Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год) - часть 8

 

  Главная      Книги - Разные     Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год) - часть 8

 

 

8. Сбор мелких пней 
 
9.  Разравнивание  подшта-
бельных полос 
10.  Углубление  валовых 
каналов 
11.  Углубление  картовых 
каналов 
 
12.  Переукладка  мостов 
через картовые каналы 

113.  Разравнивание  торфяной 

выкидки из каналов  (после 
экскаватора) 

114. 

Прочистка 

картовых 

каналов 

115.  Прочистка  мостов  через 

картовые каналы 

Машина 

для 

сбора 

мелких пней 
Бульдозер 
 
Экскаватор 
 
Экскаватор, 

машина 

для  рытья  картовых 
каналов 
Экскаватор, бульдозер 
 
Бульдозер 
 
 
Машина для прочистки 
картовых каналов 
Машина для прочистки 
мостов 

90 

 

200 - 290 

 

347 

 

220 - 248 

 
 

220 

 

220 

 
 

220 

 

110 

Май-сентябрь 

 

Май-ноябрь 

 

Январь-декабрь 

 

Май-ноябрь 

 
 

Май-ноябрь 

 

Май-ноябрь 

 
 

Май-ноябрь 

 

Май-сентябрь 

 

При  расчете  годового  объема  работ  по  ремонту 

производственных  площадей

  площадь,  обработанная  той  или 

иной  машиной  по  ремонту  за  сезон  (

F

рем

),  определяется  по 

формуле 

                        

,

пов

рем

бр

рем

К

F

F

                           (2.23) 

где 

F

бр

  –  общая  площадь  (брутто)  производственных  полей 

участка; 
       

К

рем 

–  коэффициент,  показывающий,  какая  часть  общей 

площади (

F

бр

) обрабатывается той или иной машиной; 

        Z – коэффициент периодичности данной операции; 
        

К

пов 

–  коэффициент  повторности  обработки  площади  при 

одном ремонте. 

Коэффициент,  показывающий,  какая  часть  общей 

площади  (

F

бр

)  обрабатывается  той  или  иной  машиной, 

определяется по формуле 

бр

рем

рем

f

f

К

,                               (2.24) 

где

  f

рем

–  площадь  карты,  обрабатываемая  машиной  на  данной 

операции, га; 
      

f

бр 

–  общая  площадь  карты  (брутто),  размеры  которой 

определяются по осям каналов, га. 

Для  технологических  схем  добычи  фрезерного  торфа 

бункерными машинами значения 

К

рем

 приведены в табл. 2.17. 

В  случаях,  отличных  от  приведенных  в  табл.  2.17 

размеров  карт,  а  также  оставляемых  не  обработанными 
машинами 

по 

ремонту 

производственных 

площадей, 

коэффициент 

К

рем

 определяется по формуле (2.24). 

Годовой объем по корчеванию древесных остатков (га) 

пов

к

кор

кор

бр

кор

К

Z

К

F

F

.

,                     (2.25) 

где 

К

к.пов 

– количество корчевок поверхности при одном ремонте 

(для  активных  корчевателей 

пов

к

К

.

=  1  –  1,2,  для  пассивных 

пов

к

К

.

=  1  –  3  в  зависимости  от  пнистости  залежи).  Годовой 

объем  работ  по  обработке  полос  вдоль  картовых  каналов 
корчевателем-собирателем КС (га). 

к

кор

к

в

м

м

кс

М

Z

b

В

m

L

L

)

(

2

.

,                  (2.26) 

где 2 – число обрабатываемых полос на одной карте; 

      L 

– расстояние между валовыми каналами, м;      

     

 m

м 

– число мостов на одной карте; 

     

м

В

–  длина  моста-переезда,  измеренная  от  бровки  валового 

канала; 
      

b

в.к 

– ширина валового канала поверху; 

к

М

– количество карт на участке.  

Если  необходимо  рассчитать  объем  работ  для  КС  в 

гектарах, то нужно воспользоваться формулой (2.23). 

Объем  работ  по  погрузке  и  вывозке  на  склад  древесных 

остатков (скл. м

3

) определяется по формуле 

т

з

пл

кач

кор

кор

кс

кор

бр

пн

К

К

К

П

Н

Z

К

К

F

V

.

2

)

(

10

,   (2.27) 

где 

кор

Н

– расчетная глубина корчевания, м;  

      

кач

К

–  коэффициент  качества  корчевания,  показывающий, 

какая объемная часть пней извлекается из слоя 

кор

Н

при одном 

ремонте (для активных корчевателей 

кач

К

≈ 0,8); 

      

пл

К

– коэффициент перевода из плотных м

3

 в складские; 

       

т

з

К

.

–  коэффициент  засоренности  древесных  остатков 

торфом  (для  пассивного  корчевателя 

т

з

К

.

=  1,2  –  1,3,  для 

активного 

т

з

К

.

≈1,1). 

Объем работ по глубокому фрезерованию (га) 

фр

п

фр

фр

бр

фр

К

Z

К

F

F

.

,                       (2.28) 

где 

фр

п

К

.

–  коэффициент,  учитывающий  повторные  проходы 

после  профилирования  (

фр

п

К

.

=  1,1  при  фрезеровании  40-

метровых карт и 

фр

п

К

.

= 1,2 на 20-метровых картах). 

Объем  работ  по  профилированию  поверхности  машиной 

МТП-52А (га) 

пр

пр

бр

пр

Z

К

F

F

.                                (2.29) 

Сбор  мелких  древесных  остатков  с  поверхности 

производственной площади машинами МТП-22А (га) 

      

ц

ц

п

и

бр

п

с

пр

фр

п

и

бр

сп

n

n

К

F

n

Z

Z

К

F

F

.

.

.

)

(

,    (2.30) 

где 

п

с

n

.

–  количество  обработок  площади  машинами  по  сбору 

мелких  пней  после  профилирования  в  соответствии  с 
технологической схемой ремонта; 
       

ц

n

– количество технологических циклов по добыче торфа; 

       

ц

n

–  количество  циклов,  через  которые  происходит  сбор 

мелкого пня с поверхности полей (

ц

n

= 3 – 5). 

 

Таблица 2.17. Размер обрабатываемой площади на картах машинами  

по ремонту и соответствующие ему значения 

рем

К

при длине мостов 35 м 

Операции 

рем

рем

l

b

,м 

l

b

, м 

рем

К

 

1.  Обработка  полос  вдоль 
картовых  каналов  корче-
вателем КС (

К

кс

 
2.  Корчевание  пней  по 
площади карт (

К

кор

 
3.Сбор 

пней 

после 

корчевания (

К

сб

 
4.  Глубокое  фрезерование 
залежи  машиной  МТП-44А 
(

К

фр

 
5.Повторное  фрезерование 
залежи  машиной  МТП-44А 
(

К

фр

 
6.  Профилирование  поверх-
ности (

К

пр

 
7.  Сбор  мелких  древесных 
остатков 

с 

поверхности 

поля (

К

м.пн

 
8. 

Срезка 

залежи 

с 

подштабельных полос (

К

п.п

2×1×427 
2×1×427 

 
 

16,8×450 
36,8×450 

 

16,8×450 
36,8×450 

 

17,8×450 
37,8×450 

 
 

3,4×450 
3,4×450 

 
 

18,8×450 
38,8×450 

 

18,3×450 
38,3×450 

 
 

2×23,5×18,8 
2×23,5×38,8 

20×500 
40×500 

 
 

20×500 
40×500 

 

20×500 
40×500 

 

20×500 
40×500 

 
 

20×500 
40×500 

 
 

20×500 
40×500 

 

20×500 
40×500 

 
 

20×500 
40×500 

 

0,085 
0,048 

 
 

0,756 
0,829 

 

0,756 
0,829 

 

0,800 
0,850 

 
 

0,153 
0,077 

 
 

0,846 
0,874 

 

0,813 
0,862 

 
 

0,088 
0,091 

Примечания:  1.  В  числителе  приведены  значения  для  20-метровых 

карт,  а  в  знаменателе  для  40-метровых.  2. Размеры  обрабатываемой  площади 
приведены по данным Ф.Г. Сергеева [25]. 

      

Количество 

мелких  пней 

и 

кусков 

древесины, 

подлежащих  погрузке  и  вывозке  с  производственной  площади, 
по опытным данным торфопредприятий составляет: 

 

на полях, обрабатываемых корчевателями при пнистости 

разрабатываемого  слоя  до  1%  –  5  пл.  м

3

/га;  при  пнистости  1  – 

2% – 10 пл. м

3

/га, при пнистости более 2% – 15 пл. м

3

/га; 

 

на  полях,  обрабатываемых  машинами  МТП-44А  –  

15 пл. м

3

/га. 

Объем  работ  по  прочистке  картовых  каналов  (пог.  м) 

машинами МТП-33А 

М

Z

В

m

L

L

к

пр

м

м

к

пр

.

.

)

(

,                   (2.31) 

где 

М 

– общее количество картовых каналов на участке. 

Объем  работ  по  прочистке  валовых  каналов  экскаватором 

(пог. м) 

L

Z

F

L

в

пр

бр

в

пр

.

4

.

10

.                             (2.32) 

Объем работ по углублению картовых каналов (м

3

к

к

к

к

MZ

f

l

V

.

,                               (2.33) 

где 

l

– длина углубляемой части канала, м (

к

в

м

м

b

В

m

L

l

.

); 

     

к

f

–  площадь,  на  которую  увеличивается  поперечное 

сечение  канала  при  его  углублении,  м

2

  (по  опытным  данным 

величина

к

f

= 0,5 – 0,7 м

2

). 

Объем работ по углублению валовых каналов (м

3

L

f

Z

F

V

в

к

в

бр

к

в

.

4

.

10

,                         (2.34) 

где 

в

f

– величина, аналогичная 

к

f

 и равная 2,0 – 3,0 м

2

Аналогичным образом определяется годовой объем работ 

по  прочистке  и  углублению  магистральных  и  соединительных 
каналов. 

Объем работ при ремонте мостов через картовые каналы: 
при прочистке трубопроводов мостов-переездов (м)  

т р

м

т р

МZ

m

В

L

тр

;                         (2.35) 

при переукладке мостов-переездов (м

3

к

м

м

км

вск

МZ

m

В

f

V

,                         (2.36) 

где 

т р

В

= 15 – 40 – длина трубопровода моста-переезда м; 

       

т р

Z

=  1  –  2  –  коэффициент  повторности  прочистки 

трубопроводов; 
       

м

к

f

.

–  сечение  отрываемой  траншеи  под  мост-переезд  

(

м

к

f

.

= 2,5 – 2,8 м

2

); 

       

м

В

= 15 – 40 – средняя длина одного моста, м. 

Ориентировочно  объем  работ  по  вскрытию  и  засыпке 

одного моста длиной 35-40 м составляет 100 м

3

. Объем работ по 

вскрытию  и  засыпке  одного  моста  через  валовый  канал  на 
основании практических данных составляет около 60 м

3

Ежегодный  объем  работ  по  срезке  залежи  на 

подштабельных и кантовочных полосах (м

3

с

п

п

ср

Н

F

V

.

4

10

где 

п

п

F

.

– площадь подштабельных и кантовочных полос, га. 

Объем  работ  по  разравниванию  низов  штабелей  после 

вывозки  торфа  по  опытным  данным  торфопредприятий 
составляет примерно 400 м

3

 на один штабель. 

Количество  машин  по  ремонту  производственных 

площадей и потребное количество горючего рассчитывается так 
же, как и при подготовке по формулам (2.17) – (2.20). 

 

Пример  2.5

.  Определить  годовой  объем  работ  на  ремонте 

производственных  площадей  участка  по  добыче  фрезерного  торфа  общей 

площадью 

500

бр

F

га. Залежь верховая, степень разложения 

25

R

%, 

пнистость 

осушенной 

залежи 

1

,

2

П

%, 

нормативное 

число 

технологических  циклов 

23

ц

n

,  сезонный  сбор 

340

с

q

т/га, 

технологический  коэффициент  использования  площади 

.

825

,

0

.

т

п

К

 

Длина  мостов  35  м,  число  мостов  на  одном  картовом  канале 

2

м

m

ширина валового канала поверху 

3

.

к

в

b

 м. 

В  предыдущем  примере  периодичность  основной  операции 

(корчевание пней) определена равной 

кор

Т

 2 года. Аналогично находим и 

периодичность глубокого фрезерования. Примем ее равной 

2

фр

Т

года.  

 
 
Тогда объем работ по корчеванию [формула (2.25)] 

.

8

,

226

2

,

1

5

,

0

756

,

0

500

га

кор

F

 

Объем работ по глубокому фрезерованию [формула (2.28)] 

.

240

2

,

1

5

,

0

80

,

0

500

га

фр

F

 

Годовой  объем  работ  по  обработке  полос  вдоль  картовых  каналов 

корчевателем-собирателем КС [формулы (2.26) и (2.23)] 

м

кс

L

213500

500

5

,

0

)

3

35

2

500

(

2

в гектарах              

га

кс

F

3

,

21

1

5

,

0

085

,

0

500

Объем работ по погрузке и вывозке на склад пней [формула (2.27)] 

.

3

.

77708

1

,

1

5

8

,

0

1

,

2

4

,

0

5

,

0

)

085

,

0

756

,

0

(

500

2

10

м

скл

V

пн

 

Объем работ по профилированию [формула (2.29)] 

.

5

,

211

5

,

0

846

,

0

500

га

пр

F

 

Объем работ по сбору мелкого пня машиной МТП-22 [формула (2.30)] 

га

сп

F

2681

4

23

825

,

0

500

)

2

5

,

0

5

,

0

(

825

,

0

500

Объем работ по погрузке и вывозке мелких пней, собранных машиной 

МТП-22, 

3

.

40215

15

2681

.

м

пл

п

м

V

Объем работ по прочистке картовых каналов [формула (2.31)] 

.

322500

500

5

,

1

)

35

2

500

(

.

м

L

к

пр

 

Объем работ по углублению картовых каналов [формула (2.33)] 

.

3

.

64050

5

,

0

500

)

3

35

2

500

(

6

,

0

м

к

к

V

 

 

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ДОБЫЧИ  

И СУШКИ ФРЕЗЕРНОГО ТОРФА 

  

3.1. Фрезерный способ разработки торфяных месторождений 

 

Первые идеи о возможности получения торфяного топлива 

«в  виде  порошка  и  крупы»,  то  есть  фрезерным  способом, 
принадлежат  И.А.  Рогову,  Н.А.  Ушакову  и  И.И.  Кусову.  В  
1927 году М.Н. Карелин предложил «торф добывать из болота в 
дробленом виде в форме порошка, крупы и орешка». 

Первые  опыты  по  производству  фрезерного  торфа  были 

поставлены  в  сезоне  1928  года  на  торфяной  опытной  станции, 
торфяном месторождении «Пальцо» и Дальнинском массиве.  

В  работах  Инсторфа  1929  года  основное  внимание 

уделялось  разработке  технологии  и  средствам  механизации. 
Впервые  были  получены  производственные  данные  по 
продолжительности  сезона,  числу  циклов,  начальной  и 
конечной влажности, цикловым и сезонным сборам. 

Первая промышленная добыча фрезерного торфа началась 

в 1930 году на Редкинских торфоразработках. 

Преимущества  фрезерного  способа  оказались  настолько 

значительными, что в 1931 году доля фрезерного торфа в общей 
программе торфодобычи составляла 27 %.  

Основные 

преимущества 

фрезерного 

способа 

– 

повышенный  сезонный  сбор  и  низкая  стоимость  продукции. 
Способ  производства  фрезерного  торфа,  предложенный 
Инсторфом,  сохранил  все  свои  особенности  до  наших  дней. 
Дальнейшее  развитие  способа  шло  по  совершенствованию 
средств  механизации,  а  также  уточнению  и  обоснованию 
основных технологических показателей. 

Начиная  с  1930  года  Инсторфом,  а  затем  Всесоюзным 

институтом  механизации  торфяной  промышленности  (ВИМТ), 
ВНИИ  торфяной  промышленности  и  другими  организациями 
было  создано  несколько  различных  конструкций  машин  по 

фрезерованию, 

ворошению, 

валкованию, 

уборке 

и 

штабелированию фрезерного торфа. 

В  1947  году  была  закончена  работа  по  комплексной 

механизации  операций  производства  фрезерного  торфа 
комплектом  бункерных  уборочных  машин  с  механическим 
принципом сбора. 

С  1946  года  были  возобновлены  опытно-конструкторские 

работы  по  созданию  пневмоуборочных  машин.  С  1951  года 
ВНИИ 

торфяной 

промышленности 

и 

Калининский 

политехнический  институт  (ныне  Тверской  государственный 
технический  университет)  проводят  широкие  испытания 
пневматических  машин.  С  1959  года  промышленные 
предприятия оснащаются пневмоуборочными машинами БПФ-2 
и БПФ-2М. В это же время была создана прицепная к трактору 
пневматическая  машина  ППФ-2,  предназначенная  для  сбора 
торфа  на  подстилку.  Наряду  с  разработкой  бункерных 
уборочных  пневматических  машин  проводились  работы  по 
созданию пневматических валкователей для сбора торфа в валки 
для  уборки его перевалочными машинами. 

Дальнейшие работы ВНИИТП и КПИ привели к созданию 

комбайна  с  применением  пневмосистемы  с  рециркуляцией 
воздуха, т.е. с повторным использованием воздушного потока с 
целью  снижения  выброса  в  атмосферу  частиц  торфа,  не 
осажденных  в  циклоне,  и  уменьшения  расхода  мощности  на 
подъем  крошки  с  поверхности  расстила.  Одновременно  с 
увеличением производительности машины при сохранении того 
же  сбора  торфа  и  практически  при  том  же  удельном  расходе 
воздуха  на  единицу  ширины  захвата  рециркуляция  привела  к 
резкому  уменьшению  пыления  комбайна.  Основная  часть 
запыленного  воздуха  возвращалась,  способствуя  активизации 
фрезерной крошки. 

Способ  производства  фрезерного  торфа  с  применением 

перевалочных  машин  получил  распространение  в  50-х  годах 
ХX  века.  Значительный  вклад  в  обоснование  основных 
характеристик  перевалочных  машин  на  основе  анализа 
эксплуатационных  требований  к  ним,  многочисленных 
экспериментальных  и  теоретических  исследований,  а  также 
проектных разработок внес ВНИИТП. 

Операция  уборки  фрезерного  торфа  при  перевалочном 

способе  в  значительно  меньшей  степени  влияет  на 
продолжительность  технологического  цикла  и  предоставляет 
возможность  создания  укрупненных  валков  различного 

поперечного  сечения,  которые  по-разному  реагируют  на 
увлажнение их от осадков.  

Таким образом, в торфяной промышленности внедрены и 

нашли  самое  широкое  распространение  три  способа  уборки 
торфа:  с  применением  бункерных  машин  с  механическим 
принципом  сбора  торфа,  пневматических  и  перевалочных 
машин. В последние годы разработан технологический процесс 
добычи  фрезерного  торфа  с  раздельной  уборкой  из 
наращиваемых  валков,  который  прошел  промышленные 
испытания на предприятиях АО «Ленторф» и АО «Шатурторф». 

Дальнейшее  развитие  производства  фрезерного  торфа 

может  осуществляться  не  только  по  линии  улучшения  средств 
механизации  и  автоматизации  производства,  но  и  по 
направлениям 

совершенствования 

технологий, 

лучшей 

организации технологического процесса и работы машин. 

 

3.2. Организация технологических площадей 

для добычи фрезерного торфа 

 

Производство  фрезерного  торфа  определяется  схемами 

складирования  готовой  продукции:  в  штабели,  располагаемые 
перпендикулярно  картовым  каналам;  штабели,  укладываемые 
параллельно  картовым  каналам;  укрупненные  штабели, 
предусматривающие  складирование  готовой  продукции  на 
специально  подготовленных  площадках,  расположенных  около 
постоянных  дорог  с  целью  организации  круглогодичной 
вывозки торфа. 

При  первой  схеме  применяют  бункерные  уборочные 

машины с механическим или пневматическим принципом сбора 
торфа (рис. 3.1 и 3.2).  

Сбор  торфа  производится  из  предварительно  собранных 

валков,  расположенных  через  2,5  –  4,5  м  друг  от  друга  вдоль 
картовых каналов, или из расстила с поверхности площадей. 

В  настоящее  время  при  производстве  фрезерного  торфа 

бункерными  уборочными  машинами  МТФ-41  или  МТФ-43А 
типовая технологическая площадка на низинной залежи состоит 
из  четырех  карт  с  двумя  расположенными  по  концам  карт 
штабелями длиной 60 – 75 м. Площадь брутто составляет 8 га. 
Расчет длины и других размеров штабеля приводится в разделе 
5 (п. 5.7). 

 

 

Рис. 3.1. Типовая схема технологической площадки на низинной залежи  

при уборке торфа бункерными машинами: 1 – валовый канал;  

2 – картовый канал; 3 – приканальная полоса; 4 – подштабельная полоса; 

5 – штабель фрезерного торфа; 6 – мосты-переезды (размеры даны в метрах) 

 

Уборочная  машина  МТФ-43А  собирает  торф  из  валка  в 

бункер  и  отвозит  к  штабелю.  Там  она  равномерно  выгружает 
торф  на  откос  штабеля  в  навалы  высотой  до  1  –  1,2  м.  Торф  с 
первых двух карт площадки (I, II) убирают в один штабель, а с 
двух  других  (III  и  IV)  –  в  другой,  расположенный  на 
противоположном  конце  карт.  Фрезерный  торф  с  карты  номер 
(I)  выгружается  в  навал  с  середины  штабеля  до  его  конца,  а  с 
карты номер (II) – от начала штабеля до середины. 

На верховых и смешанных залежах при ширине карт 20 м 

типовая  технологическая  площадка  состоит  из  восьми  карт  с 
двумя  штабелями  по  60  –  75  м.  Торф  с  первых  четырех  карт 
площадки (I,  II,  III  и  IV) убирают в один штабель, а с карт (V, 
VI, VII и VIII) в другой. 

При  невозможности  организации  типовой  технологи-

ческой  площадки,  например,  по  условиям  конфигурации, 
допускаются  другие  размеры  площадок.  Так,  технологическая 
площадка  на  картах  шириной  20  м  может  состоять  из  четырех 
карт со штабелями длиной 30 – 35 м. В данном случае разгрузка 
торфа  из  бункера  машины  в  навалы  будет  сопровождаться 
необходимостью остановки машины. 

 

Рис. 3.2. Типовая схема технологической площадки на верховом типе залежи 

при уборке торфа бункерными машинами: 1 – валовый канал;  

2 – картовый канал; 3 – приканальная полоса; 4 – подштабельная полоса; 

5 – штабель фрезерного торфа; 6 – мосты-переезды 

 

С  целью  сокращения  мостов-переездов  и  укрупнения 

штабелей в поперечном сечении применяются технологические 
площадки  с  расположением  штабелей  на  середине  длины  карт 
(рис.3.3 и 3.4). 

 

Рис. 3.3. Схема технологической площадки с расположением штабелей  

на середине длины карт на низинном типе залежи: 1 – валовый канал;  

2 – картовый канал; 3 – приканальная полоса; 4 – подштабельная полоса;  

5 – штабель фрезерного торфа; 6 – дрены; 7 – мосты-переезды 

 

Рис. 3.4. Схема технологической площадки с расположением штабелей  

на середине длины карт на верховом типе залежи: 1 – валовый канал;  

2 – картовый канал; 3 – приканальная полоса; 4 – подштабельная полоса; 

5 – штабель фрезерного торфа; 6 – дрены; 7 – мосты-переезды 

 

При  второй  схеме  используются  специализированные 

перевалочные  машины.  Валки  торфа  располагаются  вдоль 
картовых  каналов  на  расстоянии  20  м  друг  от  друга.  Типовая 
технологическая  площадка  состоит  из  9  карт  при  работе 
перевалочных  машин  МТФ-61  и  13  карт  при  уборке  торфа 
машинами  МТФ-62  на  верховом  типе  залежи  (рис.  3.5). 
Перевалка торфа с одной карты на другую производится до тех 
пор, пока торф не достигнет складской площадки. 

 

Рис. 3.5. Схема технологической площадки на верховом типе залежи  

при перевалочном способе уборки торфа: 1 – валовый канал;  

2 – картовый канал; 3 – валок торфа; 4 –кантовочная полоса; 

5 – штабель фрезерного торфа; 6 – мосты-переезды 

 

Третья схема применяется при раздельном способе уборки 

торфа.  Возможны  различные  варианты  складирования  готовой 
продукции:  в  штабели,  располагаемые  у  магистральных  путей 
узкой колеи (рис. 3.6, б); в штабели, располагаемые параллельно 
валовым  каналам,  как  правило,  с  односторонней  разгрузкой 
торфа  (нижнее  поле  на  рис.  3.6,  а);  в  большие  штабели, 
формируемые  на  суходолах  для  вывозки  торфа  потребителю 
автотракторным парком по грунтовым дорогам (рис. 3.6, в). 

 

Рис. 3.6. Схемы технологических площадок на верховом типе залежи  

при раздельной уборке торфа: 1 – валовый канал; 2 – штабель фрезерного торфа; 

3 – картовый канал;  4 – постоянная дорога; 5 – щелевая дрена;  

6 – нагорный канал (размеры даны в метрах) 

 

Схема  расположения  штабелей  составляется  на  каждый 

сезон добычи торфа и утверждается заместителем директора по 
производству  (главным  инженером)  предприятия.  Схема 
подштабельной полосы показана на рис. 3.7.  

 

Рис. 3.7. Схема поперечного сечения подштабельной полосы при работе  

бункерных уборочных машин: 1 – валовый канал;  

2 – штабель фрезерного торфа; 3 – полоса для движения машин 

 

Все  штабели  должны  располагаться  по  одной  прямой 

линии.  Расстояние  от  бровки  валового  канала  до  основания 
штабеля принимается 7 м. 

Начало  и  конец  штабеля,  а  также  линия  для  разгрузки 

первых  навалов  размечаются  вешками  через  10  –  15  м. 
Максимальная  длина  штабеля  по  основанию  на  конец  сезона 
должна быть не более 75 м. 

Уборка  торфа  в  каждом  сезоне  производится  в  новые 

штабели.  Если  к  началу  сезона  прошлогодний  торф  остался  на 
площадке,  то  новые  штабели  укладываются  в  разрывах  между 
прошлогодними  и  технологические  площадки  как  бы 
сдвигаются. В особых случаях, когда вся подштабельная полоса 
занята  невывезенными  к  началу  сезона  штабелями  торфа, 
допускается уборка торфа в старые штабели. 

При  уборке  торфа  в  новые  штабели  должны  соблюдаться 

требования: 

–  подштабельные  полосы  должны  иметь  исправную 

осушительную сеть. Нельзя располагать штабели над картовыми 
каналами  с  неисправными,  т.е.  не  пропускающими  воду, 
мостами; 

–  подштабельные  полосы  до  начала  уборки  должны  быть 

спланированы и очищены от посторонних предметов; 

–  остатки  торфа  после  вывозки  разравниваются 

бульдозером или волокушей; 

–  уровень  грунтовых  вод  на  подштабельной  полосе 

должен быть не менее 0,8 м. 

При  уборке  торфа  в  старые  штабели:  должны 

отсутствовать  очаги  самовозгорания;  слой  намокшего  торфа  в 
старом  штабеле  должен  быть  до  5  см;  вывозка  торфа  из  этих 
штабелей должна быть произведена в течение текущего года. 

 

3.3. Технологические операции  

с механическим принципом сбора фрезерного торфа  

бункерными уборочными машинами  

 

Технологический  процесс  добычи  фрезерного  торфа 

состоит из отдельных технологических операций, выполняемых 
в определенной последовательности с целью получения готовой 
продукции  с  заданными  качественными  показателями. 
Наименование  операций,  последовательность  их  выполнения  и 
применяемые машины приведены в табл. 3.1. 

 

Таблица 3.1. Технологические операции добычи фрезерного торфа 

бункерными уборочными машинами с механическим принципом сбора торфа 

Наименование и краткая характеристика 

операций 

Применяемые 

машины 

Фрезерование  торфяной  залежи  с  целью  соз-
дания  расстила  фрезерного  торфа.  Нормативная 
глубина  фрезерования  11  мм,  а  максимальная  – 
20 мм 

Фрезерные барабаны 
МТФ-14, МТФ-17, 
МТФ-18, плоскорезы-
рыхлители 

Первое  ворошение  фрезерного  торфа:  переме-
шивание  слоя  фрезерного  торфа  с  целью 
интенсификации процесса сушки. 

Ворошилки различ-
ных марок: МТФ-21,  
МТФ-22, ВФ-18С3А 

Второе  и  третье  ворошения  фрезерного  торфа 
(при  пониженной  начальной  влажности  и 
благоприятных  метеорологических  условиях 
третье ворошение может не проводиться) 

Те же 

Валкование  высушенного  фрезерного  торфа: 
сбор  торфа  из  расстила  в  валки  с  расстоянием 
между ними 3,0 – 4,75 м 

Валкователь фрезер-
ного торфа МТФ-33Б 

Уборка  фрезерного  торфа  из  валков  с 
одновременным  транспортированием  к  месту 
складирования 

Уборочные машины 
МТФ-41, МТФ-43А 

Штабелирование  фрезерного  торфа.  Придание 
поперечному  сечению  штабеля  треугольной 
формы  с  целью  сохранения  качественных 
показателей  и  уменьшения  потерь  торфа  при 
хранении 

Штабелирующая 
машина МТФ-71 или 
МТФ-72 

 

Фрезерование

  является  первой  и  основополагающей 

операцией  технологического  цикла  добычи  фрезерного  торфа. 
Цель  фрезерования  –  размельчение  верхнего  слоя  залежи  и 
получение  фрезерной  крошки  соответствующих  размеров. 
Размельчение  верхнего  слоя  залежи  позволяет  увеличить 
площадь поверхности частиц по сравнению с площадью пласта 
залежи и интенсифицировать процесс сушки торфяной крошки. 
Благодаря  меньшему  контакту  с  залежью  снижается 
поступление  влаги  из  нижележащих  слоев  торфяной  залежи  в 
сфрезерованную крошку. 

От качества выполнения фрезерования во многом зависит 

величина  циклового  сбора  и  продолжительность  сушки  торфа, 
поэтому  при  фрезеровании  необходимо  получить  такие 
параметры  слоя  фрезерного  торфа,  сушка  которого  в 
конкретных  погодных  условиях  протекала  бы  наиболее 
интенсивно. На рис. 3.8 дан общий вид фрезера МТФ-14.  

Рис. 3.8. Фрезер МТФ-14 

 

Общие технологические требования к фрезерованию:  

–  фрезерование  должно  осуществляться  на  расчетную 

глубину.  Отклонение  фактической  глубины  от  расчетной 
изменяет  сроки  сушки  и  нарушает  процесс  добычи  фрезерного 
торфа,  ухудшает  условия  работы  машин  по  уборке  торфа  и 
приводит  к  увеличенным  потерям  торфа.  Допускается 
отклонение фактической глубины фрезерования от расчетной не 
более 

15%; 

–  расчетная  глубина  фрезерования  должна  изменяться  в 

зависимости  от  условий  сушки.  В  жаркую  летнюю  погоду 
глубина фрезерования должна быть больше, а при слабой сушке 
ее  следует  уменьшать.  Это  связано  с  необходимостью 
выдерживать  расчетную  длительность  цикла  для  более 
равномерной и полной загрузки технологических машин; 

–  поступательная  скорость  фрезерующего  агрегата 

выбирается  максимально  возможной  исходя  из  условий 
движения и соблюдения расчетной глубины фрезерования; 

–  поверхность  карты  должна  быть  зафрезерована 

полностью,  без  огрехов,  с  перекрытием  соседних  проходов  на 
0,05 – 0,1 м.  

Организация фрезерования, расчет глубины фрезерования 

и  методы  контроля  операции  подробно  изложены  в  разделе  5 
(пп. 5.2 и 5.3). 

Наиболее  широкое  применение  получили  фрезерные  бара-

баны, техническая характеристика которых приведена в табл. 3.2. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..