Заключение эксперта о проведении экспертного исследования двигателя № J20A, автомобиля Сузуки Гранд Витара

 

  Главная      Автомобили - Сузуки    

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение эксперта о проведении экспертного исследования двигателя № J20A, автомобиля Сузуки Гранд Витара

 


 

Юридический/Почтовый адрес: ХХХХХХ, город Москва, ул. ХХХХХХХХХ, д.ХХ, стр.Х

ИНН/КПП 77ХХХХХ/77ХХХХХ


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА


 

«Х» мая 20ХХ г.


 

Основание для проведения исследования:

Заявление ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХ о проведении экспертного исследования двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ;

Договор № 027/ХХ на выполнение экспертных работ от ХХ.ХХ.20ХХ г.


 

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:


 

  1. Установить причину образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ?

  2. Является ли установленная причина образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, следствием установки газобаллонного оборудования?


 

Для проведения исследования назначен эксперт ХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХ, имеющий высшее техническое образование, инженер-механик по специальности 05.13 – «Автомобили и тракторы», стаж работы по специальности 20 лет, сертифицированный Регистром системы добровольной сертификации автотехнических экспертов в качестве эксперта II категории по автотехнической экспертизе.


 

Осмотр предоставленного на экспертное исследование двигателя № J20A- ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ производился Х.ХХ.20ХХ,

Х.ХХ.20ХХ и ХХ.ХХ.20ХХ года по адресу: г. ХХХХХ, ул. Коммунистическая,

д. ХХ, в помещениях ремзоны и агрегатного участка сервисного центра

«ХХХХХХХ», с применением технических средств – подъемника, электротельфера и стенда-кантователя. Осмотр проходил при искусственном и естественном освещении, при необходимости применялась местная подсветка. При осмотре выполнялось фотографирование камерой Panasonic Lumix DMC FX5.


 

На осмотре присутствовали:

Владелец автомобиля – ХХХХХХХХХ Х. Х.; Слесарь сервисного центра – ХХХХХХ Х. Х.


 

Исходные данные:

  1. Данные, собранные при осмотре двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ;

  2. Данные собранные при осмотре масляного фильтра, шатуна 1-го цилиндра, днища поршня 1-го цилиндра двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ


 

Методическая и нормативно-техническая литература


 

  1. Экспертное исследование технического состояния транспортных средств. – М.: ВНИИСЭ, 1984;

  2. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Под редакцией В.Н. Луканина, И.В. Алексеева, М.Г. Шатрова. – М.: Высшая школа, 1995;

  3. Автомобильные материалы. Справочник. Г.В. Мотовилин, М.А. Масино, О.М. Суворов. – М.: Транспорт, 1989;

  4. Емельянов В.Е., Крылов И.Ф. Автомобильный бензин и другие виды топлива. Свойства, ассортимент, применение. – М.: «Издательство АСТ», 2005;

  5. Б. Вальдхауэр, У. Шиллинг и др. От практики к практике. Повреждения поршней. Как выявить и устранить их. – Untere Neckarsulm/Германия: MSI Motor Service International GmbH. № издания 50 003 973, 2004;

  6. Прокладки головок блока цилиндров. Правильное определение и предотвращение типичных поломок. – Dettingen/Германия: ElringKlinger AG. 2003;

  7. Руководство по замене вкладышей и устранению повреждений вкладышей. – Kontich/Бельгия. Federal-Mogul Corporation: № издания PRMGY701-RU, 2007;

  8. E. Koeler, R. Flierl. Verbrennugsmotoren. 5 Auflage. – Berlin/Германия: Vieweg + Teubner, 2009;

  9. Справочник Autodata. Регулировочные данные для автомобилей с бензиновыми двигателями. – М.: Легион – Автодата, 2007;

  10. Данилов Е.П. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские; экспертизы. - М.: ТК Велби, 2004.


     

    ТЕРМИНЫ


     

    Неисправное состояние (неисправность) – состояние автомобиля или агрегата автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

    Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния конструктивного элемента автомобиля при сохранении работоспособного состояния.

    Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Может включать в себя и повреждение, и отказ.

    Критический дефект – это дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

    Неустранимый дефект – это дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.

    Конструктивный дефект – это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования или конструирования автомобиля.

    Производственный (технологический) дефект – это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления автомобиля.

    Эксплуатационный дефект – это дефект, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации автомобилей.

    Изнашивание – процесс отделения материала с поверхности твёрдого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.

    Усталостное изнашивание – механическое изнашивание в результате усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала поверхностного слоя.

    Механическое изнашивание – изнашивание в результате механических воздействий.

    Предел текучести – растягивающее напряжение, при котором деформация начинает расти без увеличения нагрузки.

    Обстоятельства дела


     

    По информации владельца автомобиля, ХХХХХХХХ Х. Х., автомобиль Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХХ; двигатель № J20A-ХХХХХХХ был приобретен в 2007 году. В январе 20ХХ г на данный автомобиль было установлено газобаллонное оборудование. Пробег, с момента установки газобаллонного оборудования составил около 2000 км. В период с 10.03.20ХХ по 15.03.20ХХ, во время движения указанного автомобиля, двигатель внезапно вышел из строя.


     

    Исследование

    Перед началом осмотра была выполнена сверка модели регистрационного знака автомобиля, VIN и номера двигателя с данными указанными в исходных материалах и установлена их полная идентичность (см. фото 1, 2 и 3):

    image

    Фото 1. Автомобиль Сузуки Гранд Витара; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ.


     

    image

    Фото 2. VIN автомобиля Сузуки Гранд Витара; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХ.

    image

    Фото 3. Обозначение номера двигателя на блоке цилиндров двигателя автомобиля Сузуки Гранд Витара; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ.

    По вопросу № 1. Установить причину образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ.

    При осмотре автомобиля Сузуки Гранд Витара; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ и двигателя № J20A-ХХХХХ (а также отдельных деталей и узлов данного двигателя) были зафиксированы следующие повреждения, дефекты и недостатки:


     

    1. При осмотре автомобиля сверху:

      1. С двигателя демонтирована декоративная пластиковая крышка, которая находится в салоне, на полу кузова, у правого переднего сиденья. Крышка лежит лицевой частью вниз. На крышке находятся различные детали и металлические фрагменты (возможно обломки деталей двигателя) (см. фото 4):

        image

        Фото 4. Пластиковая крышка и детали на ней.


         

      2. Отсутствует оригинальная крышка расширительного бачка системы охлаждения. Вместо нее установлена пробка синего цвета от канистры (через прокладку из ткани) (см. фото 5). Уровень охлаждающей жидкости в

        расширительном бачке в норме. Цвет охлаждающей жидкости – темно-зеленый:

        image

        Фото 5. Позиция 1 – нестандартная пробка расширительного бачка.

        Позиция 2 – пробка заливной горловины радиатора.


         

      3. По требованию эксперта с двигателя демонтирована клапанная крышка. Видимых повреждений головки блока (в полости под клапанной крышкой) не обнаружено (см. фото 6):

        image

        Фото 6. Двигатель с демонтированной клапанной крышкой.


         

        7):

    2. При осмотре автомобиля снизу:

      1. На переднем подрамнике имеются комья засохшего грунта (см. фото


         

        image

        Фото 7. Комья грунта на переднем подрамнике (показаны стрелками).


         

      2. Поддон картера двигателя в районе сливной пробки видимых повреждений не имеет (фото 8):

        image

        Фото 8. Поддон картера в районе сливной пробки (вид слева).

      3. Поддон картера двигателя, в передней части, имеет трещины и отверстие. В отверстии видна оборванная цепь привода масляного насоса. Одно из звеньев цепи (разрушенное) лежит на отбортовке поперечины подрамника. Через отверстие виден масляный насос (фото 9, 10 и 11):

image

Фото 9. Отверстие в передней части поддона картера и оборванная цепь привода масляного насоса.


 

image

Фото 10. Звено цепи на поперечине подрамника


 

image

Фото 11. Масляный насос (показан стрелкой).

По требованию эксперта двигатель № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ и разобран. При осмотре отдельных деталей и узлов данного двигателя установлено:


 

    1. Шатуны и вкладыши шатунных подшипников:

      1. Шатун 1-го цилиндра деформирован и разрушен. При осмотре обломки шатуна находились в поддоне картера. Шатунные болты разрушены. Характер разрушения шатунных болтов различный:

        • правый болт (позиция 1 на фото 12 и 13) – изогнут и обломан;

        • левый болт (позиция 2 на фото 12 и 13) – растянут и обломан;

          Плоскость разъема нижней головки шатуна имеет следы местной деформации в правой части (рядом с болтом поз. 1).

          image

          Фото 12. Разрушенный шатун 1-го цилиндра. Слева на фото – верхняя

          головка шатуна.


           

          image

          Фото 13. Обломки болтов крепления крышки шатуна 1-го цилиндра.


           

      2. Вкладыши шатунного подшипника 1-го цилиндра имеют значительные повреждения (см. фото 14):

        image

        Фото 14. Фрагменты вкладышей первого шатунного подшипника.

      3. Шатуны 2-го, 3-го и 4 цилиндров не деформированы. Нижняя

        головка шатуна 2-го цилиндра имеет задиры и следы наволакивания металла на посадочной поверхности под шатунные вкладыши (см. фото 15). Шатуны 3-го и 4-го цилиндров подобных повреждений не имеют.

        image

        Фото 15. Повреждения крышки нижней головки шатуна 2-го цилиндра

        (показаны стрелкой).


         

      4. Вкладыши 2-го шатунного подшипника «приварены» к поверхности второй шатунной шейки, демонтировать их не удалось. Вкладыши 3-го и 4-го шатунных подшипников имеют царапины и следы задиров (см. фото 16 и 17):


 

image

Фото 16. Вкладыши 2-го шатунного подшипника на шейке коленчатого вала (показаны стрелкой).


 

image

Фото 17. Повреждения вкладышей 3-го и 4-го шатунных подшипников

(показаны стрелками).


 

    1. Вкладыши коренных подшипников:

      1. Вкладыши 1-ого и 2-ого коренных подшипников коленчатого вала имеют следы задиров в начальной стадии (см. фото 18):


         

        image

        Фото 18. Повреждения вкладышей 1-ого коренного подшипника

        (показаны стрелкой).


         

      2. Вкладыши 3-его, 4-ого и 5-ого коренных подшипников коленчатого вала видимых повреждений не имеют.


         

      3. Упорные полукольца коленчатого вала видимых повреждений не имеют.


 

    1. Коленчатый вал:

      1. -я шатунная шейка деформирована и имеет следы ударов. Состояние 2-ой шатунной шейки показано в п. 1.3.4. 3-я и 4-я шатунные шейки имеют

        следы задиров и наволакивания вещества белого цвета (возможно металла шатунных вкладышей) (см. фото 19):

        image

        Фото 19. Повреждения шатунных шеек коленчатого вала (показаны

        стрелками).


         

      2. 1-я и 2-я коренные шейки коленчатого вала имеют следы задиров в начальной стадии (см. фото 20). 3-я, 4-я и 5-я коренные шейки видимых повреждений не имеют.

image

Фото 20. Повреждения 1-ой и 2-ой коренных шеек коленчатого вала (показаны стрелками).

    1. Блок цилиндров:

      1. Поверхность 1-го цилиндра имеет царапины и следы ударов. На поверхности, свободной от повреждений, сохранилась сетка хона (см. фото 21):

        image

        Фото 21. Повреждения поверхности 1-го цилиндра.


         

      2. Поверхность 2-го, 3-го и 4-го цилиндров видимых повреждений не имеет.


         

      3. Наружные стенки блока цилиндров и постели коренных подшипников в районе первого цилиндра, с левой стороны, разрушены с образованием отверстия неправильной формы (см. фото 22):


 

image

Фото 22. Отверстие с левой стороны блока цилиндров (показано

стрелкой).


 

1.6.4. Наружная стенка блока цилиндров в районе первого цилиндра, с правой стороны (под кронштейном крепления генератора), разрушена с образованием отверстия неправильной формы.


 

    1. Поршни:

      1. Поршень 1-го цилиндра разрушен:

        • Днище поршня находится в цилиндре.

        • Нижняя часть поршня разделена на множество фрагментов неправильной формы, которые находятся в поддоне двигателя.

        Поскольку в поддоне картера имеется отверстие – не исключено выпадание некоторых фрагментов из двигателя.

        На днище поршня имеются множественные трещины, следы ударов и четко выраженная «ступенька». Канавки под поршневые кольца деформированы. Поверхность излома днища поршня сохранила свою структуру (следы пластической деформации отсутствуют). Поршневые кольца разрушены. Фрагменты колец «зажаты» в канавках под кольца (см. фото 23 и 24):


         

        image

        Фото 23. Следы ударов на днище поршня 1-го цилиндра (показаны

        стрелками).

        image

        Фото 24. Повреждения днища поршня и поршневых колец 1-го цилиндра.

        Стрелкой показана «ступенька».

      2. Поршни 2-го, 3-го и 4-го цилиндров видимых повреждений не имеют. Поршневые кольца второго, третьего и четвертого цилиндров видимых повреждений не имеют и сохранили подвижность в канавках поршней.


 

    1. Головка блока:

      1. Привалочная поверхность головки блока видимых повреждений не имеет.


         

      2. Поверхность камеры сгорания 1-го цилиндра имеет следы ударов (см. фото 25):

        image

        Фото 25. Повреждения камеры сгорания 1-го цилиндра (показаны

        стрелками).

      3. Опоры подшипников распределительных валов имеют следы задиров в начальной стадии (см. фото 26):

image

Фото 26. Повреждения опоры подшипников распределительных валов.


 

    1. Система впуска:

      1. Впускной тракт на участке от воздухозаборника до впускного коллектора видимых повреждений не имеет.


         

      2. На внутренней поверхности каналов впускного коллектора имеется незначительное количество нагара (см. фото 27):

image

Фото 27. Нагар в канале впускного коллектора

    1. Газораспределительный механизм:

      1. Привод газораспределительного механизма видимых повреждений не имеет.


         

      2. Тарелки клапанов видимых повреждений не имеют. Дальнейшая разборка клапанного механизма при осмотре не производилась.


         

      3. Опорные шейки распределительных валов и рабочие поверхности кулачков распределительных валов видимых повреждений не имеют.


 

    1. Масляный насос:

      1. На корпусе масляного насоса имеются следы ударов. Разрушены два из трех кронштейнов крепления корпуса масляного насоса к блоку цилиндров. Разрушен прилив напорной магистрали (см. фото 28):

        image

        Фото 28. Повреждения корпуса масляного насоса (вид снаружи).


         

      2. масляного насоса вручную проворачивается с затруднениями.


         

      3. На поверхности ведущей и ведомой шестерен масляного насоса имеются множественные царапины и налипшие посторонние частицы (возможно фрагменты металла вкладышей) (см. фото 29):


         

        image

        Фото 29. Повреждения шестерен масляного насоса.


         

      4. На внутренней поверхности корпуса масляного насоса имеются царапины и задиры (см. фото 30):

        image

        Фото 30. Повреждения внутренней поверхности корпуса масляного

        насоса.

      5. Плунжер редукционного клапана масляного насоса сохранил подвижность. В полости редукционного клапана и на его плунжера имеются посторонние включения.


         

      6. Ведущая и ведомая звездочки привода масляного насоса видимых повреждений не имеют.


 

    1. Масляный фильтр:

      1. 1 Корпус масляного фильтра видимых повреждений не имеет.


         

      2. ьнейшего исследования фильтр был разобран. Детали и узлы масляного фильтра видимых повреждений не имеют. В полости масляного фильтра между корпусом и наружной поверхностью фильтрующего элемента имеются посторонние включения (см. фото 31 и 32):

image

Фото 31. Посторонние включения в корпусе масляного фильтра (показаны

стрелками).


 

image

Фото 32. Посторонние включения (светлые точки) на поверхности фильтрующего элемента

    1. Поддон картера:

      1. Поддон картера имеет в передней части отверстие и трещины (см. фото 33):

        image

        Фото 33. Повреждения поддона картера.


         

      2. Маслоотражатель, установленный, под коленчатым валом, имеет в передней части разрывы и трещины.


 

Результаты исследования по вопросу №1:

  1. Начальной причиной образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ стало разрушение левого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра (см. п. 1.3.1). Механизм образования повреждений данного болта представляется следующим, А

    ИМЕННО:

    1. В соответствии с данными, указанными в [9], болты крепления крышек шатунов двигателя Сузуки модели J20A затягиваются в три этапа (см. рис 1):


       

      image

      Рис. 1. Схема затягивания и проверка болтов крепления крышек шатунов.

      При этом болт подвергается не только упругой, но и пластической деформации, то есть удлинению. При подобном методе болт на первом этапе затягивается с четко определенным небольшим крутящим моментом, в зоне упругой деформации (см. рис. 2):


       

      image

      Рис. 2. Кривая деформации крепежного болта.

      Далее болт заворачивается на определенный угол. При этом материал болта подвергается пластической деформации, выходящей за предел текучести (он характеризует переход от упругой к пластичной зоне), что приводит к удлинению болта.

      Наряду с удлинением болта, происходит уменьшение его поперечного сечения, а также изменение его прочностных свойств. Поэтому повторное использование таких болтов не допускается, поскольку уменьшенное сечение, не обеспечит требуемое усилие затяжки и болт может разрушиться. То же обстоятельство вызывает особые требования и к качеству применяемого для болтов материала:

      • Даже при незначительных отклонениях в качестве применяемого материала или при наличии металлургических дефектов прочность данного болта может оказаться недостаточной, что вызовет разрушение болта при затягивании или при эксплуатации.

      • Подобный дефект (чрезмерное удлинение и уменьшение поперечного сечения) может быть вызван и доворотом болта на больший, чем требуется, угол. Подобное может случится как при ошибке сборщика (при ручной сборке болтового соединения), так и при ошибке (или дефекте) в настройке автоматического гайковерта (при механизированной или полностью автоматизированной сборке болтового соединения).

    2. В данном случае разрушение левого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра произошло в результате уменьшения поперечного сечения в результате чрезмерной пластической деформации. На это указывает характер деформации сохранившихся обломков болта крепления крышки шатуна:

      • Изменение шага резьбы (см. фото. 34);

      • Характерная коническая форма стержня болта в зоне разрушения;

      • Значительно уменьшение поперечного сечения стержня болта (см. фото 13, поз. 2).

        image

        Фото 34. Изменение шага резьбы болта, подвергшегося пластической деформации – удлинению.


         

        2.3 Поско льку данный двигатель в процессе эксплуатации не подвергался

        ремонту, то пр ичина разрушения левого бо лта крепления крышки 1 -го шатуна –

        производст венный (технологический) дефект.


         

  2. Характер имеющихся повреждений и дефектов деталей двигателя,

    описанных в настоящем заключении, позволяет сделать вывод, что они явились

    следствием разрушения левого болта крепления крышки шатуна 1 -го цилиндра двигателя № J20A-ХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, во время работы. Процесс образования и развития повреждений предст авляет ся

    следующим:


     

    1. В процессе разрушения данного болта и после его разрушения двигатель работал (коленвал вращался), что привело к одностороннему раскрытию стыка нижней головки шатуна 1-го цилиндра и его крышки. На это указывает односторонний характер деформации плоскости разъема нижней головки шатуна и его крышки (см. п. 1.3.1). Вследствие этого увеличился зазор между 1-й шатунной шейкой коленчатого вала и вкладышами шатунного подшипника, что привело к:

      1. Нарушению условий работы пары трения «шейка коленчатого вала – шатунные вкладыши» и, как следствие, к деформации и разрушению вкладышей 1-го шатунного подшипника (см. п. 1.3.2);

      2. Образованию повреждений поверхности 1-ой шатунной шейки (см. п. 1.5.1);

      3. Уменьшению зазора между поршнем 1-го цилиндра и поверхностью камеры сгорания. И, в дальнейшем, к соприкосновению днища поршня 1-го цилиндра с поверхностью камеры сгорания 1-го цилиндра на головке блока (см. п.п. 1.7.1 и 1.8.2);

      4. К значительному нагружению на изгиб правого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра (см. п. 1.3.1);

      5. Продукты аварийного износа вкладышей 1-го шатунного подшипника попали в моторное масло. После чего, вместе с моторным маслом, попали внутрь масляного насоса и в масляный фильтр (см. п.п. 1.11.3 – 1.11.5, 1.12.2).


         

          1. Что, в свою очередь вызвало образование следующих повреждений и дефектов:

            1. Поршень 1-го цилиндра неоднократно контактировал с головкой блока цилиндров и клапанами 1-го цилиндра. На это указывают следы на днище поршня и на поверхности камеры сгорания (см. п.п. 1.7.1 и 1.8.2).

              Значительные динамические нагрузки привели к образованию и развитию многочисленных трещин поршня и к разрушению поршня. При этом днище поршня отделилось и осталось в верхней части цилиндра. Характер поверхности излома – на нем отсутствуют следы пластической деформации – указывает на то, что разрушение произошло одномоментно.

            2. Шатун 1-го цилиндра (вместе с поршневым пальцем) продолжал перемещаться в цилиндре. Это привело к образованию вмятин и царапин на

              поверхности 1-го цилиндра, в результате ударов верхней головки шатуна и поршневого пальца. Кроме того, происходил контакт поршневого пальца и верхней головки шатуна с днищем поршня, оставшемся в верхней части цилиндра. На это указывают следы имеющиеся на днище поршня (см. п. 1.6.1);

            3. Нижняя часть поршня (юбка поршня с бобышками для крепления поршневого пальца) переместилась вниз по цилиндру и была полностью разрушена вращающимися противовесами коленчатого вала;


               

          2. Далее шатун 1-го цилиндра, вместе с поршневым пальцем, вышел из цилиндра и продолжил вращение вместе с коленчатым валом. Это привело к удару (или ударам) шатуна по масляному насосу и, как следствие, к:

            1. Деформации корпуса масляного насоса и образованию вмятин на нем. Кроме того произошло разрушение двух кронштейнов крепления масляного насоса к блоку цилиндров. Это повлекло смещение масляного насоса вниз и отделение масляного насоса от блока цилиндров с раскрытием напорной магистрали для подачи моторного масла к масляному фильтру (см. п.п. 1.11.1 и 1.11.2);

            2. Обрыву цепи привода масляного насоса (см. п. 1.2.3);

            3. Смещение масляного насоса вниз, в результате динамического воздействия шатуна 1-го цилиндра, привело к удару корпусом масляного насоса по поддону картера и образованию отверстия и трещин в поддоне картера (см. п. 1.13.1);


               

          3. Удар (или удары) шатуна о стенки цилиндра и корпус масляного насоса привели к разрушению правого болта крепления крышки шатуна 1- го цилиндра, что привело к:

            1. Отделению крышки от нижней головки шатуна 1-го цилиндра. После чего крышка нижней головки шатуна упала в поддон картера;

            2. Шатун 1-го цилиндра вошел в контакт с вращающимися противовесами коленчатого вала. Это привело к деформации шатуна 1-го цилиндра – его изгибу и скручиванию. Кроме того, произошло разрушение шатуна, с отрывом верхней головки и отделением поршневого пальца от верхней головки шатуна. На это указывают следы ударов на верхней головке шатуна (см. п. 1.13.1);

            3. Образованию повреждений маслоотражателя блока цилиндров (см. п. 1.13.2);


               

          4. Соударения противовесов коленчатого вала с обломками шатуна и поршневым пальцем привели разлету обломков с большой скоростью в разные стороны и к:

            1. Образованию сквозных отверстий в стенках блока цилиндров: справа

        и слева по ходу (см. п.п. 1.6.3 и 1.6.4);

          1. Повреждения масляного насоса, его отделение от блока цилиндров и разрушение цепи привода масляного насоса привели к прекращению циркуляции моторного масла в системе смазки двигателя, что вызвало образование следующих повреждений:

            1. Проворачивание шатунных вкладышей в нижней головке шатуна 2- го цилиндра и, также, «приваривание» шатунных вкладышей к поверхности 2-й шатунной шейки коленчатого вала. Образование задиров на вкладышах шатунных подшипников 3-го и 4-го цилиндров (см. п.п 1.3.3, 1.3.4 и 1.5.1);

            2. Образованию задиров на поверхностях коренных шеек коленчатого вала и вкладышей 1-го и 2-го коренных подшипников (см. п.п. 1.4.1 и 1.5.2);

            3. Образованию задиров на поверхностях подшипников головки блока под опорные шейки распределительных валов (см. п. 1.8.3);


         

        3.7 Повреждения 2 -го шат унно го подшипника коленчат ого вала

        вызвали самопроизвольную ост ановку двигат еля № J20A-ХХХХХХ,

        авт омобиля Сузуки Гр анд Вит ара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ

        ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ.


         

  3. Для однозначного определения причин образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ были дополнительно исследованы узлы и детали систем впуска, охлаждения и смазки:

    1. Определялась возможность проникновения воды в двигатель из окружающей среды или охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя, поскольку это могло вызвать гидроудар.

      Замечание: Повр еждения, во зника ющие в результате гидро удар а,

      напоминают оп исанные выше повр еждения, дефекты и недостатки .

      1. С этой целью был произведен осмотр узлов и деталей системы впуска. Следов попадания воды через впускной тракт, за воздушным фильтром,

        не выявлено .

      2. Для определения возможности попадания охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя были исследованы:

        • прокладка головки блока цилиндров;

        • привалочная поверхность блока цилиндров;

        • привалочная поверхность головки блока;

        • днища поршней 2-го, 3-го и 4-го цилиндров.

        На указанных деталях и узлах не обнаружено следов повреждений (трещин и прогаров), указывающих на образование протечек охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Данные повреждения, как правило, образуются

        при перегреве двигателя. Учитывая картину имеющихся повреждений, следует

        исключить перегрев как причину вых ода двигателя из строя . Нестандартная крышка расширительного бачка (см. п. 1.1.2) не могла оказать влияния на температурный режим данного двигателя, поскольку радиатор системы охлаждения имеет собственную пробку с паровоздушным клапаном, рассчитанным на нормальную работу.

        Кроме того, попадание охлаждающей жидкости (даже в незначительных количествах) в моторное масло приводит к образованию эмульсии – густой вспененной массы характерного бело-желтого цвета. Однако ни на внутренней поверхности блока цилиндров, ни в водяной рубашке блока цилиндров и головки блока следов образования подобной эмульсии не об наружено .

          1. Определялась возможность нарушений в работе системы смазки.

            Замечание: Повр еждения, во зника ющие в результате нарушений в

            рабо те системы смазки , напоминают описанные выше повр еждения,

            дефекты и недостатки .

            С этой целью была исследовано состояние масляного фильтра и маслоприемника системы смазки. Видимых повреждений масляного фильтра и маслоприемника не обнаружено. Посторонние включения (возможно – фрагменты металла вкладышей шатунного подшипника 1-го цилиндра) попали в масляный фильтр в результате работы двигателя с «раскрывшимся» шатуном 1-го цилиндра, которая сопровождалась разрушением данных вкладышей. Повреждения масляного насоса – следствие удара (иди ударов) шатуном 1-го цилиндра. Повреждения, указанные в п.п. 1.3.3, 1.3.4, 1.4.1, 1.5.1, 1.5.2 и 1.8.3 явились следствием нарушения работы системы смазки, вследствие повреждений, указанных в п.п.1.3.1, 1.7.1 и 1.11.1.

          2. Влияния условий эксплуатации на повреждения деталей двигателя не

        выявлено .


         

  4. Повреждения шатуна 1-го цилиндра (см. п. 1.3.1) являются критическими дефектами, при которых ремонт шатуна невозможен. Шатун с такими повреждениями подлежит выбраковке;


 

6 Не исключена возможность образования скрытых дефектов и повреждений коленчатого вала. Повреждения коленчатого вала (см. п.п. 1.5.1 и 1.5.2) являются критическими дефектами, при которых ремонт коленчатого вала невозможен. Коленчатый с такими повреждениями подлежит выбраковке;


 

  1. Не исключена возможность образований скрытых дефектов и повреждений клапанного механизма. Для точного определения дефектов и повреждений необходима дальнейшая разборка и дефектовка деталей клапанного механизма;

  2. Повреждения блока цилиндров (см. п.п. 1.6.3 и 1.6.4) являются критическими дефектами, при которых ремонт блока цилиндров невозможен. Блок цилиндров с такими повреждениями подлежит выбраковке;


     

  3. Совокупность имеющихся повреждений указывает на необходимость замены двигателя № J20A-ХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ.


     

    По вопросу 2: Является ли установленная причина образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, следствием установки газобаллонного оборудования?

  4. При исследовании узлов и деталей двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ установлено следующее:

    1. Характер повреждений говорит о том, что их первопричиной стало разрушение левого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра при работе двигателя Возможные причины разрушения шатунного болта указаны в разделе 2.


       

  5. Установка газобаллонного оборудования (см. фото 35) и, как следствие, применение в качестве моторного топлива сжиженного нефтяного газа, характеризуется следующими особенностями:


     

    image

    Фото 35. Детали и узлы газобаллонного оборудования в подкапотном пространстве (показаны стрелками).

    1. При сгорании газового топлива практически не образуется нагар в камере сгорания.

      Замечание: при исследовании головки блока цилиндров установлено, что камеры сгорания 2-го, 3-го и 4-го цилиндров имеют незначительное количество нагара. Электроды свечей зажигания не имеют видимых повреждений.

    2. Скорость горения газовоздушной смеси меньше, чем паровоздушной смеси нефтяных топлив (в данном случае – бензина) и, следовательно, ниже нагрузки на детали цилиндро-поршневой группы. Работа двигателя становится более мягкой и менее шумной.

    3. По причине отсутствия жидкой фазы в газовоздушной смеси исключено смывание смазки с поверхности цилиндров, что также приводит к увеличению ресурса цилиндро-поршневой группы.

      Замечание: Шатун и его детали входят в цилиндро-поршневую группу.


       

      Результаты исследования по вопросу №2:

  6. Установка газобаллонного оборудования не могла привести к образованию повреждений и дефектов, описанные в настоящем заключении.

Выводы

По вопросу 1: Установить причину образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ.

Причиной образования аварийных повреждений двигателя № J20A- ХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ явилось разрушение левого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра во время работы двигателя.


 

По вопросу 2: Является ли установленная причина образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, следствием установки газобаллонного оборудования?

Установленная причина образования аварийных повреждений двигателя

№ J20A-ХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, не является следствием установки газобаллонного оборудования.


 

Приложение:


 

  1. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

  2. Копия свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;

  3. Копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;

  4. Копия аттестата аккредитации автоэкспертной организации;

  5. Копия сертификата автотехнического эксперта;

  6. Копия протокола изъятия фрагментов поршня и шатуна двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, от ХХ апреля 20ХХ года;

 

 

////////////////////////////