ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: Во избежание поражения электротоком не
снимайте кожух (заднюю стенку) прибора. Внутри корпуса отсутствуют
какие-либорегулировки,
доступные пользователю.
Обслуживание изделия должно осуществляться квалифицированным
специалистом. Воизбежание
поражения электротоком не подвергайте аппарат воздействию дождя иливлаги.
ВНИМАНИЕ: Во избежание пожара или поражения электротоком не
подвергайте устройствовоздействия
влаги и не выставляйте его под дождь!
Данный символ, вне зависимости от того, где он изображен, предупреждает
оналичии
опасного напряжения внутрикорпуса
прибора
Данный символ, вне зависимости от того, где он изображен, предупреждает
онеобходимости
обращения к данномуРуководству
по эксплуатации. Передначалом
эксплуатации внимательноизучите
Руководство.
Перед началом эксплуатации внимательно изучите все указания по
безопасности и настоящее Руководство.
ПОДРОБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ:
Необходимо строго соблюдать все инструкции, приведенные в данном
Руководстве.
Вода и влага:
Запрещается эксплуатация POWERPLAY PRO вблизи воды (например, около
раковин, моек, емкостей для стирки, в сырыхподвальных
помещениях или вблизи плавательных бассейнов).
Вентиляция:
POWERPLAY PRO следует устанавливать таким образом, чтобы обеспечить
надлежащую естественную вентиляцию. Запрещается устанавливать аппарат на
диваны, прикроватные коврики или тому подобные поверхности – это можетпривести
к блокированию вентиляционных отверстий. Запрещается устанавливать
POWERPLAY PRO в мебельные ниши, книжные шкафы или на полки в условиях,
не обеспечивающих надлежащую вентиляцию.
Источники тепла:
POWERPLAY PRO должен располагаться вдали от источников тепла -
радиаторов, отопительных батарей, кухонных плитили
иных приборов, (включая усилители мощности), для которых характерно
выделение тепла.
Электропитание:
POWERPLAY PRO следует подключать к электрической сети с напряжением и
частотой, указанными в Руководстве или накорпусе
прибора.
Заземление:
Необходимо принять меры к обеспечению сохранности заземления.
Защита сетевого шнура:
Сетевой шнур должен быть проложен таким образом, чтобы исключить
хождение по нему или возможность перегибов и/илизащемления
посторонними предметами. Особое внимание следует обратить на состояние
шнура питания, а также егоразъема,
в точке подключения к устройству.
Чистка:
Устройство следует чистить исключительно средствами, рекомендованными
изготовителем.
Перерывы в эксплуатации:
При длительных перерывах в эксплуатации необходимо вынуть вилку шнура из
сетевой розетки.
Попадание внутрь посторонних предметов и жидкостей:
Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не допустить попадания через
отверстия внутрь корпуса прибора постороннихпредметов
и жидкостей.
Прибор должен быть направлен на осмотр квалифицированными техническими
специалистами в следующих случаях:
повреждения шнура питания или вилки;
попадания внутрь корпуса посторонних предметов или жидкостей;
попадания прибора под дождь;
нарушения нормальной эксплуатации или наличия признаков явного
ухудшения технических характеристик;
- падения прибора и/или повреждения его корпуса.
Техническое обслуживание:
Техническое обслуживание прибора пользователем должно осуществляться
исключительно в пределах, оговоренных в Руководстве по эксплуатации. Во
всех иных случаях обслуживание изделия должно поручатьсяквалифицированным
техническим специалистам.
ULTRAFEX PRO
Профессиональный многофункциональный психоакустический процессор длястудийной
и концертной работы
▲ Раскрывает скрытые ресурсы уже сведенного музыкальногоматериала,
улучшает детализацию инструментов и вокала в миксе
▲ Многополосная обработка сохраняет прозрачность по ВЧ идобавляет
энергии в области НЧ
▲ Процессор «Natural Sonic» обеспечивает исключительномузыкальное
звучание
▲ Схема VSP (Variable Sound Processing) обеспечиваетодновременную
работу энхенсера и эксайтера
▲ Два режима работы энхенсера
▲ Функция Shift позволяет изменять частотный диапазон добавляемыхнизких
частот
▲ Встроенная система шумопонижения с прецизионным индикаторомобеспечивает
визуальный контроль процесса обработки
▲ Функция Solo для применения в конфигурации Side Chain
▲ Серво-балансные входы и выходы с разъемами XLR и ¼’ TRS
(позолоченные контакты)
▲ Использование малошумящих операционных усилителей 4580
обеспечивает великолепные звуковые характеристики
▲ Жесткий обход (Hard Bypass) на реле, автоматическое заглушениевыходов
при прекращении электропитания
▲ Высококачественные потенциометры и кнопки с подсветкой
▲ Возможно установка выходного трансформатора Behringer OT-1
▲ Производится по стандарту ISO9000
Дорогой Звукоинженер!
Спасибо за то, что Вы приобрели психоакустический процессор ULTRAFEX PRO
компании Behringer. Мне, как главе компании, очень приятно писать эти
строки, ведь Ваш новый процессор – этокульминация
многих месяцев упорного труда команды наших инженеров. Их ежедневная
задача – реализация Ваших требований к звуковой аппаратуре. Именно такой
подход и позволил нам достичьуникальных
результатов, именно Ваши желания являются основой философии компании
Behringer.
Эта философия чрезвычайно проста – звукоинженер является самым важным
членом семьиBehringer.
Мы всегда стремимся предоставить в Ваше распоряжение технику наивысшегокачества
по самым низким ценам. С нашей техникой Вы можете сконцентрироваться натворчестве
и забыть о ценах.
Многие пользователи по всему миру уже убедились в том, что это не
голословные заявления.
Мы верим, что в Вас заложены способности прекрасного музыканта и
звукоинженера, и намбудет
очень приятно помочь Вам добиться успеха. Наша техника сделана именно
для такихлюдей
как Вы - людей с прекрасным слухом - и если Вы оказали нам доверие,
приобретяULTRAFEX
PRO, мы с радостью приглашаем Вас в семью Behringer.
Элементы управления на задней панели ULTRAFEX PRO 14
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 15
Концепция дизайна ULTRAFEX PRO 15
Общие сведения по психоакустике 15
Общие сведения по психоакустическим процессорам 16
Частотная коррекция 16
Фазовый сдвиг 16
Гармоники 17
НЧ-процессор ULTRAFEX PRO 17
Surround-процессор ULTRAFEX PRO 17
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ 18
Общие положения 18
ULTRAFEX PRO в конфигурации In-Line 18
ULTRAFEX PRO в конфигурации Sidechain 18
Базовые значения параметров 19
Типичные варианты применения 20
При воспроизведении 20
При записи 20
В подгруппах и на других шинах микшерных пультов
20
При копировании записей 20
С электронными музыкальными инструментами 21
В системах оповещения и звукоусиления 21
6.3.9 В домашнем видео и системах Hi-Fi 21
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 22
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
ULTRAFEX PRO модели EX3200 - чрезвычайно эффективный и универсальный
звуковойпсихоакустический
процессор. Точность звукопередачи и гибкость функций - главныеособенности
этого высококачественного устройства.
ULTRAFEX PRO – современный многофункциональный прибор, предлагающая
специальноразработанную
комбинацию алгоритмов, существенно улучшающих звучание. Устройствоможет
использоваться везде, где требуется профессиональный подход к звуку.
Behringer ULTRAFEX – бескомпромиссное решение в ситуациях, не
допускающих компромиссов.
Современная технология «от Behringer»
Выпуск первой модели ULTRAFEX в 1990 году стал сенсацией. Этот
высококачественныйпроцессор
– результат многолетних исследований и открытий в области психоакустики.
ULTRAFEX широко применяется в профессиональном мире, в известных
студиях, системахзвукоусиления,
а также в аппаратных теле- и радиовещания.
Задача улучшить такой известный прибор, как ULTRAFEX, стала настоящим
вызовом дляспециалистов
нашей компании. И мы очень горды, что преуспели в этом. По сравнению спредшественниками
ULTRAFEX PRO предлагает несколько новых функций, а звуковыехарактеристики
существенно улучшились. Теперь в устройстве есть функция «Mode», котораяпозволяет
выбрать мягкий и теплый или супер-энергичный басовый звук. Кроме того,
быладобавлена
новая схема VSP (переменная обработка звукового сигнала), позволяющаяиспользовать
одновременное эксайтер и энхенсер.
С момента выпуска первых психоакустических процессоров технология в этой
области сделалаогромный
шаг вперед. Хотя фундаментальные принципы работы энхенсера (enhancer) иэксайтера
(exciter) были давно известны, инженеры создавали все лучшие и лучшиеустройства.
И компания Behringer также способствовала этому: мы ввели новый
стандарт, разработав технологическую схему Natural Sonic. До ее
появления типичными недостаткамиобычных
устройств были бесчисленные проблемы с ограничением динамического
диапазона, высокий уровень помех и слышимые искажения, возникающие при
обработке сигналов. Нонаша
новая схема позволила полностью решить эти проблемы.
Высокотехнологичное производство и система гарантированного качества
При производстве ULTRAFEX PRO EX3200 используется технология SMD
(поверхностныймонтаж
комплектующих), увеличивающая надежность устройства.
Natural Sonic: психоакустическая обработка классической и поп-музыки
Принцип Natural Sonic основан на фазовом сдвиге в определенном частотном
диапазоне всочетании
с программно-зависимой эквализацией и расширением динамического
диапазона. Это автоматизированный алгоритм, обеспечивающий естественное
звучание звуковогоматериала.
Принцип программно-зависимого изменения параметров сохраняет
музыкальностьи
прозрачность, так необходимые для обработки классического музыкального
материала. Апоп-музыка
приобретает необходимый блеск. Благодаря применению «интерактивного»
изменения параметров, и в отличие от обычных устройств, схема Natural
Sonic не вызываетдополнительных
шумов или искажений нечетных гармоник.
Схема VSP (Variable Sound Processing)
Схема VSP (Variable Sound Processing), впервые примененная в ULTRAFEX
PRO, обеспечивает возможность плавного перехода между алгоритмами
обработки Enhancer иExiter.
При вращении ручки PROCESS по часовой стрелке увеличивается количество
сигнала, обрабатываемого эксайтером (обработка высоких частот). В
результате звук становитсяблестящим
и прозрачным. Возможность плавного перехода от одного алгоритма к
другомупозволяет
настроить процесс обработки в соответствии с программным материалом.
Встроенная система шумопонижения
Применение эксайтера и энхенсера по физическим причинам увеличивает шум,
присущийисходному
сигналу. Поэтому мы встроили в ULTRAFEX PRO отключаемую системушумопонижения,
способную автоматически подавлять дополнительные шумы.
Низкочастотный процессор
ULTRAFEX PRO оборудован отдельным процессором низких частот, расширяющимвозможности
психоакустической обработки. Новая схема Dual Mode обеспечивает дваварианта
звучания – мягкое (soft) или «воинственное» (tight).
Обработка НЧ-диапазона позволяет создать оптимальный баланс между
высокими и низкимичастотами.
Surround-процессор
Еще дной новой функцией ULTRAFEX PRO является отключаемый
Surround-процессор, существенно расширяющий интенсивность стереоэффекта.
Исходный материал становитсяболее
живым, глубоким и «читаемым». Будто в кинотеатре, с его специальной
акустикой, услушателя
создаётся впечатление, что оркестровые инструменты расположены вокруг
него. Surround-процессор увеличивает стереобазу, поставленную в
зависимость от музыкальногоматериала,
без слышимой посторонней окраски звукового образа.
Предлагаемое Вашему вниманию Руководство по эксплуатации описывает все
функцииBehringer
ULTRAFEX PRO. После прочтения Руководства сохраните его в целях
дальнейшегоиспользования.
КОНЦЕПЦИЯ СХЕМОТЕХНИКИ
Высококачественные компоненты
Философия компании Behringer основана на "бескомпромиссном"
качествесхемотехники,
в которой применяются наилучшие компоненты. Например,
операционные усилители NJM4580, которые используются в ULTRAFEX
PRO, обладают исключительными характеристиками – полной
линейностью и очень низкимуровнем
искажений, что обеспечивает выдающиеся технические
характеристики ипревосходное
звучание. В дополнению к этому, в схемах используютсяметаллокерамические
резисторы и конденсаторы с малым разбросом параметров,
«конверсионные» потенциометры и некоторые другие строго
отобранные элементы. Монтаж деталей ULTRAFEX PRO выполнен
методом SMD (Surface Mount Device), используемом в
аэрокосмической промышленности. Это не только обеспечиваеткомпактность
и увеличивает надежность устройства при долговременнойэксплуатации,
но и полностью отвечает производственному стандарту ISO9000.
2.1.1 Защитные реле
Эти реле автоматически и бесшумно выключают звуковые выходы в
случаепрекращения
подачи электропитания. Реле включаются спустя некоторое время
послеподачи
электропитания или включения прибора во избежание потенциальногоповреждения
громкоговорителей.
Звуковые входы и выходы
Балансные входы и выходы
В стандартной комплектации Behringer ULTRAFEX PRO оборудован
серво- сбалансированными входами и выходами с электронной
симметрией. Новейшаясхемотехника
автоматический подавляет фон и шум в симметричных сигналах
и, такимобразом,
обеспечивает безотказную работу даже при высоких уровнях
сигнала. Фон, появляющийся при передаче сигнала по кабелям,
будет эффективно подавлен.
Специальная схема распознает присутствие несимметричных
разъемов в гнездах иавтоматически
уменьшает номинальный уровень на 6 дБ, чтобы избежать
разницымежду
входом и выходом.
В отличие от электронной симметризации, использование
трансформаторов длясимметризации
выходов обеспечивают важное преимущество – гальваническуюразвязку
между коммутируемыми устройствами. В этом случае на качество
звука ибезопасность
в работе устройств, входящих в звуковую систему, не влияют
такиефакторы,
как разница электрических потенциалов и петли заземления.
Трансформаторные симметричные каскады обычно используются в
вещательномоборудовании,
но могут быть по специальному запросу установлены и в
ULTRAFEX PRO. Трансформатор Behringer OT-1 отвечает самым
высоким стандартам ипоставляется
за дополнительную плату.
УСТАНОВКА
ULTRAFEX PRO тщательно упакован в специальную коробку со вставками
для защиты отгрубого
обращения. Однако мы рекомендуем тщательно исследовать упаковку и еесодержимое
на предмет обнаружения признаков физических повреждений, которые,
возможно, возникли при перевозке.
Если устройство повреждено, пожалуйста, не возвращайте его на
фабрику, нонемедленно
уведомьте вашего дилера и перевозчика, в противном случае ремонтповреждения
или замена прибора не гарантируются.
Монтаж в рэковой стойке
ULTRAFEX PRO занимает одну стандартную габаритную единицу в
рэковой стойке. Пожалуйста, обеспечьте, по крайней мере, 10 см
запаса с задней стороны для безопасногоподключения
разъемов. Убедитесь, что вокруг устройства имеется достаточно
воздуха дляохлаждения
и, пожалуйста, не размещайте ULTRAFEX PRO рядом с устройствами,
выделяющими много тепла, например, усилителями мощности и т.д.,
чтобы избежатьперегрева.
Электропитание
К специальному разъему на задней панели ULTRAFEX PRO
подключается кабель, соответствующий стандарту IEC. Он отвечает
всем международным требованиямбезопасности. Пожалуйста,
удостоверьтесь, что напряжение электросети соответствтуетположению селектора напряжения на задней панели ULTRAFEX
PRO.
Звуковые входы и выходы
В ULTRAFEX PRO применяются полностью симметричные входные
каскады, поэтому, в целяхмаксимального
подавления интерференции, коммутацию с другим оборудованием
следуетосуществлять
при помощи симметричных линий.
Установка и эксплуатация должна осуществляться исключительно
квалифицированными специалистами. Лица, осуществляющие монтаж иэксплуатацию
прибора должны использовать заземление. Электростатические
заряды могут отрицательно повлиять на работу прибора.
Рис. 3.1 Компенсация интерференции при симметричном соединении
Наилучшей защитой от интерференции могут послужить
трансформаторные развязки ввыходных
каскадах. Компания Behringer поставляет такие трансформаторы
(модель ОТ-
1) за дополнительную плату. Установку осуществляется сервисная
служба компании
I.S.P.A.-Engineering.
Для различных целей могут потребоваться шнуры с различными
коммутационными разъемами. Наприведенных
ниже рисунках иллюстрируются различные варианты коммутации с
пояснениями.
Несимметричное оборудование модно подключать к симметричным
входам/выходаммикшерного
пульта с помощью моноштекеров 4" jack или стереоштекеров TRS
jack сзакороченными
контактами «кольцо» и «рукав».
Несимметричный сигнал, разъем Jack TR
Контакт Tip - сигналКонтакт
Ring - земля
Симметричный сигнал, разъем Jack TRS
Контакт Sleeve –земля/экранКонтакт
Tip – «горячий» (+) Контакт Ring – «холодный» (-)
При коммутации «симметрия на несимметрию» контакты Ring и Sleeve
встереоразъеме
должны быть закорочены.
Разъем Jack TRS, подсоединение наушников, основных выходов и
стереовходов. Контакт Sleeve –земля/экран
Контакт Tip – левый каналКонтакт
Ring – правый канал
При коммутации «симметрия на несимметрию» контакты №1 и №3 в
разъеме
XLR должны быть закорочены
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Рис. 4.1 Лицевая панель Behringer ULTRAFEX PRO
Behringer ULTRAFEX PRO имеет два идентичных канала и оснащён 5
подсвеченнымикнопками,
5 регуляторами и 13 светодиодными индикаторами на каждом канале.
Секция многополосного процессора
Рис. 4.2 Органы управления секции многополосного процессора
1 Переключатель IN/OUT с
помощью реле активизирует работу с соответствующим каналом.
Когда переключатель находится в позиции OUT,
включается обход (Bypass).
2
Кнопка AUTO
NR активизирует систему шумопонижения. Если кнопка не
отжата, секциямногополосной
обработки отключается и устройство работает с максимальным
эффектом.
3
Регулятор NR
SENSITIVITY (чувствительность системы шумопонижения)
адаптируетпараметры
процессора Natural Sonic в соответствии с уровнем входного
сигнала. Соответствующий индикатор (EFFECT 4
) поможет вам при настройке чувствительности.
4
Работающий в паре с регулятором чувствительности 13-сегментный
индикатор EFFECT обеспечивает
корректную индикацию уровня сигнала и отображает интенсивность
работыэнхенсера.
Пожалуйста, удостоверьтесь, что чувствительность прибора
достаточновысока,
особенно при работе с сигналами низкого уровня, иначе можетвозникнуть
слышимое возбуждение. Первый сегмент индикатора должен
реагироватьдаже
на сигнал очень низкого уровня и гаснуть только при полном
отсутствии входного
сигнала.
5
Регулятор TUNE устанавливает
нижнюю границу среза пропускного ВЧ-фильтра. С егопомощью
вы можете выбирать частоты, на которых процессор Natural Sonic
обрабатываетсигнал.
Частота среза может быть установлена в пределах от 1 до 8 кГц.
6
Регулятор PROCESS определяет
функцию прибора. При повороте по часовой стрелкевключается
эксайтер, который увеличивает прозрачность сигнала и его
чёткость. Такимобразом,
ULTRAFEX PRO может быть оптимально подстроен к музыкальному
материалу всоответствии
со вкусами пользователя.
Пожалуйста, заметьте, что с классическим музыкальным
материалом, акустическими
инструментами или с исходными сигналами, которые уже
включают в себя достаточное количество верхних частот,
предпочтительноиспользовать
режим “Enhancer”. Однако, при обработке, например, слэповой бас-
гитары, преимущество следует отдавать режиму “Exciter”.
7
Регулятор HIGH
MIX определяет количество сигнала, подаваемого в блок
энхенсера(положения
от 0 до 6). Применение регулятора зависит от того, какой системе
пользовательотдает
«последнее слово» в деле достижения качественного звучания –
ULTRAFEX PRO илинепосредственно
системе звукоусиления.
8
Когда кнопка SOLO отжата, прибор работает в режиме «соло» и
разделяет чистый сигналэффекта
и исходный сигнал. Таким образом, ULTRAFEX PRO можно
использовать вконфигурации
Side Chain (см. параграф 7.1.2).
сигнал.
Помните, что прослушивание сигнала в режиме SOLO не позволяет
полноценнооценить
звучание, поскольку соло сигнал – добавленный, а реальнымрезультатом
обработки является только смешанный (обработанный и исходный)
Секция НЧ-процессора
Рис. 4.3 Органы управления секции НЧ-процессора
9
Кнопка SHIFT определяет частоту среза НЧ-процессора. В
зависимости от музыкальногоматериала
вы можете выбирать значения “Low” (низкая) или “Ultra-low” (очнь
низкая).
10 Ручка LOW MIX определяет количество сигнала,
направляемого на энхенсер (от 0 до 6).
Положение ручки должно зависеть от конкретной области
применения.
Пожалуйста, не забудьте, что параметры НЧ-процессора следует
устанавливатьочень
аккуратно, во избежание возможных повреждений акустической
системы.
Большинство мониторов ближнего поля не способны справиться с
басами, производимыми ULTRAFEX PRO.
11
Кнопка MODE определяет режим работы НЧ-процессора. Если кнопка
нажата (“Tight”), басы будут звучать сухо и напористо. В отжатом
положении (“Soft”) создаётся эффект тёплогои
наполненного мягкой энергией баса.
Секция Surround-процессора
12
13
Кнопка SURROUND активизирует секцию процессора пространственного
звучания. Пожалуйста, обратите внимание, что эта кнопка должна
быть отжата, если вы хотитеобрабатывать
два раздельных входных сигнала, иначе между двумя каналами
возможнынежелательные
взаимные помехи.
Ручка SURROUND определяет интенсивность работы
Surround-процессора. Функцияможет
быть применена только к стереофоническому звуковому материалу.
Элементы управления на задней панели ULTRAFEX PRO.
14
Серийный номер. Пожалуйста, не пожалейте времени для получения
гарантийноготалона,
заполненного сервисной службой компании I.S.P.A.-Engineering.
15
Предохранитель (FUSE HOLDER) и селектор напряжения (VOLTAGE
SELECTOR). Непременно убедитесь, что напряжение соответствует
указанному на селекторе, прежде чемвключить
и начать с ним работать. Сгоревшие предохранители могут быть
заменены только нааналогичные.
16
Разъём сетевого питания (MAIN CONNECTION). Используйте
прилагаемый шнур питаниядля
подключения к сети. И непременно обратите внимание на
инструкции, данные в главе
«Установка» (INSTALLATION).
17
Звуковые входы (AUDIO IN) – симметричные разъемы TRS Jack и XLR.
18
Звуковые выходы (AUDIO OUT). Гнёзда TRS Jack и XLR соединены
параллельно. Насимметричные
выходы можно установить трансформаторы OT-1.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Концепция применения ULTRAFEX PRO
Behringer ULTRAFEX PRO...
▲ увеличивает эффект присутствия и прозрачность. Музыкальный
материал зазвучит живо иестественно.
▲ улучшает разборчивость речи, она становится чётко
артикулированной, а текст легкоразличимым,
увеличивается прозрачность вокала.
▲ обеспечивает отчётливость звучания, особенно для звуков
перкуссионного типа –
«слэпующие» гитары или барабаны будут звучать особенно остро.
▲ обеспечивает улучшение стереообраза: звук становится более
дифференцированным, носигнал
при этом остаётся полностью моно совместимым.
▲ не требует последующего процесса декодирования, поскольку
ULTRAFEX PRO улучшаетзвучание
независимо от исходного сигнала, и оно остаётся неизменным при
последующейобработке
или копировании. Даже простое прослушивание цифровой записи или
CD выигрывают при использовании ULTRAFEX PRO.
▲ увеличивает порог чувствительности слушателя. Даже при низких
уровнях звуковогодавления,
ULTRAFEX PRO обеспечивает отсутствие утомляемости от
прослушивания.
▲ находит полезное применение в Hi-Fi системах, обеспечивая
лучшее разрешение звуковогообраза
благодаря своим профессиональным характеристикам. Особенно
эффективнымULTRAFEX
PRO становится для обработки старых аналоговых записей.
▲ делает НЧ более плотными и мощными, при этом не создает
загрязнённости звучания. Любые записи только выигрывают от
«сухого» и точно определённого контура НЧ- составляющей.
▲ улучшает и расширяет пространственность звучания,
интенсифицирует стерео эффект припомощи
surround-процессора, не создавая при этом слышимой окраски
звукового образа.
5.2 Основы психоакустики
Термин «психоакустика» обозначает психологический аспект
слышания – в отличие отфизиологической
передачи импульсов (трансмиссии нервных импульсов).
Психоакустикаизучает
эффект воздействия звука на слушателя и устанавливает причины
определённыхзвуковых
впечатлений. Каким именно образом мозг интерпретирует звук – это
зависит отмножества
факторов, причём большинство из них едва ли поддаются измерению.
Тем неменее,
в известной степени важны, например, некоторые аспекты звука,
ответственные за егопространственную
локализацию. Они в весьма значительной степени определяют
качествозаписи.
Существуют аспекты звукового спектра, которые мозг
интерпретирует как эффект
«присутствия» или «естественность» звучания. Если такого рода
информации в записи(фонограмме)
не хватает, то мы говорим о недостатке «свежести», «живости» ипространственной
прозрачности.
Естественные гармоники являются существенными компонентами
звука. Часто онипредставляют
собой лишь малую часть сигнала и поэтому легко теряются. Именно
структурагармоник
создаёт уникальную окраску звукового тона. Без этой структуры
разные инструментыбыло
бы невозможно отличить друг от друга. Сравнивая акустические
музыкальныеинструменты,
например, гитары, вы заметите, что два инструмента, даже из
одной серии, будутзвучать
по-разному. Множество факторов определяет звучание инструментов.
Назовём два изних:
конструкция и материал, именно они оказывают решающее влияние на
звук, которыйинструмент
произведёт в результате.
С физической точки зрения, гитара издаёт тон, изначально
вызванный вибрацией струны. Затем, распространяющиеся в воздухе
звуковые волны достигают уха и определяются мозгом, как
тональный сигнал. Струна участвует в сложном внутреннем
колебании, и тональный сигналсостоит
не только из фундаментальных основных колебаний, но и из
бесчисленных верхнихгармоник,
которые базируются на фундаментальной волне.
Комплекс вибраций струны передаётся всему корпусу гитары,
который, в свою очередь, тожеприходит
в движение. Звучание инструмента представляет собой комбинацию
вибрацийструны
и корпуса. Например, некоторые гармоники могут быть усилены
резонансом корпуса, адругие
частоты могут затухать из-за свойств дерева.
Это явление создаёт комплексы колебаний, сложность которых
усугубляется тем фактом, чтокомбинации
гармоник, в свою очередь, производят дополнительные тоны. Все
эти крошечныезвуковые
части вносят свой вклад в звучание инструмента. Человеческое
ухо, которое ввысшей
степени чувствительно, может обнаруживать даже минимальные
изменения вгармонической
структуре звучания.
Разработав 18-битовые преобразователи, обеспечивающие качество
звучания, сравнимое сCD,
инженеры сделали шаг к более естественному звучанию. Но, тем не
менее, записи музыкизвучат
не так, как в концертном зале. Почему?
Вот секрет «разумного слушания»: визуальный контакт с
музыкантами позволяет намсосредоточить
внимание на определённом инструменте, и в результате впечатление
отзвучания
становится более интенсивным. Слушатель, сидящий перед
акустической системой, лишён пространственного переживания и, в
то же самое время, обратной связи припрослушивании
живой музыки, возникающей из визуального аспекта восприятия. А
восприятиепространственной
локализации инструментов делается ещё более затруднённым,
посколькурассеяние
звука не бывает гомогенным, т.е. широко панорамным, но сужается
из-заиспользования
всего двух источников звука.
Локализация инструментов и пространственность звучания
обедняются в основном из-запотери
верхних гармоник при передаче через громкоговорители. Причина –
несоответствиепроцессов
звукозаписи и воспроизведения. Каждое звено в передаточной цепи
– отмикрофона,
через микшерский пульт, процессоры эффектов, устройства записи,
усилители ит.д.
до акустических систем – вызывает потерю качества звука. Каждый
раз, когда звукобрабатывается,
на слух он становится всё менее естественным.
О психоакустических процессорах
Для описания процессоров, изменяющих звучание по законам
психоакустики, обычно широкоиспользуют
множество терминов, таких как энхенсер, эксайтер,
психоакустический процессор, психодинамический процессор
и т.д. Что же все эти термины значат на самом деле?
Настоящая глава прольёт на это некоторый свет.
Хотя психоакустический эффект применения энхенсеров,
эксайтеров и т. д. известен уженесколько
десятилетий, функции этих устройств намеренно
окутывалась мистической тайной, чтобы увеличить их
привлекательность для покупателей.
Однако совершенно ясно, что все устройства подобного
рода основаны на определённыхтехнически
повторяемых принципах функционирования. В основе их три:
▲ улучшение звука посредством динамической частотной
коррекции.
▲ генерация «расширенного» звучания с помощью сдвига
фазы при попытке учесть задержкуво
времени.
▲ обогащение музыкального материала искусственно
создаваемыми гармониками. Независимо друг от друга,
каждый из этих методов создаёт определённый эффект,
которыйсубъективно
воспринимается как улучшение качества звучания. Все эти
методы болееподробно
описаны ниже.
Частотная коррекция
Подъём или подавление определённых частотных
диапазонов представляют собойпростейшую
форму модификации звука. Эквалайзеры могут
скорректировать звуковой образ вцелях
создания звука, более комфортного на чей-то вкус.
Так называемые «фильтры подъёма верхних частот»
(treble-boosters) достигают этого эффектапутём
подчёркивания высоких частот с помощью цепи обратной
связи. Слушатель может этовоспринимать
как улучшение прозрачности звукового образа.
В Behringer ULTRAFEX PRO частотная коррекция
объединена с частотно-зависимым сдвигомфазы,
что делает в результате звук более «тёплым» и
«музыкальным».
Фазовый сдвиг
Термин «фазовый сдвиг» обозначает смещение фазы
сигнала относительно ее исходногоположения.
Принципиально важно, что сдвиг фазы создаёт задержку
сигнала.
Если задержанный сигнал добавляется к исходному, то
в результате появляется более
«широкий» вариант звучания. При времени задержки,
меньшем чем 20 мсек, мозгвоспринимает
прибытие (к ушам) двух сигналов уже слитно, как
одного, и это даёт в результатеэффект
«пульсирующего увеличения», иногда называемый
другими производителями
«эффектом 3D» (трёхмерности, объёмности).
Эффект, называемый «хорус», основан на том же
принципе, что и фазовый сдвиг илизадержка.
Здесь несколько задержанных сигналов суммируются для
создания болееравномерного
эффекта.
В Behringer ULTRAFEX PRO применяется алгоритм
частотно-избирательного фазового сдвига, который
включает в себя несколько стадий. Благодаря тому,
что задержанный сигнал зависитот
содержания исходного, впечатление от звучания
становится более ярким, словно оторкестра,
где музыкальная «живинка» появляется, как результат
отклонения от идеальнойточности
интонации и ритмики.
Искусственная генерация гармоник
К 1955 году американец Чарльз Д. Линдридж уже
изобрёл первый «эксайтер» (прибор, который
«возбуждает» верхние гармоники), и разрабатывал идею
обогащения исходного сигналаискусственно
сгенерированными верхними гармониками. Создав
прототип прибора для
«улучшения звучания музыки и речи», изобретатель
обнаружил, что он значительно улучшаети
качество звука, и прозрачность, и восприятие
локализации музыкальных инструментов. Чарльз Д.
Линдридж получил на своё изобретение американский
патент под №US2866849.
По сравнению с современной технологией, прибор
Линдриджа был далеко не совершенным, однако он уже
содержал в себе многие аспекты, имеющиеся в
современных конструкцияхподобных
приборов. Открытия и знания в психоакустике, как и в
любой другой науке, накапливались годами. Сегодня,
благодаря использованию передовых технологий,
производители имеют возможность создавать наилучшие
варианты подобных приборов.
НЧ-процессор в ULTRAFEX PRO
Помимо алгоритмов обработки верхних гармоник, в ULTRAFEX
PRO имеется новаторскийалгоритм
обработки НЧ-диапазона.
Многочисленные устройства обработки при записи,
копировании, микшировании ивоспроизведении
создают заметные задержки фазы в области низких частот
относительноостального
частотного диапазона. Это происходит потому, что
низкочастотный диапазонпретерпевает
потерю энергии и теряет фундаментальную чёткость.
С помощью алгоритма частотно-избирательного фазового
сдвига, объединённого сэквализацией,
НЧ-процессор в ULTRAFEX PRO компенсирует эту потерю и
возобновляетэффект
присутствия. Используя переключатель MODE, вы можете
выбирать между двумявариантами
звучания в низкочастотной области. Но будьте
внимательны, используя НЧ- процессор: усиление низких
частот может перегрузить усилитель и акустические
системы, привести к повреждениям. Поэтому, настраивая
НЧ-процессор, внимательно следите замощностным
ресурсом системы звукоусиления.
Surround-процессор в ULTRAFEX PRO
В настоящее время, в связи с повсеместным стремлением к
улучшению качества звучания, основное внимание уделяется способу
передачи сигнала. Сигнал обрабатывается с помощьюревербераторов,
компрессоров, эксайтеров, шумоподавителей, чтобы результирующеезвучание
было более плотным и прозрачным, но без дополнительных шумов.
Однако, часто пренебрегают тем фактом, что впечатление слушателя
в большой степенизависит
от расположения инструментов внутри стереопанорамы. Благодаря
наличиюпроцессора
пространственного звучания в ULTRAFEX PRO, можно значительно
улучшитьинтенсивность
стерео эффекта. Музыкальный материал обретет дополнительную
живость, субъективную громкость и прозрачность. Будто в
кинотеатре, с его специальной акустикой, услушателя
создаётся впечатление, что оркестровые инструменты расположены
вокруг него. Surround-процессор увеличивает стереобазу,
поставленную в зависимость от музыкальногоматериала,
без слышимой посторонней окраски звукового образа. Функция
основана наизвлечении
разностного сигнала левого и правого каналов. Затем этот сигнал
задерживается(в
зависимости от характера исходного материала) и микшируется с
исходным сигналом. Разница между двумя каналами и есть «сущность
стерео», и она как бы «выходит наповерхность»
с помощью такого задерживания.
Из описания ясно, что процессор пространственного звучания
является принципиальнополезным
только при работе со стереофоническим звуковым материалом.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ULTRAFEX PRO
Основные области применения
ULTRAFEX PRO в конфигурации «In-Line»
ULTRAFEX PRO предоставляет два способа конфигурации звуковой
системы.
Рис. 6.1 иллюстрирует использование ULTRAFEX PRO в
конфигурации “in-line”, вкомплексе
с другими устройствами, или включённым в разрыв каналов
микшерногопульта.
Рис. 6.1 ULTRAFEX PRO в конфигурации «In-Line»
ULTRAFEX PRO в конфигурации «Side Chain»
Следующая иллюстрация показывает, как ULTRAFEX PRO используется в цепи“sidechain”.
При нажатии кнопки SOLO исходный сигнал на выход ULTRAFEX PRO неподается,
и там остаётся только обработанный сигнал, так сказать «в чистом виде».
Этот вариант можно использовать, например, для подключения ULTRAFEX PRO
котборам
AUX микшерного пульта. Если исходный сигнал не подается на выходприбора,
а это возможно благодаря наличию кнопки SOLO, можно эффективноизбежать
фазового затухания (эффект гребенчатого фильтра) и дополнительныхшумов.
Рис. 6.2 ULTRAFEX PRO в конфигурации «Side Chain»
Основные методы настройки
Мы рекомендуем настраивать ULTRAFEX
PRO так, как указано в следующих трёх разделах. Это
отправные точки в использовании регуляторов и переключателей:
1. Включите ULTRAFEX PRO в режим обхода (IN/OUT кнопка отжата),
регуляторы TUNE– вцентральном
положении, а все переключатели – в позиции OUT.
Поверните все регуляторы до конца против часовой стрелки и
нажмите обе кнопки IN/OUT. Теперь медленно вращайте
регуляторы MIX НЧ и ВЧ секций по часовой стрелке до тех пор,
пока нижние и верхние диапазоны частот не станут достаточно
выраженными, а звуковойобраз
не начнёт «открываться» или «расширяться».
Качество обработанного звукового сигнала может быть
адаптировано к исходномумузыкальному
материалу путём изменения параметров частоты среза
(переключатели SHIFT иMODE
и/или регуляторы TUNE и PROCESS).
Теперь включите секцию шумоподавления, нажав кнопку AUTO NR
и поставьте ручку NR SENSITIVITY в такое положение, при
котором бы первый светодиод загорался даже при низкомуровне
сигнала, а все остальные начинали светиться полностью только
при высоких уровнях.
Пожалуйста, обратите внимание на то, что регулятор SENSITIVITY (чувствительность
шумопонижения) НЕ производит того же эффекта, чторегулятор
DRIVE на других эксайтера. Регулятор SENSITIVITY не влияет на
работу
процессора Natural Sonic, но контролирует цепь фильтра, которая
отвечает зашумоподавление.
Чрезмерно высокая чувствительность не создаст слышимыеискажения,
однако уровень шума может увеличиться во время пауз между
сигналами.
При использовании энхенсеров или эксайтеров легко увлечься.
Поэтому мы рекомендуем приустановке
параметров регулярно сравнивать сигналы на входах и выходах
(кнопка IN/OUT).
Правило большого пальца: должно быть заметным отсутствие
эффекта, но не его наличие! Прослушивание на высоком уровне
громкости в течение длительного периода времени(например,
в студии) приводит к слуховой усталости и, таким образом,
снижаетчувствительность
мозга к высоким частотам. Для «здоровой» работы необходимы
регулярныепаузы.
Типичные области применения
В этом разделе мы обсудим несколько типичных областей применения
BEHRINGER ULTRAFEX PRO:
Алгоритм энхенсера при воспроизведении
В этом случае ULTRAFEX PRO включается после 2-х или
многоканального устройства записи, т. е. между магнитофоном
и микшерным пультом (или усилителем). Конечно, касетныймагнитофон
или что-то в этом роде тоже можно использовать как источник
звука. Если в цепиперед
ULTRAFEX PRO используется компандерная система шумопонижения,
она должна бытьвключена.
Алгоритм энхенсера при записи
Эффект энхенсера можно использовать не только во время
воспроизведения, но и во времязаписи.
Этот метод обработки звука рекомендуется, в частности, при
работе с устройствамизаписи
не очень высокого качества. При копировании на ленту сигнал
энхенсераподмешивается
в тракт записи и компенсирует потерю качества, которая
неизбежна приизготовлении
нескольких копий с мастер-ленты. В этом случае подсоедините
ULTRAFEX PRO непосредственно после основных (или групповых)
выходов микшерного пульта в канал записина
магнитофон. Настройте прибор так, как описано в разделе
6.3.1.
В особо трудных случаях рекомендуется использовать ULTRAFEX
PRO и при записи, и привоспроизведении.
Алгоритм энхенсера в тракте подгрупп и отборов (Monitor, Aux
и Effect Send)
Для этой области применения существует несколько вариантов:
1. Если в подгруппах Вашего пульта есть разрывы, можно обрабатывать
сигнал подгруппраздельно.
2. Можете использовать мониторный и эффектовый посылы, и подать сигнал
через ULTRAFEX PRO на свободные входы пульта. Отправить сигналы следует
до канальных фейдеров (кнопкаPre
Fader), входные сигнал не должны подаваться на основные выходы пульта
(можноиспользовать
кнопки mute). Однако, если на лицевой панели ULTRAFEX PRO нажата кнопка“SOLO”,
то отправку на основные выходы пульта можно не отключать.
Возможно, неплохой идеей является включение ULTRAFEX PRO последим в цепи
процессоровэффектов.
Тогда суммарный сигнал через ULTRAFEX PRO будет подаваться на пульт
черезвходы
возвратов (Effect Return).
Удостоверьтесь,
что кнопка SOLO находится в позиции IN, поскольку двойноесуммирование
сигналов может привести к фазовым искажениям (типа эффекта
гребенчатого фильтра).
Подробное описани функции SOLO можно найти в параграфе 7.1.2.
Использование энхенсера при копировании
Даже при самых благоприятных обстоятельствах, эффект
присутствия, живость и прозрачностьмузыкального
материала будут страдать при каждой перезаписи или
копировании. Эти потериособенно
очевидны, если в тракте используется система шумопонижения.
С ULTRAFEX PRO потерь при копировании на ленту можно
избежать или их компенсировать. При условии, что оригинал
достаточно хорошего качества и с низким уровнем шумов.
Возможно даже, что копии будут звучать лучше, чем оригинал.
Для этой цели ULTRAFEX PRO включается между линейным выходом
источника и входомзаписывающего
устройства. Использование записывающих устройств со сквозным
каналомпозволят
контролировать качество произведённой записи прямо в
процессе.
Если шум ленты достаточно высок, потребуется применить иную
стратегию, посколькуULTRAFEX
PRO очень эффективно обрабатывает именно те диапазоны
частот, которыенаиболее
характерны для шумов. Рекомендуется подавлять шумы по ВЧ
либо с помощьюэквалайзера,
либо, что ещё лучше, при помощи “single-ended” (не
компандерной) системышумопонижения.
ULTRAFEX PRO и обработает эти частоты, сохранив всю их
естественнуючистоту,
и удалит шумы.
Нам бы хотелось подчеркнуть в этом параграфе, что компания
BEHRINGER предлагает рядчрезвычайно
мощных систем шумопонижения серии DENOISER. Шум,
производимыймагнитной
лентой или любым другим источником сигнала, может быть
значительно снижен спомощью
Behringer DENOISER. Не только шум, производимый пультами,
процессорамиэффектов
и т. д., но также синтезаторами, гитарами и т. д., может
быть эффективно уменьшен. ULTRAFEX PRO, используемый в
сочетании с Behringer DENOISER, станет идеальнойкомбинацией
для обработки звука.
Энхенсер для музыкальных инструментов
Диапазон рабочих частот большинства электронных музыкальных
инструментов ограниченчастотой
дискретизации. ULTRAFEX PRO может помочь - синтезаторы,
сэмплеры и «непьющиебарабанщики»
обретут более естественный и прозрачный звук.
При использовании ULTRAFEX PRO даже мельчайшие нюансы
звучания акустическихмузыкальных
инструментов, таких как гитары и т. д., могут сделаться
более выразительными, не создавая отрицательного влияния на
общее звучание инструмента. Ударные инструменты, такие как
томы, басовые барабаны и т. д., также станут звучать более
мощно, точно иопределённо.
Пожалуйста, обратите внимание на то, что источники сигнала
низкого уровня, такие какмикрофоны,
гитары и т. д., должны быть сначала, перед обработкой,
подключены кпредусилителю,
поскольку ULTRAFEX PRO представляет собой устройство для
работыс
линейными уровнями сигналов (от –20 до +10 дБ).
Энхенсер в системах звукоусиления
Для использования в системах звукоусиления и оповещения (при
воспроизведении фоновойили
живой музыки) ULTRAFEX PRO обеспечивает поразительные
преимущества:
1. В системах оповещения ULTRAFEX PRO подключается подобным
же образом, как и призаписи
на ленту – прямо перед усилителем. Разборчивость и рабочий
диапазон вашейсистемы
расширятся, а звуковые образы станут чёткими и прозрачными
даже при низкихуровнях
громкости. Проблемы, вызванные флуктуациями фонового шума,
акустикойпомещения
(отражения) и самими акустическими системами, можно решить
легко и просто. Например, в дискотеках или клубах Вам больше
не придётся постоянно перенастраиватьвысокие
частоты по мере того как зал постепенно заполняется людьми:
теперь Вы сможетезащитить
ваши акустические системы и слух посетителей.
Фоновая музыка в барах и ресторанах больше не будет
досаждать Вашим гостям, потому чтоеё
громкость можно настроить так, как будто музыка слышна
издалека.
2. При использовании ULTRAFEX PRO звук любой системы
звукоусиления улучшится. Например, звучание вокальной группы
или трансляция речи станут значительно прозрачнее иразборчивее,
музыкальные инструменты - различимее. Низкие частоты обретут
глубину и силу. ULTRAFEX PRO увеличивает отдачу акустических
систем и их субъективную
«дальнобойность», особенно в помещениях с «трудной»
акустикой.
Благодаря применению ULTRAFEX PRO от усилителя потребуется
меньшая мощность, поскольку субъективно слышимый уровень
громкости увеличится. От «слабых» систем можнодобиться
более мощного и детализированного звучания. И тратить целое
состояние на покупкуболее
мощных усилителей не придётся!
Энхенсер в Hi-Fi и видео
Естественно, ULTRAFEX PRO может найти применение и в сфере Hi-Fi/видео.
Прибор простопомещается
между источником сигнала (кассетник, тюнер, видеомагнитофон и т.д.) иусилителем.
Рекомендуется использовать входы предусилителя “tape monitor”, при этомULTRAFEX
PRO может коммутироваться с любыми источниками сигналов, подключёнными кпредусилителю.
7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Звуковые входы
Разъемы XLR и ¼” TRS Jack
Тип серво-балансный, РЧ-защита
Импеданс 50 кОм симметрия, 25 кОм несимметрия
Максимальный входной уровень +21 dBu симметрия и несимметрия
Тип Электронно-сбалансированный выходной каскад. Автоматическая
коррекция уровня длянесимметричного
сигнала (6 дБ)
Импеданс 60 Ом симметрия, 30 Ом несимметрияМаксимальный
выходной уровень .+21 dBu, +20 dBm симметрия и несимметрия
Системные параметры
Полоса пропускания 20 Гц – 20 кГц, +0/-0,5 дБ
Диапазон рабочих частот 0,35 Гц – 200 кГц, +0/-3 дБ
Шум >91 dBu, невзвешенный, 22 Гц – 22 кГц
Коэффициент гармонических искажений
при уровне +4 dBu типично 0,008%
при уровне +20 dBu типично 0,04% Интермодуляционные искажения (по SMPTE)
типично 0,01% Перекрестны искажения <-100 дБ, 22 Гц – 22 кГц
Секция НЧ-процессора
Тип обработки Dual Modell Bass Processor
Интенсивность по НЧ регулируемая (от 0 до 6)
Многополосный процессор
Тип обработки Natural Sonic processor с функцией VSP (Variable Sound
Processing)
Чувствительность системы NR регулируемая (от 0 до 6)
Частота (Tune) регулируемая (от 1 до 8 кГц)
Режим регулируемый (от Enhancer до Exciter)
Интенсивность по ВЧ регулируемая (от 0 до 6)
SURROUND-процессор
Интенсивность регулируемая (от 0 до 6)
Переключатели и ручки
Shift – переключает частоту НЧ-процессора (Low или Ultra-Low) Mode –
изменяет звучание по НЧ (мягкое (Soft) или плотное (Tight)) Auto NR –
активизирует систему шумопонижения
In/Out - активизирует жесткий обход на (relay controlled hard-bypass)
Solo – подает на выходы только обработанный сигнала (функция Solo)
Surround - активизирует surround-процессор
Индикаторы
Effect – 13-сегментный индикатор интенсивности эффектаНа
кнопках – активность соответствующих функций и режимов