Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год) - часть 4

 

  Главная      Книги - Разные     Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

Руководство по организации добычи фрезерного торфа (2007 год) - часть 4

 

 

залежах  глубиной  не  менее  1,5  м  с  пнистостью  в дренируемом 
слое до 3% при его влажности не более 90%. 

Оборудование ОЗМД-2 навешивается на трактор ДТ-75Б-

С4 с частичным использованием заводского механизма навески 
и  состоит  из  шнек-фрезы,  привода,  проставки,  рамы  и 
закрывающего аппарата. 

Рабочий орган машины – цилиндрическая винтовая шнек-

фреза,  режущими  элементами  которой  являются  сменные 
пластинчатые  ножи.  Закрывающий  аппарат  состоит  из  двух 
конических  дисков  пассивного  типа,  которые  сдвигают 
навстречу  друг  другу  два  пласта  торфа  и  надежно  закрывают 
верхнюю  часть  дрены  от  попадания  в  нее  торфяной  крошки. 
Заглубление  дисков  происходит  с  помощью  гидроцилиндра  от 
гидросистемы трактора. 

Диаметр  шнек-фрезы  по  концам  ножей  128  мм,  частота 

вращения  шнек-фрезы  2212  или  2891  мин

-1

.  Техническая 

производительность оборудования при пнистости до 1% – 250 –  
300  м/ч,  от  1,1  до  2%  –  200  –  250м/ч  и  от  2,1  до  3%  –  150  –  
200  м/ч.  Рабочая  скорость  0,33  –  0,45  км/ч,  масса  1100  кг, 
давление  гусениц  на  грунт  26  кПа.  Обслуживается 
оборудование одним машинистом. 

При  закладке  дрен  с  влажностью  залежи  менее  90%  их 

работоспособность сохраняется в течение двух сезонов добычи 
торфа. 

Расстояние  между  дренами  составляет  10  м.  При  этом 

расстояние  между  картовыми  каналами  на  верховой  залежи 
может  быть  увеличено  до  40  м.  Длина  нарезки  дрен  равна 
половине  расстояния  между  картовыми  каналами,  т.е.  10  или  
20 м. Комбинированная схема осушения приведена на рис. 2.3. 

 

Рис. 2.3. Комбинированная схема осушения полей добычи фрезерного торфа 

сетью картовых каналов через 40 м и мелким щелевым дренажем: 1 – валовый 

канал; 2 – картовый канал; 3 – мосты-переезды; 4 – мелкие щелевые дрены 

Наблюдениями установлено, что влажность фрезеруемого 

слоя  на  дренированных  картах  на  1  –  3%  ниже,  чем  на  не 
дренированных.  В  результате,  цикловые  сборы  на  дрени-

рованных  полях  увеличиваются  на  10  –  15%.  Также  увели-
чивается  количество  циклов  за  счет  более  быстрого  ввода 
площади в эксплуатацию после выпадения осадков. 

Следует  отметить,  что  дренирование  является  весьма 

затратной и трудоемкой операцией. Срок службы мелкой дрены, 
как  правило,  не  превышает  двух  лет,  т.е.  требуется  частая 
нарезка  дрен.  Поэтому  в  условиях  рыночной  экономики 
требуется  тщательный  технико-экономический  анализ  эффек-
тивности  применения  мелкого  дренажа  как  дополнения  к 
открытой осушительной сети. 

Поперечное  сечение  открытых  каналов  принимается 

трапецеидальное  (рис.  2.4).  Параметры  поперечного  сечения 
каналов приведены в табл. 2.2. 

 

                                           

 

   

                

 

B=b + 2mh 

                                                                    

 

 f=(b + mh)h 

ctg

h

r

m

 

                                               
 

      

Рис. 2.4. Поперечное сечение осушительного канала: 

– ширина канала  

по дну; 

В 

– ширина канала поверху; 

– площадь поперечного сечения канала;  

– заложение откоса канала; 

– коэффициент заложения откоса;  

– глубина канала 

 

Таблица 2.2. Параметры поперечного сечения каналов 

Наименование 

канала 

Глубина

 h,

 м 

Ширина  

по дну 

b,

 м 

Коэффициент 

заложения откосов 

m

 

Картовые: 
низинная залежь 
верховая залежь 

 

1,7 
1,8 

 

0,1 – 0,45 

 

0,25 – 0,375 

 

Валовые 

2,5 

0,5 

0,5 

Магистральные 

2,9 – 3,6 

0,5 – 0,7 

0,75 – 1,50 

Оградительные 
(нагорные и ловчие) 

0,8 – 1,0 

1,0 

Внутренние – 1,0 
Наружные – 1,5 

Примечания:  1.  Коэффициент  заложения  откосов  и  ширина  по  дну 

картовых  каналов  зависят  от  типа  применяемой  для  их  отрывки  машины.  2. 
Коэффициент заложения откосов для магистральных и оградительных каналов 
приведен  для  торфяного  грунта.  В  минеральном  грунте  коэффициент 
заложения  откосов  принимается  в  зависимости  от  физико-механических 
свойств  грунта.  3.  Параметры  поперечного  сечения  магистрального  и 
оградительных каналов даны для каналов при расходе воды не более 0,15 м

3

/с. 

При большем расходе их параметры определяются расчетом. 

 

Эксплуатационная глубина каналов считается от осевшей 

профилированной  залежи.  Эксплуатационная  глубина  валовых 

каналов при условии хранения в них противопожарных запасов 
воды  должна  быть  не  менее  3,1  –  3,5  м,  а  при  сработке 
придонных  слоев  торфяной  залежи  их  минимальная  глубина 
должна составлять 1,5 – 2,1 м. 

При выработке придонных слоев торфяной залежи мини-

мальная  глубина  картовых  каналов  1,0  м,  а  заглубление  кар-
товых каналов в минеральный грунт не должно превышать 0,5 м. 

Бесподпорная  работа  осушительной  сети  возможна  лишь 

при  правильном  сопряжении  впадающих  и  принимающих 
каналов  в  вертикальной  плоскости.  При  этом  уровни  воды  в 
каналах должны находиться в соответствии с данными табл. 2.3. 

                                                                    

Таблица 2.3. Взаимное положение уровней воды в каналах 

Наименование каналов 

Предельное положение уровня воды в канале 

Магистральные 

На  0  –  0,1  м  выше  уровня  воды  в 
водоприемнике, не более чем  на 0,4 м выше 
дна валовых каналов 

Валовые 

На 0,2 м ниже дна картовых каналов 

Нагорные 

На 0,2 м ниже поверхности 

 

Для  обеспечения  требуемой  пропускной  способности 

проводящие  каналы  должны  иметь  необходимый  продольный 
уклон, от которого в большой степени зависит скорость течения 
воды.  Обычно  минимальный  уклон  назначается  с  учетом 
незаиляющих  скоростей  и,  как  правило,  для  проводящих  и 
ограждающих  каналов  должен  быть  не  менее  0,0003,  т.е. 
перепад отметок дна канала на 1000 м длины составляет 0,3 м. 
Максимальный  уклон  назначается  с  учетом  допускаемых 
неразмывающих  скоростей  течения  воды.  Разрешается  без 
расчета  принимать  уклоны  по  магистральным  и  валовым 
каналам  до  0,001  (перепад  отметок  дна  1  м  на  1000  м  длины 
канала).  На  небольших  участках  каналов  длиной  до  100  м, 
расположенных  в  головах  валовых  каналов,  допускаются 
уклоны до 0,002 – 0,003. 

Уклон  дна  картовых  каналов  должен  соответствовать 

уклону  поверхности  осушаемой  площади.  Это  означает,  что 
глубина  канала  по  всей  его  длине  постоянна.  Сброс  воды  из 
картовых  каналов  в  валовые  обычно  двухсторонний.  Для 
организации 

двухстороннего 

сброса 

воды 

необходимо 

строительство  на  каждом  картовом  канале  двух  мостов-
переездов  длиной  от  20  до  40  м  (в  зависимости  от  принятой 
технологической схемы добычи торфа). 

Возможен  и  односторонний  сброс  воды  из  картовых 

каналов. Односторонний сброс может иметь место в случаях: 

 

при  уклонах  поверхности  в  направлении  каналов  более 

0,0007 и протяженности каналов не более 500 м; 

 

 протяженности каналов до 350 м; 

 

 придании  дну  картового  канала  искусственного  уклона 

не менее 0,0007. 

Для  проезда  машин  через  каналы  осушительной  сети  и 

размещения штабелей торфа на складских площадках по концам 
картовых  каналов  строят  трубчатые  мосты-переезды,  которые 
представляют  собой  трубу  из  различных  материалов  (дерева, 
металла,  бетона,  асбестоцемента,  полиэтилена  и  др.),  уло-
женную  на  дно  канала  и  засыпанную  сверху  до  поверхности 
залежи торфом. С торцов моста для предохранения от осыпания 
торфа  устраиваются  из  досок-горбылей  или  тонкомерной 
древесины  (подтоварника)  щиты,  так  называемые  заборники 
(рис. 2.5).  

На  некоторых  предприятиях  вместо  строительства 

заборников  трубу  засыпают  торфом,  который  располагается  в 
торцах моста под углом, равным углу естественного откоса (38 – 
40°).  Однако  в  этом  случае  сокращается  длина  моста  поверху 
или увеличивается длина трубы. 

Для  защиты  труб  от  засорения  со  стороны  картового 

канала  устанавливается  защитное  устройство  –  оголовок. 
Конструктивно  он  выполнен  в  виде  решетки  с  расстоянием 
между  прутками  2  –  3  см  или  в  виде  перфорированной  Г-
образной  трубы,  устанавливаемой  на  входную  часть  трубы 
картового моста (рис. 2.5). 

 

Рис. 2.5. Схема моста-переезда через картовый канал: 1 – защитный оголовок; 

2 – торфяная засыпка; 3 – труба; 4 – заборник; 5 – дно картового канала;  

6 – валовый канал (все размеры даны в метрах) 

 

В  настоящее  время  наибольшее  распространение 

получили пластмассовые трубы диаметром 110 мм и длиной 6 м 
каждая. При монтаже труб в плети их снабжают раструбами или 
соединяют с помощью муфт. 

Под  будущим  мостом-переездом  дно  картового  канала 

углубляется на 0,4 – 0,6 м для того, чтобы из-за сработки залежи 
переукладку  трубопроводов  выполнять  не  чаще  чем  через  2  –  
3 года. 

Строительство 

и 

переукладка 

мостов-переездов 

производится  полумеханизированным  способом.  На  дно 
траншеи-канала, предварительно выровненное вручную, так же 
вручную  укладываются  трубы.  Затем  трубопровод  вручную 
засыпается торфом на 0,2 – 0,3 м, а окончательно – бульдозером. 
После  установки  оголовка  или  защитной  решетки  трубопровод 
готов к работе.  

Для  механизации  закладки  полиэтиленовых  труб  было 

разработано  несколько  конструкций  машин.  Одна  из  них  – 
машина  МЗМ-1  –  создана  Калининским  политехническим 
институтом  (ныне  Тверской  государственный  технический 
университет).  Машина  могла  закладывать  новые  мосты-
переезды (в среднем 18 мостов длиной 20 м за смену), а также 
извлекать  трубы  из  мостов,  требующих  переукладки.  По  ряду 
причин  в  серийное  производство  машина  не  пошла,  и  в 
настоящее время таких машин на торфопредприятиях нет. 

Для  строительства  переездов  через  валовые  каналы 

применяют  железобетонные  трубы  диаметром  0,4  –  0,5  м,  а 
через  магистральные  –  1  м.  В  зависимости  от  расхода  воды  в 
мосты через магистральные каналы  укладывается одна или две 
нитки труб. Мосты-переезды через валовые каналы оснащаются 

затвором  с  подъемным  винтовым  механизмом,  позволяющим 
временно задерживать воду в канале с целью подъема ее уровня 
для  противопожарных  целей.  Такие  мосты  называют  подпор-
ными  шлюзами-регуляторами.  Расстояние  между  ними  зависит 
от  продольного  уклона  дна  валового  канала  и  определяется  из 
условия,  чтобы  уровень  воды  в  верхнем  бьефе  шлюза  был  не 
менее 0,8 м, а за шлюзом, в нижнем бьефе, – 0,4 м. 

Трубчатые  мосты-переезды  требуют  больших  капи-

тальных затрат на строительство, а также больших затрат на их 
содержание,  прочистку  и  переукладку.  Пластмассовые  трубы 
диаметром 110 – 120 мм часто забиваются торфомассой и мосты 
перестают  нормально  функционировать,  поэтому  на  торфо-
предприятиях  стремятся  рационализировать  схемы  осушения 
таким  образом,  чтобы  сократить  длину  трубчатых  мостов-
переездов,  а  в  некоторых  случаях  совсем  отказаться  от  них. 
Такие  схемы  осушения  в  практике  стали  условно  называться 

безмостовыми.

  

Наиболее  целесообразно  применение  безмостовых  схем 

осушения при раздельной уборке фрезерного торфа. На каждом 
поле  на  40-метровых  картах  сброс  воды  из  картовых  каналов 
обеспечивается без мостов в сторону уклона картовых каналов. 
При  ширине  карт  20  м  предусматриваются  15-метровые 
технологические  мосты  через  карту.  Противоположная  сторона 
оставляется  под  подштабельную  полосу  шириной  40  м  без 
картовых каналов (рис. 2.6). 

Недостатком  данной  схемы  является  затрудненный 

разворот на 40-метровой карте технологических машин. Однако 
новая  схема  осушения  существенно  снижает  расходы  на 
укладку, содержание и ремонт картовых мостов.  

Стремление  сократить  расходы  на  строительство  и 

содержание  картовых  мостов-переездов  привело  к  созданию 
оборудования  для  образования  дрены  шириной  160  мм  и 
глубиной 1500 – 2000 мм, закрытой сверху на глубину 250 – 400 
мм  торфяным  пластом.  Данный  способ  нарезки  водовыпусков 
может  применяться  на  производственных  площадях  добычи 
фрезерного  торфа  верхового  типа  пнистостью  до  3%, 
влажностью  не  более  90%,  глубиной  не  менее  1  м  и 
находящихся  в  эксплуатации  не  менее  4-х  лет.  Срок  службы 
водовыпусков может достигать 2-х лет. 

 

 

Рис. 2.6. Безмостовая схема осушения:ВК – валовый канал; КК – картовый  

канал; УВ – укрупненный валок; М – мост-переезд длиной 15 м;  

КП – кантовочная полоса; а – на 40-метровых картах;  

б – на 20-метровых (размеры указаны в метрах) 

 

Оборудование  для  создания  водовыпусков  состоит  из 

кронштейна,  закрепленного  на  заднем  мосту  трактора  
Т-100МБГС или Т-130 БГ и служащего для размещения на нем 
основных  узлов:  рабочего  аппарата,  представляющего  собой 
цилиндрическую 

шнек-фрезу; 

закрывающего 

аппарата, 

выполненного  в  виде  двух  конических  дисков;  трансмиссии, 
состоящей  из  карданного  вала  и  одноступенчатого  редуктора; 
гидросистемы,  включающей  два  гидроцилиндра  и  шланги 
высокого давления. Диаметр рабочего органа по концам ножей 
160  мм.  Частота  вращения  фрезы  21,4  с

-1

.  Производительность 

при  длине  переезда  45  м  –  10  дрен/смену,  при  длине  21  м  –  
18  дрен/смену.  Работы  проводятся  с  мая  по  октябрь  (толщина 
мерзлого слоя должна быть не более 150 мм). 

Данный  способ  существенно  уменьшает  стоимость 

строительства  дрен-водовыпусков,  снижает  трудоемкость  и 
сокращает объем ручного труда примерно в 3 раза. 

Работы  по  сооружению  осушительной  сети  выполняются 

с  помощью  землеройных  машин  циклического  (одноковшовые 
экскаваторы)  или  непрерывного  действия  (фрезерующие 
машины). 

Из  одноковшовых  экскаваторов  применяются  машины  с 

малым  давлением  на  грунт,  специально  предназначенные  для 
работы  на  слабонесущих  грунтах.  Это  экскаватор  МТП-71, 
ранее  выпускавшийся  Ивановским  заводом  «Ивторфмаш»,  а 
также  пришедшие  ему  на  смену  экскаваторы  ЕК  270-03  
(г.  Иваново)  и  ЕТ-16  (г.  Тверь,  ОАО  «Тверской  экскаватор»). 
Они  оснащены  сменным  рабочим  оборудованием,  в  т.ч. 
грейфером и обратной лопатой вместимостью 0,65 – 1,0 м

3

. Для 

рытья  картовых  каналов  экскаваторы  могут  оснащаться 
специальным  профильным  ковшом.  Техническая  произво-

дительность  экскаваторов  с  ковшом  вместимостью  1,0  м

  – 

около  100  м

3

/ч.  Продолжительность  одного  цикла  экскаватора 

ЕТ-16 – 16,5 с. 

Для  отрывки  картовых  каналов  более  эффективны 

машины  непрерывного  действия,  например,  машина  МТП-32Б, 
прицепная  к  трактору  Т-130  БГ.  Рабочим  органом  является 
конусно-дисковая  фреза.  Эта  машина  позволяет  одновременно 
осуществлять  экскавацию,  транспортирование  грунта  с 
равномерным  распределением  его  по  поверхности  карты  и 
получать  каналы  с  различным  коэффициентом  откоса  стенок. 
Максимальная глубина отрываемых каналов при коэффициенте 
заложения  откоса  0,25  равна  1,8  м.  Техническая  произво-
дительность  МТП-32Б  в  зависимости  от  пнистости  при  работе 
на  залежах  низинного  типа  равна  140  – 250  м

3

/ч и  верхового – 

110 – 140. 

Опыт  применения  машин  МТП-32Б  показывает,  что 

возможна  их  работа  при  наличии  слоя  мерзлоты.  Однако  при 
температуре  воздуха  ниже  10°С  происходит  намерзание  торфа 
на  конус  фрезы  и  резцы,  приводящее  к  появлению  опасной 
вибрации и снижению производительности. 

Работа машины МТП-32Б по сравнению с одноковшовым 

экскаватором  более  эффективна,  однако  их  применение  на 
мелкозалежных  участках  и  при  разработке  придонных  слоев 
становится  невозможным  из-за  того,  что  извлеченный 
минеральный  грунт  будет  разбросан  по  поверхности  карт,  что 
приводит к зазолению торфяной продукции. Поэтому работы по 
осушению таких участков выполняются экскаватором. 

Торфяные  месторождения  по  сложности  строительства 

сети  осушения  и  обеспечения  проходимости  машин  в  период 
болотно-подготовительных  работ  подразделяются  на  3 
категории: 

1)  месторождения  низинного  типа  с  влажностью  залежи 

не более 89%; 

2) месторождения низинного, переходного, смешанного и 

верхового (мелкозалежные) типов влажностью 89÷92%; 

3)  глубокозалежные  торфяные  месторождения  верхового 

типа, в том числе и с грядо-мочажинным и озерно-мочажинным 
комплексами влажностью более 92%. 

В соответствии с последовательностью выполнения работ 

при  строительстве  каналов  различают  предварительное, 
эксплуатационное и донное осушение. 

Для  месторождений  категорий  2  и  3  необходимо  преду-

сматривать проведение работ по предварительному осушению с 
целью увеличения несущей способности торфяной залежи. 

Предварительное 

осушение 

предопределено 

самой 

природой  торфяных  залежей.  Торф  исключительно  медленно 
отдает избыточную влагу и изменяет свои физические свойства. 
Увлажненная  торфяная  залежь,  особенно  верхового  типа,  при 
образовании  каналов  оползает  и  оплывает.  При  этих  условиях 
надлежащее  осушение  залежи  может  быть  выполнено  только 
рассредоточением  по  годам  с  последовательным  углублением 
каналов. 

Конечная  цель  предварительного  осушения  –  стабили-

зация  торфяной  залежи,  т.е.  ее  усадка  и  уплотнение,  в 
результате чего сводится до минимума деформация каналов. 

При  последовательном  углублении  осушительной  сети 

торфяная  залежь,  постепенно  уплотняясь  в  верхних  слоях, 
позволяет  производить  болотно-подготовительные  работы  с 
применением  тяжелых  машин  в  нормальных  условиях  с 
обеспечением их проходимости. В этом заключается вторая, не 
менее важная, роль предварительного осушения. 

Длительность  работ  по  предварительному  осушению 

зависит  от  типа  торфяной  залежи  и  характера  подстилающих 
грунтов.  Считается,  что  предварительное  осушение  должно 
быть начато в среднем за 3 – 4 года и закончено за один год до 
начала  добычи  торфа.  При  осушении  торфяных  залежей 
верхового  типа  повторные  работы  для  доведения  каналов  до 
проектных  глубин  проводятся  в  течение  4  –  5  лет,  чем  и 
определяется длительность периода предварительного осушения 
залежи верхового типа. 

Выбор  технологических  регламентов  и  схем  осушения, 

глубины  осушительных  каналов  и  количества  этапов  при  их 
строительстве  для  некоторых  различных  по  сложности 
осушения видов торфяной залежи приведен в табл. 2.4. 

Интенсивность  и  скорость  изменения  свойств  торфяной 

залежи в процессе осушения весьма неравномерны во времени. 
В  связи  с  этим  очень  важно  в  особенности  для  трудно-
осушаемых  сильнообводненных  торфяных  месторождений 
верхового типа соблюдать сроки очередных углублений каналов 
в ходе их поэтапного строительства (табл. 2.4). 

 

Таблица 2.4. Технологические регламенты на строительство осушительной сети  

для некоторых видов торфяной залежи верхового типа [25] 

Свойства залежи и 

Технологические регламенты 

наименование 

регламентирующих 

показателей 

Виды торфяных залежей 

   Сосново- 
    пушице-

вая 

Магелланикум и 

фускум залежь 

Шейхцериево-сфагновая, 

комплексная 

Влажность в зоне 
канала, % 

 

<

87 

88,0 – 
90,0 

90,1 –
91,5 

90,1 –
91,5 

91,5 –
93,0 

>

93,0 

Проведение 
предварительного 
осушения 

 
Не требуется 

 

Требуется 

Начальная глубина 
каналов, м 

1,8 

1,4 –
1,6 

1,3 – 1,4 

1,3 –
1,4 

1,0 – 1,2 

0,8 –
1,0 

Применяемые 
машины 

Экскаватор 
МТП-71, ЕТ-16 

Экскаватор МТП-
71, ЕТ-16  

МТП-37, МТП-
71, ЕТ-16 

Количество этапов 
выполнения 
картовых каналов 

 

 

 

 

 

 

Интервалы 
времени между 
углублениями 
каналов, месяц 

 
2 – 3 

 
2 – 3 

 
3 – 4 

 
3 – 4 

 
3 – 4 

 
2 – 6 

Расстояние между 
картовыми 
каналами, м 

 
20 

 
20 

Первый проход 
через 10 м, 
последующие – 
через 20 м 

Первые 2 про-
хода через 10 м, 
последующие – 
через 20 м 

Сроки выполнения 
работ 

Апрель – 
ноябрь 

Январь – декабрь 

 

Прокладка осушительной сети в переувлажненной залежи 

верхового типа сильно осложнена. Экскаваторы часто работают 
с  настила  в  виде  щитов  из  бревен  диаметром  15  –  18  см  и 
длиной  6  –  6,5  м,  связанных  между  собой  тросами.  Щиты 
переносятся  ковшом  экскаватора.  Однако  из-за  малой  несущей 
способности залежи даже такая организация работ экскаваторов 
невсегда  возможна.  Их  производительность  снижается  в 
несколько раз. Для отрывки картовых каналов предварительного 
осушения  создана  машина  МТП-37,  способная  при  наличии 
дернового  слоя  работать  на  залежах  с  влажностью  до  95%, 
пнистостью верхнего метрового слоя до 1% и толщиной мерзлого 
слоя до 0,2 м.  

Каналокопатель  МТП-37  состоит  из  базового  трактора 

МТЗ-82,  шасси  и  рабочего  органа.  Шасси  представляет  собой 
колесный  движитель  понтонного  типа.  Колеса  машины 
комбинированные  и  выполнены  на  широкопрофильных  шинах 
модели Ф-82 с полыми металлическими катками. 

Рабочий  орган  машины  выполнен  в  виде  конической 

шнек-фрезы.  Привод  рабочего  органа  осуществляется  от  вала 

отбора  мошности,  подъем  и  заглубление  –  гидроцилиндрами. 
Габаритные размеры отрываемых каналов: наибольшая глубина 
1 м; ширина поверху 0,85 м, ширина по дну 0,1 – 0,25 м, рабочая 
скорость  при  рытье  каналов  0,56  –  1,27  км/ч,  техническая 
производительность  не  менее  100  м

3

/ч.  Машина  обладает 

плавучестью, водоизмещение движителя 136 кН. 

Применение  машины  МТП-37  на  прокладке  сети 

предварительного  осушения  снижает  затраты  на  выемку  1  м

3

 

залежи по сравнению с работой одноковшовых экскаваторов в 3 
раза. 

Примерный объем земляных работ, приходящийся на 1 га 

площади  брутто,  по  сооружению  осушительной  сети  с  учетом 
поэтапного  углубления  составляет:  по  магистральному  каналу 
188 – 250 м

3

/

га; валовым – 116 – 177 м

3

/

га и картовым – 1300 – 

2000  м

3

/

га  соответственно  для  первой  и  третьей  категорий  по 

сложности строительства. 

 

2.2. Подготовка производственных площадей 

 

Торфяные  месторождения  в  естественном  состоянии 

покрыты  различной  растительностью:  древесной,  кустар-
никовой,  травяной.  В  зависимости  от  условий  минерального 
питания и водно-воздушного режима растительные группировки 
(фитоценозы) разделяются на три типа: низинные, переходные и 
верховые. Поэтому состав растительных группировок торфяных 
месторождений  и  связанный  с  ним  микрорельеф  поверхности 
весьма разнообразны. 

Древесный 

ярус 

на 

низинных 

месторождениях 

представлен  ольхой,  березой,  елью  и  ивами  различных  типов. 
На  верховых  месторождениях  древесный  ярус  представлен  в 
основном сосной. Высота деревьев колеблется от 1,5 – 2-х до 20 
м, а толщина может доходить до 20 – 30 и более сантиметров. 

Микрорельеф  поверхности  торфяных  месторождений  в 

зависимости  от  типа  растительной  группировки  может  быть 
ровным,  волнистым,  кочковатым,  с  грядами  и  мочажинами. 
Высота кочек достигает 30 – 50 см, а диаметр – до 2-х м. 

Верхняя  часть  торфяной  залежи  (торфогенный  слой) 

представляет 

собой 

переплетение 

корневищ 

деревьев, 

кустарников,  неразложившейся  части  травяной  и  моховой 
растительности.  Кроме  того,  в  торфяной  залежи  находится 
отмершая  древесина,  которая  может  сохраняться  весьма  долго. 
Например, пни хвойных пород, особенно сосны, сохраняются в 
торфяной  залежи  тысячи  лет,  зачастую  не  теряя  своей 

первоначальной прочности, и очень сильно осложняют процесс 
добычи торфа. 

Для  успешной  добычи  торфа  по  существующим  в 

настоящее  время  технологиям  производственные  площади 
должны  быть  освобождены  от  любой  растительности  и 
древесных  включений  в  разрабатываемом  слое,  хорошо 
осушены, 

выровнены 

в 

продольном 

направлении 

и 

спрофилированы  в  поперечном

.  В  этом  и  заключаются 

основные  задачи  подготовки  торфяного  месторождения  и 
производственных  площадей  к  эксплуатации

.  Подготовка 

производственных  площадей  ведется  по  определенным 
технологическим схемам.  

Под  технологической  схемой  подготовки

  понимается 

совокупность  технологических  операций,  выполняемых  в 
соответствии  с  техническими  требованиями  с  целью  создания 
нормальных условий работы машин по добыче торфа. 

Техническое  состояние  производственной  площади 

определяется  сочетанием  микрорельефа  поверхности,  степени 
осушенности  залежи  и  наличия  древесных  включений  в 
разрабатываемом слое. 

Выбор  той  или  иной  технологической  схемы  подготовки 

зависит  от  характера  поверхности,  растительного  покрова 
торфяного  месторождения,  характеристики  залежи,  назначения 
торфяной  продукции.  Причем  в  качестве  основных  признаков 
характеристики  торфяного  месторождения  приняты  характер 
древесной и кустарниковой растительности и пнистость. 

В  зависимости  от  характеристики  месторождения  и 

торфяной залежи (облесенность, степень разложения, пнистость, 
влажность) состав выполняемых операций по подготовке будет 
различным.  На  выбор  технологической  схемы  подготовки 
влияет  и  способ  производства  торфяной  продукции,  главным 
образом, принцип сбора фрезерного торфа с поверхности полей, 
а  именно:  механический  или  пневматический.  Учитываются 
также  качественные  показатели,  предъявляемые  к  торфяной 
продукции, степень засоренности ее древесными включениями, 
масштаб производства и др. 

Принципиальное 

различие 

технологических 

схем 

подготовки  состоит  в  методе  освобождения  подготавливаемого 
слоя  торфяной  залежи  от  древесных  включений.  В  настоящее 
время применяются два метода: 

 

 корчевка,  когда  древесные  включения  с  помощью 

различных корчевателей извлекаются  из  залежи  и  вывозятся  за 
пределы подготавливаемой площади; 

 

 глубокое  фрезерование,  при  котором  верхний  слой 

торфяной  залежи  фрезеруется  на  глубину  0,4  м  вместе  с 
находящимися  в  нем  древесными  включениями.  При  этом 
древесина  перерабатывается  в  стружку  размером  в  несколько 
сантиметров. 

Подготовка  производственных  площадей  в  настоящее 

время осуществляется (90 – 95% от общего объема подготовки) 
по  второму  методу,  т.е.  с  применением  машин  глубокого 
фрезерования.  Это  объясняется  высокой  производственной  и 
технико-экономической 

эффективностью 

технологической 

схемы  подготовки  по  методу  глубокого  фрезерования  за  счет 
уменьшения  количества  технологических  операций,  снижения 
трудоемкости, повышения качества подготовки полей и др. 

В  табл.  2.5  –  2.8  приведены  основные  (базовые)  техно-

логические  схемы  подготовки  производственных  площадей, 
рекомендуемые  нормами  технологического  проектирования 
предприятий  торфяной  промышленности  к  применению  в 
зависимости 

от 

конкретных 

особенностей 

торфяного 

месторождения и назначения торфяной продукции. 

В  реальных  условиях  производства  торфопредприятия 

зачастую не имеют тех технических средств, которые рекомен-
дуются  базовыми  технологическими  схемами  подготовки 
производственных  площадей.  Поэтому  на  практике  возможна 
замена  рекомендованных  механизмов  другими,  имеющимися  в 
наличии,  но  при  условии  надлежащего  качества  выполнения 
работ.  

При добыче фрезерного торфа для производства брикетов, 

а  также  на  залежах  с  низкой  степенью  разложения  предпоч-
тительнее  применять  технологические  схемы  подготовки  с 
удалением  древесных  включений  методом  корчевания.  Этот 
метод  существенно  снижает  засоренность  фрезерного  торфа 
мелкими  древесными  включениями,  предотвращает  излишнее 
диспергирование торфа низкой степени разложения.  

 

Таблица 2.5. Технологическая схема строительства осушительной сети  

и подготовки поверхности торфяной залежи с древостоем диаметром до 8 см 

Технологические операции 

Машины 

1. Вынос в натуру трасс каналов 
2. Сводка кустарника и мелколесья по 

Вручную 
 

трассам каналов 

    а) на месторождениях 1 категории по 
сложности осушения – механизированная с 
пакетированием древесины; 
     б) на месторождениях 2 и 3 категорий – 
вручную с укладкой в валы 
3. Рытье каналов: 
      а) на месторождениях 1 категории рытье 
и  углубление,  в  т.ч.  картовой  сети  до 
глубины 1,6 м;  
      б)  на  месторождениях  2  и 3  категории  –
поэтапное 

выполнение 

сети 

каналов 

предварительного осушения 
4. Строительство временных мостов-переездов 
5.  Сводка  мелколесья  и  густого  кустарника 
на  всей  подготавливаемой  площади  с 
укладкой его в пакеты 
6.  Погрузка  пакетов  древесины  в  прицепы-
самосвалы,  в  том  числе  сведенной  по 
трассам каналов 
7.  Вывозка  древесины  за  пределы  полей  на 
разделочные площадки 
8. Сжигание кустарника (с перетряхиванием 
при необходимости) 
9.  Разравнивание  торфяной  выкидки  с 
последующим: 
      - сбором пней из этой выкидки в валки; 
      - погрузкой пней в прицепы-самосвалы и  
вывозкой пней за пределы полей добычи 
10.  Сплошное  фрезерование  верхнего  слоя 
залежи  вместе  с  кустарником,  мелколесьем 
и пнями на глубину 0,4 м 

 
Машина для сводки леса и 
пакетирования 
 
Мотопилы 
 
 
Экскаватор, машина для 
рытья картовых каналов 
 
Канавная машина 
предварительного осушения, 
экскаватор 
Экскаватор, бульдозер 
Машина для сводки леса и 
пакетирования древесины 

 

Экскаватор, кран 
погрузочный, машина для 
сводки леса и пакетирования 
Прицеп-самосвал 
 
Корчеватель-собиратель 
 
Бульдозер 
 
Корчеватель-собиратель 

Машина для подбора и погруз-
ки пней, прицеп-самосвал 

Машина для глубокого 
фрезерования 

11. Сбор мелких древесных остатков и вы 
возка их к валовым каналам (один проход) 
12. Поэтапное углубление каналов до 
проектных глубин с переукладкой 
временных переездов 
13. Выполнение работ по п. 9 
14. Профилирование поверхности карт 
15. Повторное фрезерование торфяной 
залежи на приканальных полосах после 
профилирования (два прохода по карте): 
    - на картах шириной 20 м – 20% 
площади; 
    - на картах шириной 40 м – 10% площади 
16. Сбор мелких древесных остатков и 
вывозка их к валовым каналам при 
пнистости разрабатываемого слоя: 
      - до 1% – один проход; 
      - более 1% – два прохода 
17. Погрузка мелких древесных остатков 

Машина для сбора мелких 
пней 
Экскаватор, машины для 
рытья картовых каналов, 
бульдозер,  
 
Шнековый профилировщик 
Машина для глубокого 
фрезерования 
 
 
 
 
Машина для сбора мелких 
пней 
 
 
 
Тракторный погрузчик  

18. Вывозка мелких древесных остатков на 
склад 
19. Послеосадочный ремонт магистральных 
и валовых каналов и последний проход по 
картовым каналам с одновременным 
строительством постоянных мостов-
переездов 
20. Штабелирование мелких древесных 
остатков на складе (50% от вывезенного 
объема) 

Прицеп – самосвал 
 
Экскаватор, машина для 
рытья картовых каналов, 
бульдозер, ручные работы 
 
 
Экскаватор, погрузчик с 
грейфером 

Примечания:  1.  При  залесенности  площадей  кустарником  и 

мелколесьем  редкой  и  средней  густоты  операции  по  пп.  5,  6,  7,  8  не 
выполняются.  2.  Количество  этапов  по  строительству  каналов  определяется 
проектом.  3.  Данная  технологическая  схема  рекомендуется  при  подготовке 
полей для добычи торфа на топливо и компосты. 

 

Таблица 2.6. Технологическая схема строительства осушительной сети 

и подготовки поверхности торфяной залежи с древостоем диаметром более 8 см 

Технологические операции 

Машины 

Позиции 1 и 2 те же, что и в табл. 2.7 

3. Корчевание верховых пней диаметром 12 см и более 

4. Строительство каналов: 
    а) на месторождениях 1-й категории – рытье и 

углубление, в т.ч. картовой сети до глубины 1,6 м; 

    б)  на  месторождениях  2-й  и  3-й  категорий  – 
поэтапное  выполнение  сети  каналов  предвари-
тельного осушения 
5. Строительство временных переездов 
6.  Сводка  древесной  растительности  на  всей 
подготавливаемой площади с укладкой деревьев 
с кронами в пакеты 
7.  Погрузка  и  вывозка  (трелевка)  пакетов 
древесины с кронами, в том числе сведенных по 
трассам  каналов,  за  пределы  подготавливаемой 
площади на разделочные площадки 
8. Разделка древесины на сортаменты с обрубкой 
сучьев, укладкой их в кучи 
 
9.  Сжигание  (с  перетряхиванием  при  необ-
ходимости) порубочных остатков и хвороста 
10. Подрезка высоких пней после зимней сводки 
леса (25% от площади сводки леса) 
11.  Выборочное  корчевание  пней  от  древостоя 
диаметром  более  20  см  с  одновременной 
укладкой их в валы 
12.  Погрузка  выкорчеванных  крупных  пней,  в 
том  числе  оставшихся  по  трассам  каналов,  в 
прицепы-самосвалы 
13.  Вывозка  крупных  пней  за  пределы 
подготавливаемой площади на склад 
14.  Штабелирование  крупных  пней  на  складе 
(50% от объема вывозки) 
15. Засыпка подкоренных ям после корчевания и 
разравнивание канавной выкидки 
16.  Сплошное  фрезерование  верхнего  слоя 
залежи вместе с пнями на глубину до 0,4 м 
 
17.  Далее  наименование  операций  и  после-
довательность  их  выполнения  аналогичны 
предыдущей  технологической  схеме,  приведен-
ной в табл. 2.5, начиная с п. 17 

 
Экскаватор с крюком 
 
Экскаватор, машина для 
рытья картовых каналов 
Канавная 

машина 

предварительного 
осушения, экскаватор 
Экскаватор,  бульдозер 
Машина  для  сводки 
леса и пакетирования 
 
Погрузочный  механизм 
с 

двухчелюстным 

грейфером, 
трелевочный трактор 
Погрузочный  механизм 
с  двухчелюстным  грей-
фером, мотопила 
Корчеватель-собиратель, 

ручные работы 

Машина  для  сводки 
леса и пакетирования 
Экскаватор с крюком 
 
 
Тракторный  погрузчик 
с грейфером, экскаватор  
 
Прицеп-самосвал 
 
Экскаватор,  погрузоч-
ный кран с грейфером 
Бульдозер 
 
Машина  для  глубокого 
фрезерования  торфяной 
залежи 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..