|
|
ГОСТ Р 50944-2011
СНЕГОХОДЫ Технические требования и методы испытаний Snowmobiles. Technical requirements and test methods
Дата введения 2012-09-01
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
3.1 снегоход: Самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для
передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не
более 450 кг, сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не
имеющее кабины закрытого типа или элементов, образующих каркас безопасности
вокруг водителя и пассажира (пассажиров), приводимое в движение с помощью
гусениц (гусеницы), находящихся в контакте со снегом, и управляемое с помощью
лыжи (лыж), находящихся в контакте со снегом.
3.2 снаряженная масса: Суммарная масса снегохода с полностью заправленным
топливным баком, с полным объемом масла в двигателе и трансмиссии, с полным
объемом охлаждающей жидкости (при наличии), с набором инструмента,
прикладываемого изготовителем, и включающая массу водителя, равную 80 кг (для
детского снегохода масса водителя принимается равной 50 кг).
3.3 собственная масса: Суммарная масса снегохода с полностью заправленным
топливным баком, с полным объемом масла в двигателе и трансмиссии, с полным
объемом охлаждающей жидкости (при наличии), с набором инструмента,
прикладываемого изготовителем, но без водителя и пассажира (пассажиров) и массы
багажа.
3.4 конструкционная масса: Масса ненагруженного снегохода без топлива,
масла и охлаждающей жидкости (при наличии), с основным оборудованием и с набором
инструмента, прикладываемого изготовителем.
3.5 длина снегохода: Горизонтальный размер от передней части снегохода,
включая бампер и лыжи или рукоятки лыж, до самой крайней задней части снегохода,
включая бампер или другие несъемные детали.
3.6 ширина снегохода: Горизонтальный размер между двумя вертикальными
плоскостями, образующими коридор минимальной ширины, через который может
проехать снегоход.
3.7 высота снегохода: Вертикальный размер от любой твердой горизонтальной
поверхности, на которой стоит снегоход в ненагруженном состоянии, до самой
верхней точки снегохода, включая ветровое стекло.
3.8 опорная поверхность (несущая поверхность): Проекция на горизонтальную
плоскость опорной поверхности гусениц и лыж, которая контактирует со снегом. Для
учета погружения машины в снег плоскость проекции берется на высоте 75 мм над
твердой горизонтальной поверхностью опоры снегохода. При этом масса снегохода
должна соответствовать его собственной массе.
3.9 детский снегоход: Снегоход, предназначенный для использования детьми
возрастом не менее 6 лет под наблюдением взрослых на специально выделенных
участках местности.
3.10 прицеп к снегоходу: Сани, предназначенные для буксировки снегоходом.
3.11 тормозной путь: Дистанция, проходимая снегоходом с момента
приложения усилия к органу управления рабочей тормозной системой до момента
полной остановки снегохода.
3.12 электромагнитная совместимость: Способность электрического или
электронного устройства подавлять излучение, вызывающее электромагнитную
интерференцию, а также способность этого устройства противостоять наведенной
электромагнитной интерференции.
3.13 устройства блокировки самопроизвольного движения; УБСД: Устройства
различного принципа действия, предназначенные для автоматического предотвращения
нежелательного движения снегохода, вызванного неисправностью или неверной
регулировкой системы управления скоростью.
3.14 регулятор скорости: Орган управления скоростью снегохода,
расположенный на руле и имеющий форму либо поворотного рычага, либо вращающейся
рукоятки руля.
3.15 регулятор мощности: Дроссельная заслонка карбюратора или системы
впрыска топлива, или иная подобная деталь или устройство, непосредственно
дозирующие поступление в двигатель воздуха и (или) топлива и управляемые
регулятором скорости, состояние которых непосредственно определяет количество
рабочей смеси, сгорающей в цилиндре (цилиндрах) двигателя.
3.16 тип снегохода: Категория снегоходов, не отличающихся в отношении
изготовителя и обозначения типа, установленного изготовителем, и не имеющих
очевидных и фундаментальных различий в отношении рамы, несущего основания или
структуры, на которых закрепляются основные узлы снегоходов, а также в отношении
силовой установки (двигатели внутреннего сгорания имеют одинаковый рабочий объем
и число цилиндров, а также тип системы охлаждения, число рабочих тактов и сам
рабочий процесс).
3.17 модификация снегохода: Категория снегоходов одного типа, конструкция
которых не имеет никаких отличий, непосредственно влияющих на показатели,
нормируемые настоящим стандартом. 3.18 Основные элементы конструкции и органы управления снегохода указаны на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные элементы конструкции и органы управления снегохода
4 Технические требования к конструкции
4.1 Требования к тормозной системе
4.1.1 Эффективность тормозной системы
4.1.1.1 Снегоходы должны иметь рабочую и стояночную тормозные системы.
4.1.1.2 Рабочая тормозная система снегохода при сухих тормозных механизмах
должна обеспечивать при торможении до полной остановки с начальной скорости 64
км/ч в соответствии с порядком, описанным в 5.1.3.3, среднее замедление не менее
6 м/с2. Если эта величина замедления невозможна, должна иметь место блокировка
гусеницы (гусениц). Усилие на рычаге тормоза при обеспечении требуемого
замедления 6 м/с2 или соответствующее блокировке гусеницы (гусениц) не должно
превышать 111 Н.
4.1.1.3 Рабочая тормозная система снегохода при влажных тормозных механизмах
иных, чем дисковые, должна обеспечивать при торможении до полной остановки с
начальной скорости 32 км/ч в соответствии с порядком, описанным в 5.1.3.4,
среднее замедление не менее 3 м/с2. Если эта величина замедления невозможна,
должна иметь место блокировка гусеницы (гусениц).
4.1.1.4 При любых режимах торможения до полной остановки снегоход не должен
выходить за пределы полосы, ширина которой превышает ширину снегохода на 1,2 м.
При любых режимах торможения не допускается потеря устойчивости и
переворачивание снегохода.
4.1.1.5 Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность снегохода
на уклоне 15° (при подъеме и при спуске) в течение не менее 5 мин.
4.1.2 Требования к конструкции тормозной системы и ее элементов
4.1.2.1 Тормозная система снегохода должна приводиться в действие рычагом
(рычагом тормоза), который должен быть расположен на левой рукоятке руля и
сконструирован таким образом, чтобы его поворот в направлении к рукоятке руля
вызывал замедление и остановку снегохода. Прилегание к рукоятке или ограничитель
могут быть использованы вне зависимости от конструкции тормозного привода для
ограничения перемещения рычага тормоза между полностью отпущенным и полностью
нажатым положениями. Рисунок 2 - Схема приложения усилия к рычагу тормоза и определения средней точки рычага
4.1.2.2 Конструкция тормозной системы снегохода должна выдерживать без поломок и
остаточных деформаций деталей усилие на рычаге управления рабочим тормозом 400
Н, приложенное в точке на расстоянии не более 25,5 мм от крайней точки рабочей
поверхности рычага тормоза в направлении перпендикулярно оси рукоятки руля и в
плоскости вращения рычага управления, как показано на рисунке 2. Рычаг тормоза
при затормаживании снегохода может упираться в рукоятку руля как за счет своего
хода, так и за счет своей упругости, только при достижении блокировки гусеницы
(гусениц), по крайней мере при сухих тормозных механизмах.
4.1.2.3 Перемещение любой части конструкции снегохода, например органов рулевого
управления, не должно приводить в действие рабочую тормозную систему.
4.1.2.4 Тормозная система должна быть сконструирована и изготовлена таким
образом, чтобы эффективность ее действия не зависела от воздействия
климатических условий (осадков, влажности, перепадов температур) при
эксплуатации снегохода.
4.1.2.5 Тормозные колодки должны отвечать требованиям ГОСТ
Р 50507.
4.1.2.6 Трассы тросов привода и трубопроводов тормозных механизмов должны быть
проложены так, чтобы избежать перегибов.
4.1.2.7 При отпускании рычага тормоза из любого его положения рычаг и вся
система торможения должны возвращаться в исходное положение, существовавшее до
начала торможения, за время не более 1 с.
4.2 Требования к уровню шума
4.2.1 Уровень шума снегохода при постоянной скорости 24 км/ч (для детских
снегоходов - 13 км/ч) в соответствии с 5.2 не должен превышать:
4.2.2 Уровень шума снегохода при разгоне с максимальным нажатием регулятора
скорости в соответствии с 5.2 не должен превышать:
4.3 Устройства блокировки самопроизвольного движения
4.3.1 УБСД должны приводиться в действие с усилием, не превышающим 9 Н. Органы
управления УБСН (при наличии у этих устройств самостоятельных органов
управления) должны быть красного цвета.
4.3.2 В качестве варианта УБСД снегоход может иметь аварийный выключатель
двигателя, обеспечивающий мгновенное отключение системы зажигания или подачи
топлива в цилиндры двигателя. Аварийный выключатель двигателя должен быть
легкодоступен для правой руки водителя без ее отрыва от рукоятки руля и должен
срабатывать при однократном воздействии на него без удержания.
4.3.3 При запуске двигателя в соответствии с 5.3.2.1 УБСД должны обеспечивать
предотвращение запуска двигателя или передачи мощности от двигателя к гусенице
(гусеницам) при любом положении регулятора мощности.
4.3.4 Для типов снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г.,
УБСД в рабочем режиме в соответствии с 5.3.2.2 должны обеспечивать
автоматическое отключение передачи мощности от двигателя к гусенице (гусеницам)
при любом положении регулятора мощности не позднее чем через 1 с после снятия
усилия оператора с регулятора скорости без отрыва руки от рукоятки руля.
4.3.5 При неуправляемом снегоходе в соответствии с 5.3.2.3 УБСД должны
автоматически отключать передачу мощности от двигателя к гусенице (гусеницам),
когда водитель покидает транспортное средство. Требование настоящего пункта не
является обязательным для детских снегоходов.
4.4 Требования к характеристикам сиденья
Рисунок 3 - Типичная кривая "Перегрузка-время" при ударе
Примечание - В данном пункте стандарта под степенью деформации (в процентах)
подразумевается исключительно параметр, рассчитываемый по формуле (1) и
характеризующий степень искривления (деформации) кривой удара на графике рисунка
3. С величиной деформации собственно сиденья этот параметр напрямую не связан. , (1)
Рисунок 4 - Диаграмма оценки соответствия сидения
4.5 Требования к световым приборам
4.5.1 Число, цвет и характеристики световых приборов
4.5.2 Расположение световых приборов
4.5.3 Комбинации световых приборов и связанных с ними элементов
4.5.4 Требования к подключению
4.5.4.1 Задний огонь и огонь (огни) освещения номерного знака (при наличии)
должны включаться одновременно с передней фарой.
4.5.4.2 Стоп-сигнал должен включаться при приложении усилия к органу управления
рабочей тормозной системой или с помощью иных средств, которые обеспечивают
постоянное свечение стоп-сигнала для индикации намерения водителя замедлить
движение или остановить снегоход. Для детских снегоходов наличие стоп-сигнала не
обязательно.
4.5.5 Каждый из световых приборов, указанных в таблице 1, во включенном
состоянии должен светиться постоянным светом.
4.6 Требования к топливному баку
4.6.1 Топливный бак должен сохранять свои функциональные свойства в диапазоне
температур от минус 40 °С до плюс 60 °С.
4.6.2 Материал топливного бака должен обладать стойкостью к бензину, маслам и
присадкам к топливу против образования льда. Проницаемость материала бака должна
оцениваться в соответствии с 5.5.4.
4.6.3 Для защиты пластмассового бака и топлива в нем от воздействия солнечного
света пластмассовый материал, из которого он изготовлен, должен содержать по
крайней мере 0,5% непрозрачных соответствующих пигментов, которые не будут
влиять на топливо и не будут разрушаться под действием топлива. Пигментный
материал не требуется, если бак смонтирован так, что он не подвергается
воздействию солнечного света.
4.6.4 В соответствии с ГОСТ
28157 скорость горения материала топливного бака, изготовленного из
пластмассы, при испытаниях должна быть не более 40 мм/мин.
4.6.5 В соответствии с ГОСТ
15088 температура размягчения по Вика материала топливного бака,
изготовленного из пластмассы, должна быть более 120 °С при нагреве в воздушной
среде.
4.6.6 Металлические баки не должны содержать в соединениях металлов или сплавов,
образующих гальваническую пару, создающую предпосылки для гальванической
коррозии.
4.6.7 В соответствии с 5.5 конструкция топливных баков должна исключать утечку
топлива.
4.7 Требования к уровню токсичности отработавших газов двигателя
4.8 Требования к поручням для пассажира
4.8.1 Для каждого пассажирского места должны быть предусмотрены либо один
нежесткий поручень для захвата двумя руками, расположенный непосредственно перед
пассажиром, либо два боковых поручня. Поручни должны быть рассчитаны на захват
руками в зимних перчатках или специальных перчатках для снегоходов.
4.8.2 Поручни для пассажира должны быть сконструированы таким образом, чтобы их
способность выполнять свои функции не зависела от климатических и атмосферных
условий (в частности, они не должны подвергаться старению и должны быть
устойчивы к озону, солнечной радиации). Поручни должны быть устойчивы к
нефтепродуктам и загрязнениям.
4.8.3 При приложении к каждому из поручней вертикальной нагрузки 1800 Н и
горизонтальной нагрузки 900 Н не должно происходить разрушения поручней или
элементов их крепления.
4.8.4 Поручни, не имеющие жесткого крепления к конструкции снегохода, должны
автоматически возвращаться в положение, наиболее удобное для захвата рукой
(руками).
4.8.5 Поручни (передний и каждый из боковых) и их крепления должны выдерживать
циклическую вертикальную нагрузку 900 Н при числе циклов 5000 для типов
снегоходов, поставленных на производство после 01.01.2013 г. После циклического
нагружения поручни должны отвечать требованиям 4.8.3.
4.9 Прочность элементов привода
4.10 Общие требования к конструкции снегохода
4.10.1 Работоспособность снегохода должна обеспечиваться в диапазоне температур
от плюс 5 °С до минус 40 °С.
4.10.2 Предельная температура надежного пуска двигателя с применением средств
облегчения запуска должна быть не выше минус 40 °С при выдержке транспортного
средства при указанной температуре не менее суток.
4.10.3 Гусеницы снегоходов должны иметь ограждения, защищающие водителя и
пассажиров от касания при движении.
4.10.4 Вращающиеся части двигателя, сцепления, элементов привода должны быть
изолированы консолями, защитными устройствами или ограждениями достаточного
размера, вида и конфигурации для защиты водителя, пассажиров и людей, стоящих
рядом, от физического контакта во время нормальной работы снегохода в
соответствии с 5.7.
4.10.5 В конструкции снегохода должно быть предусмотрено соответствующее
экранирование таких деталей привода, как муфты, ремни, шестерни и цепи. Кожухи и
экраны должны быть сконструированы и установлены таким образом, чтобы защитить
водителя, пассажиров и людей, стоящих рядом со снегоходом, от повреждений и
ранений в результате выброса фрагментов узлов и деталей в случае поломки.
4.10.6 В конструкции снегохода должно быть предусмотрено наличие защитных
экранов или ограждений, предотвращающих контакт водителя, пассажиров и людей,
стоящих рядом со снегоходом, с деталями, способными нагреваться в процессе
нормальной работы снегохода до температуры свыше 66 °С, способными вызвать ожог.
4.10.7 Конструкция подножек водителя и пассажира должна препятствовать
соскальзыванию ног.
4.10.8 Снегоходы должны быть оснащены фартуками для защиты от выбросов из-под
гусеницы (гусениц).
4.10.9 В случае наличия на снегоходе ветрового щитка он должен иметь эластичную
окантовку. Радиус закругления окантовки - не менее 3 мм. Материал окантовки по ГОСТ
14332. Допускается применять другие марки материала с аналогичными
свойствами и назначением. Материал ветрового щитка в случае разрушения при
испытании в соответствии с 5.8 не должен образовывать острых граней и осколков,
способных причинить ранения или порезы.
4.10.10 Тягово-сцепные устройства снегоходов при их наличии должны
соответствовать следующим требованиям: , (2)
4.10.11 В случае оснащения снегохода зеркалами заднего вида их конструкция и
установка должны отвечать требованиям ГОСТ
Р 41.81.
4.10.12 Обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов
должно соответствовать ГОСТ
Р 41.60 (приложение 4).
4.10.13 Снегоходы должны быть оснащены противоугонным устройством механического
или электрического типа, действующим на один или несколько из нижеуказанных
агрегатов или узлов:
4.10.14 Конструкция капота и поднимаемых ограждений должна исключать возможность
их самопроизвольного опускания из поднятого положения, а также возможность
самопроизвольного их открывания.
4.10.15 Аккумуляторные батареи должны быть размещены в отдельных отсеках или
контейнерах, исключающих попадание токопроводящих и горючих материалов на
батареи.
4.10.16 Изолированные кабели электропроводки следует защищать резиновой или
пластмассовой оболочкой, неметаллической лентой, оплеткой или другим способом,
защищающим кабели от перетирания, кроме тех мест, где кабели защищены иным
образом, исключающим контакт с металлическими поверхностями. Электропроводка
должна, где это целесообразно, быть сгруппирована, проложена и закреплена так,
чтобы никакая ее часть не была в контакте с карбюратором, топливопроводами,
выхлопной системой, движущимися частями или острыми кромками. Любые края
металлических частей, подверженных контакту с кабелями, должны быть скруглены
или защищены для предотвращения возможного повреждения кабелей от порезов или
перетирания.
4.10.17 Металлические поверхности элементов управления, с которыми водитель
находится в постоянном контакте, должны быть покрыты теплоизолирующим и
препятствующим скольжению материалом.
4.10.18 Все рычаги и иные органы управления должны иметь скругленные кромки. Не
допускается наличие органов управления, переключателей, элементов консоли или
рулевого управления, имеющих острые кромки, острые выступы или имеющих
расположение, травмоопасное для водителя или пассажира при нормальной
эксплуатации. Острые концы лыж или их наконечников должны иметь радиусы
закруглений не менее 3 мм.
4.10.19 Расположение заправочных горловин топливных баков должно быть таким,
чтобы при заправке исключалось попадание топлива на нагретые части снегохода и
элементы электрооборудования, способные вызвать воспламенение.
4.10.20 Снегоходы должны быть оборудованы указателем уровня топлива.
4.10.21 Угол поперечной устойчивости снегохода при испытаниях на опрокидывание
раздельно на правую и на левую сторону должен быть не менее 35°. Испытания
следует проводить без учета водителя и пассажира в весовом состоянии,
соответствующем собственной массе снегохода.
4.10.22 Снегоходы должны иметь маркировку идентификационным номером
транспортного средства VIN (Vehicle Identification Number) по ГОСТ
Р 51980. Маркировка наносится на несъемный элемент рамы (силового
каркаса, несущего кузова) снегохода, а также указывается в табличке изготовителя
при ее наличии.
4.10.23 Конструкция снегохода должна предусматривать возможность установки
государственного регистрационного знака установленного образца в соответствии с ГОСТ
Р 50577. Смонтированный на снегоходе регистрационный знак и элементы
его крепления не должны перекрывать световые приборы или ухудшать нормируемые
углы их видимости.
4.10.24 Снегоходы, максимальная скорость которых превышает 20 км/ч, должны быть
оборудованы спидометром.
4.10.25 Уровень радиопомех, создаваемых снегоходом, должен соответствовать
требованиям ГОСТ
Р 51318.12.
4.10.26 Модификации снегоходов одного типа не должны отличаться в отношении
конструкционной массы более чем на 20%, а также в отношении максимальной
мощности двигателя более чем на 30%. Модификации снегоходов, имеющих отличие
хотя бы одного из перечисленных показателей на величину более указанной,
относятся к различным типам снегоходов.
4.10.27 В руководстве по эксплуатации снегохода изготовителем должно быть
указано назначение снегохода.
4.11 Общие требования к конструкции детского снегохода
4.11.1 Максимальная скорость снегохода при движении по ровному горизонтальному
плотному снежному покрову не должна превышать 13 км/ч.
4.11.2 Наличие пассажирского места не допускается.
4.11.3 Не допускается оборудование снегоходов тягово-сцепным устройством.
4.11.4 Объем топливного бака не должен превышать 2 л.
4.11.5 Средняя часть руля между рукоятками должна быть покрыта упругим
энергопоглощающим материалом толщиной не менее 6 мм.
4.11.6 Снегоход должен быть оснащен устройством, обеспечивающим блокировку
системы зажигания при открывании капота снегохода. После закрытия капота цепь
зажигания должна включаться только с помощью штатного устройства запуска.
4.11.7 В инструкции по эксплуатации снегохода, а также на табличках или
наклейках, прикрепленных или нанесенных на видное место снегохода способом,
исключающим легкое удаление или стирание надписей, должны быть помещены
следующие предупреждения:
4.11.8 На детские снегоходы не распространяются требования 4.10.1 и 4.10.2.
Диапазон температур, при котором обеспечивается работоспособность снегохода,
должен быть от плюс 5 °С до минус 20 °С и указываться в инструкции по
эксплуатации снегохода и на самом снегоходе на видном месте в виде фразы
следующего содержания (пример):
4.11.9 На детские снегоходы не распространяются требования 4.10.20, 4.10.22,
4.10.23. 5 Методы испытаний
5.1 Испытания тормозной системы
5.1.1 Средства измерений
5.1.2 Общие предписания
5.1.2.1 Снегоход перед испытаниями должен пройти обкатку, все узлы тормозной
системы должны быть отрегулированы в соответствии с инструкцией изготовителя.
5.1.2.2 Масса снегохода при испытаниях должна складываться из собственной массы
с допустимым отклонением ±2 кг и массы 75 кг, умноженной на число мест
снегохода.
5.1.2.3 Условия испытаний
5.1.2.4 Усилие к рычагу тормоза должно прикладываться в соответствии со схемой,
показанной на рисунке 2.
5.1.3 Порядок проведения испытаний
5.1.3.1 Произвести проверку требований, содержащихся в 4.1.2.2, отметив любые
возможные случаи повреждения тормозной системы или нарушения ее регулировки.
5.1.3.2 Провести цикл предварительных заездов с торможениями. Число заездов - 5,
дистанция, проходимая между остановками, - 0,8 км, торможение с начальной
скорости торможения - 48 км/ч. Отметить величину усилия на рычаге,
соответствующую замедлению 3 м/с.
Если в результате пяти подготовительных заездов не будет достигнута стабильная
эффективность торможения, следует провести дополнительные заезды до достижения
стабильной эффективности торможения либо до достижения не менее чем 80% контакта
рабочей поверхности тормозных колодок с тормозным диском (барабаном).
5.1.3.3 Провести цикл контрольных заездов с торможениями с начальной скорости 64
км/ч. Число заездов - 4, дистанция, проходимая в каждом цикле между остановками,
- 0,8 км. Должно обеспечиваться выполнение требований, перечисленных в 4.1.1.2.
5.1.3.4 При испытании с влажными тормозными механизмами следует:
5.1.4 Оценка результатов
5.1.4.1 Любые случаи необычного функционирования, такие как заедания, шум или
проскальзывание гусеницы (гусениц), возникающие в процессе испытаний, должны
быть отмечены и занесены в протокол. Также в протокол должны быть занесены любые
случаи неуправляемых реакций транспортного средства при торможении: потеря
устойчивости, переворачивание или выход из коридора шириной на 1,2 м больше
ширины снегохода в соответствии с 4.1.1.4.
5.1.4.2 После окончания испытаний разобрать тормозные механизмы для контрольного
осмотра. Наличие видимых повреждений деталей тормозных механизмов, отслоение и
растрескивание тормозных накладок не допускаются. Результаты осмотра
зафиксировать в протоколе испытаний.
5.1.4.3 Для расчета замедления следует использовать измеренные значения
тормозного пути или промежутка времени до полной остановки в соответствии с
формулами (3) и (4): ; (3)
5.1.4.4 Результат испытания считается положительным, если снегоход удовлетворяет
требованиям 4.1, выдерживая все режимы и условия испытаний по 5.1.
5.2 Испытания по определению уровня шума
5.2.1 При измерении внешнего уровня шума должны быть соблюдены следующие
требования.
5.2.1.1 Поверхность в пределах измерительной площадки, включая путь снегохода,
должна быть покрыта слоем рыхлого снега высотой не более 7,5 см над основой,
состоящей, как минимум, из 5 см слоя снега с плотностью не менее 0,3 г/см.
5.2.1.2 Наземные сооружения, лесные посадки и другие объекты, отражающие звук,
не должны располагаться ближе 30,4 м от пути снегохода и от микрофона.
5.2.1.3 При измерениях уровня шума, кроме наблюдателя, считывающего показания
измерительного прибора, ближе 15,2 м к траектории движения снегохода и к
микрофону может находиться не более одного человека, при этом он должен
находиться на одной линии "микрофон - наблюдатель" таким образом, чтобы
наблюдатель находился между ним и микрофоном.
5.2.1.4 Уровень шума от посторонних источников, включая шум ветра, в зоне
проведения испытаний должен быть ниже внешнего уровня шума, создаваемого
снегоходом, не менее чем на 10 дБА.
5.2.1.5 Скорость ветра при испытаниях не должна превышать 5 м/с, а атмосферное
давление должно быть в пределах от 93 до 103 кПа.
5.2.1.6 Испытания проводятся при загрузке снегохода, соответствующей снаряженной
массе без пассажира и груза.
5.2.1.7 Шумомер, используемый при испытаниях, должен быть не менее 2-го класса
точности по ГОСТ
Р 53188.1 с пределами измерения, содержащими диапазон от 19 до 140
дБ, с погрешностью не более ±1 дБ.
5.2.2 Порядок проведения испытаний
5.2.2.1 Измерительный участок для определения внешнего уровня шума снегохода
должен быть размечен в соответствии с рисунком 5. Рисунок 5 - Схема измерительного участка для определения внешнего шума
5.2.2.2 Коридор, в пределах которого должен двигаться снегоход на измерительном
участке, размечается сигнальными флажками, установленными в начальной и конечной
точках измерения.
5.2.2.3 Микрофон устанавливается на расстоянии 15,2 м от осевой линии пути
снегохода и на высоте 1,2 м над уровнем снежного покрова. Главная ось микрофона
должна быть ориентирована к центру измерительного участка перпендикулярно к
траектории движения снегохода и расположена горизонтально.
5.2.2.4 При измерении уровня шума при постоянной скорости снегоход разгоняется
до постоянной скорости (24±3) км/ч (для детских снегоходов - 13 км/ч*) и
проходит с этой скоростью измерительный участок А-В. Осевая линия снегохода при
движении не должна отклоняться более чем на 1 м в любую сторону от осевой линии
пути.
5.2.2.5 При измерении уровня шума снегохода при разгоне следует приблизиться к
начальной точке измерения с постоянной скоростью 24 км/ч. В момент прохождения
начальной точки следует плавно, но быстро нажать на рычаг регулятора скорости до
упора и удерживать его в этом состоянии до достижения конечной точки измерения.
5.2.2.6 Контрольной точкой снегохода, для определения его местонахождения в
какой-либо точке своего пути, считается передняя кромка лыж.
5.2.2.7 При использовании ветрозащитного заграждения должно учитываться его
влияние на чувствительность и характеристики направленности микрофона.
5.2.2.8 Измерение внешнего уровня шума должно производиться не менее трех раз с
каждой стороны снегохода. Для этого движение снегохода на измерительном участке
должно производиться в двух взаимно противоположных направлениях.
5.2.2.9 Измерения считаются действительными, если разность наибольшего и
наименьшего из трех полученных подряд результатов измерений с одной стороны
снегохода не превышает 2 дБА. При большей разности производятся повторные
измерения.
5.2.2.10 За результат измерений принимается наибольшее из значений среднего
арифметического трех измерений для какой-либо стороны снегохода.
5.3 Испытания устройств блокировки самопроизвольного движения
5.3.1 Для испытаний УБСД необходимо наличие следующих условий и оборудования.
5.3.1.1 Устройство измерения скорости снегохода с точностью измерения ±10% при
значении скорости 24 км/ч.
5.3.1.2 Устройство для вывешивания задней части снегохода, позволяющее гусенице
(гусеницам) свободно вращаться.
5.3.1.3 Ровная площадка с уклоном в пределах ±3° достаточных размеров для
проведения испытаний.
5.3.1.4 Устройство для симуляции неисправностей (заеданий) регулятора скорости,
регулятора мощности и связывающего их привода управления, не позволяющее
регулятору мощности вернуться в положение холостого хода при отпускании
водителем рычага или поворотной рукоятки регулятора скорости.
5.3.2 Порядок проведения испытаний
5.3.2.1 Для проверки выполнения требований по 4.3.3 и проверки срабатывания
аварийного выключателя двигателя по 4.3.2 (при наличии) следует:
5.3.2.2 Для проверки срабатывания УБСД, обеспечивающих выполнение требований по
4.3.4, следует:
5.3.2.3 Для проверки срабатывания УБСД, обеспечивающих выполнение требований по
4.3.5, следует:
5.4 Испытание амортизирующих свойств сиденья
5.4.1 Условия и оборудование для проведения испытаний
5.4.1.1 В качестве испытательного устройства может быть использована любая
конструкция стационарного испытательного стенда (рисунок 6) при условии, что он
будет отвечать следующим критериям:
Рисунок 6 - Пример устройства для испытания амортизирующих свойств сиденья
5.4.1.2 Ударное приспособление должно оборудоваться устройством измерения
замедления, которое должно обеспечить измерение единичных ударов короткой
продолжительности (меньше, чем 0,05 с) в диапазоне значений замедлений от 5 до
100 g с точностью ±2% во время всей продолжительности импульса.
5.4.1.3 Должна быть обеспечена возможность точного определения момента
первоначального контакта ударного приспособления с сиденьем. Если невозможно
обеспечить полностью свободное падение ударного приспособления под действием
силы тяжести, должна быть обеспечена возможность измерения скорости в момент
удара, которая должна быть выдержана с точностью ±2%, установленной в 5.4.2.4. 5.4.1.4 Ударное приспособление должно быть в виде жесткого сегмента полусферы радиусом 245 мм с размерами, указанными на рисунке 7. Верхняя часть устройства должна быть сконструирована таким образом, чтобы в ней была сосредоточена масса, обеспечивающая общую массу сбрасываемой части 90,7 кг.
Рисунок 7 - Форма нижней части ударного приспособления
5.4.1.5 Оборудование для записи времени ускорения должно обеспечивать запись
ударов с той же точностью, что и прибор для измерения ускорения.
5.4.1.6 Испытаниям должно быть подвергнуто не менее трех контрольных образцов
сиденья. Образцы должны быть предварительно выдержаны при (21±6) °С в течение не
менее 8 ч перед испытанием.
5.4.2 Порядок проведения испытаний
5.4.2.1 Предварительно прогреть оборудование для записи согласно рекомендации
изготовителя.
5.4.2.2 Расположить контрольный образец под ударным приспособлением так, чтобы
центр места для сидения водителя, определенный конструктивно, совпадал с центром
ударного приспособления.
5.4.2.3 Определить исходную линию посредством соприкосновения образца сиденья с
ударным приспособлением и настроить записывающий аппарат на нулевое показание
глубины проникновения.
5.4.2.4 Установить приводной механизм ударного приспособления в такое положение,
чтобы обеспечить требуемую скорость воздействия ударом в 3,15 м/с (эквивалентно
500 мм свободного падения до поверхности образца).
5.4.2.5 Настроить прибор записи кривой "перегрузка - время" согласно
рекомендованной методике изготовителя прибора.
5.4.2.6 Отпустить ударное приспособление и записать кривую "перегрузка - время",
используя методику изготовителя оборудования. Пять последовательных ударов
должны быть сделаны с интервалами в 2 мин по одной и той же зоне удара.
5.4.2.7 Каждое конструктивное положение места для сидения пассажира и каждое
конструктивное положение места, предназначенного для водителя, должны быть
испытаны.
5.4.3 Оценка результатов испытаний
5.5 Испытание топливного бака
5.5.1 Испытания должны проводиться с баком, у которого крышка и арматура
находятся на своих конструктивных местах. Бак должен заполняться на 90% своей
максимальной вместимости при комнатной температуре (23±3) °С во всех испытаниях,
предусматривающих использование заполненного бака.
5.5.2 Испытание давлением
5.5.3 Испытание на удар
5.5.3.1 Подготовка к испытаниям
5.5.3.2 Испытания на удар после охлаждения
5.5.3.3 Испытания на удар после нагревания
5.5.3.4 Оценка результатов испытаний на удар
5.5.4 Испытания на проницаемость материала бака
5.6 Измерение уровня токсичности отработавших газов двигателя
5.6.1 Топливо, используемое для испытаний, должно соответствовать требованиям
завода - изготовителя снегохода и ГОСТ
Р 51866. Масло, используемое для топливной смеси двухтактных
двигателей, должно соответствовать рекомендациям завода - изготовителя
снегохода.
5.6.2 Газоанализаторы должны соответствовать ГОСТ
Р 52033 (приложение Б). Класс прибора I, диапазон измерения по окиси
углерода (СО) от 0,01% до 5,0%.
5.6.3 Содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах должно определяться на
неподвижном снегоходе при работе двигателя без нагрузки с минимальной устойчивой
частотой вращения коленчатого вала двигателя при температуре окружающего воздуха
от минус 15 °С до минус 5 °С, скорости ветра не более 3 м/с (при порывах до 5
м/с) и атмосферном давлении 101 кПа (с допустимым отклонением ±5%), на
предварительно прогретом двигателе.
5.6.4 Измерения должны выполняться в такой последовательности:
5.6.4.1 Установить снегоход на горизонтальную площадку, заглушить двигатель,
установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и включить
стояночный тормоз (если наличие нейтрального положения предусмотрено
конструкцией трансмиссии снегохода) или вывесить гусеницу снегохода.
5.6.4.2 Запустить двигатель, увеличить частоту вращения коленчатого вала
двигателя от 2000 до 4000 об/мин, сохраняя этот режим не менее 15 с.
5.6.4.3 Перевести двигатель в режим минимальных устойчивых оборотов, установить
пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу глушителя или в герметично
соединенный с нею удлиняющий насадок на глубину не менее 300 мм от среза и не
ранее чем через 30 с измерить содержание окиси углерода в отработавших газах.
5.6.5 Перед проведением каждого последующего измерения необходимо выполнить
следующее.
5.6.5.1 Вынуть пробоотборный зонд газоанализатора из выпускной трубы и не ранее
чем через 30 с проверить по шкале установку нуля и калибровку прибора.
5.6.5.2 Увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя от 2000 до 4000
об/мин, сохраняя этот режим не менее 15 с, после чего произвести очередной замер
в соответствии с 5.6.4.3.
5.6.5.3 За результат измерений принимается среднее арифметическое значение
результатов трех последовательных измерений.
5.7 Проверка защитных устройств и ограждений
5.7.1 Оборудование для испытаний
Рисунок 8 - Пальцевой щуп
5.7.2 Порядок проведения испытаний
5.7.2.1 Для определения мест, где возможен контакт с движущимися частями,
применяется пальцевой щуп. Пальцевой щуп может проникать только на длину рабочей
области пальцевого щупа (102 мм).
5.7.2.2 Место, занимаемое водителем и/или пассажиром при езде на снегоходе,
должно быть исследовано на контакт с движущимися частями. Исследуемая область
должна включать любую поверхность выше тоннеля (рисунок 1, поз.28) и по
направлению к моторному отсеку. В этом случае пальцевой щуп должен вставляться
только в отверстия, расположенные выше тоннеля.
5.7.2.3 Места, доступные рядом стоящему человеку, когда транспортное средство не
движется, должны быть исследованы пальцевым щупом на контакт с частями, которые
могут вращаться при холостом ходе двигателя.
5.7.2.4 Результаты проверки считаются положительными, если пальцевой щуп не
касается каких-либо движущихся частей снегохода, которые:
5.8 Испытание материала ветрового щитка
5.8.1 При испытании на изгиб образец материала ветрового щитка, представляющий
собой плоскую квадратную пластину со стороной 305 мм, предварительно охлажденный
в течение 1 ч до температуры минус 29 °С, подвергается изгибу на угол 180°
вокруг ребра радиусом 38,1 мм.
5.8.2 При испытании на удар образец материала ветрового щитка, представляющий
собой плоскую квадратную пластину со стороной 305 мм, предварительно охлажденный
в течение 1 ч до температуры минус 29 °С и помещенный в качестве опоры по
периметру на плоскую горизонтальную неупругую рамку, подвергается удару груза
массой 1,25 кг, имеющего сферическую поверхность бойка радиусом 25,4 мм и
падающего с высоты 914,4 мм.
5.9 Испытание на прочность элементов привода Приложение А (справочное). Приводное устройство для испытания прочности элементов привода
Рисунок А.1 - Пример конструкции приводного устройства
Библиография
________________
|
|
|