|
|
|
Заключение эксперта о проведении экспертного исследования двигателя № J20A, автомобиля Сузуки Гранд Витара
Юридический/Почтовый адрес: ХХХХХХ, город Москва, ул. ХХХХХХХХХ, д.ХХ, стр.Х
ИНН/КПП 77ХХХХХ/77ХХХХХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА
«Х» мая 20ХХ г.
Основание для проведения исследования:
Заявление ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХ о проведении экспертного исследования двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ;
Договор № 027/ХХ на выполнение экспертных работ от ХХ.ХХ.20ХХ г.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
Установить причину образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ?
Является ли установленная причина образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, следствием установки газобаллонного оборудования?
Для проведения исследования назначен эксперт ХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХ, имеющий высшее техническое образование, инженер-механик по специальности 05.13 – «Автомобили и тракторы», стаж работы по специальности 20 лет, сертифицированный Регистром системы добровольной сертификации автотехнических экспертов в качестве эксперта II категории по автотехнической экспертизе.
Осмотр предоставленного на экспертное исследование двигателя № J20A- ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ производился Х.ХХ.20ХХ,
Х.ХХ.20ХХ и ХХ.ХХ.20ХХ года по адресу: г. ХХХХХ, ул. Коммунистическая,
д. ХХ, в помещениях ремзоны и агрегатного участка сервисного центра
«ХХХХХХХ», с применением технических средств – подъемника, электротельфера и стенда-кантователя. Осмотр проходил при искусственном и естественном освещении, при необходимости применялась местная подсветка. При осмотре выполнялось фотографирование камерой Panasonic Lumix DMC FX5.
На осмотре присутствовали:
Владелец автомобиля – ХХХХХХХХХ Х. Х.; Слесарь сервисного центра – ХХХХХХ Х. Х.
Исходные данные:
Данные, собранные при осмотре двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ;
Данные собранные при осмотре масляного фильтра, шатуна 1-го цилиндра, днища поршня 1-го цилиндра двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ
Методическая и нормативно-техническая литература
Экспертное исследование технического состояния транспортных средств. – М.: ВНИИСЭ, 1984;
Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Под редакцией В.Н. Луканина, И.В. Алексеева, М.Г. Шатрова. – М.: Высшая школа, 1995;
Автомобильные материалы. Справочник. Г.В. Мотовилин, М.А. Масино, О.М. Суворов. – М.: Транспорт, 1989;
Емельянов В.Е., Крылов И.Ф. Автомобильный бензин и другие виды топлива. Свойства, ассортимент, применение. – М.: «Издательство АСТ», 2005;
Б. Вальдхауэр, У. Шиллинг и др. От практики к практике. Повреждения поршней. Как выявить и устранить их. – Untere Neckarsulm/Германия: MSI Motor Service International GmbH. № издания 50 003 973, 2004;
Прокладки головок блока цилиндров. Правильное определение и предотвращение типичных поломок. – Dettingen/Германия: ElringKlinger AG. 2003;
Руководство по замене вкладышей и устранению повреждений вкладышей. – Kontich/Бельгия. Federal-Mogul Corporation: № издания PRMGY701-RU, 2007;
E. Koeler, R. Flierl. Verbrennugsmotoren. 5 Auflage. – Berlin/Германия: Vieweg + Teubner, 2009;
Справочник Autodata. Регулировочные данные для автомобилей с бензиновыми двигателями. – М.: Легион – Автодата, 2007;
Данилов Е.П. Автомобильные дела: административные, уголовные, гражданские; экспертизы. - М.: ТК Велби, 2004.
ТЕРМИНЫ
Неисправное состояние (неисправность) – состояние автомобиля или агрегата автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния конструктивного элемента автомобиля при сохранении работоспособного состояния.
Дефект – это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Может включать в себя и повреждение, и отказ.
Критический дефект – это дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.
Неустранимый дефект – это дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Конструктивный дефект – это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования или конструирования автомобиля.
Производственный (технологический) дефект – это дефект, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления автомобиля.
Эксплуатационный дефект – это дефект, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации автомобилей.
Изнашивание – процесс отделения материала с поверхности твёрдого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.
Усталостное изнашивание – механическое изнашивание в результате усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала поверхностного слоя.
Механическое изнашивание – изнашивание в результате механических воздействий.
Предел текучести – растягивающее напряжение, при котором деформация начинает расти без увеличения нагрузки.
Обстоятельства дела
По информации владельца автомобиля, ХХХХХХХХ Х. Х., автомобиль Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХХ; двигатель № J20A-ХХХХХХХ был приобретен в 2007 году. В январе 20ХХ г на данный автомобиль было установлено газобаллонное оборудование. Пробег, с момента установки газобаллонного оборудования составил около 2000 км. В период с 10.03.20ХХ по 15.03.20ХХ, во время движения указанного автомобиля, двигатель внезапно вышел из строя.
Исследование
Перед началом осмотра была выполнена сверка модели регистрационного знака автомобиля, VIN и номера двигателя с данными указанными в исходных материалах и установлена их полная идентичность (см. фото 1, 2 и 3):
Фото 1. Автомобиль Сузуки Гранд Витара; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ.
Фото 2. VIN автомобиля Сузуки Гранд Витара; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХ.
Фото 3. Обозначение номера двигателя на блоке цилиндров двигателя автомобиля Сузуки Гранд Витара; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ.
При осмотре автомобиля Сузуки Гранд Витара; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ и двигателя № J20A-ХХХХХ (а также отдельных деталей и узлов данного двигателя) были зафиксированы следующие повреждения, дефекты и недостатки:
С двигателя демонтирована декоративная пластиковая крышка, которая находится в салоне, на полу кузова, у правого переднего сиденья. Крышка лежит лицевой частью вниз. На крышке находятся различные детали и металлические фрагменты (возможно обломки деталей двигателя) (см. фото 4):
Фото 4. Пластиковая крышка и детали на ней.
Отсутствует оригинальная крышка расширительного бачка системы охлаждения. Вместо нее установлена пробка синего цвета от канистры (через прокладку из ткани) (см. фото 5). Уровень охлаждающей жидкости в
расширительном бачке в норме. Цвет охлаждающей жидкости – темно-зеленый:
Фото 5. Позиция 1 – нестандартная пробка расширительного бачка.
Позиция 2 – пробка заливной горловины радиатора.
По требованию эксперта с двигателя демонтирована клапанная крышка. Видимых повреждений головки блока (в полости под клапанной крышкой) не обнаружено (см. фото 6):
Фото 6. Двигатель с демонтированной клапанной крышкой.
7):
На переднем подрамнике имеются комья засохшего грунта (см. фото
Фото 7. Комья грунта на переднем подрамнике (показаны стрелками).
Поддон картера двигателя в районе сливной пробки видимых повреждений не имеет (фото 8):
Фото 8. Поддон картера в районе сливной пробки (вид слева).
Поддон картера двигателя, в передней части, имеет трещины и отверстие. В отверстии видна оборванная цепь привода масляного насоса. Одно из звеньев цепи (разрушенное) лежит на отбортовке поперечины подрамника. Через отверстие виден масляный насос (фото 9, 10 и 11):
Фото 9. Отверстие в передней части поддона картера и оборванная цепь привода масляного насоса.
Фото 10. Звено цепи на поперечине подрамника
Фото 11. Масляный насос (показан стрелкой).
Шатун 1-го цилиндра деформирован и разрушен. При осмотре обломки шатуна находились в поддоне картера. Шатунные болты разрушены. Характер разрушения шатунных болтов различный:
правый болт (позиция 1 на фото 12 и 13) – изогнут и обломан;
левый болт (позиция 2 на фото 12 и 13) – растянут и обломан;
Плоскость разъема нижней головки шатуна имеет следы местной деформации в правой части (рядом с болтом поз. 1).
Фото 12. Разрушенный шатун 1-го цилиндра. Слева на фото – верхняя
головка шатуна.
Фото 13. Обломки болтов крепления крышки шатуна 1-го цилиндра.
Вкладыши шатунного подшипника 1-го цилиндра имеют значительные повреждения (см. фото 14):
Фото 14. Фрагменты вкладышей первого шатунного подшипника.
Шатуны 2-го, 3-го и 4 цилиндров не деформированы. Нижняя
головка шатуна 2-го цилиндра имеет задиры и следы наволакивания металла на посадочной поверхности под шатунные вкладыши (см. фото 15). Шатуны 3-го и 4-го цилиндров подобных повреждений не имеют.
Фото 15. Повреждения крышки нижней головки шатуна 2-го цилиндра
(показаны стрелкой).
Вкладыши 2-го шатунного подшипника «приварены» к поверхности второй шатунной шейки, демонтировать их не удалось. Вкладыши 3-го и 4-го шатунных подшипников имеют царапины и следы задиров (см. фото 16 и 17):
Фото 16. Вкладыши 2-го шатунного подшипника на шейке коленчатого вала (показаны стрелкой).
Фото 17. Повреждения вкладышей 3-го и 4-го шатунных подшипников
(показаны стрелками).
Вкладыши 1-ого и 2-ого коренных подшипников коленчатого вала имеют следы задиров в начальной стадии (см. фото 18):
Фото 18. Повреждения вкладышей 1-ого коренного подшипника
(показаны стрелкой).
Вкладыши 3-его, 4-ого и 5-ого коренных подшипников коленчатого вала видимых повреждений не имеют.
Упорные полукольца коленчатого вала видимых повреждений не имеют.
-я шатунная шейка деформирована и имеет следы ударов. Состояние 2-ой шатунной шейки показано в п. 1.3.4. 3-я и 4-я шатунные шейки имеют
следы задиров и наволакивания вещества белого цвета (возможно металла шатунных вкладышей) (см. фото 19):
Фото 19. Повреждения шатунных шеек коленчатого вала (показаны
стрелками).
1-я и 2-я коренные шейки коленчатого вала имеют следы задиров в начальной стадии (см. фото 20). 3-я, 4-я и 5-я коренные шейки видимых повреждений не имеют.
Фото 20. Повреждения 1-ой и 2-ой коренных шеек коленчатого вала (показаны стрелками).
Поверхность 1-го цилиндра имеет царапины и следы ударов. На поверхности, свободной от повреждений, сохранилась сетка хона (см. фото 21):
Фото 21. Повреждения поверхности 1-го цилиндра.
Поверхность 2-го, 3-го и 4-го цилиндров видимых повреждений не имеет.
Наружные стенки блока цилиндров и постели коренных подшипников в районе первого цилиндра, с левой стороны, разрушены с образованием отверстия неправильной формы (см. фото 22):
Фото 22. Отверстие с левой стороны блока цилиндров (показано
стрелкой).
1.6.4. Наружная стенка блока цилиндров в районе первого цилиндра, с правой стороны (под кронштейном крепления генератора), разрушена с образованием отверстия неправильной формы.
Поршень 1-го цилиндра разрушен:
Днище поршня находится в цилиндре.
Нижняя часть поршня разделена на множество фрагментов неправильной формы, которые находятся в поддоне двигателя.
Поскольку в поддоне картера имеется отверстие – не исключено выпадание некоторых фрагментов из двигателя.
На днище поршня имеются множественные трещины, следы ударов и четко выраженная «ступенька». Канавки под поршневые кольца деформированы. Поверхность излома днища поршня сохранила свою структуру (следы пластической деформации отсутствуют). Поршневые кольца разрушены. Фрагменты колец «зажаты» в канавках под кольца (см. фото 23 и 24):
Фото 23. Следы ударов на днище поршня 1-го цилиндра (показаны
стрелками).
Фото 24. Повреждения днища поршня и поршневых колец 1-го цилиндра.
Стрелкой показана «ступенька».
Поршни 2-го, 3-го и 4-го цилиндров видимых повреждений не имеют. Поршневые кольца второго, третьего и четвертого цилиндров видимых повреждений не имеют и сохранили подвижность в канавках поршней.
Привалочная поверхность головки блока видимых повреждений не имеет.
Поверхность камеры сгорания 1-го цилиндра имеет следы ударов (см. фото 25):
Фото 25. Повреждения камеры сгорания 1-го цилиндра (показаны
стрелками).
Опоры подшипников распределительных валов имеют следы задиров в начальной стадии (см. фото 26):
Фото 26. Повреждения опоры подшипников распределительных валов.
Впускной тракт на участке от воздухозаборника до впускного коллектора видимых повреждений не имеет.
На внутренней поверхности каналов впускного коллектора имеется незначительное количество нагара (см. фото 27):
Фото 27. Нагар в канале впускного коллектора
Привод газораспределительного механизма видимых повреждений не имеет.
Тарелки клапанов видимых повреждений не имеют. Дальнейшая разборка клапанного механизма при осмотре не производилась.
Опорные шейки распределительных валов и рабочие поверхности кулачков распределительных валов видимых повреждений не имеют.
На корпусе масляного насоса имеются следы ударов. Разрушены два из трех кронштейнов крепления корпуса масляного насоса к блоку цилиндров. Разрушен прилив напорной магистрали (см. фото 28):
Фото 28. Повреждения корпуса масляного насоса (вид снаружи).
масляного насоса вручную проворачивается с затруднениями.
На поверхности ведущей и ведомой шестерен масляного насоса имеются множественные царапины и налипшие посторонние частицы (возможно фрагменты металла вкладышей) (см. фото 29):
Фото 29. Повреждения шестерен масляного насоса.
На внутренней поверхности корпуса масляного насоса имеются царапины и задиры (см. фото 30):
Фото 30. Повреждения внутренней поверхности корпуса масляного
насоса.
Плунжер редукционного клапана масляного насоса сохранил подвижность. В полости редукционного клапана и на его плунжера имеются посторонние включения.
Ведущая и ведомая звездочки привода масляного насоса видимых повреждений не имеют.
1 Корпус масляного фильтра видимых повреждений не имеет.
ьнейшего исследования фильтр был разобран. Детали и узлы масляного фильтра видимых повреждений не имеют. В полости масляного фильтра между корпусом и наружной поверхностью фильтрующего элемента имеются посторонние включения (см. фото 31 и 32):
Фото 31. Посторонние включения в корпусе масляного фильтра (показаны
стрелками).
Фото 32. Посторонние включения (светлые точки) на поверхности фильтрующего элемента
Поддон картера имеет в передней части отверстие и трещины (см. фото 33):
Фото 33. Повреждения поддона картера.
Маслоотражатель, установленный, под коленчатым валом, имеет в передней части разрывы и трещины.
Результаты исследования по вопросу №1:
Начальной причиной образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ стало разрушение левого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра (см. п. 1.3.1). Механизм образования повреждений данного болта представляется следующим, А
ИМЕННО:
В соответствии с данными, указанными в [9], болты крепления крышек шатунов двигателя Сузуки модели J20A затягиваются в три этапа (см. рис 1):
Рис. 1. Схема затягивания и проверка болтов крепления крышек шатунов.
При этом болт подвергается не только упругой, но и пластической деформации, то есть удлинению. При подобном методе болт на первом этапе затягивается с четко определенным небольшим крутящим моментом, в зоне упругой деформации (см. рис. 2):
Рис. 2. Кривая деформации крепежного болта.
Далее болт заворачивается на определенный угол. При этом материал болта подвергается пластической деформации, выходящей за предел текучести (он характеризует переход от упругой к пластичной зоне), что приводит к удлинению болта.
Наряду с удлинением болта, происходит уменьшение его поперечного сечения, а также изменение его прочностных свойств. Поэтому повторное использование таких болтов не допускается, поскольку уменьшенное сечение, не обеспечит требуемое усилие затяжки и болт может разрушиться. То же обстоятельство вызывает особые требования и к качеству применяемого для болтов материала:
Даже при незначительных отклонениях в качестве применяемого материала или при наличии металлургических дефектов прочность данного болта может оказаться недостаточной, что вызовет разрушение болта при затягивании или при эксплуатации.
Подобный дефект (чрезмерное удлинение и уменьшение поперечного сечения) может быть вызван и доворотом болта на больший, чем требуется, угол. Подобное может случится как при ошибке сборщика (при ручной сборке болтового соединения), так и при ошибке (или дефекте) в настройке автоматического гайковерта (при механизированной или полностью автоматизированной сборке болтового соединения).
В данном случае разрушение левого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра произошло в результате уменьшения поперечного сечения в результате чрезмерной пластической деформации. На это указывает характер деформации сохранившихся обломков болта крепления крышки шатуна:
Изменение шага резьбы (см. фото. 34);
Характерная коническая форма стержня болта в зоне разрушения;
Значительно уменьшение поперечного сечения стержня болта (см. фото 13, поз. 2).
Фото 34. Изменение шага резьбы болта, подвергшегося пластической деформации – удлинению.
2.3 Поско льку данный двигатель в процессе эксплуатации не подвергался
ремонту, то пр ичина разрушения левого бо лта крепления крышки 1 -го шатуна –
производст венный (технологический) дефект.
Характер имеющихся повреждений и дефектов деталей двигателя,
описанных в настоящем заключении, позволяет сделать вывод, что они явились
следствием разрушения левого болта крепления крышки шатуна 1 -го цилиндра двигателя № J20A-ХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, во время работы. Процесс образования и развития повреждений предст авляет ся
следующим:
Нарушению условий работы пары трения «шейка коленчатого вала – шатунные вкладыши» и, как следствие, к деформации и разрушению вкладышей 1-го шатунного подшипника (см. п. 1.3.2);
Образованию повреждений поверхности 1-ой шатунной шейки (см. п. 1.5.1);
Уменьшению зазора между поршнем 1-го цилиндра и поверхностью камеры сгорания. И, в дальнейшем, к соприкосновению днища поршня 1-го цилиндра с поверхностью камеры сгорания 1-го цилиндра на головке блока (см. п.п. 1.7.1 и 1.8.2);
К значительному нагружению на изгиб правого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра (см. п. 1.3.1);
Продукты аварийного износа вкладышей 1-го шатунного подшипника попали в моторное масло. После чего, вместе с моторным маслом, попали внутрь масляного насоса и в масляный фильтр (см. п.п. 1.11.3 – 1.11.5, 1.12.2).
Поршень 1-го цилиндра неоднократно контактировал с головкой блока цилиндров и клапанами 1-го цилиндра. На это указывают следы на днище поршня и на поверхности камеры сгорания (см. п.п. 1.7.1 и 1.8.2).
Значительные динамические нагрузки привели к образованию и развитию многочисленных трещин поршня и к разрушению поршня. При этом днище поршня отделилось и осталось в верхней части цилиндра. Характер поверхности излома – на нем отсутствуют следы пластической деформации – указывает на то, что разрушение произошло одномоментно.
Шатун 1-го цилиндра (вместе с поршневым пальцем) продолжал перемещаться в цилиндре. Это привело к образованию вмятин и царапин на
поверхности 1-го цилиндра, в результате ударов верхней головки шатуна и поршневого пальца. Кроме того, происходил контакт поршневого пальца и верхней головки шатуна с днищем поршня, оставшемся в верхней части цилиндра. На это указывают следы имеющиеся на днище поршня (см. п. 1.6.1);
Нижняя часть поршня (юбка поршня с бобышками для крепления поршневого пальца) переместилась вниз по цилиндру и была полностью разрушена вращающимися противовесами коленчатого вала;
Деформации корпуса масляного насоса и образованию вмятин на нем. Кроме того произошло разрушение двух кронштейнов крепления масляного насоса к блоку цилиндров. Это повлекло смещение масляного насоса вниз и отделение масляного насоса от блока цилиндров с раскрытием напорной магистрали для подачи моторного масла к масляному фильтру (см. п.п. 1.11.1 и 1.11.2);
Обрыву цепи привода масляного насоса (см. п. 1.2.3);
Смещение масляного насоса вниз, в результате динамического воздействия шатуна 1-го цилиндра, привело к удару корпусом масляного насоса по поддону картера и образованию отверстия и трещин в поддоне картера (см. п. 1.13.1);
Отделению крышки от нижней головки шатуна 1-го цилиндра. После чего крышка нижней головки шатуна упала в поддон картера;
Шатун 1-го цилиндра вошел в контакт с вращающимися противовесами коленчатого вала. Это привело к деформации шатуна 1-го цилиндра – его изгибу и скручиванию. Кроме того, произошло разрушение шатуна, с отрывом верхней головки и отделением поршневого пальца от верхней головки шатуна. На это указывают следы ударов на верхней головке шатуна (см. п. 1.13.1);
Образованию повреждений маслоотражателя блока цилиндров (см. п. 1.13.2);
Образованию сквозных отверстий в стенках блока цилиндров: справа
и слева по ходу (см. п.п. 1.6.3 и 1.6.4);
Проворачивание шатунных вкладышей в нижней головке шатуна 2- го цилиндра и, также, «приваривание» шатунных вкладышей к поверхности 2-й шатунной шейки коленчатого вала. Образование задиров на вкладышах шатунных подшипников 3-го и 4-го цилиндров (см. п.п 1.3.3, 1.3.4 и 1.5.1);
Образованию задиров на поверхностях коренных шеек коленчатого вала и вкладышей 1-го и 2-го коренных подшипников (см. п.п. 1.4.1 и 1.5.2);
Образованию задиров на поверхностях подшипников головки блока под опорные шейки распределительных валов (см. п. 1.8.3);
3.7 Повреждения 2 -го шат унно го подшипника коленчат ого вала
вызвали самопроизвольную ост ановку двигат еля № J20A-ХХХХХХ,
авт омобиля Сузуки Гр анд Вит ара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ
ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ.
Для однозначного определения причин образования аварийных повреждений двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ были дополнительно исследованы узлы и детали систем впуска, охлаждения и смазки:
Определялась возможность проникновения воды в двигатель из окружающей среды или охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя, поскольку это могло вызвать гидроудар.
Замечание: Повр еждения, во зника ющие в результате гидро удар а,
напоминают оп исанные выше повр еждения, дефекты и недостатки .
С этой целью был произведен осмотр узлов и деталей системы впуска. Следов попадания воды через впускной тракт, за воздушным фильтром,
не выявлено .
Для определения возможности попадания охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя были исследованы:
прокладка головки блока цилиндров;
привалочная поверхность блока цилиндров;
привалочная поверхность головки блока;
днища поршней 2-го, 3-го и 4-го цилиндров.
На указанных деталях и узлах не обнаружено следов повреждений (трещин и прогаров), указывающих на образование протечек охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Данные повреждения, как правило, образуются
при перегреве двигателя. Учитывая картину имеющихся повреждений, следует
исключить перегрев как причину вых ода двигателя из строя . Нестандартная крышка расширительного бачка (см. п. 1.1.2) не могла оказать влияния на температурный режим данного двигателя, поскольку радиатор системы охлаждения имеет собственную пробку с паровоздушным клапаном, рассчитанным на нормальную работу.
Кроме того, попадание охлаждающей жидкости (даже в незначительных количествах) в моторное масло приводит к образованию эмульсии – густой вспененной массы характерного бело-желтого цвета. Однако ни на внутренней поверхности блока цилиндров, ни в водяной рубашке блока цилиндров и головки блока следов образования подобной эмульсии не об наружено .
Определялась возможность нарушений в работе системы смазки.
Замечание: Повр еждения, во зника ющие в результате нарушений в
рабо те системы смазки , напоминают описанные выше повр еждения,
дефекты и недостатки .
С этой целью была исследовано состояние масляного фильтра и маслоприемника системы смазки. Видимых повреждений масляного фильтра и маслоприемника не обнаружено. Посторонние включения (возможно – фрагменты металла вкладышей шатунного подшипника 1-го цилиндра) попали в масляный фильтр в результате работы двигателя с «раскрывшимся» шатуном 1-го цилиндра, которая сопровождалась разрушением данных вкладышей. Повреждения масляного насоса – следствие удара (иди ударов) шатуном 1-го цилиндра. Повреждения, указанные в п.п. 1.3.3, 1.3.4, 1.4.1, 1.5.1, 1.5.2 и 1.8.3 явились следствием нарушения работы системы смазки, вследствие повреждений, указанных в п.п.1.3.1, 1.7.1 и 1.11.1.
Влияния условий эксплуатации на повреждения деталей двигателя не
выявлено .
Повреждения шатуна 1-го цилиндра (см. п. 1.3.1) являются критическими дефектами, при которых ремонт шатуна невозможен. Шатун с такими повреждениями подлежит выбраковке;
6 Не исключена возможность образования скрытых дефектов и повреждений коленчатого вала. Повреждения коленчатого вала (см. п.п. 1.5.1 и 1.5.2) являются критическими дефектами, при которых ремонт коленчатого вала невозможен. Коленчатый с такими повреждениями подлежит выбраковке;
Не исключена возможность образований скрытых дефектов и повреждений клапанного механизма. Для точного определения дефектов и повреждений необходима дальнейшая разборка и дефектовка деталей клапанного механизма;
Повреждения блока цилиндров (см. п.п. 1.6.3 и 1.6.4) являются критическими дефектами, при которых ремонт блока цилиндров невозможен. Блок цилиндров с такими повреждениями подлежит выбраковке;
Совокупность имеющихся повреждений указывает на необходимость замены двигателя № J20A-ХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ.
При исследовании узлов и деталей двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ установлено следующее:
Характер повреждений говорит о том, что их первопричиной стало разрушение левого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра при работе двигателя Возможные причины разрушения шатунного болта указаны в разделе 2.
Установка газобаллонного оборудования (см. фото 35) и, как следствие, применение в качестве моторного топлива сжиженного нефтяного газа, характеризуется следующими особенностями:
Фото 35. Детали и узлы газобаллонного оборудования в подкапотном пространстве (показаны стрелками).
При сгорании газового топлива практически не образуется нагар в камере сгорания.
Скорость горения газовоздушной смеси меньше, чем паровоздушной смеси нефтяных топлив (в данном случае – бензина) и, следовательно, ниже нагрузки на детали цилиндро-поршневой группы. Работа двигателя становится более мягкой и менее шумной.
По причине отсутствия жидкой фазы в газовоздушной смеси исключено смывание смазки с поверхности цилиндров, что также приводит к увеличению ресурса цилиндро-поршневой группы.
Результаты исследования по вопросу №2:
Установка газобаллонного оборудования не могла привести к образованию повреждений и дефектов, описанные в настоящем заключении.
Причиной образования аварийных повреждений двигателя № J20A- ХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ явилось разрушение левого болта крепления крышки шатуна 1-го цилиндра во время работы двигателя.
Установленная причина образования аварийных повреждений двигателя
№ J20A-ХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, не является следствием установки газобаллонного оборудования.
Приложение:
Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
Копия свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;
Копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
Копия аттестата аккредитации автоэкспертной организации;
Копия сертификата автотехнического эксперта;
Копия протокола изъятия фрагментов поршня и шатуна двигателя № J20A-ХХХХХХ, автомобиля Сузуки Гранд Витара; год выпуска 2007; гос. номер Х ХХХ ХХХ ХХХ; VIN ХХХХХХХХХХХХХХХ, от ХХ апреля 20ХХ года;
////////////////////////////