Назначение и классификация кранов

  Главная      Учебники - Краны     Технические характеристики кранов

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85 

 

 

Назначение и классификация кранов

Стреловые пневмоколесные и гусеничные краны предназначены для подачи строительных конструкций и материалов на строящиеся объекты, а также для механизации погрузочно-разгрузочных работ на складах. В процессе монтажных работ краны используют также для поддержания конструкций при их закреплении на месте монтажа (например, установка в кондуктор, закрепление сваркой или подкосами).
Стреловые самоходные краны общего назначения относятся к классу грузоподъемных машин; они делятся на пневмоколесные, гусеничные, на специальном шасси (автомобильного типа) и на автомобильные.
Пневмоколесные и гусеничные краны различаются между собой лишь типом движителя (ходовым устройством); в остальном они имеют общую классификационную характеристику.
По приводу механизмов пневмоколесные и гусеничные краны делятся на две группы:
с одномоторным приводом, когда все рабочие механизмы приводятся одним или несколькими двигателями, работающими на один вал;
с многомоторным (индивидуальным) приводом механизмов, когда каждый механизм приводится от отдельного двигателя.
Одномоторный привод может быть механическим или комбинированным, многомоторный привод - электрическим (дизель-электрическим), гидравлическим или комбинированным (с различными типами привода отдельных механизмов: гидравлическим и механическим, электрическим и механическим, электрическим и гидравлическим).
В зависимости от грузоподъемности краны делятся на три группы: легкие - грузоподъемностью до 10 т; средние - грузоподъемностью от 10 до 25 т и тяжелые - грузоподъемностью 25 т и более.
При полном наименовании кранов необходимо указывать все их классификационные признаки, однако, учитывая, что такое наименование было бы очень длинным, отдельные признаки опускают.

Классификация кранов

В виде примера ниже даются наименования некоторых стреловых самоходных кранов общего назначения:
гусеничный одномоторный стреловой самоходный кран; автомобильный стреловой самоходный кран с механическим приводом; пневмоколесный стреловой самоходный кран с гидромеханическим приводом; многомоторный стреловой самоходный кран на специальном шасси;
гусеничный стреловой самоходный кран с индивидуальным приводом механизмов; стреловой самоходный кран с индивидуальным электроприводом на специальном шасси; автомобильный стреловой самоходный кран с индивидуальным гидроприводом.

 

 

 

Индексация кранов

Стреловые самоходные краны обозначаются индексами, состоящими из буквенной и цифровой частей.
Буквенная часть, стоит перед цифровой, обозначает принадлежность машины к группе кранов, некоторые отличительные особенности его конструкции или назначение: К - кран, АК - автомобильный кран, МКГ, МКП или МКА - монтажный кран гусеничный, пневмоколесный или автомобильный; ДЭК - дизель-электрический кран; СКГ - специальный кран гусеничный, СМК - специальный монтажный кран. Цифровая часть обозначает грузоподъемность крана и порядковый номер модели. Буквенная часть, стоящая после цифровой, характеризует очередную модернизацию, исполнение крана (северное, тропическое) или другие данные.
Согласно ГОСТа 1977 года при записи наименования крана были приняты следующие обозначения по ходовому оборудованию: КГ - гусеничный, КП - пневмоколесный, КШ - на шасси автомобильного типа, КА - на шасси грузового автомобиля, КК - на короткобазовом спецшасси; цифры после буквенной части обозначают грузоподъемность крана в тоннах.
В 1967 года для кранов, изготовляемых Минстройдормашем, утверждена индексация, по которой индекс машины состоит из двух букв КС (кран самоходный) и четырех цифр. Цифровая часть, которую пишут после буквенной через тире, обозначает основные данные о кране в следующем порядке: первая цифра - размерную группу, вторая - тип ходового устройства, третья и четвертая - соответственно характер подвески стрелы и порядковый номер модели крана.

Первая цифра и индекс стреловых самоходных кранов может быть 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и соответственно обозначать размерную группу крана (грузоподъемность 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63 или 100 т).
Вторая цифра может быть 1, 3, 4 или 5 и, соответственно, обозначать гусеничное ходовое устройство, пневмоколесное, на специальном шасси и на шасси грузового автомобиля (цифра 1 обозначает гусеничное устройство (Г), 2 - гусеничное уширенное (ГУ), 3 - пневмоколесное (П), 4 - специальное шасси автомобильного типа (Ш), 5 - шасси стандартного грузового автомобиля (А), 6 - шасси серийного трактора (Тр), 7 - прицепное ходовое устройство (Пр), 8 и 9 - резерв). 
Третья цифра может быть 6 или 7 и соответственно обозначать канатную или жесткую подвеску стрелы.
Последняя цифра обозначает порядковый номер модели.
Следующая после цифрового индекса дополнительная буква (А, Б, В и т.д.) обозначает порядковую модернизацию данного крана, последующие буквы (ХЛ, Т или ТВ) - вид специального климатического исполнения машины: ХЛ - северное, Т - тропическое, ТВ - для работы во влажных тропиках.

Например, индексом КС-8161ХЛ обозначается кран восьмой размерной группы (грузоподъемностью 100 т) на гусеничном ходу, с гибкой подвеской стрелы, первой модели, в северном исполнении.

 

 

 

 

Принципиальные конструктивные схемы кранов, их параметры

В стреловых кранах различают две основные части - неповоротную и поворотную.
Неповоротная часть 1 включает в себя ходовую раму и ходовое устройство. Эта часть представляет собой основную опору, обеспечивающую устойчивое положение крана и возможность его перемещения по основанию своим ходом.
У кранов с индивидуальным приводом на раме ходового устройства расположен механизм передвижения крана вместе с приводом. Неповоротная часть гусеничных кранов выполнена в виде гусеничных тележек, пневмоколесных - в виде специальных тележек на колесах с пневматическими баллонами.
Поворотная часть 3 крана включает в себя сварную раму, на которой смонтирована силовая установка, грузовая и стреловая лебедки, механизмы поворота и передвижения (у кранов с одномоторным приводом). На поворотной раме находится двуногая стойка, к которой канатами прикреплена головная часть рабочего оборудования (стрелы, башни). Основание рабочего оборудования с помощью шарниров крепят непосредственно к раме поворотной платформы. На поворотной раме расположена кабина машиниста с пультом управления. Поворотная рама с помощью опорно-поворотного устройства, выполненного в виде шарикового или роликового круга, опирается на раму ходового устройства крана. Такая конструкция соединения поворотной рамы с ходовым устройством дает возможность рабочему оборудованию вращаться вокруг вертикальной оси крана в любую сторону и на любой угол.
Стреловое оборудование крана может быть выполнено в виде основной стрелы 5, башенно-стрелового оборудования или стрелового оборудования с гуськом 6, выдвижной стрелы. Оголовок стрелы поддерживается канатно-блочным устройством (полиспастом).
Стрела оснащена стреловым полиспастом 8 и грузозахватным устройством в виде крюка 7 для подъема штучных грузов или грейфера для подъема сыпучих и кусковых материалов.
Привод 4 на гусеничных и пневмоколесных кранах может быть одно- и многомоторным. В первом случае используют дизель, во втором - дизель-электрические установки; от них приводятся в движение все механизмы крана.
На кранах с дизель-электрическими установками каждый механизм приводится в движение от индивидуального электродвигателя; при одномоторном приводе все механизмы получают движение от общего двигателя через систему промежуточных передач.
Грузовая лебедка служит для подъема и опускания груза, стреловая - для подъема и опускания стрелы. Механизм поворота крана предназначен для вращения поворотной рамы в любую сторону.

1, 3 - неповоротная и поворотная части, 2 - противовес, 4 - привод, 5 - основная стрела, 6 - гусек, 7 - крюк, 8 - стреловой полиспат

Основные технические данные, характеризующие краны, называются параметрами.
В зависимости от этих параметров определяют возможность использования крана в тех или иных производственных условиях. К основным параметрам строительных кранов относятся их грузоподъемность, длина стрелы, вылет и высота подъема крюка, колея и база крана, грузовой момент, наибольший радиус поворотной рамы, скорость подъема и опускания груза, скорость поворота (частота вращения), скорость передвижения крана, мощность силовой установки, производительность, рабочая и конструктивная массы крана.
Грузоподъемностью крана Q называется грузоподъемная сила или вес (сила тяжести), измеряемые в кН или т, наибольшего допускаемого для заданного вылета груза, который может быть поднят краном при сохранении необходимого запаса устойчивости и прочности его конструкции. У пневмоколесных и гусеничных кранов грузоподъемность меняется в зависимости от вылета крюка; наибольшая грузоподъемность соответствует наименьшим вылету крюка и длине стрелы; по мере увеличения вылета крюка грузоподъемность крана уменьшается. Грузоподъемность на наименьшем вылете крюка называется номинальной, она превышает грузоподъемность на наибольшем вылете в несколько раз. В паспорт крана вписывают наибольшую его грузоподъемность при стандартной основной стреле; грузоподъемность является его параметром.
Длиной стрелы l, м, называют расстояние между центрами оси пяты стрелы и оси головных блоков. Этот параметр самостоятельного значения не имеет. От длины стрелы зависит высота подъема груза и дальность перемещения его по горизонтали.
Вылетом L, м, называется расстояние от оси вращения поворотной части крана до центра зева крюка. Этим параметром определяется дальность подачи груза с помощью крана по горизонтали.
Колеей К, крана называется расстояние между продольными осями, проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства. У кранов на специальном шасси ширина колеи передних колес меньше ширины колеи задних.
Базой В колесного крана называется расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес; базой гусеничного крана В
1 называется расстояние между вертикальными осями передних и задних колес или катков ходового устройства, участвующих в передаче нагрузок на грунт. Параметрами «колея» и «база крана» определяются эксплуатационные качества крана, в том числе приближение его к бровке котлована или траншее, ширина проезжей части крана в стесненных условиях, радиус поворота крана, устойчивость и ряд других.
Радиусом поворотной части называется расстояние, м, между осью вращения крана и наиболее удаленной от оси точкой платформы; этот показатель определяет возможность приближения крана к сооружениям.
Номинальным грузовым моментом М крана называется произведение его номинальной грузоподъемности, выраженной в тоннах, на вылет крюка в метрах, соответствующий этой грузоподъемности; размерность грузового момента - тонна-метр (т-м). Как следует из определения, данный параметр является производным от грузоподъемности крана и вылета крюка; этот параметр с достаточной полнотой характеризует грузовые возможности крана и его используют при оценке экономической эффективности крана.
Высотой подъема крюка Н при данном вылете называется расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении. Этим параметром определяется высота подъема груза, т. е. возможность использования крана при строительстве зданий и сооружений определенной высоты.
Углом поворота поворотной части крана называется наибольший угол, на который она способна поворачиваться вокруг вертикальной оси крана. Краны делятся на полноповоротные с углом поворота стрелы 360° и неполноповоротные с углом поворота меньше 360°. Все отечественные пневмоколесные и гусеничные краны являются полноповоротными.
Скоростью подъема или опускания груза, м/мин, называется скорость вертикального перемещения груза, т. е. путь, который проходит груз по вертикали в единицу времени.
Скоростью поворота (частотой вращения), об/мин, называется угловая скорость вращения поворотной части крана.
Скоростью передвижения крана, м/мин, называется рабочая скорость передвижения крана по строительной площадке.
Различают транспортную и рабочую скорости передвижения. Транспортной скоростью передвижения крана называется скорость передвижения крана в транспортном положении, обеспечиваемая его собственным приводом. Рабочей скоростью передвижения крана называется скорость передвижения крана в рабочем положении с подвешенным грузом, обеспечиваемая его собственным приводом.
Скоростями рабочих движений: подъема и опускания груза, вращения поворотной рамы и передвижения крана - определяется основной эксплуатационный параметр крана - производительность; вместе с тем отдельные скорости рабочих движений имеют и самостоятельное значение. Так, на монтаже конструкций весьма важно знать, имеет ли кран скорость посадки - скорость опускания монтируемой конструкции, не превышающую 5 м/мин. Если краном не обеспечивается скорость посадки, применение его на монтажных работах затрудняется из-за сложности наводки монтируемых элементов и установки их в проектное положение. Это относится и к частоте вращения поворотной рамы. Линейная скорость вращения монтируемой конструкции не должна превышать 1 - 1,5 м/с. Исходя из этого параметра, устанавливают минимальную частоту вращения поворотной рамы.
Мощностью силовой установки называется мощность установленного на кране главного (основного) двигателя. Наряду с мощностью главного двигателя в характеристике крана указывается общая мощность всех установленных на кране двигателей. Мощность двигателей внутреннего сгорания, в том числе дизеля, измеряют в лошадиных силах (л.с.), мощность электродвигателей - в киловаттах (кВт).
Знание мощности двигателей и степени их загрузки дает возможность определять необходимую для работы крана мощность источника энергии и расход горючего.
Производительностью крана называется количество грузов и конструкций, перемещаемых или монтируемых краном в единицу времени. Производительность измеряется тоннами в час (т/ч) или тоннами в смену (т/смену). В строительстве производительность крана измеряют также количеством циклов, совершаемых краном в единицу времени. По этому параметру определяют количество кранов, необходимых для выполнения заданного объема работ в требуемые сроки.
Производительность кранов зависит от их конструкции и условий работы. Конструктивные факторы являются для данного крана постоянными; условия работы изменяются в широких пределах, поэтому производительность крана является переменным параметром. Обычно, указывая производительность крана, имеют в виду среднее значение данного параметра.
Различают рабочую и конструктивную массу крана.
Рабочая масса крана определяется массой крана со стреловым оборудованием, противовесом и полной заправкой.
Конструктивная масса крана - сухая масса крана (без заправки) с основной стрелой и противовесом.
Противовесом называются дополнительные грузы, закрепленные на поворотной части крана для уравновешивания его во время работы. В качестве противовеса, как правило, используют чугунные отливки.
В технической характеристике указывают конструктивную и рабочую массу крана.

 


 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85