Спортивная дрессировка собак служебных пород - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Спортивная дрессировка собак служебных пород

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Спортивная дрессировка собак служебных пород - часть 2

 

 

6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
С учетом того, что абсолютное большинство
дрессировщиков-любителей имеют возможность основательно
заниматься со своими собаками только по выходным дням, курс
занятий обычно планируется на три-четыре месяца (подготовка
к сдаче нормативов более высокой ступени занимает меньше
времени, поэтому может быть запланирована на два-три
месяца). В условиях питомника, при пятидневной рабочей
неделе, курс первой ступени занимает не более полутора
месяцев (около тридцати рабочих дней). Разумеется, не всякое
время года и не всякие погодные условия благоприятствуют
успешной дрессировке по всем дисциплинам. Качественное
обучение следовой работе не возможно "по белой тропе", т.е.
когда лежит снег, а равно в проливной дождь. При сильной
жаре лучше вообще отказаться от проведения любых занятий с
собаками. Удобнее всего планировать курсы дрессировки на
весну и осень, особенно это касается следовой работы,
поскольку в это время всегда можно договориться с
владельцами вспаханных, но не засеянных еще полей об
использовании последних для интенсивного обучения собак.
Наиболее благоприятны для занятий вечерние и утренние
часы, когда суточные биоритмы собаки, по природе,
сумеречного животного, находятся в активной фазе. Если
занятие проводится вечером, то собака с утра должна быть
некормленой, если утром - то вечерняя кормежка накануне
если и не отменяется полностью, то во всяком случае не
должна быть обильной ("сытое брюхо к ученью глухо" - здесь
эта народная мудрость полностью себя оправдывает). Суточный
рацион собаки должен учитывать и то количество лакомства,
которое она съедает на занятии, т.е. кормежка должна быть
соответственно урезана.
В ходе одного занятия собаку обучают только приемам,
значительно разнящимся по исполнению, с тем чтобы ей не
пришлось запутываться и нервничать по напрасну. Лишь если
она твердо усвоила выполнение определенного навыка, моно
приступать к изучению схожего с ним. Это, например,
относится к "статичным" приемам
(укладка, посадка,
остановка), которые разучиваются в строго определенном
порядке.
Все сложные приемы разучиваются по частям, т.е. собака
должна сначала освоить выполнение отдельных их элементов,
которые затем объединяются в комплекс.
Занятие нельзя вести непрерывно "от звонка до звонка",
наоборот, перерывы следует делать по возможности частыми,
но непродолжительными, так чтобы собака сбросила лишнее
напряжение в игре с дрессировщиком или другой собакой, но не
расслабилась совершенно.
Поддержание высокого напряжения в ходе выполнения
упражнений
(за счет правильно выбранного темпа,
своевременной смены заданий, быстрого чередования способов
воздействия на собак и т.д.) в сочетании с кратковременными
периодами отдыха от нагрузок позволяет достичь максимально
эффективности обучения. Хороший ритм проведения занятий - и
время пролетает незаметно. Дрессировщики работают на одном
дыхании, не скучая и не утомляясь, их настрой передается
собакам (известно как бывает, стоит утомиться дрессировщику,
как собака, за минуту до того свежая, тут же вывалит язык и
тяжело задышит - собаки очень чувствительны к настроению
хозяев), отсюда и успех, и бодрое состояние духа, словом -
это показатель высокого мастерства обучающего инструктора.
Если дрессируются "сырые" собаки, не имеющие
предварительной подготовки, то обучение начинают с приемов
послушания и следовой работы, а к формированию навыков
защиты приступают лишь тогда, когда определятся и
установятся правильные взаимоотношения в обучающихся парах
"дрессировшик-собака". Для сокращения периода обучения, в
конце курса послушания занятия по этой дисциплине объединяют
с начальными упражнениями по защите. При этом придерживаются
следующей тактики: начинают занятие с новых или
недостаточно освоенных приемов послушания, занимаются ими
энергично, но непродолжительно. Используя потенциал
психического напряжения и сконцентрированности собаки,
достигнутых в ходе выполнения этих упражнений, безо всякого
перерыва приступают к обучению навыкам защиты. Часто собаки
буквально взрываются злобой, с наслаждением обрушивая на
фигуранта, оказывающегося здесь в роли "громоотвода", весь
скопившийся заряд нервной энергии, и результаты оказываются
просто превосходными. После перерыва завершают занятие
повторением и отработкой приемов послушания, хорошо
известных собаке, Вообще в дрессировке существует хорошее
старое правило: "В конце урока нужно заняться упражнением,
особенно удачным у собаки, похвалить ее, чтобы у нее
осталось хорошее впечатление об уроке. (Г.Оберлендер).
Занятия по защите не должны быть продолжительными,
чтобы запаса энергии у собаки хватило на все упражнения
полностью и с лихвой. Мало того, чтобы собака каждый раз
оставалась победительницей, надо чтобы она не почувствовала
того, что фигурант на самом-то деле неуязвим или что он
может "проигрывая сражения, выиграть войну". Фигурант,
другими словами, не должен испытывать выносливость нервной
системы молодой собаки слишком длительным "боем" и слишком
большим числом схваток с ней, иначе есть риск, что она,
даже и побеждая его раз за разом, вдруг "сломается", не
выдержав его, с ее точки зрения, невероятной живучести и
упорства. Она ведь расценивает качества фигуранта как
качества собаки, а в иерархической структуре стаи верхнюю
ступень, бывает, захватывает на самая сильная физически, а
с более агрессивным и стойким характером собака: она своими
постоянными атаками просто изматывает нервную систему
более сильного физически собрата, который в конце концов,
устав бесчисленное количество раз ее побеждать, а ужасе
уступает ей лидерство за "чечевичную похлебку" спокойной
бесконфликтной жизни.
Неправильное использование мягкого способа обучения
навыкам защиты (на основе развития так называемой "игровой
агрессивности) может, в свою очередь, привести к тому, что
для собаки задержание фигуранта станет не слишком азартной
игрой, и она либо будет несерьезно к этому относится и
тускло работать (что, разумеется, отразиться на ее оценке
при сдаче испытаний), либо станет "тряпичницей", т.е.
активно будет нападать на тряпку, жгут или рукав, а
настоящая агрессивность к человеку у нее постепенно
угаснет (что может выйти боком ее хозяину в момент реальной
опасности).
Приемам защиты собаку обучает не столько дрессировщик,
сколько фигурант. И обучать молодых собак должен фигурант
опытный, искушенный в дрессировке, а не случайный человек,
чье одно-единственное неверное действие может надолго
испортить собаку.
Следовая работа - дисциплина наиболее утомительная для
собаки, даже обладающей отличными врожденными следовыми
способностями. На результативности обучения здесь,
например, сильно сказывается физическая тренированность
собаки. Длительное и непрерывное психическое напряжение в
процессе проработки следа утомляет собаку гораздо больше
любых других упражнений. Поэтому в день, отведенный для
следовой работы, нельзя заниматься дрессировкой по защите
или послушанию.
Согласно правилам, принятым в Германии, собаку, в
зависимости от ее природных наклонностей, можно готовить
сначала к испытаниям "защитной собаки" или "следовой
собаки" первой ступени. Собака, сдавшая испытания SchНI,
может продолжать обучение по курсу SchНII или FНI, но
имеющая только FНI должна обязательно выполнить следующим
норматив SchНI. после этого нормативы сдаются по
возрастающей в любом порядке.
Ниже приведены примерные планы занятий по подготовке к
испытаниям первой ступени защитных и следовых собак, а
также собак, дрессирующихся по международным нормативам
(IPO). Планы построены с учетом того, что включенные в
группу собаки не имеют никакой предварительной подготовки,
но обладают достаточно хорошими задатками к дрессировке.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СОБАК К СДАЧЕ
НОРМАТИВОВ IPOI, SchНI.
(Рассчитан на 16 недель, 32 занятия)
Обозначения: П - занятия по курсу послушания
С- занятияпокурсуследовойработы
З- занятияпокурсузащиты
Цифры указывают порядковый номер комплекса по данной
дисциплине.
───────────┬──────────────┬──────────────────────────────
Порядковый │ Дисциплины
номер
│ипорядковые│ Содержаниезанятий
занятий
│ номера
───────────┴──────────────┴──────────────────────────────
1
П1
Вождение на поводке, посадка,
подход
2
П2
Вождение на поводке, посадка,
подход
3
П3
Вождение на поводке и без
поводка, посадка, подход,
преодоление препятствий
4
С1
Проверка способностей к следовой
работе. След дрессировщика
давностью 3-5 мин (3-8
проработок)
5
С2
След дрессировщика давностью
10-15 мин (5-7 проработок)
6
П4
Вождение без поводка, посадка,
укладка
7
П5
Вождение без поводка, укладка,
выдержка, преодоление
препятствий, апортировка
8
С3
След дрессировщика (1
проработка). След помощника
открытый, давностью 5-10 мин.
(5-10 проработок)
9
С4
След помощника открытый и
закрытый, давностью 20 мин (3-4
проработки)
10
П6
Апортировка, выдержка
11
П7
Повторение пройденной программы.
Апортировка, выдержка, подзыв
12
С5
Интенсивный метод. Приучение к
работе в группе. Давность следа
20 мин., протяженностью 200м, 1
поворот под прямым углом
13
С6
Закрепление навыка работы в
группе (5-6 проработок, те же
условия)
14
П8
З1
Повторение пройденного программы
послушания, апортировка,
преодоление препятствий.
Расстравливание в круге, в
полукруге, в шеренге,
преследование на поводке;
облаивание в укрытии
15
П9
З2
Апортировка, высылание вперед.
Растравливание в круге, в
шеренге; преследование на
длинном поводке и без поводка;
облаивание в укрытии
16
С7
Интенсивная дрессировка на пашне.
След давностью 10-15 мин,
протяженностью 200-300 м, 1
поворот (10-15 прораб.)
17
С8
На пашне. След давностью 15-20
мин. Протяженность 400м, 1
поворот (10-12 проработок)
18
П10 З3
Апортировка, высылание вперед.
Растравливание в круге, в
шеренге; хватка на поводке;
обнаружение и облаивание
19
П11 З4
Апортировка, высылание вперед.
Растравливание в шеренге; хватка
(пуск на 3-5 м); обнаружение и
облаивание
20
С9
На пашне. След давностью 20 мин.
Протяженность 600м, 2 поворота
(10-12 проработок)
21
С10
На пашне. Давность следа 20-30
мин. Протяженность 600-700м, 2
поворота
22
З5
Хватка (пуск на 10м); обнаружение
и облаивание; обыск;
конвоирования сзади на удалении
3-5м
23
З6
Задержание бегающего с дистанции
15-20м; обнаружение и облаивание;
обыск; конвоирование сзади
24
С11
На пашне. Давность следа 30 мин.
Протяженность 600-700м. 2-3
поворота под прямым углом, 3-4
оставленных вещи (6-8 проработок)
25
С12
На пашне. Давность следа 15-20
мин., протяженностью 600-700м,
3-4 поворота под прямым углом,
5-6 оставленных вещей (10-12
проработок)
26
З7
Хватка сбоку; обнаружение и
облаивание; конвоирование сзади.
Задержание убегающего.
Прекращение хватки по команде
27
З8
Хватка сбоку на расстоянии
15-20м; обнаружение и облаивание;
обыск; конвоирование сбоку.
Задержание убегающего
28
С13
На пашне. Нормативный след
давностью 15-20 мин (10-15
проработок)
29
С14
Нормативный след на низкотравном
лугу (2-3 проработки)
30
З9
Неожиданное нападение; встречная
атака; обнаружение и облаивание;
обыск; конвоирование сбоку.
Задержание убегающего
31
П12
З10
Нормативные упражнение по всему
курсу дисциплин послушания и
защиты
32
Итоговое Нормативные упражения по всем
занятие дисциплинам
───────────────────────────────────────────────────────────
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СОБАК К СДАЧЕ
НОРМАТИВОВ FНI (16 недель, 32 занятия)
───────────┬──────────────┬──────────────────────────────
Порядковый │ Дисциплины
номер
│ипорядковые│ Содержаниезанятий
занятий
│ номера
───────────┴──────────────┴──────────────────────────────
1
П1
Вождение на поводке, посадка,
подход
2
П2
Вождение на поводке, посадка,
подход, преодоление "изгороди"
3
П3
Вождение на поводке и без
поводка, посадка, подход,
преодоление "изгороди"
4
С1
Проверка способностей к обучению
следовой работе. След
дрессировщика 3-5 мин (3-8
проработок)
5
С2
След дрессировщика 10-15 мин (5-7
проработок)
6
П4
Вождение без поводка, посадка,
укладка, подход, преодоление
"изгороди"
7
П5
Вождение без поводка, укладка,
выдержка, подход
8
С3
След дрессировщика (1
проработка). След помощника
открытый давностью 5-10 мин (5-10
проработок)
9
С4
След помощника открытый и
закрытый, давностью 20 мин (3-4
проработки)
10
П6
Нормативные упражнение по всему
курсу дисциплины
11
П7
З1
Нормативные упражнение по курсу
послушания. Растравливание в
круге, в полукруге, в шеренге;
хватка на поводке
12
С5
Интенсивный метод. Приучение к
работе в группе. След давностью
20 мин, протяженностью 200м,
1
поворот под тупым углом (5-6
проработок)
13
С6
Закрепление навыка работы в
группе (5-6 проработок, те же
условия)
14
П8 З2
Нормативные упражнения по курсу
послушания. Хватка на поводке
15
П9 З3
Нормативные упражнения по курсу
послушания. Хватка (пуск на 3-5м)
16
С7
Интенсивная дрессировка на пашне.
След давностью 10-15 мин,
протяженность 200-300м, 1 поворот
(10-15 проработок)
17
С8
На пашне. След давностью 15-20
мин, протяженность 400м, 1
поворот (10-12 проработок)
18
П10
З4
Нормативные упражнения по курсу
послушания. Хватка (пуск на 10м)
19
С9
На пашне. След давностью 20 мин.
протяженность 600м, 2 поворота
(10-15 проработок)
20
С10
На пашне. След давностью 20-30
мин. Протяженность 600-700м, 2
поворота, обнаружение и
обозначение вещи, оставленной на
первом отрезке маршрута (6-8
проработок)
21
З5
Задержание убегающего с дистанции
15-20м; конвоирование сзади на
удалении 3-5м; обход местности
22
С11
На пашне. След давностью 30 мин.
Протяженность 600-700м, 3-4
поворота под прямым углом. 3-4
оставленных вещи (6-8 проработок)
23
С12
На пашне. След давностью 30 мин.
Протяженность 600-700м, 3-4
поворота, 3-4 оставленных вещи,
одно пересечение с посторонним
следом на первом отрезке маршрута
(6-8 проработок)
24
З6
Отражение нападения (на поводке),
задержание убегающего 20-30м,
конвоирования сзади, обход
местности
25
З7
Хватка сбоку, задержание
убегающего с дистанции 40-50м,
обыск, конвоирование сзади, обход
местности
26
С13
На пашне. След давностью 30 мин,
протяженность 100м; 5-6
поворотов, 5-6 оставленных вещей,
два пересечения с дополнительным
следом (5-6 проработок)
27
С14
На пашне. След давностью 40 мин.
Протяженность 150м, 8 поворотов,
5-6 оставленных вещей, два
пересечения с дополнительным
следом (3-4 пробаботки)
28
З8
Отражение нападения (без
поводка). Задержание убегающего
с дистанции 40-50м, обыск и
конвоирование сзади, обход
местности
29
С15
На пашне. Проработка нормативного
следа давностью 40 мин (3-4
проработки)
30
С16
На низкотравном лугу. Проработка
нормативного следа (2 проработки)
31
П11 З9
Нормативные упражнения по всему
курсу дисциплин послушания и
защиты
32
Итоговое Нормативные упражнения по
занятие всем дисциплинам
────────────────────────────────────────────────────────────
7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДРЕССИРОВКА
Опыт дрессировки показывает, что последовательное
обучение отдельным приемам гораздо менее эффективно,
чем одновременное разучивание хорошо сочетающихся элементов
разных приемов в связке друг с другом.
Настоящая методика обучения приемам послушания и защиты
представлена в виде комплексов, объединяющих по нескольку
простых упражнений.
В течении занятий изучаемый комплекс выполняется по
возможности полностью, а отдельные упражнения повторяются
многократно, при необходимости даже в ходе нескольких
занятий. Но за одно занятие могут быть пройдены и два
комплекса разных дисциплин (см. Примерные планы занятий).
Далее последовательность изложения практических приемов
дрессировки соответствует последовательности обучения по
курсам отдельных дисциплин.
ПОСЛУШАНИЕ
КОМПЛЕКС 1. Условия выполнения: огороженная дрессировочная
площадка, маршруты передвижения обозначаются
флажками в точках поворота (квадрат 20х20м,
"змейка" - шириной 10-15м, длинной 50 м).
Упражнение 1.
Интервал между дрессировщиками 3-4 м.
Собака слева у ноги, на коротком поводке, в кожаном
ошейнике-удавке. Дрессировщик угощает собаку лакомством из
левой руки. Второй кусочек зажимает в левом кулаке, которые
держит на уровне пояса у левой стороны своего живота. Все
время смотрим в глаза собаки. Поводок собран в правой руке,
прижатой сбоку к бедру. Чуть провисая, поводок должен
находится выше левого колена дрессировщика.
Подав команду "Рядом", дрессировщик начинает движение
по квадрату. При отставании собаки он сильным движением
левого бедра выдергивает ее вперед, повторяя команду. При
выбегании собаки вперед, левой рукой резко бьет по
натянутому поводку, также повторяя команду. При правильном
положении правой руки и нормальном сборе поводка отклонения
собаки в сторону исключены. Если собака, опережая действия
дрессировщика, выскакивает вперед и поворачивается мордой к
нему, нужно быстро развернуться через правое плечо на 360'
и при этом резко дернуть собаку, вынося левое бедро вперед
и вверх.
Останавливаясь по указанию инструктора, дрессировщик
подает собаке команду "Рядом
- Сидеть", одновременно
поворачиваясь корпусом к ней и поднимая кисть правой руки к
левому плечу, натягивая поводок вверх-назад, левая рука с
зажатым лакомством плавно проносится над головой собаки
назад, при этом левое предплечье давит на поводок, еще
сильнее отклоняя шею собаки назад. Если этот прием не
действует и собака не садится, то лакомство тут же
перекладывают в правую руку и, продолжая ей же натягивать
поводок вверх, левой рукой быстро нажимают на круп собаке,
принуждая ее сесть. В любом случае, как только собака села,
ее следует похвалить и отдать лакомство. Но нельзя
позволять ей изменять принятое положение в течение 2 минут.
После прохождения периметра квадрата в обе стороны, с
остановками через каждые
25-30
шагов, если инструктор
убедился, что все собаки уловили связь между требованиями
дрессировщика и своими действиями, применяется методика
интенсивного обучения.
Упражнение 2.
Поводок надевают скользящей петлей вокруг живота собаки
и пристегивают его к ошейнику-удавке. Дрессировщик в правой
руке держит хлыст, направленный назад
(прижатый к
предплечью), а левую руку перемещает по мере надобности
вдоль поводка - ближе к ошейнику или к петле
- в
зависимости от поведения собаки.
Все дрессировщики передвигаются преимущественно в
высоком темпе, по указанию инструктора чередуя нормальный и
быстрый шаг. Лакомство дается только при остановках, после
принятия собакой правильного положения (левой рукой тянут
поводок назад и тут же надавливают на круп, если нужно,
обернув кулак парфорсом шипами наружу; лакомство дают из
правой руки). Но пока собака идет правильно, ее нужно то и
дело хвалить. При уходе собаки вперед используют "болевой"
рывок поводком, при отклонении в сторону или отставании -
рывок петлей с повторением команды в строгой интонации.
Недопустимо натяжение поводка: если дрессировщик его
почувствовал, то следует немедленно одернуть собаку
коротким и резким движением. В случае упорного ухода собаки
вперед употребляется хлыст: легкий и точный щелчок должен
быть нанесен по носу собаки, после чего хлыст опять
немедленно прижимается к локтю. После одного-двух повторов
достаточно махнуть перед мордой собаки хлыстом, как она
мгновенно занимает правильное положение у ноги. Хороший
эффект дает и такой прием: при уходе собаки вперед
дрессировщик чуть приотпускает поводок, немного отстает, а
затем внутренней стороной правой ступни ("щечкой") наносит
ей сбоку в бедро сильный, но мягкий удар и сразу дергает
поводок на себя. Этим собака разворачивается задом наперед
и ей, ошалевшей от такого воздействия, редко требуется
повторение. Активно сопротивляющейся собаке вместо удавки
надевают парфорс.
Хождение по квадрату чередует с движение "змейкой",
отрезками по 10-15 метров, с поворотами под углом 100-100,
а затем 90' и менее. Собака заворачивается дрессировщиком
резко. Повороты кругом выполняются пока только через правое
плечо. Если при выполнении левого поворота собака пытается
не притормозить, как то от нее требуется, а наоборот,
проскочить вперед, мешаясь под ногами, то ей в этот момент
наносят сильный (но не резкий) удар правым коленом в голову
или в шею. Команды подаются за 2-3
шага до поворота.
Многократное прохождение одним маршрутом позволяет быстро
отказаться от большого количества подаваемых команд. Уже с
первого занятия следует стремиться к максимально возможному
их сокращению, чтобы в будущем выполнять движение по любому
маршруту и в любом темпе, подав команду только раз, при
начале движения. Остановки делаются реже, через
40-50
шагов. Если собака не сразу усаживается, то ее
поторапливают мелкими быстрыми подергиваниями поводка или,
после секундного ожидания, быстрым надавливанием на круп и
фиксацией руками в правильном положении. Зафиксировав
собаку секунд на 10, левую руку, которой прижимают ее круп,
немного приподнимают. Если собака поднимается вслед за ней,
то ладонью больно шлепают по крупу и сильно придавливают
вниз. Если собака вообще не желает садиться, то это
наказывают строгой командой "Сидеть" и ударом хлыста по
крупу (хлыст в правой руке, удар наносится из-за спины,
сзади). Как правило, необходимости более строгих внушений
вслед за этим не возникает. Если собака садится, сильно
развернувшись от фронта, ее придвигают сильными рывками за
петлю, обмотанную вокруг живота, и фиксируют в правильном
положении, прижимая к ноге. За правильные действия следуют
похвала и награда. Нужно добиваться быстрой посадки собаки
вплотную к левой ноге дрессировщика.
Это упражнение должно длиться непрерывно не менее 15
минут. Затем повторяют упражнение 1, с той разницей, что
при посадке собаки действуют как в упражнении 2.
Упражнения чередуют два-три раза, по одной-две минуте
каждое. Лишь после этого можно сделать перерыв.
Цель упражнения достигнута, если собака, то и дело
поглядывая на дрессировщика, старательно движется рядом с
ним, а дрессировщику приходится дополнительно
воздействовать на нее только при поворотах и остановках.
Собака не сопротивляется этим воздействиям, а наоборот,
старается в опережение их правильно выполнять приемы. Если
этого добиться не удалось, то после перерыва упражнение
повторяют в полном объеме еще 2-3 раза.
Упражнение 3.
Снимают петлю с живота собаки и прицепляют поводок к
ошейнику как обычно. Во время движения по квадрату чередуют
нормальный, быстрый и медленный шаг, а также бег не
небольшой скорости (чтобы собака бежала рысью). Изменение
скорости движения допускается не чаще чем через 30 шагов.
При старательном выполнении упражнения собаку непременно
поощряют. Угощение лакомством чередуется в произвольном
порядке с бурной лаской. Останавливаясь, дрессировщики
поворачиваются лицом к центру квадрата.
Как только собака садится у левой ноги, дрессировщик,
повторяя "Хорошо, сидеть", поворачивается к ней, поднимает
правую руку, согнутую в локте, ладонью вперед перед собой
(в немецкой дрессировке принят жест - поднятый указательный
палец) и отходит на один-два шага к центру квадрата,
удерживая конец поводка левой рукой и оставаясь лицом к
собаке. Тут же вернувшись, дрессировщик хвалит ее,
оглаживает и снова отходит на длину поводка, не разрешая
собаке вставать или как-то менять положение в течение двух
минут. Если она нетерпеливо вскакивает, чувствительный
шлепок хлыстом и команда в строгой интонации должны
последовать незамедлительно. Собаку надо усадить силой на
то самое место: с которого она ушла.
Упражнение повторяют в течение 10-15 минут, делают
перерыв и снова повторяют, пока собаки не будут свободно
выдерживать двух минут при отходе и возвращении
дрессировщиков.
КОМПЛЕКС 2. Условия выполнения: огороженная дрессировочная
площадка; учебные и нормативные препятствия
(0,5-1м высотой) расставлены в линию с
интервалом 5-10м.
Упражнение 4.
В течение 10-15
мин, повторяю упражнения 2
и 3 из
комплекса 1.
Дрессировщик, остановившись и усадив собаку,
прикрепляет к ее ошейнику длинную веревку) не отцепляя,
однако, короткого поводка). Постепенно, в 4-5
приемов,
увеличивает расстояние отхода до 15-20м, осторожно - чтобы
не сдернуть собаку - распуская веревку на полную длину.
Причем уже отходит боком, а не спиной вперед, а позднее
лишь оглядывается через каждые несколько шагов на собаку,
контролируя ее поведение. Возвращается к ней каждый раз
все быстрее, ускоряя движение до бега, и постепенно же
увеличивает до быстрого шага и легкого бега скорость своего
удаления от собаки. Если собака при уходе дрессировщика или
при его возвращении меняет свое положение, следует, быстро
подойдя к ней, силой заставить ее принять правильную
посадку, при упрямстве употребив хлыст. Если собака
ложится, то сначала, подойдя к ней, дрессировщик легким
толчком ноги (не ударом!) под шею немного приподнимает ее,
повторяя команду "Сидеть". Если же это не помогает, только
потом рывком за ошейник (или упрямую собаку - за парфорс)
усаживает ее. (Этот прием позволяет позднее, лишь обозначив
движение ноги, заставить собаку правильно сесть, либо
отказаться от попытки лечь, даже находясь на некотором
удалении от нее). Потом нудно собаку успокоить, приободрить,
походить вокруг нее, отойти метров на пять-шесть, вернуться,
похвалить и наградить лакомством за правильное поведение и
терпение и только после этого отойти уже на прежнее
расстояние. Еще одно, если собака склонна при возвращении
дрессировщика ложиться, демонстрируя ему свое подчинение, то
возвращаясь следует глядя в сторону и двигаясь не прямо на
нее, а чуть наискосок, пока собака не привыкнет к тому, что
в возвращении дрессировщика для нее нет никакой угрозы.
Другое дело, если собака попытается убежать. Побег - это
попытка сопротивления! Собаку нужно примерно наказать, взять
на парфорс и повторить несколько раз упражнение сначала в
закрытом "коридоре", а затем на площадке, удерживая веревку
в руках и жестко пресекая все попытки воспротивиться воле
дрессировщика, пока собака не выполнит требуемое при его
удалении, последовательно, на расстояние от 5 до 20м.
При возвращении дрессировщика к собаке рекомендуется не
брать ее сразу в положение "рядом", а сначала походить и
даже побегать вокруг нее, несколько раз отойти на расстояние
5-10 шагов, тут же возвращаясь, и лишь затем, встав справа
от собаки и выдержав еще полминуты времени, приказать ей
"Рядом" и продолжить движение.
Это упражнение в группе выполняется, когда дрессировщики
построены в одну шеренгу с интервалом 5-6м. Дрессировщики
сначала все вместе отходят в одну сторону, а затем через
одного в противоположные стороны, оставляя собак сидеть на
одной линии, но головами соответственно, в разные стороны.
Упражнение 5.
До начала упражнения собак нужно немного поводить среди
препятствий, через которые им предстоит прыгать.
Начинают упражнение с вождения на поводке по квадрату,
как в упражнении 3, преимущественно бегом и с редкими
остановками (через 50-60 шагов). Через 3-5 минут, не снижая
темпа движения, выводят собак на прямую линию, по которой с
интервалом около 10
м расставлены 2-3 учебные препятствия
высоток 0,5-0,8м. Если есть такая возможность, первой ставят
уже обученную прыгать собаку, если нет, то впереди колонны
бежит инструктор без собаки, первым преодолевая все
препятствия. Интервал между собаками в колонне не более
3-4м.
Непрерывно хваля собак, дрессировщики бегом ведут их к
препятствиям (а сами обходят препятствия вплотную с правой
стороны). Команда "Барьер" подается за 3-4м до препятствия.
Чем выше скорость движения, тем проще собаки решаются на
прыжок. При замедлении или торможении следует буквально
перебросить собаку через препятствие и радостно ее
похвалить. Если этого не удалось сделать с первого раза, то
собаку нужно, выражая недовольство, вернуть от препятствия в
хвост колонны и пойти на преодоление повторно. С двух-трех
попыток обычно все собаки начинают легко прыгать через
низкие препятствия, но некоторые из них при прыжке опираются
на препятствия сверху. Это пока не важно. После прыжков
собак угощают лакомством, хвалят, гладят, немного играют с
ними и тут же вновь выводят на полосу препятствий.
Количество препятствий увеличивают до 4-5. Интервал между
ними сокращают до 5м. Делают еще 2-3
прохождения через
препятствия. Затем последним в их ряду ставят дощатый
"глухой забор" высотой 1м, который чуть позже меняют на
стандартную "изгородь". На прыжок через "изгородь" собаки
идут уже чисто автоматически. Повторив преодоление полосы в
последнем варианте еще 2-3 раза, делают перерыв.
Упражнение 6.
Это упражнение начинают с вождения на поводке по
квадрату или кругу, с остановками примерно через 30 шагов.
Стараются добиться как можно более быстрой посадки собаки
по команде, поданной перед остановкой, и без команды - при
остановке. Упражнение выполняют на скорости нормального,
медленного и быстрого шага в течение 10-15
минут. Если
собака должна сесть по команде, то команду подают за 1-2
шага до остановки, если без команды, то при остановке
выдерживают секунду и лишь потом воздействуют на собаку
(механически или подачей команды тихим голосом). Если
необходимо, то после небольшого перерыва повторяют этот
вариант вождения на поводке в таком же объеме.
После небольшого перерыва дрессировщики становятся в
одну шеренгу и движутся в одном направлении параллельно
друг другу с интервалом 3-4м. Через 20-30 шагов по сигналу
инструктора усаживают собак и отходят от них вперед на 2-3
шага, как в упражнении 3. Тут же возвращаются.
Прикрепив к ошейнику собаки длинную веревку, повторяют
прием на медленном шаге. При этом сокращают до минимума
свою остановку при посадке собаки после подачи команды
"Сидеть". Как только собака села, дрессировщик, стараясь
нисколько не задерживаться рядом с ней, отходит примерно на
5м, хвалит ее и возвращается. Поощрив собаку за быструю
посадку и выдержку, повторяет прием, раз от раза постепенно
ускоряя движение до быстрого шага и немного задерживаясь с
возвращением.
Механические воздействия при выполнении упражнения.
Подачу команды при необходимости подкрепляют легким
одергиванием поводка назад и чуть оборачиваются к собаке.
Если она не садится сразу, делают угрожающее движение
хлыстом, а если нужно, шлепают им ее по крупу и силой
заставляют быстро сесть. При возвращении к собаке хлыст
прячут! После нескольких повторов приема стараются
обходиться без всякого воздействия поводком, а собаку, не
сразу садящуюся после команды, поторапливают несильным
ударом хлыста сзади (хлыст в правой руке, рука за спиной
дрессировщика) и, затем, коротким взмахом хлыста перед
мордой (рука уже впереди).
Нужно стремиться к тому, чтобы приемы посадки собаки с
движения выполнялись без предварительной остановки и даже
без изменения скорости шага дрессировщика. Поэтому пока
собака не приучилась садится быстро и сразу после команды,
не нужно торопиться с увеличением скорости движения. А
чтобы у собаки не выработался нежелательный стереотип
посадки по прохождении определенного расстояния, команду
"Сидеть" подают через разное количество шагов (от 15 до 40).
КОМПЛЕКС 3. Условия выполнения: дрессировочная площадка;
полоса препятствий; "наклонная стенка";
разборный "глухой забор".
Упражнение 7.
В течение 10-15
минут выполняют "вождение на поводке"
по квадрату и "змейке", передвигаясь с разной скоростью и
делая короткие остановки не чаще чем через 30-40 шагов.
Поводок стараются держать вся время ослабленным,
провисающим, допускаются небольшие замедления на поворотах.
Во время остановок, по сигналу инструктора, всем
собакам одновременно дается лакомство. В этот момент
инструктор стреляет из стартового пистолета (не более
одного выстрела) с расстояния 15-20м. Так повторяют 10-15
раз подряд.
Упражнение 8.
Поводок надевают петлей на живот собаки и пристегивают
его к парфорсу. Подав команду "Рядом", выполняют движение
по квадрату и "змейке", плавно меняя скорость передвижения.
Остановки делают через 40-50
шагов. Лакомство постоянно
держат в левой руке (как в упражнении 1). Допускаются
небольшие замедления на поворотах. Поводок не придерживают.
Лакомство отдают на остановках, после того, как собака -
без команды! - сядет. Поворот кругом выполняют через левое
плечо, но плавно, на небольшой скорости.
Упражнение повторяют в течение примерно 5
минут,
понемногу ускоряя выполнение поворота.
Упражнение 9.
Выполняют движение по тому же маршруту, незаметно для
собаки придерживая поводок пальцами левой руки. Скорость
движения меняют плавно. Допускаются некоторые замедления на
поворотах. Лакомство достают и дают собаке только при
остановках. При отставании, выбегании вперед, отклонении в
сторону, отвлечениях собаки наказывают ее резким рывком
парфорса или петли. Поворот кругом делают через левое плечо,
в необходимых случаях чуть помогая собаке натяжением или
подергиванием поводка. Выполняют в течение 15-20 минут,
делают перерыв и повторяют снова в том же объеме, время от
времени вообще отпуская поводок и постепенно ускоряя
выполнение поворотов. Угощение лакомством чередуют в
произвольном порядке с бурной лаской.
Упражнение 10.
После перерыва приступают к отработке навыка посадки из
движения. Снимают короткий поводок, прикрепляют к парфорсу
длинную веревку. 2-3
раза повторяют заключительный прием из
упражнения 6.
Затем на собак одевают намордники. Группа выстраивается
в одну шеренгу с интервалом между дрессировщиками 1,5-2м.
Выполняют прием как заключительный из упражнения 6, но
передвигаются сначала нормальной, а после нескольких
успешных выполнений - ускоренным шагом. В момент подачи
команды движение не замедляют. При необходимости на собаку
воздействуют показом или взмахом хлыста. Рывок парфорса
используют только в экстренных ситуациях - если собака
пытается убежать или подраться. Дрессировщики отходят на
полную длину веревки (20м), а веревку кладут на землю. При
нормальной выдержке собак дрессировщики на второй-третий
раз, выдерживая паузу 2-3
минуты, затем возвращаясь к ним.
Следует добиться того, что на 5-6
повтор собаки быстро
садятся из движения ускоренным шагом и терпеливо ждут
возвращения дрессировщиков.
После перерыва усложняют прием: становятся в две
шеренги (на дистанции 30 шагов одна от другой), по сигналу
инструктора идут навстречу друг другу и усаживают собак в
одну прямую линию. Сами дрессировщики, продолжая движение
по прямой, не останавливаясь, расходятся в противоположные
стороны. Это - начало приучения к посадке среди группы
свободно двигающихся людей. Повторяют 3-4 раза.
Выполняют посадку из движения в одной и двух шеренгах
поочередно. Если собаки хорошо ведут себя, веревку уже не
распускают на полную длину, а бросают, не отцепляя от
ошейников, рядом с собаками. После 3-4 повторов заменяют
веревки короткими поводками и повторяют то же самое еще 2-3
раза.
По возвращении обязательно хвалят собак, награждают
лаской и лакомством.
Упражнение 11.
(Обучают собак не моложе 10 месяцев).
На полосе ставят 2-3
учебных препятствия высотой
0,5-0,8м и разборный "глухой" забор с установленной высотой
1 м.
Выполняют как упражнение 5, но после каждых 2-3
проходов полосы понемногу увеличивают высоту "забора", пока
она не составит примерно 1,5м.
После небольшого перерыва
1-2
раза повторяют
прохождение полосы препятствий, а затем вместо "глухого
забора" ставят раздвинутую на максимальную ширину
"наклонную стенку". На высокой скорости проводят собак по
полосе, используя в качестве лидера, если есть такая
возможность, уже обученную прыгать собаку. Преодолевают
полосу препятствия сначала в одну, а затем и в другую
сторону. Понемногу сдвигают "стенку", увеличивая ее
крутизну и высоту до нормативных стандартов. После 10-15
успешных прохождений полосы делают перерыв.
Затем вместо "наклонной стенки" устанавливают "изгородь"
и проверяют, продолжают ли собаки опираться на нее при
прыжке. Если да, то собак заставляют прыгать через
специальные препятствия для отработки безопорных прыжков.
Такие препятствия могут иметь разные приспособления,
мешающие собаке на них опираться. Например: на низкий
"глухой забор"
(1м) сверху набивают щетиной вверх жесткие
одежные щетки, или делают препятствие, состоящее из двух
опор, скрепленных между собой на высоте
60-70
см
металлически прутком, на котором отвесно висят метровые
тонкие доски. Если собака наступает на доски, те вращаются
вокруг прутка, отчего собака теряет равновесие и может
упасть. Если собака стала преодолевать специальные
препятствия безопорным прыжком, повторяют это несколько раз,
затем следов за этими препятствиями ставят стандартную
"изгородь" и с ходу ее преодолевают. Если все собаки
прыгает хорошо, то исполнение варьируют: с короткого
разбега преодолевают "изгородь" в одну и - сразу же - в
другую сторону.
КОМПЛЕКС 4. Условия выполнения: дрессировочная площадка;
размеченные маршруты движения; нормативные
препятствия.
Упражнение 12.
Начинают его выполнение с вождения на поводке (как
упражнение 7) по квадрату, а затем по нормативному маршруту.
На расстоянии около 20м друг от друга, параллельно,
размечают 3-4 нормативных маршрута. Каждая обучающаяся пара
должна последовательно, с перерывами буквально в несколько
секунд, проходить все эти маршруты подряд. Пока первый
дрессировщик не закончит прохождения по первому маршруту,
последующие должны ждать своей очереди, так чтобы на одном
маршруте все время было только по одному дрессировщику с
собакой. Пара, закончившая прохождение всех маршрутов,
возвращается и становится последней среди ожидающих своей
очереди.
Выполняют прием на скорости, указанной в нормативе,
повороты делают быстро. Воздействия поводком стараются
исключить совершенно. Но собаку можно часто хвалить и во
время остановок поощрять лакомством. Когда собака проходит
последний маршрут, инструктор каждый раз стреляет из
стартового пистолета (два выстрела с интервалом 10 сек.) с
расстояния около 15м. Первый выстрел производится в момент
угощения собаки лакомством. Каждая собака до перерыва
должна пройти весь комплекс маршрутов не менее 4-5 раз.
После перерыва первый маршрут проходят точно так же, а
во время движения по второму маршруту, остановившись,
отстегивают поводок и продолжают движение, как это
предусмотрено нормативом "вождение без поводка". Но как и
при выполнении предыдущего приема, собаку часто хвалят, а
останавливаясь
- угощают лакомством. При прохождении
третьего маршрута, в момент поощрения собаки лакомством,
инструктор один раз стреляет из стартового пистолета с
расстояния 15м.
Собаку берут на поводок только после прохождения всего
комплекса маршрутов.
Упражнение 13.
Собаки в намордниках и на коротких поводках.
Повторяют 2-3
раза заключительный прием их упражнения
10.
Дрессировщики становятся в шеренгу с интервалом 2-3м,
снимают с собак поводки и все вместе выполняют 3-4 раза
"посадку из движения нормальным шагом" с отходом на 25-30
шагов и выдержкой 2-3 минуты. После небольшого перерыва
дрессировщики выходят по одному на каждый из обозначенных
маршрутов (т.е. становятся с интервалом 20м друг от друга),
снимают с собак намордники и выполняют нормативное
упражнение "посадка собаки из движения".
Заключительный прием упражнения каждый дрессировщик с
собакой выполняет всего по 2-3 раза, если претензий к
качеству работы собаки нет. Если же таковые имеются, то
нужно вернуться к повторению предыдущих упражнений
индивидуально, используя закрытый "коридор" и более строгое
принуждение.
Упражнение 14.
Укладка собаки - один из самых необходимых и главных
элементов дрессировки, поэтому при формировании навыка
следует подходить к результатам обучения с максимальной
придирчивостью. Но все же в начальном периоде обучения
обязательность и быстрота выполнения более важны, чем
правильность укладки.
Начальное упражнение выполняют ближе к концу занятия,
когда собаки уже немного утомились и не так подвижны и
эмоциональны, как в начале его.
Пройдя немного с собакой на поводке, дрессировщик
останавливается, собака садится у его ноги. Поощрив собаку
лаской и лакомством, дрессировщик зажимает второй кусочек
лакомства в правом кулаке, так, чтобы собака это видела,
этой же рукой берет поводок сантиметрах в 20 от ошейника,
командует "Лежать" и, натягивая поводок вниз, одновременно
с этим нажимает левой рукой на спину собаке, заставляя ее
лечь. Собака тянется за лакомством и вместе с тем чувствует
давление руки и ошейника, поэтому обычно сразу ложиться.
Ей отдают лакомство, хвалят ее и выдерживают в нужном
положении примерно 2 минуты. Так же, как и при отработке
навыка посадки, прежде чем перейти к строгому принуждению,
следует несколько раз повторить этот прием и убедиться,
чтоб собака уловила связь между приказанием дрессировщика и
своими необходимыми действиями. Но, начиная уже с этого
приема, надо обязательно чередовать в произвольном порядке
остановки с последующей укладкой и остановки с ее посадкой,
дабы не выработалась случайно у собаки также и
нежелательная связь, и не стала бы она без конца ложиться
при всякой остановке.
Далее используют принуждение. Стоя на месте с собакой,
сидящей у левой ноги, либо идя с ней рядом медленным шагом,
дрессировщик подает команду "лежать" и придавливает собаку
к земле. Можно пользоваться парфорсным ошейником. Допустимы
разные способы воздействия. Или дрессировщик, нажимая левой
рукой собаке на спину, правой подергивает за парфорс ее
вниз, или же, действуя только одной левой рукой, сильно
надавливает на парфорс сверху. Если не шее у собаки
обычный ошейник, то можно не только подергивать за поводок
рукой, но и, ослабив поводок так, чтобы он свисал
сантиметров на 15-20 от земли, придавить его левой ногой, а
левой рукой в это время нажать собаке на спину.
Надавливание на спину можно сделать более жестким, обмотав
левую ладонь парфорсом колючками наружу. Важно с первого же
повтора все время постепенно усиливать действие принуждения,
подавая команду за секунду до его применения. Зафиксировав
собаку руками, надо удерживать ее в нужном положении не
менее 2
минут. При попытках изменить это положение, резко
усиливать нажим, либо шлепнуть ее ладонью по спине или шее.
Хороший дрессировщик, фиксируя собаку руками, вместе с тем
гладит ее, почесывает пальцами спину и шею. Собака принимает
это подкрепление как одобрение правильности своих действий и
в другой раз ложиться охотнее и быстрее.
Чтобы проще и скорее выработать надежную укладку и
выдержку, надо, начиная с первого занятия, обязательно
заставлять собаку прижимать голову к земле между передних
лап. Позднее на это уже не обращают внимания, но именно

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..