Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год) - часть 11

 

  Главная      Книги - Разные     Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год) - часть 11

 

 

Принципиальная  схема  сушки  торфа  в  расстиле  с 

применением  финских  машин  остается  такой  же,  что  и  при 
работе бункерных уборочных машин. 

Система  осушения  должна  обеспечивать  отвод  воды  из 

картовых  каналов.  При  нормальном  состоянии  осушительной 
сети воды в картовом канале не должно быть, в крайнем случае, 
расстояние  от  уровня  воды  в  канале  до  дневной  поверхности 
залежи должно быть не менее 1 м. С целью повышения несущей 
способности  торфяной  залежи  на  кантовочных  полосах 
предусмотрена  закладка  щелевого  дренажа  глубиной  1  м. 
Дренаж  выполняется  перпендикулярно  валовым  каналам  с 
расстоянием  между  дренами  10  м  на  всю  ширину  кантовочной 
полосы.  При  расположении  штабеля  на  торфяной  залежи 
подштабельная полоса дренируется.  

После  проведения  болотно-подготовительных  (ремонтных) 

работ количество древесных включений в эксплуатационном слое 
торфяной  залежи  по  объему  не  должно  превышать  0,3  %.  При 
естественной  пнистости  свыше  2  %  производят  обработку 
середины  карты  (шириной  2,5  –  3  м)  машиной  сплошного 
фрезерования типа МТП-44А на глубину 0,2 м. 

После  5  –  6  циклов  валкования  производят  срезку 

приканальных  полос  шнековым  профилировщиком  за  один 
проход вдоль картовых каналов. 

После  осадков  от  3  до  5  кг/м

2

  производится  рыхление 

ранее  зафрезерованной  площади  ворошилками.  При  осадках 
менее 5 кг/м

2

 вывозка торфа не прекращается. После осадков 5 –  

10 кг/м

2

  технологический  процесс  прерывается,  а фрезерование 

залежи и вывозка торфа происходит на следующий день. В дни 
с  осадками  более  10  кг/м

2

  фрезерование  залежи  начинается 

через  день  и  более  (на  каждые  последующие  10  кг/м

2

 

пропускается  по  одному  дню).  Уборка  торфа  после  осадков 
более 10 кг/м

2

 прекращается и возобновляется через день. 

 

3.5. Технологические схемы с применением  

пневматического принципа сбора фрезерного торфа 

 

Пневматический  способ  может  применяться  при  сборе 

торфа  из  расстила,  в  валки,  его  уборке  из  валков  и 
транспортировании к месту хранения. В технологической схеме 
с применением бункерных пневматических машин уборка торфа 
производится  непосредственно  из  расстила  путем  засасывания 
крошки вместе с воздухом. Это позволяет собрать очень тонкие 
слои  сухого  торфа,  благодаря  чему  длительность  цикла  может 

быть  сокращена  до  1  дня  и  меньше.  Совмещение  операции 
уборки  и  фрезерования  залежи  на  пневматических  машинах 
БПФ-3,  МТФ-55  сократило  разрыв  между  этими  операциями  и 
уменьшило  до  трех  число  типов  машин  в  технологическом 
цикле. 

При снижении толщины сохнущего слоя число ворошений 

в  цикле  сокращается  до  одного,  в  ряде  случаев  удается 
высушить  торф  без  ворошения.  Благодаря  значительному 
уменьшению  толщины  сохнущего  слоя,  следовательно, 
повышению  интенсивности  сушки  удается  увеличить  сезонные 
сборы до 50 %. 

Однако  сокращение  длительности  цикла  приводит  к 

снижению  цикловых  сборов  и  увеличению  затрат  машинного 
времени на 1 т торфа. В результате повышается трудоемкость и 
стоимость  производства  фрезерного  торфа.  Сокращение 
длительности  цикла  с  одновременным  уменьшением  цикловых 
сборов  может  быть  эффективным  при  раздельном  способе 
уборки  торфа  из  многоцикловых  наращиваемых  валков,  когда 
процесс сушки отделен от процесса уборки торфа.  

Бункерными  уборочными  пневматическими  машинами 

убирается  торф  на  топливо,  для  производства  брикетов  и 
подстилку.  При  производстве  фрезерного  торфа  на  подстилку 
содержание мелких фракций (менее 3 мм) должно быть в пределах 
5  –  15  %.  Поэтому  рекомендовано  применение  на  фрезеровании 
верхового  типа  залежи  фрезерных  барабанов  с  тарельчатыми 
ножами, при котором крошка получается более крупной. 

Пневматический  комбайн  БПФ-3М  выполняет  две 

операции:  фрезерование  поверхностного  слоя  залежи  и  уборка 
высушенного  торфа  пневматическим  способом  (рис.  3.34  и 
3.35). 

 

 

 

Рис. 3.35. Машина БПФ-3М (вид спереди) 

 

Рис. 3.34. Машина БПФ-3М (вид сзади) 

 

При включении вентилятора в циклоне машины создается 

разряжение и наружный воздух устремляется во входные щели 
движущихся по поверхности расстила торфа сопел, поднимая и 
увлекая  за  собой  фрезерную  крошку.  Смесь  воздуха  с  торфом 
попадает  в  трубопровод,  а  затем  в  торфоотделитель, 
представляющий собой систему двух циклонов, установленных 
на  бункере  машины  и  сообщающихся  с  ним.  Под  влиянием 
центробежной  силы  частицы  торфа  прижимаются  к  стенкам 
циклона,  за  счет  значительного  увеличения  сечения  циклонов 
скорость  смеси  воздуха  с  торфом  снижается  до  2  –  2,5  м/с  и 
частицы  оседают  в  бункер  машины.  Однако  наиболее  сухие  и 
мелкие частицы вместе с воздухом уносятся в атмосферу. 

Дно  бункера  состоит  из  ленточного  конвейера.  Верхняя 

ветвь  ленты  проходит  по  дну  бункера,  а  нижняя  (холостая) 
движется по роликам под бункером. К нижним кромкам задней 

и  боковых  стенок  бункера  с  внутренней  стороны  прикреплена 
резиновая  окантовка  для  предотвращения  подсоса  воздуха. 
Техническая  характеристика  машины  БПФ-3М  приведена  в 
табл. 3.14. 

При  включении  водителем  ленточного  конвейера 

осуществляется выгрузка торфа из бункера через люк в левой по 
ходу  машины  стенке.  Крышка  люка  окантована  резиной.  При 
включенном  вентиляторе  крышка  люка  плотно  прижимается  к 
стенкам  бункера  и  ленте  конвейера  за  счет  разности  давлений 
воздуха. 

Таблица 3.14. Техническая характеристика БПФ-3М 

Показатели 

БПФ-3М 

Номинальная  мощность  двигателя  при  частоте  вращения  
35 с

-1

, кВт 

158 

Рабочая частота вращения коленчатого вала двигателя, об/с 

25 – 27 

Рабочая ширина захвата, м 

4,8 

Скорости передвижения (I, II, III, IV и V передачи), м/c 

1,09 – 1,76 

Геометрическая вместимость бункера, м

3

 

25 

Сопла: 
       число 
       высота входной щели, мм 
       ширина входной щели, м 

 

50 и 80 

1,15 

Скорость торфо-воздушной смеси во входной щели сопла, м/с 
То же,чистого воздуха 
То же,в трубопроводе за соплами 

35 

32 – 43,5 

28 

Вентилятор: 
       диаметр рабочего колеса, м 
       число лопаток на колесе 
       частота вращения колеса, с

-1 

       расход воздуха, м

3

/с 

 

1,0 

18 
23 
10 

Ленточный конвейер: 
       ширина, м 
       скорость, м/с 

 

1,4 

1,13 

Гусеничный ход: 
       ширина колеи, м 
       ширина гусеницы, мм 
       шаг гусеницы, мм 
       число зубьев ведущей звездочки 

 

2,2 

750 
190 

12 

Масса без фрезерного барабана, кг 

13200 

Давление на грунт, кПа: 
       без торфа 
       с торфом (3500 кг) 
Вместимость топливного бака, м

3

 

 

26,3 
33,1 

0,5 

Примечание. Высота щели 80 мм применяется при уборке торфа низкой 

степени разложения. 

 

Схема  работы  колонны  из  4-х  уборочных  машин  на 

низинной  и  верховой  типах  залежей    приведена  на  рис.  3.36  и 
3.37. 

При  небольших  программах  производства  для  уборки 

торфяной 

подстилки 

создана 

прицепная 

к 

трактору 

пневматическая  уборочная  машина  ППФ  (табл.  3.15).  Она 
состоит  из  двух  сопел,  расположенных  сбоку  с  левой  стороны 
машины,  трубопроводов,  вертикального  цилиндрического 
циклона,  установленного  на  герметичном  бункере,  и 
центробежного  вентилятора.  Сопла  опираются  на  поверхность 
поля  катками  и  с  помощью  винтов  могут  перемещаться  в 
вертикальной  плоскости  с  целью  регулировки  зазора  между 
ними  и  собираемым  слоем  торфа.  Высота  всасывающей  щели  
80 мм. Схема работы машин ППФ дана на рис. 3.38.  

 

Рис. 3.36. Схема работы колонны их 4-х уборочных машин МТФ-55  

на низинной залежи: 1 – валовый канал; 2 – штабель торфа;  

3 – картовый канал; 4 – рабочие проходы (I, II, III, IV – номера карт; 1

1

, 2

3

1

, 4

1

, 1

2

, 2

2

, 3

2

, 4

2

, 1

3

, 2

3

, 3

3

, 4

3

 –соответственно первый, второй, третий  

и четвертый проходы машин по картам) 

 

 

Рис. 3.37. Схема работы колонны их 4-х уборочных машин МТФ-55  

на верховой залежи: 1 – валовый канал; 2 – штабель торфа;  

3 – картовый канал; 4 – рабочие проходы (I, II, III, IV – номера карт; 1

1

, 2

3

1

, 4

1

, 1

2

, 2

2

, 3

2

, 4

2

, 1

3

, 2

3

, 3

3

, 4

3

 –соответственно первый, второй, третий  

и четвертый проходы машин по картам) 

 

 
 

Таблица 3.15. Техническая характеристика машин ППФ-3 и ППФ-5 

Показатели 

ППФ-3 

ППФ-5 

Рабочая ширина захвата, м 

2,4 

3,0 

Трактор-тягач 

ДТ-75Б 

ДТ-75Б 

Рабочие скорости движения (III, IV, V), м/c 

1,79; 2,09; 2,32 

Вместимость бункера, м

3

 

15,4 

14,0 

Сопла: 
       число 
       высота входной щели, мм 
       ширина входной щели, м 
       площадь сечения входного отверстия, м

 

80 

1,15 
0,13 

 

70 

1,43 
0,13 

Вентилятор: 
       тип 
       диаметр рабочего колеса, м 
       число лопаток на колесе 
       частота вращения колеса, с

-1 

       расход воздуха, м

3

/с 

 

Ц7-40 

1,0 

18 

20,3 

9,4 

 

Ц7-40 

1,0 

18 

20,2 

9,0 

Разгрузочный конвейер: 
      ширина, м 
       скорость, м/с 

 

1,45 

1,0 

 

1,4 
1,1 

Гусеничный ход: 
       ширина колеи, м 
       ширина гусеницы, мм 

 

600 

 

600 

Масса машины, кг 

5930 

5420 

Давление на грунт, кПа: 
       без торфа 
       с торфом (1500 кг) 

 

20,6 
25,5 

 

14,4 
22,2 

 

 

Рис. 3.38. Схема работы пневмоуборочной прицепной машины  ППФ-5 на 
верховой залежи: 1 – валовый канал; 2 – штабель торфа; 3 – картовый 
канал; 4 – рабочие проходы (1

1

,1

2

, 1

3

, 1

4

 и т.д.–соответственно первый, 

второй, третий и четвертый проходы машины по картам) 

3.6. Технологические схемы с применением  

перевалочного способа уборки торфа 

 

В  1946  –  1952  гг.  ВНИИТП  был  создан  комплект 

электрифицированных  машин  УПФ-СВФ  для  перевалочного 
способа  уборки  торфа.  Перевалочная  машина  УПФ  была 
самоходной  реверсивного  действия.  Рабочий  орган  машины 
выполнен  в  виде  скребковой  самотаски  со  скрепером, 
расположенным перпендикулярно к убираемому валку.  

Дальнейшие  работы  ВНИИТП  были  направлены  на 

разработку  самоходной  высокопроизводительной  машины  с 
приводом от дизеля. В 1958 – 1959 гг. была создана самоходная 
перевалочная машина ФПУ-1 реверсивного действия с рабочим 
органом,  представляющим  собой  сочетание  ребристых  валиков 
со скрепером и конвейером производительностью до 1500 м

3

/ч. 

В  1967  г.  ВНИИТП  была  сконструирована  перевалочная 

машина ФПУ-2 с производительностью рабочего органа 2500 м

3

/ч. 

Технологический  процесс  добычи  фрезерного  торфа  с 

применением  перевалочных  машин  состоит  из  фрезерования 
(чаще совмещенного с валкованием) залежи, 2 – 3-х ворошений, 
валкования с расположением валков на расстоянии 20 м друг от 
друга  и  уборки  торфа  из  валков  в  штабель.  Технологический 
цикл 

сушки 

заканчивается 

валкованием. 

Операции 

фрезерования  и  валкования  чаще  всего  совмещены  и 
выполняются одновременно, тем самым исключается разрыв по 
времени  между  технологическими  циклами  сушки  торфа. 

Уборка  торфа  из  валков  в  штабель  выполняется  за  пределами 
технологического  цикла  сушки.  В  условиях  производства 
наблюдались случаи, когда в валки убран торф двух и даже трех 
циклов.  Тем  самым  перевалочный  способ  уборки  торфа 
послужил  основой  для  разработки  технологической  схемы  с 
раздельной уборкой из многоцикловых наращиваемых валков. 

Сбор торфа в валки может осуществляться валкователями 

с  механическим  и  пневматическим  забором  торфа  из  расстила. 
При  пневматическом  валковании  сокращается  длительность 
цикла  и  может  осуществляться  регулирование  влажности 
убираемого  торфа.  При  меньшей  длительности  цикла, 
следовательно,  меньших  цикловых  сборах  рекомендовано 
уборку  торфа  производить  из  двухцикловых  валков  с  целью 
увеличения 

производительности 

перевалочных 

машин. 

Фрезерный  торф,  собранный  в  валки  валкователями  с 
механическим  принципом  сбора,  рекомендуется  убирать  из 
одноцикловых валков. 

При  перевалочном  способе  уборки  формируются  более 

крупные  валки,  которые  значительно  меньше  намокают  от 
осадков и после просушки торфа на откосах валков его убирают 
в  штабель.  При  сборе  торфа  в  валок  с  широкой  полосы  всегда 
происходит  большее  увлажнение  фрезерного  торфа,  чем  при 
сборе  с  узкой  полосы,  за  счет  «подфрезеровывания»  залежи, 
поэтому  для  получения  сухого  торфа  приходится  несколько 
дольше (чем при работе МТФ-43А) выдерживать его в расстиле 
и  тем  самым  удлинять  цикл  сушки.  Однако  производственные 
испытания  показали,  что  в  количестве  циклов  и  цикловых 
сборов  между  технологическими  схемами  уборки  торфа, 
принятыми 

для 

перевалочных 

и 

бункерных 

машин, 

существенной  разницы  не  наблюдается,  но  перевалочные 
машины дают торф несколько повышенной влажности. 

Работа, совершаемая  при  уборке  торфа,  пропорциональна 

расстоянию  транспортирования  торфа  в  штабель.  Среднее 
расстояние  транспортирования  торфа  у  бункерных  уборочных 
машин  составляет  около  250  м,  при  уборке  торфа 
перевалочными машинами из восьми валков  в один штабель  – 
50  м,  при  уборке  12  валков  –  70  м.  Среднее  расстояние 
транспортирования  торфа  в  штабель  бункерными  уборочными 
машинами  в  5  раз  выше,  чем  при  уборке  8  валков  в  штабель 
перевалочными машинами, и в 3,6 раза выше, чем при уборке 12 
валков. 

К  преимуществам  схемы  уборки  торфа  с  применением 

перевалочных  машин  следует  отнести  меньшую  стадийность 
производства  и  более  высокую  (в  2  –  3  раза)  сезонную 
производительность  перевалочных  машин  по  сравнению  с 
бункерными. 

Штабели  готового  торфа  располагаются  параллельно 

картовым  каналам.  С  увеличением  числа  валков,  убираемых  в 
один  штабель,  размеры  штабеля  возрастают  и  уменьшаются 
потери 

при 

хранении, 

но 

при 

этом 

снижается 

производительность 

уборочных 

машин. 

Уборка 

торфа 

становится более трудоемкой и дорогой. 

К  недостаткам  технологической  схемы  с  применением 

существующих перевалочных машин следует отнести меньшую 
высоту штабеля (до 5,25 м). Это приводит к увеличению потерь 
торфа  при  хранении  от  намокания,  увеличению  влажности 
готовой продукции, худшему использованию эксплуатационных 
площадей.  Перевалочные  машины  менее  маневренны,  а  для 
управления  машиной  требуется  машинист  более  высокой 
квалификации, чем при работе бункерных уборочных машин.  

Одной  из  характеристик  работы  перевалочных  машин 

является  коэффициент  выдачи 

К

в

.  Коэффициентом  выдачи  торфа 

называется  отношение  объема  торфа,  убранного  в  штабель,  к 
общему объему торфа, прошедшего через рабочий аппарат: 

К

в

 = V

1

n

в

/ V, 

где 

V

1

 – объем одинарного валка, м

3

       

n

в

 – число валков, убираемых в штабель с одной стороны; 

       V  –  объем  торфа,  прошедшего  через  рабочий  аппарат 
машины, м

3

Изменение объема валка при их перевалке происходит по 

арифметической прогрессии. Общий объем торфа, прошедшего 
через рабочий аппарат,  

V = (V

1

 + n

в

V

1

)n

в

/2 = n

в

V

1

(1 +n

в

)/2, 

отсюда 

К

в

 =2/(1 + n

в

).

 

Из  формулы  следует,  что  с  увеличением  числа  валков, 

переваливаемых  в  один  штабель,  коэффициент  выдачи  торфа 
уменьшается,  следовательно,  уменьшается  и  производитель-
ность перевалочных машин. Стремление повысить коэффициент 
выдачи торфа и привело к разработке технологической схемы с 
раздельной уборкой торфа. 

Фрезерование залежи и валкование фрезерного торфа для 

уборки  перевалочными  машинами  осуществляется  фрезер-
валкователем БФ-4,0+ СВ-2 (рис. 3.39).  

Валкователь  СВ-2  представляет  систему  отвалов, 

соединенных  в  одну  валкующую  плоскость,  навешенную  на 
трактор  спереди.  Для  лучшего  вписывания  в  рельеф 
поверхности  поля  отвалы  соединены  между  собой  шарнирно. 
Отвалы  установлены  под  углом  30

0

  к  направлению  хода 

трактора. Торф перемещается по длине отвала и образует валок 
сбоку  от  трактора.  Отвал  состоит  из  трех  секций  и  одной 
сменной  приставки  длиной  525  мм.  Секции  имеют 
вертикальную  стенку  и  днище-опору.  Высота  стенок  отвала 
различная  –  от  350  до  520  мм.  Ширина  захвата  валкователя  со 
сменной  приставкой  5,2  м,  без  нее  –  4,55  м.  Масса 
соответственно  равна  720  и  680  кг.  Обычно  валкователи  СВ-2 
работают колонной из двух машин – один впереди с приставкой 
валкует торф в промежуточные валки, другой, без приставки, в 
окончательный валок. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3.39. Фрезер-валкователь  БФ-4,0+СВ-2 

 

Фрезерный  барабан  БФ-4,0  комплектуется  центральной  и 

двумя  крайними  рабочими  секциями.  Вращение  фрез 
осуществляется  с  помощью  карданного  вала  от  вала  отбора 
мощности трактора. 

Различное  качество  торфяных  залежей  и  разные 

требования к фракционному составу торфа при многообразных 
направлениях  его  использования  неизбежно  приводят  к 
необходимости  создания  различных  фрезерующих  устройств 
(штифтовых,  чашечных,  проходных  и  прямых  ножей)  и 
режимов их работы. 

Схемы  работы  на  низинном  и  верховом  типах  залежи 

приведены на рис. 3.40 и 3.41. 

На  ворошении  применяется  ворошилка  МТФ-21  с 

шириной захвата 9,6 м. 

Уборочная перевалочная машина МТФ-62 – самоходная на 

гусеничном ходу реверсивного действия (рис. 3.42).

 

 

 

Рис. 3.40. Схема работы 2-х фрезерных барабанов БФ-4,0+СВ-2  

на низинном типе залежи: 1 – валовый канал; 2 – штабель торфа; 3 – валок; 

4 – рабочие проходы; 5 – картовый канал (цифровые индексы при номерах 

валкователя означают номер прохода от начала работы  

на технологической площадке) 

 

Рис. 3.41. Схема работы 2-х фрезерных барабанов БФ-4,0+СВ-2  

на верховом типе залежи: 1 – валовый канал; 2 – штабель торфа; 

3 – картовый канал; 4 – рабочий проход; 5 – картовый канал 

 

 

Рис 3.42. Уборочная перевалочная машина МТФ-62 

 

Машина  состоит  из  рабочего  аппарата,  выдающего 

конвейера с направляющей воронкой, двигателя с трансмиссией, 
гусеничного  хода,  главной  рамы,  подъемно-уравнительного 
устройства,  гидромеханической  системы  управления  и  кабины 
водителя. Технические характеристики даны в табл. 3.16. 

Машина МТФ-62  рассчитана  на  уборку  12  валков,  по  6  с 

каждой  стороны  штабеля.  Машина  делает  сначала  рабочий 
проход по самому крайнему валку технологической площадки и 
переваливает  торф  на  второй  валок,  расположенный  ближе  к 
штабелю. После уборки первого валка она смещается на линию 
второго  валка  с  удвоенным  объемом  и  при  обратном  ходе 
переваливает торф на следующий валок и т.д.  

 

Таблица 3.16. Техническая характеристика уборочных перевалочных машин 

Показатели 

МТФ-61 

МТФ-62 

Тип 

Самоходная, реверсивного  

действия 

Дальность перевалки, м 

20 

20 

Двигатель 

СМД-14 

А-01М 

Мощность, кВт 

55 

95,6 

Частота вращения коленчатого вала, с

-1 

25 

28,3 

Рабочий аппарат 

Сочетание лопастных валиков с 

ленточным конвейером и 

скрепером 

Длина лопастных валиков, м 

2,5 

3,1 

Частота вращения лопастных валиков, с

-1 

6,15 

Приемный конвейер рабочего аппарата: 
       ширина ленты, м 
       скорость ленты, м/с 

 

1,1 

4,94 

 

1,2 

5,82 

Выдающий конвейер: 
       ширина ленты, м 
       скорость ленты, м/с 

 

0,9 

5,15 

 

1,2 

6,04 

Расчетная техническая производительность 
рабочего аппарата за 1 ч, м

3

 

 

1500 

 

2500 

Ширина колеи, м 

4,3 

4,15 

Ширина гусеничной ленты, мм 

750 

750 

Шаг гусеничного звена, мм 

190 

184 

Скорость передвижения, м/с 

0,24 – 1,8 

0,34 – 1,82 

Площадь опорной поверхности гусениц, м

5,3 

6,8 

Среднее давление на залежь, кПа 

24,2 

28,4 

Масса (конструктивная), кг 

13085 

19660 

 

Схема работы машины МТФ-62 показана на рис. 3.43. 

 

Рис. 3.43. Схема работы уборочной машины МТФ-62  

на низинном типе залежи: 1 – валовый канал; 2 – картовый канал; 

3 – валок торфа; 4 – штабель торфа; 5 – рабочий проход 

 

3.7. Коэффициент использования площади 

 

При работе бункерных уборочных машин с механическим 

или  пневматическим  принципами  сбора  торфа  площадь,  с 
которой  торф  убирается  в  один  или  два  штабеля,  называется 
технологической площадкой.  

Площадь брутто технологической площадки, состоящей из 

восьми  карт  на  залежи  верхового  или  смешанного  типа  при 
ширине  карт  20  м  и  четырех  карт  на  низинной  залежи, 
составляет  8  га.  Часть  этой  площади,  занятая  осушительными 
каналами,  приканальными  и  подштабельными  полосами,  не 
разрабатывается.  В  начале  сезона  ширина  подштабельной 
полосы  с  валовым  каналом  составляет  около  22  м.  В  конце 
сезона в связи с размещением штабеля ширина подштабельной 
полосы увеличивается примерно до 35 – 38 м. Поэтому средняя 
ширина подштабельной полосы принимается примерно В

ср

 = 30 

м, а длина карты нетто (расчетная длина валка) 

L

н

 = L– 2 В

ср

 = 500 – 2 ∙ 30 = 440 м, 

где L – длина карты, м; 
      В

ср

 – средняя ширина подштабельной полосы, м. 

Полезная ширина карты  

b

н

 = b – b

1

 – 2b

2

где b – ширина карты, м; 
      b

1

 – ширина картового канала, м (обычно 1,2 – 1,4 м); 

      b

2

 – ширина приканальной полосы, м (в среднем 0,25 м). 

Технологический  коэффициент  использования  площади 

определяется по формуле 

К

п.т

 = L

н

 b

н

 / (L b). 

 

 

(3.1) 

Ширина карты нетто: 
на верховом типе залежи b

н

 = 20 – 1,3 – 2∙0,25 = 18,2 м; 

     низинной залежи b

н

 = 40 – 1,3 – 2∙0,25 = 38,2 м. 

Технологический  коэффициент  использования  площади 

при работе бункерных машин:  

на залежи верхового типа  К

п.т

 = 440∙18,2 / (500∙20) = 0,80; 

     низинной залежи К

п.т

 = 440∙38,2 / (500∙40) = 0,84. 

Технологический  коэффициент  использования  площади 

при раздельной уборке фрезерного торфа (рис. 3.6) определяется 
для  всей  технологической  площадки  с  учетом  потерь  на 
картовые  каналы,  приканальные  полосы,  полосы  поворота  и 
проезда  машин,  складские  площадки  и  полосы  под  валками 
торфа: 

К

п.т

 =В

н 

L

н

 / В

пл

 L, 

 

 

(3.2) 

где В

н

 – ширина площадки нетто, м; 

      L

н

 – длина площадки нетто, м; 

      В

пл

  –  ширина  площадки  (расстояние  между  осями  соседних 

штабелей), м. 

Ширина  площадки  нетто  при  расположении  штабелей 

вдоль картовых каналов (верхнее поле на рис. 3.6, а) 

В

н

 = В

пл 

– n(b

1

 +2 b

2

) – b

3

 – n

в

b

в

 

 (3.3) 

где В

пл

 – расстояние между осями соседних штабелей, м; 

       n – число карт технологической площадки; 
       b

3

 – ширина складской площадки нетто (исключается 

ширина картового канала и приканальных полос), м; 
        n

в

 – число валков торфа на технологической площадке; 

        b

в

 – ширина укрупненного валка по основанию, м (в 

среднем 1,2 м). 

При расстоянии между штабелями 500 м  и расположении 

штабеля на одной карте ширина площадки нетто [формула (3.3)] 

на верховом типе залежи  

В

н

 =500 – 25 (1,3 + 2∙ 0,25) –18,2 – 24∙1,2 = 408 м; 

     низинной залежи  

В

н

 = 500 – 12,5 (1,3 + 2∙0,25) – 19,1 – 24∙1,2 = 429,6 м. 

Технологический  коэффициент  использования  площади  

при  расположении  штабелей  вдоль  картового  канала  [формула 
(3.2)] 

на верховом типе залежи К

п.т 

= 408∙460 / 500∙500 = 0,75; 

 низинной залежи К

п.т

 = 429,6∙460 / 500∙500 = 0,79.

 

Для 

определения 

технологического 

коэффициента 

использования  площади  при  расположении  штабелей  вдоль 

валового  канала  (нижнее  поле  на  рис.  3.6,  а)  определим  длину 
площадки нетто 

L

н

 = L – (В

1

 + В

2

), 

 

 

(3.4) 

где  В

1

  +  В

2

  –  ширина  двух  полос  поворота  машин,  включая 

ширину  валового  канала  и  складскую  площадку  при 
расположении штабелей вдоль валового канала. 

Ширина  полосы  на  начало  сезона  20  м,  на  конец  сезона  

40  м,  средняя  ширина  полосы,  где  расположен  штабель,  30  м. 
Длина нетто технологической площадки  

L

н 

= 500 – (20 +30) = 450 м. 

Полезная ширина карты    

b

н

 = b – b

1

 – 2b

2

 – b

в

.   

 

(3.5) 

Ширина карты нетто: 
на верховом типе залежи b

н

 = 20 – 1,3 – 2∙0,25 –1,2 = 17,0 м; 

     низинной  залежи b

н

 = 40 – 1,3 – 2∙0,25 – 2∙1,2 = 35,8 м. 

Коэффициент  использования  площади  при  расположении 

штабелей  вдоль  валового  канала  (нижнее  поле  на  рис.  3.6,  а) 
[формула (3.1)] 

на залежах верхового типа 

;

76

,

0

20

500

17

450

т.

.

п

К

 

     низинной залежи 

.

80

,

0

40

500

8

,

35

450

т

.

п

К

 

В случае  вывозки и складирования готовой продукции на 

суходолах  ширина  полос  для  разворота  машин  принимается  
В

= В

2

 = 20 м, а расчетная длина валка L

н

 = 460 м. 

Технологический коэффициент использования площади  
на залежах верхового типа 

К

п.т

 = 460∙17,0 / (500∙20) =0,78; 

     низинной залежи 

К

п.т

 = 460∙37,0 / (500∙40) = 0,85. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..