Лето. Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста (Чохонелидзе Т.А.) - 2010 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

Лето. Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста (Чохонелидзе Т.А.) - 2010 год

 

В этом выпуске журнала «Конфетка»мы завершаем публикацию материалов для

закрепления на логопедических занятиях лексической темы

«Времена года:лето».

Предлагаемые лексические материалы для совместного рассматривания картинок и выполнения заданий с детьми расширят их знания об окружающем мире,будут способствовать развитию речи,мышления и памяти.

Пособие адресовано родителям, учреждений.

логопедам,

воспитателям дошкольных


 

ОТ АВТОРА

Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром занимает большое место в системе воспитания и обучения детей до- школьного возраста.Ребенок каждый день открывает для себя что-то

новое.Природа для него

разнообразный и удивительный мир.

Надеюсь,что предлагаемая книга привьет ребенку любовь к природе, а приведенные в ней загадки и стихи помогут не только развить мышление и память,но и прикоснуться к поэтической русской речи.

Формирование словаря и грамматически правильной,связной речи

вот основные задачи ее развития.Словарная работа

  • планомерное

    расширение,углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, о жизни людей;в процессе ее происходит количественное накопление ребенком слов,освоение их содержания и активное использование. Овладевая словарным запасом,ребенок усваивает и грамматический строй.Содержательность речи ребенка,полнота и последовательность его высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка, поэтому развитие связной речи должно осуществляться комплексно.

    Основные задачи пособия:

    • расширить знания и представления об особенностях времен года;

    • обогащать словарный запас,развивать связную речь, учить

      давать полные ответы на вопросы;

    • воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по вопросам;

учить выразительно читать наизусть стихотворения;

активизировать внимание и память,развивать логическое

мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщения.

Ребенок всегда испытывает потребность в общении,но его речь бывает скудной,непонятной.Причин может быть много:маленький словарный запас,трудности при описании предметов,явлений и са- мостоятельном рассказывании.Наше пособие не научит ребенка сразу всему,но поможет родителям в работе с ребенком по каждой теме, постепенно подводя его к связному рассказу. Единственное, что требуется от ребенка для успешных занятий по этой книге,— желание

заниматься,узнать новое и обобщить уже известное,а родителям

набраться терпения.Вместе у вас все получится!



з

ЛЕТО

Дорогой друг,знаешь ли ты сколько времен года?(Четыре — зима,весна,лето, осень.)

Сколько месяцев в году?(Двенадцать.)

Как их зовут? (Январь,февраль,март,апрель,май,июнь,июль,август, сентябрь,октябрь,ноябрь,декабрь.)

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. А ты знаешь,когда поспевает земляника?(Летом.)

А что такое лето?(Одно из четырех времен года.)

Из сказки

«Двенадцать месяцев»пришли к нам летние месяцы.Их зовут:июнь,

июль,август.



Первый летний месяц

ИЮНЬ

июнь.Дни долгие,солнечные и теплые.В жаркие

июньские дни бывают грозы,сильные дожди и ливни.А после дождя сияет солнце и появляется разноцветная радуга.

В июне густые,сочные травы и яркие цветы украшают поля,луга,сады и парки. Листья на деревьях и кустах свежие,зеленые.В июне цветут рябина,малина,жасмин. В лесах созревает земляника.Июньский лес полон жизни:поют птицы,звери заняты заботой о детенышах,в гнездах появляются птенцы.

В лесах и лугах над цветами порхают бабочки,летают стрекозы,пчелы и шмели. В полях зреет пшеница,рожь,ячмень.


image

июль

ИЮЛЬ второй летний месяц,в народе его называют «сердцем лета».

Солнце поднимается высоко,светит ярко.Июль месяц сладких ягод и душистых трав.Разные цветы украшают луга и поля:цветут ромашки,колокольчики,васильки. В середине месяца зацветает липа и привлекает к себе пчел.В лесу поспевают сладкая малина,брусника,ежевика.

Появляются первые грибы:волнушки,рыжики,боровики.

Сыты в июле все жители леса:медведь лакомится спелой малиной,ежик ловит насекомых и собирает дождевых червей.В траве прыгают и трещат кузнечики,а птичьи голоса становятся тише.

В июле в деревнях начинаются сенокосы.Для ребят июль веселое,беззаботное

время,когда можно купаться,загорать,удить рыбу,собирать грибы и ягоды.


image


5


Август

АВГУСТ

последний летний месяц,когда лето идет на убыль.Дни становятся

короче.Август самый щедрый месяц:в садах поспевают яблоки,груши,сливы,в огороде овощи,а в лесах много ягод и орехов.

В конце августа на деревьях появляются первые желтые листочки.

Жизнь в лесу постепенно замирает.Многие животные начинают делать запасы.В августе убирают с полей урожаи пшеницы и ржи.В садах и огородах собирают овощи и фрукты.


image


6

Каждый летний месяц приготовил много интересных вопросов, заданий, игр о лете. Если ты готов, присядь поудобнее и начни скорей отгадывать загадки и искать отгадки в картинках.

image

Задание.Отгадай загадку.

Солнце печет, Липа цветет.

Рожь поспевает. Когда это бывает?

(Летом.)


Летние месяцы принесли свои летние слова и только летом мы их произносим.


7


image

Задания.Рассмотри картинки. Назови и покажи, что бывает летом.


Гром,гроза,дождь,радуга.


Дети купаются и загорают.


Все деревья одеты зеленью.


Летают бабочки,ползают муравьи.


Птицы высиживают птенцов.


В лесу растут грибы.


Цветут колокольчики,ромашки,травы.



8


image

Задание.Отгадай загадки. Поднялись ворота Всему миру красота.

(Радуга.)


Разноцветное коромысло Над рекой повисло.

(Радуга.) image


9

Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто ни пройдет - всяк поклон отдает. (Земляника)


image

Кто это такой садовник Полил вишню и крыжовник,Полил сливу и цветы,Вымыл травы и цветы?

(Дождь.)



image


10


Вместе с тучей золотистой Просыпается артист.

Голосисто-голосисто Заливается горнист.

(Петух.)

Лето время отдыха.

Летом дети с родителями едут на дачу,в деревню,ходят гулять в лес.

Хорошо в лесу летом!

А ты был в лесу?Что такое лес?Вспомни лесные прогулки.Кого и что можно увидеть там?

Все дети,да и взрослые любят собирать землянику.

Задание для родителей. Объясните ребенку значение слова

земляника.

Земляники в лесу очень много,а чтобы ты смог собрать еще больше, летние месяцы дарят тебе специальную «земляничную»считалочку.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки.



ю

Задание.Выучи считалочку по картинке


image

Задание для родителей.Расскажите ребенку, что такое радуга и когда она появляется.

Задание.Раскрась картинки.



image


image

Задание.Назови картинкам, чего и кого много летом.


image

Летом много ...(цветов).


Летом много ...(листьев).


Летом много ...(дождей).


Летом много ...(солнца).


Летом много ...(птиц).


ю


ю


image

Летом много ...(бабочек).


image


Летом много…(.птенцов).


Летом много... (насекомых).

Каких насекомых можно увидеть летом?

Задание.Рассмотри картинки и назови только насекомых. (Комар,

бабочка,муравей,пчела,жук,кузнечик,гусеница.)

Вниманию родителей!Если ребенок ошибётся улитка и дождевой червяк не насекомые.


image


Задание.Назови насекомых во множественном числе и со словом

много.

Образец.Пчела пчелы много пчел.


12


13


image


14


15


16

Задание.Угадай, кто где живет?

Кто живет в земле?(Земляной червь).


Кто живет в траве?(Кузнечик.)

Кто живет на дереве?(Паук,жук.) image Кто живет на цветке?(Бабочка.)

image

Задание.Отгадай загадки. Ни зверь,ни птица,

А нос,как спица.

(Комар.)


Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел. Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)



Задания.Раскрась отгадку. Рассмотри и назови части тела бабочки. (Крылышки,

усики,лапки,голова,брюшко.)



image

Задания.Посчитай и назови насекомых. Соедини линиями одинаковых насекомых.

Образец.Один жук,два жука...Один муравей,два муравья...Одна пчела,две пчелы...

А теперь назови их всех одним словом.(Насекомые.)Покажи и назови части тела насекомых.(Голова,глаза,тельце,жало,крылышки,лапки,брюшко.)



image



Задание.Ответь на вопрос: сколько всего жуков? (Шесть жуков.)


Задание.Отгадай и запомни загадки.

Осенью в щель забьется, весной проснется.

(Муха.)


Голубой вертолет

Над лужайкою плывет. Полетал он,покружился, И на травку опустился.

(Стрекоза.)


Задание.Обведи насекомое, которое смотрит налево, и раскрась насекомое, которое смотрит направо.


image


Игра «Четвертый лишний»


Задание.Найди, кто лишний, и ответь почему.

Пчела — птица — муравей — комар.(Лишняя — птица,она не насекомое.)


image

Задание.Отгадай загадку. Найди на рисунке это насекомое и

раскрась его.

А каких еще насекомых ты видишь?


Два рога,а не бык. Шесть ног без копыт. (Жук.)


image

20


Хорошо летом гулять не только в лесу,но и на лугу,а там столько цветов.

Какие цветы ты знаешь?

Какие цветы распускаются летом?(Ромашки,васильки,ко- локольчики.)

Задание.Назови цветы и раскрась их.


image

21

image

Задание.Отгадай загадку.


Стоят в поле сестрички Желтый глазок,белые реснички.(Ромашки.)

Нарядные сестрички Весь день гостей встречают, Медом угощают.

(Колокольчики.)


image


22


23


Игра «Четвертый лишний»


Задание.Какая картинка лишняя и почему?

Ромашка — земляника — колокольчик — василек.(Лишняя — земляника,она не цветок,а ягода.)


image image


24

Задание.Назови цветы во множественном числе и со словом

image

много.

Образец.Василек,васильки,много васильков

Колокольчик, ромашка, ландыш, незабудка.


image

Задание.Назови одним словом цветы, которые растут на лугу ... (луговые), в лесу ... (лесные), на поляне ... (полевые), в саду ... (садовые).

Цветы и травы,которые лечат людей,называют лечебными.

Задание.Покажи на рисунке и назови слова: клумба,букет.


image

Что такое букет?Что такое клумба?


image

3adaHue. Coep,111H111 40erb1 e 6yKeTbl pa3Ho40eTHblMlll IllllHWlMlll.


image

Задание.Посчитай и назови цветы. Раскрась. Образец.Один василек,два...


image


Задание.Назови предложение с недостающим маленьким словом (предлогом).


Слова на выбор:на,к,с,за,о. Оля вырастила цветы ...клумбе. Оля подошла ...клумбе.

image

Оля ухаживала ...клумбой. Оля заботилась ...клумбе. Оля срезала розу ...клумбы.

image

Задание.Составь предложения по картинкам, используя предлог

под.


Ромашка растет под деревом.


Роза растет под окном.


Гриб растет под елкой.


Земляника растет под кустом.


Муравей сидит под корягой.


Бабочка летает под цветком.


Улитка сидит под грибочком.



Летом поспевает много ягод.

Задания.Рассмотри и назови картинки. А теперь назови все одним словом. (Ягоды.)

Соедини линиями лесные ягоды с картинкой «лес»,а садовые с картинкой «сад».Раскрась ягоды.


image

Задания. Назови, что можно приготовить из ягод. Используй слова: сок, компот, кисель, повидло, варенье, джем, сироп, желе.


image

Сок из клубники.(Клубничный сок.)


image

Варенье из клубники. (Клубничное варенье.)


Желе из крыжовника.(Крыжовниковое желе.)


Джем из ежевики.(Ежевичный джем.)


Сироп из малины.(Малиновый сироп.)


Кисель из черники.(Черничный кисель.)

Игра «Четвертый лишний»


Задание.Какая картинка лишняя и почему?



Повидло из земляники.(Земляничное повидло.)


image


Земляника колокольчик малина крыжовник.(Лишний —

колокольчик,он не ягода.)



image

Задания.Рассмотри картинки, на которых изображены лето и зима.

Составь по картинкам сравнительный рассказ.

Летом жарко,а зимой холодно.

Летом светит яркое солнце,а зимой небо пасмурное. Летом на земле трава,а зимой снег.

Летом на деревьях листья,а зимой их нет.

Летом дети купаются в речке,а зимой катаются на коньках. Летом дети катаются на велосипеде,а зимой на санках.

Летом дети играют в мяч,а зимой играют в снежки.


image

Задания.Составь предложение из слов. Перескажи получившийся рассказ. Нарисуй картинку к рассказу.

В,жарко,лес,тихо,и. Ярко,солнышко,светит,на,небо. Зеленая,травка,выросла.

На,листочков,много,деревьях. Цветы,много,выросли.

Ягоды,на,кусты,висеть,малина,крупные.Жуки,бабочки,много, летать.В,лес,хорошо!


Задание.Послушай и выучи поговорки о лете. Июнь конец пролетья,начало лета.

В июне на дворе пусто,а на поле густо.

Июнь с косой по лугам прошел,а июль с серпом по хлебам побежал. Июньские зори хлеба зорят,дозревать скорее велят.

Июль макушка лета.

Июль краса лета,середина цвета.

Июль хоть разденься,а декабрь потеплее оденься. Август разносол,всего вдоволь.

Овсы да льны в августе смотри.

В августе серпы греют,вода холодит.

В августе до обеда лето,после обеда осень. В августе лето навстречу осени вприпрыжку летит.


image

Летние месяцы приготовили нам историю о лете.Они хотят научить нас рассказывать,а чтобы было легко,они придумали для нас картинки- подсказки.Смотри и рассказывай.

Задание для родителей. Каждому предложению соответствует картинка. Читайте предложения и по порядку

рассматривайте с ребенком соответствующие картинки.


Лето

Наступило жаркое лето.



image


image


image


image


Для ребят лето пора!

image

image

чудесная


Летом солнце светит ярко.



На лугах и полях распускаются яркие цветы.

Летом после грозы появляется разноцветная радуга.


Над лугами порхают бабочки,стрекозы,а из чашечек цветов сладкий нектар пьют пчелы и шмели.


Летом можно купаться,загорать,удить рыбу,весело играть.

Лето

веселая пора для детей.Летом ярко светит солнце,жарко.И

любимое занятие

это резвиться у воды.Можно купаться,нырять,

загорать.А что можно делать на воде?(Ловить рыбу,кататься на лодке.)

Задание.Расскажи, какие еще есть летние забавы? (Кататься на велосипеде,самокате,ходить в лес за грибами и ягодами,играть в футбол.)


image

Задание.Послушай и выучи стихотворение «Летом».

Мелькают крылья ласточки На солнце серебром; Луга цветами убраны, Леса шумят кругом.

Как солнцу рады ласточки, Как высоко взвились!

Звенит их криком радостным Вся голубая высь.

Поля кругом раскинулись,— Конца им не видать.

Рож поднялась,волнуется,— Простор и благодать!

И.Белоусов


image

Задание.Назови по картинкам летние забавы детей.


Купаются в реке и загорают на берегу.


Катаются на лодке.


Ловят рыбу. image


Катаются на велосипеде. image


Играют в футбол.



image

Качаются на качелях.


image



Играют в бадминтон.


39

Задания.Внимательно рассмотри серию картинок. Составь по ним рассказ «Как Миша ловил рыбу».


image


image


Образец.Летом Миша приехал к бабушке на каникулы.Рядом было большое озеро.В нем водилась разная рыба...

Задания. Составь рассказ по сюжетной картинке. Отвечай на вопросы полными предложениями.Составь по ним рассказ.

Какое было время года? Куда пошли дети?

image

Что взяли с собой дети в поход? Где дети разбили свой лагерь? Кто чем был занят?


Задания.Раскрась картинку «Лето». Составь по ней рассказ.



image

Задание.Рассмотри картинки. Назови времена года и расставь их по порядку.


Лето а что потом?


image


image image

Но вот настало время прощаться с летом и летними месяцами.Июню,июлю и августу очень понравились ваши ответы.

Но им пора уходить,а свой волшебный посох они должны передать следующему времени года.Как вы думаете,какому?Правильно осени и осенним месяцам:сентябрю,октябрю и ноябрю.

Встретимся осенью.До свидания,ребята!


 

 

 

////////////////////////////