|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
2020 год
БИЛЕТ №5
1. Обязанности лиц, управляющих ПС с пола или со стационарного пульта во время работы
3.1. Обвязку и зацепку грузов допускается производить только в соответствии с графическими изображениями способов строповки грузов, которые вывешиваются на видных местах. Грузопереработка товаров (изделий), на которые не разработаны схемы строповки, допускается под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ; не допускается применять для обвязки и зацепки груза приспособления (штыри, ломы), не предусмотренные схемами строповки. 3.2. Обвязка поднимаемого груза производится стропами, соответствующими массе поднимаемого груза. Не допускается производить обвязку и зацепку груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность машины на данном вылете.
3.3. При обвязке и зацепке груза канаты и цепи должны накладываться на
основной массив (каркас, раму, станину без узлов, перекруток и петель).
Под острые ребра (углы) следует подкладывать специальные подкладки,
предохраняющие стропы от повреждения. 3.4. Груз должен быть обвязан таким образом, чтобы во время его подъема и перемещения грузоподъемной машиной исключалась возможность падения его частей (узлов, деталей, запчастей) и обеспечивалось его устойчивое положение. 3.5. При работе на грузоподъемной машине следует быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и не отвлекать других. 3.6. При внезапном прекращении электропитания или сильном падении напряжения лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, обязано отключить рубильник, не допускать присутствия людей в зоне подвешивания груза или оградить место под грузом. 3.7. В случае аварии или несчастного случая необходимо остановить грузоподъемную машину и прекратить работы до прихода лица, ответственного за безопасное производство работ. 3.8. Подъем и опускание груза, а также передвижение грузоподъемной машины должно быть плавным, без рывков и толчков. 3.9. Перемещение грузов в зоне, где работают люди, можно производить только после получения письменного распоряжения администрации предприятия и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.
3.10. Груз, перемещаемый в горизонтальном направлении, необходимо
предварительно поднять не менее чем на
3.11. Чтобы убедиться в надежности действия тормозов грузоподъемной
машины и правильности строповки при подъеме груза массой, близкой к
предельной грузоподъемности машины, необходимо предварительно поднять
его на высоту не более 200- 3.12. Крюк подъемного механизма должен быть установлен так, чтобы при подъеме груза исключалось косое положение грузового каната. 3.13. Груз нужно укладывать равномерно, без нарушения установленных для складирования грузов габаритов. 3.14. Лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно внимательно следить за канатами и обязано приостановить работу грузоподъемной машины в случае сползания каната с барабана, образования петель и при обнаружении их повреждения. 3.15. При подъеме и опускании груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно предварительно убедиться в отсутствии людей между поднимаемым грузом и указанными частями здания, оборудованием и другими предметами. 3.16. Укладывать груз в транспортные средства, а также снимать его необходимо без нарушения равновесия транспортных средств. 3.17. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, обязано: - не допускать к обвязке и зацепке грузов посторонних лиц; - не применять грузозахватные приспособления без маркировки; - не производить погрузочно-разгрузочные работы с грузами при отсутствии схем их правильной строповки; - не поднимать заваленный или примерзший груз; - не перемещать груз волоком; - не освобождать грузоподъемной машиной защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.); - не поднимать железобетонные и бетонные изделия, не имеющие маркировки массы и поврежденные петли, а также груз, находящийся в неустойчивом положении и в таре, заполненной выше бортов; - не подтягивать и не опускать груз на площадку при косом направлении грузовых канатов грузоподъемной машины; - не поднимать неправильно застропленный или застропленный ненадежными захватными приспособлениями груз; не укладывать груз на электрические кабели, трубопроводы и т.д.; - не производить погрузку и разгрузку груза из автотранспорта, если в кабине или кузове находятся люди; - не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела;
- не передвигать
грузоподъемную машину, если ширина между штабелями груза и выступающими
частями грузоподъемной машины менее - не допускать полное сматывание с барабанов канатов (на барабане должно оставаться не менее полутора витков, виток крепления каната не учитывается); - не чистить и не смазывать механизмы во время их работы; - не работать без защитных кожухов на механизмах и электрооборудовании; - не оставлять груз в подвешенном состоянии, при невозможности опустить груз принять меры к ограждению места нахождения груза. 3.18. В случае возникновения неисправностей, указанных в п.2.7, лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, обязано опустить груз, прекратить работу и сообщить об этом ответственному за безопасное производство работ. 3.19. Необходимо прекратить работу грузоподъемной машины в случаях: - поломки механизмов или металлоконструкции; - недостаточной освещенности зоны работы; - нахождения под напряжением крюка или металлических конструкций, защитных кожухов механизмов и электрооборудования. 3.20. После ремонта грузоподъемной машины допускается приступить к работе на ней только при наличии письменного разрешения инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемной машины в исправном состоянии, и если она зарегистрирована в вахтенном журнале. 3.21. Укладку и разборку грузов следует производить, не нарушая установленных габаритов штабелей. 3.22. При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо следить за тем, чтобы грузоподъемность стропа соответствовала усилию массы поднимаемого груза с учетом коэффициента запаса прочности, числу ветвей и углу наклона, при этом угол между ветвями стропа не должен превышать 90 градусов. 3.23. При переработке длинномерных грузов лицо, пользующееся грузоподъемной машиной, должно соблюдать выполнение следующих требований: - с целью обеспечения равновесия при подъеме длинномерных грузов строповка их должна производиться не менее чем двумя стропами; - строповка длинномерных грузов с гладкой поверхностью (труб, столбов) должна производиться с применением деревянных прокладок, предназначенных для предохранения от выскальзывания единичных грузов; - если в момент подъема груза произойдет отцепка или сдвиг строп, то необходимо немедленно прекратить подъем и опустить груз для повторной строповки. 3.24. При переработке тарно-штучных грузов необходимо соблюдать выполнение следующих требований: - применять захваты, соответствующие как виду перемещаемого груза, так и особенностям самого процесса;
- подъем и перемещение
тарно-штучных грузов должны производиться в специальной инвентарной
таре, уложенный груз должен находиться ниже уровня бортов тары не менее
чем на - при подъеме грузов в виде пакетов следует применять приспособления, исключающие выпадение отдельных элементов из пакета. 3.25. При грузопереработке сельскохозяйственных машин, тракторов, автомобилей и оборудования необходимо соблюдать выполнение следующих требований: - знать массу машин и оборудования, подлежащих перемещению; - пользоваться исправными чалочными приспособлениями, имеющими маркировку с обозначением допустимой грузоподъемности; - производить погрузочно-разгрузочные работы в темное время суток только при достаточном освещении; - немедленно прекращать подъем или перемещение груза в случае появления в зоне работы посторонних лиц; - подъем сельскохозяйственных машин, оборудования, тракторов производить только в том случае, если зацепка их произведена за все места, предназначенные для строповки, окрашенные краской, отличной от общего цвета машины и обозначенные знаком строповки;
- при грузопереработке
сельскохозяйственных машин, оборудования, не имеющих обозначенных мест
для строповки, необходимо сначала поднять груз на высоту 200- 3.26. При опускании груза необходимо предварительно осмотреть место, на которое груз должен быть уложен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания его. 3.27. На место разгрузки должны быть предварительно уложены прочные прокладки, чтобы легко и без повреждений извлекать стропы из-под груза.
2. Устройство кранового пути мостового крана. Рельсовый путь мостового крана состоит из основных и вспомогательных элементов. Основными элементами пути являются рельсы и подкрановые балки. К вспомогательным элементам относятся подрельсовая постель, детали крепления рельсов к подкрановым балкам и балок к колоннам (перекрытиям) строительной конструкции, а также концевые упоры и отклоняющие линейки. Для крановых путей мостовых однобалочных кранов с малой рабочей нагрузкой применяют железнодорожные рельсы типа Р18, Р24. Двухбалочные мостовые краны грузоподъемностью 10— 30 тн легкого и среднего режимов работы эксплуатируют на путях, выполненных из рельсов типа Р38, при грузоподъемности 10тн - типа Р43 и т.д. Следует отметить, что рельсы типа Р43 выпускают специально для промышленного транспорта. Для кранов большей грузоподъемности заводы выпускают железнодорожные рельсы типа Р50 и Р65 (рис. 8, а). В настоящее время отечественная промышленность выпускает стальные крановые рельсы специального профиля типа КР, соответствующие условиям эксплуатации мостовых, козловых и консольных кранов (рис. 8, б). Специальные крановые рельсы типа КР имеют более широкую подошву, благодаря чему нагрузка от ходовых колес крана распространяется по верхнему поясу подкрановой балки более равномерно. В отдельных случаях в качестве рельсов с плоскими головками применяют сталь горячекатаную квадратную (рис. 8, в).
Рис. 8. Профили рельсов опорных крановых путей: а — железнодорожные типа Р, б — крановые типа КР, в — сталь квадратного профиля
В зависимости от грузоподъемности крана выбирают тип опорного рельса. Рельсы крановых путей и грузовых тележек крепят таким образом, чтобы исключить боковое и продольное их смещение при передвижении и работе грузоподъемной машины. Крановые рельсы опорного пути крепят к подкрановым балкам строительной конструкции (цеха, эстакады), которые в зависимости от нагрузок, режима работы крана и типа строительной конструкции изготовляют из профильного сортового стального проката, сварными из листового металла или из сборного железобетона. Рельсы грузовых крановых тележек крепят непосредственно к металлоконструкции моста крана.
Рис. 9. Крепления рельсов к подкрановым балкам: а — приваренными скобами, б — прижимными накладками, в — пружинными планками, г — крюками с регулируемыми гайками, д — пружинными скобами; 1 — рельс, 2 — скоба, 3 — накладка, 4 — болт с гайкой, 5 — пружинная планка, 6 — крюк, 7 — гайка, 8 — пружинная скоба, 9 — шпилька с гайкой, 10 — резиновая прокладка
Существуют различные способы крепления рельсов к подкрановым балкам (рис. 9). Предпочтение получили сборно-разборные крепления, обеспечивающие возможность выполнения горизонтальной рихтовки пути и простого ремонта с заменой выбракованных участков рельса. Чтобы регулировать крепления при рихтовке пути, в прижимных планках выполняют овальные отверстия либо сверлят последние по месту. Для мостовых кранов с ручным приводом механизмов и кранов грузоподъемностью до 30 тн при легком режиме работы Правила допускают крепить рельсы к подкрановым балкам сваркой.
В качестве подвесных крановых путей мостовых кранов применяют
специальные рельсы, прикрепляемые снизу к элементам перекрытий
строительных конструкций (фермы, стропильные балки) с помощью подвесок
или монтажных столиков. В качестве монорельсов для передвижных талей и
тельферов применяют специальные двухголовые, тавровые или рельсы типа
Р5. Для подвесных кран-балок грузоподъемностью до 1—2 т при величине
пролета менее Крепление подвесных крановых путей выполняют с помощью подвесок, привариваемых к узлам металлоконструкции стальных ферм перекрытия. Для остановки грузоподъёмных кранов на рельсовом ходу, с целью исключения аварийной ситуации, связанной с его сходом с рельсового пути (по причине отказа концевого выключателя) на его концах устанавливаются механические предохранительные устройства. Эти устройства – тупиковые упоры. Они применяются на рельсовых путях башенных, козловых, портальных и мостовых кранов. Исключение составляют рельсовые железнодорожные пути, по которым перемещаются подвижной состав, и они имеют выход на пути общего пользования либо на пути промышленных предприятий. Типы упоров и буферов: · Ударные (остановка крана происходит за счет поглощения кинетической энергии резиной, пружиной, пневмогидроцилиндрами, либо деревянными элементами, установленными на тупиковых упорах и буферных элементах кранов), · Безударные (остановка за счет поглощения энергии путем преодоления накатной горки тупикового упора), · Комбинированного типа. Тупиковые упоры устанавливаются в точном соответствии с проектом кранового пути либо руководством по эксплуатации крана. Перед установкой их испытывает предприятие-изготовитель. В паспорте комплекта тупиковых упоров должна быть соответствующая отметка. После установки потребитель проверяет целостность и комплектность изделий, правильность установки, а также проводится проверка их работоспособности. Эти результаты заносятся в акты сдачи кранового рельсового пути в эксплуатацию. Применять тупиковые упоры запрещено: · С трещинами в сварных соединениях элементов конструкции, а также в основном металле, или если из-за коррозии снижена толщина деталей более чем на 7%. · При износе осей и втулок более 3% от начального размера. · Если износ амортизатора составляет более 30%, имеет неполную комплектацию, ослабленные болтовые соединения и другие подобные дефекты. Работать на кране допускается только при работоспособном состоянии тупиковых упоров, т.е. когда они соответствуют требованиям эксплуатационной документации и могут выполнять свои функции путем надлежащего останова крана при его аварийном наезде на упоры.
3. Критерии предельного состояния тормозных накладок.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
|
|
|