А.М.Банов. Диагностика автомобилей ВАЗ
38
есть большие возможности по доводке двигателя по критерию большей мощности и созданию большего
крутящего момента.
Для занятия чип-тюнингом необходимо наличие специального оборудования. Большой трудно-
стью остаются сами тюнинговые программы (прошивки памяти). Проблема усугубляется огромным разно-
образием моделей автомобилей, исполнением блоков управления и версий заводских программ.
Проведение чип–тюнинга - процедура не хлопотная, но ответственная. Все неисправности, которые
появляются в работе системы управления после чип-тюнинга, владельцы автомобиля списывают на новую
программу. Поэтому новая «прошивка памяти» должна быть проверена и обкатана. Но если программа рабо-
тает нормально сразу, то так будет всегда. Простая установка новых программ с помощью ПБ-2М позволяет
подобрать лучшую версию под стиль вождения владельца автомобиля.
В сети Интернет можно найти прошивки памяти практически для всех проектов ЭСУД. Можно с
помощью нового ПО убрать L-регулирование, поместить две прошивки данных в одну микросхему и осу-
ществлять переключение между банками данных кнопкой, выведенной на переднюю панель. Во всех этих
прошивках обещают небывалый подъем мощности, динамичности и одновременно экономичности автомо-
биля. Нужно осторожно относиться к этим обещаниям:
1. Основным показателем, определяющим мощностные характеристики двигателя, является его способность забирать
большую массу воздуха на тактах впуска. Именно масса топливно-воздушной смеси, попавшая в цилиндр, в первую оче-
редь влияет на момент развиваемый двигателем, конечно при оптимальных составе смеси и значении угла опережения
зажигания.
2. В предлагаемых прошивках памяти нет возможности увеличения всасываемой способности двигателя, поскольку это
определяется конструкцией конкретного двигателя. Поэтому все, чем можно оперировать для изменения ездовых харак-
теристик автомобиля, это угол опережения зажигания, который на заводе устанавливается оптимальным (почти) и коли-
чество впрыскиваемого топлива. Хорошая прошивка создается специалистами и проверяется на разных автомобилях при
различных условиях эксплуатации.
3. Динамические характеристики автомобиля можно поднять (в частности это касается моторов 2112) за счет коррек-
тировки углов опережения зажигания и обогащения смеси в зоне малых наполнений воздухом и оборотов (800-1200
об/мин) двигателя. Нужно искать прошивку, позволяющую сделать автомобиль более гибким при движениях на высо-
ких передачах при сохранении экономичности двигателя.
4. Установка варианта прошивки памяти с двумя банками калибровок, из которых одна экономичная, другая мощност-
ная (например, городская и для трассы). Сомнительно, что экономичный банк данных отличается от заводского. На заво-
де доводят ПО по критерию экономичности. О мощностной прошивке мы уже упомянули выше. Кто-нибудь считал,
насколько дешевле и комфортнее стало ездить при использовании кнопки с переключением калибровок? Как правило,
человек привыкает к одному стилю вождению. Поэтому лучше иметь одну правильную программу (см. п.2.)
5. Если вы изменили литраж двигателя, поменяли фазы газораспределения, изменили геометрию впускного коллекто-
ра и т.д., то стандартное программное обеспечение желательно поменять. И опять возникает вопрос, как найти ту про-
шивку, которая удовлетворит новым требованиям. В идеальном случае есть специалисты, которые проводят коррекцию
параметров управления непосредственно на автомобиле. Эти работы достаточно дорогие и привязаны к исполнителю,
который владеет необходимыми средствами доводки программ, и они наиболее эффективны.
6. Неудачный чип-тюнинг позволит потратить кучу денег в сервисе, может увеличить "прожорливость" автомобиля и
повлечь побочные эффекты: неравномерный прогрев, подергивания при переключении передач, быстрый выход из
строя свечей зажигания и т.д. Ездовые качества автомобиля при этом могут не только заметно не измениться, но и ухуд-
шиться. В этом случае чип-тюнинг легко вернуть назад с помощью все того же ПБ-2М, прошив стандартную заводскую
версию. После этого можно снова искать и экспериментировать с новыми прошивками.