Lada Granta Sport (2018 год). Руководство - часть 5

 

  Главная      Автомобили - ВАЗ     Lada Granta Sport (2018 год). Руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Lada Granta Sport (2018 год). Руководство - часть 5

 

 

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ 

СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

I (рис. 33) – ней траль ное  по-

ло же ние. Вклю чен  ближ ний  свет
фар,  если  пере клю ча те лем  наруж -
но го  осве ще ния  вклю чен  свет
фар.

II – вклю че ны  ука за те ли  ле-

во го  пово ро та. Нефик си ро ван -
ное  поло же ние.

III – вклю че ны  ука за те ли  ле-

во го  пово ро та. Фик си ро ван ное
поло же ние.

IV – вклю че ны  ука за те ли  пра -

во го  пово ро та. Нефик си ро ван -
ное  поло же ние.

V – вклю че ны  ука за те ли  пра -

во го  пово ро та. Фик си ро ван ное
поло же ние.

VI – на себя, пода ча  све то во го

сиг на ла. Вклю чен  даль ний  свет
фар,  неза ви си мо  от  поло же ния  пе-
ре клю ча те ля  наруж но го  осве ще -
ния.  Нефик си ро ван ное  поло же ние.

VII – от себя, вклю чен  даль ний

свет фар, если  пере клю ча те лем
наруж но го  осве ще ния  вклю чен  свет
фар.  Фик си ро ван ное  поло же ние.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ

СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЕЙ

Сте кло очи сти те ли 

ветро во го

сте кла  вклю ча ют ся  при  пере во де
ключа  в  выклю ча те ле  зажи га ния  в
поло же ние  I

I (рис. 34) – ней траль ное

поло же ние. Очи сти те ли  и  омы ва -
те ли  сте кол  выклю че ны.

II – вклю чен  пре ры ви стый  ре-

жим  рабо ты  очи сти те ля  ветро -
во го  сте кла. 
Нефик си ро ван ное
поло же ние.

III – вклю чен  пре ры ви стый

режим  рабо ты  очи сти те ля  вет-
ро во го  сте кла.  
Фик си ро ван ное
поло же ние.

IV – вклю че на  малая  ско рость

очи сти те ля  ветро во го  сте кла.
Фик си ро ван ное  поло же ние.

V – вклю че на  боль шая  ско -

рость  очи сти те ля  ветро во го  сте -
кла. 
Фик си ро ван ное  поло же ние.

VI – на себя, вклю чен  омы ва -

тель  ветро во го  сте кла. Нефик -
си ро ван ное  поло же ние.

VII* – от себя, вклю чен  очи сти -

тель задне го сте кла (в  вари ант -
ном  испол не нии). 
Фик си ро ван -
ное  поло же ние.

VIII* – от себя, вклю чен  очи сти -

тель и омы ва тель задне го сте -
кла (в  вари ант ном  испол не нии).
Нефик си ро ван ное  поло же ние.

67

Рис.  33.  Рычаг  пере клю ча те ля 

све то вой  сиг на ли за ции

Рис.  34.  Рычаг  пере клю ча те ля 

сте кло очи сти те лей

10

Р.Э. LADA GRANTA

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В  пре ры ви стом  режи ме  рабо ты

очи сти тель дела ет ход щеток один
раз в нес коль ко секунд с постоян -
ным  интер ва лом,  неза ви си мо  от
нали чия капель на ветро вом сте кле.

В  вари ант ном  испол не нии на

авто мо би ли  уста на вли ва ет ся  си-
сте ма  авто ма ти че ско го  упра вле -
ния  очи сти те лем  ветро во го  сте кла
(систе ма  очист ки),  кото рая  позво -
ля 

ет вклю 

чать и выклю 

чать очи 

-

сти тель  авто ма ти че ски  в  зави си -
мо сти от нали чия капель дождя на
ветро вом  сте кле  авто мо би ля.

Систе ма  очист ки  рабо та ет  толь -

ко  при  вклю чен ном  зажи га нии.

Для  вклю че ния  систе мы  очист ки

необхо ди мо  пере клю ча тель  чув -
стви тель но сти  дат чи ка  дождя  1  (см.
рис.  35),  рас по ло жен ный  за  зер ка -
лом задне го вида в наклад ке дат чи -
ка  пере ве сти  из  поло же ния  в лю-
бое  дру гое  поло же ние  от  до  4**
а  рычаг  пере клю ча те ля  сте кло очи -
сти те лей  пере ве сти  в  поло же ние  III
(пре ры ви стый  режим  рабо ты).  При
этом  щетки  очи сти те ля  дела ют
один ход, после чего будут вклю ча -
ть ся  или  выклю ча ть ся  в  зави си мо -

сти от коли 

че 

ства капель дождя,

попа дающих на ветро вое сте кло.

Если систе ма очист ки уже была

вклю че на,  то  при  вклю че нии  зажи -
га 

ния щетки также дела 

ют один

ход  и  систе ма  очист ки  вклю ча ет ся
в рабо ту.

При  обна ру же нии  неис прав но -

сти  систе ма  очист ки  авто ма ти че -
ски пере хо дит в режим «руч но го»
упра вле ния  сте кло очи сти те лем.

Чтобы  выклю чить  авто ма ти че -

скую систе му очист ки и перей ти в
режим  «руч но го»  упра вле ния  сте -
кло очи сти те лем,  нужно  пере клю -
ча тель  чув стви тель но сти  дат чи ка
дождя  пере ве сти  в  поло же ние  0
(край нее левое поло же ние). В этом
режи ме  осу щест вля ет ся  руч ное
упра вле ние  уста нов кой  рыча га  пе-
ре клю ча те ля  сте кло очи сти те лей  в
соот вет ствую щее  поло же ние. 

При выключении зажигания

работа стеклоочистителя прекра-
щается, щетки могут остановиться
не в парковом положении. Для
перевода щеток в парковое поло-
жение необходимо включить за-
жигание и перевести рычаг пере-
ключателя стеклоочистителя в
положение I.

Если оставить рычаг переклю-

чателя стеклоочистителя не в по-
ложении  и выключить зажигание
на время более минуты, то после
включения зажигания стеклоочи-
ститель не управляется до изме-
нения положения рычага или до
включения стеклоомывателя.

Для  устра не ния  разво дов,  на-

ле та дорож ной соли или элемен -
тов  дорож но го  покры тия  перио ди -
че 

ски очи 

щай 

те щетки и сте 

кла

жид ко стью  из  бачка  омы ва те ля.
Нали чие жира, воска, насе ко мых и
т.п. на ветро 

вом сте 

кле может

при ве сти  к  нерав но мер ной  рабо те
сте кло очи сти те лей  и  появле нию
гряз ных разво дов на сте кле. Если
разво ды  не  уби ра ют ся  после  на-
не се ния  жид ко сти  из  бачка  омы -
ва те ля,  почи сти те  вне шнюю  сто -
ро 

ну сте 

кла и щетки мяг 

кой тка 

-

нью  с  исполь зо ва ни ем  спе циаль -
ных мою щих средств. После очист -
ки про мой те сте кло и щетки водой.

Во избежание выхода из строя

стеклоочистителей, перед их вклю-
чением в зимнее время года после
длительной стоянки при обильных
осадках, необходимо очистить
стекла от снега.

68

*  Для автомобилей с кузовом «хэтчбек», на автомобиле с кузовом «седан» не используется.

**    Пре дус мо тре на  4-сту пен ча тая  регу ли ров ка  чув стви тель но сти  дат чи ка  дождя.  Самая  высо кая  чув стви тель ность  при

уста нов ке  пере клю ча те ля  по  часо вой  стрел ке  в  край нее  пра вое  поло же ние  4.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВНИМАНИЕ!

1.  Во  избе жа ние  пов реж де ний

не  вклю чай те  очи сти тель  ветро -
во го сте кла при откры том капо те.

2. Не сле ду ет вклю чать сте -

кло очи сти тель  в  слу чае,  если
ветро 

вое сте 

кло сухое. Это

может при 

ве 

сти к появле 

нию

цара 

пин на сте 

кле или пов 

ре 

-

дить щетки. Перед вклю че ни ем
сте кло очи сти те лей  при  сухом
сте кле 

всег да 

исполь зуй те

омы ва тель  сте кол.

3. Если щетки при 

мер 

зли к

сте 

клу, то перед включением

стеклоочистителя следует сна-
чала включить обогрев ветрового
стекла (см. раздел «Отопление и
вентиляция салона»). Попытка
включения стеклоочистителей
при примерзших к стеклу щетках
может привести как к поврежде-
нию резиноленты щеток, так и к
преждевременному износу при-
вода стеклоочистителя.

4. Не очи щай те щетки бензи -

ном или раство ри те лем, это при -
ве дет  к  пов реж де нию  щеток.

ВНИМАНИЕ!

После прекращения подачи

омывающей жидкости из жик-
леров не допускается повтор-
ное включение насоса омыва-
теля. Использовать систему
омыва стекол повторно можно

после заполнения бачка омы-
вающей жидкостью (см. под-
раздел «Система омыва сте-
кол» в разделе «Техническое
обслуживание и текущий ре-
монт автомобиля»).

ДАТ ЧИК  ДОЖДЯ

И ОСВЕЩЕННОСТИ

В  вари ант ном  испол не нии

авто мо би ли  осна ща ют ся  сов ме -
щен 

ным дат 

чи 

ком дождя и осве 

-

щен но сти,  кото рый  рас по ло жен  на
ветро вом 

сте кле 

за 

зер ка лом

задне го вида (рис. 35).

ВНИМАНИЕ!

Для корректной работы авто-

матических систем управления
очистителем ветрового стекла
и внешним освещением необ-
ходимо соблюдать чистоту вет-
рового стекла в зоне «Датчика
дождя и освещенности» и сле-
дить за состоянием щеток
стеклоочистителя.

Автоматическое управление

очистителем ветрового стекла

В вариантном исполнении на

автомобили устанавливается сис-
тема автоматического управления

очистителем ветрового стекла
(система очистки), которая позво-
ляет включать и выключать очи-
ститель автоматически в зависи-
мости от наличия капель дождя на
ветровом стекле автомобиля.

ВНИМАНИЕ!

Рекомендуется пользоваться

автоматической системой уп-
равления очистителем ветро-
вого стекла только в условиях
сырой погоды из-за чувстви-
тельности системы к частицам
грязи, тумана, снега, антиголо-
ледной соли, что может выз-
вать срабатывание системы
при сухом стекле.

69

Рис. 35. Дат чик дождя 

и  осве щен но сти

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ

(рис. 36) – выклю че но. Поло -

же ние  фик си ро ван ное.  Ключ  вы-
ни ма ет ся.

При  выну том  ключе  сра ба ты ва -

ет  меха низм  запи раю ще го  меха -
ни че ско го  про ти воу гон но го  уст-
рой ства.  Для  пол но го  бло ки ро ва -
ния  вала  руле во го  упра вле ния
повер ни те  руле вое  коле со  впра во
или влево до щелч ка. 

Для  выклю че ния  меха ни че ско го

про ти воу гон но го  устрой ства  вставь-
те ключ в выклю ча тель зажи га ния
и,  слег ка  пово ра чи вая  руле вое
коле со  впра во-влево,  пере ве ди те
ключ в поло же ние I.

– зажи га ние. Поло же ние  фик -

си ро ван ное.  Ключ  не  выни ма ет ся.

II – стар тер. Поло же ние  нефик -

си ро ван ное. Авто ма ти че ский  воз -
врат ключа в поло же ние I. Ключ не
выни ма ет ся.

Если двигатель не начнет ра-

ботать с первой попытки пуска,
переведите ключ из положения I
в положение и примерно через
40 секунд повторите попытку пуска.

ВНИМАНИЕ!

Не удер жи вай те ключ в поло -

же нии II более 10 секунд.

Выклю ча тель  зажи га ния  со-

дер жит  меха низм  бло ки ров ки
пов тор но го  вклю че ния  стар те -
ра, кото рый не позво ля ет пов -
тор но пере ве сти ключ из поло -
же ния  I  «Зажи га ние»  в  поло же -
ние II «Стар тер».

Для 

пов тор но го 

перево да

ключа из поло же ния I «Зажи га -
ние» в поло 

же 

ние II «Стар 

тер»

необхо ди мо  сна ча ла  ключ  пе-
ре ве сти  в  поло же ние  0  «Выклю -
че 

но», а затем пов 

то 

рить по-

пыт ку.

Пре ду преж де ние

Кате го ри че ски  запре ща ет ся

выклю чать  зажи га ние  и  выни -

мать ключ из выклю ча те ля за-
жи га ния  во время дви же ния –
это  при во дит  к  рез ко му  уве ли -
че нию  уси лия  нажа тия  педа ли
тор мо за  и  бло ки ро ва нию  руле -
во го  упра вле ния.

Если  зажи га ние  выклю че но,  а

ключ  оста влен  в  выклю ча те ле  за-
жи га ния,  то  при  откры ва нии  двери
води те ля  зум мер  изда ет  непре -
рыв ную  зву ко вую  трель,  пре ду -
преж дая  об  оста влен ном  ключе 
в  выклю ча те ле  зажи га ния.

Если  зажи га ние  выклю че но  и

ключ вынут из выклю ча те ля зажи -
га ния,  но  оста лись  вклю чен ны ми
лампы габа 

рит 

ных огней, то при

откры ва нии  двери  води те ля  зум -
мер  изда ет  два  пре ры ви стых  зву -
ко вых  сиг на ла,  пре ду преж дая  об
оста влен ном  вклю чен ным  наруж -
ном  осве ще нии.

70

Рис.  36.  Выклю ча тель  зажи га ния

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

РЫЧАГ 

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

В МЕХАНИЧЕСКОЙ 

КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ

Схема  поло же ний  рыча га  пере-

ключения передач в механической
коробке передач нане се на свер ху
на его рукоят ке (рис. 37 или 37а):

1, 2, 3, 4, 5 – пер вая, вто рая,

третья, четвер тая, пятая пере да чи.

–  пере да ча  задне го  хода.
Ней траль ное  поло же ние  –

между третьей и четвертой пере-
дачей.

Перед  пуском  дви га те ля  убе -

ди 

тесь, что рычаг пере 

клю 

че 

-

ния пере 

дач нахо 

дит 

ся в ней 

-

траль ном  поло же нии.

Авто мо биль  снаб жен  меха ни че -

ской  бло ки ров кой  линии  выбо ра
пере да чи задне го хода. Для дви -
же ния  задним  ходом  оста но ви те
авто мо биль,  наж ми те  на  педаль
сце пле ния,  выдер жав  паузу  (не
менее 3 секунд), «уто пи те» рычаг
пере клю че ния  пере дач  вниз  до
упора, затем отве ди те рычаг вле-
во до упора и пере ме сти те его впе -
ред  по  ходу  дви же ния  авто мо би ля.

Если  вклю чить  пере да чу  не

удает 

ся, вер 

ни 

те рычаг в нейт-

раль ное  поло же ние,  отпу сти те  пе-
даль  сце пле ния,  затем  выж ми те
сце пле ние  снова  и  пов то ри те  по-
пыт ку  вклю че ния  пере да чи.

Обра щай те  вни ма ние  на  пол ное

выклю че ние  сце пле ния  при  пере -
клю 

че 

нии пере 

дач, для чего пе-

даль  сце пле ния  сле ду ет  отжи мать
до упора. Иначе  воз мож но  за-
труд не ние  при  пере клю че нии
пере дач  и  повы ше ние  изно са
син хро ни за то ров.

Вклю че ние  пере дач  перед не го

хода  про из во ди те  соглас но  схеме
на рукоят ке, не при ла гая к рыча гу
пере клю че ния  пере дач  излиш них
уси лий, а также уси лий, спо соб ных
при ве сти  к  «ута пли ва нию»  рыча га.

В вариантном исполнении

механическая коробка передач
имеет тросовый привод управ-
ления, схема которого показана на

рисунке 37а. Для включения пере-
дачи заднего хода отведите рычаг
переключения передач из нейтраль-
ного положения вправо до упора и
переместите его назад по ходу
движения автомобиля до упора.

Обращайте внимание на полное

включение задней передачи, дли-
на хода полного включения задней
передачи аналогична ходам вклю-
чения в этом же направлении 2 и 4
передач. Только после полного
включения задней передачи от-
пускайте педаль сцепления и на-
чинайте движение задним ходом.
Эксплуатация автомобиля с недо-
включенной задней передачей
может привести к повреждению
деталей коробки передач.

71

Рис. 37а. Рычаг 

пере клю че ния  пере дач 

в механической коробке передач

(в вариантном исполнении)

Рис. 37. Рычаг 

пере клю че ния  пере дач 

в механической коробке передач

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВНИ МА НИЕ!

Пере да чу  задне го  хода  вклю -

чай те толь ко после пол ной ос-
та нов ки  авто мо би ля.

Включение задней передачи

производится только на непод-
вижном автомобиле и не раньше,
чем через три секунды после
выжимания педали сцепления.

В  про цес се  дви же ния  не  дер -

жи те руку на рукоят ке пере клю -
че ния пере дач, это может при -
ве сти  к  пов реж де нию  и  преж де -
вре мен но му  изно су  дета лей
пере клю че ния  пере дач  (не  при -
кла ды вай те  уси лия  к  рукоят ке
рыча га  короб ки  пере дач).

РЫЧАГ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ В АВТОМАТИЧЕСКОЙ

КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ 

(в вариантном исполнении)

Переключение режимов авто-

матической коробки передач (АКП)
осуществляется перемещением
рычага переключения передач в
продольном направлении (рис.
37б), в зависимости от желаемого
направления движения. Для раз-
блокировки рычага необходимо
нажать кнопку фиксации на ру-
коятке рычага переключения пе-
редач. При перемещении рычага
из положения в положение и
обратно, а также из положения в
положение  2, и далее, в положе-
ние кнопку фиксатора можно не
нажимать. Выбранный режим ин-
дицируется на жидкокристалличе-
ском индикаторе в комбинации
приборов. Индикация положения
рычага переключения передач,
изображённая на декоративной
накладке рядом с рычагом, пока-
зана как справочная и в движении
не используется. 

На рисунке 37в показана педаль

акселератора и педаль тормоза 1.
При установке автоматической ко-
робки передач педаль сцепления
отсутствует.

Положения рычага:
Р 
(стоянка) – используется для

исключения качения автомобиля
на стоянке либо при пуске двига-
теля. При этом стояночный тормоз
может быть включён или вы-
ключен.

(задний ход) – передача зад-

него хода. Может быть включена
только после полной остановки
автомобиля, при работе двигателя
на холостом ходу.

(нейтральная передача) – ис-

пользуется при пуске двигателя на
стоянке одновременно с вклю-
чённым стояночным тормозом.
Кроме того, данное положение

72

Рис. 37в. Педали 

при автоматической 

коробке передач

Рис. 37б. Рычаг 

пере клю че ния  пере дач 

в автоматической коробке передач

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

рычага переключения передач
можно использовать для пуска
двигателя при внезапной его ос-
тановке во время движения, но
без использования стояночного
тормоза.

ВНИ МА НИЕ!

Если, находясь в движении,

Вы случайно перевели рычаг
переключения передач в поло-
жение N, дайте двигателю сба-
вить обороты, прежде чем
включить режим D (включается
без нажатия кнопки фиксатора)
и вновь разогнаться.

(вождение) – используется

для трогания и вождения в авто-
матическом режиме переключе-
ния передач. В этом режиме для
того, чтобы быстро совершить об-
гон или преодолеть значитель-
ный подъём, нажмите до упора на
педаль акселератора. При этом
коробка передач автоматически
переключится на низшую переда-
чу в зависимости от текущей
скорости движения автомобиля.

(вторая передача) – исполь-

зуется при движении на подъём и
для эффективного торможения
двигателем.

(низшая передача) – исполь-

зуется при преодолении крутых
подъёмов на малой скорости, а
также при движении в тяжёлых до-
рожных условиях (песок, глубокая
грязь и т. п.). Кроме того, эта пере-
дача обеспечивает самое эффек-
тивное торможение двигателем на
крутых спусках.

О/D – кнопка «ОверДрайв».

Используется для экономичного
режима движения.

Более подробную информацию

об управлении автомобилем с
автоматической коробкой передач
смотрите в разделе «Особенности
управления автомобилем с авто-
матической коробкой передач».

ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ

ТРАНСМИССИЕЙ (АМТ)

Трансмиссия АМТ основана на

базе пятиступенчатой механиче-
ской коробки передач 2180, уп-
равление процессами переключе-
ния передач осуществляется син-
хронной работой двух электроме-
ханических актуаторов, которые, в
свою очередь, управляются конт-
роллером трансмиссии TCU.

Актуатор переключения уста-

новлен на месте взамен штатного
тросового механизма переклю-
чения.

Автомобиль с трансмиссией

АМТ не имеет педали сцепления,
все процессы оперирования сцеп-
лением автоматизированы, обес-
печиваются электрическими сиг-
налами и отрабатываются актуа-
тором сцепления.

Все режимы трансмиссии ин-

дицированы буквенными обозна-

чениями на деко-
ративной крышке
селектора и дуб-
лированы в циф-
ровом виде на
электронном таб-
ло комбинации
приборов:

73

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Индикация режима работы:

N R A M .

Индикация включенной пере-

дачи режима работы: 1 2 3 4 5

Индикация всех режимов,

кроме  R, производится одновре-
менно с номером включенной пе-
редачи, например:

или

Педальный узел автомобиля с

трансмиссией АМТ управляется
исключительно правой ногой.

Трансмиссия, помимо задней

передачи, обозначенной R, имеет
два основных режима движения:

– автоматический А, при кото-

ром, в зависимости от скорости дви-
жения оборотов двигателя и других
параметров, осуществляется пол-
ностью автоматическое переключе-
ние передач без участия водителя;

– мануальный режим М осу-

ществляется водителем легким
касанием контактов селектора в
положениях:

– повышение передач,
– – понижение передач.
Управление селектором легкое,

с фиксированными положениями
режимов, кроме касаний на повы-
шение или понижение передач в
режиме М (и –).

Запуск двигателя возможен

только в нейтральном положении
N  и при нажатой педали тормоза.
Это требование безопасности и в
любых других положениях селек-
тора двигатель не запустится.

При повороте ключа зажигания

возможна задержка запуска двига-
теля  2–3 секунды, это связано с
процедурой инициализации систе-
мы управления трансмиссией.

Движение возможно после

перевода селектора в положение А
или М при нажатой педали тормо-
за. При нажатии на педаль акселе-
ратора сцепление включается и
автомобиль начинает движение.
Если педаль акселератора не
нажимается, автомобиль не трога-
ется, но может свободно катиться,
несмотря на включенный режим
движения и включенную передачу.
Режима ползучести трансмиссия
АМТ не имеет конструктивно.

Если после запуска двигателя

перевести селектор в положение
М, включится 1 передача. Далее
можно переключать передачи в
ручном режиме. Переключение
повышающих передач на режиме
М в обычных эксплуатационных
режимах осуществляется только
водителем последовательно 1-2-
3-4-5 и в обратном порядке.

Будьте внимательны, при трога-

нии и движении на первой переда-

че можно достигнуть максималь-
ных оборотов двигателя, это вы-
полнено специально с целью за-
езда на крутые и затяжные подъе-
мы, используя только первую
передачу. При достижении макси-
мальных оборотов двигателя на
второй и всех остальных переда-
чах, система переключит передачу
на повышающую с целью пред-
отвращения повреждения двига-
теля. Понижение передач при по-
нижении скорости осуществляет-
ся автоматически в зависимости
от снижения скорости. Режим М
позволяет проводить комбиниро-
ванное торможение автомобиля
рабочим тормозом и двигателем
последовательным переключени-
ем передач на более низшие.

На всех режимах движения

ощущаются задержки, обуслов-
ленные работой системы синхро-
низации коробки передач в про-
цессе переключения. Режим А
настроен на максимально ком-
фортный стиль вождения, и за-
держки несколько более длитель-
ны, чем на режиме М.

Режим А и М обладает функци-

ей резкого ускорения kick-down,
он активируется в зависимости от
интенсивности нажатия на педаль
акселератора, на режиме М она
более замедленна.

74

А

1

М

1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В движении возможно перево-

дить рычаг селектора из положе-
ния  А в положение М и обратно.
Если требуется выбрать само-
стоятельный режим переключения
или в процессе движения на режи-
ме  А требуется предваритель-
но перейти на более низшую пе-
редачу (например, при обгоне 
с выездом на встречную полосу
движения), можно включить ре-
жим М, совершить маневр и после
этого вернуться обратно в режим
А, при этом система включит соот-
ветствующую скорости передачу.
Аналогичную смену режима дви-
жения с А на  М возможно прово-
дить при движении на затяжных
подъемах в гору.

При переключении рычага из

положения А в положение в дви-
жении система заблокирует вклю-
чение передачи заднего хода. При
этом индикатор символа режима
будет мигать, указывая водите-
лю, что данное переключение не-
возможно.

Для исключения случаев полом-

ки трансмиссии система во всех
случаях не позволит включить не
соответствующую скорости пере-
дачу.

В случае необходимости рас-

качивания автомобиля, например,
при буксовании, возможно пере-
ключение режимов – А и наобо-

рот через N, но без задержки в N
и без нажатия педали тормоза при
условии, что скорость не превы-
шает 3 км/ч. При скорости выше 3
км/ч 
переключение с А на или с
на А только при нажатии на тор-
моз. Для успешного включения
передачи заднего хода в ряде слу-
чаев необходимо выждать 8 сек.
для успешной отработки системой
функции обеспечения включения
задней передачи.

Выключать зажигание можно в

любом положении селектора. При
этом в положении автомобиль
может катиться и его можно бук-
сировать, в других положениях
селектора автомобиль останется
на выбранном режиме (– на зад-
ней передаче, А и  М – на первой
передаче) и сцепление замкнуто.
В любом случае, в зависимости от
уклона, необходимо обеспечить
предупреждение самопроизволь-
ного качения автомобиля ручным
тормозом.

При въезде на крутые подъе-

мы при малой скорости (такие,
как паркинги эстакады) следует
учесть, что при снижении оборо-
тов двигателя ниже минимальных
(650 мин

-1

) сцепление выключится

автоматически, чтобы избежать
остановку двигателя. На уклоне
это может привести к скатыванию
автомобиля вниз. В данном случае

необходимо обеспечивать движе-
ние с оборотами двигателя, пре-
вышающими минимальные.

При разряженной АКБ запуск

двигателя от колес буксировкой
возможен. Для этого требуется
ускорить автомобиль на нейтрали
до скорости выше 7 км/ч толь-
ко потом переключить селектор в
положение  А. Контроллер транс-
миссии зарегистрирует скорость
и активирует функцию запуска с
колес.

Включение индикатора «шесте-

ренка» в комбинации приборов
указывает на неисправность транс-
миссии. В этом случае необходи-
ма диагностика системы АМТ спе-
циализированным диагностиче-
ским оборудованием. Переклю-
чения при этом могут быть неком-
фортабельными, очень замедлен-
ными или резкими.

При перегреве сцепления инди-

катор  «шестеренка» работает в
мигающем режиме и дополни-
тельно сцепление пульсирует в
процессе трогания, чтобы пре-
дупредить водителя. В этом слу-
чае, после остывания сцепления,
лампочка погаснет при повторном
запуске двигателя. Если это не
произошло, также необходимо
провести диагностику системы
АМТ специализированным диаг-
ностическим оборудованием.

75

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

76

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ

ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ

САЛОНА

В  вари ант ном  испол не нии

авто мо биль 

может 

ком плек то -

вать ся  либо  ото пи тель но-вен ти ля -
ци он ной,  либо  кли ма ти че ской  ус-
та нов кой.

1 – рукоятка переключателя

режимов работы вентилятора
отопительно-вентиляционной
установки. 

2 – рукоятка задатчика тем-

пературного режима отопи-
тельно-вентиляционной уста-
новки. 

3 – рукоятка управления ре-

жимом рециркуляции. 

4 – рукоятка управления рас-

пределителем воздушных по-
токов.

Ото пи тель но-вен ти ля ци он ная

уста нов ка  авто мо би ля  пред наз на -
че на для соз да ния в сало не ком -
форт ной  тем пе ра ту ры  воз ду ха,
зна че ние  кото рой  регу ли ру ет ся
бло ком  упра вле ния  систе мой  вен -
ти ля ции  и  ото пле ния  (рис.  38).
Одна ко она не может обес пе чить 
в  сало не  тем пе ра ту ру  ниже,  чем
имеет наруж ный воз дух.

В  вари ант ном  испол не нии в

короб ке  воз ду хо при то ка  ото пи -
тель но-вен ти ля ци он ной  уста нов ки

нахо дит ся 

воз душ ный 

фильтр,

кото рый  пред наз на чен  для  очист -
ки  воз ду ха,  посту паю ще го  в  салон
авто мо би ля,  от  пыли,  цве точ ной
пыль цы,  копо ти  и  мел ких  насе ко -
мых. Заме на филь тра и про чист ка
дре наж но го  отвер стия  в  щитке
перед ка  про из во дит ся  у  дилера
LADA через каж дые 15 000 км (при
эксплу а та ции 

по 

запы лен ным

доро гам  –  по  необхо ди мо сти).

Пре ду преж де ние

Пра виль ное  поль зо ва ние  ор-

га на ми  упра вле ния  ото пи тель -
но-вен ти ля ци он ной  уста нов ки  в
соот вет ствии  с  изло жен ны ми
ниже  реко мен да ци ями  позво -

ля ет  повы сить  безо пас ность
дви 

же 

ния за счет быстрой

очист ки сте кол от снега и льда, а
также  устра не ния  запо те ва ния.

Пом 

ни 

те – быстрая очист 

ка

сте кол  и  наи бо лее  эффек тив -
ное  ото пле ние  сало на  воз мож -
ны толь 

ко при пол 

но 

стью про 

-

гре том  дви га те ле!

Рукоят ка  3 рыча га  упра вле ния

заслон кой  рецир ку ля ции  слу жит
для пода чи в салон наруж но го воз -
ду 

ха, при этом она нахо 

дит 

ся в

край нем  левом  поло же нии

,

а при поло 

же 

нии рукоят ки  3 в

край нем  пра вом  поло же нии
пере кры ва ет ся  пода ча  наруж но го
воз ду ха  в  салон  авто мо би ля  (ре-
жим  рецир ку ля ции).  Этот  режим
может быть исполь зо ван при про-
езде тоннеля или при движении в
«пробке» для исключения попада-
ния в салон воздуха, насыщенного
отработанными газами, а также
для быстрого прогрева воздуха в
салоне (например на стоянках).

Пре ду преж де ние

Режим  рецир ку ля ции  может

быть вклю чен толь ко на корот -
кое время, так как при этом све -
жий воз дух в салон не посту па -
ет, и сте 

кла могут запо 

те 

вать.

Рис. 38. Блок упра вле ния 

систе мой  вен ти ля ции  и  ото пле ния

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

77

Рис.  39a.  Напра вле ния  пото ков  воз ду ха  из  дефлек то ров  и  воз ду хо во дов

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2, 3 – сопла;
5, 6

– рычаги управления

соплами.

Рычагами  привода заслонок

регулируется интенсивность по-
дачи воздуха через центральные
сопла  и  путем изменения
положения заслонок вплоть до
полного их закрытия. А рычагами
направляющих лопаток цент-
ральных сопел меняется направ-
ление воздушного потока.

Для  уве ли че ния  пода чи  воз ду ха

в  салон  авто мо би ля  пере ве ди те
рукоят ку  1 пере клю ча те ля  режи -
мов  рабо ты  элек тро вен ти ля то ра
ото пи те ля в одно из четы рех поло -
же ний.  Поло же ние  «1» – мини 

-

маль ная  ско рость  пода чи  воз ду ха
в салон, поло 

же 

ние «2» и  «3» 

сред ние  ско ро сти,  а  поло же ние
«4» –  мак си маль ная.  В  поло же нии
пере клю ча те ля  вен ти ля тор  не
рабо та ет,  пода чи  све же го  воз ду ха
в салон нет. 

ВНИ МА НИЕ!

При  дви же нии  авто мо би ля  с

закрытыми окнами рекоменду-
ется включать вентилятор ото-
пительно-вентиляционной ус-
тановки для создания в салоне
избыточного давления (для
исключения попадания пыли
через неплотности кузова), а
также чтобы избежать запоте-
вания стекол.

Рукоят ка  4 блока  упра вле ния

служит для распределения подачи
воздуха и может быть установлена
в любое промежуточное положе-
ние (между описанными ниже сим-
волами) для более точной настрой-
ки распределения подачи воздуха.

Если  рукоят ка  4 уста но вле на

своей белой мет 

кой напро 

тив

сим во ла

,  воз дух  посту па ет  в

нижнюю часть сало на, в зоны ног
води те ля  и  пас са жи ров.

Если  рукоят ка  4 уста но вле на

своей  мет кой  напро тив  сим во ла

, воз 

дух посту 

па 

ет в нижнюю

часть сало на, в зоны ног води те ля
и пас са жи ров, а также через сопла
обду ва  ветро во го  сте кла  и  сопла
обду ва  сте кол  перед них  две рей.

Если  рукоят ка  4 уста но вле на

своей  мет кой  напро тив  сим во ла

, воз дух посту па ет через сопла

обду ва  ветро во го  сте кла  и  сопла
обду ва  сте кол  перед них  две рей.

Если  рукоят ка  4  уста но вле на

своей  мет кой  напро тив  сим во ла

, воз дух посту па ет через боко -

вые и цен траль ные сопла в верх -
нюю  часть  сало на  авто мо би ля  для
обду ва  води те ля  и  пас са жи ров.

Непо сред ствен ным  воз дей ст-

ви ем  на  дефлек то ры  сопел  1, 2, 3
и (рис.  39a)  регу ли ру ет ся  интен -
сив ность  пода чи  воз ду ха  путем
изме не ния  поло же ния  дефлек то -
ров вплоть до пол 

но 

го их зак 

ры 

-

тия. Откры тие нуж но го сопла про -
из во дит ся  нажа ти ем  на  спе циаль -
ное  углу бле ние  в  дефлек то ре.
Вра ще ни ем  дефлек то ра  регу ли -
ру ет ся  напра вле ние  воз душ но го
пото ка.

78

Рис. 39б. Центральные сопла

(в вариантом исполнении)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

РЕЖИМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ 

И ОТОПЛЕНИЯ

Вентиляция салона

Для  осу щест вле ния  вен ти ля ции

сало на (подачи в него неподогре-
того воздуха) необходимо сделать
следующее:

– в жаркую погоду проветрить

салон, для этого открыть на корот-
кое время окна и двери;

– рукоятку 4 (см. рис. 38) уста-

новить в зависимости от желаемо-
го направления потока;

– сопла 1, 2, 3 и 4 (см. рис. 39а

и 39б) отрегулировать по направ-
лению и интенсивности подачи
потока;

– рукоятку 1 переключателя

режимов работы электровентиля-
тора отопителя поставить на
желаемую скорость подачи возду-
ха в салон.

Пре дот вра ще ние 

запо те ва ния  сте кол

При высо кой влажности возду-

ха в салоне или снаружи автомо-
биля, например, во время интен-
сивного дождя, при длительном
использовании режима рецирку-
ляции воздуха, внутренние или

наружные поверхности стекол ав-
томобиля могут запотевать. Для
предотвращения запотевания внут-
ренних поверхностей стекол необ-
ходимо сделать следующее:

– рукоятку 3 (см. рис. 38) пе-

ревести в крайнее левое положе-
ние ;

– рукоятку 4 (см. рис. 38) уста-

новить в положение 

;

– сопла 1 и 4 (см. рис. 39a)

направить на соответствующие
боковые стекла в зону наибольше-
го запотевания;

– рукоятку 2 (см. рис. 38) уста-

новить в положение подачи макси-
мально теплого воздуха (красная
точка) в холодное  время года
(максимально холодного воздуха
в теплое время года, кроме того,
рекомендуется включать конди-
ционер при наличии);

– рукоятку 1 (см. рис. 38) по-

ставить на скорость в зависимо-
сти от степени запотевания сте-
кол.

ВНИМАНИЕ!

При мойке автомобиля нель-

зя включать вентилятор клима-
тической системы, что соответ-
ствует положению «0» рукоятки
1 (см. рис. 38).

Для предотвращения запотева-

ния наружных поверхностей сте-
кол необходимо воспользоваться
системой омыва и очистки стекол,
для очистки остальных  стекол
нужно припарковаться и восполь-
зоваться мягкой тканью для про-
тирки стекол.

Очист ка сте кол от снега и льда

Для быстрой очист ки ветрово-

го стекла и стекол передних две-
рей от снега и льда рекоменду-
ется сделать следующее:

– смести мягкой щеткой снег и

лед со стекол и воздухозаборника
перед ветровым стеклом (не ре-
комендуется использовать жест-
кие скребки для очистки стекол
ото льда во избежание появления
царапин на стеклах);

– рукоятку 2 (см. рис. 38)

установить в положение подачи
максимально теплого воздуха;

– рукоятку 4 установить в по-

ложение ;

– сопла 1 и 4 (см. рис. 39a)

направить на соответствующие
боковые стекла в зону наиболь-
шего обледенения;

– рукоятку 1 (см. рис. 38)

поставить на максимальную ско-
рость подачи воздуха в салон.

79

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Быстрый про грев сало на

Для  быстро го  про гре ва  сало на

реко мен ду ет ся  уста но вить  рукоят-
ки блока упра 

вле 

ния систе 

мой

вен ти ля ции  и  ото пле ния  в  сле дую -
щие  поло же ния:

– рукоят ку  2  (см. рис. 38) уста-

новить в положение подачи макси-
мально теплого воздуха;

– рукоятку 4 установить в поло-

жение ;

– рукоятку 1 переключателя

режимов работы вентилятора
отопителя поставить в положение
«3»;

– рукоятку 3 установить в край-

нее правое положение 

(ре-

жим рециркуляции) на непродол-
жительное время прогрева. Если
при этом происходит запотевание
или обмерзание стекол, то рукоят-
ку 3 установить в крайнее левое
положение (подача 

наруж-

ного воздуха).

Отопление салона

Для того, чтобы температура в

салоне (при подаче в него подо-
гретого воздуха) поддерживалась
на желаемом уровне, рекоменду-
ется сделать следующее:

– рукоятку 4 (см. рис. 38) уста-

новите в желаемое положение
направления потоков воздуха;

– рукоятку 1 установите в по-

ложение  «1» (либо более высокое
положение по желанию).

– рукояткой 2 установить же-

лаемую температуру в салоне.

ВНИМАНИЕ!

Чтобы обеспечить эффектив-

ную работу отопительно-венти-
ляционной установки, регуляр-
но очищайте от снега, льда и
листьев отверстия для забора
свежего воздуха, расположен-
ные перед ветровым стеклом.

Не допускайте повышения

влажности воздуха в салоне от
испарения воды и снега с ков-
ровых покрытий и резиновых
ковриков, очищайте их свое-
временно. Содержите стекла
автомобиля в чистоте, ведь на
грязных стеклах задерживает-
ся больше влаги, увеличивает-
ся время их оттаивания.

Не загромождайте выходные

отверстия для использованного
воздуха в боковой обивке ба-
гажного отделения.

При работе системы отопле-

ния в максимальном режиме не
рекомендуется открывать окна.

Безотказность работы управ-

ления отопительно-вентиля-
ционной системы обеспечива-
ется строгим соблюдением из-
ложенной последовательности
переключений ее рукояток.

После мойки автомобиля в

холодное время года при тем-
пературе окружающего возду-
ха ниже 0

0

С рекомендуется

включать вентилятор системы
вентиляции и отопления салона
переключателем 1 (см. рис. 38
и 40) на 3-4 скорость на время
около 2-3 минут.

Особенности управления 

климатической установкой

В вариантном исполнении

(см. рис. 40) климатическая уста-
новка имеет дополнительный ре-
жим кондиционирования, обес-
печивающий охлаждение воздуха,
подаваемого в салон автомобиля.
При этом логика и алгоритмы
управления, описанные выше для
системы вентиляции и отопления,
верны и для климатической уста-
новки с кондиционером. 

1 – рукоятка переключателя

режимов работы вентилятора
климатической системы.

80

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 – рукоятка задатчика тем-

пературного режима климати-
ческой системы. 

3 – кнопка управления режи-

мом рециркуляции.

4 – рукоятка управления рас-

пределителем воздушных по-
токов. 

5 – кнопка включения/выклю-

чения системы кондициониро-
вания. 

6 – кнопка включения/выклю-

чения электрообогрева ветро-
вого стекла (в вариантном ис-
полнении)
.

7 – кнопка включения/выклю-

чения автоматического режима

очистки ветрового стекла 
вариантном исполнении).

Режим кондиционирования

воздуха в салоне

Для включения функции охлаж-

дения (кондиционирования) при
закрытых окнах:

1. Включите зажигание (пустите

двигатель).

2. Включите вентилятор, уста-

новив  рукоятку 1 (см. рис. 40) 
в одно из положений «1»,  «2»,  «3»
или «4»

3. Нажмите на кнопку 5 вы-

ключателя кондиционера с симво-
лом 

. Контрольный световой

индикатор, расположенный на
кнопке, будет светиться зеленым
светом в течение всего времени
работы кондиционера.

4. Установите рукоятку 4 своей

меткой напротив символа 

или

в другое желаемое положение.

5.  Рукоятку 2 установите в

положение, соответствующее си-
ней зоне шкалы в зависимости от
желаемой степени охлаждения
воздуха (температура будет под-
держиваться автоматически в пре-
делах производительности клима-
тической установки и установлен-
ного допуска).

При включении кондиционера

удаление запотевания стекол ра-
ботает более эффективно, осо-
бенно при высокой влажности на-
ружного воздуха.

При работе кондиционера воз-

можно появление влаги под мо-
торным отсеком. Это нормально,
так как система кондиционирова-
ния автомобиля выводит сконден-
сированную на испарителе конди-
ционера влагу из салона.

Для выключения функции ох-

лаждения (кондиционирования)
повторно нажмите на кнопку 5,
световой индикатор погаснет.

ВНИМАНИЕ!

Кондиционер работает толь-

ко при работающем двигателе,
когда температура наружного
воздуха не ниже 5 

0

С и при уста-

новке рукоятки 1 в одно из поло-
жений «1», «2», «3» или «4» (т.е.
при включенном вен-тиляторе
климатической установки).

В положении 

рукоятки 4

хотя бы одно из сопел 1, 2, 3
или 4 (см. рис. 39а и 39б) долж-
но быть открытым, иначе теп-
лообменник охлаждения возду-
ха (испаритель) может обледе-

81

Рис. 40. Блок управления 

климатической системой

(в вариантном исполнении)

11

Р.Э. LADA GRANTA

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

неть и перекрыть подачу возду-
ха в салон.

При включении кондиционе-

ра возможно усиление шума
внутри салона, это связано с
запуском компрессора конди-
ционера и включением венти-
лятора охлаждения двигателя,
при стабилизации процесса
кондиционирования салона
уровень шума снижается.

Для установки желаемой тем-

пературы воздуха в салоне повер-
ните  рукоятку 2 (см. рис. 40) по
часовой стрелке для повышения,
против часовой стрелки для пони-
жения. Температура будет под-
держиваться автоматически в пре-
делах производительности клима-
тической установки и установлен-
ного допуска.

Особенности использования

режима рециркуляции воздуха

в салоне

Для ускорения охлаждения

(нагрева) воздуха в салоне реко-
мендуется на короткое время
включать режим рециркуляции,
для чего нажмите на кнопку 3 с
символом 

, при этом пре-

кращается поступление наружно-

го воздуха и происходит забор
воздуха из салона.

Предупреждение

Режим рециркуляции может

быть включен только на непро-
должительное время, так как
при этом свежий воздух в салон
не поступает, от дыхания лю-
дей со временем ухудшается
качество воздуха в салоне. Это
может привести к сонливости
водителя и пассажиров.

Экономичная эксплуатация

климатической установки

Привод компрессора конди-

ционера осуществляется от двига-
теля автомобиля, поэтому его
работа в режиме охлаждения воз-
духа влияет на расход топлива.
Чтобы по возможности сократить
время использования кондицио-
нера, необходимо выполнять сле-
дующие рекомендации:

– при высокой температуре

воздуха в салоне перед поездкой
необходимо проветрить его, отк-
рыв на короткое время окна или
двери;

– для повышения эффектив-

ности охлаждения при включении
функции охлаждения всегда за-
крывайте окна и люки;

– если комфортная температу-

ра воздуха внутри салона автомо-
биля может быть достигнута без
включения холодильной установ-
ки, то предпочтительнее исполь-
зовать режим вентиляции.

Максимальное охлаждение

Используется для максимально

интенсивного охлаждения воздуха
в салоне в жаркую погоду или
после длительного хранения авто-
мобиля на солнце:

1. Проветрите салон, для этого

откройте на короткое время окна и
двери.

2. Поверните  рукоятку 2 (см.

рис. 40 против часовой стрелки в
левое положение до упора (синяя
точка на блоке управления).

3. Установите рукоятку 4 своей

меткой напротив символа 

.

Сопла 1, 2, 3 и 4 (см. рис. 39а и
рис. 39б) панели приборов долж-
ны быть открытыми.

4. Рукояткой 1 (см. рис. 40)

включите максимальную скорость
вентилятора климатической уста-
новки (положение «4»).

5. Включите кондиционер, на-

жав на кнопку 5 с символом

.

Контрольный световой индикатор,

82

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..