Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме «А.Блок и его стихотворение «На лугу», С.Маршак и его стихотворение «Снег уже теперь не тот…»»

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кунгурский центр образования № 1»


 

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме «А.Блок и его стихотворение «На лугу», С.Маршак и его стихотворение «Снег уже теперь не тот…»»


 

2019 год


 

 

Должность

Ф.И.О.

Дата

Подпись

Разработал

Студент

Кулебакина А.Е.

   

Проверил и согласовал

Учитель

Алексеева Т.Ю.

   

Проверил и согласовал

Руководитель

Ленкова А.В.

   

Тема: А.Блок и его стихотворение «На лугу», С.Маршак и его стихотворение

«Снег уже теперь не тот…».

Класс: 2.

Тип урока: урок изучения нового материала.


 

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.Блока, с его стихотворением о весне «На лугу»; познакомить учащихся с биографией и творчеством С.Маршака, с его стихотворением «Снег уже теперь не тот…»; научить анализировать стихотворения «На лугу» и «Снег уже теперь не тот»; научить учащихся с помощью голоса и интонации передавать настроение данных стихотворений.

  • Развивающая: способствовать развитию выразительного чтения, речи, воображения, мышления, умения слушать и слышать; способствовать пополнению словарного запаса учащихся.

  • Воспитательная: воспитать у учащихся любовь к природе и бережное отношение к ней.


     

    Формируемые УУД:

  • Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слышать и слушать.

  • Регулятивные: умение оценивать своё понимание на уроке.

  • Познавательные: умение самостятельно определять тему и цели урока.

  • Личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру.


 

Оборудование: учебник по литературному чтению 2-ого класса (УМК

«Школа России», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина; 2 часть); аудио-стихотворения: А.Плещеев

«Весна» и «Сельская песня», А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег уже теперь не тот...»; раздаточный материал – лучики солнца, для проведения рефлексии.

Ход урока


 


 

I.

Организационный момент:

- Встали все около своих парт красиво.

 
 


 

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.

 
 


 

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжелика


 

Евгеньевна, сегодня я

проведу у вас урока литературного чтения. Садитесь. Проверьте, чтобы у вас на столах был учебник по литературному чтению, ручка и такой маленький листок. *показываю его*. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и улыбнемся. Итак, надеюсь, хорошее настроение у вас сохранится на протяжении всего урока.


 

II. Сообщение темы и цели урока:

- Сейчас я прочту вам 3 загадки. По руке вы мне скажите отгадки. Будьте внимательными.


 

Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)


 

Я раскрываю почки, в зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня … (Весна)

Рыхлый снег На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит,

К нам пришла… (Весна)


 

  • Верно! Молодцы! Ребята, а теперь скажите, пожалуйста, что вы изучали ранее на уроках литературного чтения? (Мы изучали стихотворения о весне). С каким автором вы познакомились на прошлом уроке? (С Алексеем Плещеевым) Отлично. Кто назовет стихотворения, которые вы изучили? («Весна» и

    «Сельская песня»). Отлично.

  • Давайте повторим одно из них, прослушав аудио. Стихотворение

    «Сельская песня». Но вы не будете просто так слушать стихотворение, ваша задача выписать прилагательные о весне, затем, после прослушивания, я послушаю ваши выписанные прилагательные.

  • А как вы думаете, какая сегодня тема урока?

  • Какие цели мы с вами поставим? Сегодня мы с вами познакомимся с двумя авторами, которых зовут А.Блок и С.Маршак, познакомимся с их стихотворениями, сравним их и проверим ваши знания, понимание сегодняшнего урока.


 

  1. Знакомство с биографией поэта А.Блока и его стихотворением «На лугу»:

    3.1 Знакомство с биографией поэта А.Блок:

    - Первый автор, с которым мы познакомимся сегодня, будет Александр Блок. *На слайде фото автора, его имя, годы жизни*


     

    image


     

    Александр Александрович Блок (1880 - 1921) - русский поэт, писатель. Родился в городе Петербурге в дворянской семье. Родители Блока расстались вскоре после рождения ребенка, и он воспитывался в семье матери.

    image

    Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в 13 лет вместе с двоюродными братьями издал рукописный журнал. Блок был и главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки. В старших классах гимназии Александр Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом поступил на юридический факультет. Однако любовь к литературе победила все остальные увлечения. Его стихи были поистине увлекательными и прекрасными.

    • Кто из вас запомнил, в какой семье он родился?

    • Кем Александр блок хотел стать в подростковом возрасте?

    • Молодцы. Сейчас мы с вами познакомимся с одним его стихотворением.

      1. Подготовка к восприятию стихотворения:

        1. Речевая разминка на м/презентации:

          • А теперь давайте прочтем две скороговорки, кто прочтет первую скороговорку медленно, спрашиваю только по руке?

          • А теперь кто быстрее?

          • Кто еще быстрее?


             

            image


             

        2. Словарная работа:

          • Ребята, а что означает слово «пашня»? Кто как думает? Пашня – это вспаханное поле.


             

            image


             

      2. Знакомство со стихотворением «На лугу»:

    • Откройте свои учебники на странице 114. Сейчас я включу вам аудио- стихотворение, а вы слушайте внимательно и следите за чтецом по тексту в учебнике.


       

      image


       

    • Как вы думаете, что увидел поэт весной? Приведите примеры из текста.

    • Давайте прочтем еще раз это стихотворение, кто прочтет выразительно нам его? Спасибо.

    • Как вы понимаете слова «леса вдали виднее»? (Говорится о том, что снег начал таять на деревьях)

    • Что значит «синее небеса»? (Это значит, что тучь и облаков на небе нет, поэтому небо стало синее)

    • А что значит «заметней и чернее на пашне полоса»? (Это значит, что на пашне растаял снег и теперь видно землю)

    • Что хотел поэт нам сказать в строках «и детские звончее над лугом голоса»? (Он хотел нам сказать, что сейчас дети все выходят гулять и играть на улицу).

    • Как вы понимаете выражения «весна идет сторонкой»? (Что весна вот-вот придет, она совсем рядом).

    • Почему поэт задает такой вопрос «да где ж сама она?» (Потому что это ранняя весна, и она полностью еще «не расцвела»).

    Что означают строки «чу, слышен голос звонкий. Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко в ручье журчит волна»? (Что снег тает, весна только наступает).

    • А как вы думаете, можно ли услышать песню ручья? (Да, можно). Сейчас я вам включу мелодию ручья, а вы все закроете глаза и будете представлять картину по тексту стихотворения.

    • Молодцы. Что вы представили? Я представила, как бежит ручей, пробуждается природа, становится теплее. Если у вас получилось почувствовать настроение стихотворения, покажите мне вот так. *показываю большой палец вверх*.

    • Кто прочтет нам еще раз это стихотворение выразительно? Спасибо.

    • Следующий поэт, с которым мы познакомимся сегодня – Самуил Маршак. Но перед тем как узнать его лучше, мы с вами немного разомнемся.


     

    ФИЗМИНУТКА – АУДИО.

    -Давайте встанем около своих парт и под мелодию сделаем разминку.

    Повторяйте за мной: *включаю мелодию весны*

    Потянулись, повернулись, наклонились, обернулись, еще раз потянулись и тихонько сели.

    -Молодцы.


     

  2. Знакомство с биографией поэта С.Маршака и его стихотворением

    «Снег уже теперь не тот…»:

    1. Знакомство с биографией С.Маршака:

      Что вы знаете о Самуиле Яковлевиче?

      • А теперь обратите внимание на слайд.

      • Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист.

        image

        Автор популярных детских книг. Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта и считал его вундеркиндом. В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты. В 1922 году Маршак переехал в Петроград, а в 1923 году выпустил свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).

      • Какие еще вы знаете произведения Самуила Маршака?

      • Под каким городом Самуил провел свое детство?

    2. Словарная работа:

      • А что такое стёжки? Как вы думаете? Стёжка или стёжки – это та же самая тропинка.

        image

      • Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, который называется «Снег уже теперь не тот…».

    3. Знакомство со стихотворением «Снег уже теперь не тот…»:

      • Откройте учебник на страницу 115. Сейчас я вам включу аудио- стихотворение. Слушайте внимательно и в тексте следите за чтецом. Затем, я задам вам вопросы.


         

        image


         

      • О каком месяце идет речь в этом стихотворении? (О марте)

      • Как вы определили, что речь идет о марте? (Потому что лёд треснул, а он начинает трескаться в начале весны, а месяц первый у весны – март. И именно в марте появляются почки на вербе).

      • Какие краски весны вы увидели в этом стихотворении? Приведите примеры из текста. ( «…Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки».)

      • Какие звуки весны в этом стихотворении вы услышали? (Раскололи, треснул, зачирикал).

      • Кто прочтет выразительно стихотворение? Кто хочет прочесть ещё?

      • Отлично. А теперь объясните, как вы понимаете выражение «серебром светятся сережки»? (В переносном значении обозначает, что сережки на вербах светятся, блестят, они яркие и прекрасные). Молодцы!


       

  3. Проверка знаний:

    • Итак, сейчас проверим, насколько вы запомнили материал, решим вместе маленький тест. Я читаю вам вопрос и варианты ответов, а вы по руке отвечаете полным ответом.


       

      image


       

      image


       

      image


       

    • Молодцы! С заданием справились!


     

  4. Анализ стихотворений:

    • Что же всё-таки объединяет стихотворения А. Блока и С. Маршака? (В этих стихотворениях одинаковая тема и настроения произведения).

    • Какое настроение в этих стихотворениях?

    • Какая весна у Блока и Маршака? Приведите примеры из текста.

    • Найдите в стихотворениях строки, которые понравились вам большого всего.


     

  5. Итог урока. Рефлексия:

Итак, ребята, с какими авторами мы познакомились? С какими стихотворениями мы познакомились? Какое стихотворение вам понравилось больше? А почему данное стихотворение вам понравилось больше? Какие цели мы с вами ставили в начале урока?

  • Ребята, у меня на столе лежат лучи солнца. Есть голубые лучи, есть жёлтые. Сейчас я буду вызывать по ряду, вы будете подходить и клеить лучи к солнцу. Если вам понравился урок, то жёлтый луч возьмите и наклейте к солнцу. Если урок вам не понравился – голубой луч.

  • Вы все молодцы. И вместе с вами я прикреплю жёлтый лучик , потому что мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок. До свидания, ребята!

 

 

 

////////////////////////////