«Схема теплоснабжения МО ГО Инта на период с 2014 года до 2029 года». Обосновывающие материалы - часть 12

 

  Главная      Книги - Разные     «Схема теплоснабжения муниципального образования городского округа Инта на период с 2014 года до 2029 года». Обосновывающие материалы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

 

«Схема теплоснабжения МО ГО Инта на период с 2014 года до 2029 года». Обосновывающие материалы - часть 12

 

 

180 

 

Изменение    коэффициента    обеспеченности    собственными    источниками 

финансирования  является  величиной  отрицательной  (-3,1),  что  свидетельствует  о 

негативной динамике в течение анализируемого периода.  

«Коэффициент    обеспеченности    материальных    запасов»    показывает,    в  

какой  степени    материальные    запасы    обеспечиваются    собственными  

источниками,  а предприятие не испытывает потребности в привлечении заемных 

средств на эти цели.  

Показатель  «Коэффициент    обеспеченности  материальных    запасов»    на  

начало  и  на  конец  анализируемого  периода  (-4,62  и  -15,07)  был  ниже  предела 

нормативного  значения  (1,0),  что  свидетельствует  о  зависимости  предприятия  от 

заемных источников при формировании материальных запасов.  

Изменение    коэффициента    обеспеченности    материальных    запасов  (-10,45) 

является величиной отрицательной, что свидетельствует о негативной динамике в 

течение анализируемого периода.  

«Коэффициент  покрытия  инвестиций»  показывает  долю  собственного 

капитала и долгосрочных обязательств предприятия в общей сумме его активов.  

Значения  показателя  «Коэффициент  покрытия  инвестиций»  на  начало  и  на 

конец анализируемого периода (-0,26 и -1,65) были меньше нижнего нормативного  

значения  (0,75),  что    свидетельствует    о    неоптимальной    структуре    активов 

предприятия.  

При этом изменение коэффициента покрытия инвестиций является величиной 

отрицательной  (-1,38),  что  свидетельствует  о  негативной  динамике  в  течение 

анализируемого периода. 

Анализ отчета о прибылях и убытках ООО «Тепловая компания» за 2011 

год.  

Анализ    каждого    элемента    прибыли    имеет    большое    значение    для  

руководства  предприятия,    его    учредителей,    кредиторов    и    т.д.  Для  

руководителей    подобный  анализ    позволяет    определить    перспективы    развития  

предприятия,  так  как  прибыль  является  одним  из  источников финансирования  

капитальных    вложений    и  пополнения  оборотных  средств.  Для  учредителей 

прибыль выступает источником получения дохода на вложенный ими в конкретное 

предприятие  капитал.  Кредиторы    получают    возможность    оценить    перспективу  

181 

 

погашения    предоставленного  предприятию  кредитов  или  займов,  в  том  числе  и 

процентов по ним.  

Расчет  аналитических  показателей  по  «Отчету  о  прибылях  и  убытках» 

представлен ниже (таблица 90). 

Таблица90 - 

 

Анализ прибыли предприятия по отчету о прибылях и убытках 

Наименование 

показателя 

За 

предыдущий 

год, тыс руб 

За 

отчетный 

год, тыс 

руб 

Отклонения (+ 

или -) 

Удельный 

вес за 

предыдущий 

год, % 

Удельный 

вес за 

отчетный 

год, % 

тыс 

руб 

Выручка  

116454 

105865 

-10589 

-9,09 

100 

100 

Себестоимость 
продаж 

156657 

153882 

-2775 

-1,77 

134,52 

145,36 

Валовая прибыль 

-40203 

-48019 

-7816 

19,44 

34,52 

45,36 

Прибыль (убыток) от 
продаж 

-40203 

-48019 

-7816 

19,44 

34,52 

45,36 

Проценты к 
получению 

Проценты к уплате 

-9 

-100,00 

0,01 

0,00 

Прочие доходы 

18878 

48529 

29651 

157,07 

16,21 

45,84 

Прочие расходы 

2632 

61472 

58840 

2235,56 

2,26 

58,07 

Прибыль (убыток) до 
налогообложения 

-23966 

-60962 

-36996 

154,37 

20,58 

57,58 

Текущий налог на 
прибыль 

Чистая прибыль 
(убыток) 

-19641 

-49975 

-30334 

154,44 

16,87 

47,21 

 

Относительно  прибыли  рассматриваемого  предприятия  можно  сделать 

следующие основные выводы.  

Выручка уменьшилась на 9 % – с 116454 до 105865 тыс. руб.  

Прибыль (убыток) до налогообложения увеличился на 154 % – с (-23966) до (-

60962) тыс. руб.  

Чистая  прибыль  (убыток)  отчетного  периода  увеличился  на  154,44  %  –  с  (-

19641) до (-49975) тыс. руб. 

Следующим    этапом    является    анализ    экономической    эффективности  

деятельности    предприятия,    которая    выражается    показателями    рентабельности 

(таблица 91). 

Таблица91 - 

 

Анализ прибыли предприятия по отчету о прибылях и убытках 

 

Наименование показателя 

За 

предыдущий 

год, тыс руб 

За отчетный 
год, тыс руб 

Отклонения 

(+ или -) 

Прибыль и средняя стоимость активов, тыс руб 

Выручка  

116454 

105865 

-10589 

182 

 

Себестоимость продаж 

156657 

153882 

-2775 

Прибыль (убыток) от продаж 

-40203 

-48019 

-7816 

Прибыль (убыток) до налогообложения 

-23966 

-60962 

-36996 

Чистая прибыль (убыток) 

-19641 

-49975 

-30334 

Средняя стоимость основных средств 

-44548,5 

Средняя стоимость внеоборотных активов 

11209 

Средняя стоимость материально-
производственных запасов 

5562 

Средняя стоимость оборотных активов 

47228,5 

Средняя стоимость активов 

58437,5 

Средняя стоимость собственного капитала 

-44548,5 

Средняя стоимость инвестиций 

Расчет показателей рентабельности, % 

Рентабельность реализованной продукции 

-25,66 

-31,21 

-5,54 

Рентабельность производства 

-32,12 

-144,29 

-112,17 

Рентабельность активов 

-26,32 

-118,28 

-91,96 

Рентабельность внеоборотных активов 

-373,69 

-291,20 

82,49 

Рентабельность оборотных активов 

-28,31 

-199,20 

-170,89 

Рентабельность собственного капитала 

44,09 

112,18 

68,09 

Рентабельность инвестиций 

Рентабельность продаж 

-34,52 

-45,36 

-10,84 

 

Наибольшая  рентабельность  на  начало  анализируемого  года  отмечалась  по 

такому показателю как рентабельность собственного капитала – 68,09 %. 

По всем остальным показателям предприятие является не рентабельным. 

В  течение анализируемого  года  все показатели рентабельности снизились. В 

наибольшей  степени  уменьшилась  рентабельность  по  показателю  рентабельность 

оборотных  активов  капитала  –  (-170,89  %)  и  рентабельность  производства  –  (-

112,17 %).  

 

 

183 

 

Часть  11.  Цены  (тарифы)  на  тепловую  энергию  в  сфере 

теплоснабжения для потребителей МОГО «Инта» 

1.11.1

 

Существующие тарифы на тепловую энергию 

Ниже  показаны  средневзвешенные  тарифы  теплоснабжающих  организаций 

МО  ГО  Инта  на  2012-2013  годы  (таблица  92),  а  также  на  рисунке  65,  согласно 

данным Службы республики Коми по тарифам.  

По состоянию на 2012 год минимальный средний тариф на тепловую энергию 

был  установлен  для  потребителей  Интинской  ТЭЦ  Филиала  «Коми»  ПАО  «Т 

Плюс»  (1191,02  руб./Гкал).  Максимальный    тариф    был    установлен    для  

потребителей  ООО «Тепловая компания» (1701,18 руб./Гкал).   

С 1 сентября 2012 года аналогично  минимальный средний тариф  установлен 

для  потребителей  Интинской  ТЭЦ  Филиал  «Коми»  ПАО  «Т  Плюс»  (1191,02 

руб./Гкал),  а максимальный – для ООО «Тепловая компания» (1904,23 руб./Гкал). 

С 1 января 2013 года минимальный средний тариф на тепловую энергию был 

установлен  для  потребителей  Интинской  ТЭЦ  Филиала  «Коми»  ПАО  «Т  Плюс» 

(1100,93  руб./Гкал).  Максимальный    тариф    был    установлен    для    потребителей  

ООО «Тепловая компания» (1904,23 руб./Гкал).   

 

Таблица92 - 

 

Средневзвешенный тариф с учетом передачи (транспортировки) 

тепловой энергии теплоснабжающих организаций МОГО Инта в 2012-2013 

годах, руб/Гкал (без НДС) 

Наименование организации 

Дата начала действия тарифа 

01.01.12  01.07.12  01.09.12  01.01.13 

01.07.13 

ООО «Тепловая компания» 

1701,18 

1803,25 

1904,23 

1904,23 

2132,74 

ООО «Водогрейная котельная» 

1337,59 

1417,84 

1497,25 

1145,34 

1263,81 

Интинская ТЭЦ 

1191,02 

1191,02 

1191,02 

1100,93 

1276,46 

 

В  мае  2012  года  Министерством  экономического  развития  РФ  опубликован 

Прогноз  сценарных  условий  социально-экономического  развития  Российской 

Федерации на период 2013-2015 годов.  

В соответствии со сценарными условиями, в 2014 году индексация тарифов на 

тепловую  энергию  составит  12  %, в среднем за  год к предыдущему рост тарифов 

составит 9,5-10,5 %.  

 

184 

 

 

Рисунок57 - 

 

Динамика изменения тарифов для потребителей МОГО «Инта» 

1.11.2

 

Прогноз тарифов на тепловую энергию до 2029 года 

Актуализация  данного  раздела  не  вошла  в  текущий  объем  работ  по 

актуализации  схемы  теплоснабжения  и  будет  выполнена  при  следующей 

актуализации схемы теплоснабжения. 

В 2015 году рост тарифов на тепловую энергию составит 10-11 % в среднем за 

год к предыдущему году при индексации в июле на 10 %. Такой рост цен в полном 

объеме покрывает рост затрат, в том числе  на  топливо,  учитывая что рост цен на 

нерегулируемые  виды  топлива  (уголь,  мазут)  прогнозируется  существенно  ниже, 

чем в 2014 году, и обеспечивает рост прибыли (таблица 93). 

Таблица93 - 

 

Прогноз роста тарифов на тепловую энергию в 2012-2015 годах в 

среднем по Российской Федерации, % 

Показатель 

2012  

Прогноз 

2013 

2014 

2015 

Регулируемые цены в среднем за 
год к предыдущему году 

112,4 

111-112 

109,5-110,5 

110-111 

Индексация регулируемых 
тарифов 

 

С июля 8-10 % 

С июля 12 % 

С июля 10 % 

 

Указанные  параметры  роста  тарифов  на  тепловую  энергию  представляют 

собой  усредненные показатели в целом по Российской  Федерации. При этом рост 

регулируемых  тарифов  будет  дифференцирован  по  регионам  ввиду  их 

0

500

1000

1500

2000

2500

01

.01.20

12

01

.02.20

12

01

.03.20

12

01

.04.20

12

01

.05.20

12

01

.06.20

12

01

.07.20

12

01

.08.20

12

01

.09.20

12

01

.10.20

12

01

.11.20

12

01

.12.20

12

01

.01.20

13

01

.02.20

13

01

.03

.20

13

01

.04.20

13

01

.05.20

13

01

.06.20

13

01

.07.20

13

Тар

иф

 на т

е

п

л

о

ву

ю

 э

нер

гию

, р

уб/Г

кал

 

ООО «Тепловая компания» 

ООО «Водогрейная котельная» 

Интинская ТЭЦ 

185 

 

климатических и территориальных особенностей и по отдельным регионам может 

превышать  средние  темпы  роста  по  стране.  Прежде  всего,  это  связано  с  видом 

используемого  топлива  (газ,  уголь,  мазут  и  др.),  и  схемой  теплоснабжения 

потребителей,  а  также  долей  тепла,  производимого  в  комбинированном  режиме 

выработки  тепловой  и  электрической  энергии,  степенью  загрузки  установленного 

оборудования и другими особенностями  технологического процесса производства, 

передачи и распределения тепловой энергии.   

Приказом Федеральной службы по тарифам от 09 октября 2012 г. № 231-э/4 на 

2013  год  установлены  предельные  максимальные  уровни  тарифов  на  тепловую 

энергию,  поставляемую  теплоснабжающими  организациями  потребителям,  в 

среднем по субъектам Российской Федерации.  

Для  Республики  Коми    установлены    следующие    темпы  ростов    с  

календарной разбивкой:  

-  максимальная величина роста тарифов с 01.01.2013 по 30.06.2013 – 100,0%;  

-  максимальная величина роста тарифов с 01.07.2013 по 31.12.2013 – 112,0%;  

Министерством  экономического  развития  РФ  также  разработаны  сценарные 

условия  долгосрочного  прогноза  социально-экономического  развития  Российской 

Федерации до 2030 года.  

Выделены  два  качественно  отличных  сценария  социально-экономического 

развития  в  долгосрочной  перспективе  –  консервативного  (энерго-сырьевого)  и 

инновационного  развития.  В  качестве  целевого  варианта  прогноза  предлагается 

инновационный умеренно-оптимистичный вариант  прогноза,  характеризующийся 

усилением инвестиционной  направленности  экономического роста и  укреплением 

позиций России в мировой экономике.  

Рост    регулируемых    тарифов    на    тепловую  энергию    на    долгосрочную  

перспективу  был  определен  с  учетом  поэтапного  перехода  теплоснабжающих 

организаций    на    регулирование    цен    методом    доходности    на    инвестируемый  

капитал (RAB-регулирование).  

Во  избежание  резких  скачков  роста  тарифов  и  усиления  роста  тарифов  на 

услуги  ЖКХ  и  инфляции  предлагается  проводить  сглаживание  выручки  с 

переносом роста на последующие годы.  

В  прогнозе  учитывалось  сокращение  производства  тепла  самостоятельными 

186 

 

котельными, 

увеличение 

производства 

в 

системах 

централизованного 

теплоснабжения  и  постепенное  сокращение  потерь  тепла  при  передаче 

теплосетями примерно от 2-3 % в год. По оценке, при этих условиях рост тарифов 

на  тепловую  энергию  в  2015-2020  гг.  составит  1,7-1,9  раза,  а  за  2015-2030  гг.  –  3 

раза (таблица 94). 

Таблица94 - 

 

Прогноз темпов роста тарифов на тепловую энергию  в среднем по 

Российской Федерации, в период до 2030 года 

Год 

Сценарий 

Инновационный (Inn) 

Энерго-сырьевой (En) 

2011 

112,9 % 

2012 

104,8-106 % 

2013 

111-112 % 

2014 

109,5-110,5 % 

2015 

110-111 % 

2016 

110,5 % 

111,2 % 

2017 

110,2 % 

111,4 % 

2018 

110,0 % 

111,1 % 

2019 

109,0 % 

111,3 % 

2020 

108,5 % 

110,9 % 

2021 

108,2 % 

111,3 % 

2022 

107,7 % 

109,2% 

2023 

106,5 % 

108,4% 

2024 

105,9% 

108,1% 

2025 

105,2% 

107,4% 

2026 

104,7% 

107,0% 

2027 

104,7% 

105,5% 

2028 

104,6% 

104,6% 

2029 

104,4% 

104,5% 

2030 

104,3% 

104,1% 

2010-2015 

183,8% 

183,8% 

2015-2020 

175% 

188% 

2020-2025 

172% 

196% 

2025-2030 

302% 

369% 

 

С  учетом  предложенных  темпов  роста  выполнен  прогноз  тарифов  на 

тепловую    энергию    для    потребителей    трех    крупных    теплоснабжающих  

организаций  МОГО «Инта» на период до 2029 года (таблица 95). 

Таблица95 - 

 

Прогноз средних тарифов на тепловую энергию  основных 

теплоснабжающих организаций МОГО Инта до 2029 года 

Наименование 

организации 

2014 

2015 

2016 

2017 

2020 

2023 

2026 

2029 

ООО 
«Тепловая 
компания» 

2337,54-

2358,89 

2517,29-

2618,37 

2841,28-

2911,62 

3131,09-

3243,55 

4073,28-

4447,96 

5055,19-

5860,14 

5896,52-

7279,84 

6741,78-

8395,03 

ООО 
«Водогрейная 
котельная» 

1383,87-

1396,51 

1522,26-

1550,13 

1682,10-

1723,74 

1853,67-

1920,25 

2411,47-

2633,28 

2992,77-

3469,32 

3490,86-

4309,82 

3991,27-

4970,03 

Интинская ТЭЦ  1397,72-

1410,49 

1537,50-

1565,64 

1698,93-

1740,99 

1872,22-

1939,47 

2435,60-

2569,64 

3022,73-

3504,05 

3525,80-

4352,95 

4031,22-

5019,78 

 

187 

 

1.11.3

 

Плата  за  подключение  к  системе  теплоснабжения  и  за  услуги  по 

поддержанию резервной тепловой мощности  

С  начала  2005  года  плата  за  подключение  к  системам  теплоснабжения 

устанавливалась  на  основании  Федерального  закона  от  30.12.2004  N  210-ФЗ  «Об 

основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».  

В  соответствии  со  ст.5  Закона,  к  перечню  полномочий  органов  местного 

самоуправления  в  области  регулирования  тарифов  и  надбавок  организаций 

коммунального комплекса относилось регулирование:  

-  надбавок  к  тарифам  на  товары  и  услуги  организаций  коммунального 

комплекса  в  соответствии  с  предельным  индексом,  установленным  органом 

регулирования  субъекта  Российской  Федерации  для  соответствующего 

муниципального образования;  

-  тарифов    на    подключение    к    системам    коммунальной    инфраструктуры, 

тарифов организаций коммунального комплекса на подключение.  

В  соответствии  с  указанным  нормативным  актом  тарифы  на  подключение  к 

системам  теплоснабжения  устанавливаются  для  тех  организаций,  чьи 

инвестиционные  программы  были    утверждены    органами  местного 

самоуправления.  

В  2008-2012  годах  тарифы  на  подключение  к  системам  теплоснабжения  не 

утверждались. 

Существенные  изменения  в  порядок  установления  платы  за  подключение 

были  введены  Федеральным    законом  от  27.07.2010  N  190-ФЗ  «О  

теплоснабжении».  

Законом определены некоторые понятия:  

-    плата  за  подключение  к  системе  теплоснабжения  –  плата,  которую  вносят 

лица, 

осуществляющие 

строительство 

здания, 

строения, 

сооружения, 

подключаемых  к  системе  теплоснабжения,  а  также  плата,  которую  вносят  лица, 

осуществляющие  реконструкцию  здания,  строения,  сооружения  в  случае,  если 

данная  реконструкция    влечет    за    собой    увеличение    тепловой    нагрузки  

реконструируемых здания, строения, сооружения;  

-    резервная  тепловая  мощность  –  тепловая  мощность  источников  тепловой 

энергии  и  тепловых  сетей,  необходимая  для  обеспечения  тепловой  нагрузки 

188 

 

теплопотребляющих    установок,  входящих  в    систему    теплоснабжения,  но  не 

потребляющих тепловой энергии, теплоносителя.  

В  перечень  цен  (тарифов)  в  сфере  теплоснабжения,  подлежащих 

регулированию, внесены следующие пункты: 

-    плата  за  услуги  по  поддержанию  резервной  тепловой  мощности  при 

отсутствии потребления тепловой энергии;  

-  плата за подключение к системе теплоснабжения.  

Полномочия  по  регулированию  размера  указанных  видов  платы  переданы 

органам  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  области 

государственного регулирования цен (тарифов).  

Законом    также    определено,    что    плата    за    подключение    к    системе  

теплоснабжения  устанавливается  органом  регулирования  в  расчете  на  единицу 

мощности  подключаемой  тепловой  нагрузки  и  может  быть  дифференцирована  в 

зависимости  от  параметров  данного  подключения,  определенных  основами 

ценообразования  в  сфере  теплоснабжения  и  правилами  регулирования  цен 

(тарифов)  в  сфере  теплоснабжения,  утвержденными  Правительством  Российской 

Федерации.  

Согласно  Постановления  Правительства  от  22  октября  2012  года  №1075  «О 

ценообразовании  в  сфере  теплоснабжения»,  плата  за услуги  по поддержанию 

резервной  тепловой  мощности  устанавливается  органами  регулирования 

для категорий  (групп)  социально  значимых  потребителей,  если  указанные 

потребители  не потребляют  тепловую  энергию,  но  не осуществили  отсоединение 

принадлежащих  им теплопотребляющих  установок  от тепловой  сети  в целях 

сохранения 

возможности 

возобновить 

потребление 

тепловой 

энергии 

при возникновении такой необходимости. 

Плата 

за услуги 

по поддержанию 

резервной 

тепловой 

мощности 

устанавливается органами регулирования за услуги, оказываемые:  

а)  регулируемыми  организациями,  мощность  тепловых  источников  и  (или) 

тепловых  сетей  которых  используется  для поддержания  резервной  мощности 

в соответствии со схемой теплоснабжения, - для оказания  указанных услуг единой 

теплоснабжающей организации;  

189 

 

б) единой теплоснабжающей организацией в зоне ее деятельности категориям 

(группам)  социально  значимых  потребителей,  находящимся  в зоне  деятельности 

единой теплоснабжающей организации.  

Плата 

за услуги 

по поддержанию 

резервной 

тепловой 

мощности 

устанавливается  органом  регулирования  для каждой  регулируемой  организации 

равной  ставке  за мощность  установленного  для такой  организации  тарифа  или, 

если  для такой  организации  установлен  одноставочный  тариф,  равной  ставке 

за мощность двухставочного тарифа.  

Плата  за услуги  по поддержанию  резервной  тепловой  мощности  единой 

теплоснабжающей  организации  устанавливается  равной  ставке  за мощность 

единого тарифа на тепловую энергию (мощность) в зоне ее деятельности или, если 

в зоне  ее деятельности  установлен  одноставочный  единый  тариф  на тепловую 

энергию  (мощность),  равной  ставке  за мощность  двухставочного  единого  тарифа 

на тепловую энергию (мощность).  

К социально  значимым  потребителям,  для которых  устанавливается  плата 

за услуги  по поддержанию  резервной  тепловой  мощности,  относятся  следующие 

категории (группы) потребителей:  

а)  физические  лица,  приобретающие  тепловую  энергию  в целях  потребления 

в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях;  

б)  исполнители  коммунальных  услуг,  приобретающие  тепловую  энергию 

в целях  обеспечения  предоставления  собственникам  и пользователям  помещений 

в многоквартирных домах или жилых домах коммунальной услуги теплоснабжения 

и 

(или) 

горячего 

водоснабжения 

с использованием 

открытых 

систем 

теплоснабжения 

(горячего 

водоснабжения) 

в объемах 

их фактического 

потребления  и объемах  тепловой  энергии,  израсходованной  на места  общего 

пользования;  

в) теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию в целях 

дальнейшей  продажи  физическим  лицам  и  (или)  исполнителям  коммунальной 

услуги  теплоснабжения,  в объемах  фактического  потребления  физических  лиц 

и объемах тепловой энергии, израсходованной на места общего пользования;  

г) религиозные организации;  

190 

 

д)  бюджетные  и казенные  учреждения,  осуществляющие  в  том числе 

деятельность в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной 

защиты, занятости населения, физической культуры и спорта;  

е)  воинские  части  Министерства  обороны  Российской  Федерации, 

Министерства  внутренних  дел Российской  Федерации,  Федеральной  службы 

безопасности  Российской  Федерации,  Министерства  Российской  Федерации 

по делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации 

последствий  стихийных  бедствий  и Федеральной  службы  охраны  Российской 

Федерации;  

ж) исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы.  

Плата  за  подключение  к  системе  теплоснабжения  и  плата  за  услуги  по 

поддержанию  резервной  тепловой  мощности  службой  Республики  Коми  по 

тарифам не утверждена. 

191 

 

Часть  12.  Описание  существующих  технических  и  технологических 

проблем в системах теплоснабжения МОГО Инта 

Сложившаяся  в  настоящее  время  в  республике  Коми  ситуация  в  топливно-

энергетическом  комплексе  показывает,  что  угрозы  надежному  топливо-и 

энергообеспечению  в  Республике  имеют  место.  Они  вызваны  рядом  причин, 

влияющих 

на 

снижение 

устойчивого 

энергоснабжения 

и, 

негативно 

воздействующих на развитие экономики.  

В  первую  очередь  сюда  можно  отнести  высокий  износ  электросетевого  и 

энергетического оборудования. 

Инвестиции  в  обновление,  модернизацию  оборудования  ТЭК  выделяются  в 

недостаточном  объеме,  что  приводит  к  его  старению,  повышению  уровня 

аварийности и снижению эксплуатационной готовности.  

МОГО  Инта  расположен  у  Полярного  круга.  Расчетная  температура 

наружного  воздуха  наиболее  холодной  пятидневки  равна  -  43

о

C.  Суровые 

климатические  условия  предполагают  абсолютную  надежность  теплоснабжения. 

При  любой  аварийной  ситуации  или  нестабильности  режимов  отопительные 

системы  города  могут  быть  разморожены  в  кратчайшие  сроки.  На  период 

восстановления  теплоснабжения,  который  может  быть  длительным,  речь  может 

идти об эвакуации жителей. 

В  соответствии  с  вышеизложенным  и  выполненным  анализом  состояния 

систем  теплоснабжения  МОГО  Инта    основные    проблемы    ТЭК    города  можно 

охарактеризовать следующими позициями.  

1.  Вероятность  снижения    объемов    поставляемого  угля,  перебои  с 

поставками,  проблемы,  возникающие  с  ценовой  политикой  на  поставляемый 

местный  уголь  и  приводящие  к  ситуации,  когда  топливо  поставляется  из  других 

регионов  Республики  Коми    в    периоды    похолоданий,    подтверждают 

необходимость  более  подробного  рассмотрения  при  разработке  схемы 

теплоснабжения    проблемы    энергетической    безопасности    городского    округа.  

Ситуация  с  топливообеспечением  в  2017  году  (переход  на  привозной 

Воркутинский  уголь  из-за  прекращения  поставки  местного  угля)  показала 

актуальность данной проблемы

Здесь важными вопросами для решения являются:  

192 

 

- доля выработки городом собственной электроэнергии;  

-  оптимизация  удельных  расходов  топлива  при  генерации  тепловой  и 

электрической  энергии  за  счет  новых  технологий  при  одновременном  решении 

проблемы  излишней  «котельнизации» МО  и  реализации  требований  ФЗ №190  «О 

теплоснабжении»  по  преимущественно    комбинированной  выработке  тепловой  и 

электрической энергии; 

-  приведение  показателей  износа  оборудования  и  сетей  в  процессе 

реконструкции систем теплоснабжения до нормативных значений;  

-  формирование  инвестиционной  программы  модернизации  системы  

теплоснабжения с учетом индикативных показателей энергетической безопасности.  

2.  Расчетный  (проектный)  температурный  график  теплоносителя  в 

централизованных системах теплоснабжения в г Инте 150/70 °С не выдерживается 

(фактический  график  130/70  °С),  что  требует  увеличения  расхода  теплоносителя 

для покрытия расчетных тепловых нагрузок. В связи с этим гидравлический режим 

работы тепловых сетей отличается от проектного.  

3.  Основное  и  вспомогательное  оборудование  котельных  изношено,  и  не 

способно  обеспечить  требуемые  параметры  теплоносителя,  что  приводит 

снижению параметров у потребителей и снижению качества теплоснабжения. 

4.  Качество  теплоносителя  (его  параметры  и  показатели  цветности,  состава 

горячей  воды)  в  отдельных  районах  МО  формируют  необходимость  разработки 

комплекса мероприятий по повышению качества теплоносителя.  

5. Прогнозируемое по генплану города увеличение тепловой и  электрической  

нагрузки    приведет    к    соответствующему    увеличению    расхода  основного  

угольного  топлива. В  соответствии  с  этим,  весьма  важной  является проблема 

оптимизации  объемов  топливопотребления  за  счет  повышения  эффективности 

использования  топлива  и  энергосбережения  с  последующей  корректировкой 

развития существующей системы топливоснабжения.  

6.  В  результате  реализации  Схемы  газоснабжения  муниципального 

образования  городского округа  Инта,  планируется  газифицировать 98  % сельских 

населенных  пунктов,  перевести  на  газ  часть  источников  тепловой  энергии.  Это 

потребует  пересмотра  и  изменений  в  схеме  топливоснабжения  и  теплоснабжения 

МОГО Инта. 

193 

 

 

7.  Централизованное  теплоснабжение  МОГО  Инта,  на  долю  которого 

приходится  основной  объем  отпуска  тепловой  энергии,  определяет  качество 

обеспечения  его  населения  тепловой  энергией.  Либерализация  энергетики  в 

последнее  десятилетие  привела    к    созданию  новых    экономических  отношений 

между производителями и потребителями тепловой энергии. В соответствии с этим  

при    рыночных    условиях    возникает    ряд    новых    задач,    решение    которых 

формирует необходимость модернизации   самой  структуры  управления.  Переход 

на  обоснованную  централизованную  структуру  управления  теплоснабжением 

(СТС)  позволяет  сформировать  менее  затратную  программу  реконструкции  и 

повысить  качество  теплоснабжения в новых  условиях. Не  существует единой для 

всех  регионов  структуры  управления  теплоснабжением,  однако  общие 

рациональные  принципы  ее  построения  уже  апробированы  практикой  и  дают 

положительные результаты.  

В    соответствии    со    статьей  4  (пункт  2)  Федерального    закона    от  27  июля 

2010    г.  №  190-ФЗ  "О    теплоснабжении"  Правительство  Российской  Федерации 

предусматривает  утвердить  Правила  организации  теплоснабжения.  Планируется 

установить  правовые  основы  организации  теплоснабжения,  права  и  обязанности  

органов местного  самоуправления, федеральных  органов  исполнительной власти, 

теплоснабжающих  и  теплосетевых  организаций,  иных  владельцев  источников 

тепловой  энергии  и  тепловых  сетей,  потребителей  тепловой  энергии  в  сфере 

организации теплоснабжения.  

Необходимость выхода по обустройству МОГО Инта на новый качественный 

уровень  ставит  задачу  вывода  на  режим  нормального  воспроизводства 

энергетического хозяйства. Создание системы инвестиционной привлекательности 

определяют необходимость решения проблемы финансово - организационной.  

С этой целью целесообразно рассмотреть  варианты  и  дать  предложения  по  

созданию  Единой  теплоснабжающей организации.  

Решение  указанных  проблем  возможно  за  счет  комплекса  различных 

мероприятий, обоснование которых предусмотрено на последующем этапе работы. 

194 

 

1.12.1

 

Существующие 

проблемы 

организации 

качественного 

теплоснабжения 

Анализ существующего состояния теплоснабжения МОГО Инта показывает:  

-  существующая  система  теплоснабжения  жилищно-коммунального  сектора 

имеет значительный процент износа установленного оборудования; 

-  тепловые  сети  города  Инты  спроектированы  с  1959  г  по  1989  г,  большая 

часть сетей превысила срок эксплуатации и нуждается в замене;  

- значительная доля котельных в покрытии тепловых нагрузок МОГО Инта;  

-  системы  ГВС  не  оборудованы  регуляторами  температуры  горячей  воды.  В 

сетях ГВС не выдерживаются новые,  повышенные  гигиенические  требования  к  

качеству  воды  и  организации систем централизованного ГВС. Не выдерживается 

требование  СанПиН  к  температуре    воды  в  местах    водозабора,    которая, 

независимо от  системы  теплоснабжения, должна находиться в пределах 60-75 

о

С. 

В  однотрубной  схеме  ГВС  с  локальной  циркуляцией  происходит  смешение 

подаваемой  от  ТЭЦ  воды  с  неиспользованной  водой  от  потребителей  и  ее 

охлаждение;  

-  у четверти потребителей отсутствуют  элеваторы в системах отопления, что 

приводит к систематическому перегреву этих потребителей; 

-  насосные,  используемые  в  системе  теплоснабжения,  не  автоматизированы, 

не  обеспеченны  электроснабжением  от  двух  независимых  источников,  поэтому 

любое  отключение  электроэнергии  может  привести  к  размораживанию  тепловых 

сетей и подключенных к ним отопительных систем; 

Организации    качественного    теплоснабжения    городского    округа    Инта 

присущи следующие проблемы: 

Системные:  

-

 

недостаточность 

данных 

по 

фактическому 

состоянию 

систем 

теплоснабжения;  

-

 

завышенные оценки тепловых нагрузок потребителей;  

-

 

избыточная централизация систем теплоснабжения;  

-

 

несоблюдение  температурного  графика,  разрегулированность  систем 

теплоснабжения;  

195 

 

-

 

завышенные  по  сравнению  с  нормативными  значениями  температуры 

обратной  сетевой  воды,  что  приводит  к  снижению  использования  располагаемой 

мощности ТЭЦ.  

 Источники тепла:  

-

 

избыток мощностей источников теплоснабжения;  

-

 

высокие удельные расходы топлива на производство тепловой энергии;  

-

 

низкий остаточный ресурс и изношенность оборудования;  

-

 

низкая  насыщенность  приборным  учетом  потребления  топлива  и  (или) 

отпуска тепловой энергии на котельных;  

-

 

отсутствие или низкое качество водоподготовки.  

 Тепловые сети:  

-

 

высокий  уровень  фактических  потерь  в  тепловых  сетях,  как  за  счет 

избыточной централизации, так и за счет обветшания тепловых сетей и роста доли 

сетей, нуждающихся в срочной замене;  

-

 

заниженный  по  сравнению  с  реальным  уровень  потерь  в  тепловых  сетях, 

включаемый  в  тарифы  на  тепло,  что  существенно  занижает  экономическую 

эффективность расходов на реконструкцию тепловых сетей;  

-

 

высокий   уровень  затрат на  эксплуатацию  тепловых  сетей (около 50 %  

всех затрат в системах теплоснабжения);  

-

 

высокая  степень  износа   тепловых   сетей   и   превышение    критического 

уровня частоты отказов;  

-

 

нарушение гидравлических режимов тепловых сетей и сопутствующие ему 

избыточное (высокие потери от перетопов превышающие 30 %) или недостаточное 

отопление отдельных кварталов и зданий. 

Потребители услуг теплоснабжения:  

-

 

низкая  степень  охвата  потребителей  квартирным  учетом  горячей  воды  и 

средствами регулирования теплопотребления;  

-

 

низкие  характеристики  теплозащиты  ограждающих  конструкций  жилых  и 

общественных  зданий  и  их  ухудшение  из-за  недостаточных  и  несвоевременных 

ремонтов;  

-

 

отсутствие  у  организаций,  эксплуатирующих  жилой  фонд,  стимулов  к 

повышению эффективности использования коммунальных ресурсов. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..