Организации, оказывающие стационарную помощь

  Главная      Учебники - Медицина     СНиП РК 3.02-08-2010. Лечебно-профилактические учреждения

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7     ..

 

 

 

SUB9009 Организации, оказывающие стационарную помощь

 

SUB9019.1 Общие требования

 

9.1.1 Проектирование стационаров должно осуществляться на основе задания на проектирование, составленного в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами и утвержденного соответствующим органом Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

9.1.2 Стационары могут проектироваться в комплексе с поликлиникой, станцией скорой медицинской помощи, родильным домом, перинатальным центром.

9.1.3 Самостоятельными типами стационаров являются национальные и республиканские научные центры, специализированные больницы, госпитали, больницы скорой медицинской помощи, больницы восстановительного лечения, детские, инфекционные.

9.1.4 В составе стационаров могут быть следующие структурные подразделения:

- приемные отделения и помещения выписки, специализированные боксы;

- специализированные и соматические отделения;

- инфекционные отделения;

- палатные отделения родовых стационаров, родовые отделения;

- операционные блоки;

- отделения гемодиализа;

- отделения гипербарической оксигенации;

- отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии;

- отделения (кабинеты) функциональной диагностики;

- отделения (кабинеты) эндоскопические;

- специализированные лечебные помещения;

- отделения (кабинеты) медицинской реабилитации;

- отделения трудотерапии;

- радиологические отделения (отделения лучевой терапии);

- лаборатории радиоизотопной (радионуклидной) диагностики;

- отделения лучевой диагностики;

- клинико-диагностические лаборатории;

- патологоанатомические отделения;

- отделения переливания крови;

- центральные стерилизационные отделения;

- аптеки;

- службы приготовления пищи;

- прачечные;

- дезинфекционные отделения;

- служебные и бытовые помещения;

- складские помещения;

- отделения скорой медицинской помощи;

- помещения клинических кафедр.

9.1.5 Мощность, структура и состав стационара и его подразделений устанавливается заданием на проектирование, исходя из потребности населения обслуживаемой зоны с учетом сложившейся сети лечебных организаций.

В сельской местности мощность, площадь и состав стационара и его подразделений рекомендуется уменьшить в зависимости от численности обслуживаемого населения.

9.1.6 В составе клинических многопрофильных больниц на 600 коек (в больницах скорой медицинской помощи - 500 коек) и более, а также в составе станций скорой медицинской помощи на 50 и более тысяч выездов в год следует предусматривать вычислительный центр, мощность которого определяется заданием на проектирование.

9.1.7 В больницах или стационарах диспансеров, размещаемых в IV климатическом районе и в IIIБ климатическом подрайоне, следует предусматривать летние помещения (террасы, веранды и лоджии). Размеры указанных помещений следует принимать по поз. 22-23 Приложения 13 настоящих норм.

Вход в указанные помещения не допускается из помещений постоянного пребывания больных и персонала. Типы летних помещений определяются с учетом сложившихся традиций района строительства. В психиатрических и онкологических больницах летние помещения не предусматриваются.

 

SUB9029.2 Приемные отделения, специализированные боксы, травматологические пункты

 

9.2.1 Расчетное количество больных, поступающих в приемные отделения (плановый и экстренный прием больных) в течение суток, следует принимать в зависимости от количества коек в больнице или соответствующем отделении:

2 % - в больницах туберкулезных, психиатрических, восстановительного лечения;

15 % - в больницах скорой медицинской помощи, родильных домах;

10 % - в детских и остальных больницах.

9.2.2 Количество больных, поступающих в отделение анестезиологии и реанимации или реанимации и интенсивной терапии, в расчет не принимается.

9.2.3 Приемное отделение подразделяется на структуры планового и экстренного приема больных. Приемные отделения и помещения выписки больных должны быть отдельными для детского, акушерского, гинекологического, инфекционного, туберкулезного, психиатрического (психосоматического) отделений.

9.2.5 При приемном отделении многопрофильных больниц следует предусматривать две-три палаты для содержания больных до уточнения диагноза.

9.2.6 В инфекционных больницах и инфекционных отделениях многопрофильных больниц для приема больных следует предусматривать приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделениях:

- до 60 коек - два бокса;

- от 60 до 100 коек - три бокса;

- от 100 коек - три бокса плюс один дополнительный бокс на каждые 50 коек в отделении.

Для палатных отделений инфекционных стационаров следует предусматривать изолированный вход непосредственно с улицы и лестнично-лифтовые узлы - раздельно:

- для «грязных» маршрутов - доставка больных в отделение; транспортирование из отделения грязного белья, пищевых отходов, использованных перевязочных материалов и загрязненных предметов, трупов, материала, предназначенного для лабораторных анализов; доставка больных из отделения в реанимационный бокс с палатой интенсивной терапии;

- для «чистых» маршрутов - для персонала, не выполняющего при прохождении по данному маршруту виды работ, перечисленные выше; студентов; транспортирование в отделение чистого белья, лекарств и перевязочных материалов, пищи для больных и персонала, передач для больных; прохождение посетителей для беседы с врачом; для выписывающихся из отделений через санитарные пропускники больных, в том числе и бактерионосителей.

9.2.7 Для приема больных детей в стационар следует организовывать (как и в инфекционных больницах) приемно-смотровые боксы. Количество приемно-смотровых боксов следует определять в соответствии с количеством коек терапевтического и хирургического профилей:

- терапия - 2 %;

- хирургия - 4 %;

- изоляционно-диагностические (осадочные) боксы - 5 % от количества детских коек для поступающих из приемного отделения (не входят в общее количество коек);

- изоляционно-диагностические боксы - 3 % от количества детских коек для переводимых из палатных отделений (входят в общее количество коек).

В объектах охраны материнства и детства группы приемных помещений (смотровые, помещения санитарной обработки родильниц и беременных) следует предусматривать общие для физиологического отделения и отделения патологии беременности и отдельно для гинекологического отделения. Пути движения больных этих отделений, включая лестничные клетки и лифты, должны быть строго изолированы друг от друга.

9.2.8 При приемных отделениях многофункциональных больниц, клиник и инфекционных больниц допускается организация специализированных боксов (рентгеновский, операционный, реанимационный). При приемном отделении родильного дома (акушерском отделении) следует предусматривать родовой бокс на одну койку и изолятор.

Для оказания экстренной круглосуточной травматологической помощи в больницах, имеющих в своем составе ортопедотравматологические отделения, организуются травматологические пункты.

При вестибюлях травматологических пунктов следует предусматривать тамбуры глубиной не менее 1,6 м.

9.2.9 Состав приемных отделений в зависимости от мощности, профиля и структуры лечебных стационаров, площадь помещений приемных отделений, специализированных боксов и травматологических пунктов определяется заданием на проектирование с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» (см. Приложения 9 -11 настоящих норм).

9.2.10 Отделения приема и выписки следует размещать на первом этаже, в изолированной части здания и, по возможности, вблизи главного въезда на территорию больничного участка. Они не должны быть проходными. Для подъезда санитарных машин к отделению следует предусматривать пандус с навесом для стоянки одной-двух машин.

9.2.11 При проектировании отделений приема и выписки в инфекционных больницах следует учитывать, что санитарная обработка и выписка больных, в отличие от многопрофильных больниц, происходит не в приемных отделениях, а в боксированных или полубоксированных секциях. Кроме этого, для приема инфекционных больных необходимо предусматривать:

- изоляцию приемного отделения от всех других отделений стационара (путем организации санитарных пропускников для персонала и для больных);

- организацию приема больных через диспетчерскую в приемно-смотровые боксы.

9.2.12 При проектировании приемных отделений родильных домов или родовых отделений в многопрофильных больницах в состав помещений следует включать фильтр с выходом на два изолированных потока: в отделение и отдельно - в родовое физиологическое отделение с отделением патологии беременности. При этом на каждый поток предусматривается смотровая с гинекологическим креслом и помещение для санитарной обработки поступающих в стационар.

9.2.13 Отделения приема и выписки больных следует проектировать исходя из следующих функциональных групп помещений (см. Приложения 9, 11 настоящих норм):

- вестибюльная группа помещений;

- помещения для осмотра, сортировки и оказания медицинской помощи;

- группа диагностических помещений;

- служебно-бытовые помещения;

- помещения для временной изоляции и наблюдения за больными;

- группа помещений для выписки (смежно с вестибюлем для посетителей).

Кроме перечисленных групп, в приемных отделениях инфекционных больниц следует выделять помещения для санитарной обработки транспортных средств, на которых доставлен больной, подозреваемый на наличие инфекционного заболевания. В эту группу входят:

- помещения для хранения дезинфекционных средств;

- бокс для обработки транспорта;

- комната дежурных дезинфекторов.

Количество и набор данных групп помещений следует определять заданием на проектирование в зависимости от типа и мощности проектируемой больницы, структуры ее коечного фонда, вместимости палатных отделений, их профиля, а также от наличия травматологического пункта или стационара.

9.2.14 Смотровой кабинет можно размещать смежно с санитарным пропускником, вблизи вестибюля-ожидальной приемного отделения, габариты входа должны обеспечивать свободный ввоз каталки.

9.2.15 В состав помещений приемно-смотрового бокса должны входить:

- входной (наружный) тамбур;

- смотровое помещение;

- туалет;

- предбокс, служащий шлюзом для входа персонала из коридора приемного отделения.

Общая площадь приемно-смотрового бокса принимается 16 м2 для инфекционных больниц и 22 м2 для детских больниц.

Приемно-смотровой бокс детских больниц, в отличие от инфекционных, должен иметь увеличенный набор оборудования для приема больных детей разного возраста до 14 лет с заболеваниями любого медицинского профиля.

9.2.16 Количество санитарных пропускников рассчитывается в соответствии с потоками поступающих больных.

Размеры комнаты, где установлена ванна, должны обеспечивать беспрепятственный ввоз каталки, удобное приближение ее к ванне, свободное передвижение персонала вокруг ванны.

Санитарные пропускники следует размещать раздельно или смежно со смотровыми кабинетами на пути основных потоков движения больных в палатное отделение.

 

SUB9039.3 Отделения стационара

 

9.3.1 Основными типами отделений стационара являются:

- соматические и специализированные (для взрослых и для детей);

- инфекционные;

- родовые.

9.3.2 В городских и областных детских больницах следует предусматривать отделения для новорожденных и недоношенных детей, полностью изолированных от всех других отделений и служб больницы. Инфекционные, психиатрические, дерматовенерологические и туберкулезные отделения размещаются только в отдельных зданиях. При проектировании инфекционных больниц и отделений следует руководствоваться [2].

9.3.3 Отделения, как правило, состоят из индивидуальных палат и общих помещений. К общим помещениям отделения относятся лечебные, служебные помещения для медицинского персонала.

9.3.4 Стационарные отделения представляет собой изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений, предназначенных для больных с однородными заболеваниями. Количество коек в отделении определяется заданием на проектирование в соответствии с профилем отделения.

9.3.5 В каждом стационаре предусматривается одна боксовая палата на отделение, с организованным самостоятельным воздушным режимом.

9.3.6 Количество палат на одну койку рекомендуется принимать в родовом отделении, отделении патологии беременности, а также в гематологическом, ожоговом, нейрохирургическом и урологическом отделениях для взрослых и для детей равным 15 %, в прочих отделениях - 7 % от количества коек в отделении. Количество палат на две койки в указанных отделениях должно составлять 15 %. Соотношение палат с различной вместимостью может быть изменено по заданию на проектирование, при соответствующем обосновании. Для противотуберкулезных больниц рекомендуется палаты на 1-2 койки.

В отделении необходимо предусмотреть в каждой палате один санитарный узел с душем.

9.3.7 В инфекционном стационаре основной структурной единицей палатного отделения являются боксированные помещения: бокс, полубокс, боксированная палата. Для противотуберкулезных больниц структурной единицы являются палатные секции, разделенные шлюзами на «чистую» и «грязную» зону.

При использовании боксов предусматривается возможность полной изоляции больных (боксы предусматриваются на одну-две койки). Больной не выходит из бокса до выписки, покидая его через наружный выход с тамбуром. Через наружный выход бокса больного перевозят также на исследования и лечение в специализированные кабинеты или боксы, также имеющие наружные входы. Вход персонала в боксы предусматривается из неинфекционного (условно чистого), коридора через шлюзы, где производится смена спецодежды, мытье и дезинфекция рук. Боксированные отделения обладают наибольшей маневренностью и пропускной способностью, что особенно важно для отделений с малой вместимостью.

Полубоксы отличаются от боксов тем, что не имеют наружного выхода. Полубоксы также предусматриваются на одну и две койки. Режим полубоксированного отделения отличается от боксированного тем, что больные поступают в полубоксы из общего коридора отделения, через санитарный пропускник. Боксированные палаты отличаются от полубоксов отсутствием ванной и входом в туалет из шлюза.

В составе боксов и полубоксов следует предусматривать санитарный узел, состоящий из туалета и ванной.

9.3.8 В боксированных отделениях 25 % коек рекомендуется располагать в боксах на одну койку, остальные - в боксах на две койки.

В палатном инфекционном отделении основное количество коек рекомендуется располагать в боксированных палатах на одну-две койки со шлюзом и санузлом. В каждой палатной секции следует предусматривать два полубокса на одну-две койки.

9.3.9 В неинфекционных отделениях для детей старше 1 года и взрослых вместимость палат принимается не более четырех коек. Вместимость палат для детей до 1 года должна быть не более чем на две койки.

9.3.10 Процент боксирования в секциях для детей от новорожденных до 3 лет принимается 100 %. Боксирование осуществляется путем шлюзования отсеков и организацией полубоксов (боксированных палат) для совместного круглосуточного пребывания матерей с детьми.

Для детей старше трех лет предусматривается 50 % коек для круглосуточного или дневного совместного пребывания матерей с детьми.

Перед отсеками для детей до 3 лет, а также палатами для новорожденных необходимо предусматривать помещение шириной 2 м, а при наличии в нем поста дежурной сестры - 2,5 м.

9.3.11 Отделения для неинфекционных больных подразделяются на отделения терапевтических профилей, хирургических профилей и специализированные. К последним относятся офтальмологические, психиатрические, наркологические, дерматовенерологические и др. Для госпитализации больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения, следует предусматривать отделение (палаты) дневного пребывания.

9.3.12 Доставка белья, медикаментов и пр. в отделения предусматривается по «чистому» коридору, пути. Для удаления отходов и использованных материалов предусматриваются отдельные «грязные» коридоры, пути, лифты.

Пища доставляется в отделение специальным лифтом, в сопровождении персонала, а пищевые отходы удаляются другим, «грязным» лифтом, без сопровождения.

9.3.13 Количество коек на неотапливаемых верандах следует принимать равным (в % от количества коек отделения) - 70 %.

Количество коек на отапливаемых верандах следует принимать равным 50 % от количества коек в отделении, в детских отделениях восстановительного лечения - 75 %.

9.3.14 В стационарных отделениях должна быть предусмотрена организация питания в палатах.

9.3.15 Палатное отделение может быть «линейным» - с одним или двумя коридорами или «периметральным» - с расположением палат по периметру здания. При этом коридоры должны иметь освещение, как правило, с торца.

9.3.16 К планировке специализированных отделений, ввиду особенности лечения, диагностики и обслуживания больных, предъявляются следующие особые требования.

В отделении офтальмологии необходимо предусматривать:

- наличие непрерывного поручня по пути следования пациентов;

- компактность размещения мебели и бытового оборудования, предназначенного для больных.

В отделении выздоравливающих для активизации деятельности больных необходимо обеспечить:

- зоны и оборудование для физических занятий, трудотерапии, водных процедур, воздушных процедур, социально-культурной деятельности;

- увеличение графиков движения пациентов.

В ряде отделений, где большинство пациентов имеет дефекты внешности (дерматология, челюстно-лицевая хирургия и др.), должна предусматриваться иллюзия замкнутости, изоляция от постороннего наблюдения.

В ортопедо-травматологических отделениях и отделениях восстановительного лечения ортопедического и неврологического профиля, в отделениях кардиологии, эндокринологии, инфарктном отделении следует:

- предусматривать устройство поручней в палатах и коридорах, лечебных кабинетах;

- располагать оборудование с учетом возможности передвижения на креслах-колясках;

- проектировать санитарные узлы с ванной, имеющей специальные подъемники (один на 15 коек) с возможностью использования больными, передвигающимися на креслах-колясках.

В коридорах всех отделений следует предусматривать устройство отбойников для каталок.

9.3.17 В помещениях, где находятся больные психиатрических отделений, окна должны быть застеклены сталинитом, в палатах не устанавливаются умывальники, а предусматриваются умывальные комнаты. Двери помещений оборудуются специальными запорами. Санитарно-техническое оборудование не должно иметь выступающих частей, а санитарно-техническая арматура должна быть недоступна для больных. В качестве нагревательных приборов предусматриваются отопительные панели. Светильники устанавливаются только потолочные, закрытые.

9.3.18 Площадь на одну койку в палатах от двух коек и более, а также площади помещений палатных отделений следует предусматривать с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» (см. Приложения 12, 13 настоящих норм).

 

 SUB9049.4 Перинатальный центр, родильные дома и родильные отделения

 

9.4.1 В состав самостоятельного перинатального центра, родильного дома входят родильное и гинекологическое отделения, женская консультация, а также клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновское отделение, отделение функциональной диагностики, центральное стерилизационное отделение, аптека, вспомогательные службы (пищеблок, прачечная, дезинфекционное отделение), служебно-бытовые помещения.

9.4.2 Акушерско-гинекологические отделения, входящие в состав больницы, должны обслуживаться больничными службами: клинико-диагностической лабораторией, рентгеновским отделением, отделением функциональной диагностики, центральным стерилизационным отделением и вспомогательными службами.

9.4.3 В структуру перинатального центра, родильного дома, при соответствующем обосновании, может быть включено гинекологическое отделение. В этом случае его следует размещать изолированно в отдельном блоке или отсеке здания с самостоятельным приемным отделением.

9.4.4 Расчетное количество коек в родовом отделении равно сумме коек отделения патологии беременности, отделения совместного пребывания матери и ребенка, составляющих 100 % коек без учета кроваток новорожденных.

9.4.5 Архитектурно-планировочные особенности проектирования родильных отделений и родильных домов состоят в четком разделении помещений на группы:

- помещения приема;

- помещения родового отделения;

- помещения совместного пребывания матери и ребенка;

- помещения для недоношенных и для травмированных детей;

- помещения для отделения потологии новорожденных и для детей с врожденными пороками развития;

- помещения отделения патологии беременности;

- помещения выписки.

9.4.6 Роженицы и беременные, поступающие в родовое отделение, делятся в фильтре на два потока. Один поток составляют роженицы, другой - беременные.

9.4.7 Количество индивидуальных родовых палат в родовом отделении определяется заданием на проектирование с учетом возможности обеспечения медицинским персоналом.

9.4.8 Для цикличности работы индивидуального родильного блока помещения родового отделения могут быть разделены на две секции.

9.4.9 Послеродовое отделение проектируется из палат совместного пребывания родильниц и новорожденных на одну-две койки и одну-две кроватки.

9.4.10 Количество послеродовых палат с совместным пребыванием родильниц и новорожденных определяется заданием на проектирование.

9.4.11 Предусматривается одна палата в отделении со шлюзом, туалетом и душем (с гибким шлангом) с организованным самостоятельным воздушным режимом.

9.4.12 Количество кроваток для недоношенных детей и детей, родившихся с родовой травмой, должно быть равно 15 % от количества коек послеродового отделения. Все палаты для недоношенных новорожденных оборудуются кювезами и консолью.

9.4.13 Планировка отделения патологии беременности должна предусматривать возможность транспортировки беременных в родовое отделение, а также выход для беременных этого отделения на прогулку в изолированный двор акушерского отделения (стационара).

9.4.14 В родильном стационаре в отделении патологии беременности необходимо предусматривать кабинет перинатальной диагностики.

9.4.15 Гинекологическое отделение устраивается по типу хирургических отделений и имеет в своем составе: самостоятельное приемное отделение и помещение выписки, палатное отделение, операционный блок, палаты интенсивной терапии и послеоперационную палату, кабинеты для проведения внутриполостных процедур и т. д.

Гинекологическое отделение должно быть полностью изолировано от родовых отделений.

9.4.16 Состав родового отделения больниц следует предусматривать с учетом требований санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения» (см. Приложения 14, 15, 16 настоящих норм).

9.4.17 В помещениях санитарной обработки рожениц приемного отделения должны быть предусмотрены кабины туалета, душевой и слива.

9.4.18 Санитарные помещения родового блока необходимо располагать в непосредственной близости от родовой палаты, но не в ее составе.

9.4.19 Помещения индивидуальной родовой палаты и родовых палат предусматриваются с оборудованием для туалета новорожденного.

9.4.20 Палаты интенсивной терапии и реанимации для новорожденных должны проектироваться раздельно и в своей структуре иметь боксированные палаты, малую операционную.

Палаты интенсивной терапии, располагаемые в родовом отделении, для соблюдения полной тишины и защиты от резкого света, должны иметь шлюз и шторы на окнах. Реанимационная для новорожденных предусматривается в родильном отделении.

Малая операционная для заменного переливания крови новорожденным располагается в родовом отделении.

9.4.21 В отделении (секции) недоношенных и патологии новорожденных, предусматривается отсек на четыре кроватки (соответственно посту медицинской сестры), а также пост дежурной медицинской сестры площадью 10 м2. В отделении (секции) необходимо предусматривать палаты для родильниц.

9.4.22 Сестринские посты отделений новорожденных крупных родильных домов должны быть изолированы друг от друга и максимально удалены от санитарных комнат и буфетной.

9.4.23 В отделении патологии беременности необходимо предусмотреть в каждой палате один санитарный узел со шлюзом и душ (предусматривается с гибким шлангом).

9.4.24 В перинатальных центрах, родильных домах и родильных отделениях должна быть предусмотрена комната для персонала.

9.4.25 Помещения выписки и ожидания должны располагаться смежно с вестибюлем для посетителей.

9.4.26 Бактерицидными облучателями оборудуются все палаты и помещения в отделении.

Помещения для хранения, разборки, упаковки (для транспортировки в прачечную) грязного белья предусматриваются: одно - на родильный дом.

Эти помещения должны проектироваться изолированно от групп помещений приема и выписки, родового и послеродового отделений должны быть облицованы глазурованной керамической плиткой.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7     ..