Scania. Механическая коробка передач (демонтаж и монтаж)

 

  Главная       Автомобили - Scania      Scania. Механическая коробка передач (демонтаж и монтаж) - 2002 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Издание 2 ru


Scania. Механическая коробка передач (демонтаж и монтаж)


image

Демонтаж и монтаж


1 713 526

122 743

 

 

© Scania CV AB 2002, Sweden

Оглавление

Общие сведения 3

Меры предосторожности 4

Особенности выполнения

демонтажных и монтажных работ Коробка передач с гидротрансформатором 6

Полноприводные автомобили 8

Коробка передач с системой

автоматического переключения "Opticruise" 10

Коробка передач без гидравлического замедлителя 11

Применяемые инструменты и

оборудование Специальные инструменты и приспособления 12

Прочее оборудование 13

Демонтаж 14

Слив охлаждающей жидкости и масла из гидравлического

замедлителя 16

Технологические опоры двигателя 17

Рассоединение муфты

выключения сцепления 18

Монтаж 20

Подготовка муфты выключения сцепления к установке коробки

передач 22

Заправка охлаждающей жидкости и масла в гидравлический

замедлитель 23

Спецификация Моменты затяжки 24

Заправочные емкости 25

Общие сведения


Общие сведения


В данной Инструкции приведено общее руководство по выполнению работ со всеми моделями механических коробок передач.


При описании работ за основной вариант принята механическая коробка передач с гидравлическим замедлителем. Существуют небольшие различия в технологии выполнения работ, которые зависят от наличия на автомобиле:

  • Гидротрансформатора

  • Полноприводной трансмиссии


  • Opticruise. Системы автоматического переключения "Opticruise"


  • а также при отсутствии гидравлического замедлителя.


    Необходимость демонтажа некоторого дополнительного оборудования, например, коробки отбора мощности, диафрагмы привода гидротрансформатора и т.п., должна определяться в каждом конкретном случае.


    Данная Инструкция относится к следующим моделям коробок передач:

    • GR 801

    • GR 900

  • GRS 890

  • GRS 900

  • GRS 920


    image

    Примечание: Минимальное расстояние от нижнего лонжерона рамы до пола, необходимое для демонтажа коробки передач, составляет примерно 1 м.


    image

    Примечание: Минимальное расстояние за коробкой передач, необходимое для ее демонтажа, составляет примерно 150 мм.

    Меры предосторожности

     

     ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

    Запрещается работать под автомобилем, который опирается только на домкрат.

    Используйте опорные стойки.


     


     

    image

    ! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

    Если автомобиль оснащен пневмоподвеской, то перед началом выполнения работ необходимо выпустить сжатый воздух из пневматических упругих элементов подвески.


    image


    image

    Если автомобиль установлен на опорные стойки, запрещается изменять вертикальное положение рамы относительно мостов, например, путем накачивания пневмоэлементов подвески.


     

     ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

    При попадании на открытые участки кожи или в глаза агрессивных рабочих жидкостей, масел или консистентных смазок возможны травмы и заболевания.

     

    Подъем кабины


    ! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!

    Запрещается работать под кабиной, поднятой в промежуточное положение. Всегда поднимайте кабину полностью до упора. Запрещается находиться перед или за кабиной в процессе ее подъема.

     


     

    ВНИМАНИЕ! При выполнении работ под поднятой кабиной необходимо всегда использовать упор 99 295.



    Перед подъемом кабины убедитесь в отсутствии в кабине незакрепленных предметов.


    ВНИМАНИЕ! Перед подъемом кабины убедитесь в том, что:


    image

    1. Двигатель выключен.


      image

    2. Стояночный тормоз включен.


      image

    3. Рычаг коробки передач установлен в нейтральное положение.


      Примечание: После подъема кабины проверьте, что коробка передач осталась в нейтральном положении. Существует опасность непроизвольного включения передачи при подъеме кабины.

      18 2321

      99 295

      Особенности выполнения демонтажных и монтажных работ

      Коробка передач с гидротрансформатором

      image

      Указания по сливу и заправке охлаждающей жидкости в систему охлаждения гидротрансформатора приведены в Руководстве по техобслуживанию и ремонту, группа 02.


      Слив оставшейся охлаждающей жидкости показан на рисунке.


      Расположение сливного клапана на автомобилях с гидротрансформатором.


      Указания по сливу и заправке рабочей жидкостью гидротрансформатора приведены в Руководстве по техобслуживанию и ремонту, группа 04.


      Указания по демонтажу и монтажу охладителя рабочей жидкости гидротрансформатора приведены в Руководстве по техобслуживанию и ремонту, группа 04.

      Технологические опоры гидротрансформатора


      На автомобилях с гидротрансформатором не требуется установка опор под двигатель.

      Гидротрансформатор должен быть установлен на опоры после подъема коробки передач на монтажной тележке, см. поз. 13 в таблице раздела "Демонтаж".

      Технологические опоры гидротрансформатора показаны на рисунке.


      image


      Вместо резиновых подушек опор гидротрансформатора установите деревянные бруски с размерами 85x85x40 мм.


      После установки опорных кронштейнов на коробку передач (см. поз. 14 в таблице раздела "Монтаж") технологические опоры гидротрансформатора необходимо снять.


      Примечание: Установите резиновые подушки опор на место. Момент затяжки 70 Н.м.


      Все прочие операции выполняются в соответствии с технологией демонтажа и монтажа коробки передач с гидравлическим замедлителем.

       

      Автомобили с полноприводной трансмиссией

      image

      Демонтируйте карданные валы между коробкой передач и раздаточной коробкой, а также между раздаточной коробкой и передним ведущим мостом. Эти операции выполняются после операции поз. 4 в таблице раздела "Демонтаж".


      Демонтируйте нижнюю поперечину рамы. Примечание: Батареи должны быть сняты.

      На некоторых автомобилях для демонтажа нижней поперечины рамы может потребоваться также демонтировать гидравлические магистрали гидроцилиндра подъема кабины.


      Примечание: На автомобилях с полноприводной трансмиссией не требуется демонтировать кабель датчика скорости автомобиля.



      Установите на место нижнюю поперечину. Момент затяжки 135 Н.м.

      Установите карданный вал между коробкой передач и раздаточной коробкой, а также карданный вал между раздаточной коробкой и передним мостом. Эти операции выполняются после операции поз. 3 в таблице раздела "Демонтаж".


      Моменты затяжки

      В случае, если гидравлические магистрали были демонтированы


      • Заправьте бачок подъемника кабины рабочей жидкостью.


      • Поднимите и опустите кабину два-три раза. Важно! Прочтите и соблюдайте меры предосторожности, касающиеся подъема кабины.


      • Проверяйте уровень рабочей жидкости в бачке после каждого опускания кабины. При необходимости долейте масло до нормы.

        P460 (привод переднего ведущего моста)

        P540 (вал между коробкой передач и раздаточной коробкой GTD800)

        P640 (вал между коробкой передач и раздаточной коробкой GTD900)

        105 Н.м


        105 Н.м


        170 Н.м


  • Проверьте наличие признаков течи в соединениях магистралей, которые демонтировались.

    image

    Изготовление опорной балки


    Для опирания двигателя необходимо изготовить швеллерную балку сечением 120 x 60 мм, как показано на рис.


    image

    Опоры двигателя на автомобилях с полноприводной трансмиссией


    Для опирания двигателя используйте швеллер 120 x 60 мм 1, который кладется на

    рессоры, и технологические опоры 99 318, см. рис. Установите опоры двигателя, как описано в разделе "Технологические опоры двигателя".


    Все остальные операции выполняются в соответствии с описанием демонтажа и монтажа коробки передач с гидравлическим замедлителем.

    Коробка передач с системой автоматического переключения "Opticruise"

    image

    Отсоедините и промаркируйте три электрических разъема, см. рисунок. См. описание операции поз. 8 в таблице раздела "Демонтаж".


    Присоедините три электрических разъема согласно сделанной маркировке. См. описание операции поз. 8 в таблице раздела "Демонтаж".


    Все остальные операции выполняются в соответствии с описанием демонтажа и монтажа коробки передач с гидравлическим замедлителем.

    Коробка передач без гидравлического замедлителя

    Не выполняются операции поз. 2 и 5 в таблице раздела"Демонтаж", которые относятся к отсоединению трубопровода от пропорционального клапана и отсоединения гидравлических шлангов.


    Не выполняются операции поз. 2 и 5 в таблице раздела "Монтаж", которые относятся к присоединению трубопровода к пропорциональному клапану и присоединения гидравлических шлангов.


    Примечание: В случае механической коробки передач без гидравлического замедлителя магистраль охлаждающей жидкости отсутствует.


    Все остальные операции выполняются в соответствии с описанием демонтажа и монтажа коробки передач с гидравлическим замедлителем.

    Руководство по ремонту

    Применяемые инструменты и оборудование

    Специальные инструменты и приспособления

     

    Обозначение Наименование Рисунок Настенный стенд для специнструмента

    98 401 V-образный блок


     

    98 401

    F1 (входит в комплект 98 400)



     

    98 405-1 или

    98 655

    00 1899

    Опорная балка


    00 1646

    98 405

    (входит в комплект 98 400)


     

     

    1. 405-2 Кронштейн (входит в комплект

      98 400)


       

    2. 044 Задняя опора коробки передач


     

    99 301 Быстроразъемное соединение


     

    99 302 Наконечники для

    клещей 587 585


     

    99 309 Ключ-шестерня


     

    99 318 Подставка для двигателя


     

    99 044



    110 996

    99 301


     



    0:1368

    99 302


     



    00 1663

    99 309

     


     

    0 1548

    99 318

    F1 (входит в комплект 98 400)


    D5


    D5/G4


    D5



    100329

    D5 (обычный вариант)


 

Прочее оборудование


image

image

Обозначение Наименование Рисунок Настенный стенд для специнструмента

587 054 Динамометрический

113 985

ключ 75-400 Н.м

 

XB3


 

587 071 Динамометрический -

113 986

ключ 20-100 Н.м


 

 

588 450 Резервуар для -

охлаждающей жидкости


 

 

587 313 Монтажная тележка -



 

 

111 447


102 902

587 585 Монтажные клещи для G4 стопорных колец



image

Демонтаж


image

Поз. Наименование Операция


image

  • Слейте охлаждающую жидкость и масло из гидравлического замедлителя, см. раздел "Слив охлаждающей жидкости и масла из гидравлического замедлителя".


     

     

  • При необходимости слейте масло из коробки передач.

    5 Гидравлические шланги

    Отсоедините и промаркируйте шланги. ВАЖНО Не перепутайте гидравлические шланги.


     

     

  • Отсоедините и снимите трубопровод охлаждающей жидкости замедлителя, который закреплен на коробке передач.

    4 Трубопровод масляного фильтра

    Отсоедините, промаркируйте и заглушите пробкой.

    Примечание: Для коробок передач с охладителем масла.


     

     

  • Демонтируйте карданный вал и выпускную трубу.

    1. Воздушный трубопровод

       

    2. Воздушный трубопровод гидрозамедлителя

       

    3. Кабель (датчик спидометра)

     

    1. Привод механизма переключения передач

      Отсоедините воздушный трубопровод между электромагнитным клапаном и клапаном ограничения давления.

      Отсоедините трубопровод от пропорционального клапана.


      Снимите.


      Отсоедините и отведите в сторону.


       

       

    2. Реактивная тяга Отсоедините и отведите в сторону.

    3. Электрический разъем

       

    4. Шланг привода управления сцеплением

      Разъедините.


      Отсоедините и заглушите пробкой.


       

    5. Амортизатор Снимите.


     

  • Снимите с автомобиля аккумуляторные батареи и другие детали, которые могут помешать работе или получить повреждения при демонтаже коробки передач. Отметтьте все снятые и отсоединенные детали.


     

     

  • Установите опоры под двигатель, см. раздел "Технологические опоры двигателя".

13 Задняя опора коробки передач

Закрепите на коробке передач заднюю опору с помощью удлиненных на 10 мм болтов. Установите под коробку передач монтажную тележку.


 

12 Упругие опоры Выверните болты примерно на 10 мм.


 

 

- Приподнимите коробку передач, чтобы разгрузить кронштейны коробки передач.

14 Кронштейны коробки передач

Отверните.


 

- Опустите коробку передач, так чтобы двигатель опирался на технологические опоры.


 

11 Картер сцепления Отверните гайки крепления картера сцепления.


 

  • Сведите усы замкового кольца, см. раздел "Рассоединение муфты выключения сцепления".


     

  • Отсоедините коробку передач.


image



 

Слив охлаждающей жидкости и масла из гидравлического замедлителя

На автомобиле с пневматической подвеской опустите раму в крайнее нижнее положение.

Поднимите кабину.


  1. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения, воспользовавшись быстроразъемным соединением 99 301 и емкостью 588 450.

    image

  2. Слейте оставшуюся охлаждающую жидкость через пробку 1, которая расположена на левом трубопроводе гидрозамедлителя около картера сцепления.


  3. Слейте масло из охладителя гидрозамедлителя. См. Руководство по техобслуживанию и ремонту, группа 0, Инструкция по техническому обслуживанию, часть 2, группа 10.

    Технологические опоры двигателя


     


    Технологические опоры двигателя


    При демонтаже и монтаже коробки передач двигатель должен опираться на технологические опоры.


    ВНИМАНИЕ! Запрещается изменять расстояние между балкой переднего моста и рамой, например, с помощью регулирования пневматической подвески. В противном случае возможно падение двигателя.


    image


    image

    Поз. Наименование Операция


    image

    1. Опора Закрепите опору 99 318 на балке переднего моста.


       

    2. Нижняя дистанционная втулка

      При необходимости наверните нижнюю дистанционную втулку.


       

       

      • Выверните два болта крепления масляного поддона. Выберите эти болты так, чтобы ось промежуточной втулки располагалась за средней линией балки переднего моста.

    3. Промежуточная втулка

      Подберите промежуточные втулки, так чтобы штифты резьбовых упоров могли войти в отверстия под болты.


       

      • Отрегулируйте положение втулок, чтобы обеспечить их наиболее вертикальное расположение, и затяните гайки на нижней дистанционной втулке.


       

    4. Резьбовой упор Выверните вверх резьбовой упор, чтобы опора касалась масляного поддона.


image

Рассоединение муфты выключения сцепления


  1. Отведите коробку передач от картера маховика на 10-15 мм.


  2. Заглушите штуцер гидроцилиндра сцепления. Используйте для этого заглушку 813 876 и накидную гайку 812 888.


     

  3. Осторожно сдвиньте коробку передач вперед к картеру маховика, чтобы разгрузить пружинное замковое кольцо от осевого усилия.


     

  4. Сведите усы пружинного замкового кольца, чтобы рассоединить ведущее кольцо гидроцилиндра от обоймы диафрагменной пружины сцепления. Оставьте клещи на месте. Для сведения усов замкового кольца используйте клещи 587 585 с наконечниками 99 302.


    Указание: Для удержания усов замкового кольца вместо клещей можно использовать хомут.


     

    117 002

    Примечание: Замковое кольцо подлежит замене.


     

    Монтаж


    image

    Поз. Наименование Операция


    image

    • Выдвиньте вперед ведущее кольцо гидроцилиндра, см. "Подготовка муфты выключения сцепления к установке коробки передач".


       

    • Установите коробку передач соосно с картером маховика и сдвиньте ее вперед до щелчка замкового кольца. Потяните коробку передач назад, чтобы проверить надежность соединения ведущего кольца гидроцилиндра с обоймой диафрагменной пружины сцепления.


     

    11 Картер сцепления Наверните и затяните гайки крепления картера сцепления, момент затяжки 47 Н.м.


     

    • Установите трубопровод и шланг системы охлаждения гидрозамедлителя.


       

       

    • Поднимите коробку передач и снимите технологические опоры двигателя.

14 Кронштейны коробки передач

 

13 Задняя опора коробки передач

Установите и затяните болты моментом 180 Н.м.


Опустите и отодвиньте монтажную тележку. Вверните болты в заднюю крышку коробки передач.


 

12 Упругие опоры Установите, затяните болты моментом 180 Н.м.


 

10 Амортизатор Установите. Амортизаторы должны располагаться утолщением к центру рамы автомобиля и маркировкой наружу.


 

  • Установите болты, которые были вывернуты из масляного поддона, моменты затяжки: 50 Н.м (M10), 30 Н.м (M8).


     

     

  • Установите на место детали, которые были демонтированы с целью предохранения их от повреждений.

    1. Привод механизма переключения передач

      Установите.


       

       

    2. Реактивная тяга Установите.

    3. Электрический разъем

       

    4. Шланг гидропривода сцепления

     

    3 Кабель (датчик спидометра)

    Присоедините. Установите.


    Установите.


     

     

  • Установите карданный вал и выпускную трубу.

2 Трубопровод гидрозамедлителя

 

1 Воздушный трубопровод

 

  1. Трубопровод масляного фильтра

     

  2. Шланги гидрозамедлителя

Установите.


Установите воздушный трубопровод между электромагнитным клапаном и клапаном ограничения давления.

Установите согласно меткам.


Установите согласно меткам, момент затяжки 20 Н.м.


 

  • Заправьте коробку передач маслом, момент затяжки пробки 80 Н.м.


     

  • Заправьте гидравлический замедлитель маслом и охлаждающей жидкостью, см. раздел "Заправка охлаждающей жидкости и масла в гидравлический замедлитель".


     

  • Залейте рабочую жидкость в гидропривод сцепления и прокачайте гидросистему для удаления воздуха, см. Руководство по техобслуживанию и ремонту, группа 04, Инструкция "Сцепление и привод управления сцеплением".


image

 

MOHTАЖ


 

Подготовка муфты выключения сцепления к установке коробки передач


image

  1. Включите передачу.


  2. Смажьте пружинные пальцы антикоррозионной смазкой.


  3. Выдвиньте ведущее кольцо гидроцилиндра, так чтобы пружинные пальцы встали заподлицо с задними торцами приливов на корпусе гидроцилиндра. Воспользуйтесь универсальными клещами.


  4. Проверьте правильность положения замкового кольца.


  5. Проверьте исправность обоймы и правильность посадки стопорного кольца.

Заправка охлаждающей жидкости и масла в гидравлический замедлитель


Опустите кабину.


image

  1. Заправьте масло в гидросистему замедлителя. См. Руководство по техобслуживанию и ремонту, группа 0, Инструкция по техническому обслуживанию, часть 2, группа 10.


  2. Заправьте охлаждающей жидкостью систему охлаждения с помощью емкости 588 450 и быстроразъемного соединения 99 301 (присоединяется к сливному клапану).


  3. Присоедините возвратный шланг к заправочной трубке расширительного бачка.


  4. После полной заправки системы охлаждения: запустите двигатель и дайте ему поработать некоторое время, затем долейте охлаждающую жидкость.


image

1

На теплообменнике гидрозамедлителя имеется клапан 1 для удаления воздуха.


  • Присоедините к клапану на теплообменнике быстроразъемное соединение 99 301, желательно со шлангом.

  • Доливайте охлаждающую жидкость, как 1

    описано выше, пока она не начнет

    24 044

    выходить ровной струей через клапан теплообменника.


  • Снимите быстроразъемное соединение с клапана теплообменника замедлителя и дозаправьте систему охлаждения, как описано выше.


ВНИМАНИЕ! При проверке уровня масла в гидравлическом замедлителе используйте только штатный масляный щуп, предназначенный для замедлителя.

Спецификация


Моменты затяжки


image

Картер сцепления 47 Н.м


 

Кронштейн гидротрансформатора 70 Н.м


 

 

 

Кронштейн коробки передач (упругие опоры) 180 Н.м Кронштейн коробки передач (крепление к картеру коробки передач) 180 Н.м Кронштейн реактивной тяги 47 Н.м

Масляный поддон 30 Н.м (M8)

50 Н.м (M10)


 

Масляный шланг гидрозамедлителя 20 Н.м


 

Контрольная и сливная пробки коробки передач 80 Н.м


Контрольная пробка гидрозамедлителя 26 Н.м


 

Сливная пробка гидрозамедлителя 40 Н.м


 

 

 

 

Сливная пробка гидротрансформатора 20 Н.м Болты крепления нижней поперечины рамы, полноприводные автомобили 135 Н.м Карданный вал (крепление подшипников крестовин):

P600, P610 170 Н.м (M14)


 

P300, P400, P500, P310, P410, P510 105 Н.м (M12)


image


Примечание: Моменты затяжки прочих соединений см. в Справочнике механика или используйте общие рекомендации по затяжке резьбовых соединений в зависимости от диаметра резьбы и класса прочности болтов.

Заправочные емкости

Заправочные емкости агрегатов и системы охлаждения приведены в Инструкции 00:03-09.