КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ»,
«ДНЕПР» - ЧАСТЬ 2
Двигатель МТ8 мотоцикла "Днепр" К-650 представляет
собой четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением. В
двигателе применен верхнеклапанный механизм газораспределения,
установлен литой коленчатый вал из высокопрочного чугуна со съемными
нижними головками шатунов и сменными вкладышами шатунных подшипников. В
конструкции применены вкладыши автомобильного типа, взаимозаменяемые с
вкладышами автомобиля "Москвич-408". В двигателе использована
принудительная система смазки с центробежной очисткой масла, применены
биметаллические цилиндры более эффективные, чем чугунные. Благодаря
этому в двигателе низкая тепло напряженность, поршни в цилиндре
установлены с зазором 0,05 - 0,07 мм. Двигатель надежный и долговечный.
Двигатель МТ9 - модернизированная модель двигателя МТ8. В нем
используется прерыватель ПМ302 с автоматом опережения зажигания вместо
прерывателя-распределителя ПМ05 с ручным управлением опережения
зажигания. Двигатели МТ8 и МТ9 имеют шести-вольтовою систему зажигания и
шестивольтовый генератор постоянного тока Г-414.
В двигателе МТ10, в отличие от двигателя МТ9, используется
двенадцати-вольтовая система зажигания, на картере двигателя
предусмотрено фланцевое крепление генератора Г-424. Двигатель МТ10-36
отличается от двигателя МТ10 повышенной мощностью до 26,5 кВт (36 к.с.).
Это достигнуто увеличением диаметра головки впускного клапана с 3 7 до
40 мм, применением распределительного вала с новым профилем кулачка и
повышением степени сжатия до 7,5 единиц. Частота вращения коленчатого
вала увеличена до 5600 - 5800 об/мин. В связи с этим изменена форма
углубления под клапанами на дне поршня. В двигателе МТ10-36 применяется
карбюратор К301Д, который отличается от карбюратора К301Б диаметром
диффузора и увеличенной пропускной способностью главного топливного
цилиндра. Вместо прерывателя ПМЗ02-01 применяется прерыватель ПМЗ02-А с
новой конструкцией автомата опережения зажигания.
С ноября 1978 г. выпускались поршни с радиусом сферы головки 72,5 мм. Их
устанавливали на двигатель МТ10-36 при работе на бензине марок А-72 и
А-76 обычного исполнения со степенью сжатия 7,5 ед. и на двигателе
экспортных мотоциклов для работы на высокооктановом бензине марки А-93
со степенью сжатия 8,5 ед.
Расстояние от оси поршневого пальца до наружной поверхности составляет
48,2 мм. В поршне изменена форма проточки под выпускной клапан.
С целью сохранения степени сжатия рабочей смеси, на двигатель МТ10-36
установлен цилиндр, который отличается от цилиндра двигателя МТ8 и МТ9
высотой установочного размера. Расстояния между поверхностями, которые
прилегают к картеру двигателя и головке цилиндра, составляет 107,7+014
мм.
Двигатель МТ10-32 (рис. 2.2 - 2.4) создан на базе двигателя МТ10-36. В
отличие от предшественника он обладает повышенным крутящимся моментом
при малых и средних частотах вращения коленчатого вала, что делает
возможным значительно улучшить тягово-динамические показатели мотоцикла
для эксплуатации в сельской местности. Максимальная скорость движения
мотоцикла по шоссе -105 км/час, максимальная мощность в сравнении с
МТ10-32 уменьшена на 3 кВт, а частота вращения при максимальной отдаче
мощности стала ниже на 700 об/мин. Характеристики двигателя МТ 10-32
улучшены в результате применения распределительного вала с измененным
профилем кулачков. Распределительный вал двигателя МТ 10-32 полностью
взаимозаменяем с валом предыдущей конструкции. Его можно устанавливать
на двигатели МТ9, МТ10 иМТЮ-36.
На двигателе МТ 10-32 вместо поршня МТ801-237 со сферичным дном
установлен поршень с выталкивателем, который имеет плоское днище.
Применение нового поршня дало возможность улучшить условия образования
смеси в камере сгорания и снизить тепло напряженность.
Кроме того, в двигателе МТ 10-32 уменьшена ступень сжатия до 7,0 ед.,
установочный размер в цилиндре, в сравнении с цилиндром МТ10-36,
увеличен на 0,9 мм. Новые цилиндры можно устанавливать на все ранее
выпущенные модели мотоциклов "Днепр" с двигателями типа МТ.
В модернизированном двигателе МТ10-32 применяются карбюраторы К63Т.
Двигатель К-750-М - четырехтактный, двухцилиндровый, с боковым нижним
размещением клапанов (рис. 2.8, 2.9). Коленчатый вал сборный. Шатуны
установлены на роликовых подшипниках, цилиндры чугунные. По своей
конструкции двигатель К-750М аналогичен
двигателю М72, но имеет такие особенности: степень
сжатия и давления выше; распределительный вал вращается на радиальном
однорядном подшипнике и подшипнике скольжения; поршни имеют по два
маслосъемных кольца; конструкция сапуна и конфигурация передней крышки
распределительной коробки изменены; повышена эффективность системы
вентиляции. По посадочным местам двигатели К-750М и М72 взаимозаменяемы.
Двигатель М67-36 Ирбитского мотоциклетного завода "Урал" имеет такие
существенные отличия от двигателя МТ10-32: его шатуны вместе с
коленчатым валом составляют неразъемную конструкцию и их можно снять
только с помощью специальных приспособлений; в нижнюю головку шатуна
вставлен роликовый подшипник с сепаратором; цилиндры - чугунные.
Крепление цилиндров и их головок раздельное. К картеру двигателя
цилиндры крепятся шпильками. Толкатели с прямоугольной головкой имеют
направляющие, оси коромысел установлены в специальные кронштейны,
которые с помощью шпилек крепятся к головке. Головки впускных и
выпускных клапанов имеют меньший диаметр. Система смазки низкого
давления имеет полно поточный бумажный масляный фильтр. Масляный насос
вращается от распределительного вала. Газы из картера выталкиваются
непосредственно в атмосферу через сапун.
По посадочным местам двигатели мотоциклов "Урал" и "Днепр"
взаимозаменяемы. Устройство-двигателей мотоциклов "Днепр" МТ10-32 и
К-750, "Урал" М67-36 показано на рис. 2.2 -2.10.
Двигатели, применяемые на мотоциклах "Урал" и "Днепр", включают в себя
кривошипношатунный механизм, систему газораспределения, систему
вентиляции картера, систему смазки.