Первые вагоны метрополитена, получившие обозначение А, строились для первой
очереди Московского метрополитена в 1935-1937 гг. Электрооборудование для
вагонов метрополитена изготовлял завод «Динамо» имени С.М.Кирова, а
пневматическое оборудование – Московский тормозной завод. Первоначально
поезда метрополитена состояли из двух секций, а начиная с 1937 г. стали
формироваться из трех секций, т.е. из шести вагонов. Мытищинский
вагоностроительный завод в период 1937-1939 гг. выпускал вагоны типа Б,
принципиально не отличавшиеся по конструкции от вагонов типа А.
1
Годы эксплуатации
С 1934 по 1975 г.
2
Масса тары моторного вагона, кг, не более
51,7
3
Масса тары прицепного вагона, кг, не более
36
4
Длина вагона по осям автосцепок, мм
18916
5
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм
3700
6
Ширина вагона, мм
2700
7
База тележки до 1939 г, мм
2315
8
База тележки после 1939 г, мм
2500
9
Мощность тягового двигателя ДМП 151, кВт
153
10
Вес тягового двигателя, кг
2600
11
Передаточное число редуктора
3,94
12
Среднее ускорение вагона, м/с²
0,65 / 0,7
13
Среднее замедление вагона, м/с²
0,65 / 0,7
14
Конструктивная скорость, км/ч
65
15
Общая вместимость вагона, чел.
264
Вагоны « В »(НЕМЕЦКИЕ
ВАГОНЫ СЕРИИ«
С »)
Берлинское метро (Berliner Hochbahn)было построено компанией Siemens на
рубеже ХIХ и ХХ веков.
После Второй мировой войны советское командование конфисковало все, что
можно было использовать, в том числе рельсы и вагоны метрополитена.
Летом 1945 года 120 вагонов были вывезены за пределы Германии.
В СССР они были названы типом « В » и работали в
Московском метро вплоть до 1965 года. Многие разработки из них позже были
использованы при постройке советских вагонов метро.
Эксплуатация в метрополитене с 8 июля 1946 г. В дальнейшем разработаны
модификации этих вагонов В-2 с мощностью двигателей 100 кВт и массой 30 т.
В-3 с мощностью двигателей 70 кВт и массой 35,5т. В-4 с мощностью двигателей
72 кВт и массой 29,5т. Вагоны В-4 эксплуатировались с 1948 г.
1
Годы эксплуатации
С 1946 по 1965
2
Масса тары вагона, кг, не более
33,5
3
Длина вагона по осям автосцепок, мм
18000
4
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм
3425
5
Высота кузова вагона, мм
2560
6
Высота от уровня головки рельса до рамы вагона, мм
865
7
Ширина вагона, мм
2620
8
База тележки, мм
2200
9
База вагона, мм
12000
10
Мощность тягового двигателя USL-421,кВт
70
11
Передаточное число редуктора
5,91
12
Конструктивная скорость, км/ч
60
Вагоны « Г »
Вагоны типа Г были моторными; каждый из них имел одну кабину машиниста и мог
передвигаться самостоятельно. Изменилось и электрооборудование вагонов,
которое было дополнено реостатным электрическим тормозом. Опытные вагона (6
вагонов) типа Г были изготовлены только в 1940 г, а серийный их выпуск
организован на Мытищинском заводе (получившем уже в ту пору название
машиностроительный – ММЗ) в 1947–1955гг.
1
Годы эксплуатации
С 1940 по 1983
2
Масса тары вагона, кг, не более
43,7
4
Длина вагона по осям автосцепок, мм
19110
5
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм
3700
6
Ширина вагона, мм
2700
7
Мощность тягового двигателя ДК-102В, кВт
83
8
Масса тележки, т
10,8
9
Передаточное число редуктора
4,93
10
Среднее ускорение вагона, м/с²
1.0
11
Среднее замедление вагона, м/с²
1.0
12
Конструктивная скорость, км/ч
75
13
Диаметр колеса, мм
900
Вагоны « Д »
На опытных партиях вагонов типов В-4 и М-5 в 1949-1950 гг. и УМ-5 в 1955 г.
было использовано рамное подвешивание тягового электродвигателя на тележке с
передачей вращающего момента на ось колесной пары с помощью карданной муфты
вместо ранее применявшегося в вагонах типов А, Б, Г опорно-осевого
подвешивания.
Опытные вагоны М-5 и УМ-5 после частичной модернизации получили обозначение
Д. Вагоны Д серийно изготавливались в период 1955-1963 гг. и имели массу
всего 36,2 т. На вагонах Д была установлена комбинированная автосцепка
облегченного типа.
1
Годы эксплуатации
С 1955 по 1995
2
Масса тары вагона, кг, не более
36,2
4
Длина вагона по осям автосцепок, мм
19166
5
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм
3695
6
Ширина вагона, мм
2700
7
Мощность тягового двигателя, кВт
72
8
Среднее ускорение вагона, м/с²
1.0
9
Среднее замедление вагона, м/с²
1.0
10
Конструктивная скорость, км/ч
75
11
Диаметр колеса, мм
900
Вагоны « И »
1
Годы выпуска и испытаний
С 1973 по 1985
2
Масса тары вагона, кг, не более
31 / 30
4
Длина вагона по осям автосцепок, мм
19210
5
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм
3700
6
Ширина вагона, мм
2820
7
Мощность тягового двигателя, кВт
100
8
Среднее ускорение вагона, м/с²
1.2
9
Среднее замедление вагона, м/с²
1.0
10
Конструктивная скорость, км/ч
100
11
Общая вместимость вагона, чел
324 / 353
Вагоны « Е »
В 1959-1960 гг. были выпущены опытные образцы вагонов Е, серийный выпуск
которых осуществлялся в 1963-1969 гг. Максимальная скорость этих вагонов
повысилась с 75 до 90 км/ч, а масса составила всего 32,2 т. Вагоны имели
тяговые электродвигатели с высокими скоростными характеристиками,
совершенное тормозное оборудование и упругие металлические поводки в связи
между буксой колесной пары и рамой тележки вместо челюстей.
1
Годы эксплуатации
С 1959
2
Масса тары вагона, кг, не более
31,7
4
Длина вагона по осям автосцепок, мм
19166
5
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм
3695
6
Ширина вагона, мм
2700
7
Мощность тягового двигателя, кВт
68 / 72
8
Среднее ускорение вагона, м/с²
1.2
9
Среднее замедление вагона, м/с²
1.2
10
Конструктивная скорость, км/ч
90
11
Диаметр колеса, мм
780
Вагоны « 81-717 (714) »
1
Годы эксплуатации
С 1977
2
Масса тары вагона, кг, не более
33 / 34
3
Длина вагона по осям автосцепок, мм
19210
4
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм
3700
5
Высота от уровня головки рельса до рамы вагона, мм
990
6
Ширина вагона, мм
2700
7
База тележки, мм
2100
8
База вагона, мм
12600
9
Мощность тягового двигателя, кВт
114
10
Передаточное число редуктора
5,33
11
Конструктивная скорость, км/ч
90
12
Общая вместимость вагона, чел
308 /330
Вагоны « 81-720(721) ЯУЗА »
1
Годы эксплуатации
С 1999
2
Масса тары вагона, кг, не более
33/34,5
3
Длина вагона по осям автосцепок, мм
20000/19210
4
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм