Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год) - часть 7

 

  Главная      Книги - Разные     Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год) - часть 7

 

 

F

кс

= 200∙0,094∙1 = 18,8 га, 

L

кс

 

= 2∙470∙200∙1/1 = 188∙10

3

 пог.м. 

Определяем объем работ  по погрузке и вывозке пней,  выкорчеванных 

корчевателем КС по формуле (2.8), предварительно вычислив по формуле (2.9) 
объем пней от древостоя (заменив в ней 

К

св

 

на 

К

кс

): 

V

пн.д

= 200∙0,094∙0,5∙100,6 = 946 пл. м

3

и  объем  погребенных  древесных  остатков  по  формуле  (2.10),  в  которой 
примем К

кор

= 0.  

V

пн.п

= 10

2

200(0+0,094)

0,4

2,5

0,55 = 1034 пл.м

3

П’= П/К

ос

= 2/0,8 = 2,5% [формула (2.11)]. 

Тогда  общий  объем  пней  после  корчевателя  КС  составит  [формула 

(2.8)] 

V

пн

= (946+1034)

1,2

6 = 14256 скл. м

3

В  соответствии  с  технологической  схемой  подготовки  корчевание 

крупных пней диаметром более 20 см осуществляется экскаватором с крюком. 
Таких пней по данным лесотаксации 181 шт. на га, средний объем каждого пня 
по  тем  же  данным  составляет  0,0239  пл.  м

3

.  Тогда  объем  крупных  пней 

составит 

V

кр.п

 = 181∙0,0239 = 4,3 пл.м

3

/га, 

а  на  всем  участке  как  произведение  площади  корчевания  на  выход  крупного 
пня с 1 га 

V

кр.п

 = F

бр

К

кор

 V

кр.п

К

пов

К

з.т

 

К

пл

= 200∙0,824∙4,3∙1∙1,2 10 = 8504 скл. м

3

Общий объем пней, подлежащих погрузке и вывозке, 

V

погр

 

= 14256 + 8504 = 22760 скл. м

3

Объем  работ  по  глубокому  фрезерованию  залежи  машиной  МТП-44А 

[формула (2.1)] 

F

фр

 

= 200∙0,824∙1,2 = 198 га. 

Объем  работ  по  профилированию  поверхности  карт  машиной  МТП-

52А [формула (2.1)], 

F

пр 

 = 200∙0,883∙1 = 177 га. 

Объем  работ  по  погрузке  и  вывозке  древесных  остатков,  собранных 

машиной МТП-22А [формула (2.12)] 

V

пн.м 

=10

2

 F

бр

К

фр

Н

фр

П

’’

(1-К

пер

пл

α

пл 

 . 

Вначале  определим  среднюю  пнистость  осушенной  залежи  с  учетом 

пней  от  древостоя  и  переработанной  древесной  растительности  [формула 
(2.13)]: 

П

’’

= 150,6/(10

2

∙0,4) = 3,77%, 

V’

пн

  

определяем

 

по формуле (2.14), 

V’

пн

 = 100(1-0,5) + (52,1 + 48,5) = 150,6 пл.м

3

/га, 

а объем погребенного пня в корчуемом слое (

V

пн.п

)по формуле (2.15): 

V

пн.п

= 10

2

∙0,4∙2,5 = 100 пл.м

3

/га. 

Тогда 

V

пн.м

 = 10

2

∙200∙0,824∙0,4∙3,77

(1-0,7)∙2,5∙0,2 = 3728 скл. м

3

.

Объем  работ  по  сбору  мелких  пней  машиной  МТП-22А  (в  два  следа) 

[формула (2.1)] 

F

сп 

= 200∙0,896∙2 = 358 га. 

 

Количество  машин  (

м

N

),  необходимое  для  выполнения 

запланированного

 

объема работ,

 определяется по формуле 

см

см

м

Т

S

V

N

,                                       (2.17) 

где 

V

– запланированный объем работ, га или м

3

      

см

S

 

– сменная производительность машины, га или м

3

       Т

см

–  запланированное  число  смен  работы  машин  за  период 

выполнения  данной  операции.  Величина 

см

Т

  не  должна  превышать 

предельных значений, приведенных в табл. 2.11. 

Если  в  результате  расчетов  получается  не  целое  число  машин, 

то  округляют  до  целого  и  определяют  потребное  количество  смен, 
приходящихся  на  одну  машину  для  выполнения  заданного  объема 
работ по формуле 

м

см

см

N

S

V

N

.                                   (2.18) 

Количество  горючего  (

гор

Q

),  необходимое  для  выполнения 

запланированного  объема  работ  на  каждой  операции,  можно 
определить по формуле 

,

г

гор

Vm

Q

                                       (2.19) 

где

  m

г

  –  расход  горючего  на  единицу  работы  (кг),  который  можно 

найти по приближенной формуле 

э

д

в

п

дв

г

S

К

К

Рm

q

.

,                                 (2.20) 

где

 Р

– номинальная мощность двигателя, кВт; 

      m

дв

–  паспортный  удельный  расход  горючего  на  1  кВт

ч  (для 

трактора  Т-100  БГС

  m

дв

  =  0,244  кг/(кВт∙ч),  для  ДТ-75Б

  m

дв

  =  

= 0,265 кг/(кВт∙ч); 
  

    К

п.в

  коэффициент  использования  полезного  времени  двигателя 

(принимается на 0,05 больше 

К

п.в

 машины на данной операции);  

      

д

К

= 0,75 – 0,85 коэффициент, учитывающий загрузку двигателя; 

      

э

S

– часовая эксплуатационная производительность. 

Общее  количество  горючего,  потребное  для  выполнения  всего 

объема работ по подготовке, равно сумме расхода горючего по каждой 
операции. 

 

Пример  2.2.

 

Рассчитать  необходимое  количество  машин  глубокого 

фрезерования МТП-44А и профилировщиков МТП-52А для обработки участка 
по данным примера 2.1. 

Вычислим потребное количество машин [формула (2.17)]: 
МТП-44А –          

N

м

 =

 198/(0,56∙240) = 1,47. 

Принимаем  2  машины  МТП-44А.  Каждая  из  них  должна  отработать  

количество смен [формула (2.18)] 

N

см

 

= 198/(0,56∙2) = 177 смен. 

МТП-52А –        

N

м

 

= 177/(4,4∙160) = 0,25. 

Принимается  одна  машина  МТП-52А,  которая  для  выполнения 

заданного объема профилирования должна отработать 

N

см

 

= 177/(4,4∙1) = 40 смен. 

Пример  2.3

.  Рассчитать  потребное  количество  горючего  для  машин 

МТП-44А и МТП-52А по данным примера 2.2. 

Количество горючего на единицу работы [формула (2.20)]: 
для МТП-44А    

 m

г

=106,5

0,244∙0,9∙0,8/0,07 = 267 кг/га; 

      МТП-52А    

 m

г

=69

0,265∙0,85∙0,8/0,55 = 22,6 кг/га. 

Потребное количество горючего для выполнения всего объема работ по 

отдельным операциям: 

для глубокого фрезерования 

Q

гор.фр

.=

198

267 = 52866 кг; 

      профилирования            

Q

гор.пр

=177

22,6 = 4000 кг. 

 

2.3. Ремонт производственных площадей 

 

Задачи 

ремонта 

производственных 

площадей.

 

Успешная  добыча  фрезерного  торфа  возможна  лишь  на 
производственных площадях, отвечающих определенным требо-
ваниям:  поля  должны  быть  хорошо  осушены,  поверхность 
должна  быть  ровной  в  продольном  направлении  и  выпуклой 
(профилированной)  в  поперечном,  разрабатываемый  слой 
залежи  должен  быть  полностью  освобожден  от  древесных 
остатков. Эти задачи решаются на стадии подготовки.  

В  процессе  добычи  фрезерного  торфа  ежегодно 

срабатывается  поверхностный слой торфа толщиной 15 – 20 см, 
причем  из-за  неоднородности  по  влажности,  степени  разло-
жения  и  других  характеристик  даже  в  пределах  одной  карты 
сработка  залежи  по  всей  площади  происходит  неравномерно,  а 
на  подштабельных  полосах  и  вдоль  картовых  каналов  она 
вообще  не  срабатывается.  Поверхность  карт  из  выпуклой 
становится  постепенно  плоской  и  даже  вогнутой.  Это 
затрудняет  сток  поверхностных  вод  в  картовые  каналы,  вода 
застаивается  на  поверхности  карт,  а  от  прохождения  тяжелых 
машин 

образуются 

выбоины 

и 

другие 

неровности 

микрорельефа. 

Вследствие  сработки  залежи  древесные  остатки,  ранее 

находившиеся на глубине 20 – 30 см от поверхности, «выходят» 
на поверхность и оказываются в зоне действия рабочих органов 
технологических  машин.  Это  приводит  к  частым  поломкам 
машин,  уменьшению  глубины  фрезерования,  увеличению 
неравномерности  толщины  расстила  крошки,  снижению 
цикловых  сборов,  уменьшению  производительности  машин, 
засорению готовой продукции мелкими древесными остатками. 

Функционирование осушительной сети в процессе добычи 

торфа ухудшается. Из-за сработки залежи уменьшается глубина 

осушительных  каналов,  фрезерная  крошка  смывается  во  время 
ливневых  дождей  и  сдувается  ветром  в  каналы  осушительной 
сети,  засоряются  трубы  мостов-переездов,  наблюдается  обру-
шение  откосов  каналов.  Все  это  приводит  к  нарушению 
нормальной  работоспособности  осушительной  сети,  увели-
чению  влажности  разрабатываемого  слоя  залежи,  уменьшению 
нормы  осушения  и,  как  следствие,  уменьшению  цикловых  и 
сезонных  сборов  торфа,  снижению  производительности 
технологических  машин.  Поэтому  для  поддержания  производ-
ственных площадей в технически исправном состоянии должны 
регулярно проводиться ремонтные работы. 

Состав работ по ремонту производственных площадей

 

включает операции:  

 

прочистку и углубление каналов; 

 

прочистку и переукладку мостов-переездов; 

 

фрезерование или корчевание пней из разрабатываемого 

слоя залежи и вывоз их за пределы полей; 

 

профилирование  поверхности  в  поперечном  направ-

лении и планировку в продольном. 

Кроме  того,  осуществляется  срезка  залежи  с  подшта-

бельных  полос  и  полос  для  разворота  машин,  разравнивание 
вынутого  из  каналов  грунта  и  остатков  в  основании  штабелей 
после  вывозки  торфа  и  другие  операции,  зависящие  от 
конкретных условий работы торфопредприятия. 

Состав  работ  по  ремонту  производственных  площадей 

определяется  технологической  схемой  ремонта,  под  которой 
понимается  комплекс  последовательно  выполняемых  операций 
с целью приведения производственной площади в соответствии 
с  техническими  требованиями,  определяемыми  технологией 
торфяного  производства,  характеристикой  залежи  и  качеством 
готовой  продукции.  Отсюда  следует,  что  выбор  той  или  иной 
технологической  схемы  ремонта  будет  зависеть  в  основном  от 
качественной  характеристики  торфяной  залежи  (пнистости, 
степени  разложения)  и  способа  добычи  торфяной  продукции, 
метода  сбора  сухой  фрезерной  крошки  –  механического  или 
пневматического. 

Так  же  как  и  при  подготовке,  сущность  и  основное 

содержание технологической схемы ремонта производственных 
площадей  определяется  методом  извлечения  древесных 
включений  из  эксплуатационного  слоя  торфяной  залежи: 
методом корчевания или методом глубокого фрезерования. Для 
торфяных  залежей  средней  и  высокой  степени  разложения 

наиболее  эффективна  технология  с  применением  активных 
корчевателей  типа  МТП-81.  Особенно  рациональна  работа  по 
этой  схеме  на  высокопнистых  (1,5  –  2%  и  более)  залежах,  где 
используется  метод  глубокого  фрезерования  и  пассивных 
корчевателей нецелесообразно. 

Ремонт  производственных  площадей  методом  сплошного 

глубокого  фрезерования  машинами  МТП-42А  и  МТП-44А  в 
настоящее  время  ограничен  вследствие  высокой  энергоемкости 
процесса  фрезерования  торфа  вместе  с  пнем  и  значительной 
засоренностью  продукции  мелкими  кусками  древесины. 
Ограниченное  применение  машин  по  глубокому  фрезерованию 
вызвано  главным  образом  разработкой  верховых  высоко-
пнистых  залежей  и  появлением  таких  высокоэффективных 
машин, как МТП-81А. 

В  случае  работы  на  добыче  торфа  машин  с 

пневматическим  принципом  сбора  ремонт  производственных 
площадей  рекомендуется  выполнять  методом  корчевания  или 
методом  сплошного  глубокого  фрезерования  с  применением 
машин МП-20. 

Следует  отметить,  что  в  настоящее  время  в  связи  с 

совершенствованием машин наблюдается тенденция сближения 
методов  корчевания  и  глубокого  фрезерования.  Величина 
подачи на один нож в машинах МТП-44А составляет 50 – 70 мм, 
и древесина ножами фрезы большей частью рубится и ломается, 
а  не  фрезеруется.  Куски  древесины  извлекаются  из  залежи 
подобно  активному  корчевателю  (машина  МП-20)  и  подаются 
на  конвейер-сепаратор,  а  далее  в  валок  или  кузов  прицепа-
самосвала.  Технологическая  схема  ремонта  с  фрезерованием 
залежи машиной МП-20 по показателям работы близка к схеме с 
активным  корчеванием  и  может  быть  рекомендована  для 
ремонта  полей  добычи  как  при  механических  методах  уборки 
торфяной  продукции,  так  и  при  пневматических.  Засоренность 
обработанного  слоя  древесными  остатками  не  превышает  1,0  – 
1,3%,  т.е.  меньше  в  3  –  4  раза  по  сравнению  с  засоренностью 
при работе машин МТП-44А. 

Применение  при  ремонте  пассивных  корчевателей  типа 

ОКП-1 оправдано при пнистости в слое до 1,5%. Однако в этом 
случае качество корчевания снижается, особенно при пнистости 
1,5%  и  выше.  Зачастую  даже  при  одном  ремонте  требуется 
выполнить  два  прохода.  После  каждой  корчевки  необходимы 
сбор,  погрузка  и  вывозка  древесных  остатков  со  значительным 

количеством  торфа,  так  как  последние  при  пассивном 
корчевании плохо очищаются. 

Для ремонта полей с залежью низкой степени разложения 

при  добыче  торфа  для  подстилки  и  торфа  на  экспорт  также 
требуется  специальная  технология  ремонта,  позволяющая 
обеспечить высокие структурно-механические свойства готовой 
продукции. 

Ниже  в  табл.  2.13,  2.14  и  2.15  приведены  типовые 

технологические  схемы  ремонта  производственных  площадей, 
рекомендованные  нормами  технологического  проектирования 
предприятий торфяной промышленности. 

 

Таблица 2.13. Технологическая схема ремонта производственных площадей 

методом корчевания с применением активных корчевателей  

(для торфяной залежи средней и высокой степени разложения) 

Технологические операции 

Машины 

1. Углубление или прочистка валовых каналов 
2. Углубление картовых каналов 
 
3.  Переукладка  переездов  через  картовые  каналы 
(при необходимости) 
4. Разравнивание торфяной выкидки 
5.  Обработка  приканальных  полос  шириной  
2,5 м с извлечением пней из слоя на глубину 0,4 м 
6.  Корчевание  пней  на  глубину  до  0,4  м  с 
одновременной  их  очисткой  и  погрузкой  на 
гусеничные прицепы-самосвалы 
7. Вывозка пней за пределы полей на склад 
8. Профилирование поверхности карт 
9. Повторное корчевание, подбор и погрузка пней 
на 

полосах 

у 

каналов 

(при 

пнистости 

разрабатываемого слоя более 2%) 
10. Вывозка пней за пределы полей на склад 
11.  Сбор  мелких  пней  и  вывозка  их  на 
подштабельные 

полосы 

при 

пнистости 

разрабатываемого слоя залежи: 
         до 1% – один проход; 
         до 2% – два прохода 
12. Погрузка мелких пней с подштабельных полос 
13. Вывозка мелких пней с подштабельных полос 
14. Прочистка картовых каналов 
 
15.  Прочистка  труб-переездов  через  картовые 
каналы 
16. 

Мелкое 

щелевое 

дренирование 

с 

разравниванием выкидки 
 
17. 

Разравнивание 

низов 

штабелей 

и 

Экскаватор 
Машина  для  рытья  кар-
товых каналов, экскаватор 
Экскаватор, бульдозер 
 
Бульдозер 
Корчеватель-собиратель 
КС 
Корчеватель 

пней 

с 

конвейером 
 
Прицеп-самосвал 
Шнековый профилировщик 
Корчеватель 

пней 

с 

конвейером 
 
Прицеп-самосвал 
Машина  для  сбора  мелких 
пней 
 
 
 
Погрузчик с грейфером 
Прицеп-самосвал 
Машина  для  прочистки 
картовых каналов 
Машина  для  прочистки 
трубопроводов 
Машина 

для 

нарезки 

мелкощелевого 

дренажа, 

волокуша, планировщик 
Бульдозер, 

шнековый 

подштабельных полос с перемещением грунта 
18.  Штабелирование  пней  на  складе  (50%  от 
вывезенного объема) 

профилировщик 
Погрузчик с грейфером 

Примечания:  1.  При  пнистости  торфяной  залежи  до  1,5%  с  целью 

рационального использования прицепов-самосвалов может применяться схема 
работы  машин  с  перевалкой  пней.  При  этом  на  части  площади  корчеватель 
работает  без  прицепов,  переваливая  пни  на  центральную  часть  карты,  а 
последние  два  прохода  –  с  погрузкой  пней  на  прицепы-самосвалы.  2.  При 
влажности залежи не более 90% п.16 выполняется при необходимости. 

 

Таблица 2.14.Технологическая схема ремонта  

производственных площадей методом глубокого фрезерования залежи 

Технологические операции 

Машины 

1. Позиции 1 – 3 те же, что и в табл. 2.13 
4. 

Разравнивание 

торфяной 

выкидки 

с 

последующим 
       сбором пня; 
       погрузкой пня; 
       вывозкой пня 
5.  Обработка  приканальных  полос  шириной  1  м 
на глубину 0,4 м (при пнистости торфяной залежи 
более 1,5%) 
6. Фрезерование верхнего слоя торфяной залежи с 
древесными включениями на глубину до 0,4 м 
 
7.  Сбор  мелких  пней  и  вывозка  их  на 
подштабельные полосы (один проход) 
8. Профилирование поверхности карт 
9.  Повторное  фрезерование  торфяной  залежи  на 
приканальных полосах (два прохода по карте): 
        на картах шириной 20 м – 20% обработанной 
площади по п. 6; 
           картах  шириной  40  м  –  10%  обработанной 
площади по п. 6 
10.  Сбор  мелких  пней  и  вывоз  их  на 
подштабельную полосу (один проход) 
11. Погрузка мелких пней с подштабельных полос 
12. Вывозка мелких пней с подштабельных полос 
13.  Штабелирование  пней  на  складе  (50%  от 
вывезенного объема) 
14. 

Разравнивание 

низов 

штабелей 

и 

подштабельных полос с перемещением грунта 
15. Прочистка картовых каналов 
 
16.  Прочистка  труб-переездов  через  картовые 
каналы 
17. 

Мелкое 

щелевое 

дренирование 

с 

разравниванием выкидки 
 

 
Бульдозер 
Корчеватель-собиратель, 
машина  для  подбора  и 
погрузки 

пней, 

прицеп-

самосвал 
Корчеватель-собиратель 
 
 
Машина 

для 

глубокого 

фрезерования 

торфяной 

залежи 
Машина  для  сбора  мелких 
пней 
Шнековый профилировщик 
Машина 

для 

глубокого 

фрезерования 
 
 
 
 
Машина  для  сбора  мелких 
пней 
Погрузчик с грейфером 
Прицеп – самосвал 
Погрузчик с грейфером 
 
Бульдозер,  шнековый  про-
филировщик 
Машина 

для 

прочистки 

картовых каналов 
Машина 

для 

прочистки 

трубопроводов 
Машина  для  нарезки  мелко-
щелевого дренажа, бульдозер, 
волокуша, планировщик 

Примечания:  1.  Схема  применяется  при  пнистости  обрабатываемого 

слоя залежи до 2%, а также на предприятиях и участках с небольшим объемом 

работ.  2.  При  влажности  залежи  не  более  90%  п.17  выполняется  при 
необходимости. 

Таблица 2.15. Технологическая схема ремонта производственных площадей 

методом корчевания с применением активных корчевателей  

для торфяной залежи низкой степени разложения  

(при добыче торфа на экспорт и для подстилки)  

Технологические операции 

Машины 

Позиции 1 – 5 те же, что и в табл. 2.13 
6.  Корчевание  пней  на  глубину  до  0,4  м  с 
перевалкой  их  с  помощью  конвейера  машины 
на центральную необработанную часть карты за 
три прохода 
7. Корчевание пней на центральной части карты 
(два  прохода)  с  перевалкой  их  конвейером 
машины на смежные обработанные площади 
8.  Погрузка  пней  в  прицепы-самосвалы  после 
просушкики (3 – 5 дней) 
9. Вывозка пней за пределы полей на склад 
10. Профилирование поверхности карт 
11.  Повторное  корчевание  пней  на  полосах  у 
каналов  с  очисткой  их  от  торфа  и  сбором  в 
валки (по одному проходу у канала)  
12.  Погрузка  пней  из  валков  в  прицепы-
самосвалы 
13. Вывозка пней за пределы полей на склад 
14.

 

Сбор  мелких  пней  и  вывозка  их  на 

подштабельные  полосы  при  пнистости  слоя 
залежи: 
            до 1% – один проход; 
            более 1% – два прохода 
15.

 

Погрузка  мелких  пней  на  подштабельных 

полосах 
16.

 

Вывозка  мелких  пней  с  подштабельных 

полос на склад 
17.

 

Прочистка картовых каналов 

 
18.

 

Прочистка  труб-переездов  через  картовые 

каналы 
19.

 

Мелкое 

щелевое 

дренирование 

с 

разравниванием выкидки 

20.

 

Штабелирование  пней  на  складе  (50%  от 

вывезенного объема) 
21.

 

Разравнивание 

низов 

штабелей 

и 

подштабельных полос с перемещением грунта 

 
Корчеватель 

пней 

с 

конвейером 
 
 
Корчеватель 

пней 

с 

конвейером 
 
Машина  для  подбора  и 
погрузки пней 
Прицеп-самосвал 
Шнековый профилировщик 
Корчеватель пней 
 
 
Машина  для  подбора  и 
погрузки пней 
Прицеп-самосвал 
Машина  для  сбора  мелких 
пней 
 
 
 
Погрузчик с грейфером 
 
Прицеп-самосвал 
 
Машина 

для 

прочистки 

картовых каналов 
Машина 

для 

прочистки 

трубопроводов 
Машина 

для 

нарезки 

мелкощелевого дренажа 
Экскаватор, 

погрузчик 

с 

грейфером, кран погрузочный 
Бульдозер,  шнековый  про-
филировщик 

Примечание.  При  влажности  залежи  не  более  90%  п.19  выполняется 

при необходимости. 

 

Ремонт осушительной сети.

  По  мере  сработки  залежи,  а 

также  из-за  засорения  каналов  крошкой,  кусками  торфа  и 
древесины,  обрушения  откосов  глубина  и  поперечные  размеры 
их  уменьшаются.  С  целью  восстановления  нормативного 

поперечного  профиля  каналов  периодически  выполняется  их 
прочистка и углубление. 

Углубление  и  прочистка  магистрального  и  валовых 

каналов производится экскаваторами МТП-71, ЕК 270-03, ЕТ-16 
с обратной лопатой. При этом объем работ по ремонту валовых 
каналов  в  зависимости  от  типа  залежи,  характеристики 
подстилающего грунта и степени засоренности составляет 0,8 – 
5,0  м

3

  на  1  м  длины  канала.  На  ряде  торфопредприятий  на 

прочистке  и  углублении  валовых  и  магистральных  каналов  без 
снятия  грунта  с  их  откосов  используют  специальный 
уширенный  ковш  обратной  лопаты,  который  позволяет 
увеличить производительность экскаватора до 15%. 

Углубление  картовых  каналов  производится  одно-

ковшовыми экскаваторами и машинами непрерывного действия 
МТП-32Б, описание которой дано в п. 2.2. Однако при ремонте 
мелкозалежных  участков  производственных  площадей,  когда 
картовые  каналы  врезаются  в  минеральный  грунт,  углубление 
их  осуществляется  только  экскаваторами.  Торфяной  грунт, 
вынутый  в  этом  случае  из  канала,  разравнивается  по 
поверхности  карты  бульдозером,  а  минеральный  укладывается 
рядом с каналом в кавальер на предварительно выторфованной 
площади (рис. 2.13). 

                                                             

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.13. Схема укладки  минерального грунта при углублении картовых  

каналов на мелкозалежных участках: 1– картовый канал; 2 – торфяная залежь; 

3 – кавалье из минерального грунта; 4 – придонный защитный слой торфа;  

5 – минеральный грунт 

Применение  одноковшовых  экскаваторов  на  прочистке 

картовых каналов от гидромассы неэффективно из-за их малой 
производительности  при  выполнении  данной  работы,  так  как 
значительная  часть  рабочего  цикла  приходится  на  переезд 
экскаватора вдоль канала. 

Производственные исследования по анализу засоренности 

картовых  каналов  показывают,  что  количество  торфомассы  в 
картовых  каналах  составляет  ≈  0,18  м

3

  на  1  м  длины  канала. 

Машина  МТП-32Б  хорошо  работает  на  углублении  картовых 
каналов,  но  при  засоренности  каналов  гидромассой  более  
0,26  м

3

  на  1  м  длины  работа  последних  становится 

невозможной. Поэтому для прочистки и некоторого углубления 
картовых каналов создана специальная машина РК-ОА, которая 
при серийном выпуске получила индекс МТП-33А. 

Машина  МТП-33А  предназначена  для  ремонта  картовых 

каналов  на  торфяных  залежах  пнистостью  до  3%.  Состоит  из 
рабочего  органа,  конического  бокового  и  центрального 
редукторов,  главного  и  двух  промежуточных  карданных  валов, 
двух  опорных  катков,  гидросистемы,  сцепки,  ограждения 
карданного вала и контргруза. Машина полунавесная на трактор 
ДТ-75Б с ходоуменьшителем. 

Рабочий  орган  машины  МТП-33А  представляет  собой 

шнек  без  транспортирующей  трубы,  совмещенный  на  одном 
валу  с  лопастным  метателем.  Шнек  снабжен  плоскими 
съемными  ножами,  образующими  непрерывную  режущую 
кромку.  Наружный  диаметр  верхней  его  части  одинаков  с 
наружным  диаметром  лопаток  лопастного  метателя.  Напорный 
щит  рабочего  органа,  края  которого  окантованы  эластичным 
материалом, выполнен вместе с корпусом лопастного метателя. 
Консольным расположением контргруза слева по ходу машины 
достигается  более  равномерное  распределение  массы  на 
опорные  катки,  что  значительно  улучшает  проходимость 
машины на увлажненных торфяных залежах. 

 

Техническая характеристика машины МТП-33А 

Техническая производительность, м

3

/ч: 

           на залежах пнистостью до 0,5% ………………....140 – 350 
           на залежах пнистостью 0,5-3% ………………...….80 – 140 
Производительность рабочего органа, м

3

/с…………0,022 – 0,097 

Частота вращения рабочего органа, с

-1

………………...…......8,9 

Наибольшая глубина ремонтируемого канала, мм ……......1800 
Рабочая скорость передвижения, км/ч………………....0,92 – 2,18 
Масса машины без контргруза, кг ……………………….....2625 
Масса контргруза, кг ………………………………..………...500 

 

Машина  РК-ОА  (МТП-33А)  движется  вдоль  картового 

канала  так,  что  прочищаемый  канал  всегда  находится  с  правой 
стороны по ходу движения машины. Торфомасса выбрасывается 
и  равномерно  распределяется  на  одной  карте  из  двух  смежных 
каналов. 

При  наличии  сильного  бокового  ветра  РК-ОА  совершает 

рабочие проходы, двигаясь только в одном направлении. В этом 
случае  машина  после  каждого  рабочего  прохода  возвращается 
холостым  проходом  на  транспортной  скорости  к  началу 
следующего канала.  

Максимальная скорость передвижения (м/с) определяется 

из выражения 

,

max

к

v

o

f

K

Q

V

 

где 

o

Q

– производительность рабочего органа, м

3

/с; 

       

К

v

=

 0,95 – 0,9 – коэффициент использования скорости; 

       

k

f

– площадь поперечного сечения загрязнения, м

2

По  полученному  значению  максимальной  скорости  из 

характеристики трактора выбирается ближайшая меньшая. Если 
окажется,  что  минимальная  скорость  трактора  больше 

V

max

принимается  решение  о  прочистке  канала  за  несколько 
проходов (обычно за 2 – 3 прохода). 

Прочистка  и  переукладка  трубопроводов  мостов-

переездов  через

 

картовые  каналы.

  В  процессе  добычи  торфа 

трубопроводы  картовых  мостов-переездов  часто  засоряются. 
Иногда  для  возобновления  работы  моста  достаточно  очистить 
оголовок от налипшей торфомассы, в других случаях требуется 
прочистка  всего  трубопровода  моста.  В  связи  со  сработкой 
залежи  и  углублением  картовых  каналов  необходима 
переукладка моста с опусканием его на большую глубину. 

В  настоящее  время  очистка  трубопроводов  механи-

зирована  и  осуществляется  с  помощью  струи  воды  под 
давлением  машиной  МТП-34.  Наряду  с  механизированной 
применяется  и  ручная  прочистка  трубопроводов  (при 
отсутствии машины МТП-34). 

Машина  МТП-34  состоит  из  рабочего  органа,  рамы 

сварной  конструкции,  катка  для  воды  вместимостью  5,2  м

3

шлангоукладчика, 

раздаточного 

редуктора, 

механизма 

гидравлического  действия  для  подъема  и  опускания  стрелы, 
системы забора и подачи воды в рабочий орган. 

Рабочий  орган  представляет  собой  гидравлическую 

реактивную головку, присоединяемую к напорному шлангу. На 
сварной  раме  машины  установлен  раздаточный  редуктор, 
масляный 

насос 

НШ-10 

и 

водяной 

насос 

НКФ-54 

производительностью 0,015 м

3

/с. 

Прочистка  трубопроводов  через  картовые  каналы 

производится  следующим  образом.  Машина  МТП-34  с 
наполненным  водой  катком  подъезжает  к  мосту,  затем  в 
трубопровод вводится гидравлическая головка и под давлением 
около  0,6  мПа  начинает  подаваться  вода,  с  помощью  которой 
размывается  и  выталкивается  наружу  торфяная  масса  вместе  с 
находящимися в ней кусками древесины.  

Часовая  эксплуатационная  производительность  машины 

МТП-34 при глубине стояния воды в картовом канале до 0,5 м 
равна 57 м/ч, а более – 48,6 м/ч, т.е. примерно один 40-метровый 
или два 20-метровых мостов за один час. 

Мосты  через  валовые  и  магистральные  каналы

 

строятся из железобетонных или металлических труб большого 
диаметра,  которые,  как  правило,  не  засоряются  и  не  требуют 
прочистки в период между переукладками. 

При  переукладке  мостов-переездов  через  картовые 

каналы

 выполняются те же работы, что и при их строительстве, 

а  также  дополнительные  операции  по  извлечению  труб  из 
траншеи (см. п. 2.2). 

Ремонт  поверхности  производственных  площадей

 

заключается  в  освобождении  эксплуатационного  слоя  от 
древесных  включений,  планировании  в  продольном  и 
профилировании в поперечном направлениях. 

Эти  операции  и  средства  механизации  их  выполнения 

подробно рассмотрены в п.2.2. 

Периодичность  выполнения  работ  по  ремонту 

производственных  площадей 

–  это  промежуток  времени,  по 

прошествии  которого  производственная  площадь  обраба-
тывается  повторно.  По  периодичности  операции  по  ремонту 
производственных площадей можно разделить на две группы: 

1)  работы,  выполняемые  один  или  более  раз  в  течение 

каждого  года  (прочистка  каналов  осушительной  сети,  сбор 
древесных остатков с поверхности производственных площадей, 
планировка поверхности и другие работы); 

2)  работы,  выполняемые  один  раз  в  течение  нескольких 

лет 

(корчевание 

активными 

корчевателями, 

глубокое 

фрезерование 

торфяной 

залежи 

машинами 

МТП-44А, 

профилирование поверхности, углубление каналов и другие). 

Для  некоторых  операций,  например  для  корчевания  и 

глубокого фрезерования, периодичность (

Т

р

) можно определить 

по формуле 

,

кач

с

р

р

К

Н

Н

Т

                               (2.21) 

где 

Н

р 

– толщина слоя, подготавливаемого при ремонте; 

      

Н

с 

– толщина слоя залежи, срабатываемого за сезон, м; 

      

К

кач 

–  коэффициент,  учитывающий  качество  обработки  слоя 

(качество  ремонта)  машинами  по  глубокому  фрезерованию  и 
корчевателями. 

Для  корчевателей  

К

кач

  учитывает  унос  торфа  вместе  с 

пнями  вследствие  недостаточной  их  очистки.  Для  активного 
корчевания 

К

кач

≈ 0,65, для глубокого фрезерования

 К

кач

≈ 0,8. 

Так  как  работы  по  ремонту  производственных  площадей 

выполняются на осушенной залежи, то и расчет периодичности 
целесообразно вести по ней же. Примерное значение влажности 
слоя  (

w

сл

), обрабатываемого  машинами  по  ремонту  (

р

Н

=  35  – 

40 см), составляет 82  – 84% для залежи низинного типа и 84  – 
86% для верхового. 

Толщину  слоя  залежи,  который  срабатывается  за  сезон, 

можно определить по формуле 

)

100

(

10

)

100

(

.

сл

сл

р

т

п

у

c

с

w

К

К

w

q

Н

,                      (2.22) 

где 

с

q

 – сезонный сбор торфа, т/га; 

      w

у 

– условная влажность торфяной продукции, %;   

      

К

п.т 

 

технологический  коэффициент  использования 

площади; 
      

р

К

  –  коэффициент  реализации  готовой  продукции; 

р

К

0,93  при  степени  разложения 

R

<25%; 

р

К

=  0,95  при 

R

  =  26  – 

40% и 

р

К

= 0,97 при 

R

>40%; 

      

сл

–  плотность  (кг/м

3

)  осушенной  уплотненной  торфяной 

залежи;  принимается  по  данным  паспортизации  или 
рассчитывается по формуле  

2

у

з

з

л

с

К

где 

з

–  плотность  неуплотненной  залежи  по  таблице  С.А. 

Сидякина при влажности 

сл

w

 (приложения 1 и 2); 

     

у

К

=  1,1-1,2  –  коэффициент  уплотнения  залежи  при 

осушении. 

        

 

Пример 2.4

. Определить периодичность корчевания производственной 

площади  корчевателями  МТП-81А.  Залежь  верхового  типа  со  степенью 
разложения  27%  и  пнистостью  2,1%.  Сезонный  сбор 

q

c

  =  340  т/га. 

Технологический  коэффициент  использования  площади 

К

п.т

0,825. 

Коэффициент уплотнения залежи 1,2. Коэффициент реализации 

К

р

= 0,95. 

Толщина  слоя  залежи,  срабатываемой  за  сезон,  определяется  по 

формуле (2.22) 

,

121

,

0

)

86

100

(

941

10

95

,

0

825

,

0

)

40

100

(

340

м

с

Н

 

где                           

941

2

2

,

1

855

855

сл

кг

/

м

3

Периодичность обработки по корчеванию [формула (2.21)] 

,

15

,

2

65

,

0

121

,

0

4

,

0

лет

кор

Т

 

или один раз в два года. 

 

Периодичность 

профилирования 

поверхности 

карт 

принимается  равной  периодичности  выполнения  основной 
операции (корчевания или глубокого фрезерования), но не более 
двух  лет.  Для  других  операций  периодичность  обработки 
установлена  на  основании  опыта  работы  торфопредприятий  и 
рекомендуется следующей: 

 

прочистка картовых каналов

 Т

пр.к

 = 0,67: за сезон произ-

водится две прочистки, но одна из них совпадает с углублением 
картовых  каналов,  выполняемым  через  два  года,  поэтому 
выполняется три прочистки за два года (

Т

пр.к

= 2/3 = 0,67); 

 

прочистка 

валовых 

и 

магистральных 

каналов 

выполняется ежегодно (

в

пр

Т

.

= 1); 

 

углубление картовых каналов: 

к

Т

= 2 – 3 года (при 

к

Т

= 3, 

к

пр

Т

.

= 3/5= 0,6); 

 

углубление 

валовых 

и 

магистральных 

каналов: 

м

в

Т

Т

= 3 – 4 года; 

 

переукладка 

мостов 

выполняется 

с 

той 

же 

периодичностью, что и углубление каналов; 

 

срезка  залежи  с  кантовочных  и  подштабельных  полос: 

Т

ср

= 2 года; 

 

прочистка  трубопроводов  мостов-переездов: 

т р

пр

Т

.

=  1 

год; 

 

сбор  древесных  включений  с  поверхности  карт 

производится ежегодно через 2 – 3 технологических цикла; 

 

планировка  поверхности  карт  (засыпка  ям,  выбоин, 

просадок залежи) ежегодная; 

 

разравнивание  подштабельных  полос  (низов)  после 

вывозки торфа ежегодное. 

Величина, обратная периодичности обработки, называется 

коэффициентом 

периодичности 

T

Z

1

Коэффициент 

периодичности  показывает,  на  какой  части  площади 
выполняется данная операция в течение одного года. Например, 
если  профилирование  выполняется  один  раз  за  два  года,  то  

Z

пр

 = 0,5. 

Все  работы  по  ремонту  производственных  площадей 

ведутся  в  период  с  мая  по  ноябрь,  когда  обеспечивается 
хорошее  качество  выполнения  работ  (табл.  2.16).  Здесь 
приведена  нормативная  загрузка  оборудования  по  ремонту 
полей  в  течение  года,  которая  зависит  от  территориального 
расположения торфяного предприятия. 

 

Таблица 2.16. Нормативная загрузка машин по ремонту полей в течение года 

Технологические операции 

Марка или тип 

машины 

Годовая 

загрузка, 

смен 

Период 

производства 

работ 

1. Корчевание пней 
2.  Глубокое  фрезерование 
залежи вместе с пнями 
3.  Корчевание  пней  на 
приканальных полосах 
4. Погрузка пней 
 
5.  Погрузка  и  штабели-
рование пней 
6. Вывозка пней 
7. Профилирование поверх-
ности карт 

Корчеватель пней 
Машина  для  глубокого 
фрезерования залежи 
Корчеватель-
собиратель 
Машина  для  подбора  и 
погрузки пней 
Экскаватор, 

кран 

погрузочный 
Прицеп-самосвал 
Шнековый 
профилировщик 

200 - 290 
225 - 325 

 

200 - 290 

 

240 

 

240 

 

240 

150 - 175 

 

Июнь-октябрь 

Май-ноябрь 

 

Май-ноябрь 

 

Май-ноябрь 

 

Май-ноябрь 

 

Май-ноябрь 

Май-октябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..