 
написано, должно быть, после смерти Константина Χ Дуки, при Евдокии, т. е. в 1067 г.). 
Севастой  названа  неизвестная  нам  по  имени  теща  какого-то {451} императорского 
племянника (Sathas, Bibl. gr., V, р. 369); υπερσέβαστος  κεφαλή  именует  Пселл  кесаря 
Иоанна Дуку (PG, 122, col. 1172). Таким образом, титул этот был довольно распространен 
в  третьей  четверти XI в. (ср.  также Bréhier, Les institutions...,  р. 139), о  пожаловании 
Алексею  титула  севаста  сообщают  также  Атталиат (Attal., р. 299) и  Вриенний (Nic. Br., 
IV, 28). Согласно Атталиату, Алексей носил этот титул уже во время войны с Василаки. 

113

  Анна  начинает  рассказ  о  знаменитом  Роберте  Гвискаре  (годы  жизни 1015—

1085). 

114

  После  захвата  Бари  норманнами  в 1071 г.  византийцы,  осознав  мощь 

Норманнского государства, стали стремиться к союзу с Робертом Гвискаром, рассчитывая 
получить от него помощь для борьбы с сельджуками. Правительство Михаила VII Дуки 
готово было скрепить союз династическим браком: дочь Роберта Елена была привезена в 
Константинополь  как  невеста  юного  Константина  Дуки,  сына  и  номинального 
соправителя  Михаила  (впоследствии  Константин  был  женихом  Анны).  После  прихода  к 
власти  Никифора  Вотаниата  положение  изменилось:  феодальная  аристократия, 
окружавшая  этого  императора,  не  одобряла  норманнских  симпатий  Михаила VII. 
Низложенного  императора  даже  обвиняли  в  том,  что  он  собирался  предать  страну 
норманнам.  Дочь  «тирана»  изолировали  от  ее  жениха,  остававшегося  и  при  Вотаниате 
наследником престола, и бросили в византийской столице без средств к существованию. 
Естественно,  что  эти  обстоятельства  были  использованы  Робертом  как  предлог  для 
вмешательства  в  византийские  дела  (см.  об  этом:  Безобразов,  Хрисовул  императора 

Анна Комнина «Алексиада» 

Михаила VII Дуки;  поправки Kurtz, BZ, 9, 1900, S. 280; Bibicou, Une page ďhistoire 
diplomatique...,
 p. 43 sq.; cp. Mathieu, Guillaume de Pouille..., pp. 306, 352). 

115

  Мать  Анны,  Ирина,  была  дочерью  Андроника,  сына  кесаря  Иоанна  Дуки  (см. 

прим. 13). 

116

  Никифор  Вриенний  постоянно  говорит  о  легкомыслии  Михаила  Дуки  и  о  его 

неспособности заниматься государственными делами (Nic. Br., II, 1—2). 

Яростно нападает на Михаила, предоставившего управление государством своему 

фавориту  Никифорице,  Михаил  Атталиат (Attal., рр. 184, 187, 200, 211 и  др.).  Атталиат 
несколько тенденциозен (ему надо противопоставить Михаилу Никифора Вотаниата), но 
время царствования Михаила действительно ознаменовалось рядом неудач во внешней и 
внутренней политике империи. {452} 

117

 Ср. описание Константина: Ал., I, 12, стр. 78—79; III, 1, стр. 117. 

118

 Дж. Баклер смущает то обстоятельство, что Анна говорит «одним дыханием» о 

брачном контракте Константина и Елены и о своих собственных несчастьях. Поэтому она 
предлагает  перефразировать  это  предложение  следующим  образом: «Я  не  буду  больше 
говорить  о  Константине;  его  жизнь  и  смерть  имеют  прямое  отношение  к  печальной 
истории  моей  жизни,  и  прежде  чем  я  перейду  к  ней,  я  должна  кратко  упомянуть  о 
несчастном  брачном  контракте  между  Константином  и  Еленой  и  рассказать  о  войне, 
которая  была  его  следствием  и  которая  кончилась  гибелью  норманнских  тиранов» 
(Buckler, Anna Comnena, р. 37). 

Думается,  что  мысль  Анны  не  нуждается  ни  в  какой  поправке.  Писательница 

говорит  не  только  о  брачном  контракте,  но  вообще  о  Константине  и  его  качествах,  а 
участь этого юноши, действительно, тесно была связана с судьбой Анны. 

119

  Благочестивая  христианка,  Анна  считает,  что  исход  тех  или  иных  событий  и 

судьбы людей зависят от божественного промысла (πρόνοια). В то же время она нередко 
упоминает  и  о  τύχη — судьбе,  случае,  определяющих  жизненный  путь  человека.  В 
употреблении этих понятий у разных авторов XII в. наблюдается определенное различие. 
Есть  основания  полагать,  что  в  это  время  происходили  споры  о  судьбе  и  промысле 
(подробно см. Любарский, Мировоззрение..., стр. 166— 167). Как следует из этого места 
«Алексиады»,  ссылка  на  «течение  событий» (η  φόρα  των  πραγμάτων — в  данном  случае 
синоним τύχη) для Анны — признак недостаточного благочестия (см. Предисл., стр. 37—
38). 

120

  Роберт  был  одним  из  двенадцати  сыновей  Танкреда  Готвилльского 

(родословную его см. Ducange, In Alex., рр. 426—428). 

121

  Ср. Skyl., p. 720: «Роберт  был.,  коварен,  вспыльчив  и  обладал  тираническими 

наклонностями». 

122

  В  тексте  лакуна.  Думается,  что  это  одна  из  лакун,  оставленных  самой  Анной. 

Видимо,  писательница  стремится  нарисовать  портрет  Роберта  и  умышленно  делает 
пропуск для последующего выяснения (см. Предисл., стр. 28). 

123

  Роберт  покинул  Нормандию  в  конце 1045 или  начале 1046 г. (см. Chalandon, 

Histoire de la domination..., Ι, p. 115). 

124

  Лонгивардия  (Λογγιβάρδια ) — область  Южной  Италии,  в  прошлом 

византийская фема. Анна употребляет это название не всегда географически определенно 
и  чаще  всего  понимает {453} под  Лонгивардией  всю  территорию  Южной  Италии, 
занятую норманнами. 

125

  τον  Μασκαβέλαν — имя  Маскавела  больше  не  встречается  ни  в  каких 

источниках. 

126

 Φρούριον — по-русски «крепость», «тюрьма». 

127

  Рассказ Анны  о  женитьбе  Роберта  и  о  его  распре  с тестем  носит  легендарный 

характер. В действительности, Роберт женился на Сигельгаите (или Сишельгаите, как ее 

Анна Комнина «Алексиада» 

называют  западные  историки;  у  Анны  она  фигурирует  под  именем  Гаиты),  дочери 
салернского  князя  Гвемара V, сестре  его  наследника  Гизульфа II, в 1058 г. (дата 
сообщается  в Malat., I, 30—31). Гвемар  был  убит  заговорщиками  в 1052 г. (Chalandon, 
Histoire de lα domination...,  Ι, pp. 132—133). История,  сообщаемая  Анной,  наверняка 
является версией факта, действительно имевшего место. Аналогичным образом обошелся 
Роберт с Петром — богатым правителем южноитальянского г. Бизиньяно (см.: Cec., р. 35; 
Василевский,  Советы  и  рассказы...,  стр. 288— 291; ср. Malat., Ι, 17; Aimé, ĽYstoire de li 
Normant...,
 p. 75; последняя хроника имеется и в более новых изданиях, нам недоступных; 
ed. O. Delarc, Rouen 1891; ed. Vincenzo de Bartholomaeis, Padoue, 1935; см. также Lemerle, 
Prolégomènes à une édition..., pp. 72—73). 

128

  Папа  Николай II в  августе 1059 г.  провозгласил  Роберта  Гвискара  герцогом 

Апулии,  Калабрии  и  Сицилии  (последняя  ему  фактически  не  принадлежала).  См. 
Chalandon, Histoire de la domination..., p. 170. 

129

 Ал., I, 10, стр. 75. 

130

 Согласно византийскому обычаю, дочери Роберта после помолвки дали другое 

имя (см.: Skyl., р. 720; Zon., XVIII, 17). 

131

  Плач  по  усопшему — в  оригинале  μονωδία.  Монодия — литературное 

произведение на смерть какого-либо лица. В других случаях (XV, 5, стр. 411 и др.) Анна 
утверждает,  что  следование  принципам  монодии  влечет  за  собой  нарушение  законов 
истории.  Еще  резче  противопоставляет  Анна  жанры  истории  и  энкомия  (см. прим. 350). 
Требования соблюдать жанровую чистоту исторических произведений встречаются также 
у  других  византийских  писателей XI—XII вв. (например,  у  Пселла  и  Кедрина — см.: 
Psellos, Chronogr., Ι, p. 127; Cedr., I, p. 3). Эти требования восходят к историографическим 
теориям античности (Диодору, Полибию, Лукиану и др.). Начиная с Χ в. в византийскую 
историографию  все  больше  начинают  проникать  ораторские  приемы.  Возможно,  что 
выступления  Анны  в  защиту  чистоты  историографического {454} жанра  имеют 
определенную полемическую направленность (ср. Предисл., стр. 31). 

132

 Согласно византийскому праву, формальная помолвка с церковным освящением 

не могла быть совершена до 14 (самое меньшее до 12) лет (см. Zachariae von Lingenthal, 
Geschichte..., S. 75). Константин  Дука,  родившийся  около 1074 г. (см. Leib, Un basileus 
ignoré,
 p. 343), был в момент своей помолвки с Еленой еще младенцем. 

133

 Лжемихаил объявился летом 1080 г. Некоторые западные источники называют 

его  императором (Lup. Protosp., s. а., 1080; Ord. Vit., III, 4; Dandolo, р. 248), другие 
упоминают о нем как о самозванце (Malat., III, 13; Guil. Ар., IV, 162— 170; Rom. Salern., s. 
а. 1080). О  новоявленном  Михаиле  говорится  также  в  письме  папы  Григория VII к 
епископам Апулии и Калабрии от 25 июня 1080 г. (Jaffe, Regesta..., 5178). Судя по этому 
письму,  папа  открыто  взял  сторону  Роберта  в  его  конфликте  с  Византией.  Подробно 
история этого Лжемихаила рассказывается у Малатерры и Ордерика Виталия (ср. Mathieu, 
Guillaume de Pouille..., pp. 314—315). 

134

  Кесарь  Иоанн  Дука  (о  котором  еще  неоднократно  будет  идти  речь),  брат 

императора Константина Χ Дуки, — весьма колоритная фигура в византийской истории 
того  времени.  В  государстве  он  играл  вторую  роль  после  императора.  Состоявший  с 
кесарем  в  переписке  Михаил  Пселл  восхищался  его  умом,  высокими  чувствами  и 
практичностью (PG, 122, col. 1181—1185). После  смерти  Константина  Иоанн  Дука 
становится  воспитателем  его  детей,  в  том  числе  и  будущего  императора  Михаила.  В 
период  правления  Романа  Диогена  Иоанн  отходит  от  государственных  дел  и  даже 
отправляется в изгнание. Однако сразу же после низвержения Романа Диогена в 1071 г. 
кесарь  вновь  принимает  самое  активное  участие  в  решении  судеб  империи.  Благодаря 
стараниям Иоанна Дуки на престол возводится его воспитанник и племянник Михаил. Во 
время  возвышения  Никифорицы — фаворита  слабовольного  Михаила VII — кесарю 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  33  34  35  36   ..