ГАЗ-САЗ-35071 РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
3507-01-0000010 РЭ
Издание третье
г. Саранск 2008 г.
Данное руководство по эксплуатации включает в себя техническое описание
конструкций самосвальных установок автомобилей-самосвалов ГАЗ-САЗ3507-01 и
ГАЗ-САЗ-35071, а также основные сведения и рекомендации по эксплуатации и
содержит: назначение, предупреждения, правила техники безопасности,
технические характеристики, комплект поставки, устройство и принцип работы,
маркировка и пломбирование, а также работа на автомобилях-самосвалах, возможные
неисправности самосвальной установки и способы их устранения, техническое
обслуживание, ремонт самосвальной установки, уход за составными частями
самосвальной установки и их текущий ремонт, капитальный ремонт, правила техники
безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и
ремонту автомобилей-самосвалов, правила хранения автомобилей-самосвалов,
гарантии предприятия-изготовителя, порядок предъявления рекламаций, а также
приложения.
Руководство по эксплуатации предназначено для потребителей, знакомых с
устройством и эксплуатацией грузовых автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, на
специальных шасси которых изготовлены автомобили-самосвалы, и является
дополнением к руководству по эксплуатации автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ3309.
Предприятие постоянно совершенствует конструкцию автомобилей-самосвалов,
поэтому в настоящем издании могут быть не отражены отдельные внедренные
изменения деталей и узлов.
Конструкция самосвальной установки и настоящее руководство согласованы в
необходимом объеме с ОАО «ГАЗ».
Все замечания по конструкции автомобилей-самосвалов, а также предложения по ее
усовершенствованию следует направлять по адресу: 430001, Россия, Республика
Мордовия, Саранск, ул. Строительная, 11, ОАО «Саранский завод автосамосвалов»,
конструкторско-технологический отдел.
Назначение автомобиля-самосвала ГАЗ-САЗ-3507-01 (ГАЗ-САЗ35071)
Внешний вид автомобиля-самосвала ГАЗ-САЗ-3507-01 (ГАЗ-САЗ35071) (далее
– автомобиль-самосвал) изображен на рисунках 1 и 2. Автомобиль-самосвал предназначен для перевозки и механизированной разгрузки
различных сельскохозяйственных грузов, а также для перевозки мелкосыпучих промышленно-строительных грузов (песка, щебня и т. п.). Для
перевозки бетонных смесей и строительных растворов, а также работы в
карьерах автомобиль-самосвал не предназначен.
Рисунок 1 Автомобиль-самосвал с платформой без надставных бортов.
Объем платформы -5м3.
Автомобильсамосвал ГАЗ-САЗ-3507-01 изготовлен на шасси автомобиля
ГАЗ-3307 с карбюраторным двигателем (комплектация ГАЗ-33072), а
автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-35071 на шасси автомобиля ГАЗ-3309 с ди-зельным двигателем. Автомобиль-самосвал имеет двухместную комфортабель-
ную кабину, расположенную за двигателем, металлическую платформу с
шарнирно навешенными боковыми и задним бортами (рисунки 1 и 2),
гидравлический подъемный механизм, обеспечивающий трехстороннюю
разгрузку, привод на задние
колеса и колесную формулу
Рисунок 2 Автомобиль-самосвал с платформой, на которую установлены
надставные борта. Объем платформы – 10 м3.
4 × 2.
Для обеспечения
полного использования грузоподъемности при перевозках навалочных легковесных сельскохозяйственных грузов, которые значительно различаются как
по плотности (массе), так и по структуре (измельченная травяная масса,
капуста и т.п.), а также для защиты грузов от потерь при
транспортировке, автомобильсамосвал, по заказу, может комплектоваться
надставными бортами.
Автомобиль-самосвал рассчитан на эксплуатацию в районах с умеренным
климатом в диапазоне температур от минус 45 до плюс 45°С.
Автомобиль-самосвал не имеет сцепного устройства и не предназначен для
эксплуатации с прицепом.
Для изучения устройства и особенностей эксплуатации автомобилясамосвала, кроме настоящего руководства, необходимо пользоваться руководством по эксплуатации на автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, где даны
основные сведения (органы управления и приборы, двигатель,
трансмиссия, коробка передач и т. д.) по автомобилю в целом.
Предупреждения
Перед началом эксплуатации водитель должен изучить руководство по
эксплуатации на грузовые автомобили ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и настоящее
руководство.
В период обкатки (первые 1000 км пробега) полезная нагрузка не должна
превышать 75% от номинальной. Перегрузка автомобилясамосвала сверх
номинальной грузоподъемности приведет к преждевременному износу и
поломке узлов и механизмов.
Перевозка и разгрузка крупногабаритных неделимых грузов, твердых
скальных пород и т. п. недопустима, т. к. может привести к поломкам
узлов и механизмов автомобиля-самосвала или его опрокидыванию.
Прежде чем включить коробку отбора мощности (далее КОМ) для
опрокидывания платформы, необходимо убедиться в правильности освобождения фиксаторов 9 (рисунок
7) платформы. В зависимости от направления опрокидывания платформы
освобождаются следующие фиксаторы:
для опрокидывания назад два передних;
для опрокидывания налево два правых (по ходу автомобилясамосвала);
для опрокидывания направо два левых (по ходу автомобилясамосвала);
открыть борт со стороны разгрузки (опрокидывания платформы).
Внимание! Включение КОМ при неправильно установленных, а также при
всех установленных или всех неустановленных фиксаторах, а также при
наличии закрытого борта со стороны разгрузки (опрокидывания
платформы) приведет к поломке узлов и механизмов автомобилясамосвала или аварии.
Разгрузку назад (кроме свала в яму) производить с плавным передвижением автомобиля-самосвала вперед на 1,5 2 метра, чтобы устранить
упор заднего борта в сваленный груз. Не допускается ускорять разгрузку
при помощи резких рывков платформы или резких движений автомобилясамосвала.
После проведения ремонтных работ, связанных со снятием узлов и деталей
гидросистемы самосвальной установки, необходимо, с целью удаления
воздуха из гидросистемы, осуществить несколько подъемов пустой
платформы.
При промывке гидросистемы применять только маловязкое масло. Не
допускается промывка гидросистемы бензином или керосином.
Не разрешается устанавливать сцепное устройство и работать с прицепом.
Не разрешается ездить с опрокинутой платформой, включенной КОМ, а также
без закрепления платформы всеми четырьмя фиксаторами.
Не разрешается загружать автомобиль-самосвал или перемещать груз внутри
платформы при неустановленных на место фиксаторах платформы.
При опускании груженой платформы не рекомендуется останавливать ее в
промежуточных положениях.
Дополнительное наращивание бортов для увеличения объема платформы с выше
10 м3,
а также установка в кузове устройств, препятствующих сваливанию всей
массы груза, не допускается.
Запрещается нарушать пломбировку предохранительного клапана крана
управления (далее КУ).
Работы по погрузке и выгрузке автомобиля-самосвала с железнодорожных
платформ и других транспортных средств необходимо осуществлять
согласно инструкциям на проведение соответствующих работ, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке на базе нормативов
соответствующих ведомств и иных нормативов. При этом не допускаются
погрузка и выгрузка автомобиля-самосвала, внутри платформы которого
находятся посторонние предметы или отдельные узлы автомобиля-самосвала, если хотя бы один основной борт (например, задний) не установлен и не закреплен на платформе.
При задней разгрузке легковесных грузов при открывании заднего
основного борта на нижних шарнирах необходимо задний борт завести под
основание платформы и зафиксировать в таком положении цепью.
При перевозке химически активных веществ необходимо после каждой смены
мыть автомобиль-самосвал до полного удаления остатков грузов.
Своевременно выявлять очаги коррозии, очищать и подкрашивать
поврежденные места.
Запрещается без согласования с предприятием-изготовителем шасси ОАО
«ГАЗ» и предприятием-изготовителем автомобилей-самосвалов ОАО «САЗ»
осуществлять любые модернизации шасси и самосвальной установки,
вызывающие изменение назначения и условий эксплуатации изделий.
Правила техники безопасности
В процессе эксплуатации автомобиля-самосвала необходимо строго выполнять
следующие правила техники безопасности:
Запрещается работать на автомобиле-самосвале лицам, не прошедшим
инструктаж по технике безопасности.
Запрещается выполнять работу по техническому обслуживанию
автомобиля-самосвала под опрокинутой платформой без установки платформы на предохранительный упор, находящийся на левом лонжероне
надрамника.
Запрещается выполнять любые ремонтные работы, снимать детали, узлы и
агрегаты, разъединять трубопроводы и т. д., если под платформой, кроме
установленного предохранительного упора, не поставлены дополнительные
ремонтные упоры (распорные стойки, металлические башмаки), надежно
фиксирующие платформу от падения. Дополнительные упоры являются
ремонтным оборудованием, предприятием не изготавливаются и к
автомобилю-самосвалу не прикладываются.
Запрещается устанавливать груженую или не полностью разгруженную
платформу на предохранительный упор.
Запрещается находиться под платформой во время ее опрокидывания или
опускания.
Запрещается разгружать автомобиль-самосвал на неровных и наклонных
площадках.
Запрещается продолжать разгрузку платформы при появлении признаков
потери боковой устойчивости автомобиля-самосвала.
Запрещается оставлять автомобиль-самосвал с опрокинутой платформой.
Запрещается перевозить людей в платформе.
Запрещается производить первую установку платформы на предохранительный упор без проверки правильности его регулировки. Поря-
док регулировки упора изложен в разделе «Упор платформы» настоящего
руководства.
Запрещается производить установку платформы на предохранительный упор
при расположении автомобиля-самосвала на неровной площадке.
Запрещается находиться в зоне поворота боковых и заднего бортов при
открывании их запоров.
Запрещается производить разгрузку платформы с закрытым бортом со
стороны опрокидывания.
Запрещается находиться посторонним лицам ближе 4-х метров от
автомобиля-самосвала при опрокидывании платформы.
С целью очистки платформы от остатков или неполностью свалившегося
груза запрещается залезать на поднятую платформу или находиться под
ней.
Разгрузку сельскохозяйственных грузов, склонных к зависанию (силосная
масса, измельченная трава, навоз с соломой), производить опрокидыванием платформы только назад, так как разгрузка на боковую сторону может привести к потере устойчивости автомобиля-самосвала.
Установку и регулировку механизма облегчения закрывания боковых
основных бортов производить только при транспортном положении боковых
бортов платформы. Во избежание травмирования при открывании бокового
борта запрещается находиться в зоне расположения пружины облегчения
закрывания со стороны открываемого борта.
При техническом обслуживании необходимо обращать особое внимание на
состояние узлов, непосредственно влияющих на безопасную эксплуатацию
автомобиля-самосвала:
следить за исправностью предохранительного упора платформы;
следить за состоянием крепления гидроцилиндра, запасного колеса,
шлангов высокого и низкого давления;
следить за состоянием крепления заднего противоподкатного бруса и
боковой защиты.
При работе с горюче-смазочными материалами (заливка топлива, смазка
узлов и механизмов и т. п.) необходимо выполнять требования техники
безопасности, изложенные в ГОСТ 12.1.004-91, а также требования
взрывобезопасности, изложенные в ГОСТ 12.1.010-76.
Погрузочно-разгрузочные работы при перевозке разных грузов (несыпучих,
штучных и т. п.) следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ
12.3.002-75.
При техническом обслуживании узлов и механизмов шасси необходимо
выполнять требования техники безопасности, изложенные в руководстве по
эксплуатации автомобилей ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309.
При техническом обслуживании и ремонте самосвальной установки
необходимо также дополнительно соблюдать соответствующие правила по
технике безопасности, изложенные ниже в соответствующих разделах
настоящего руководства.
На автомобиле-самосвале применен гидроцилиндр 3507-018603010-03 с
ходом выдвижных звеньев 667 мм. Категорически запрещается
использование гидроцилиндра 53Б-8603010-10, применявшегося на автомобилях-самосвалах ГАЗ-САЗ-53Б, ГАЗ-САЗ-3507, ГАЗ-САЗ-3507-02 с ходом
выдвижных звеньев 760 мм.
ВОДИТЕЛЬ! Помни, что невыполнение вышеуказанных требований может явиться
причиной аварий, несчастных случаев и существенного снижения надежности
и долговечности автомобиля-самосвала.