ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 7

 

 

98 

 

но  и  потеряем  все  то,  что  имеем  сейчас.  Для  перехода  к  УР  необходимо  изменение 
структуры  потребностей  и  формирование  культуры  потребностей  каждого  человека  и 
общества  в  целом  [2].  Для  этого  нужны  особые  экономические  механизмы,  изменение 
шкалы  ценностей  в  экономике,  что  отразится  на  системе  ценообразования,  а  также 
непрерывное экологическое образование и воспитание. 

Список литературы: 

1.  Ермаков  Д.С.,  Славинский  Д.А.,  Черникова  С.А.  Наш  экологический  след 

/Экология и жизнь. – 2011._№ 2(111) – С.38-41 

2.  Павлова  В.А.  Зеленая  экономика  –  наше  будущее//  В  сб.:  Проблемы  и 

перспективы  развития  экономики,  управления  и  кооперации.  Российский  университет 
кооперации. - 2016. С. 215-219. 

 

ПРИЧИНЫ ЗАИМСТВОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ 

В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ 

 

Ю.М. Маглыш. Л.П. Барычева 

АНО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» 

г. Мытищи, Московская область  

 

Аннотация.  В  статье  анализируется  проблема,  а  также  общие  причины 

заимствования иноязычной лексики в современном русском литературном языке. Влияние 
лексики  английского  языка  (главным  образом,  в  его  американском  варианте)  на  русский 
язык наших дней является преобладающим в сравнении с влиянием других языков. 

Ключевые 

слова: 

иноязычные 

заимствования, 

англицизмы, 

причины 

заимствования, способы заимствования  

XXI  век  –  это  небывалый  подъем  научно-технического  прогресса,  век 

невообразимых  до  ныне  средств  коммуникации.  Нам,  особенно  молодежи,  открылись 
возможности  и  перспективы  делать  все  вместе:  учиться,  учить,  изобретать,  исцелять, 
защищать  природу,  бороться  с  преступностью,  торговать,  созидать…  Началась  эра 
всеобщей глобализации. Стали исчезать существовавшие ранее препятствия, связанные с 
общением. Теперь мы можем легко это делать независимо от того, где бы мы не жили, в 
каком  бы  уголке  земли  не  находились.  Для  этого  стоит  лишь  просто  включить  ноутбук 
или мобильную связь. Для эпохи глобализации для всех ныне живущих народов на роль 
глобального языка уверенно стал претендовать английский язык. А как же национальная 
культура, традиции, обычаи, верования, образ жизни, менталитет того или иного народа? 
Как  сохранить  многообразие  языков  и  культур  в  глобальном  мире?  Повсеместно 
распространено  заимствование  идей,  стилей, рекламы,  телепрограмм,  коммуникативного 
поведения,  образа  жизни  и  слов,  которые  все  это  отражают  и  выражают.  Необходимо 
отметить,  что  эта  проблема  стала  одной  из  первоочередных  для  всех  национальных 
культур, в том числе и для русской культуры. 

Как  уже  отмечалось,  основным  источником  заимствования  является  английский 

язык и американская культура. Сегодня влияние английского языка и англо-американской 
культуры проявляется во всех сферах нашей жизни, но прежде всего – в сфере бизнеса и в 
молодежной среде. 

Все  чаще  мы  ловим  себя  на  мысли,  каким  образом  наш  собственный  словарный 

запас пополняется новыми словами? По каким причинам происходят заимствования, кто 
из ученых занимается изучением этих процессов, происходящих в современном русском 
литературном  языке?  Все  чаще  приходится  обращаться  за  помощью  к  толковым, 
этимологическим 

словарям, 

словарям 

иностранных 

слов, 

к 

различным 

терминологическим  словарям  энциклопедиям,  к  Интернету,  чтобы  понять  смысл  и 
значение  заимствованного  иноязычного  слова.  Например,  словари  иностранных  слов 
имеют,  с  одной  стороны,  образовательную  ценность:  каждое  слово,  проникающее  от 

99 

 

языка  к  языку,  объединяет  эти  языки  и  людей,  которые  говорят  на  них.  Поэтому 
положительная сторона знакомства с иностранными словами очевидна. Тот, кто пытается 
освоить эту лексику, делает первый шаг на очень трудном пути изучения другого языка и 
культуры.  По  словам  В.  Г.  Белинского,  «новое  слово,  выражающее  новую  мысль, 
почитается приобретением, успехом, шагом вперед» [6]. 

Внимание многих филологов было направлено еще в начале ХХ в. на исследование 

причин заимствования иноязычной лексики. Это труды А.А. Ильиной, И.Л. Медведевой, 
В.В. Мартынова, Л.П. Крысина, Е.Н. Вороновой, А.А. Евтюгиной, С.В. Тер-Минасовой и 
других.  По  мнению  известного  ученого  Л.  П.  Крысина,  основными  причинами 
заимствования  иноязычных  слов  являются:  «потребность  в  наименовании  новой  вещи, 
необходимость разграничить различающиеся понятия, близкие по смыслу, необходимость 
специализации  понятий,  а  также  социально-психологические  причины  и  факторы 
заимствования, например, восприятие иноязычного слова как более престижного» [3, 158]. 

Заимствованные слова – это такие иноязычные слова, которые полностью входят в 

лексическую  систему  современного  русского  литературного  языка.  Этот  процесс 
вхождения  происходит  как  под  влиянием  внешних  (неязыковых),  так  и  внутренних 
(языковых) причин. 

Внешние причины заимствования иноязычной лексики, по мнению исследователей, 

–  это  развитие  техники,  науки,  расширение  международных  контактов,  специализация 
профессиональной  производственной  деятельности,  изменения  в  экономической, 
политической  сферах.  Внутренние  причины  –  это  потребности  развития  лексической 
системы языка, которые заключаются в следующем: 

1.  Необходимость  устранения  многозначности  русских  слов,  упрощения  их 

смысловой  структуры  (импорт,  экспорт  вместо  многозначных  русских  слов  ввоз,  вывоз, 
связанные с международной торговлей). 

2.  Стремление  уточнить  или  детализировать  соответствующие  понятия  языка, 

выделить  его  смысловые  оттенки.  Например,  в  сфере  шоу-бизнеса  брифинг  –  не  всякое 
совещание,  кастинг  –  не  всякий  конкурс.  Т.е.  уже  существующее  в  языке  слова  и  вновь 
заимствованные  делят  сферы  семантического  влияния  (хобби  при  исконно  русском 
увлечение, экстремальный – опасный, комфорт – удобство и т.д.). 

Исследователи  отмечают,  что  существует  несколько  способов  заимствования. 

Перечислим некоторые из них: 

1.  Прямое  заимствование.  В  этом  случае  слово  на  русском  языке  имеет  такое  же 

значение и форму, что и на языке оригинала, например, мани (moneyот англ. деньги), уик-
энд  (weekend  от  англ.  выходные),  пипл  (people  от  англ.  люди),  тинейджер  (teenager  от 
англ. подросток). 

2.  Гибридизация.  Способ  заимствования,  при  котором  к  английскому  слову 

добавляется  русский  суффикс,  приставка  или  окончание,  например,  кликнуть  от  клик 
(click  от  англ.  щелчок),  пиарить  от  пиар  (PR,  publicrelationsот  от  англ.  отношения  с 
общественностью). 

3.  Калька.  Этот  способ  используется  тогда,  когда  англицизм  соответствует 

фонетическому и графическому образу, например, меню (menu), клуб (club), вирус (virus), 
диск (disk). 

4. Полукалька. Способ заимствования, при котором происходит изменение слова по 

правилам  русской  грамматики,  например,  драйв  (drive)  –  драйва,  кеш  (cash  от  англ. 
наличные деньги) – кешем, кеша. 

5.  Экзотизмы.  Это  выражения,  которые  не  имеют  аналогов,  например,  фастфуд 

(fastfood), гуляш (goulash), шашлык (shashlik), доллар (dollar), шериф (sheriff). 

6.  Композиты.  Это  сочетание  двух  английских  слов,  например,  секонд-хэнд 

(secondhand), шоу-бизнес (show business), хэппи-энд (happy end), хай-тек (high tech) [1, 42–
43]. 

100 

 

Таким  образом,  иноязычные  заимствования  используются  в  таких  сферах 

российского  общества  как,  например,  в  СМИ,  политике,  менеджменте,  маркетинге, 
экономике,  культуре,  индустрии  моды,  а  также  в  повседневной  жизни  людей.  Так,  в 
области компьютерных и информационных технологий англицизмы часто встречаются в 
названии  терминов  и  программ:  сайт  (site),  файл  (file),  байт  (byte)  [2,  198],  браузер 
(browser),  интерфейс  (interface),  геймер  (gamer  от  англ.  игрок),  апгрейд  (upgrade  от  англ. 
модернизация) и др. [2, 190]». 

Сегодня  нельзя  представить  нашу  жизнь  без  использования  социальных  сетей 

(Facebook и Vkontakte), которые являются одними из главных источников заимствования 
англицизмов.  В  молодежной  разговорной  речи  появилось  слово  лайк  (like  от  англ. 
нравиться)  и  производные  от  него  –  лайкнуть,  залайкать,  означающие  то,  что  кому-то 
понравился ваш пост (post от англ. запись на странице в социальной сети). 

Согласно  статистике  молодежный  сленг  содержит  около  35%  иноязычных  слов-

заимствований. Речь молодых людей часто «пестрит» такими словами, как сори (sorry от 
англ. извини), окей (OK от англ. хорошо), хай (hi от англ. привет), бойфренд (boyfriend от 
англ. возлюбленный), соу-соу (so-so от англ. так себе) и другие.  

Проанализировав  ситуацию,  становится  ясно,  что  в  каждой  сфере  жизни  и 

деятельности  людей  присутствуют  многочисленные  заимствования:  англицизмы, 
германизмы, латинизмы францизмы и другие. Причем, большее преимущество на стороне 
англицизмов. 

Благодаря  развитию  науки,  техники,  кино,  модной  индустрии,  укреплению 

международных  отношений  в  современном  русском  литературном  языке  появляется 
множество новых лексических единиц. Все эти изменения, происходящие в языке, часто 
не  всегда  успевают  быть  зафиксированными  в  словарях,  которые,  в  свою  очередь, 
«показывают,  что  язык  становится  более  мобильным,  точно  реагирует  на  ситуацию 
общения,  так  как  это  дает  пользователям  возможность  выбрать  любой  вариант  решения 
коммуникативных задач» [2, 10]. 

В  настоящее  время  заимствования  проникают  во  все  современные  национальные 

языки, включая русский литературный язык, но обогатят его или испортят, покажет время. 

Список литературы: 

1.  Воронова  Е.  Н.  Проблема  иноязычных  заимствований  в  современном  русском 

языке // Образование в современном мире. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. – № 9. – 
С.42–43. 

2.  Евтюгина  А.  А.,  Мурзинова  Я.  А.  Иноязычная  лексика  в  современном  русском 

языке 

// 

Молодой 

ученый. 

– 

2016. 

– 

№7.5. 

– 

С.8–10. 

– 

URL 

https://moluch.ru/archive/111/28086/ (дата обращения: 27.04.2018). 

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: ЭКСМО, 2010. – 944 с. 
4.  Современный  словарь  иностранных  слов.  Толкование,  словоупотребление, 

словообразование, этимология. – Ростов н/Д., 2015. – 959 с. 

5.  Тер-Минасова  С.В.  Великий  и  могучий  или  глобальный?  //  Наука  и  жизнь.  – 

2014. – № 9. – С.22 – 25. 

6. http://www. azlib.ru > b/belinskij_w_q/text_1840.shtml. 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ 

ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 

 

Боробова  А.Д., 

 

Научный руководитель: Р.В. Кутернина, 

Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС, г. Новосибирск 

 

101 

 

Аннотация. Одной из основных и наиболее важный частей политической системы 

Российской Федерации являются политические партии. Они представляют собой наиболее 
значимую  часть  политической  жизни  общества,  и  являются  соединяющим  компонентом 
между государством и гражданами, а также  создают единую политическую систему. 

Ключевые  слова:  избирательное  право,  законодательство,  юридическая  практика, 

закон.  

В  настоящее  время    Российская  практика  идет  по  пути  формирования  огромного 

количества  политических  партий.  Сейчас  в  России  насчитывается    67  политических 
партий,  и  это  только  зарегистрированных.  Действующие    партии  на  данный  момент, 
характеризуются  организационной  слабостью,  и  эксклюзивностью  интересов,  которые 
они  представляют.  Проблема  правового  статуса  политических  партий  является  менее 
разработанной в юридической науке России. 

На  сегодняшний  день  важным  этапом  в  улучшении  избирательного 

законодательства,  партийно-политической  системы  России  стала  деятельность  по 
законодательному  установлению  и    закреплению  в  субъектах  Российской  Федерации 
положений,  которые  связаны  с  использованием  на  выборах  смешанной  мажоритарно-
пропорциональной  избирательной  системы.  Федеральное  законодательство  разрешило 
законодателям в субъектах Российской Федерации использовать различные варианты этой 
избирательной системы.[1, c.267].  

На 

практике 

применение 

смешанной 

мажоритарно-пропорциональной 

избирательной  системы  на  федеральных  выборах  показывает  о  возможность  увеличения 
пропорциональной  составляющей  на  выборах  депутатов  Государственной  Думы, 
Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  а  также  избрание  депутатов  по 
пропорциональной системе. Это предложение вызывает необходимого вспомогательного 
склонения  к  развитию  партийно-политической  системы,  конкуренции  политических 
партий.  Существует  ряд  недостатков,  которые  характерны  выборам  по  мажоритарной 
системе:  большинство  голосов,  которые  поданы  в  округа,  теряются,  а  некоторые 
социальные  группы  не  представлены  в  парламенте  вообще.  Одновременно 
устанавливается более высокий процент голосов против всех; Следует обратить внимание, 
что  кандидаты,    которые  избраны  в  одномандатных  избирательных  округах, 
позиционируя, себя перед избирателями утратили свой независимый статус в ходе работы 
Государственной  Думы.  При  использовании  пропорциональной  системы  на  выборах, 
должен  быть  устранен  главный  недостаток  этой  системы  –  минимальная  взаимосвязь 
между  депутатами  и  избирателями.  Для  этого  следует:  разбивать  федеральный  список 
кандидатов  на  общефедеральную  часть,  состав  которой  составляет  3  человека,  и 
региональные группы кандидатов, число которых менее четырех пятых о числа субъектов 
Российской Федерации. Последнее время важное место играют благотворительные фонды 
кандидатов;  Предлагается  регулировать  существующий  порядок  финансирования 
предвыборной  работы  политических  партий,  спроектировать  право  региональных  групп 
кандидатов. Например, можно рассмотреть вопрос, в которой политической партии будет 
предоставлена  возможность  открывать  счета,  индивидуального  избирательного  счёта  в 
регионах,  а  также  создавать  собственные  избирательные  фонды.  Следует  установить 
порядок, который предусматривает, что кандидат, который включен в часть федерального  
списка  кандидатов,  или  занимает  первое  место  в  региональной  группе  кандидатов, 
откажется от депутатского мандата без необходимых к тому условий.  

Политическая  партия,  которая  выдвинула  соответственный  федеральный  список 

кандидатов,  должны  лишится  этого  мандата.  При  этом  список  вынуждающих  условий 
должен  быть  подробным  образом  установлен  в  законе  о  выборах.  Введению  такой 
системы    должны  соответствовать  нормы  федерального  закона,  который  регулирует 
статус  депутатов  Государственной  Думы,  предусматривающие  обязательную  работу 
депутатов,  избранных  по  региональным  группам,  с  избирателями  соответствующего 
региона. [2, c.21].  

102 

 

Таким  образом,  при  применении  этого  устройства  можно  предусмотреть 

выдвижением  независимых  кандидатов,  которые  конкурируют  в  субъектах  Российской 
Федерации  с  региональными  группами  кандидатов  из  списка  политических  партий.  При 
этом  избранный  может  быть  призван  независимый  кандидат,  который  получил  больше 
голосов, чем любая из региональных групп соответствующей территории.  

Список литературы: 

1.  Балаболина  Е.И.  Участие  политических  партий  в  избирательном  процессе  / 

Е.И.Балаболина // наука и современность. – 2010. - №5-3. – С.266-271. 

2.  Дискусарова  Н.И.  О  некоторых  вопросах  участия  плитических  партий  в 

избирательном процессе / Н.И. Дискусарова // сибирский юридический вестник. – 2014. - 
№4. – С.21-22. 
 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДА ВОЛЖСКА РЕСПУБЛИКИ 

МАРИЙ-ЭЛ 

 

Бочкова А.А., Храмова Н.А.,  

Российский государственный университет правосудия (филиал) 

КФ ФГБОУ ВО«Российский Государственный Университет Правосудия»г. Казань 

 
Аннотация:  В  данной  статье  рассматриваются  экологические  особенностигорода 

Волжска,  состояние  атмосферного  воздуха,  показатели  качества  питьевой  воды, 
источники  загрязнения  почвенных  ресурсов,  наличие  зеленых  насаждений,  проблемы 
утилизации отходов. 

Ключевые  слова:  город  Волжск,  промышленные  предприятия,  экологические 

проблемы. 

Город  Волжск  расположен  вМарий-Эл  Российской  Федерации  и  является  вторым 

по величине городом в республике. На юге Волжск граничит с республикой Чувашией, а 
на  востоке  —  с  республикой  Татарстан.  Площадь  Волжска  относительно  небольшая  и 
составляет 39, 47 км2, а численность населения – 54,5 тысячи человек.  

Несмотря  на  небольшую  территорию  Волжска,  в  городе  присутствуют  различные 

предприятия,  школы,  дошкольные  учреждения,  а  также  парки,  дубравы  и  леса. 
Деятельность любых предприятий составляет угрозу для состояния качества окружающей 
среды,  а  особенно  в  небольших  городах.  Экологическое  состояние  Волжска  сегодня 
можно  характеризовать  как  недостаточно  благополучное.  Это  связано,прежде  всего,  с 
загрязнением  атмосферы,  поскольку,  самой  важной  и  неотъемлемой  частью  среды 
обитания человека является атмосферный воздух [2,c 320]. 

К числу промышленных предприятий, вносящих наибольшую долю в загрязнение 

атмосферного воздуха Волжска, можно отнести ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный 
комбинат»,  «Волжский  Гидролизно-дрожжевой  завод»,  завод  «Виктон»  и  завод  железо-
бетонных изделий «Чонаш». Однако выбросы из труб заводов и фабрик отравляют наше 
существование, куда в меньшей степени, чем постепенно разрастающееся автомобильное 
"стадо" [1, с 336]. 

По  данным  ГИБДД,  количество  автомобильного  транспорта  в  Марийской 

республике ежегодно увеличивается на 5%.  

По  материалам  Управления  Росприроднадзора  по  Республике  Марий  Эл, 

Федеральной  службы  государственной  статистики,  Департамента  экологической 
безопасности природопользования и защиты населения Республики Марий Эл в 2016 году 
объем  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  от  стационарных 
источников  по  республике  составил  37,400  тыс.  тонн.  По  сравнению  с  2015  годом, 
выбросы  загрязняющих  веществ  от  стационарных  источников  увеличились  на  12,047 
тысяч тонн, в Волжске- увеличилось на 2,198 тыс. тонн. 

103 

 

В  2016  году  в  составе  выбросов  загрязняющих  веществ  от  стационарных 

источников  преобладали  газообразные  и  жидкие  вещества  (диоксид  серы  1,9%,  оксид 
углерода 16,2%, оксид азота 11,7% и 3,7 –прочие газообразные и жидкие вещества). 

В  2016-2017  году  выполнение  мероприятий  по  сокращению  выбросов 

загрязняющих веществ в атмосферу позволило уменьшить объем выбросов на 0,916 тонны 
[3, c 872]. 

ОАО  «Марийский  целлюлозно-бумажный  комбинат»  запустил  в  эксплуатацию 

установки  дурно  пахнущих  выбросов:  мыльно-тального  отдела  от  разложения 
сульфатного мыла и варочного цеха целлюлозного производства. 

Экологи в республике добились того, чтобы городские АЗС отпускали населению 

только неэтилированный бензин – наименее опасный для здоровья человека,а с 16 ноября 
1999  года  постановлением  Правительства  Республики  Марий  Эл  был  введен  талон 
токсичности  отработавших  газов,  через  6  месяцев  после  нововведений,  объем  выбросов 
загрязняющих веществ в атмосферу сократился на 3 тысячи тонн.  

Необходимо  отметить,  что  экологическая  ситуация  в  Волжске  стремится  к 

улучшению: лабораторный контроль за выбросами в атмосферный воздух осуществляется 
лабораторией  филиала  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и  эпидемиологии  в  РМЭ»  в  Волжском 
районе  и  Волжской  Санитарно-Эпидемиологической  станцией.  Основными  веществами, 
контролируемыми  на  территории  города,  являются  взвешенные  вещества,  хлор,  диоксид 
серы,  оксид  углерода,  азота  и  т.д.    В  рамках  социально-гигиенического  мониторинга  в 
конце  января  2018  года  на  территории  Республики  Марий  Эл  были  проведены 
исследования качества атмосферного воздуха. Исследовано 70 проб атмосферного воздуха 
в  г.  Йошкар-Оле,  25  проб  в  г.  Волжске  и  14  проб  в  Звениговском  районе.  Все  пробы 
соответствовали стандартным гигиеническим нормативам [2, c 320]. 

Безусловно,  важным  фактором  для  хорошего  состояния  здоровья  населения 

является  питьевая  вода.  Вода  города  Волжска  отличается  своим  качеством.  Показатели 
качества  питьевой  воды  из  распределительной  сети  в  городе  значительно  выше 
показателей в среднем по республике и другим городам. Химических веществ, связанных 
с  антропогенным  воздействием,  в  питьевой  воде  не  было  обнаружено.  Возбудители 
инфекционных  и паразитических заболеваний  в  питьевой  воде  города  в  2017  г.  не  были 
обнаружены.  Кроме  того,  в  городе  для  хозяйственно-питьевых  целей  используются 
подземные источники централизованного водоснабжения. 

Что  касается  почвенных  ресурсов,  то  основными  источниками  загрязнения  почвы 

города  являются  разрушение  и  строительство  зданий,  выбросытеплоэлектростанций, 
многочисленные  промышленные  предприятия,  сточные  воды,  бытовые  отходы. 
Исследование  почвы  города  Волжска  в  течение  2017  года  проводилось  в  рамках 
социально-гигиенического  мониторинга  в  8  точках,  включая  парки,  стадион,  пляж, 
территории школ, детских дошкольных учреждений и Центральной Городской Больницы. 
Проб,  превышающих  ПДК    по  санитарно-химическим  показателям  в  2015-2017годах  не 
было обнаружено. 

Экологическую обстановку в городе стараются улучшить, усиливается контроль за 

техническим  и  экологическим  состоянием  автотранспорта,  регулярно  вывозится  осенняя 
листва,  срезанная  растительность,  проводится  известкование  придорожных  зон  для 
уменьшения поступления из почвы тяжёлых металлов. 

Кроме  того,  город  Волжск  со  всех  сторон  окружен  лесами,  многочисленными 

парками,  рощами  и  дубравами,  такими  как  парк  «Дубовая  роща»,  расположенный  на 
берегу  реки  Волги,  сосновый  бор  в  микрорайоне  «Дружба»  и  центральный  «Парк 
культуры и отдыха». 

Зеленные растения регулируют шумовой режим, снижают уровень звука, а шум не 

только  травмирует,  но  и  угнетает  психику  человека,  разрушает  его  здоровье.  Деревья 
также  являются  эффективным  средством  борьбы  с  вредными  выбросами  автотранспорта 
[4]. 

104 

 

Город  Волжск  и  Волжский  район  богат  водными  ресурсами.  Кроме  реки  Волги,в 

районерасположено много озер (озеро Зеленое, Морской глаз, Мушан-Ер, Конан-Ер, озеро 
Яльчик).По  берегам  озер  возведено  множество  баз  отдыха,предлагающих  свои  услуги 
жителям города и туристам.  

Очень серьезной проблемой вМарий-Эл и в городе Волжскеявляется утилизация и 

переработка  промышленных  и  бытовых  отходов.  В  республике  имеется  более  130 
различных свалок бытовых отходов, большинство из которых, к сожалению, не отвечают 
санитарным нормам, 39% из них не имеют минимального инженерного оснащения. [3,  c 
286] 

Как  любой  город  Российской  Федерации,  город  Волжск  не  лишен  экологических 

проблем,  единственныйпуть  выживания  –  это  максимальнобережное  отношение  к 
окружающей природной среде, рациональные подходы к природопользованию. 

Список литературы: 

1.  Гальперин М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин.- 2-е изд., перераб. 

И доп.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017.- 336 с. 

2.  Рабочий  посёлок  Лопатино  //  Город  Волжск.  —  Йошкар-Ола.  —  С.  12—15.  — 

320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл).  

3.  Сараева Н. И. - Волжск // Энциклопедия Республики Марий Эл — Йошкар-Ола, 

2009. — С. 286. — 872 с. 

4.  http://gov.mari.ru/debzn/ 
 

ПРИМЕНЕНИЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ КАК ВЫСШЕЙ МЕРЫ НАКАЗАНИЯ 

В СТРАНАХ СНГ 

 

Вейс И.Е., Колмакова Е.А., 

СИУ - филиал РАНХиГС,, г. Новосибирск 

 

Аннотация.  В  данной  статье  рассмотрена  практика  применения  смертной  казни  в 

некоторых  странах  СНГ.  Проанализированы  некоторые  особенности  этого  института. 
Рассмотрены  уголовные  законодательства  этих  стран.    Приведена  статистика  смертных 
приговоров и их исполнения.  

Ключевые  слова.  смертная  казнь,  уголовное  законодательство,  высшая  мера 

наказания, мораторий на смертную казнь 

Исторически  смертная  казнь  всегда  являлась  одним  из  самых  распространенных 

видов наказания. Однако в современном мире, из соображений гуманности и соблюдения 
прав человека, часть стран отказалась от применения смертной казни. 

Исторически  смертная  казнь  всегда  являлась  одним  из  самых  распространенных 

видов наказания. Однако в современном мире, из соображений гуманности и соблюдения 
прав человека, часть стран отказалась от применения смертной казни.  

Среди стран СНГ так же нет единого стандарта по этому вопросу.  Данная работа 

ставит  цель  рассмотреть  высшую  меру  наказания-смертную  казнь,  а  также  практику  ее 
применения на примере уголовного законодательства   некоторых стран СНГ. 

Так  в  Российской  Федерации  согласно  конституции  1993года  смертная  казнь, как 

мера наказания носит временный характер, и рассчитана на применение в течение лишь 
некоторого  периода  времени  [2].  Однако  16  апреля  1997  года  вступил  мораторий  на 
применение  данного  вида  наказания.  то  есть  смертная  казнь  не  должна  больше  ни 
назначаться,  ни  исполняться.  Окончательно  Вопрос  о  её  применении  был  разъяснён 
Конституционным судом Российской Федерации в 2009 году. На основании конституции 
и  международных  договоров  наказание  больше  не  назначается  российскими  судами,  но 
упоминание  смертной  казни  сохранилось  в  уголовном  кодексе,  обладающем  меньшей 
юридической силой, чем Конституция РФ и международные договоры. Последняя казнь в 
России до введения моратория была назначена в 1996 году. Последним осужденным стал 

105 

 

серийный  убийца  и  насильник  Сергей  Головкин,  приговоренный  к  казни  за  убийство  и 
изнасилование на территории Московской области. 

Однако  периодически  в  законодательные  органы  вносятся  предложения  о 

возвращении  смертной  казни  за  наиболее  тяжкие  преступления.  Тем  не  менее,  по 
состоянию  на  апрель  2018  года  мораторий  продолжает  действовать,  а  значит  высшей 
мерой наказания в Российской Федерации является пожизненное заключение. 

Схожее  правовое  положение  смертная  казнь  имеет  и  в  Республике  Казахстан. 

Уголовный  кодекс  РК  характеризует  смертную  казнь  как  исключительную  меру 
наказания,  применяемую  к  лицам,  признанным  виновными  в  совершении 
террористических  актов,  повлекших  гибель  людей,  либо  особо  тяжких  преступлений, 
совершённых в военное время. В число преступлений, предусматривающих данную меру 
наказания,  входят  «Применение  запрещенных  средств  и  методов  ведения  войны, 
Государственная  измена  в  военное  время,  Посягательство  на  жизнь Первого  Президента 
Республики  Казахстан  —  Лидера  Нации,  Посягательство  на  жизнь  Президента 
Республики  Казахстан  (даже  если  он  останется  жив),  Диверсия  и  др.»  [5].  Согласно 
казахстанскому  законодательству  приговор  о  смертной  казни  может  быть  приведен  в 
исполнение только по прошествии года после вынесения его судом. Кроме того, смертная 
казнь  не  может  быть  применена  к  женщинам,  несовершеннолетним  и  мужчинам 
преклонного  возраста.  Таким  образом,  как  и  в  Российской  Федерации,  в  Казахстане 
фактически высшей мерой наказания является пожизненное заключение.  

Однако  в  2016  году  была  вынесена  на  обсуждение  новая  редакция  Уголовного 

кодекса РК, а также вопрос о возрождении в нем смертной казни. В процессе обсуждения 
было  предложено  расширить  список  лиц,  в  отношении  которых  может  применяться 
смертная казнь, и внести в него осуждённых за коррупцию, педофилию и наркоторговлю. 
Однако данная инициатива не была поддержана казахстанским законодателем. 

С начала действия моратория к смертной казни были приговорены  как минимум 

пять человек. Так, в 2006 году офицер полиции Рустам Ибрагимов был приговорен судом 
к  смертной  казни  за  убийство  Алтынбека  Сарсенбайулы  -  члена  Правительства 
Республики  Казахстан  и  бывшего  посла  Казахстана  в  России,  однако  в  2014  году  суд 
изменил  приговор  на  пожизненное  лишение  свободы.  Последним  случаем  вынесения 
смертного  приговора  стало  решение  суда  г.  Алматы  по  делу  Руслана  Кулекбаева 
признанного виновным в совершении теракта в этом городе 18 июля 2016г. Однако и этот 
приговор так и не вступил в силу. 

Фактически,  единственной  страной  СНГ,  в  которой  применяется  смертная  казнь, 

остается  Республика  Беларусь.  В  Конституции  Республики  Беларусь  (ст.  24)  указано: 
«Смертная  казнь  до  её  отмены  может  применяться  в  соответствии  с  законом,  как 
исключительная  мера  наказания  за  особо  тяжкие  преступления  и  только  согласно 
приговору  суда»[1].  Однако  с  1999  года  количество  смертных  приговоров,  вынесенных 
судами  Беларуси  заметно  сократилось.  Впервые  вопрос  об  отмене  смертной  казни  был 
поднят  на  референдуме  в  ноябре  1996  года,  но  тогда  80,44  %  проголосовавших 
высказались против данного решения. 

В январе 2015 года были внесены поправки в Уголовный кодекс, согласно которым 

обвиняемому,  который  активно  сотрудничал  со  следствием,  не  может  быть  вынесен 
смертный  приговор  (при  этом  чистосердечное  признание  не  относится  к  такому 
сотрудничеству). Согласно статистике Минюста, в 1998 году было вынесено 47 смертных 
приговоров, тогда как в 2011 году – всего 3. Тем не менее, за 2017 год в Белоруссии было 
вынесено пять смертных приговоров и один смертный приговор приведен в исполнение. 

Согласно Уголовному кодексу Беларуси 1999 года, « к смертной казни могут быть 

приговорены лица совершившие особо тяжкие преступления. При этом Смертная казнь не 
может  быть  назначена  лицам,  совершившим  преступления  в  возрасте  до  восемнадцати 
лет;  женщинам;  мужчинам,  достигшим  ко  дню  постановления  приговора  шестидесяти 
пяти  лет.»  [4].  При  этом  смертная  казнь  может  быть  заменена  на    пожизненное  

106 

 

заключение в порядке помилования. Право на помилование осужденных к смертной казни 
имеет Президент Республики Беларусь.  

Таким  образом  на  сегодняшний  день  большинство  стран  СНГ  отказались  от 

применения  смертной  казни.  Но  в  связи  с  ростом  случаев  проявления  международного 
терроризма,  увеличением  наркотрафика  и  другим  угрозам  национальной  безопасности 
этих  стран,  вопрос  сохранения  или  возвращения  смертной  казни  остается  весьма 
актуальным. По этой причине, а также исходя из принципа справедливости при наказании 
особо опасных преступников, некоторые страны (в т. ч. Республика Беларусь) сохраняют 
данный вид наказания в своем уголовном законодательстве. 

Список литературы: 

1.  Конституция  Республики  Беларусь:  принята  15.03.1994  (с  изменениями  и 

дополнениями,  принятыми  на  республиканских  референдумах  24  ноября  1996  года  и  17 
октября 2004 года)// Свод законов РБ, Национальный реестр правовых актов РБ.- 2017.- N 
1.- Cт.24 

2.  Конституция  Российской  Федерации:  принята  всенародным  голосованием 

12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ 
от  30.12.2008  N  6-ФКЗ,  от  30.12.2008  N  7-ФКЗ,  от  05.02.2014  N  2-ФКЗ  )  //  Собрание 
законодательства РФ.- 2014.- N 15. – Ст. 20 

3.  Уголовный  кодекс  Республики  Беларусь,  от  9  июля  1999  г.  №  275-З  //  Свод 

законов РБ, Национальный реестр правовых актов РБ.  - 2017. – N 34. – Ст. 122-135, 289, 
356-362 

4.  Уголовный кодекс Республики Казахстан, от 3 июля 2014 г. № 412-V // Собрание 

актов Президента и Правительства Республики Казахстан. - 2018.- N 7. – Ст. 175-184 

5.  Уголовный  кодекс  Российской  Федерации,  от  13  июня  1996  г.  №  63-ФЗ  // 

Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996 г. - № 25 - Ст. 105, 277, 
295, 317, 357 

 

РЕЛИГИЯ ИЛИ ФИЛОСОФИЯ 

 

А.Р. Гаптрахманова 

Казанский кооперативный институт (филиал) «Российский университет 

кооперации» г. Казань. 

 

Христианство,  ислам  и  буддизм  -  это  крупнейшие  религии  в  мире.  Я  отношусь  к 

каждой  религии  уважительно,  и  сама  исповедую  ислам,  потому  что  родилась  в 
мусульманской семье. Человек в зрелом возрасте может поменять религию, осуждать или 
же стать атеистом. Я не вижу ни малейшего различия между религиями, так как Бог един, 
но различные народы именуют его по-разному. Автор думает, что неувязка существовала 
в начале человеческого бытия, так как, по преданию, раньше на Земле был единый язык и 
цивилизация.  Это  означает,  что  и  Бог  един.  В  связи  с  тем,  что  человек  добавлял  к 
праздникам, ритуалам свои особенности, и былая единая религия начала разветвляться на 
отдельные различные религии. Несмотря на то, что на свете немало разных религий, люди 
обязаны  существовать  в  мире  и  гармонии  почитая  религию  ближнего.  Во  все  эпохи 
важной  составляющей  цивилизации  являлась  духовная  культура.  В  свою  очередность,  в 
структуре  духовной  культуры  с  древнейших  пор  тесно  сосуществуют,  кроме  иных,  два 
таких  элемента,  как  философия  и  религия.  Религия  -  это  парадокс  духовной  жизни 
человека.  Вероисповедание  это  не  только  представление  о  Боге,  но  и  настоящая  жизнь 
людей: их культ, богомолье, форма жизни, базирующаяся на религии.  

Философия  обычно  описывается  как  одна  из  форм  миропонимания,    форм 

деятельности  людей,  особый  способ  познания,  концепция  или  же  дисциплина.  Она 
порождает  обобщенную  систему  взглядов  на  мир,  место  человека  в  нем;  она  исследует 

107 

 

познавательные  значения,  социально-политическое,  нравственное  и  эстетическое 
отношение человека к миру. 

Вероисповедание и философия одинаково желают проникнуть в сущность бытия и 

ответить на вопросы, которые волнуют людей с самых древних пор. Вопросы о жизни и 
смерти, что есть добро и что есть зло, о предназначении человека считаются ключевыми 
вопросами  религии  и  философии  и  рассматриваются  с  всевозможных  точек  зрения. 
Исследуя подобию меж философией и религией, надо обозначить, собственно, что обе эти 
формы духовной работы нацелены на осознание истины. В религии, как и в философии, 
речь идет о самых совокупных представлениях мира, из которых люди должны исходить в 
личной жизни; главные идеи веры - о Боге, о творении Бога, заповедях, которые человек 
обязан блюсти, по собственной сущности схожи с философскими.  

Немецкий философ  Георг Вильгельм Фридрих Гегель, сопоставляя  исповедание с 

философией,  подталкивал  внимание  на  то,  собственно  что  «различие  2-ух  сфер  не 
надлежит быть понимаемо например абстрактно, как будто думают только в философии, а 
не в религии; в последней еще есть представления, совместные мысли. Например, как эти 
2 сферы настолько вблизи родственны меж собою, то в ситуации философии установилась 
давняя обыкновение болтать о персидской, индусской и т.д.»  

Отличие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется 

на воззрениях и представлениях, а вероисповедание  - в ведущем на представлениях (т.е. 
конкретно-чувственных формах). Вследствие этого философия имеет возможность взять в 
толк  исповедание,  а  исповедание  философию  -  нет.  В  философии  делается  упор  на 
умственное осознание, а в религии - на культ, откровение и веру. Что наиболее философия 
выделяет  вероятность  постигать  познание  и  осмысление  мудрости,  которые  заложены  в 
религии. Вера догматична, а философия антидогматична. Вера содержит культ в отличие 
от философии. Вера - понимание общее. Философия - понимание абстрактное, элитарное. 
Вера  настоятельно  просит  безоговорочной  веры,  а  философия  собственные  правды 
обосновывает,  апеллируя  к  интеллекту.  Философия  всякий  раз  приветствует 
всевозможные научные открытия как обстоятельства расширения наших познаний о мире. 
Карл  Ясперс  надеялся:  "  Симптомом  философской  веры,  веры  думающего  человека, 
работает каждый день то, собственно что она есть лишь только в союзе с познанием. Она 
вожделеет ведать то, что общедоступно знанию, и арестовать в прок само себя ". Религии 
каждый  день  присуща  истинная  связь  человека  с  трансценденцией  в  облике 
встречающегося в мире непорочного, обособленного от непосвященного или же такового, 
кто лишен святости. Там, где этого уже нет или же где от него категорически отказались, 
исчезает  изюминка религии. Напротив, философия, не понимает ни культа, ни общины во 
главе со священником, ни изъятой из мирского существования святости в миру. Для нее 
везде  и  всюду  имеет  возможность  пребывать  то,  собственно  что  исповедание  где-либо 
локализует.  Она  сформировалась  для  одиночного  человека  в  свободных,  не 
социологически-реальных  связях,  без  гарантии,  предоставляемой  социумом.  Философии 
неопознаны  ни  ритуалы,  ни  истинные  легенды.  Она  усваивается  в  свободном  предании, 
каждый день преобразуюясь. Но она и принадлежит человеку как человеку, она остается 
занятием отдельных людей. Нельзя не сказать о том, собственно что религия-это сознание, 
сплошное,  для  всех,  а  философия  —  элитарное,  которое  осознает  лишь  только 
ограниченный  круг  лиц.  Вера  просит  безоговорочной  веры,  а  философия  собственные 
истины  доказывает,  апеллируя  к  разуму.  Философия  каждый  день  приветствует  любые 
научные открытия как обстоятельства расширения наших знаний о мире. 

Вера  сводится  с  философией  при  подтверждении  бытия  Божия,  здравого 

обоснования  религиозных  догматов.  Появляется  особенное  философское  назначение  - 
религиозная  философия  (теология,  абстрактное  богословие).  Есть  всевозможные 
религиозно-философские  теории,  в  которых  религиозное  оглавление  подкрепляется 
философской аргументацией.  

108 

 

Философия и религия частично совпадают по своему предмету, — но они различны 

по методам, которыми осваивают этот предмет. Религия опирается на непосредственный 
опыт, это сама жизнь, которая не опосредуется формальной логикой, она интуитивная и 
иррациональная. Философия, напротив, активно пользуется логикой, она все же является 
познанием  жизни,  а  не  самой  жизнью.  Религия  предполагает  необъятность  Бога, 
философия  же  пытается  его  понять.  Религия  осознает  Бога  как  живую  личность,  для 
философии это практически невозможно. Таков характер связи религии и философии.  

Таким  образом,  философия  и  вера  могут  помочь  людям  всецело  делать  картину 

мира. При этом не имеет смысл, какие способы и методы используются для того, чтобы 
достичь  предоставленной  цели.  Оба  направленности  обоюдно  обогащают  и  дополняют 
друг  друга,  оказывают  определенное  влияние  на  создание  личности  человека  и  систему 
его взоров на жизнь, природу и общества. Исторический опыт заприметил крах попыток 
поглотить философию теологией, установок на соединение религии с философией или же 
наукой.  Сейчас  все  более  утверждается  идея  о  том,  что  философия  и  вероисповедание 
считаются автономными, несводимыми дргу к другу формами духовной работы человека, 
какие должны свободно развиваться, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга. 

Список литературы: 

1. 

Кант И. Лекции о философском учении о религии (редакция К.Г.Л. Пелица) / 

пер., примеч. и послеслов. Л.Э. Крыштоп ; под ред. А.Н. Круглова. М., 2016. 

2. 

Кармин А. С. Культурология // А. С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. С. 486. 

3. 

750 определений религии: история символизаций и интерпретации: мо- ногр. 

/ под ред. Е. И. Аринина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 

 

OBSCURITIES IN INTERNATIONAL LAW 

 

Elistratov Y.A. 

«The Russian State University of Justice», Kazan branch, Kazan 

 
Abstract.  Inconsistencies  of  International  Law  are  analyzed  by  unfolding  and 

demonstrating contentious and contradictory issues.  

Keywords: obscurities, inconsistencies, International Law. 
The succinct paper is devoted to analysis of inconsistencies in the intricate machinery of 

International Law, by unfolding and demonstrating contentious and contradictory issues. By the 
very  fact  that  every  human  being  is  the  subject  to  International  Law  [4],  that  notion  cannot  be 
regarded as indigenous problem, but rather as the widespread, subtle, comprehensive issue with 
myriads of plausible but inadmissible repercussions. 

In  the  current  paper  “obscurities”  are  interpreted  following  the  Oxford  dictionary 

definition: “Something which is not clearly expressed or vague” embedding such meanings as: 
ambiguities,  inconsistencies,  contradictions,  equivocations  [2].  For  the  purposes  of  further 
convenience  the  paper  is  explicitly  divided  into  three  coherent  parts,  each  one  of  which  is 
intrinsically dedicated to its problem envelopment, designated (here and after) as sections from 1 
to 3. 

Section 1, Humanitarian Interventions: 
There  is  not  one  standard  or  legal  definition  of  humanitarian  intervention;  the  field  of 

analysis (such as law, ethics or politics) often influences the definition that is chosen [3].  

The  United  Nations  Security  Council  (here  and  after  “UNSC”)  powers  include  the 

authorization of military action through Security Council resolutions; it is the only UN body with 
the authority to issue binding resolutions to member states [7]. 

The  peculiar  thing  is  that  at  least  couple  of  times  UNSC  has  approved  Humanitarian 

interventions [6] only after those interventions had been finished [1]. 

109 

 

That  is  immensely  dangerous,  history  reveals  how  Interventions  can  lead  to  irreparable 

results: 

1.  July 7, 1937-The Japanese have invaded China to create an “Earthly Paradise”. 
2.  May 5, 1936- Mussolini has invaded Ethiopia to “Uplift and civilize the population”. 
3.  September 30, 1938- Hitler invaded Czechoslovakia to “Confect the peace”. 
All those “noble” purposes were deliberately falsified. That’s why that “post approval of 

Humanitarian  Interventions”  is  abnormal.  The  notion  was  miserably  controlled  before  World 
War II, it is controlled nearly the same today. 

Section 2, Authorization from The Security Council: 
Security  Council  itself  never  authorizes  the  use  of  force  directly.  Instead,  it  uses  a 

euphemism by allowing only to “take all necessary measures”. That, basically, is a permission 
for a warfare. 

But, there are no requirements in International Law to give to another side an opportunity 

to comply with a resolution. But the SC has full authority to define “the target“ and then start to 
fight  with  it  immediately.  That  may  directly  lead  to  terrifying  results  and  victims  among 
civilians.  

Section 3, Contradictions in treaties: 
The Vienna Convention on the Law of Treaties (here and after “VCLT”) is a treaty which 

governs  mutual  obligations  between  states  [10].  The  VCLT  has  been  ratified  by  116  states  in 
January 2018 [8]. 

VCLT  states:  “A  treaty  does  not  create  either  obligations  or  rights  for  a  third  State 

without its consent.” [9], stipulating, therefore, that country is obliged to perform a treaty which 
it did not agree to perform. 

However,  The  International  Court  of  Justice  (here  and  after  “ICJ”)  on  numerous 

occasions  [5]  has  been  using  the  notion  of  “Customary  International  Law”,  forcing,  hence, 
countries which have no reciprocal obligations backed by a treaty signature and/or ratification to 
perform those obligations under the International Law.  

Besides  that,  “Customary  International  Law”  always  changes  and  evolves,  so  it  can  be 

used as a ground for speculations among countries. A country can claim once  that something has 
customary nature. At another occasion the very same country can deny it. 

All those issues are only the explicit part of all obscurities in International Law. There are 

literally  myriads  of  controversial  and  equivocal  themes,  which  make  International  Law  so 
obscure. Indeed, the notion cannot be regarded as indigenous problem any more, but rather as the 
widespread,  subtle,  comprehensive  issue  with  enormous  amount  of  plausible  but  inadmissible 
repercussions. 

List of reference: 

1.  Alton  Frye  Humanitarian  Intervention:  Crafting  a  Workable  Doctrine.  -  New  York: 

Council on Foreign Relations, 2000. - 93 p. 

2. 

English 

Oxford 

Dictionary 

// 

URL: 

https://en.oxforddictionaries.com/definition/obscurity (accessed: 21.02.18). 

3. Jennifer M. Welsh.,Ed. Jennifer M. Welsh Humanitarian Intervention and International 

Relations. - New York: Oxford University Press, 2004. - 134 p. 

4.  Simone  Gorski  Individuals  in  International  Law.  Oxford  public  International  Law 

encyclopedia, 2013. – 68 p. 

5.  The  Lotus  Case  "Permanent  Court  of  International  Justice,  Contentious  Case:  The 

Lotus Case (France vs Turkey);" from 1927 № A.-No. 70 // ICJ. The “Nicaragua Case” "Case 
concerning military and paramilitary activities in and against Nicaragua " from 1986 № 520 // 
ICJ. The “North Sea Continental Shelf” from 1986 № 327 // ICJ. 

6.  The  United  Nations  Resolution  "Resolution  concerning  Libera"  from  1991  № 

S/RES/1521, The United Nations Resolution "Resolution concerning Sierra Leone " from 1997 
№ S/RES/1132. 

7. United Nation Official website URL: http://www.un.org/en/sc/ (accessed: 19.02.18). 

110 

 

8. United Nation Treaty Collection, Depository, Status of Treaties // United Nation Treaty 

URL: https://treaties.un.org/ (accessed: 26-03-2018 05:00:41). 

9.  VCLT  "Vienna  Convention  on  the  Law  of  Treaties"  from  1969  Treaties  and  third 

states, Article 34. General Rule Regarding Third States of the treaty states. - Section 4 

10. VCLT "Vienna Convention on the Law of Treaties" from 1969 preamble. 
 

IS IT NECESSARY TO ESTABLISH A WORLD COURT OF HUMAN RIGHTS? 

 

Elchueva A.A. 

The Russian State University of Justice (branch) FSBEIHE “The Russian State University 

of Justice” in Kazan,Kazan city 

 

Abstract:  This  paper  discusses  the  main  reasons  of  necessity  for  establishing  the  World 

Court of Human Rights.  

Keywords: Human rights, court. 
The relevance of this paper is the issue of consistent increase of the level of violations on 

human  rights  around  the  world.  The  aim  of  the  research  is  to  find  the  justification  of  the 
establishment  of  a  World  Court  of  Human  Rights  (further  –  WCHR).  To  achieve  the  goals  of 
scientific  research,  the  following  research  objectives  are  defined:  1)  the  assessment  of  current 
situation  on  protecting  human  rights;  2)  the  analysis  of  the  project  of  the  WCHR;  3)  the 
revealing of advantages and disadvantages of the project. 

The  issue  of  creating  a  comprehensive  international  document  and  bodies  on  human 

rights was emerged in 1950-s after World War II. In that period, the UN Organization adopted 
Universal  Declaration  on  Human  Rights  [5,  6],  which  contains  essential  equal  rights  for  all 
humankind. National law should be based on international norms, respect and implement human 
rights [5, preamble]. 

The attempts of developing the human rights and regulating the mechanism of protecting 

such  rights  are  reflected  in  formation  of  associations  of  states.  For  instance,  in  our  days,  three 
regional  systems  for  protecting  human  rights  function:  European,  Inter-American  and  African 
regional  systems.  All  these  systems  have  conventions  on  human  rights  [1,  2,  3]  and  control 
mechanism for protecting human rights, in particular regional courts or commissions, with aim to 
guarantee  human  rights.  Every  citizen  of  a  state-member  of  regional  system  has  the  right  to 
complain to regional court (or commission) under some conditions: all national means of settling 
the  dispute  should  be  exhausted;  an  alleged  violation  of  right  should  be  provided  for  in  the 
conventions.  However,  there  is  still  a  problem  of  inefficiency  of  national  and  regional 
instruments for protecting human rights. Firstly, African Court of Justice and Human Rights does 
not enter into force and will not enter in near future [9, p.4]. Turning to the African commission 
on human right, its recommendations are not compulsory for the states.   Secondly, some states 
do  not  implement  the  decisions  or  recommendations  of  regional  courts  or  commissions  [13, 
p.57].  Thirdly,  the  number  of  the  applications  on  the  docket  steadily  increased,  creating  a 
backlog of numerous cases.  The courts (or commissions) cannot handle to resolve this problem 
in a swift way [10]. 

The second problem is a lack of even regional system for protecting human rights in the 

rest part of the world: Asia, the Caribbean and Oceania, USA and Canada (non-parties of Inter-
American  system)  [14].  Firstly,  national  law  may  contradicts  with  international  law.  For 
example,  the  situation  on  religion  in  China,  which  is  carefully  controlled  by  Chinese  law. 
Independent  groups  such  as  Protestant  "house  churches"  are  considered  unlawful  and  can  be 
raided, closed and their members detained. Muslims in Xinjiang have also faced restrictions on 
their religious  activities, including during Ramadan [11]. Secondly, based on the first  problem, 
people  of  these  countries  cannot  realize  their  rights  recognized  by  the  world  community  and 
guaranteed them since their birth.  

111 

 

The World Court of Human Rights will be able to resolve the above-mentioned problems. 

The WCHR is a project of creating the world court without any borders with the aim to prevent 
all  kind  of  violations  in  human  rights  sphere  on  a  universal  level  [7,  15].  The  most  important 
feature of new institution is an ability to bring before the court the individual complaints turning 
into  life  the  right  to  be  heard  and  the  right  to  an  effective  remedy.    The  next  advantage  is  a 
stimulation  of  national  and  regional  law  to  enhancement  on  human  rights  area  through  public 
decisions on violation of human rights.   

Thus, the WCHR will be directly dealing with human rights issues. In short, main reasons 

for  establishing  the  WCHR  are  following:  1)  human  right  without  a  remedy  is  a  gap  in 
international  law;  2)  the  principle  of  complementary  jurisdiction  strengthens  domestic 
jurisdiction;  3)  victims  have  a  right  to  adequate  reparation;  4)  supreme  efficient  international 
mechanism for protecting human rights [8].  

Turning to  the conclusion of the presentation  of  the scientific research  results,  it should 

be underlined that the project of the WCHR is a worth and necessary idea, albeit there are still a 
lot of questions. Firstly, it appears that the fate of UN bodies and regional courts is not undefined 
and  may  lead  to  contradictions  [12].  Secondly,  it  is  the  issue  on  complexity  of  creating  the 
efficient mechanism of the court’s structure, implementation, power of decisions etc. The project 
requires  more  detailed  development,  and  after  a  full  elaborate  conception  of  the  WCHR  this 
project will be succeed.    

List of reference: 

I. International instruments: 
1.  Council of Europe [Electronic Resource] // European Convention for the Protection of 

Human 

Rights 

and 

Fundamental 

Freedoms, 

ETS 

5: 

[site]. 

[1950]. 

URL: 

https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_ENG.pdf  (accessed: 10.04.18). 

2.  Organization  of  American  States  (OAS)  [Electronic  Resource]  //  American 

Convention  on  Human  Rights,  "Pact  of  San  Jose":  [site].  [1969].  URL:  https:// 
http://www.refworld.org/docid/3ae6b36510.html  (accessed: 10.04.18). 

3.  Organization  of  African  Unity  (OAU)  [Electronic  Resource]  //  African  Charter  on 

Human 

and 

Peoples' 

Rights 

("Banjul 

Charter"): 

[site]. 

[1981]. 

URL:  

http://www.achpr.org/files/instruments/achpr/banjul_charter.pdf  (accessed: 10.04.18). 

4.  Organization of American States  (OAS) [Electronic Resource] // Statute of the  Inter-

American 

Court 

of 

Human 

Rights: 

[site]. 

[1979]. 

URL: 

http://www.refworld.org/docid/3decb38a4.html (accessed: 10.04.18). 

5.  United  Nations  [Electronic  resource]  //  Charter  of  the  United  Nations:  [site].  [1945]. 

URL: http://www.un.org/en/charter-united-nations/ (accessed: 10.04.18). 

6.  United  Nations  General  Assembly  [Electronic  Resource]  //  Universal  declaration  of 

human  rights  (217  [III]  A):  [site].  [1948].  URL:  http://www.un.org/en/universal-declaration-
human-rights/ (accessed: 10.04.18). 

II. The articles 
7.  Koneva A.E. The issue of futility of creating World Court of Human rights, Bulletin of 

the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Juridical sciences. 2017. Vol. 21. № 1. 83–
101 

8.  Nowak  M.,  Kozma  J.  A  World  Court  of  Human  Rights:  Consolidated  statute  and 

commentary.  Vienna/Graz,  New  Scientific  Publishing  House,  2010,  Law,  Study  Series  of  the 
Ludwig Boltzmann Institute for Human Rights, Vol. 22 

9.  Trechsel S. A World Court for Human Rights?, Northwestern Journal of International 

Human Rights.1, 2004. Vol.1. №. 1.  

III. Electronic resources: 
10. 

Krešimir Kamber. Helping the Inter-American Commission on Human Rights to 

Improve  Efficiency  of  Case  Handling:  A  Reflection  on  the  Practice  of  the  European  Court  of 
Human 

Rights. 

[Electronic 

resource]: 

[site]. 

[2016]. 

URL: 

http://interamericanhumanrights.org/helping-the-inter-american-commission-on-human-rights-

112 

 

to-improve-efficiency-of-case-handling-a-reflection-on-the-practice-of-the-european-court-of-
human-rights/ (accessed: 10.04.18). 

11. 

 Ruz  C.  Human  rights:  What  is  China  accused  of?.  [Electronic  resource]:  [site]. 

[2015]. URL: http://www.bbc.com/news/magazine-34592336  (accessed: 10.04.18). 

12. 

 Scheinin  M.  Towards  a  World  Court  of  Human  Rights.  [Electronic  resource]: 

[site]. 

[2009]. 

URL: 

https://www.eui.eu/Documents/DepartmentsCentres/AcademyofEuropeanLaw/CourseMaterials
HR/HR2009/Scheinin/ScheininClassReading1.pdf  (accessed: 10.04.18). 

13. 

 Schiettekatte  S.,  Haeck,  Y.,  Van  Pachtenbeke  A.  Do  we  need  a  world  court  of 

human 

rights?. 

[Electronic 

resource]: 

[site]. 

[2016]. 

URL: 

https://lib.ugent.be/catalog/rug01:002272179 (accessed: 10.04.18). – 144 p. 

14. 

 Van  Heukelom  T.S.  A  World  Court  of  Human  Rights?.  [Electronic  resource]: 

[site].  [2010].  URL:  https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/world-court-human-rights 
(accessed: 10.04.18). 

15. 

 World Court of Human Rights Development Project [Electronic resource]: [site]. 

URL: http://www.worldcourtofhumanrights.net/home  (accessed: 10.04.18). 
 

ADVANCED ELECTRONIC GADGETS TO KEEP ON WITH RECENT 

EDUCATION TRENDS 

 

Zakirov T. T., Mazitova F.L. 

Kazan Cooperative Institute (Branch) of the Russian University of Cooperation  

 

Abstract:  Everyone  had  their  own  positive  and  negative  views  on  making  education 

technology aided. However, gradually technology completely changed the  face of the education. 
Technology has made it possible for learning to be more interactive than before. 

Key  words:  Еducational  environment,  advanced  electronic  gadgets,  software  creativity  

and innovation. 

«Technology can become the ‘wings’ that will allow the educational world to fly farther 

and faster than ever before – if we will allow it» [3] 

Jenny Arledge 
Technologically  advanced  world  requires  advanced  electronic  gadgets  to  keep  on  with 

recent  education  trends.  Such  gadgets  help  with  development  of  educational  environment, 
motivate pupils and students and help in parent-tutor-student communication. 

There is the whole range of electronic gadgets that meet those or other criteria for certain 

subjects.  Some  are  more  while  others  are  less  advanced  to  meet  the  educational  market. 
Аdvanced    electronic  gadgets  will  be  able  to  transform  sometimes  tedious  classroom  into  an 
amusing  world  of  knowledge  and  without  a  second  thought  make  teaching  as  well  as  learning 
more fun. Technology is growing rapidly and its role in the education sector is not hidden from 
anybody.  Technology  in  education  is  not  just  limited  to  online  learning  or  visual  classroom.  It 
can in fact succeed in providing students an easy learning platform and a comforting atmosphere 
even in the traditional classrooms. «We need technology in every classroom and in every student 
and teacher’s hand, because it is the pen and paper of our time, and it is the lens through which 
we experience much of our world» [2, 123] 

Some types of such electronic gadget can be distinguished:  
An interactive whiteboard, popularly known as a Smart Board, is a very useful tool in the 

classroom which adds interactivity and collaboration.  It also facilitates the integration of media 
content  into  monotonous  lectures.  These  Smart  Boards  are  the  technological  evolution  of 
classroom blackboards or whiteboards. You can drag the items, copy the text, and write the notes 
by using  your fingers as a mouse. The best is that you can transform  your notes into text, save 
them  and  can  easily  give  them  to  your  students.    Interactive  class  boards  which  help  real  time 

113 

 

interaction between students and tutor in auditory. One is just replaced the old fashion projection 
equipment; 

Tablet device that helps both real time and remote education techniques performance; 
Both  lap  or  desktops    help  to  get  educational  materials  remotely  and  actual 

communication with help of corresponding software. 

Apple’s  iPad  Pro  has  opened  up  new  opportunities  for  learning  and  it  will  help  you  to 

capture your student’s attention like never before. By iPad Pro lessons come to life together with 
sound,  motion,  and  touch.  This  apple  product  will  change  your  passive  learning  to  active 
exploration and by using this, listening for students will become discovering new knowledge. 

The 3D printer makes three dimensional solid objects from a digital file or thin layers of 

material. 

Introducing  3D  printing  technology  in  your  classroom  will  stimulate  interactivity  with 

students, promote problem-solving skills,  sparks  creativity  and  innovation, it will also allow 
students to adopt a practical hands-on approach. 

Oculus Rift: In this era of technology, students are moving away from simply learning  a  

subject    to    feeling  the  context.  To  give  that  feeling  to  students,  oculus  rift  is  one  of  the  best 
devices for teachers, with the help of Oculus rift, they will feel like they are really there. 

Having  a  iPhone&  iPad  Projector  in  your  class  is  not  a  new  thing.  However,  having  a 

projector small enough to take with you in your bag is definitely a new invention in the market. 

With SmartMarkers,  you can write anywhere, capture everything and can easily share it 

with  students.  You  can  keep  your  notes  organized  and  accessible  to  students  using  the  cloud, 
Evernote, Dropbox or your favorite app. 

E-Book Readers,  say for example Kindle or Nook, is designed primarily for the purpose 

of reading digital e-books. If you think practically, an eBook reader is a far cheaper option than a 
bundle of books you study before delivering a lecture in your classroom. Аnd above everything, 
with an e-book students can also access to every book that you are using for teaching. Electronic 
books that help to get education materials by being anywhere; 

Fidelity Bluetooth Speaker:  Students can use this high quality Fidelity Bluetooth Speaker 

to listen to audio lessons on your cell phone. It is basically designed to deliver high quality sound 
for your iPhone, iPad and other mobile devices.  Teachers can record podcasts or lectures which 
can be downloaded from a classroom blog by students using cell phones, with this high quality 
Bluetooth speaker, students can easily listen to audio lessons during their free time at home. It is 
a simple technology which can be used for educational purposes. 

Livescribe 2GB EchoSmartpen:  It is a good technology for students because it will save 

time when it comes to taking notes in the classroom. This Smartpen can record everything  you 
write or hear. After recording notes, you can send them to your computer or mobile device. You 
can even customize this pen by adding extra educational apps. It comes with 2GB of memory, so 
it can store as much content as you want. 

IRISPenScanner:    You  can  easily  capture  words,  sentences,  paragraphs  from  any  text 

book, all you have to do with this IRISPen Scanner, is to slide it over any text or sentence and 
the scanned text will instantly be retyped in any application of your choice, for example, you can 
scan text from a book and command the IRISPen Scanner to retype that info in Microsoft word 
or excel. You can even share the scanned text on social networks like facebook on instant. This 
educational technology can be good when you’re making research.  

Thus  this  analysis  clearly  reflects  whole  scope  of  educational  electronic  gadgets 

advantage in the recent real world. 

Technology  will  never  replace  great  teachers,  but  technology  in  the  hands  of  great 

teachers is transformational. Gadgets have their place in education, but they are no substitute for 
knowledge [1,26] 

In  conclusion  it  is  nersessary  to  say  that    the  use  of  technology  in  education  has 

completely changed the way students learn. Education has become more flexible and accessible; 
various  educational  technologies  are  being  integrated  in  the  classroom  and  our  educational 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..