ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 24

 

 

370 

 

анализируемый период, возросло, так в 2015 г. 31277 заявлений, что в 1,8 раза больше чем 
в  2014  г.,  в  2016  г.  –  57849  или  рост  составил  те  же  1,8  раза,  но  к  2015  г.    За 
анализируемый  период  наблюдается  устойчивая  динамика  роста  недовольных 
результатами кадастровой оценки всеми категориями заявителей [4; С.368]. 

Следует обратить внимание, что многие иммигранты в США не понимают, что налог 

на недвижимость высчитывается из рыночной стоимости жилья. Даже если дом куплен за 
200 тысяч долларов, а в настоящее время он стоит 300 тысяч, платить придется исходя из 
последней цифры. 

После того как оценщик определяет среднюю стоимость жилья, для расчета налога 

берется 33% от стоимости (в отдельных округах это может быть 20-25%, а то и все 10%). 
Например, дом оценен в 600 тысяч долларов. Для расчета налога берем треть стоимости – 
200 тысяч долларов. 

Далее  применяется  система  отлаженных  коэффициентов.  Он  может  равняться 

100%, то есть сумма не поменяется, либо быть меньше – если стоимость жилья в районе 
слишком высока, или больше  – если жилье потеряло в стоимости. Например, 200.000$ x 
75/100$ = 150.000$. 

В  России  в  расчет  берется  кадастровая  стоимость,  которая  часто  намного 

превышает  рыночную  стоимость.  По  данным  авторов  –  основной  причиной  подачи 
заявлений  в  Комиссию  является  установление  в  отношении  объектов  недвижимости  его 
рыночной  стоимости.  На  их  долю  приходилось  более  93%  всех  поданных  заявлений  в 
2014 г., более 96% – в 2015 г. и почти 93% – в 2016 г.[1;С.88]. 

Следующий этап налогообложения в США – установление вычетов и льгот. На них 

могут  рассчитывать  пенсионеры,  военные,  лица,  которые  живут  в  приобретенном  жилье 
(Homestead Exemption) и другие категории граждан. 

Предположим,  что  Вы  приобрели  жилье  и  живете  в  нем.  Homestead  Exemption  в 

округе стоит 5 тысяч долларов. Получаем 150.000$– 5.000$ = 145.000$. 

На  заключительном  этапе  в  США  полученная  сумма  умножается  на  местную 

налоговую ставку. Например, в округе налоговая ставка 2%. Получаем: 145.000$ x 2/100 
$= 2900$. То есть, налог на недвижимость за год равняется 2900 долларов. 

Теперь рассмотрим, как же происходит налогообложение в России. 
Первым этапом является получение кадастровой стоимости недвижимости, которая 

доступна на сайте Росреестра.  

Второй  этап  –  расчет  налога  на  недвижимость,  исходя  из  ставки  налога  и 

кадастровой стоимости. 

Третий этап – установление вычетов и льгот.  
Действующие льготы: 
1)  кадастровая  стоимость  квартиры,  используемая  для  расчета  суммы  налога, 

уменьшается на кадастровую стоимость 20 кв. м этой квартиры;  

2)  кадастровая  стоимость  комнаты,  используемая  для  расчета  суммы  налога, 

уменьшается на кадастровую стоимость 10 кв. м этой комнаты;  

3) кадастровая стоимость частного дома, используемая для расчета суммы налога, 

уменьшается на кадастровую стоимость 50 кв. м дома;  

4)  кадастровая  стоимость  недвижимого  комплекса  (например,  частного  отеля, 

бизнес-центра) уменьшается на 1 миллион рублей. 

Следует, также отметить, что до 2020 года владельцы недвижимости платят налог 

на  недвижимость  с  понижающим  коэффициентом.  К  сожалению  данная  льгота  носит 
временный характер. 

Таким  образом  в  Калифорнии  налогообложение  на  недвижимость  не 

фиксированное.  В  среднем  налог  за  год  может  составить2900$  при  стоимости  дома 
150000$, но этот налог может как возрасти, так и снизиться с интервалом в 2-3 года.  

Для сравнения в России за дом по такой же цене налог будет составлять 1100580 

рублей. Из этого следует, что налогообложение в США меньше чем в России. 

371 

 

Список литературы: 

1. Вахитов Д.Р.,  Ибрагимов Л.Г. Управление земельными ресурсами в городах на 

основе земельно-кадастровых систем:  монография /  Д.Р.  Вахитов, Л.Г.  Ибрагимов.  – М.: 
РУСАЙНС, 2017. – 104 с. 

2.  Ибрагимов  Л.Г.  Сабитов  Л.С.   Причины  возникновения  споров  по  результатам 

кадастровой  оценки  земель  населенных  пунктов//Вестник  Казанского  государственного 
аграрного университета, 2015.-№4 (38).–С.20-23. 

3. Tax-Rates.org 
4.  Ибрагимов  Л.Г.  Результаты  оспаривания  кадастровой  стоимости  объектов 

недвижимости  /  Л.Г.  Ибрагимов  //  Ученые  записки  Казанского  филиала  «Российского 
государственного университета правосудия». Том ХIII. – 2017. – С.366-373. 

5.  Ибрагимов  Л.Г.  Налог  на  недвижимость  на  основе  кадастровой  оценки: 

достоинства  и  недостатки  /  Л.Г.  Ибрагимов  //  Ученые  записки.  Том  Х.  Сборник  статей 
преподавателей  Казанского  филиала  ГОУ  ВПО  «Российская  Академия  правосудия».  – 
2014. – С.183-188. 

 

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ 

ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 

 

Шевелева Т. В. 

Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации 

г. Казань 

 
Аннотация: Экономика современного информационного общества задает высокую 

конкуренцию  предприятиям.  Успех  организации  во  многом  зависит  от  способности 
генерации 

знаний 

и 

эффективного 

обрабатывания 

информации. 

Поэтому 

инновационность предприятия становится важным фактором конкурентоспособности. 

Ключевые слова: конкурентоспособность, информационное общество, инновации 
Последнее десятилетие характеризуется ростом значения инноваций в обеспечении 

конкурентоспособности  предприятия.  Это  связано  с  ускорением  и  усилением  процессов 
информатизации  общества.  Под  информационным  обществом  понимают  новый  этап 
развития  общества,  который  отличается  доминирующей  ролью  знаний  и  информации  в 
абсолютно  всех  сферах  жизнедеятельности  общества,  решающим  воздействием 
информационно-коммуникационных  технологий  (ИКТ)  на  образ  жизни  людей,  их 
образование и работу, а также на функционирование организаций. 

Ученые,  политики,  журналисты  пишут  о  возникновении  в  информационном 

обществе  принципиально  новых  отношений  в  политике,  экономике,  культуре, 
образовании,  науке  и  других  сферах  жизни.  При  этом  исследователи  также  обращают 
особое внимание на изменения, происходящие в управлении предприятием. 

Современные технологии открывают новые горизонты в управлении организацией 

и  персоналом.  В  частности,  происходит  совершенствование  методов  повышения 
конкурентоспособности предприятия. М. Кастельс обращает внимание на общую для всех 
эффективных  современных  организаций  особенность:  «Успеха  добиваются  те 
организации,  которые  способны  генерировать  знания  и  эффективно  обрабатывать 
информацию,  адаптироваться  к  изменчивой  геометрии  глобальной  экономики,  быть 
достаточно гибкими, чтобы менять свои средства столь же быстро, как под воздействием 
быстрых культурных, технологических и институциональных изменений меняются цели» 
[4]. 

В 

связи 

с 

этим 

тема 

инноваций 

как 

инструмента 

повышения 

конкурентоспособности  предприятия  особенно  актуальна.  Прежде  всего  рассмотрим 
классические подходы к определению понятия конкурентоспособности. 

372 

 

Оценке  конкурентоспособности  предприятий  посвящено  много  научных  трудов 

отечественных  ученых.  Отличительные  характеристики  в  определении  понятий 
«конкурентоспособность предприятия» представлены в таблице 1. 

Таблица 1 - Определение понятия «конкурентоспособность предприятия» 

 

Оценка конкурентоспособности предприятий показывает, что все лидирующие по 

уровню  конкурентоспособности  организации  обладают  высоким  уровнем  развития 
инноваций.  Соответственно,  предприятия  необходимо  уделять  большее  внимание 
инновациям. 

Значительная  роль  инноваций  в  информационном  обществе  определяется 

выполняемыми функциями:  

−  за  счет  инноваций  реализуются  достижения  интеллекта  человека,  реализуются 

научно-технические  разработки,  что  содействует  интеллектуализации  трудовой 
деятельности и повышению ее наукоемкости;  

−  за  счет  нововведений  увеличивается  круг  производимых  товаров  и  услуг, 

возрастает  их  качество,  что  способствует  росту  потребностей  каждого  человека  и 
общества в целом и удовлетворению этих потребностей;  

− инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные 

силы, создавать товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии. 

Примером успешного внедрения инноваций на предприятии является строительная 

компания  ООО  «УНИСТРОЙ».  По  инициативе  научных  сотрудников  ФГОУ  ВПО 
«Казанский государственный архитектурно-строительный университет» и директора ООО 
«УНИСТРОЙ»  Сибгатуллина  И.Р.  была  создана  организация  ООО  «ЦНВ  АРОС». 
Основное  направление  деятельности  фирмы  ООО  «ЦНВ  АРОС»  -  научно-технические 
разработки в области строительной химии и цементных вяжущих. Компанией ООО «ЦНВ 
АРОС»  была  разработана  и  внедрена  в  работу  строительной  компании  инновационная 
технология.  Разработан  цемент  низкой  водопотребности  (ЦНВ)  для  производства  всех 
видов бетонов, начиная от низкомарочных и заканчивая высокопрочными. ЦНВ защищен 
двумя патентами РФ № 2373163 и № 2379240 «Цемент низкой водопотребности и способ 
его получения». 

Самым востребованным строительным материалом XXI века во всем мире является 

бетон,  ежегодное  производство  которого  превосходит  3  млрд.  м

3

.  Мировая  тенденция 

производства цемента сориентирована на его экономию за счет использования природных 
наполнителей. 

Цементы 

низкой 

водопотребности 

обладают 

значительными 

преимуществами  в  сравнении  с  рядовыми  цементами:  повышенной  активностью  по 
прочности,  низкой  водопотребностью,  малой  усадкой  и  др.  При  этом  содержание 
наполнителей (пески кварцевые, карбонатные породы, шлаки, золы и др.) в составе ЦНВ 

373 

 

может  достигать  30-70  %,  что  обосновывает  экономическую  целесообразность  данного 
продукта. 

Аналоги  ЦНВ  (производимые  или  поставляемые)  в  Республике  Татарстан  и 

близлежащих  регионах  отсутствуют.  Благодаря  внедрению  инноваций,  компания 
«Унистрой»  удерживает  лидирующую  позицию  на  строительном  рынке  Республики 
Татарстан. 

Таким  образом,  инновации  являются  непременным  условием  жизнестойкости, 

динамичности, выживания и развития предприятий. Все вышеописанные аспекты имеют 
существенное значение в процессе формирования конкурентоспособности предприятия и 
могут быть рассмотрены как инструменты ее повышения.  

Список литературы: 

1.  Блинов,  А.О.  Имидж  организации  как  фактор  ее  конкурентоспособности  /  А.О. 

Блинов, В.Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 4. 

2.  Васильева,  З.А.  Иерархия  понятий  конкурентоспособности  субъектов  рынка  / 

З.А. Васильева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 2. 

3.  Завьялов,  П.С.  Маркетинг  в  схемах,  рисунках,  таблицах  /  П.С.  Завьялов.  –  М.  : 

Инфра-М, 2008. – 496 с. 

4.  Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура.  – М.: Гос. 

ун-т, Высш. шк. экономики, 2000 

5.  Пострелова,  А.В.  Оценка  конкурентоспособности  предприятия  /  А.В. 

Пострелова, М.С. Маркин // Молодой ученый. – 2013. – № 6. С. 398–402. 

 

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕЛЕГАЛЬНЫМ РЫНКОМ АЛКОГОЛЬНОЙ 

ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 

 

Япрынцева Д.А., Леонтьева О.Л. 

КФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г.Казань 

 
Аннотация: В данной статье будут рассмотрены основные причины возникновения 

нелегального рынка алкогольной продукции и методы борьбы с ним. 

Ключевые  слова:  нелегальный  рынок,  алкогольная  продукция,  республика 

Татарстан. 

В  настоящее  время  проблема  нелегального  рынка  охватила  все  сферы 

экономической  деятельности.  Данная  ситуация  отрицательно  сказывается  на  экономике 
государств, в которых «процветает» нелегальный рынок. 

В Татарстане в 2017 году общий процент «нелегального» алкоголя был ниже, чем в 

целом  по  России,  об  этом  свидетельствует  статистика  Госалкогольинспекции  РТ:  «Доля 
нелегальной продукции на алкогольном рынке Татарстана составляет 20−30 процентов. В 
России  нелегальный  рынок  алкоголя  составляет  50−55  процентов,  или  около  миллиарда 
литров алкогольной продукции». [1] 

Для  решения  проблемы  нелегального  рынка  алкогольной  продукции  необходимо 

обозначить основные причины его возникновения:  

1.  «Наличие  правового  запрета  на  свободное  обращение  отдельных  товаров, 

реализацию определенных видов деятельности и услуг; 

2. Государственное регулирование цен; 
3. Принудительный характер налогообложения и иных обязательных выплат; 
4. Недостаточность или неэффективность мер государственного контроля». [4] 
Так  же  выделяют  социальные  причины,  а  именно:  низкие  доходы  населения, 

которые приводят к тому, что граждане приобретают продукцию по низкой цене.  

В  2005  году  была  введена  система  «ЕГАИС»  (Единая  государственная 

автоматизированная информационная система).  

374 

 

После  множества  обновлений  системы  ЕГАИС  нелегальная  продукция 

практически  не  имеет  шанса  попасть  на  прилавки  магазинов.  Через  кассу  невозможно 
«провести» товар, который не имеет акцизной марки. Так же важным моментом является 
то, что акцизная марка должна быть зарегистрирована в системе ЕГАИС. 

С  26  августа  2017  года  в  Татарстане  введена  уголовная  ответственность  за 

нелегальный  оборот  алкоголя.  Ранее  за  данное  деяние  были  предусмотрены  лишь 
административные штрафы. 

«Сильнейший  экономический  удар  ожидает  и  легальных  торговцев,  которым 

грозят космические штрафы за нарушения – от 1/5 от выручки, или минимум 3 миллиона 
рублей». [3] 

Ужесточение  законов,  а  именно  наказаний  за  совершения  противоправных 

действий  приведёт  к  тому,  что  некоторых  «нелегальных  предпринимателей»  испугает 
уголовная  ответственность  и  большие  штрафы.  Это  позволит  сократить  количество 
продавцов на нелегальном рынке. 

«В  России  может  появиться  запрет  на  поставку  нелегальным  производителям 

спиртного стеклянных бутылок для алкоголя с содержанием этилового спирта более 28 
процентов  объёма  готовой  продукции».  [5]  Принятие  данного  закона  усложнит 
производство крепкого алкоголя. 

Граждане  так  же  участвуют  в  изъятии  нелегальной  алкогольной  продукции.  «В 

2017  году  в  республике  выросла  активность  населения,  направленная  на  пресечение 
распространения  нелегальной  алкогольной  продукции.  В  прошедшем  году  на  выплаты 
материального поощрения «Народному контролю» было выделено почти 2 млн рублей. 
В  2018  году  на  эти  цели  предусмотрена  аналогичная  сумма,  необходимо  привлекать 
население к борьбе с нарушениями законодательства. 

Сотрудники  Госалкогольинспекции  Республики  Татарстан  (совместно  с  МВД)  в 

2017  году  изъяли  из  незаконного  оборота  261  тысячу  литров  алкогольной  и 
спиртосодержащей продукции. При этом 55 процентов изъятого из незаконного оборота 
товара  составляет  алкогольная  продукция,  44  процента  –  спиртосодержащая  жидкость 
двойного назначения, 1 процент - самогон». [2] 

Таким  образом,  можно  сказать,  что  в  республике  ведётся  активная  борьба  с 

нелегальным  рынком  алкогольной  продукции.  Ужесточаются  законы,  выделяются 
денежные средства на борьбу с нелегальным рынком, привлекаются граждане. Для того, 
чтобы  окончательно  «избавиться»  от  нелегального  рынка  необходимо:  Изменить 
политику государства по отношению к рынку алкогольной продукции. Что это значит? 
По  моему  мнению,  государство  ошибается  в  том,  что  высокие  налоги  и  как  следствие 
высокие цены на алкоголь помогут побороть зависимость человека. 

Необходимо  изменить  мировоззрение  граждан  и  государство  обязано  в  этом 

участвовать.  Если  население  престанет  употреблять  алкоголь,  а  тем  более 
«нелегальный», то рынок алкоголя не сможет существовать без покупателей и прибыли 
(самый  эффективный  метод  борьбы).  Для  реализации  данной  идеи  необходимо 
улучшить  жизнь  граждан.  Многие  начинают  употреблять  алкоголь  из-за  различных 
социальных проблем.  

Так  же  можно  сделать  вывод:  главная  цель  государства  –  получение  налогов  с 

продажи  алкогольной  продукции,  а  не  способ  борьбы  с  количеством  употребления 
алкоголя. То есть государство зависит от налогов на алкоголь (более 200 млрд. рублей). 
Как многие сейчас говорят, что «алкоголь – легальный наркотик».  

Список литературы: 

1.  www.inde.io/news/6365-gosalkogolinspektsiya-vychislila-dolyu-nelegalnogo-

alkogolya-v-tatarstane;  

2.  www.kazved.ru/article/86202.aspx; 
3.  www.realnoevremya.ru/articles/73794-za-nezakonnyy-oborot-alkogolya-budut-sazhat;  

375 

 

4.  www.studopedia.su/18_31804_osnovnie-prichini-vozniknoveniya-i-razvitiya-

nelegalnih-rinkov-tenevoy-ekonomiki-v-rossii.html;  

5.  www.winevillage.info/?p=127683. 
 

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОЙ 

МЕСТНОСТИ ЧИСТОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 

 

Рунова Е.В., 

К. э. н., доцент Казанского кооперативного института (филиал) Российского 

университета кооперации, г. Казань 

Кошурина Е.Г., 

ст.преподаватель Казанского кооперативного института (филиал) Российского 

университета кооперации, г. Казань 

 

Аннотация. Статья  повещена  обзору  особенностей  развития  предпринимательства 

в  сельской  местности  Чистопольского  района  Республики  Татарстан.  В  статье 
представлена аналитическая информация по составу и структуре фермерских хозяйств и 
личных подсобных хозяйств. Здесь сделаны выводы по сельскому предпринимательству и 
даны предложения по улучшению их работы. 

Ключевые  слова:  личные  подсобные  хозяйства  (ЛПХ),  крестьянские  фермерские 

хозяйства (КФХ), предпринимательство в сельской местности 

Постановлением  Исполнительного  комитета  Чистопольского  муниципального 

района  от  27  марта  2014  года  №178  была  принята  Программа  поддержки  и  развития 
малого  и  среднего  предпринимательства  в  Чистопольском  муниципальном  районе  на 
2014-2016 года. 

Постановлением  Исполнительного  комитета  муниципального  образования  «город 

Чистополь»  Чистопольского  муниципального  района  от  23  декабря  2016  года  №219  
принята  Программа  поддержки  и  развития  малого  и  среднего  предпринимательства  в 
муниципальном образовании «город Чистополь» в Чистопольском муниципальном районе 
Республики Татарстан на 2017-2019 годы. 

Все поставленные задачи успешно реализуются согласно мероприятиям. 
Анализ динамики количества ЛПХ в районе показывает положительную динамику 

и составил по итогоам 2017г.:  

ЛПХ - 6136 
Всего КРС -  8 990 
Овцы козы - 5 972 
Птицы – 51 567 
Лошади – 379  
Свиньи – 1089. 
На территории Чистопольского муниципального района зарегистрировано 82 КФХ, 

в том числе экономически активных 80. Развитию малых форм хозяйствования на селе во 
многом способствует реализация государственных мер господдержки. За 6 лет фермерами 
района получено 22 гранта на общую сумму 38,5 млн. руб (из них в 2017 году -  6 грантов 
по  программе  «Начинающий  фермер»  на  сумму    13,5  млн.руб  и  1    грант  по  программе 
«Развитие семейных животноводческих ферм» на сумму 7 млн. руб. 

В  настоящее  время  в  районе  действует  31  семейная  ферма,  из  них  9    молочного 

направления  (в  т.ч.  9    ферм  высокотехнологичные),  6  ферм  по  содержанию  КРС  на 
откорме, 1 конеферма, 1 овцеферма, 80 по выращиванию зерновых культур. 

Фермерами  района  наряду  с  молочным  и  мясным  направлениями,  развивается 

овцеводство, коневодство.  

По  программе  «Лизинг-грант  2015»  в  Чистопольском  муниципальном  районе 

получили поддержку субъекты МСП на общую сумму 11 498 568 рублей., в том числе: 

376 

 

ООО «Гриб» - 1 000 000  руб 
ООО «Мегатекс» - 2 433 876 руб. 
ООО «Жилэнерго» - 2 480 350 руб. 
ООО «Нептун» - 3 000 000 руб 
ООО ПК «Новые технологии» - 2 584 342 руб. 
По  итогам  программы  «Лизинг-грант  2016»  поддержку  получил  ГКФХ  Сабиров 

Алмаз Ильхамович – 668 143 рублей. 

Население  Чистопольского  района  активно  принимает  участие  в  программах 

господдержки  сельскохозяйственного  производства.  Однако  не  все  желающие  получают 
данную поддержку, ввиду ограниченности бюджетных средств. 

Возможностью  получения  субсидий  в  размере  от  100  до  200  тыс.  рублей  для 

строительства мини-ферм молочного направления воспользовались 7 личных подсобных 
хозяйств района, получено государственной поддержки в сумме 1,4 млн. руб. ( в 2017 году 
1  мини-ферма  на  сумму  200  тыс.  руб.).  В  настоящее  время  в  них  содержится  100  голов 
коров. 

В 2017 году получено субсидий гражданами, ведущим ЛПХ, на возмещение части 

затрат  на  содержание  дойных  коров  –  9  млн.  411  тыс.  руб,  козоматок  и  козочек  старше 
одного года в сумме 625 тыс.руб. 

Из  бюджета  Республики  Татарстан  предоставлена  субсидия  гражданам,  ведущим 

ЛПХ, на возмещение части затрат на приобретение молодняка птицы (индеек, гусей, уток) 
в  сумме  –  346  тыс.  820  руб.,  на  возмещение  части  затрат  на  проведение  ветеринарных 
мероприятий  по  обслуживанию  коров  (ЛПХ)  –    178  тыс.  200  руб,  на  возмещение  части 
затрат  на  приобретение  товарного  и  племенного  поголовья  нетелей  и  первотелок  –  120 
тыс. руб. Кроме того, за несколоко лет, в рамках бюджетной помощи, 69 семей  получили 
доильных аппаратов. 

В  личных  подворьях  на  территории  сельских  поселений  содержится  8  990  голов 

КРС, в том числе 3 258 коров.  

Сельхозкооперативы  в  районе  отсутствуют.  На  2018  год  планируется  создание 

сельскохозяйственного потребительского кооператива молочного направления  

Всего в районе имеется 19 магазинов, средний товарооборот 1 магазина - 350 тыс. 

руб., средний товарный остаток на 1 магазин – 250 тыс.руб, 

Согласно  утвержденному  графику  администрацией  района  2  автолавки 

обслуживают  6  населенных  пунктов,  оборот  автолавки  8  тыс  руб.  В  магазинах  имеется 
хороший  ассортимент  товаров,  как  продуктов  питания,  так  и  непродовольственной 
группы. Работа РАЙПО в районе удовлетворительная. 

Вместе  с  тем  имеются  ключевые  факторы,  которые  лимитируют  активность 

сельского населения: 

1. безработица 
2.работа в других городах РТ и РФ. 
3. отсутствие жилья 
4. низкая заработная плата. 
 5. молодежь, закончив ВУЗы люди не возвращаются в село. 

Список литературы 

Закон  РФ  от  19.06.1992  N  3085-1  (ред.  от  02.07.2013)  «О  потребительской 

кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».  

1.  Постановлением  Исполнительного  комитета  муниципального  образования 

«город  Чистополь»  Чистопольского  муниципального  района  от  23  декабря  2016  года 
№219   

2.  Постановление  Исполнительного  комитета  Чистопольского  муниципального 

района от 27 марта 2014 года №178  

3.  Официальные    материалы  по  деятельности  Чистопольского  района  Республики 

Татарстан.  Электронный  ресурс.  –  Режим  доступа:  http://chistopol.tatarstan.ru/ 

377 

 

,http://chistopol.tatarstan.ru/rus/mabiznes.htm 

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ 

ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

 

Рогова Д.И. 

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический 

университет», г.Казань 

 
Статья 

посвящена 

анализу 

эффективности 

функционирования 

малых 

инновационных  предприятий.  На  основании  проведенного  анализа  автор  полагает,  что 
востребованными  будут  современные,  мобильные,  ориентированные  на  результат  малые 
инновационные  предприятия.  В  статье  приведены  рекомендации,  направленные  на 
повышение эффективности функционирования малых инновационных предприятий. 

Ключевые слова: малые предприятия, инновационная деятельность 
В современной российской экономике малые инновационные предприятия (далее - 

МИП)  играют  ключевую  роль  в  коммерциализации  инноваций.  Они  имеют  ряд 
преимуществ  относительно  крупных  и  средних  предприятий,  позволяющих  им  более 
оперативно и эффективно внедрять инновационные разработки, которые включают [1]: 

 

лучшее  понимание  запросов  потребителей  за  счет  прямого  взаимодействия  с 

ними, в том числе и на уровне первых лиц МИП; 

 

максимально  гибкое  и  оперативное  реагирование  на  изменения  рынка, 

минимизирование  периода  time-to-market  по  инновационным  товарам  и  услугам 
вследствие минимальных административных барьеров; 

 

более  эффективную  относительно  крупных  и  средних  предприятий  работу  с 

малыми  партиями  продукции,  возможность  кастомизации  товара  или  услуги  для 
наилучшего удовлетворения потребностей заказчиков. 

В  условиях  экономической  неопределенности  возможность  существования  МИП 

все  в  большей  степени  зависит  от  эффективности  их  деятельности.  Поэтому  важно  не 
только  правильно  оценить  эффективность  функционирования  МИП,  которая  зависит  от 
способности максимизировать полезность своей функции, но и определить факторы роста 
инновационного потенциала МИП. 

Наиболее критическими в становлении и развитии МИП являются первые три года. 

Мировой  опыт  показывает,  что  в  этот  период  из  десяти  предприятий  семь  становится 
банкротами.  Для  того  чтобы  осуществить  полноценный  учет,  проанализировать  все 
ошибки,  выработать  алгоритм  разработки  успешных  стратегий  развития  МИП, 
необходимо изучить опыт успешных предприятий,  

Внедрение  инноваций  почти  всегда  характеризуется  трудно-предсказуемым 

результатом  и  большим  риском.  «Необходимо  отметить,  что  в  России  имеются 
значительные  фундаментальные  и  технологические  заделы,  уникальная  научно-
производственная  база  и  высококвалифицированные  кадры,  но  при  этом  имеет  место 
крайне  слабая  ориентация  инновационного  потенциала  на  реализацию  научных 
достижений в производстве и других сферах деятельности» [2]. 

Прежде  всего,  инновационные  риски  связываются  с  нестабильностью 

экономической  ситуации  (внешней  и  внутренней),  политической  обстановкой  в  мире, 
природно-климатическими  проблемами,  постоянными  изменениями  в  экономическом 
законодательстве.  Во  вторую  очередь,  риски  внедрения  инноваций  связывают  с 
неопределенностью  спроса  и  уровнем  цен  на  инновационную  продукцию  и  услуги, 
необходимостью серьезных капиталовложений в научно-исследовательские исследования, 
техническое  и  технологическое  оснащение  МИП,  а  также  изменчивостью  рыночной 
ситуации,  спроса  и  предложений,  неопределенностью  затрат  и  рентабельности 
инновационного бизнеса [3]. 

378 

 

Анализ  функционирования  успешных  МИП  показывает  однозначный  тренд  -  это 

работа  малых  инновационных  предприятий  по  направлениям,  заявкам  и  контрактам  от 
крупных  предприятий.  В  этой  бизнес-модели  существенно  снижаются  риски,  четко 
определяются  направления  исследований  и  есть  конкретный  заказчик,  отсутствуют 
проблемы  с  финансированием,  техническим  оснащением  и  кадрами.  О  таких  условиях 
может  мечтать  любое  предприятие.  Эта  модель  и  должна  стать  основополагающей  в 
работе малых инновационных предприятий. МИП должны стать ведущими посредниками 
между  научными  организациями  и  крупным  бизнесом.  Только  тогда  придут  деньги  от 
бизнеса в науку и университеты [4].  

Востребованы  будут  современные,  мобильные,  ориентированные  на  результат 

МИП  с  высококвалифицированным  персоналом,  готовые  взять  ответственность  за 
порученное направление исследований и внедрение инноваций. 

На  наш  взгляд,    основной  резерв  повышения  функционирования  малых 

инновационных предприятий кроется в оптимизации процесса управления ресурсами.  

Ресурсы  МИП  имеют  свои  характерные  особенности  относительно  других  малых 

предприятий, к основным из которых следует отнести[6]: 

 

повышенную неопределенность при планировании потребности в ресурсах; 

 

более 

высокую 

значимость 

нематериальных 

ресурсов 

(патентов, 

технологических ноу-хау и др.); 

 

решающее  значение  оценки  ресурсов  стратегического  потенциала  МИП,  а  не 

его текущее положение. 

Наиболее  простым  и  распространенным  подходом  к  понятию  «ресурсы 

предприятия»  является  их  понимание  как  всего  того,  что  находится  на  балансе 
предприятия.  Соответственно,  в  рамках  данного  подхода  понятия  «активы»  и  «ресурсы 
организации» можно считать синонимами. Этот подход называется бухгалтерским.  

Отметим,  что  объем  инновационных  товаров  работ  и  услуг,  производимых  в 

различных  производствах  России,  за  период  с  2014  по  2016  г.  вырос  на  255%  .  Это 
свидетельствует 

о  том,  что  отечественные  компании  начинают  уделять  большее 

внимание стратегическому планированию, стараясь достичь конкурентного преимущества 
за счет внедрения инноваций [5]. 

Для  перехода  от  стратегического  уровня  управления  к  оперативному  необходимо 

сформировать  план  действий  по  достижению  желаемых  значений  ресурсов  МИП  [6]. 
Важным условием эффективности данного плана является его комплексность, он должен 
охватывать  все  значимые  для  реализации  стратегии  МИП  ресурсы.  Здесь  требуется 
системная классификация ресурсов МИП со следующими атрибутами: 

1)  должны 

быть 

идентифицированы 

все 

ресурсы, 

определяющие 

конкурентоспособность МИП. Предприятия с равными ресурсами  должны иметь равные 
финансовые результаты; 

2)  МИП должны иметь механизмы влияния на анализируемые ресурсы (это может 

быть как прямое, так и косвенное влияние); 

3)  ресурсы  должны  быть  измеримы.  Метрики  анализируемых  ресурсов  будут 

являться индикаторами реализации стратегии МИП. 

Когда  речь  идет  о  стратегическом  анализе  ресурсов  МИП,  наиболее  важным 

представляется не наличие тех или иных  ресурсов на дату  анализа, а оценка потенциала 
их привлечения и  эффективности использования.  Классификация ресурсов МИП должна 
учитывать  эту  особенность  и  включать  в  себя  оценку  стратегического  потенциала 
получения МИП ресурсов необходимых видов[7].  

Таким  образом,  корректное  представление  об  экономической  эффективности 

инновации  является  необходимым  фактором  для  рационального  и  научнообоснованного 
решения  о  распределении  ограниченных  финансовых  ресурсов  малого  предприятия  и 
управлении всем инновационно-инвестиционным процессом.  

379 

 

Инновационно-инвестиционная 

деятельность 

малого 

предприятия 

можно 

рассматривать в качестве отдельного бизнес-процесса предприятия и, следовательно, как 
отдельный  объект  управления,  который  изменяется  посредством  воздействия 
непосредственно  на  него  или  на  входы  данного  процесса,  то  есть  на  различные  виды 
ресурсов (капитал, труд и др.). 

Итак,  в  целях  повышения  эффективности  функционирования  малого  предприятия 

инновационная деятельность должна обеспечивать: 

 

наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей; 

 

конкурентоспособность  МИП  по  показателям  качества  продукции  и 

эффективности  производства,  достижение  баланса  между  стабильностью  (управление 
традиционной  технологией)  и  усилиями  по  внедрению  новой  технологии.  Сохраняя 
традиционную  продуктивную  технологию,  необходимо  часть  ресурсов  одновременно 
направлять  на  внедрение  новой  технологии,  диверсифицируя  тем  самым  набор 
технических средств; 

 

эффективность 

в 

широком 

спектре 

радикальности 

нововведений, 

приспосабливаясь  к  постоянно  реализуемым  нововведениям  и  периодически 
осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного 
управления  эволюционными  технологическими  нововведениями  и  программным 
управлением радикальными нововведениями; 

 

организацию  взаимодействия  внутренних  и  внешних  элементов  системы 

развития,  главными  факторами  которого  являются  система  информации  о  рынке 
нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность. 

Наконец,  для  дальнейшего  развития  малого  предпринимательства  и  повышения 

эффективности  его  инновационной  деятельности  необходима  помощь  этому  сектору 
экономики по следующим направлениям: 

 

разработка  и  реализация  предпринимателями  совместно  с  учеными 

инвестиционных  проектов  в  сфере  науки,  высоких  технологий  и  инноваций  в  целях 
обеспечения  на  малых  предприятиях  более  высокого  уровня  организации 
производственных процессов,  получения ими существенных конкурентных преимуществ 
на межрегиональном и международном рынках; 

 

проведение  анализа  кадрового  обеспечения,  состояния  подготовки  кадров  в 

малом предпринимательстве; 

 

создание перечня научно-исследовательских разработок  по проблемам малого 

бизнеса; 

 

обобщение опыта и полученных результатов реализации программ поддержки 

малого предпринимательства в других городах России; 

 

проведение  семинаров,  конференций,  круглых  столов  по  вопросам 

инновационной  деятельности  малого  предпринимательства  при  совместном  участии 
предпринимателей, ученых, представителей органов власти и общественных организаций; 

 

осуществление  периодического  мониторинга  по  выявлению  проблем, 

возникающих  в  инновационной  деятельности  субъектов  малого  предпринимательства. 
Данные  мониторинга  дадут  возможность  органам  государственного  управления,  а  также 
другим  участникам  рыночных  отношений  при  адаптации  к  рынку  осуществлять  меры 
регулирующего характера. 

В  заключение  отметим,  что  с  целью  активизации  инновационной  деятельности  в 

сфере  малого  предпринимательства  должна  быть  выработана  новая  инновационная 
политика, 

представляющая 

собой 

совокупность 

принципов 

и 

мероприятий, 

обеспечивающих  создание  благоприятного  инновационного  климата  в  России, 
необходимого  для  успешного  инвестирования  в  российскую  экономику  в  условиях 
кризиса.  

380 

 

Большинство  малых  предприятий  в  нашей  стране  не  имеет  формализованной 

стратегии развития. Однако все больше и больше предпринимателей понимают важность 
стратегического  подхода  в  управлении  бизнесом,  особенно  когда  речь  идет  об  области 
инноваций, где скорость изменения внешней среды является чрезвычайно высокой. 

Список литературы: 

1. 

Жданов  С.А.  Основы  теории  экономического  управления  предприятием: 

учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.41-43. 

2. 

Лапин  В.Н.  Социальные  аспекты  управления  нововведениями.  В  сб. 

Проблемы управленческих нововведений и хозрасчетного экспериментирования. Таллин, 
1981. С.21. 

3. 

Валдайцев  С.В.,  Молчанов  Н.В.,  Пецольдт  К.  Малое  инновационное 

предпринимательство: учебное пособие. М.: Проспект, 2015. С. 6-7. 

4. 

Лапуста  М.Г.  Малое  предпринимательство:  Учебник/М.Г.  Лапуста,  Ю.Л. 

Старостин. -2-е изд., переработанное и дополненное. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 272. 

5. 

Николаев  В.Н.,  Дорохов  Д.С.,  Толбин  А.Э.  Модель  организации  технико-

экономических  ресурсов  инновационного  предприятия  //  Инновационная  экономика: 
перспективы развития и совершенствования. 2017. № 4. С. 59. 

6. 

Брындин Е.Г. Целостное инновационное образование. Сб. трудов -IX Межд. 

Науч.-практ. 

Конф. 

«Лингвистические 

и 

культурологические 

традиции 

и 

инновации»./Томск: ТПУ. 2009. С. 103-108. 

7. 

Хасаншин  И.А.,  Гебейдуллова  Д.А.  О  необходимости  формирования 

культуры  инновационного  развития  России//Модернизация  культуры:  идеи  и  парадигмы 
культурных изменений: межд. конф. (Самара, 22-23 мая 2014). -Самара: Изд. Самарск. гос. 
институт культуры, 2014. -С. 232-235. 

 

ВЛИЯНИЕ КРУПНОМАСШТАБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 

 

Камалиева А.А., 

ФГБОУ ВО «КНИТУ» 

 
Крупномасштабные  мероприятия  в  системе  устойчивого  развития  региона 

приобретают  особое  значение  в  условиях  становления  автономности  регионов  и 
расширения возможностей для использования собственных ресурсов в развитии региона и 
страны в целом. 

Для  более  глубокого  изучения  данного  вопроса,  можно  выявить  перспективы 

реализации крупномасштабных мероприятий в Республике Татарстан в 2013 год - XXVII 
Всемирная летняя Универсиада, и 2015 год - Чемпионат мира по водным видам спорта. А 
также  предложить  пути  совершенствования  реализации  этих  и  последующих 
крупномасштабных мероприятий в Республике Татарстан, на примере FIFA-2018 года. 

Проведение  крупномасштабных  мероприятий  ведет  к  росту  экономики  и 

соответственно  доходов  регионального  (городского)  бюджета.  В  связи  с  наличием 
устойчивой  тенденции  к  социализации  промышленно  развитых  государств  расширяется 
практика использования крупномасштабных мероприятий для  решения задач социально-
экономического развития их регионов. 

Для  фор

м

иро

в

а

н

и

я  усто

йч

и

во

й  б

л

а

го

пр

и

ят

но

й  сред

д

ы  тур

ист

ичес

ко

го  ре

г

ио

н

а 

горо

ду необ

хо

д

и

мо дост

ич

ь в

ысо

к

и

х резу

л

ьт

ато

в в чет

ыре

х ос

но

в

н

ы

х об

л

аст

я

х: к

ачест

во 

обс

лу

ж

и

в

а

н

и

я госте

й ре

г

ио

н

а, б

из

нес

а и н

асе

ле

н

и

я, усто

йч

и

вое р

аз

в

ит

ие, д

а

л

ь

но

в

и

д

ност

ь 

ру

ко

во

дст

в

а и посто

я

нст

во и

м

и

д

ж

а. 

Приобретаемый во вре

м

я крупномасштабных спортивных мероприятий бре

н

до

в

ы

й 

ст

атус  ре

г

ио

ну  необходимо  со

хр

а

н

ят

ь  е

го  пос

ле  и

х  про

ве

де

н

и

я.  Ес

л

и  сч

ит

ат

ь,  что 

сто

и

мост

ь  бре

н

д

а  -  это  е

го  из

вест

ност

ь,  то  необ

хо

д

и

мо  не

прер

ы

в

но  з

а

н

и

м

ат

ьс

я 

381 

 

«р

ас

крут

ко

й»  сто

л

и

ц

ы  спортивных  соре

в

но

в

а

н

и

й  н

а  м

иро

во

м  уро

в

не.  При  ре

а

л

из

а

ц

и

и 

это

й  з

а

д

ач

и  необ

хо

д

и

мо  соз

д

ат

ь  ус

ло

в

и

я  пр

ит

я

г

ате

л

ь

ност

и,  прест

и

ж

а  горо

д

а  в  це

ло

м,  а 

т

а

к

же пр

и

в

ле

к

ате

л

ь

ност

и горо

д

а сосре

доточе

н

н

ы

х н

а пр

иро

д

но-

к

л

и

м

ат

ичес

к

и

х ус

ло

в

и

я

х, 

м

атер

и

а

л

ь

но-те

х

н

ичес

к

и

х,  ф

и

н

а

нсо

в

ы

х,  тру

до

в

ы

х,  ор

г

а

н

из

а

ц

ио

н

н

ы

х,  со

ц

и

а

л

ь

н

ы

х  и 

дру

г

и

х ресурсо

в, а т

а

к

же воз

мо

ж

носте

й д

л

я ре

а

л

из

а

ц

и

и и воспроизводства эт

и

х ресурсо

в. 

Для  получения  э

ко

но

м

ичес

ко

й  от

д

ач

и  в  периоде  пос

ле  про

ве

де

н

и

я 

крупномасштабных  спортивных  мероприятий  необ

хо

д

и

мо  ре

а

л

изо

в

ы

в

ат

ь  с

ле

ду

ю

щ

ие 

ус

ло

в

и

я: 
а) 

про

до

л

ж

ат

ь 

по

в

ы

ш

ат

ь 

уро

ве

н

ь 

пр

и

в

ле

к

ате

л

ь

ност

и 

терр

итор

и

и 

н

а 

ме

ж

ду

н

аро

д

но

м  уро

в

не  б

л

а

го

д

ар

я  уз

н

а

в

ае

мост

и  и  у

ве

л

иче

н

и

ю  к

ачест

в

а  е

го 

и

нфр

астру

ктур

ы и сер

в

ис

а; 

б) р

ассч

ит

ы

в

ат

ь н

а м

но

го

гр

а

н

ност

ь це

ле

во

й ау

д

итор

и

и; 

в)  в  ос

но

ве  де

яте

л

ь

ност

и  про

д

в

и

же

н

и

я  бре

н

д

а  горо

д

а  (региона)  до

л

же

н  ле

ж

ат

ь 

д

и

а

ло

г  через  ос

но

в

н

ые  к

а

н

а

л

ы  ко

м

му

н

и

к

а

ц

и

й  (э

ле

ктро

н

н

ые  и  печ

ат

н

ые  сре

дст

в

а 

м

ассо

во

й  и

нфор

м

а

ц

и

и,  Интернет,  те

ле

в

и

де

н

ие,  р

а

д

ио)  со  все

м

и  це

ле

в

ы

м

и  ау

д

итор

и

я

м

и 

в

нутр

и стр

а

н

ы и з

а рубе

жо

м. 

Д

л

я по

д

дер

ж

а

н

и

я дост

и

г

нуто

го уро

в

н

я необ

хо

д

и

м

ы с

ле

ду

ю

щ

ие меро

пр

и

ят

и

я: 

а)  развитие  м

ассо

во

й  ф

из

ичес

ко

й  ку

л

ьтур

ы  и  с

порт

а,  у

кре

п

ле

н

ие  з

доро

в

ь

я 

н

асе

ле

н

и

я, про

д

в

и

же

н

ие с

порт

и

в

но

го и

м

и

д

ж

а Т

ат

арст

а

н

а; 

а)  повышение  ко

н

куре

нтос

пособ

ност

и  тур

истс

ко

го  ко

м

п

ле

кс

а  Рес

пуб

л

и

к

и 

Т

ат

арст

а

н н

а росс

и

йс

ко

м и ме

ж

ду

н

аро

д

но

м тур

истс

к

и

х р

ы

н

к

а

х; 

в) государственное у

пр

а

в

ле

н

ие со

ц

и

а

л

ь

н

ы

м р

аз

в

ит

ие

м мо

ло

де

ж

и. 

Мероприятия, н

а

пр

а

в

ле

н

н

ые н

а фор

м

иро

в

а

н

ие з

доро

во

го обр

аз

а ж

из

н

и, у

кре

п

ле

н

ие 

з

доро

в

ь

я, по

в

ы

ше

н

ие ф

из

ичес

ко

й а

кт

и

в

ност

и и по

д

гото

в

ле

н

ност

и все

х возр

аст

н

ы

х гру

п

п 

н

асе

ле

н

и

я,  соз

д

а

н

ие  ус

ло

в

и

й  д

л

я  по

л

но

це

н

но

го  от

д

ы

х

а  и  з

доро

во

го  досу

г

а,  по

д

гото

в

к

и 

с

порт

и

в

но

го  резер

в

а  и  ус

пе

ш

н

ы

х  в

ысту

п

ле

н

и

й  с

портс

ме

но

в  Рес

пуб

л

и

к

и  Т

ат

арст

а

н  н

а 

росс

и

йс

к

и

х и ме

ж

ду

н

ародных с

порт

и

в

н

ы

х соре

в

но

в

а

н

и

я

х: 

- совершенствование нор

м

ат

и

в

но

й пр

а

во

во

й б

аз

ы р

аз

в

ит

и

я ф

из

ичес

ко

й ку

л

ьтур

ы и 

с

порт

а в Рес

пуб

л

и

ке Т

ат

арст

а

н; 

-  создание  эффе

кт

и

в

но

й  с

исте

м

ы  учет

а  объе

кто

в  в  сфере  ф

из

ичес

ко

й  ку

л

ьтур

ы  и 

с

порт

а и и

х ис

по

л

ьзо

в

а

н

и

я; 

-  совершенствование  ме

х

а

н

из

мо

в  ф

и

н

а

нсо

во

го,  м

атер

и

а

л

ь

но-те

х

н

ичес

ко

го  и 

к

а

дро

во

го обес

пече

н

и

я ф

из

ку

л

ьтур

но-с

порт

и

в

но

й де

яте

л

ь

ност

и; 

- внедрение но

в

ы

х фор

м ор

г

а

н

из

а

ц

и

и ф

из

ку

л

ьтур

но-с

порт

и

в

но

й де

яте

л

ь

ност

и; 

-  оказание  мер  госу

д

арст

ве

н

но

й  по

д

дер

ж

к

и  об

щест

ве

н

н

ы

м  ф

из

ку

л

ьтур

но-

с

порт

и

в

н

ы

м ор

г

а

н

из

а

ц

и

я

м; 

- строительство со

вре

ме

н

н

ы

х с

порт

и

в

но-оз

доро

в

ите

л

ь

н

ы

х ко

м

п

ле

ксо

в; 

-  формирование  досту

п

н

ы

х  ус

ло

в

и

й  д

л

я  з

а

н

ят

и

й  ф

из

ичес

ко

й  ку

л

ьтуро

й,  с

порто

м 

р

аз

л

ич

н

ы

х к

ате

гор

и

й н

асе

ле

н

и

я по месту ж

ите

л

ьст

в

а, учеб

ы, тру

до

во

й де

яте

л

ь

ност

и; 

В р

а

м

к

а

х р

аз

в

ит

и

я с

порт

а в

ыс

ш

и

х дост

и

же

н

и

й в Рес

пуб

л

и

ке Т

ат

арст

а

н необ

хо

д

и

мо 

с

ко

н

це

нтр

иро

в

ат

ь  ус

и

л

и

я  н

а  по

д

гото

в

ке  с

портс

ме

но

в  в

ысо

ко

го  к

л

асс

а  и  с

порт

и

в

но

го 

резер

в

а,  а  т

а

к

же  со

де

йст

в

ии  в  по

д

гото

в

ке  с

пе

ц

и

а

л

исто

в  ф

из

ку

л

ьтур

ы  и  с

порт

а  в

ыс

ше

й 

к

в

а

л

иф

и

к

а

ц

и

и. 

Необходима  по

д

дер

ж

к

а  учре

ж

де

н

и

й  до

по

л

н

ите

л

ь

но

го  обр

азо

в

а

н

и

я  дете

й  и 

учре

ж

де

н

и

й  сре

д

не

го профобр

азо

в

а

н

и

я  с

порт

и

в

но

й  н

а

пр

а

в

ле

н

ност

и,  по

д

дер

ж

к

а  с

исте

м

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..