Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 17

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ИНЖЕКТОРНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ, ГАЗ и УАЗ - руководство по эксплуатации 2004 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..

 

 

Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 17

 

 

 

 

А.П.Дядюра Работа с программой МТ-4 

66 

Затем в этом же окне, выбрать «реле вентилятора». Произвести включение и выключение. Этими дейст-

виями вы проверяете исправность вентилятора охлаждения и его цепей. 
Выбрать строку «Желаемое положение регулятора холостого хода». Нажать сначала клавишу Home на 

клавиатуре, затем End. При отрабатывании регулятором полученной команды, должно прослушиваться 
характерное пощелкивание. На работающем двигателе те же самые действия увеличивают и уменьшают 

обороты двигателя. 

11.  Выбрать в меню “Ошибки”.  Если они есть, записать  коды. В большей степени вас должны интересо-

вать текущие  и многократные ошибки. Далее необходимо стереть ошибки. Наличие текущей ошибки 
указывает на конкретную неисправность. Считайте, что вам повезло: можете приступать к ремонту. Про-

грамма позволяет произвести быстрый просмотр ошибок, не выходя из окна просмотра параметров. Для 
этого надо нажать на клавишу «F4». Откроется окно «Ошибки». Клавиша «ESC» закрывает окно. 

 

12.  Не запуская двигатель, произведите просмотр параметров. Пользуйтесь ранее приведенными таблица-

ми. После приобретения определенных навыков и осмысления того,  что вы делаете, надобность в таб-

лицах отпадет. К примеру, открыли вы параметры в стандартной группе 1- набор. На мониторе отобра-
зились семь параметров  РХХ, ТНR, FREQ, FREQX, JGBC, SSM, TWAT. 

 
Чтобы 

сделать 

определенные 

выводы, 

надо 

знать 

значение 

параметров.  

 РХХ – признак холостого хода (т.е. при работающем двигателе в режиме холостого хода этот параметр 
информирует вас о том, в каком режиме контроллер управляет двигателем). Соответственно на нерабо-

тающем двигателе должен быть флаг “НЕТ”.  
THR- положение дроссельной заслонки.  При определении неисправности этот параметр играет не по-

следнюю роль. Изменение его значения должно происходить только при нажатии на педаль акселера-
тора, как при неработающем, так и работающем двигателе. В режиме холостого хода значение парамет-

ра должно соответствовать нулю. 
 Вот в таком духе, разложив все по полочкам, вы просто обязаны проанализировать каждый параметр. В 

таблице  приведены  расшифровки  и  описание  значения  каждого  параметра  для  двух  типов 
контроллеров.  

 
 

 

 

А.П.Дядюра Работа с программой МТ-4 

67 

BOSCH 
1.5.4 
Январь 5.1 

BOSCH 
MP7 

 
Расшифровка параметров 

 
Описание  

FREQ N10  Частота вращения коленвала 

Частота вращения  с датчика колен.вала 

FREQX N40 

Частота вращения коленвала на холостом ходу  Более точная измеренная частота вращения  

TWAT TMOT Температура охлаждающей жидкости 

Температура двигателя, которую видит контроллер 

THR DKROT 

Положение дроссельной заслонки 

Угол открытия дроссельной заслонки в процентном 
отношении 

JAIR ML  Массовый расход воздуха 

Кол-во воздуха, прошедшее через датчик массового 
расхода 

JGBC  

Цикловое наполнение 

Наполнение цилиндра воздухом 

INJ TE1 Длительность импульсов впрыска 

Время открытия форсунок в мсек 

VOZ ZWOUT 

Угол опережения зажигания 

Текущее значение угла опережения зажигания 

FSM MOMPOS 

Текущее положение регулятора ХХ 

 Реальное положение  регулятора холостого хода в 
шагах 

SSM  

Желаемое положение регулятора ХХ 

Положение регулятора холостого хода заданное про-
граммой 

COJNJ  

Коэффициент коррекции впрыска топлива 

Отклонение значение от 1 указывает на состояние 
регулирования контроллером топливопадачи в сторону 
обеднения или обогащения. 

PXX  

Признак холостого хода 

Отображает состояние работы двигателя  

RCO  

Коэффициент коррекции 

Регулировка СО 

BITROW B_VL 

Признак перехода на режим полной нагрузки 

Этим все сказано 

LASTLAM  

Прошлое состояние датчика кислорода 

Параметр позволяет отследить регулировку смеси в 
сторону обеднения по данным датчика кислорода 

INPLAM  

Текущее состояние датчика кислорода 

Параметр позволяет отследить регулировку смеси в 
сторону обогащения по данным датчика кислорода 

RDET  

Признак работы датчика детонации 

Работа датчика детонации 

DET  

Детонация 

Попадание в зону детонации 

JUFPXX  

Желаемые обороты холостого хода 

 Программно заданные обороты  

ADC KNK   

Напряжение на  датчике детонации 

Отображает напряжение сигнала с датчика детонации 

ADC TW 

 

Напряжение на датчике температуры 

Отображает напряжение сигнала с датчика температуры

ADC MAF 

 

Напряжение на датчике массового расхода 
воздуха 

Отображает напряжение сигнала с ДМРВ 

ADC BAT 

 

Напряжение бортсети  

Напряжение на 27 ноге контроллера 

ADC 02 

 

Напряжение датчика кислорода 

Отображает напряжение сигнала с датчика кислорода. 

ADC THR 

 

Напряжение на датчике положения дроссель-
ной заслонки 

Отображает напряжение сигнала с датчика ДПЗД 

Чтобы проще было ориентироваться в показаниях, проведем небольшой анализ и попробуем привязать не-
которые параметры к конкретному датчику.  

FREQ 

Значение этого параметра дает возможность контролировать работу датчика положения коленвала.(ДПКВ). Зависа-
ние параметра после остановки двигателя ни о чем не говорит.  

TWAT 

Параметр указывает на состояние датчика температуры. Если двигатель холодный, можно легко проверить его ис-
правность, сравнив значение с температурой окружающего воздуха. Если датчик в обрыве отобразится код «Низкий 
уровень датчика температуры охл. жидкости». Значение параметра при обрыве соответствует температуре –40 град.     

THR 

Параметр указывает на состояние датчика положения дроссельной заслонки (ДПЗД). На холостом ходу значение его 
должно быть обязательно нулевым. Если значение выше нуля, проверить натяжение троса акселератора, трос должен 
быть ослаблен. При соблюдении всех указанных выше условий, неисправен датчик. Параметр дублируется значени-
ем параметра РХХ. Флаг на холостом ходу должен соответствовать режиму работы двигателя. 

JAIR 

Параметр указывает на работу датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). На нерабочем двигателе он должен быть 
нулевым. Эталонные значения на прогретом двигателе должны соответствовать данным из таблицы плюс, минус 
10%. При завышенных данных, напрашивается ряд проверок. 
Например: 
1. Не совпадают фазы газораспределения( проскочил ремень ГРМ) 
2. Неисправность задающего диска. Актуально, если диск не чугунный. 
3. Происходит подсос воздуха во впускном коллекторе.  
4. Прогорел клапан какого-нибудь цилиндра 
5. Неисправен модуль зажигания или свеча. 
6. Неисправен сам датчик.   

DET 

Параметр позволяет проконтролировать работу датчика детонации. При резком увеличении оборотов двигатель 
должен попадать в зону детонации. 

RCO 

Параметр показывает коэффициент коррекции топливопадачи   на холостом ходу и малых нагрузках. Позволяет 
определить в какую сторону происходит корректировка, если коэффициент с отрицательным значением, то смесь 
обедняется, положительным – обогащается. Коэффициент учитывается только на холостом ходу и малых  нагрузках. 
Например, значение – 0.027 говорит об объединении смеси, т.е урезано топливо. Это можно видеть на параметрах 
INJ- длительность импульса впрыска, падает часовой расход JQT. Не стоит увлекаться занижением коэффициента 
при завышенном СО. Здесь, скорее всего, виноват ДМРВ. При его замене СО встает на место.  

FSM 

Параметр показывает реальное положение в шагах исполнительного механизма РХХ( регулятор холостого хода) При 
рабочем состоянии РХХ значение постоянно изменяется, что говорит о его нормальной работе. Если РХХ по каким 
то причинам не успевает выполнять команды контроллера, отображается код «Ошибка регулятора холостого хода». 
Не спешите его менять при однократной ошибке, когда РХХ конкретно неисправен, двигатель глохнет  при запуске, 
и на переходных режимах. Это связано с тем, что РХХ регулирует холостой ход грубо, более точная регулировка 
осуществляется изменением угла опережения зажигания.   

ADC KNK 

Показывает напряжение на датчике детонации. При возникновении детонации напряжение должно изменяться 

ADC TW 

Показывает напряжение на датчике температуры. Сравнив значение с таблицей напряжений, можно точно опреде-
лить температуру и исправность датчика. 

 

 

А.П.Дядюра Работа с программой МТ-4 

68 

ADC MAF 

Показывает напряжение выходного сигнала датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Напряжение на не заведен-
ном двигателе, значением  выше 1,1 вольта указывает на конкретную неисправность датчика. 

ADC BAT 

Показывает напряжение после замка зажигания, на 27 ножке контроллера. 

ADC 02 

Показывает напряжение сигнала с датчика кислорода, Если датчик исправен, напряжение должно изменяться за де-
сять секунд не менее восьми раз. 

ADC THR 

Показывает напряжение с датчика положения дроссельной заслонки. Изменяется при открытии от 0.47В до 5В 

 

13.  Запустить  двигатель,  проверить  показания  манометра.  Давление  должно  быть  в  пределах 210-220 Бар. 

При увеличении оборотов давление должно увеличиваться.  Прогреть двигатель до рабочей температу-

ры 95-100 градусов. Затем нужно просмотреть значение параметров. 

14.  При  наличии  газоанализатора  проверить  эмиссию  двигателя,  если  необходимо  откорректировать  вы-

полнив следующие действия:- нажатием клавиши F5, открыть окно “исполнительные механизмы”, затем 
выбрать строку “коэффициент коррекции СО”.  

Заводские  усредненне установки коэффициента соответствуют –0, 004. Увеличение в плюс увеличивает 

топливопадачу. Уменьшение в минус- уменьшает.  Если его нет, произвести корректировку можно при-
близительно,  ориентируясь  на  параметры JQT- часовой  расход  топлива.  Его  значение  должно  быть 

пределах 0,7л/час, и INJ- длительность впрыска топлива от 2.00-2.20м/сек. Параметра JQT нет в стан-
дартном наборе, придется создать набор к примеру: «Расход» с набором параметров по всем видам рас-

хода. 

 

15.  Проверить окно “Ошибки”. Повторение уже ранее записанных ошибок указывает на конкретную неис-

правность. Не стоит при наличии той или иной ошибки делать поспешные выводы и менять датчики. В 

большинстве случаев датчики абсолютно исправны, проблема заключается в проводке или соединени-
ях. Поэтому путем подергивания проводов попытайтесь найти так называемый “скользящий контакт”.  

16.  Диагностические программы и приборы «видят» только неисправность первичных цепей, поэтому пере-

ходим  к  дублированию  полученных  данных.Далее  следует  нажать  клавишу F5. В  открывшемся  окне 

«Исполнительные  механизмы»  выберите  строку  «Регулятор  холостого  хода»  и  нажмите  на  клавиатуре 
клавишу «Home». Таким образом вы заглушите двигатель. Затем установите разрядник на бронепровод 

 

 

А.П.Дядюра Работа с программой МТ-4 

69 

первого цилиндра. В открытом окне «Исполнительные механизмы»  выберите строку “Зажигание 1,4”, и 

четырехкратным нажатием на клавишу «Вкл» подать четыре импульса. Наличие искры указывает на ис-
правность контура модуля зажигания и бронепровода первого цилиндра. Далее надо снять разрядник с 

бронепровода  первого  цилиндра.  Внимание!  Поставьте  бронепровод  на  место,  а  разрядник  на  броне-
провод четвертого цилиндра. Ни в коем случае не оставляйте контуры без нагрузки. В противном случае 

выйдет  из  строя  модуль  зажигания.  Снова  подайте  четыре  импульса.  Наличие  искры  говорит  об  ис-
правности контура и  бронепровода четвертого цилиндра.    Тем же методом проверьте 2 и 3 цилиндры. 

Как правило, у модуля зажигания из выходит из строя только один контур 1-4, либо 2-3 цилиндров. Есть 
единичные случаи, когда разрядник указывает только на один цилиндр. Не торопитесь менять модуль 

зажигания. Проблема может заключаться в свече параллельного цилиндра. Это легко проверяется путем 
переустановки  наконечника  бронепровода  с  параллельного  цилиндра  на  уже  проверенные  цилиндры. 

Например, вы проверили 1-4 цилиндры, и все оказалось в норме, затем 2-3. На третьем цилиндре раз-
рядник  указал  проблему.  Тогда  поменяйте  местами  подсвечники  второго  и  третьего  цилиндров.  Про-

верьте по описанной ранее методике контур 2-3 цилиндров. Если результат изменился с точностью до 
наоборот, неисправна свеча второго цилиндра. Если искры все еще нет при тесте третьего цилиндра, 

проверьте исправность бронепровода третьего цилиндра, установив его на исправный цилиндр (первый 
или четвертый). После проделанной процедуры и отсутствия положительного результата можно сделать 

вывод о неисправности модуля зажигания.  Характерные особенности поведения автомобиля при неис-
правном  модуле  зажигания:  автомобиль  сохраняет  свои  ходовые  качества  за  исключением  появления 

провалов  при  увеличении  оборотов.  При  этом  затрудняется  запуск  двигателя,  как  говорят  клиенты, 
«ухудшается тяга». 

17.  Описание  функций  программы  «испытания»,  я  думаю,  не  нуждаются,  за  исключением  одного  пункта 

«Сброс ЭБУ». Данная функция  позволяет произвести кратковременное отключение питания контрол-

лера так, как если вы скидываете клейму аккумулятора. 

 

 

Типичные неисправности ВАЗ. 

 

Здесь приводятся неисправности, которые наиболее часто повторяются. 

18.  Датчик положения дроссельной заслонки

Двигатель на малых, средних, полных нагрузках работает с перебоями (автомобиль дергается). На пере-
ходных режимах, например,  в движении при торможении на выжатом сцеплении, или на нейтральной 

передаче, происходит самопроизвольное увеличение оборотов двигателя. 
Как правило, контроллер фиксирует неполадку и информирует водителя о неисправности, включив 

лампу “ CHECK ENGINE”. В окне " Ошибки” программы  «Мотор – тестер»  появляется код ошибки “ 
Низкий уровень сигнала ДПДЗ”.  Во время  движения лампа может загораться или гореть постоянно. 

Пробой датчика можно увидеть в параметре  ТНR. Например, на холостом ходу вместо обнуленного па-
раметра наблюдается 4,5 % открытия дроссельной заслонки. Более точно неисправность ДПЗД прове-

ряется тестером периферии ДСТ-6. Эта проблема влияет только на ездовые качества. Автомобиль со-
храняет мобильность. Но есть еще один момент, когда автомобиль из-за неисправности ДПЗД вообще 

не заводится. Хочу отметить одну особенность возникновения этой неисправности. Контроллер даже не 
успевает занести код неисправности, т.е. лампа не горит. Определяется  неисправность элементарно:  на 

параметре ТНР значение выше 30% открытия дросселя, контроллер включает режим продувки залитого 
двигателя и запрещает подачу топлива.  

19.  Модуль зажигания. 

Двигатель плохо заводится, на холостых оборотах работает в нормальном режиме. При переходе на 

мощностные нагрузки наблюдается провал. Причина проста: не работает один из контуров модуля. Ме-
тод определения неисправности описан в «методике» пункт 14. 

20.  Регулятор холостого хода (РХХ). 

Двигатель глохнет сразу после запуска и на переходных режимах. Контроллер заносит в память код 

«Ошибка регулятора холостого хода». «Лечится» эта неприятность только заменой датчика. 

21.  Датчик температуры (ДТОЖ). 

На холодном пуске двигатель заводится без проблем, с прогревом начинаются «чудеса». Завести прогре-
тый двигатель можно только, совершив подвиг. Из выхлопной трубы валит черный дым, двигатель тро-

ит, как правило, наблюдается беспорядочное включение вентилятора охлаждения. В большинстве слу-
чаев виновник этой неисправности не сам датчик, а его разъем или обрыв проводки. 

22.  Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). 

Двигатель не развивает полную мощность (троит). Контроллер в большинстве случаев  заносит код не-

исправности «Ошибка датчика коленвала». Определить неисправность можно, измерив напряжение 
сигнала датчика . Если напряжение превышает 1.1 вольт, будьте уверены - он неисправен. Во всех других 

случаях неисправность определяется только путем его замены. 

23.  Двигатель не развивает полной мощности. 

Причина в несовпадении фаз газораспределения, проскочил ремень на энное количество зубьев. Про-
верить совпадение меток. Или провернуло задающий диск, если конечно он не чугунный.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..