Инструкция по эксплуатации системы пожарной сигнализации и порошкового пожаротушения тепловоза 2ТЭ116У

 

  Главная       Учебники - Тепловозы      Инструкция по эксплуатации системы пожарной сигнализации и порошкового пожаротушения тепловоза 2ТЭ116У

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция по эксплуатации системы пожарной сигнализации и порошкового пожаротушения (ПАО Лугансктепловоз) тепловоза 2ТЭ116У


 

Содержание

Лист

1 Введение…………………………………………………………………….

3

2 Назначение системы пожарной сигнализации и пожаротушения

 и ее технические данные……………………………………………………..

 

4

3 Устройство системы пожарной сигнализации и пожаротушения          тепловоза 2ТЭ116У……………………………………………………………

 

5

4 Действие локомотивной бригады при возникновении пожара…………..

8

5 Порядок технического обслуживания после приведения

установки в действие………………………………………………………….

 

11

6 Обеспечение пожарной безопасности тепловоза в депо………………….

11

7 Техническое обслуживание и текущие ремонты системы пожарной сигнализации  и пожаротушения……………………………………………..

 

12

8 Перечень работ для различных видов технического обслуживания

и технических ремонтов………………………………………………………

 

14

9 Методы контроля огнетушащего порошкового состава ………...……….

16

10 Техника безопасности при работе с установкой порошкового

пожаротушения ………...……….…………………………………………….

 

17

Приложение 1 Схема установки порошкового пожаротушения

дизельного помещения……………………………………………..................

19

Приложение 2 Ствол пожарный………………………...................................

20

Приложение 3 Схема установки порошкового

пожаротушения ВВК средней секции………………………………………..

 

21

Приложение 4 Схема установки порошкового

пожаротушения ВВК крайней секции……………………………………….

 

22

Приложение 5 Расположение электрооборудования в ВВК……………….

23

Приложение 6  Схема электрическая принципиальная

системы пожарной сигнализации и пожаротушения ……………………….

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

 

Настоящая инструкция разработана на базе конструкторской и эксплуатационной документации Луганского тепловозостроительного завода:

- «2ТЭ116.90.22.000И2 Тепловоз 2ТЭ116У. Установка порошкового пожаротушения. Инструкция»;

- Руководство по эксплуатации 2ТЭ116.00.00.008-01РЭ. Тепловоз 2ТЭ116У.

Настоящая инструкция предназначена для эксплуатационного и ремонтного персонала тепловозов 2ТЭ116У эксплуатируемых в парке ОАО «РЖД». Инструкция определяет принцип действия, порядок приемки, эксплуатации, технического обслуживания и текущего ремонта системы пожарной сигнализации и пожаротушения на тепловозах серии 2ТЭ116У.

Требования ее являются обязательными

Принятые в тексте инструкции обозначения и сокращения:

ОПС - огнетушащий порошковый состав

УПП - установка порошкового пожаротушения

БПСУ - блок пожарной сигнализации и управления

ВВК - высоковольтная камера

ТПС - тумблер контроля пожарной сигнализации

ИПЛ (SK1-SK16) - извещатель пожарный

ВПТ - вентиль электропневматический системы управления установкой порошкового пожаротушения

ЛПС - лампа пожарной сигнализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Назначение системы пожарной сигнализации и пожаротушения и ее технические данные

 

Технические данные системы

Параметры

2.1

Назначение

Тушение пожара на тепловозе и находящихся вблизи тепловоза объектах

2.2

Емкость резервуаров  для ОПС, м3:

- для тушения пожара дизельного помещения

- для тушения пожара ВВК

 

 

0,04

0,014

2.3

Масса заряда в резервуарах, кг:

- для тушения пожара дизельного помещения

- для тушения пожара ВВК

 

 

30+4

10,5+1

2.4

Огнетушащий порошковый состав, марки

Пирант-А ТУ301-11-03-89;

П-2АП и П-2АПМ ТУ У6-05766362.001

2.5

Давление воздуха

Переменное, равное рабочему давлению в питательной магистрали, не менее 0,7МПа (7кг/см2)

2.6

Приведение установки в действие

- дистанционное,

- ручное,

- автоматическое (при прогреве на отстое тепловоза)

2.7

Время работы установки, с

- через порошковый трубопровод

-через рукав с полностью открытым стволом

 

20±510

 

40±510

2.8

Длина струи порошка, формируемой стволом, м, не менее

8

2.9

Длина резинотканевого рукава для пожарного ствола, м

20

2.10

Извещатель пожарный локомотивный

Температура срабатывания, 0С

Инерционность, с, не более

Масса, кг, не более

 

ИПЛ

110±510

90

0,1

3 Устройство системы пожарной сигнализации и пожаротушения                  тепловоза 2ТЭ116У

 

3.1 Схема электрическая пожарной сигнализации и управления установкой пожаротушения.

Система пожарной сигнализации состоит из блока БПСУ, расположенного на стенке кабины машиниста и пожарных извещателей SK1-SK16 (ИПЛ)           рисунок 6, сигнальной лампы «Пожар» расположенной на световом табло в       кабине машиниста и тумблеров включения УПП.

Блок БПСУ предназначен для:

- световой индикации о возникновении пожара в дизельном помещении и ВВК обеих секций («Пожар. Дизельное», «Пожар. ВВК», «Секция 2»);

- приведение в действие системы порошкового пожаротушения включением тумблеров ТП1, ТП4 («Тушение пожара. Дизельное», «Тушение пожара. ВВК);

- перевода системы в режим автоматического включения при прогреве     тепловоза в отстое тумблером ТПА («Автоматика при прогреве»). При этом    осуществляется световая индикация режима автоматики («Автоматика при прогреве»);

- световой индикации о целостности электрической цепи включения       вентилей ВПТ1 и ВПТ2 («Контроль цепи ВПТ»);

- контроля целостности цепей пожарных извещателей дизельного             помещения и ВВК, переключателем ТПС («Контроль цепей сигнализации);

- автоматического приведения в действие УПП дизельного помещения или ВВК при срабатывании соответствующих пожарных датчиков в режиме          «Автоматика при прогреве».

Извещатели SK1-SK16 (ИПЛ) расположены на крыше  и стенках кузова в  высоковольтной камере и  предназначены для включения пожарной                  сигнализации.

 

3.2 Устройство установки порошкового пожаротушения (УПП) для           дизельного помещения.

Установка предназначена для тушения пожара в дизельном помещении     огнетушащим порошковым составом (ОПС) представлена на рисунке 1.

Установка состоит из резервуара 1, кранов 2, 4, 10, 6, порошкового                трубопровода 3, пневматического трубопровода 7, блока управления УПП 8,        рукава с пожарным стволом  11, 12, воздухораспределителя 9, бонки                    атмосферной 13, кольца предохранительного 14.

Резервуар и трубопроводы УПП окрашены в красный цвет.

Расположение элементов УПП на тепловозе:

- резервуар - располагается у торца главного генератора слева;

- блок управления - на стенке кузова справа, напротив резервуара;

- рукав с пожарным стволом - на кронштейне рядом с резервуаром.

На тепловозах без электродинамического тормоза элементы располагаются с левой стороны по ходу тепловоза.

Резервуар состоит из верхнего и нижнего корпусов, соединенных между   собой. В нижнем корпусе размещен аэратор, представляющий собой кольцо из трубы и имеющий отверстия в приваренных бонках, закрытые резиновыми    кольцами. В верхнем корпусе расположены горловина для заправки резервуара ОПС, патрубок для сообщения с атмосферой при заправке резервуара и штуцер с сифонной трубой для подсоединения порошкового трубопровода. На штуцере   устанавливается предохранительное кольцо 13, предназначенное для изоляции емкости резервуара от порошкового трубопровода. При пуске установки кольцо позволяет создать необходимое давление в резервуаре, обеспечивающее               эффективную работу установки.

Подача воздуха в резервуар осуществляется через блок 8 управления УПП,    состоящий из воздухораспределителя 9, электропневматического вентиля 5 и кранов 4, 6, 10.

Для тушения пожара как на тепловозе, так и вне его, может быть                 использован рукав 11 с пожарным стволом 12.

Ствол состоит из корпуса 3 (смотреть рисунок 2), навернутого на него    стакана 4 и насадки 1, придающего струе форму и направление. Внутри насадки расположен обтекатель 2, способствующий равномерному распылению ОПС. В обтекатель установлен клапан 11, перекрывающий зазор между обтекателем и штоком 10. С противоположной стороны на шток надет рукав 7, закрепленный стяжным хомутом 6. Для исключения выхода штока из корпуса установлено стопорное кольцо 8. Резиновые кольца 9 предохраняют резьбу штока и корпуса от случайного попадания порошка.

Тушение пожара осуществляется за счет разбавления горючей среды         газообразными продуктами разложения порошка, охлаждения зоны горения в    результате затрат тепла на нагрев распыленных частиц порошка, их частичное   испарение и разложение в пламени.

При пожаре в дизельном помещении необходимо включить тумблер «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ДИЗЕЛЬНОЕ» на блоке БПСУ, расположенном на задней стенке кабины, или на стенке высоковольтной камеры, или на стенке холодильной камеры.

При этом подается питание на катушку электропневматического вентиля 5 (рисунок 3). Вентиль 5 управляет подачей сжатого воздуха к воздухораспределителю 9, который перепускает воздух из питательной магистрали в резервуар 1. Воздух, выходя из отверстий в бонках аэратора, вспушивает порошок. При      достижении в резервуаре давления 0,4...0,6 МПа (4...6 кгс/см2) предохранительное кольцо 13 разрывается, и смесь порошка с воздухом выходит из распылительных отверстий трубопровода 3 в виде облака, заполняя дизельное помещение, и       подавляет горение.

Ручное включение установки осуществляется открытием крана 6.

Срабатывание должно производиться до полного выброса порошка из резервуара.

Предохранительное кольцо подлежит замене после каждого случая срабатывания УПП. Новое предохранительное кольцо необходимо изготовить по чертежу 2161.90.22.031.

При тушении пожарным стволом необходимо перевести ручку крана 2 в  горизонтальное положение против хода часовой стрелки, включить тумблер «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ДИЗЕЛЬНОЕ» или открыть кран 6 (при ручном приведении установки в действие), снять и развернуть рукав, направить ствол на очаг пожара, повернуть стакан 4 (рисунок 2) относительно штока 10 по часовой стрелке. Шток, отходя по резьбе назад, открывает проход для выброса ОПС. При этом пружина 5 под действием приложенного усилия закручивается. По окончании работы пружина возвращает шток в исходное положение, прижимая его к клапану 11.

Для перевода УПП в автоматический режим работы (при горячем отстое  тепловоза) необходимо включить тумблер «АВТОМАТИКА ПРИ ПРОГРЕВЕ» на блоке БПСУ. При этом УПП сработает автоматически при поступлении сигнала от датчиков пожарной сигнализации.

Пожарные  извещатели SK1-SK16 (ИПЛ) установлены в наиболее                   пожароопасных местах и разделены на две группы.

Одна группа ИПЛ SK13-SK16 совместно с блоками пожарных (дымовых) извещателей А10.1-А10.3 установлена в высоковольтной камере и включена в цепь катушки реле РУП1 блока пожарной сигнализации U16. В этом случае через блоки извещателей А10.1-А10.3 запитываются реле К1 и светодиод «ПИТАНИЕ» (блок предварительной пожарной сигнализации А9). Реле К1, при включении, контактами (3290,3287) собирает цепь питания реле РУП1 через вышеуказанные извещатели SK13-SK16 от автомата SF2.

Вторая группа SK1-SK12 установлена в дизельном помещении и включена в цепь реле РУП2 блока U16.

При включенном автомате SF2 («ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ»)                   напряжением, поступающим через электропневматические вентили Y22, Y23 порошкового пожаротушения (в дизельном помещении и ВВК) на светодиоды VD6 и VD5 блока U16, контролируется исправность цепи вентилей.

 

 

 

3.3 Устройство установки порошкового пожаротушения в высоковольтной камере (крайней секции).

Установка порошкового пожаротушения  в высоковольтной камере состоит из резервуара 3 (рисунок 4), порошкового и пневматического трубопроводов 4, 5, электропневматического вентиля ВПТ 1, и кранов 2, 6., блока управления 7,   кольца  предохранительного 8.

Резервуар и трубопроводы окрашены в красный цвет.

Расположение элементов УПП для ВВК в тепловозе:

- резервуар - установлен у стенки кабины машиниста, справа под щитком пола;

- пневматический трубопровод с кранами  укреплен  на стенке кабины машиниста справа, у входной двери в кабину;

 - порошковый трубопровод   укреплен в верхней части ВВК;

 - электропневматический вентиль ВПТ2 - расположен на кронштейне под щитком пола у входной двери в кабину машиниста.

Принцип действия УПП для ВВК аналогичен принципу работы УПП дизельного помещения.

Дистанционное включение УПП, в случае пожара в ВВК осуществляется тумблером ТП4 «Тушение пожара в ВВК» расположенном на блоке БПСУ и тумблером ТП5 расположенном на стенке ВВК.

 

3.4. Устройство  установки порошкового пожаротушения в высоковольтной камере (средней секции).

Установка порошкового пожаротушения  в высоковольтной камере состоит из резервуара 1 (рисунок 3), порошкового и пневматического трубопроводов 2, 3, электропневматического вентиля ВПТ 5, кранов 4, 6,  кольца                                            предохранительного 7.

Расположение пожарных извещателей в высоковольтной камере приведено на рисунке  5.

 

4 Действие локомотивной бригады при возникновении пожара

 

4.1 Действия локомотивной бригады при пожаре должны соответствовать требованиям по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и                    указаниям настоящей инструкции.

Если пожар возник в условиях, при которых остановка поезда запрещена (на мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях и т.д.), необходимо  сохранить возможность управления тяговым режимом дизеля негорящей секции.

Если пожар возник в условиях, при которых остановка поезда запрещена (на мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях и т.д.), необходимо         сохранить возможность управления тяговым режимом дизеля негорящей секции.

 

4.2 Действие бригады при возникновении пожара.

4.2.1 При поступлении сигнала о пожаре (загорается сигнальная лампа ЛПС «ПОЖАР» и срабатывает сирена, речевое оповещение) или дисплей системы МСУ-ТП. необходимо:

- определение по загоранию световых индикаторов на блоке БПСУ на какой секции и в какой зоне возник пожар («ПОЖАР. ВВК»; «ПОЖАР. Дизельное»; «СЕКЦИЯ 2»);

- убедится в наличии (возможно ложное срабатывание сигнализации), оценить размеры и наилучший способ тушения и принять меры к ликвидации пожара.

При наличии локальных очагов пожара использовать первичные средства пожаротушения.

4.2.2 Для применения установки УПП  в дизельном помещении дистанционно, необходимо привести в действие установку путем включения одного из тумблеров «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ДИЗЕЛЬНОЕ» на блоке БПСУ (в крайней секции - на задней стенке кабины, в средней секции - на задней стенке проходного тамбура) или на задней стенке шахты холодильной камеры, или переключателя «ПОЖАРОТУШЕНИЕ ДИЗЕЛЬНОГО» на стенке ВВК, остановить дизель. При этом подается питание на катушку электропневматического вентиля 5                    (рисунок 1). Вентиль 5 управляет подачей сжатого воздуха к воздухораспределителю 9, который перепускает воздух из питательной магистрали в резервуар 1. Воздух, выходя из отверстий в бонках аэратора, вспушивает порошок. При достижении в резервуаре давления 0,4...0,6 МПа (4...6 кгс/см2) предохранительное кольцо 13 разрывается, и смесь порошка с воздухом выходит из распылительных отверстий трубопровода 3 в виде облака, заполняя дизельное помещение, и подавляет горение

4.2.3 Для применения установки УПП  в ВВК дистанционно необходимо включить тумблер «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ВВК» на блоке БПСУ, расположенном на задней стенке кабины (на крайней секции) или в проходном тамбуре               (на средней секции), или переключатель «ПОЖАРОТУШЕНИЕ ВВК» на стенке ВВК, или открыть кран 6 (рисунки 3, 4). Остановить дизель.

4.2.4 Для применения установки УПП  в ВВК, используется установка    порошкового пожаротушения, принципиальная схема которой приведена на  рисунках 3, 4Устройство и принцип действия установки аналогичный                устройству и принципу действия УПП дизельного помещения. Отличается        отсутствием воздухораспределителя и рукава с пожарным стволом. Масса заряда в резервуаре 10+1,5 кг.

 

4.3 При возникновении ситуации, когда из-за пожара доступ к тумблерам, переключателям и кранам включения установок порошкового пожаротушения  затруднен или невозможен, необходимо: открыть с помощью ключа крышку одного из наружных пультов включения порошкового пожаротушения,                  находящихся в нижней части кузова в районе входных лестниц (слева и справа тепловоза).

 

4.4  Применение установки пожаротушения  с помощью рукава со стволом.

4.4.1 Включить установку можно также вручную открытием крана 6                   (рисунок 1). Срабатывание должно производиться до полного выброса порошка из резервуара.

Предохранительное кольцо подлежит замене после каждого случая         срабатывания УПП. Новое предохранительное кольцо необходимо изготовить по чертежу 2161.90.22.031.

Для применения УПП, как на тепловозе, так и вне его, может быть             использован рукав 11 с пожарным стволом 12. Устройство ствола указано на       рисунке 2.

4.4.2 Для применения установки пожаротушения  с помощью рукава со стволом необходимо перевести ручку крана 2 в горизонтальное положение против хода часовой стрелки, включить тумблер «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ДИЗЕЛЬНОЕ» или открыть кран 6 (при ручном приведении установки в действие), снять и     развернуть рукав, направить ствол на очаг пожара, повернуть стакан 4 (рисунок 2) относительно штока 10 по часовой стрелке. Шток, отходя по резьбе назад, открывает проход для выброса ОПС. При этом пружина 5 под действием приложенного усилия закручивается. По окончании работы пружина возвращает шток в исходное положение, прижимая его к клапану 11.

 

4.5 Действия бригады после ликвидации пожара.

4.5.1 Убедится, что выброс ОПС произведен полностью, так как при        частичном выбросе происходит закупорка порошкового трубопровода, сифонного узла резервуара и рукава с пожарным стволом (в случаи их применения), что    делает установку не работоспособной для выброса оставшейся части ОПС.

4.5.2 Выключить тумблеры обеспечивающие пуск установки порошкового пожаротушения

4.5.3 Уложить резинотканевые рукава с пожарным стволом на месте.

 

 

5 Порядок технического обслуживания после приведения установки в действие

5.1 По прибытии в депо продуть установку и рукав с пожарным стволом сжатым воздухом.

5.2 Проверить наличие резиновых колец на аэраторе резервуара осмотром через заправочную горловину с подсветкой малогабаритной электролампой или электрофонарем. В случае нарушения целостности одного или нескольких колец произвести разборку резервуаров с целью замены колец и последующую сборку. Собранный резервуар подвергнуть гидравлическому испытанию в соответствие с п.7.2.5 настоящей инструкции.

5.3 Заменить предохранительное кольцо.

5.4 Заправить резервуар установки ОПС.

5.5 Подготовить установку к действию.

5.6 Опломбировать краны и тумблера.

Заправку резервуара ОПС производить при установленном просевном кольце с сеткой №0125, через заправочную горловину. В патрубок вставить шланг для отвода наружу тепловоза вытесняемой из резервуара смеси воздуха с ОПС. При наполнении резервуара принять меры, направленные на устранение пылеобразования и уменьшения выброса в окружающую среду. После заправки плотно       завинтите колпачковые гайки горловины и патрубка и опломбируйте.

Периодичность замены ОПС – согласно таблицы 1 п. 1.11 настоящей инструкции.

Смешивание ОПС различных марок не допускается. Условия заправки не должны допускать увлажнения ОПС.

 

6 Обеспечение пожарной безопасности тепловоза в депо

6.1 Для обеспечения автоматического приведения установки порошкового пожаротушения в действие перед отставления тепловоза на горячий отстой с     работающим дизелем, необходимо включить тумблеры ТПА на обеих секциях на блоке БПСУ. При этом должны гореть световые индикаторы «Автоматика при прогреве».

6.2 По окончании горячего отстоя или при нахождение на тепловозе локомотивной бригады тумблеры ТПА выключить. Индикаторы «Автоматика при прогреве» должны погаснуть.

 

 

 

 

7 Техническое обслуживание и текущие ремонты системы пожарной сигнализации и пожаротушения

7.1 Техническое обслуживание ТО1.

Техническое обслуживание ТО1 проводится локомотивной бригадой при приемке и сдаче тепловоза, а также в пути следования.

7.1.1 Приемка-сдача тепловоза, смена бригад.

Принимая тепловоз, бригада должна проверить наличие рукавов с пожарным стволом, пломб на кранах и тумблерах и положение рукояток кранов.

Проверить исправность пожарной сигнализации отключением тумблеров «КОНТРОЛЬ ЦЕПЕЙ СИГНАЛИЗАЦИИ - ВВК» и «КОНТРОЛЬ ЦЕПЕЙ СИГНАЛИЗАЦИИ - ДИЗЕЛЬНОЕ» на блоке БПСУ, также готовность установок порошкового пожаротушения к действию по свечению светодиодов «КОНТРОЛЬ ЦЕПИ ВПТ1», «КОНТРОЛЬ ЦЕПИ ВПТ2» на блоке БПСУ, положение и пломбировку кранов и тумблеров установок порошкового пожаротушения. Убедиться, что на блоке пожарной сигнализации А9 горит светодиод «ПИТАНИЕ».

7.1.2 В пути следования контроль системы пожарной сигнализации выполнять с помощью кнопки «Контроль ЛАМП», тумблера ТПС («КОНТРОЛЬ ЦЕПЕЙ СИГНАЛИЗАЦИИ») на блоке БПСУ.

 

7.2 Порядок технического обслуживания и ремонта системы пожарной   сигнализации и пожаротушения.

Перечень работ  и их периодичность в соответствие с видами ТО, ТР и СР тепловоза приведены в таблице №1.

Рукава установки порошкового пожаротушения.

При проверке состояния рукава установки порошкового пожаротушения (УПП) обратить внимание на наличие в нем трещин, разрывов и потертостей до оголения текстильного слоя. Рукав с указанными дефектами заменить.

Испытание рукава с пожарным стволом на герметичность производить воздухом давлением 0,75...0,9 МПа (7,5...9,0 кгс/см2) с выдержкой в водяной ванне в течении 5 минут. Падение давления на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) допускается не   менее, чем за 5 минут после прекращения подвода воздуха.

7.2.1          Пусковые краны

Положения пусковых кранов должны соответствовать, нерабочему состоянию установки. Тумблеры должны находиться в положении «ВЫКЛ.». Краны и тумблеры должны быть опломбированы.

Проверку работы кранов производить при отсутствии давления в пневматиче­ском трубопроводе. Для проверки работы рукоятку крана повернуть против часовой стрелки на 90° и обратно. Пробки кранов должны поворачиваться свободно от усилия руки без применения удлинителей, ключей и т.д.

7.2.2         Электропневматические вентили

Проверку срабатывания электропневматических вентилей и воздухорас­пределителя выполнять при остановленном дизеле (с целью исключения шума и про­слушивания срабатывания воздухораспределителя без помех) и при отсоединенных от блоков управления резервуарах (отсоединенные трубы блоков управления необходимо заглушить).

Для проверки срабатывания вентиля 5 (рисунок 1) и воздухораспределителя 9 необходимо снять пломбу с одного из тумблеров «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ДИЗЕЛЬНОЕ» на блоке БПСУ на задней стенке кабины машиниста или на стенке ВВК и перевести в положение «ВКЛ.». При срабатывании вентиля будет слышен щелчок. Включение произвести 4-5 раз при давлении в питательной магистрали не менее 0,9±0,02 МПа (9,0±0,2 кгс/см2). Во включенном положении воздухораспределителя выход воздуха через атмосферное отверстие не допускается. Проверка срабатывания вентиля производится аналогично включением тумблера «ТУШЕНИЕ ПОЖАРА ВВК». После проверки тумблеры перевести в положение «ВЫКЛ.» и опломбировать, подсоединить резервуары к блокам управления.

В неисправном вентиле не прослушивается щелчок при включении тумблера и происходит выход воздуха через атмосферное отверстие при переводе тумблера в положение «ВЫКЛ». Неисправные вентили отремонтировать или заменить новыми.

7.2.3        Огнетушащий порошковый состав

Для проверки качества огнетушащего порошкового состава (ОПС) необхо­димо отобрать пробу его в количестве не менее 0,1 кг через заправочную горловину ре­зервуара. Проверить ОПС на отсутствие комков и определить сыпучесть путем просеи­вания его на сетке №0125К или №0071К ГОСТ 6613-86. Остаток ОПС после просеивания не должен превышать 0,01 кг на сетке №0125К или 0,02 кг на сетке № 0071 К. При обнаружении комков или превышении указанных норм остатка ОПС подлежит замене, для чего резервуары демонтировать, разобрать, удалить ОПС, осмотреть резервуары, аэраторы на предмет зашлаковывания отверстий и целости резиновых колец. После соответствующей дефектоскопии деталей, исправлений и оценки их годности резервуары со­брать, подвергнуть гидравлическому испытанию, и заправить качественным ОПС. Заправку производить через горловину при помощи специального контейнера. ОПС перед заправкой должен быть просеян через сетку №0125. При за­правке узкий конец контейнера вставить в горловину, а в патрубок для сообщения ре­зервуара с атмосферой - шланг для отвода наружу тепловоза вытесняемой смеси воз­духа с ОПС. После  заправки плотно завернуть колпачковые гайки горловины и патрубка и опломбировать.

 

 

7.2.4 Резервуары

Полное освидетельствование резервуаров с гидравлическим испытанием производить со снятием их с тепловоза.

Полное освидетельствование состоит из внутреннего и наружного осмотра. Для внутреннего осмотра разобрать резервуар, тщательно осмотреть аэратор, снять рези­новые кольца и продуть аэратор сжатым воздухом давлением 0,3 МПа (3 кгс/см2). За­менить резиновые кольца независимо от состояния. Очистить внутреннюю поверх­ность резервуара. Собрать резервуар, восстановить лакокрасочное покрытие. Произ­вести гидравлическое испытание резервуара водой. Давление медленно поднять до 1,5-0,05 МПа (15-05 кгс/см2) и выдержать в течение 10 минут. Сварные швы обстучать легкими ударами молотка массой 0,5...0,6 кг с закругленным бойком и произвести ос­мотр. Течь и потение в сварных швах и стенках не допускаются. После гидравлическо­го испытания высушить внутреннюю поверхность резервуара.

 

7.2.5 Пожарный ствол

Для разборки ствола снять хомут 6 (рисунок 2), рукав 7 со штока 10.

 Снять стакан 4 и насадок 1, отвернув их по резьбе на корпусе 3. Вынуть  обтекатель 2 с клапаном 11 и разъединить их. Освободить отогнутый конец   пружины 5, зафиксированный в штоке 10, и снять ее. Вынуть стопорное кольцо 8 и вывернуть шток из корпуса 3. Осмотреть детали, при необходимости отремонтировать или заменить. Кольца 9 и кла­пан 11 заменить независимо от состояния.

Сборку пожарного ствола производить в обратной последовательности.  Перед сборкой смазать резьбу штока смазкой в соответствии с приложением А. После сборки проверить работоспособность ствола. При открытии ствола шток должен без заеданий перемещаться относительно стакана и возвращаться в исходное положение под дей­ствием пружины.

 

8 Перечень работ для различных видов технического обслуживания и технических ремонтов

Установлены следующие виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов для системы пожарной сигнализации  и пожаротушения.

Техническое обслуживание ТО1 - при приемке и сдаче тепловоза локомотивной бригадой, а также в пути следования.

Техническое обслуживание ТО2 - через 120 (но не менее 96) часов работы тепловоза.

Текущий ремонт ТР - через 75 000 км пробега тепловоза.

Средний ремонт СР - через 825 000 км пробега тепловоза.

При проведении работ, выполняемых при плановых технических обслуживаниях и ремонтах, необходимо руководствоваться требованиями и рекомендациями, изло­женными в соответствующих разделах настоящей инструкции, и документации пред­приятий-изготовителей оборудования, поставляемой согласно ведомости эксплуатаци­онных документов.

Конкретные объемы работ, подлежащие обязательному выполнению при соот­ветствующих технических обслуживаниях и ремонтах, устанавливаются:

а)       для технического обслуживания ТО1 -  настоящей инструкцией и требованиями, изложенными в подразделах 3.4, 4.1 и 4.2 «Руководства по эксплуатации тепловоза, часть 3» 2ТЭ116.00.00.008-01 РЭ2;

б)      для технического обслуживания Т02, текущего ремонта ТР и среднего ремон­та СР - таблицей 1 настоящей инструкции и требованиями, изложенными в «Руководстве по эксплуатации. часть 4 Техническое обслуживание и текущий ремонт 2ТЭ116.00.00.008-01 РЭ3».

                                                                                            

  Таблица № 1

Содержание работ

Виды техобслуживания и ремонтов

Т02

ТР

СР

1 Средства пожаротушения

 

 

 

1.1 Проверить состояние рукава, дефектный заменить. Проверить положение и пломбировку пусковых кранов и тумблеров. Краны должны быть опломбированы

+

+

+

1.2 Проверить состояние пожарного ствола и чистоту отверстий в порошковых трубопроводах. При необходимости отверстия прочистить. Проверить крепление и состояние трубопроводов и резервуаров

+

+

-

1.3 Проверить работу всех кранов и тумблеров установок порошкового пожаротушения, срабатывание электропневматических вентилей и воздухораспределителя на блоках управления

-

+

+

1.4 Произвести наружный осмотр резервуаров

-

+

-

1.5 Снять рукав с пожарным стволом и произвести испытание на герметичность (на каждом втором ТР)

-

+

+

1.6 Проверить качество огнетушащего порошкового состава (ОПС)

-

+

+

1.7 Удалить основную часть ОПС из резервуара дизельного помещения через пожарный ствол, из резервуара ВВК и остатки из резервуара дизельного помещения высыпать через горловину

-

-

+

1.8 Снять воздухораспределитель и пусковые краны. Разобрать, осмотреть, негодные детали отремонтировать или заменить

-

-

+

1.9 Произвести полное освидетельствование резервуаров с гидравлическим испытанием, заменить резиновые кольца аэраторов

-

-

+

1.10 Снять порошковые трубопроводы, промыть горячей водой и продуть сжатым воздухом до удаления влаги. Заменить предохранительные кольца

-

-

+

1.11 Резервуары заправить свежим ОПС

-

-

+

1.12 Заменить рукав новым. Ствол разобрать, осмотреть, негодные детали отремонтировать или заменить. Резиновые детали заменить независимо от их состояния

-

-

+

1.13 Произвести очистку от грязи и  продувку пожарного извещателя ИПЛ (или СП212-5)

-

+

+

 

 

9 Методы контроля огнетушащего порошкового состава

 

9.1 Настоящие методы контроля разработаны в соответствии с требованиями технических условий на ОПС.

9.2 Проверку качества ОПС необходимо выполнять на определение гранулометрического состава и массовой доли влаги в сроки, указанные в таблице 1, п.9.2.10 настоящей инструкции. С этой целью через заправочную горловину резервуара отберите пробу порошка в количестве не менее 100 г.

9.3 Определение гранулометрического состава.

Осмотреть порошок на отсутствие комков. Определить сыпучесть порошка, взяв (20±0,01) г путем просеивания на сите с сеткой №0125К или №007IК ГОСТ 6613-86. Остаток порошка после просеивания не должен превышать 10% на сетке №0125К или 20% на сетке №007IК от общего количества отобранного.

Массовую долю остатка на каждом сите (Хос) в % вычислить по формуле:

Хос= Мо/М×100, где

М - масса навески, г

Мо - масса остатка, г

За результат измерения принимают среднее арифметическое двух параллельных определений, допускаемое расхождение между которыми не должны превышать 10% относительно среднего результата измерения. При обнаружении комков или несоблюдении вышеуказанных норм ОПС подлежит замене.

9.4 Определение массовой доли влаги в ОПС необходимо выполнять весовым методом (5±0,1) г ОПС взвешивают с погрешностью не более 0,0002 г в предварительно высушенном и взвешенном стакане и сушат в термостате при температуре (55±5)С в течение двух часов. Массовую долю влаги (Хвл) в процентах вычисляют по формуле:

Хвл=(М1–М2)/М×100, где

М- масса стаканчика с пробой до высушивания, г

М- масса стаканчика с пробой после высушивания, г

М - масса навески, г

За результат измерения принимают среднее арифметическое двух параллельных определений, допускаемое расхождение между которыми не должны превышать 20% относительно среднего результата. Массовая доля влаги допускается не более 0,5%. При неудовлетворительных результатах анализа порошок заменяют.

Примечание. Изложенная методика проверки качества ОПС заимствована из технических условий на огнетушащий порошок «Пирант-А» ТУ113-08-530-85.

 

 

10 Техника безопасности при работе с установкой порошкового пожаротушения

 

10.1   При производстве работ при работе с установкой порошкового пожаротушения  следует  руководствоваться  действующими стандартами и нормативными документами  требований безопасности Российской Федерации и           ОАО «РЖД».

10.2   Огнетушащие порошки нетоксичны, но при вдыхании они могут            вызвать раздражение дыхательных путей. Поэтому при зарядке резервуаров         огнетушащим порошком следует пользоваться средствами индивидуальной               защиты органов дыхания и глаз.

10.3   После ликвидации пожара, необходимо хорошо проветрить                         помещения локомотива, где был применен огнетушащий порошок.

10.4   Запрещается  входить в помещение, куда был подан порошок, до окончания его проветривания без применения средств индивидуальной защиты.

10.5   Очистка помещений от  порошка, после ликвидации пожара без применения средств индивидуальной защиты запрещается.

10.6   Запрещается открывать разобщительные краны при помощи молотка.

10.7   Запрещается направлять струю порошка в лицо и на людей.

10.8   Запрещается запускать установку пожаротушения в автоматическом режиме при нахождении членов локомотивной бригады в машинном отделении.

Примечание. С целью получения оперативно необходимых сведений по правилам пользования УПП и периодического восстановления их, в кабине машиниста устанавливается табличка – «Памятка при пожаре».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

  Подпись: Рисунок 1 - Установка порошкового пожаротушения дизельного помещения
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

Подпись: Рисунок 2 - Ствол пожарный

 

 
  Подпись: Рисунок 2 – Ствол пожарный
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 
  


 

Подпись: Рисунок 3 – Установка порошкового пожаротушения ВВК средней секции

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Подпись: Рисунок 4 – Установка порошкового пожаротушения ВВК крайней секции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  

 


 

 

 Рисунок 5 – Расположение электрооборудования в ВВК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////