Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 6

 

  Главная      Автомобили - УАЗ     ИНЖЕКТОРНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ, ГАЗ и УАЗ - руководство по эксплуатации 2004 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Инжекторные системы ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Руководство - часть 6

 

 

 

 

А.М.Банов. Диагностика автомобилей ВАЗ 

22 

 

•  Резервный режим работы при неисправном датчике температуры охлаждающей жидкости предполагает 

включение в системе вентилятора, установку начальной температуры при запуске двигателя 0°С, а также 
автоматическое увеличение температуры двигателя до 85°С по времени работы двигателя после запуска. 

•  Резервный  режим  работы  при  неисправности  датчика  положения  дросселя  определяет  повышенные 

обороты холостого хода. В этом случае система отказывается от регулирования оборотов холостого хо-

да, шаговый мотор устанавливается в постоянное положение 120 шагов. Топливоподача рассчитывается 
по показаниям датчика массового расхода воздуха с параметром обогащенного состава топливной смеси. 

•  Резервный режим работы при неисправности датчика массового расхода воздуха ведет себя точно также, 

как и при отказе датчика положения дросселя. Шаговый мотор устанавливается в положение 120 шагов. 

Показания датчика массового расхода воздуха заменяются значениями из аварийной таблицы (на основе 
показаний датчика положения дросселя и рассчитанных оборотов двигателя). Топливоподача рассчиты-

вается по этим значениям с параметром обогащенного состава топливной смеси. 

•  Резервный режим при отказе датчика детонации заключается в изменении режимных углов опережения 

зажигания. Система использует аварийную таблицу (пониженных) углов опережения зажигания. 

•  При  выходе  из  строя  датчиков  массового  расхода  и  датчика  положения  дросселя  двигатель  способен 

заводиться и работать, но передвигаться на таком автомобиле очень нелегко. 

 

В  ближайшее  время  планируется  встроить  в  программное  обеспечение  блока  управления  модуль 

диагностики пропусков воспламенения в цилиндрах двигателя. При недопустимом проценте пропусков вос-

пламенения в цилиндре двигателя этот цилиндр будет выведен из работы, управляющая программа запретит 
подачу топлива в него путем блокировки соответствующей форсунки. 

Переход на резервный режим работы системы всегда сопровождается включенной лампой «Проверь 

двигатель» и ухудшением ездовых качеств автомобиля.  
 

Средства и приборы для диагностики отечественных автомобилей с ЭСУД

 

Имеющиеся на рынке диагностические средства для обслуживания ЭСУД можно разделить на три 

категории: 
•  Сканеры кодов диагностики, 

•  Тестеры –сканеры, 

•  Мотор-тестеры. 

Сканеры  кодов  диагностики  позволяют  считывать,  распознавать  и  стирать  коды  неисправностей, 

определенные системой самодиагностики блока управления.  

Тестеры-сканеры могут обеспечить визуализацию системных параметров электронного блока, опре-

деляющих  работу  двигателя,  вплоть  до  системных  переменных,  позволяющих  судить  о  работе  алгоритма 
управляющей программы. 

Мотор-тестеры (в нашем понимании) позволяют обеспечить сбор и отображение параметров рабо-

ты двигателя и автомобиля независимо от блока управления и обеспечить контроль выходных параметров 

исполнительных устройств, не контролируемых электроникой ЭСУД. 

 Совершенно понятно, что цены на приборы разных категорий отличаются на порядок и зависят от 

качества, полноты и сервисной поддержки производителя. 

Парадокс диагностики ЭСУД заключается в следующем: простую неисправность очень сложно оп-

ределить без простейшего тестера-сканера, сложная неисправность не диагностируется никакими имеющи-
мися на рынке приборами и может определяться лишь на основе знаний работы элементов системы и алго-

ритма управляющей программы блока управления.  

Ниже мы попытаемся дать разъяснения по алгоритмам работы электронного блока управления, по 

специфике работы исполнительных устройств и датчиков ЭСУД, по параметрам системы управления, кото-
рые можно отобразить с помощью тестера-сканера, основным неисправностям и признакам их проявления 

на различных режимах работы двигателя. 

Все дальнейшие рассуждения основываются на знаниях работы ЭСУД и управляющей программы 

блока управления и являются интеграцией опыта работы в области диагностики электронных систем управ-
ления двигателем. 

 

3.  Узлы и элементы ЭСУД 

 

 В этой части мы более подробно опишем работу элементов системы, связанные с ними возможные 

неисправности и методы их диагностики. К неисправностям элементов ЭСУД можно отнести и нарушения в 
цепях соединений этих элементов в системе. Зачастую плохой контакт в соединительных разъемах или по-

врежденном проводе может быть принят за неисправность работы узла или датчика системы.  

С описанием ЭСУД и ее составных элементов можно познакомиться в руководствах по диагностике 

и ремонту ЭСУД для автомобилей ВАЗ.  

 

 

А.М.Банов. Диагностика автомобилей ВАЗ 

23 

1.  Лампа «Проверь двигатель» 

Лампа «Проверь двигатель» располагается на панели приборов автомобиля и должна загораться по-

сле включения замка зажигания – это является признаком включения блока управления. Характерный щел-

чок должен сопровождать срабатывание главного реле. Через главное реле подается напряжение на основ-
ные элементы ЭСУД. После запуска двигателя, когда обороты двигателя превысили 1000 об/мин, лампа гас-

нет – ее выключает блок управления.  

 Система самодиагностики блока управления определяет неисправности в работе ЭСУД. О наличие 

любой неисправности блок управления сигнализирует водителю с помощью лампы «Проверь двигатель» - 
лампа загорается примерно через 40 сек после определения неисправности. 

Включенная  лампа  при  работающем  двигателе  не  означает,  что  неисправность  (диагностируемая 

текущая  ошибка)  имеет  место  в  данный  момент.  Лампа  может  гореть,  предупреждая  водителя  о  том,  что 

ошибка была определена ранее, и код ее занесен в память блока управления (сохраненная неисправность).  

Если ездовые качества автомобиля резко не ухудшаются, скорее всего, включение лампы говорит о 

сохраненной неисправности. Необходимо проверить код сохраненной неисправности и провести проверки 
в работе системы. Опыт показывает, что первое появление неисправности элемента системы или его цепей 

управления говорит о возможном отказе этого узла в ближайшее время. 
 

2.  Узел дроссельной заслонки 

На первый взгляд, узел дроссельной заслонки представляет собой несложное механическое устрой-

ство.  На  нем  располагается  датчик  положения  дроссельной  заслонки  и  шаговый  мотор  (регулятор  ХХ).  В 

комплексе этот узел должен соответствовать строгим техническим условиям. Отклонение характеристик узла 
дроссельной заслонки от этих ТУ существенно влияет на поведение двигателя в переходных режимах: раз-

гон, торможение, движение накатом, работа на режиме холостого хода, запуск двигателя. Исправность дат-
чика положения дроссельной заслонки и шагового двигателя не гарантируют правильную работу системы 

при некачественном исполнении механики и конструкции дроссельной заслонки. 

Узел дроссельной заслонки является в системе устройством, через которое водитель задает требуе-

мую скорость движения автомобиля. Нажимая на педаль дроссельной заслонки (газа), он изменяет пропуск-
ную способность впускного коллектора для подачи воздуха в двигатель.  

Вторая задача дроссельного узла заключается в поддержании байпасного канала (канал ХХ) в таком 

режиме,  чтобы  при  отказе  водителя  от  управления  дросселем  (выключение  КПП,  торможение,  движение 

накатом - во всех этих случаях дроссельная заслонка закрыта) этот канал обеспечивал необходимое наполне-
ние  двигателя  воздухом  для  поддержания  заданных  системой  оборотов  вращения  коленчатого  вала.  Этот 

режим реализуется с помощью шагового мотора, установленного в узле дроссельной заслонки. 

Некачественное исполнение узла дроссельной заслонки (несоответствие ТУ), как правило, вызывает 

следующие неисправности в работе: 
•  Медленное снижение оборотов двигателя после закрытия дроссельной заслонки. 

•  Двигатель глохнет при резком снижении нагрузки (выключение КПП, движение накатом). 
•  Затрудненный пуск горячего двигателя с закрытым дросселем. 

Перечисленные неисправности могут быть вызваны и другими причинами, например, сбоями в сис-

теме зажигания, топливоподачи, неисправностью датчика расхода воздуха. Но эти неисправности, если они 

есть, проявляются и на других режимах работы двигателя.  

 

3.  Датчик положения дросселя 

Располагается на узле дроссельной заслонки и определяет степень открытия дроссельной заслонки. 

Система использует показания датчика дроссельной заслонки для следующих режимов работы: 

•  На режиме пуска двигателя подача топлива корректиру-

ется по степени открытия дросселя (увеличивается при 

открытом  дросселе).  Но  при  открытии  дросселя  более 
90% система перестает подавать топливо в двигатель. В  

этом  режиме  можно  реализовать  продувку  двигателя 
при прокрутке стартером. 

•  В  рабочих  режимах  положение  дроссельной  заслонки 

0%  означает  выход  на  режим  холостого  хода.  В  этом 

случае  задача  системы – поддерживать  заданный  уро-
вень частоты вращения коленчатого вала в зависимости 

от  показаний  датчика  температуры  и  скорости  автомо-
биля.  Блок  управления  пытается  снизить обороты дви-

гателя,  управляя  режимом  блокировки  топливоподачи 
до  границы,  с  которой  включается  программный  регу-

 

 

А.М.Банов. Диагностика автомобилей ВАЗ 

24 

лятор холостого хода, обеспечивающий с помощью шагового мотора и угла опережения зажигания ста-

бильную работу двигателя на заданных оборотах. 

•  Во  время  движения  автомобиля,  при  показаниях  датчика  дроссельной  заслонки  выше  определенного 

значения, система с учетом оборотов двигателя обеспечивает мощностной режим топливоподачи. Рас-
чет времени открытия форсунки в зависимости от расхода воздуха определяется параметром обогаще-

ния состава топливно-воздушной смеси по таблицам, зашитым в памяти блока управления. 

•  В резервных режимах, при выходе из строя датчика массового расхода показания датчика дроссельной 

заслонки определяют наполнение цилиндров воздухом для расчета топливоподачи в двигатель и уста-
новки угла опережения зажигания. 

Нужно понимать, что система пользуется показаниями датчика положения дросселя не только для 

определения режима работы (холостой ход, мощностной режим, продувка двигателя при запуске, работа в 

резервных режимах), но и проводит коррекцию подачи  топлива в двигатель в зависимости от скорости из-
менения положения дроссельной заслонки (в аналогии с карбюратором – ускорительный насос). 

Ресурс  работы  датчиков  российских  производителей  оставляет  желать  лучшего.  Стирание  рези-

стивного слоя на внутренних контактах датчика может приводить к ряду сбоев в работе системы. Переход на 

бесконтактный датчик поможет выправить ситуацию.  

Как правило, показания датчика нарушаются в положениях, где он чаще всего и работает. Это нуле-

вое (или близкое к нему) положение дроссельной заслонки.  

Характерные сбои в работе системы при неисправном датчике дроссельной заслонки: 

•  Зависание оборотов холостого хода на уровне 1500-3000 в зависимости от температуры двигателя (Это 

резервный режим работы системы, он вызван неисправностью датчика, система в этом случае не регули-
рует обороты холостого хода). 

•  Резкие рывки при наборе скорости. Вызываются резкими провалами в показаниях положения дроссель-

ной заслонки  

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки достаточно хорошо определяется систе-

мой самодиагностики блока управления. При плохом датчике загорается лампа «Проверь двигатель» и в па-

мять блока заносится соответствующий код неисправности. Когда появляется такой код неисправности, а вы 
не заметили сбоев в работе системы, проверьте крепление датчика и его разъем. И будьте готовы к замене 

датчика через некоторое время. 

Если при наличии перечисленных неисправностей система самодиагностики не выдает кода неис-

правности  по  датчику  дроссельной  заслонки,  не  торопитесь  его  менять.  Признаки,  перечисленные  выше, 
скорее всего, вызваны другими причинами. 

 

 

4.  Шаговый мотор (регулятор ХХ) 

Шаговый  мотор  установлен  в  байпасном  канале  узла 

дроссельной  заслонки.  Положение  вала  шагового  мотора  оп-

ределяет  проходное  сечение  байпасного  канала,  необходимое 
для  устойчивой  работы  двигателя  при  закрытой  дроссельной 

заслонке. 

В  системе  управления  шаговый  мотор  выполняет  не-

сколько основных функций: 
•  Прогрев двигателя после запуска. Система определяет теп-

ловое состояние двигателя по датчику температуры охлаж-
дающей жидкости и автоматически устанавливает обороты 

холостого  хода  (минимальные  обороты  при  закрытой 
дроссельной  заслонке).  С  помощью  шагового  мотора  в 

этом случае задается такое сечение байпасного канала, при 
котором двигатель способен поддерживать эти обороты. 

•  При открытии дроссельной заслонки весь воздух в двигатель поступает через сечение дроссельной за-

слонки, а байпасный канал должен быть подготовлен к резкому закрытию дросселя и сбросу нагрузки 

(отключение КПП). Система отслеживает с помощью шагового мотора такое сечение байпасного канала 
(в  зависимости  от  оборотов  двигателя, скорости автомобиля и положения дроссельной заслонки) при  

котором  в  случае  сброса  нагрузки  должно  быть  обеспечено  плавное  снижение  оборотов  коленчатого 
вала до заданных оборотов холостого хода. 

•  Третьей функцией шагового мотора является компенсация контролируемой блоком управления нагруз-

ки (включение/выключение вентилятора, кондиционера и т.д.).  В  режиме холостого хода система кор-

ректирует положение шагового мотора до включения/выключения нагрузки.  Тем самым компенсирует-
ся мощность, подключаемой этой нагрузки (компенсирует провал оборотов в режиме  холостого хода). 

Шаговый  мотор  и  называют  регулятором  холостого  хода,  но  он  выполняет  лишь  перечисленные 

функции. Заданные обороты холостого хода в пределах ±50 об/мин поддерживаются в основном быстрым 

 

 

А.М.Банов. Диагностика автомобилей ВАЗ 

25 

контуром управления – регулятором по углу опережения зажигания. Раскачка оборотов в режиме холостого 

хода  зависит  именно  от  этого  контура  и  влияния  возмущений  в  системе  топливоподачи.  Шаговый  мотор 
определяет медленную составляющую в регулировании, отслеживая режимные переходы системы управле-

ния.  

Выход из строя шагового двигателя приводит к явным сбоям в системе: невозможность  работы дви-

гателя на холостом ходу, повышение оборотов ХХ, увеличивающихся по мере прогрева двигателя. Эти не-
исправности возникают и при неполадках в цепях управления шаговым мотором и могут быть определены 

при помощи тестера ДСТ-2М, который позволяет задавать положение шагового мотора как параметр блока 
управления.  

Выбрав режим управления исполнительными механизмами в тестере, нужно подвигать шаговый мо-

тор с помощью блока управления в ту или иную сторону. Если при этом обороты двигателя не изменяются, 

расход воздуха остается постоянным, а система определяет постоянное положение шагового мотора, неис-
правность шагового мотора или цепей его управления очевидна. 

 Проверка шагового мотора с помощью тестера может и не дать результата. Система будет правиль-

но отрабатывать ваши попытки закрыть или открыть байпасный канал. Но при этом при эксплуатации авто-

мобиля останутся зависания оборотов при отключении КПП и заглохания двигателя при движении накатом 
и невозможность запуска двигателя без помощи дроссельной заслонки. Появление в комплексе этих неис-

правностей говорит о неисправности шагового двигателя или его цепей управления. И даже при исправных 
цепях, шаговый мотор может просто неправильно выполнять команды системы управления. Вместо движе-

ния вперед отрабатывает движение назад или наоборот. Это можно наблюдать, если снять шаговый мотор и 
специальным  тестером  задавать  ему  движения  в  разные  стороны.  Алгоритм  управления  шагового  мотора 

достаточно  сложен,  и  сбои  в  его  работе  могут  быть  выявлены  только  специальным  тестером,  например, 
ДСТ-6C. 

 Блок управления может выдавать код неисправности шагового мотора, но не всегда это означает, 

что шаговый мотор или цепи его управления действительно вышли из строя. К сожалению, этот код может 

появиться и при исправном шаговом моторе. 

Прежде  чем  разбираться  с  шаговым  мотором,  убедитесь,  что  заданные  обороты  холостого  хода  в 

системе  выставляются  правильно  по  температуре  двигателя  и  режим  холостого  хода  определен  в  системе 
(положение дроссельной заслонки 0%). 

Совет:  Если  смазывать  механическую  часть  шагового  мотора  литолом,  то  он  работает  значительно  лучше  и 

дольше. После смазки плохой шаговый мотор часто восстанавливает свою работоспособность.   
 
 

5.  Датчик температуры охлаждающей жидкости 

Этот  датчик – самый  надежный  из  всех  датчиков 

системы российского производства. По этому датчику сис-

тема определяет тепловое состояние двигателя и принимает 
решение  о  коррекции  параметров  (обороты  ХХ,  обогаще-

ние  подачи  топливной  смеси,  угол  опережения  зажигания, 
включение - выключение вентилятора и т.д.). 

 Показатель температуры двигателя на панели при-

боров  автомобиля  не  имеет  отношения  к  этому  датчику,  и 

его  показания  могут  не  совпадать  с  показаниями  тестера, 
поскольку  температура  в  этом  случае  определяется  другим 

датчиком,  установленным  в  рубашке  двигателя,  а  также  за-

висит от состояния самой панели управления.  

Выход из строя датчика температуры приводит к целому набору неисправностей в автомобиле, от 

явной невозможности запустить двигателя до непонятного повышения расхода топлива. 

Не торопитесь менять датчик температуры, тем более что выход его из строя легко проверяется сис-

темой самодиагностики. Неисправности, связанные с датчиком температуры – несвоевременное включение 

или  просто  невключение  вентилятора  (тосол  кипит),  медленный  прогрев  двигателя  (повышенный  расход 
топлива) – зачастую имеют другие причины: выход из строя термостата, негерметичность системы охлажде-

ния (пробка на расширительном бачке не герметична), плохое качество тосола, неисправность цепей управ-
ления вентилятора и т.д. 

 Если  отсоединить  разъем  датчика  на  работающем  двигателе,  то  система  управления  перейдет  на 

резервный режим работы по температуре, при котором будет включен вентилятор охлаждения (одна из бы-

стрых проверок цепи управления вентилятором).  

Если запускать двигатель с отключенным датчиком температуры, то нужно учитывать, что система в 

этот момент температуру считает нулевой, по мере работы такого двигателя система управления сама выстав-
ляет температуру (увеличивает) в зависимости от времени работы, вентилятор при этом будет всегда вклю-

чен.  Пуск  горячего или холодного (с температурой ниже 10 градусов) двигателя с отключенным датчиком 
температуры будет затруднительным. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..