СХЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ МО "ПОЯРКОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ" МИХАЙЛОВСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2029 ГОДА - часть 3

 

  Главная      Книги - Разные     СХЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ МО "ПОЯРКОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ" МИХАЙЛОВСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2029 ГОДА. ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

СХЕМА ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ МО "ПОЯРКОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ" МИХАЙЛОВСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2029 ГОДА - часть 3

 

 

 45 

Результаты  расчетов  на  аварийную  подпитку  тепловой  сети  по  источникам 

тепловой энергии приведены в таблице 1.16. 

Таблица 1.16– Баланс производительности водоподготовительных установок 

Источник тепловой энергии 

Расход воды на аварийную подпитку тепловой сети, т/ч 

Котельная "Центральная" 

2,903 

Котельная "Квартальная" 

3,913 

Котельная "Средняя школа" 

1,699 

Котельная "Юбилейная" 

1,786 

Котельная "Строительная" 

1,004 

Котельная "Школа интернат" 

1,815 

Котельная "Сельхозхимия" 

0,206 

Котельная "ДЭУ" 

0,299 

Котельная "МКП Восток" 

0,262 

1.8  Топливные  балансы  источников  тепловой  энергии  и  система 

обеспечения топливом 

Описание видов и количества используемого основного топлива для каждого 

источника тепловой энергии

 

Отчётные  данные  по  количеству  сожжённого  основного  и  резервного 

топлива 

источниками 

теплоснабжения 

муниципального 

образования 

"Поярковский сельсовет" представлены в таблице 1.17.  

Данные  о  количество  сожжённого  основного  и  резервного  топлива 

приведены за 2013 г. 

Таблица 1.17 - Фактические расходы основного и резервного топлива 

Источник тепловой энергии 

Затрачено условного топлива, 

тут. 

Затрачено натурального 

топлива, тнт. 

Уголь 

Уголь

 

Котельная "Центральная" 

1782,18 

4304,78 

Котельная "Квартальная" 

2255,33 

5447,66 

Котельная "Средняя школа" 

1091,19 

2635,73 

Котельная "Юбилейная" 

909,19 

2196,10 

Котельная "Строительная" 

857,71 

2071,75 

 46 

Продолжение таблицы 1.17 

Источник тепловой энергии 

Затрачено условного топлива, 

тут. 

Затрачено натурального 

топлива, тнт. 

Уголь 

Уголь 

Котельная "Школа 
интернат" 

1160,89 

2804,09 

Котельная "Сельхозхимия" 

177,11 

427,79 

Котельная "ДЭУ" 

246,27 

590,58 

Котельная "МКП Восток" 

178,60 

428,30 

 
Анализ  поставки  топлива  в  периоды  расчетных  температур  наружного 

воздуха 

Для 

источников 

тепловой 

энергии 

муниципального 

образования 

"Поярковский  сельсовет"  основным  видом  топлива  является  уголь.  Топливо 

поставляется  железнодорожным  транспортом.  В  период  расчетных  температур 

топливо поставляется в рабочем режиме. 

1.9 Надежность теплоснабжения 

Описание  показателей,  определяемых  в  соответствии  с  методическими 

указаниями 

Оценка  надежности  теплоснабжения  разрабатывается  в  соответствии  с 

подпунктом  «и»  пункта  19  и  пункта  46  Постановления  Правительства  от  22 

февраля  2012  г.  №154  «Требования  к  схемам  теплоснабжения».  Нормативные 

требования  к  надёжности  теплоснабжения  установлены  в  СНиП  41.02.2003 

«Тепловые  сети»  в  части  пунктов  6.27-6.31  раздела  «Надежность».  В  СНиП 

41.02.2003 

надежность 

теплоснабжения 

определяется 

по 

способности 

проектируемых  и  действующих  источников  теплоты,  тепловых  сетей  и  в  целом 

систем  централизованного  теплоснабжения  обеспечивать  в  течение  заданного 

времени  требуемые  режимы,  параметры  и  качество  теплоснабжения  (отопления, 

вентиляции,  горячего  водоснабжения),  а  также  технологических  потребностей 

предприятий  в  паре  и  горячей  воде,  обеспечивать  нормативные  показатели 

вероятности безотказной работы, коэффициент готовности и живучести.  

 47 

Расчет показателей системы с учетом надежности должен производиться для 

конечного  потребителя.  При  этом  минимально  допустимые  показатели 

вероятности безотказной работы следует принимать: 

- источник теплоты - 0,97; 

- тепловые сети - 0,9; 

- потребитель теплоты - 0,99. 

Минимально  допустимый  показатель  вероятности  безотказной  работы 

системы централизованного теплоснабжения в целом следует принимать равным 

0,86. 

Нормативные  показатели  безотказности  тепловых  сетей  обеспечиваются 

следующими мероприятиями: 

-  установлением  предельно  допустимой  длины  нерезервированных  участков 

теплопроводов  (тупиковых,  радиальных,  транзитных)  до  каждого  потребителя 

или теплового пункта; 

- местом размещения резервных трубопроводных связей между радиальными 

теплопроводами; 

-  достаточностью  диаметров  выбираемых  при  проектировании  новых  или 

реконструируемых  существующих  теплопроводов  для  обеспечения  резервной 

подачи теплоты потребителям при отказах; 

-  необходимостью  замены  на  конкретных  участках  тепловых  сетей, 

теплопроводов  и  конструкций  на  более  надежные,  а  также  обоснованность 

перехода на надземную или тоннельную прокладку; 

-  очередностью  ремонтов  и  замен  теплопроводов,  частично  или  полностью 

утративших свой ресурс. 

Готовность  системы  теплоснабжения  к  исправной  работе  в  течение 

отопительного  периода  определяется  по  числу  часов  ожидания  готовности 

источника теплоты, тепловых сетей, потребителей теплоты, а также числу часов 

нерасчетных температур наружного воздуха в данной местности. 

 48 

Минимально допустимый показатель готовности системы централизованного 

теплоснабжения к исправной работе принимается равным 0,97 (СНиП 41.02.2003 

«Тепловые сети») 

Нормативные 

показатели 

готовности 

систем 

теплоснабжения 

обеспечиваются следующими мероприятиями: 

-  готовностью  систем  централизованного  теплоснабжения  к  отопительному 

сезону; 

-  достаточностью  установленной  (располагаемой)  тепловой  мощности 

источника  тепловой  энергии  для  обеспечения  исправного  функционирования 

системы централизованного теплоснабжения при нерасчетных похолоданиях; 

-  способностью  тепловых  сетей  обеспечить  исправное  функционирование 

системы централизованного теплоснабжения при нерасчетных похолоданиях; 

-  организационными  и  техническими  мерами,  необходимыми  для 

обеспечения  исправного  функционирования  системы  централизованного 

теплоснабжения на уровне заданной готовности; 

- максимально допустимым числом часов готовности для источника теплоты. 

Потребители  теплоты  по  надежности  теплоснабжения  делятся  на  три 

категории. Первая категория – потребители, не допускающие перерывов в подаче 

расчетного  количества  теплоты  и  снижения  температуры  воздуха  в  помещениях 

ниже предусмотренных ГОСТ 30494. 

Например,  больницы,  родильные  дома,  детские  дошкольные  учреждения  с 

круглосуточным  пребыванием  детей,  картинные  галереи,  химические  и 

специальные  производства,  шахты  и  т.п.  Вторая  категория  –  потребители, 

допускающие снижение температуры в жилых и общественных зданий до 12 °С, 

промышленных зданий до - 8 °С. 

Анализ  аварийных  отключений  потребителей  не  был  произведен  с  связи  с 

отсутствием данных по авариям и отключениям системы теплоснабжения. 

Анализ  времени  восстановления  теплоснабжения  потребителей  не  был 

произведен  с  связи  с  отсутствием  данных  по  авариям  и  отключениям  системы 

теплоснабжения.

1.10 Технико-экономические показатели теплоснабжающих и теплосетевых организаций 

Основные  технико-экономические  показатели  предприятия  -  это  система  измерителей,  абсолютных  и  относительных 

показателей, которая характеризует хозяйственно-экономическую деятельность предприятия. Комплексный характер системы 

технико-экономических  показателей  позволяет  адекватно  оценить  деятельность  отдельного  предприятия  и  сопоставить  его 

результаты в динамике. 

Технико – экономические показатели теплоснабжающей организации приведены в таблице 1.18. 

 

Таблица 1.18 – Технико – экономические показатели 

Показатели 

Котельная 

"Центральная" 

Котельная 

"Квартальная" 

Котельная 

"Средняя 

школа" 

Котельная 

"Юбилейная" 

Котельная 

"Строительная" 

Котельная 

"Школа 

интернат" 

Котельная 

"Сельхозхимия" 

Котельная 

"ДЭУ" 

Котельная 

"МКП 

Восток" 

Установленная 

мощность, 

Гкал/ч 

5,080 

4,800 

4,120 

3,020 

2,880 

2,880 

1,200 

1,300 

1,250 

Располагаемая 

мощность, 

Гкал/ч 

4,830 

4,564 

3,917 

2,871 

2,738 

2,738 

1,141 

1,236 

1,189 

Выработка 

тепловой 

энергии, Гкал 

9157,43 

10874,78 

5764,44 

4962,85 

4358,22 

6248,30 

801,66 

1105,50 

833,45 

Расход 

тепловой 

энергии на 

собственные 
нужды, Гкал 

252,76 

277,93 

136,63 

151,58 

140,33 

151,81 

36,45 

54,50 

31,43 

Продолжение таблицы 1.18 

Показатели 

Котельная 

"Центральная" 

Котельная 

"Квартальная" 

Котельная 

"Средняя 

школа" 

Котельная 

"Юбилейная" 

Котельная 

"Строительная" 

Котельная 

"Школа 

интернат" 

Котельная 

"Сельхозхимия" 

Котельная 

"ДЭУ" 

Котельная 

"МКП 

Восток" 

Отпуск 

тепловой 

энергии в сеть, 

Гкал 

8904,67 

10596,85 

5627,81 

4811,27 

4217,89 

6096,49 

765,21 

1051,00 

802,02 

Потери в 

тепловых 

сетях, Гкал 

1281,67 

1965,55 

1439,85 

1741,93 

587,71 

758,50 

163,62 

0,00 

233,16 

Полезный 

отпуск, Гкал 

7623,00 

8631,30 

4187,96 

3069,34 

3630,18 

5337,99 

601,59 

1051,00 

568,86 

Расход 

топлива, т.н.т. 

4304,78 

5447,66 

2635,73 

2196,10 

2071,75 

2804,09 

427,79 

590,58 

428,30 

Расход 

топлива, т.у.т. 

1782,18 

2255,33 

1091,19 

909,19 

857,71 

1160,89 

177,11 

246,27 

178,60 

Удельный 

расход 

условного 

топлива, 
тут/Гкал 

0,200 

0,212 

0,194 

0,188 

0,197 

0,190 

0,231 

0,234 

0,222 

 51 

1.11 Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения 

Плата  на  подключение  к  тепловым  сетям  устанавливается  для  лиц, 

осуществляющих  строительство  и  (или)  реконструкцию  здания,  сооружения, 

иного  объекта,  в  случае,  если  данное  строительство,  реконструкция  влекут  за 

собой увеличение нагрузки.  

Плата  за  подключение  вносится  на  основании  публичного  договора, 

заключаемого  теплосетевой  организацией  с  обратившимися  к  ней  лицами, 

осуществляющими строительство и (или) реконструкцию объекта.  

Указанный  договор  определяет  порядок  и  условия  подключения  объекта  к 

тепловым сетям, порядок внесения платы за подключение.  

Плата  за  работы  по  присоединению  внутриплощадочных  и  (или) 

внутридомовых сетей построенного (реконструированного) объекта капитального 

строительства  в  точке  подключения  к  тепловым  сетям  Общества  определяется 

соглашением сторон. В состав данной платы включаются:  

- работы по врезке построенных сетей в существующую сеть;  

- объем слитого, в результате выполнения работ по присоединению объектов 

заказчика к тепловой сети, теплоносителя и объем потерянной с теплоносителем 

тепловой 

энергии 

по 

тарифам, 

утвержденным 

в 

установленном 

законодательством порядке. 

Согласно  ч.3  ст.  13  ФЗ  №190  «О  теплоснабжении»  от  27.07.2022  г.  (20) 

потребители,  подключенные  к  системе  теплоснабжения,  но  не  потребляющие 

тепловой  энергии  (мощности),  теплоносителя  по  договору  теплоснабжения, 

заключают  с  теплоснабжающими  организациями  договоры  оказания  услуг  по 

поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по 

регулируемым  ценам  (тарифам)  или  по  ценам,  определяемым  соглашением 

сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, 

в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.  

В соответствии со ст. 16 ФЗ-190:  

 52 

1.  Плата  за  услуги  по  поддержанию  резервной  тепловой  мощности 

устанавливается в случае, если потребитель не потребляет тепловую энергию, но 

не осуществил отсоединение принадлежащих ему теплопотребляющих установок 

от  тепловой  сети  в  целях  сохранения  возможности  возобновить  потребление 

тепловой энергии при возникновении такой необходимости.  

2. Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности подлежит 

регулированию  для  отдельных  категорий  социально  значимых  потребителей, 

перечень  которых  определяется  основами  ценообразования  в  сфере 

теплоснабжения,  утвержденными  Правительством  Российской  Федерации,  и 

устанавливается  как  сумма  ставок  за  поддерживаемую  мощность  источника 

тепловой  энергии  и  за  поддерживаемую  мощность  тепловых  сетей  в  объеме, 

необходимом для возможного обеспечения тепловой нагрузки потребителя.  

3.  Для  иных  категорий  потребителей  тепловой  энергии  плата  за  услуги  по 

поддержанию  резервной  тепловой  мощности  не  регулируется  и  устанавливается 

соглашением сторон.  

При этом нормы ФЗ четко не определяют, каким именно соглашением размер 

платы  подлежит  урегулированию.  В  связи  с  этим  представляется,  что  размер 

платы  может  быть  урегулирован  как  в  рамках  договора  оказания  услуг  по 

поддержанию  резервной  тепловой  мощности,  так  и  в  рамках  самостоятельного 

формализованного  соглашения  сторон  о  размере  платы,  либо  же  посредством 

включения условия о размере платы непосредственно в договор теплоснабжения.  

Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, в том числе 

для  социально  значимых  категорий  потребителей,  в  рассматриваемый  период 

2009 – 2012гг. не взималась.  

Решения  об  установлении  тарифов  на  теплоноситель,  поставляемый 

теплоснабжающими  организациями  потребителям,  другим  теплоснабжающим 

организациям,  платы  за  услуги  по  поддержанию  резервной  тепловой  мощности 

при отсутствии потребления тепловой энергии, а также платы  за подключение к 

системе  теплоснабжения  на  2013  год  принимаются  органами  регулирования  в 

течение  одного  месяца  со  дня  вступления  в  силу  методических  указаний, 

 53 

предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 постановления от 22 октября 2012 г. 

№2275 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». 

1.12    Описание  существующих  технических  и  технологических  проблем 

в системах теплоснабжения поселения, городского округа 

Проблемы в организации качественного теплоснабжения на текущий момент 

связаны  с  высоким    износом  тепловых  сетей  и  их  теплоизоляционных 

конструкций.  По  причине  сверхнормативных  потерь  тепловой  энергии  через 

теплоизоляцию и с утечками происходит недоотпуск  тепловой энергии. Решение 

данной проблемы возможно путем капитального ремонта тепловых сетей.  

Проблемы  в  организации  надежного  и  безопасного  теплоснабжения  на 

данный  момент  обусловлены  высоким    износом  тепловых  сетей  и  малой  их 

резервируемостью.  Решение  данной  проблемы  возможно  путем  капитального 

ремонта тепловых сетей.  

Развитие  систем  теплоснабжения  замедлено  по  причине  недостатка 

инвестиций  в  развитие  источников  теплоснабжения  и  тепловых  сетей.  Решение 

возможно  путем  включения  в  тарифы  теплоснабжающих  организаций 

инвестиционной составляющей.  

Проблем  с  надежностью  и  эффективностью  снабжением  топливом  в 

действующих системах теплоснабжения не наблюдается.  

Предписания  надзорных  органов  по  источникам  тепловой  энергии 

отсутствуют

.

 

 54 

2.  ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПОТРЕБЛЕНИЕ  ТЕПЛОВОЙ  ЭНЕРГИИ  НА 

ЦЕЛИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ 

2.1 Данные базового уровня потребления тепла на цели теплоснабжения 

Основным  поставщиком  тепловой  энергии  в  муниципальном  образовании 

"Поярковский сельсовет"  является три ТСО: 

– ОАО «Облкоммунсервис»; 

– Михайловское ДЭУ; 

– МКП «Восток». 

На  балансе  у  ОАО  «Облкоммунсервис»,  находятся  7  котельных  с 

магистральными  и  квартальными  тепловыми  сетями  с  общей  протяжённостью  в 

двухтрубном исчислении 15,65 км; у Михайловского ДЭУ находится 1 котельная 

с магистральными и квартальными тепловыми сетями с общей протяжённостью в 

двухтрубном  исчислении  0,584  км;  у  МКП  «Восток»  находится  1  котельная  с 

магистральными  и  квартальными  тепловыми  сетями  с  общей  протяжённостью  в 

двухтрубном исчислении 0,47 км 

Существующие  значения  потребления  тепловой  энергии  приведены  в 

таблице 2.1. 

 

Таблица 2.1. – Значения потребления тепловой энергии в базовый период 

Наименование 

теплоисточника 

Ед. изм. 

Вид тепловой нагрузки 

Всего 

Отопление 

Вентиляция 

ГВС 

Котельная 
"Центральная" 

Гкал/час 

2,557 

0,000 

0,000 

2,557 

Гкал/год 

7623,00 

0,000 

0,00 

7623,00 

Котельная 
"Квартальная" 

Гкал/час 

2,895 

0,000 

0,000 

2,895 

Гкал/год 

8631,30 

0,000 

0,00 

8631,30 

Котельная "Средняя 
школа" 

Гкал/час 

1,405 

0,000 

0,000 

1,405 

Гкал/год 

4187,96 

0,000 

0,00 

4187,96 

Котельная 
"Юбилейная" 

Гкал/час 

1,029 

0,000 

0,000 

1,029 

Гкал/год 

3069,34 

0,000 

0,00 

3069,34 

Котельная 
"Строительная" 

Гкал/час 

1,217 

0,000 

0,000 

1,217 

Гкал/год 

3630,18 

0,000 

0,00 

3630,18 

Наименование 
теплоисточника 

Ед. изм. 

Вид тепловой нагрузки 

Всего 

Отопление 

Вентиляция 

ГВС 

Котельная "Школа 
интернат" 

Гкал/час 

1,790 

0,000 

0,000 

1,790 

Гкал/год 

5337,99 

0,000 

0,00 

5337,99 

Котельная 
"Сельхозхимия" 

Гкал/час 

0,202 

0,000 

0,000 

0,202 

Гкал/год 

601,59 

0,000 

0,00 

601,59 

Котельная "ДЭУ" 

Гкал/час 

0,352 

0,000 

0,000 

0,352 

Гкал/год 

1051,00 

0,000 

0,00 

1051,00 

Котельная "МКП 
Восток" 

Гкал/час 

0,191 

0,000 

0,000 

0,191 

Гкал/год 

568,86 

0,000 

0,00 

568,86 

2.2 Прогнозы приростов на каждом этапе площади строительных фондов 

Для  прогноза  прироста  площадей  строительных  фондов  муниципального 

образования произведён расчёт численности населения.  

Расчет  численности  населения  на  расчетный  срок  произведен  по  методу 

статистического  учета  естественного  и  миграционного  прироста  населения  с 

пролонгацией  и  корректировкой  выявленных  тенденций  и  учетом  колебания 

возрастных групп населения. 

По  состоянию  на  01.01.2014г.  численность  населения  муниципального 

образования составила 6901 человек. 

Расчет  перспективной  численности  населения  производится  по  следующей 

формуле: 

 56 

В 

первом 

сценарии 

рассматривались 

сложившиеся 

тенденции 

демографических процессов с 2012 по 2014 год. 

Второй  сценарий  основывается  на  сформировавшейся  в  последние  годы 

тенденции  положительной  динамики  демографических  процессов:  повышение 

рождаемости,  снижение  смертности,  снижение  численности  выбывших  граждан, 

что  позволяет  прогнозировать  дальнейшее  улучшение  демографической 

обстановки. 

Улучшение  уровня  и  качества  жизни,  медицинского  обслуживания, 

улучшение  социальной  поддержки  населения  в  последние  годы  формирует 

существенные  предпосылки  для  дальнейшего  роста  рождаемости  и  увеличения 

продолжительности  жизни.  Данный  социальный  подход  отражён  и  в  таких 

документах, как "Концепция социально-экономического развития России до 2020 

года". 

Во  втором  сценарии  был  спрогнозирован  рост  численности  населения  в 

формируемых  условиях  концепции  и  направлений  схемы  территориального 

планирования,  в  новых  условиях  развития  экономики  и  социума, 

обуславливающих развитие позитивных демографических процессов и снижение 

негативных факторов. 

Обобщенные данные о перспективной численности населения по первому и 

второму сценариям представлены в таблице 2.2. 

Таблица 2.2 - Прогноз численности населения 

Наименование 

показателя 

По состоянию на  
01.01.2014 г. чел. 

Проектные показатели прогноза численности 

населения на расчетный срок, тыс. чел. 

2015г. 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

2019 - 

2023г. 

2024- 

2029г. 

Первый вариант 

Численность 

населения 

6901 

6879 

6856 

6833 

6813 

6705 

6577 

Прирост, убыль 

-22 

-23 

-22 

-20 

-108 

-128 

Второй вариант 

Численность 

населения 

6901 

6937 

6975 

7012 

7046 

7231 

7459 

Прирост, убыль 

36 

38 

37 

34 

186 

229 

 57 

Динамика  численности  населения  за  последние  10  лет  показывает,  что  в 

данном МО образовании наблюдается прибыль населения, поэтому мы выбираем 

второй вариант развития. 

При  расчёте  перспективного  прироста  площади  принимаем  20  м

2

  на 

человека.  Результаты  расчета  приростов  площадей  строительных  фондов 

отображены в таблице 2.3. 

Таблица  2.3  –  Результаты  расчётов    прироста  площадей  строительного 

фонда 

Вид (назначение) 

строительных фондов 

Ед.изм 

2014 г.  2015г.  2016г.  2017г.  2018г. 

2019 - 

2023г. 

2024- 

2029г. 

Индивидуальные жилые 
дома 

м

2

830,2 

859,4 

847,4 

776,5  4260,3  5245,2  830,2 

Многоквартирные дома 

м

2

257,2 

266,2 

262,5 

240,5  1319,7  1624,8  257,2 

Общественные здания 

м

2

– 

– 

– 

– 

– 

– 

– 

Производственные 
здания промышленных 
предприятий 

м

2

– 

– 

– 

– 

– 

– 

– 

2.3  Прогноз  перспективных  удельных  расходов  тепловой  энергии  на 

отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение  

При  отсутствии  точных  данных  по  проектам  существующей  застройки  для 

расчета были приняты укрупнённые показатели максимального теплового потока 

на отопление для жилых зданий на 1 м

2

 общей площади.  

Прогноз  теплопотребления  на  основе  темпов  снижения  теплопотребления 

для  вновь  строящихся  зданий  был  выполнен  в  соответствии  с  Приказом 

Министерства  регионального  развития  РФ  от  28  мая  2010  г.  №  262  "О 

требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений". 

Для новых жилых и общественных зданий высотой до 75 м включительно (25 

этажей)  предусматривается  следующее  снижение  по  годам  нормируемого 

удельного  энергопотребления  на  цели  отопления  и  вентиляции  по  классу 

энергоэффективности В ("высокий") по отношению к базовому уровню:  

Для вновь возводимых зданий:  

- на 15% с 2011 г. согласно таблице 2.4 и 2.5; 

 58 

- на 30% с 2016 г. согласно таблице 2.6 и 2.7;  

- на 40% с 2020 г. согласно таблице 2.8 и 2.9.  
Для реконструируемых зданий и жилья экономического класса:  

- на 15% с 2016 г.;  

- на 30% с 2020 г.  
Устанавливается  снижение  удельного  потребления  горячей  воды  жилых 

зданий по отношению к среднему фактическому потреблению: 

- с 2011 года - 130 л/сут.; 

- с 2016 года - 110 л/сут.; 

- с 2020 года - 85 л/сут.  

Таблица 2.4 - Нормируемый с 2011 года удельный расход тепловой энергии 

на  отопление  и  вентиляцию    малоэтажных  жилых  домов:  одноквартирных 
отдельно  стоящих  и  блокированных,  многоквартирных  и  массового 
индустриального изготовления, кДж/(м2. 

о

С.сутки) 

Отапливаемая 

площадь домов, м

2

С числом этажей 

60 и менее 

119 

100 

106 

115 

150 

93.5 

102 

110.5 

250 

85 

89 

93.5 

98 

400 

76.5 

81 

85 

600 

68 

72 

76.5 

1000 и более 

59.5 

64 

68 

Таблица 2.5 - Нормируемый с 2011 г. удельный расход тепловой энергии на 

отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий, кДж/(м2. 

о

С.сутки) или 

[кДж/(м3. 

о

С.сутки)] 

№ 

п.п. 

Типы зданий и 

помещений 

Этажность зданий 

1-3 

4,5 

6,7 

8,9 

10,11 

12 и 

выше 

Жилые, 

гостиницы, 
общежития 

По таблице 2.4 

72 [26,5] для 4-

этажных 

одноквартирных 

и блокированных 

домов – по 

таблице №3 

68 

[24,5] 

65 

[23,5] 

61 

[22] 

59,5 

[21,5] 

Общественные, 

кроме 

перечисленных в 

позиции 3,4 и 5 

[37,5], [32,5], 

[30,5] 

соответственно 

нарастанию 

[27] 

[26,5] 

[25] 

[24] 

 59 

настоящей 

таблицы 

этажности 

Поликлиники и 

лечебные 

учреждения, 

дома-интернаты 

[29], [28], [27] 

соответственно 

нарастанию 

этажности 

[26,5] 

[26,5] 

[24,5] 

[24] 

Дошкольные 

учреждения 

[38] 

Сервисного 

обслуживания 

[19,5], [18,5], 

[18] 

соответственно 

нарастанию 

этажности 

[17] 

[17] 

Административно

го назначения 

(офисы) 

[30,5], [29], [28] 

соответственно 

нарастанию 

этажности 

[23] 

[20,5] 

[18,5] 

[17] 

[17] 

Таблица 2.6 - Нормируемый с 2016 года удельный расход тепловой энергии 

на  отопление  и  вентиляцию    малоэтажных  жилых  домов:  одноквартирных 
отдельно  стоящих  и  блокированных,  многоквартирных  и  массового 
индустриального изготовления, , кДж/(м

2. о

С

.

сутки)   

Отапливаемая 

площадь домов, м

2

С числом этажей 

60 и менее 

98 

100 

87,5 

94,5 

150 

77 

84 

91 

250 

70 

73,5 

77 

80,5 

400 

63 

73,5 

70 

600 

56 

59,5 

63 

1000 и более 

49 

52,5 

56 

Таблица 2.7 - Нормируемый с 2016 г. удельный расход тепловой энергии на 

отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий, кДж/(м2. 

о

С.сутки)  или 

[кДж/(м3. 

о

С.сутки)] 

№ 

п.п. 

Типы зданий и 

помещений 

Этажность зданий 

1-3 

4,5 

6,7 

8,9 

10,11 

12 и 

выше 

Жилые, 

гостиницы, 
общежития 

По таблице 2.6 

59,5 [21,5] для 4-

этажных 

одноквартирных и 

блокированных 

домов – по 

таблице №5 

56 

[20,5] 

53 

[19,5] 

50,5 

[18] 

49 

[17,5] 

Общественные, 

кроме 

перечисленных в 

позиции 3,4 и 5 

настоящей 

[29,5], [26,5], 

[25] 

соответственно 

нарастанию 

этажности 

[22,5] 

[21,5]  [20,5]  [19,5] 

 60 

таблицы 

Поликлиники и 

лечебные 

учреждения, 

дома-интернаты 

[24], [23], [22,5] 

соответственно 

нарастанию 

этажности 

[21,5] 

[21] 

[20,5]  [19,5] 

Дошкольные 

учреждения 

[31,5] 

Сервисного 

обслуживания 

[16], [15,5], 

[14,5] 

соответственно 

нарастанию 

этажности 

[14] 

[14] 

Административн

ого назначения 

(офисы) 

[19], [24], [23] 

соответственно 

нарастанию 

этажности 

[19] 

[17] 

[15,5] 

[14] 

[14] 

Примечание к таблице 2.7. Для регионов, имеющих значение D

= 8000 

о

C и

более, нормируемые показатели следует снизить на 5%.  

Таблица 2.8 - Нормируемый с 2020 года удельный расход тепловой энергии 

на  отопление  и  вентиляцию    малоэтажных  жилых  домов:  одноквартирных 
отдельно  стоящих  и  блокированных,  многоквартирных  и  массового 
индустриального изготовления, , кДж/(м2. 

о

С.сутки)   

Отапливаемая 

площадь домов, м2 

С числом этажей 

60 и менее 

84 

100 

75 

81 

150 

66 

72 

78 

250 

60 

63 

66 

69 

400 

54 

57 

60 

600 

48 

51 

54 

1000 и более 

42 

45 

48 

Таблица 2.9 - Нормируемый с 2020 г. удельный расход тепловой энергии на 

отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий кДж/(м2. 

о

С.сутки) или 

[кДж/(м3. 

о

С.сутки)] 

№ 

п.п. 

Типы зданий и 

помещений 

Этажность зданий 

1-3 

4,5 

6,7 

8,9 

10,11 

12 и 

выше 

Жилые, гостиницы, 

общежития 

По таблице 2.8 

51 [18,5] для 4-

этажных 

одноквартирных 

и 

блокированных 

домов – по 

таблице №7 

48 

[17,5] 

45,5 

[16,5] 

43 

[15,5] 

42 

[15] 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..