Логопедическая грамматика для детей Пособие для занятий с детьми 6-8 лет (Ольга Новиковская)

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопедическая грамматика для детей Пособие для занятий с детьми 6-8 лет (Ольга Новиковская)


Введение

Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис — словосочетания и предложения.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуются не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов.

Необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых.

В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки.

К шести-семи годам словарь ребенка достигает 3000-3500 слов. Малыш уже свободно владеет речью и в состоянии выражать словами свои мысли и чувства, высказывать отношение к увиденному. Маленький собеседник все активнее участвует в разговоре со взрослыми и со сверстниками: спорит, рассуждает, достаточно мотивированно отстаивает свое мнение, пытается убеждать.

Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания («на скорую руку», «ни свет ни заря» и т. п.), умение употреблять образные слова и выражения.

Дошкольник к шести годам вполне усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении, употребляет все части речи. Значительно уменьшается число неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.

В то же время быстро растущий словарный запас может характеризоваться не всегда точным пониманием новых слов, а в связи с этим их неправильным употреблением. В речи ребенка иногда еще наблюдаются ненормативные варианты словоизменения (например, «ухи» вместо «уши»,

«пени» вместо «пни»), а также ошибки словообразования (например, «стреляльщик» вместо

«стрелок», «драчуниха» вместо «драчунья»).

В момент обучения словоизменению взрослый должен давать ребенку сопоставление начальной и косвенной форм слова. Это делается интонационно: голосом подчеркивается разница в звучании окончаний слова, например, «карандаш — карандашОМ», «ложка — ложкОЙ»,

«туфли — много туфЕЛЬ», «носки — много носКОВ».

Сначала ребенку предлагается, глядя на картинку, закончить предложение или вставить в него пропущенное слово в нужной грамматической форме. Затем задание усложняется — юный ученик должен самостоятельно составлять аналогичные фразы, отвечая на вопрос взрослого или пользуясь

опорными словами.

Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку — лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров.

А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

Эта книга станет первым учебником ребёнка породному языку. Малыш под руководством взрослого сможет заниматься по ней, постепенно получая и тут же закрепляя на практике свои морфологические и синтаксические навыки.

В игровой форме юный исследователь будет учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи.

Достоинством данной книги является то, что для проведения с ребёнком описанных в ней грамматических игр не требуется никаких дополнительных материалов в виде игрушек или картинок. Все необходимые иллюстрации к играм приводятся в самой книге. Взрослому остается только открыть ее и начинать занятие с ребенком.


Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике

Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать ее картинки, а другой малыш, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. Ориентировочная продолжительность занятия:

для детей 6-7 лет— 15-30 минут, для детей 7-8 лет — 30-45 минут.

Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринужденной. Занимаясь с малышом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка — нелегкий труд.

Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следующему. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, не пытайтесь сразу же добиться результата. Ребёнок дошкольного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяйте игры на простое заучивание с ребёнком грамматических форм слов — это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребёнка работать с книгой.

Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребёнку не роль ученика, а роль учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное — как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи.

Помните:

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Желаем успехов вам и вашему малышу. Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой.

КТО И ЧТО

Цель: определение одушевлённых и неодушевлённых существительных.


Прочитай слова и подбери к ним подходящие картинки. Соедини линиями слова и картинки.

КТО ЧТО



image

ПРИДУМАЙ ИМЯ

ЦЕЛЬ: образование существительных от различных частей речи.


Методические указания. В этой игре в качестве примеров приведены существительные с суффиксами -ок-, -ун-, -ыш. Если ребёнок хорошо справляется с заданием, подскажите ему другие способы словообразования: красивый — красавец, трудится — трудяга, обманывает — обманщик, попрошайничает — попрошайка.


Родились у кошки котята, все такие красивые, смышлёные, игривые...

Мы решали, мы гадали, Как же нам котят назвать? Давай подумаем вместе.


image


image

А теперь постарайся сам придумать имена для котят. Дай имя котёнку, который много спит, который много ест, часто мяукает или царапается. Дай имена рыжему, пёстрому, тихому, хитрому, смелому котёнку.


Слова для справок: Соня, Обжорка, Тихоня, Царапун, Рыжик, Хитрец, Смельчак и т. д.

ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ


ЦЕЛЬ: образование прилагательных от существительных.


В новом городе много улиц. Все они широкие, красивые, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили и никогда не путали.


image


image


На этой улице есть фонтан. Назовём её Фонтанная.

На этой улице стоит школа. Назовём её Школьная.


На этой улице много дубов. Назовём её ... {Дубовая). На этой улице много берёз. Назовём её ... {Берёзовая). На этой улице много садов. Назовём её ... {Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовём её ... {Аптечная).

На этой улице находится библиотека. Назовём её ... {Библиотечная). На этой улице находится больница. Назовём её ... {Больничная). На этой улице находится театр. Назовём её ... {Театральная).

Придумай ещё несколько названий улиц сам.


Подсказка для взрослых: парк, липы, клёны, ели, музей, стройка, река, озеро и т. д.

ЧЕГО НЕ СТАЛО

Цель: трудные случаи употребления существительных в родительном падеже множественного числа.


Методические указания. Взрослый просит ребёнка показать и назвать предметы на картинке, а затем закрыть их ладошкой и сказать, чего не стало. Если ребёнок неправильно склоняет существительные, поправьте его.


image image


Это вишни. Нет вишен.

Это окна. Нет окон.



image

Это башни. Нет башен.



image

image

Это яблони. Нет яблонь.

Это пни. Нет пней.


image image

Это сапоги. Нет сапог. Это туфли. Нет туфель.



image image

Это апельсины. Нет апельсинов. Это яблоки. Нет яблок.


image image

Это карандаши. Нет карандашей. Это носки. Нет носков.


image image

Это ружья. Нет ружей. Это перья. Нет перьев.


 

Трудные случаи: нет ботинок, сапог (но! сапогов-скороходов),

чулок (но! носков), погон;

нет солдат, гусар, драгун (но! минёров, сапёров);

нет апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов (и баклажан).

СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ

ИГРА №1


ЦЕЛЬ: употребление простых предлогов из и за и сложного предлога из-за.


Методические указания. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.


Рассмотри схемы, сравни и запомни, в каких случаях употребляется предлог из, в каких за, а в каких из-за.



image


image

СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ

ИГРА №2

ЦЕЛЬ: употребление простых предлогов из и под и сложного предлога

из-под.

Методические указания. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.

Рассмотри схемы, сравни и запомни, в каких случаях употребляет- ся предлог из, в каких под, а в каких из-под.


image


image


ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ И МЕЖДУ

ЦЕЛЬ: правильное употребление предлогов через, сквозь и между.


Методические указания. Взрослый начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.

Рассмотри схемы. Сравни и запомни, в каких случаях употребляется предлог через, в каких сквозь, а в каких между.


image


image


ВСТАВЬ СЛОВЕЧКО

ЦЕЛЬ: закрепление правильного употребления предлогов.


Слушай внимательно! Я сейчас буду читать предложения, в которых потерялись маленькие словечки. Подумай, какие это могут быть слова. Верни их на свои места, чтобы сразу всё стало понятно.


image


image image


BHT.H nonlihIJI ... 6epera


image


KoUIKa 3a.Jie3Jia ... nepeBo.

Kopa6Jlb 0Tqa.JI11JI ... 6epera.



image


image

3Ta CKa3Ka ... 3oJiyUIKy.


image

 


image


Петух сидит ... жёрдочке. Утята плавают ... воде.

Свинья спит ... скамейкой. Собака лежит ... будке.

Лошадь стоит ... домом. Девочка выглядывает ... окошка. Корова пасется ... забором.

Гнездо свито ... дереве. Птенцы сидят ... гнезде. Курица бежит ... забора. Кошка охотится ... крыше. Птица летит ... домом.

ВМЕСТО ИМЕНИ

ЦЕЛЬ: употребление личных местоимений.


Послушай маленькие рассказики. Если заметишь ошибки, исправь их. Обрати внимание на коротенькие словечки, которые заменяют имена и названия предметов.


image

Кошка свернулась в клубок. Она хочет спать.

Слово кошка можно заменить на словечко она.


image image

Дети ходили в библиотеку. Вите купили лыжи. Он ката-

Она взяли там книги. (-) ется на лыжах. (+)


image image

Шофер взял из гаража запасное Маша ходила в кино. Он колесо. В дороге оно может при- посмотрела интересный годиться. (+) фильм. (-)


image image

У меня есть брат. Его зовут У меня есть сестра. Его

зовут

Сережа. Ему пять лет. (+) Маша. Ему десять лет. (-)


image image

Витя болеет. У нее болит Мои друзья — Вера и Миша.

Ты

горло. (-) знаешь их? Я тебя познакомлю с

ними. (+)

ДРУЖНАЯ КОМАНДА

ЦЕЛЬ: склонение личных местоимений.

Грамматическая справка. Личные местоимения склоняются, то есть изменяются по падежам:


И. п. (кто?)

я

ты

он

она

мы

вы

они

Р. п. (кого?)

меня

тебя

его

её

нас

вас

их

Д. п. (кому?)

мне

тебе

ему

ей

нам

вам

им

В. п. (кого?)

меня

тебя

его

её

нас

вас

их

Т. п. (кем?)

мной

тобой

им

ею

нами

вами

ими

П. п. (о ком?)

обо мне

o тебе

o нём

o ней

o нас

o вас

o них


Помоги ребятам из волейбольной команды рассказать о своей любимой игре и о себе. Для этого ответь на вопросы.



image


Я хорошо играю в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... меня. Я всегда отбиваю мяч, если мяч бросают (кому?) ... мне. Все довольны (кем?) ... мной. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?) ... обо мне.


Ты хорошо играешь в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... тебя. Ты всегда отбиваешь мяч, если мяч бросают (кому?) ... тебе. Все довольны (кем?) ... тобой. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?) ... о тебе.

Он хорошо играет в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... его. Он всегда отбивает мяч, если мяч бросают (кому?) ... ему. Все довольны (кем?) ... им. «Молодец!» — говорят друзья (о ком?) ... о нём.


Она хорошо играет в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... её. Она всегда отбивает мяч, если мяч бросают (кому?) ... ей. Все довольны (кем?) ... ею.

«Молодец!» — говорят друзья (о ком?) ... о ней.


Мы хорошо играем в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... нас. Мы всегда отбиваем мяч, если мяч бросают (кому?) ... нам. Все довольны (кем?) ... нами. «Молодцы!» — говорят друзья (о ком?) ... о нас.

Вы хорошо играете в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... вас. Вы всегда отбиваете мяч, если мяч бросают (кому?) ... вам. Все довольны (кем?) ... вами. «Молодцы!» — говорят друзья (о ком?) ... о вас.

Они хорошо играют в волейбол. Друзья хвалят (кого?) ... их. Они всегда отбивают мяч, если мяч бросают (кому?) ... им. Все довольны (кем?) ... ими. «Молодцы!» — говорят друзья (о ком?) ... о них.

НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ

Цель: образование существительных с помощью суффиксов -щик, -чик, -ик, - тель, -ец.


Ответь на вопросы.


Кто носит багаж? Багаж носит носильщик.

Кто сваривает трубы? Трубы сваривает ... (сварщик).

Кто делает часы? Делает часы ... (часовщик).

image

Кто управляет самолётом? Самолётом управляет лётчик.


Кто переплетает книги?

Книги переплетает ... (переплётчик).


Кто кладет паркет?

Паркет кладет ... (паркетчик).


Кто чинит водопровод? Водопровод чинит ... (водопроводчик).


Кто учит детей? Детей учит учитель.


image

Кто строит дома?

Дома строит ... (строитель).


Кто водит городской транспорт? Транспорт водит ... (водитель).

Кто пишет книги?

Книги пишет ... (писатель).

Кто читает книги? Книги читает ... (читатель).


image image



image

Кто рисует картины? Картины рисует художник.


Кто чинит сапоги?

Сапоги чинит ... (сапожник).


Кто складывает печи? Печи складывает ... (печник).


Кто поёт песни? Поёт певец.


Кто куёт металл? Металл куёт ... (кузнец).

Кто убирает двор?

Двор убирает ... (дворник).


Кто продаёт товары? Продаёт ... (продавец).


Вот как много профессий мы назвали! Но на самом деле их гораздо больше. Какая профессия у твоего папы, у твоей мамы? Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?

ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ


Цель: образование существительных женского рода. Помоги мне подобрать нужное слово.


Мужчина — художник, а женщина — художница. Мужчина — писатель, а женщина ... (писательница). Мужчина — продавец, а женщина ... (продавщица). Мужчина — лётчик, а женщина ... (лётчица).

Мужчина — повар, а женщина ... (повариха).

Мужчина — ткач, а женщина ... (ткачиха). Мужчина — портной, а женщина ... (портниха). Мужчина — артист, а женщина ... (артистка). Мужчина — пианист, а женщина ... (пианистка). Мужчина — скрипач, а женщина ... (скрипачка).


image image

Мужчина - певец, Мужчина - учитель,

а женщина ... (певица). а женщина ... (учительница).


Есть среди профессий и такие, которые называются одинаково и у мужчин, и у женщин, например: врач, фотограф, секретарь, инженер, строитель, режиссёр, судья.


Какая профессия у твоей мамы?

Если мама занята хозяйством - работает дома, её называют домохозяйка.

ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ

Цель: определение рода и числа имён существительных.


Прочитай слова и подбери к ним подходящие картинки. Соедини линией слово и картинку.

image

ОН ОНА ОНО ОНИ


Памятка для взрослых. Обратите внимание на трудные случаи определения рода имён существительных:

мужской род — зал, занавес, тюль, рельс, женский род — оладья, манжета, сандалия, туфля.

ЕСТЬ И НЕТ

Цель: употребление существительных с подвижным ударением (его место меняется при склонении).


Методические указания. Сначала взрослый обыгрывает первую пару картинок, давая ребёнку речевой образец (необходимо следить за правильностью расставления ударения). Затем ребёнок повторяет те же действия и слова. После этого обыгрывается вторая пара картинок и т. д.


Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано, а потом закрой ладошкой эту картинку и скажи, чего не стало. Вот так:


image image


Есть дождь. Нет дождя.


image image

Есть изба. Нет избы. Есть избы. Нет изб.


image

Есть доска. Нет доски. Есть доски. Нет досок.

Вижу доски. Иду по доскам.



image


Есть простыня. Есть простыни. Нет простынь. Нет простыни.


image


Есть волк. Нет волка. Есть волки. Нет волков.

РАССКАЗ МАЛЬЧИКА

Цель: перенос ударения на предлог в словосочетаниях на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.


С утра надену на голову меховую шапку, наброшу шубу и бегом во двор. Сяду на санки и мчусь с горы. Иногда санки упадут набок, и покачусь я кубарем под гору.

В другой раз надену на ноги лыжи и опять на улицу до самого вечера. А начнет надвигаться из лесу вечерняя темнота, тут я домой. Приду весь в снегу, уставший, но довольный. Поставлю у печки валенки, повешу шубу. Глядь, а с них на пол лужица натекла. Бабушка поворчит на меня, головой покачает, а сама, вижу, улыбается.


image


Ответь на вопросы. Старайся отвечать не одним словом, а полными предложениями:


1. Как мальчик одевался на улицу? Что он надевал на голову?

Что он обувал на ноги!

  1. На чём мальчик катался с горы?

  2. Почему мальчик покатился кубарем? Куда он покатился? (Под гору).

  3. Откуда вечером надвигается на деревню темнота? (Из лесу).

  4. Где мальчик сушил свою одежду?

  5. Что натекло на пол?

  6. Откуда взялась вода?


Как ты думаешь, бабушка сердится на мальчика?


ДВА БРАТЦА

Цель: образование и употребление существительных с уменьшительным суффиксом -ик- и увеличительным суффиксом -ищ-.


Жили-были два братца. Младшего звали Ик. Был он маленький и худенький. А старшего звали Ищ. Он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жилище. Ик построил себе маленький домик, а Ищ — большой домище.


image image


image

Стали братья огороды копать. Ик вскопал ... (огородик), а Ищ — (огородище). Стали они сажать около дома деревья и кусты. Младший Ик посадил ... (кустик), а старший Ищ — (кустище). Каждый завёл себе кота: у братика Ик был маленький ... (котик), а у брата Ищ — большой ... (котище).


Посмотри на этих котов и скажи, как у каждого из них называются: рот, нос, хвост, глаза, усы и лапы.


Слова для справок:

ротик — ротище носик — носище лапки — лапищи хвостик — хвостище глазки — глазищи усики — усищи


ПОПРОСИ И РАССКАЖИ

Цель: употребление глаголов в настоящем, прошедшем времени, в повелительном наклонении глаголов; чередование согласных в глагольных формах.

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.


image image

Маше надо вытереть пыль. Что делает Маша?

Что надо делать Маше? (Маша вытирает пыль). (Вытирать пыль). Попроси

Машу об этом. (Маша, вытри пыль).

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка:

Что делала Маша? (Маша вытирала пыль).


image image

Ребята хотят жечь костёр. Что делают ребята?

Что хотят делать ребята? (Ребята жгут костёр.) (Жечь костёр).

Попроси ребят об этом.

(Ребята, жгите костёр.)

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка:

Что делали ребята? (Ребята жгли костёр).


image

Папе с сыном надо ехать на машине.

  • Что надо делать? (Надо ехать). Как мальчик попросит папу об этом? (Папа, поезжай).

  • Что делает машина? (Машина едет).

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делала машина? (Машина ехала).



image image

Диме надо махать флажком. Что делает Дима?

Что надо делать Диме? (Дима машет флажком.) (Махать флажком.)

Попроси Диму об этом.

(Дима, маши флажком.)

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делал Дима? (Дима махал флажком.)


image


Что делает Вова? (Вова катается на велосипеде.) Мама спрашивает у Вовы: «Ты катаешься около дома?» Что Вова отвечает маме? {«Я катаюсь около дома».)

Мама разрешила Вове кататься на велосипеде только около дома. Что разрешила мама Вове? (Кататься на велосипеде около дома.)

Как мама сказала об этом Вове? (Вова, катайся на велосипеде около дома).


image

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка:

Что делал Вова? {Вова катался на велосипеде около дома.)


Хозяйка дала команду собаке стеречь сумку.

Что надо делать собаке?

image

(Стеречь сумку.)

Что хозяйка сказала собаке?

(Стереги сумку.)


image

Что делает собака?

(Собака стережёт сумку.)

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка:

Что делала собака? (Собака стерегла сумку.)



image image

Пете надо скакать на лошадке. Что делает Петя?

Что надо делать Пете? {Петя скачет на лошадке). (Скакать на лошадке.)

Попроси Петю об этом.

(Петя, скачи на лошадке.)

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делал Петя? (Петя скакал на лошадке.)


image

Тане надо полоскать бельё. Что надо делать Тане? (Полоскать бельё.) Попроси Таню об этом. (Таня, полощи бельё.) Что делает Таня? (Таня полощет бельё.)


Вниманию взрослых:

стричь — стриги — стрижёт — стриг мазать — мажь — мажет — мазал ездить — поезжай — езжу — ездил

БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ

Цель: соотносить реальные события со временем, употреблять в речи глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Методические указания.

Взрослый перечисляет знакомые ребёнку события, а малыш должен сказать

— это уже было, происходит сейчас или будет происходить.


Давай вспомним, что уже было; посмотрим, что происходит сейчас, и подумаем, что ещё должно произойти, — будет через какое-то время.


  1. Летом ты ходил за грибами? Это уже было или будет? Вспомни, что ещё ты делал летом?


  2. Мы занимаемся.

    Это происходит сейчас или уже прошло?


  3. Ты уже ходишь в школу?

    Это происходит сейчас или ещё только будет на следующий год?


  4. Ты уже был в зоопарке или только собираешься туда сходить?


  5. Ты занимаешься или смотришь телевизор? Что ты делаешь сейчас?

    А что будешь делать потом?


  6. (Во время обеда.) Ты уже съел первое? (Да.)

Это было или будет?

Что ты ешь сейчас? (Второе.) Что будет на третье? Ты уже пил компот? (Нет.) Это было или будет?

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

Цель: образование действительных причастий настоящего времени.

Грамматическая справка.


image

Глагол Действительное причастие настоящего времени


image

играть — играют играющий

писать — пишут пишущий

строить — строят строящий

кричать — кричат кричащий


image

Посмотри на картинку и составь предложения из двух слов, например: «Девочка прыгает». Про эту девочку можно сказать по- другому: какая девочка? «Прыгающая девочка». А теперь сам постарайся придумать новые слова.


image image

Мальчик идет. Мальчик какой? Собака спит. Собака какая?

(Идущий мальчик.) (Спящая собака.)


image image

Птица летит. Птица какая? Мальчик читает. Мальчик какой?

(Летящая птица.) (Читающий мальчик.)

СОБЕРИ СЕМЕЙКУ СЛОВ

Цель: подбор однокоренных слов.


image


Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано?

(Зима.) А теперь подбери слова-«родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.)

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

(Зимующие.)

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (Зимуют.) Вот, оказывается, сколько слов-«родственников» у слова «зима».


Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним. (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода.)

А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку — она тебе поможет. (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник...).


image


Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник.)

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора — горка, гористый, горный, пригорок, горняк; гриб — грибок, грибник, грибной;

вода — водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист — листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный; ёж — ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна — весенний, веснянка, веснушка; сахар — сахарный, сахарница, сахарок.

ЛИШНЕЕ СЛОВО

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов, сходных по звучанию.


Найди среди этих слов лишнее — слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесник, лесовик, лестница (-).


Слова «лес», «лесник» и «лесовик» — родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лест- ница» не имеет к лесу никакого отношения — оно здесь лишнее.


Теперь попробуй сам найти лишнее слово. Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный, водяной. Морщины (-), море, морской, мореплаватель. Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.


НАЙДИ ОБЩЕЕ

Цель: выделение корня в родственных словах.


Назови общую часть слов-«родственников»: зимушка, зимовать, зимний (зим); животное, живет, живой (жив);

пастух, пасет, пастушка (пас); двор, дворник, дворовый (двор); сорить, мусор, насорить (сор); позвонить, звонок, звонкий (звон).

ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗВАЛИ?

Цель: выделение двух корней в сложных словах.


Объясни, почему этих людей так называют. Для этого внимательно вслушайся в слова. Ты услышишь, что каждое из этих слов состоит из двух частей — из двух других слов.


Рыболов — рыбу ловит. Пчеловод — ... (пчёл разводит). Землекоп — ... (землю копает). Пешеход— ... (пешком ходит). Лесоруб — ... (лес рубит).

Трубочист — ... (трубы чистит).


Послушай названия разных машин и постарайся объяснить, почему их так назвали.

Самокат — ... (сам катится). Вездеход — ... (везде ходит). Ледокол — ... (лёд колет).


Самосвал — ... (сам сваливает).

Самолёт — ... (сам летит).

Паровоз — ... (возит с помощью пара). Пароход — ... (ходит с помощью пара). Молоковоз — ... (молоко возит).

ДВА СЛОВА В ОДНОМ

Цель: образование сложных слов.

Придумай одно слово вместо двух.

Когда снег падает, как мы это называем? Снегопад. Когда листья падают — ... (листопад).

Когда лёд по реке идёт — ... (ледоход).

Когда с гор камни падают — ... (камнепад).

А теперь придумай названия машинам, которые облегчают труд человека, и постарайся объяснить, почему их так назвали.

Канавы копает — канавокопатель. Снег чистит — ... (снегоочиститель).

Трубы укладывает — ... (трубоукладчик).

Сено косит — ... (сенокосилка).

Пыль сосёт — ... (пылесос). Мясо рубит — ... (мясорубка). Кофе варит — ... (кофеварка).

Сок выжимает — ... (соковыжималка).

Овощи режет — ... (овощерезка).


Объедини два слова в одном и придумай новое длинное слово.


Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (Длиннохвостая.)

С жёлтой грудкой — ... (желтогрудая).

С острым клювом — ... (остроклювая).


Как можно назвать человека с широкими плечами? Широкоплечий. С красными щеками — ... (краснощёкий).

С тёмной кожей — ... (темнокожий).

Как можно назвать человека, который любит трудиться? (Трудолюбивый).

ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Цель: развитие понимания распространённых предложений.

Незнайка придумал предложения по картинкам, но все перепутал. Помоги ему исправить ошибки.

image image

Коза кормит девочку.


image image

Мяч играет с мальчиком. Дорога едет по машине.


image image

Чашка разбила девочку. Вова разбил стеклом мяч.

ТО И ЭТО

Цель: составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а.


Посмотри на картинки и расскажи о предметах.


image image

Это платье шерстяное, а то платье Этот гриб маленький, ... шёлковое. (а тот гриб большой).


image image

Эта машина легковая, ... (а та машина грузовая).



image image

Этот дом высокий, ... (а тот дом низкий).


image

Эта лента короткая, ... (а эта лента длинная).


image image

Этот самолёт летит, ... (а тот стоит).


image image

Этот мальчик едет, ... (а тот бежит).


image image

Этот котёнок спит, ... (а тот играет).

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ

Цель: составление сложносочинённых предложений. Подумай и ответь, что делают сначала, а что потом.

Сначала моют руки или садятся за стол?

Отвечай так:

Сначала моют руки, а потом садятся за стол.

Сначала посуду моют или вытирают? (Сначала посуду моют, а потом её вытирают.) Сначала надевают пальто или застёгивают?

(Сначала надевают пальто, а потом его застёгивают.) Сначала рисуют картинку или раскрашивают? (Сначала рисуют картинку, а потом её раскрашивают.) Сначала суп варят или едят?

(Сначала суп варят, а потом его едят.) Сначала стирают бельё или гладят? (Сначала стирают бельё, а потом его гладят.)

image

ПУТАНИЦА

Цель: употребление сложносочинённых предложений; развитие внимания.

Незнайка тоже решил поиграть в игру «Что сначала, что потом», но, как всегда, он сделал много ошибок. Послушай, как он сказал, и если заметишь ошибки, исправь их.

Сначала садятся за стол, а потом моют руки. (-) Сначала моют посуду, а потом её вытирают. (+) Сначала застёгивают пальто, а потом его надевают. (-) Сначала раскрашивают картинку, а потом её рисуют. (-) Сначала сварят суп, а потом его едят. (+)

Сначала бельё вешают сушить, а потом его стирают. (-)

ЧТО ВЫБРАТЬ

Цель: составление сложносочинённых предложений с разделительным союзом или.


Послушай вопросы и ответь на них.


Чем бы тебе хотелось заняться?


Катать в коляске куклу или стрелять из пистолета? Кататься на санках или купаться в море?

Смотреть мультфильмы или ложиться спать? Идти в гости или остаться дома?

Рисовать красками или лепить из пластилина?

А теперь посмотри на рисунки и задай мне вопросы о том, что мне больше нравится.


image


(Ходить в кино или смотреть телевизор?)

image


(Ездить на поезде или летать на самолёте?)


image

(Собирать грибы или ловить рыбу?)


image


(Готовить обед или мыть посуду?)



image


(Гулять под дождём или загорать на пляже?)

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: закрепление представления о структуре сложноподчинённого предложения с союзом чтобы.


Я начну предложение, а ты постарайся его закончить. Например: Мы зажгли свет, чтобы стало светло.

Девочка надела шубу, чтобы ... (стало тепло; не замёрзнуть, идти гулять и т. п.).

Дети поливают цветы, чтобы ... (они не завяли, хорошо росли и т. п.).

Мальчик взял велосипед, чтобы ... (на нём кататься, ездить). Мышка роет норку, чтобы ... (в ней жить, спрятаться от кошки и т. п.). Девочка взяла карандаши, чтобы ... (рисовать).


НАЙДИ ОШИБКУ

Цель: употребление сложноподчинённых предложений, развитие внимания.


Послушай, правильно ли Незнайка составил предложения. Если заметишь ошибку, исправь её.


Я взял зонтик, потому что шёл дождь. (+) Цветы завяли, потому что их не поливали. (+) Солнышко прячется, потому что ночью темно. (-) Дети взяли санки, потому что выпал снег. (+) Пришла весна, потому что прилетели грачи. (-)

У Кати сегодня день рождения, потому что ей подарили куклу. (-) В комнате включили свет, потому что стало темно. (+)

ЧТО ДЛЯ ЧЕГО

Цель: составление сложноподчинённых предложений с союзом чтобы. Методические указания. Взрослый даёт образец ответа, следующие предложения ребёнок составляет сам.

Подумай и скажи, для чего нужен каждый image из этих предметов.

Говори так:

Зубная щётка нужна, чтобы чистить зубы.


image

image

(Полотенце нужно, чтобы вытираться.)


image image


мыться.)


image

(Ваза нужна, чтобы ставить в неё цветы.)


(Мыло нужно, чтобы

(Ложка нужна,

чтобы есть.) (Расчёска нужна, чтобы причёсывать волосы.)

ПОЧЕМУ

Цель: составление сложноподчинённого предложения с союзом потому что.

Посмотри на картинку и ответь на вопрос «почему?».

image image


Почему не светит солнце? (Солнце не светит, потому что его закрыла туча.)

Почему остановилась машина? (Машина остановилась, потому что на светофоре горит красный свет.)



image

image

Почему птицы улетают на юг? (Птицы улетают на юг, потому что наступила осень.)


Почему мама взяла зонтик? (Мама взяла зонтик, потому что на улице идёт дождь.)

ГРУСТНЫЙ И ВЕСЁЛЫЙ

Цель: составление сложноподчинённого предложения с союзом потому что.


Посмотри на картинки и скажи, кто из ребят весёлый, а кто грустный и почему.



image


image

Мальчик грустный, потому что на улице идёт дождь {нельзя идти гулять).

image

(Девочка весёлая, потому что у неё сегодня день рождения.)


image

(Мальчик весёлый, потому (Мальчик грустный, потому что что нашёл много грибов.) у него сломалась машинка.)


Расскажи о себе — когда ты бываешь весёлый, а когда грустный и почему?

КТО ЗВОНИЛ? ЧТО СКАЗАЛ?

Цель: употребление сложноподчинённых предложений с союзом что.


Методические указания. Для игры понадобится кукла или какая- либо игрушка-зверюшка. В первый раз взрослый даёт образец: Говори так: «Мама сказала, что ... {мы скоро пойдём гулять)». А теперь ты позвони мне и скажи что- нибудь.

Сейчас мы будем звонить друг другу по телефону. Какой у тебя номер? Взрослый «набирает» номер, названный ребёнком на нарисованном телефоне, и громко говорит: «Дзинь, дзинь, алё, алё», а затем шёпотом на ухо ребёнку произносит какую-либо короткую фразу, например: «Мы скоро пойдем гулять».

image

А теперь расскажи кукле (мишке), что я тебе сказал(а).


-


Будет очень хорошо, если к этой игре вам удастся привлечь и других членов семьи.

Примеры фраз: Сегодня хорошая погода. Уже пять часов.

На столе лежит яблоко. Скоро будут мультфильмы. Наступила зима.

Завтра пойдем в зоопарк.

СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: составление сложноподчинённого предложения с союзом если.


image

Методические указания. Произнося фразы, взрослый каждый раз показывает указательным пальцем на соответствующие предметы, в первом случае на дерево и куст.

Посмотри на картинку и послушай.

Если дерево выше куста, то куст ниже дерева.

Можно сказать так, а можно сказать иначе:

Если куст ниже дерева, то дерево выше куста.


А теперь сам посмотри на картинки и составь похожие предложения.


image image

Взрослый говорит и показывает:

Если камень тяжелее шишки, то ... (шишка легче камня). (После слова «то» взрослый молча показывает на шишку, как бы подсказывая следующее слово в фразе.)


А теперь скажи по-другому:

Если ... {шишка легче камня, то камень тяжелее шишки).

Аналогично обыгрываются следующие картинки и произносятся соответствующие фразы.

image

Если Вася старше Миши, то ... (Миша младше Васи). Если ... (Миша младше Васи, то Вася старше Миши).



image

Если дуб толще, чем берёза, то ... (берёза тоньше, чем дуб).

Если ... (берёза тоньше, чем дуб, то дуб толще, чем берёза).


image


Если машина едет быстрее, чем велосипед, то ... (велосипед едет медленнее, чем машина).

Если ... (велосипед едет медленнее машины, то машина едет быстрее велосипеда).

ВОПРОСЫ

Цель: развитие навыка отвечать на вопросы, поставленные к разным членам предложения.

Методические указания. Если ребёнок не может ответить на поставленный вопрос, взрослый должен дать образец ответа.

image


Посмотри на рисунок и послушай предложение:

«В лесу высокие деревья». Ответь на вопросы: Что? Деревья.

Где? В лесу.

Какие деревья? Высокие.



image

Дети идут в детский сад. Кто? (Дети).

Что делают? (Идут).

Куда идут? (В детский сад).


Около дома большая берёза. Что? (Берёза). Какая? (Большая). Где? (Около дома).


image


Кошка ловит мышку. Кто? (Кошка). Что делает? (Ловит). Ловит кого? (Мышку).



image

image

Петя нашёл гриб. Кто? (Петя). Что сделал? (Нашёл). Нашёл что? (Гриб).

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: составление предложений из данных слов.

Послушай слова и составь из них предложение. Дети, снеговик, слепить.

Машина, ехать, дорога, по. Солнце, на, таять, сосульки. Ракета, космос, в, лететь. Луг, на, расти, цветы. Заяц, ёлка, сидеть, под. Гриб, около, расти, берёза.

УДЛИНИ ФРАЗУ

Цель: составление простых распространённых предложений, предложений с однородными членами; составление сложных предложений; закрепление родовой принадлежности некоторых существительных (трудные случаи: жираф — мужской род, помидор — м. р., манжета — ж. р., сандалия — ж. р., туфля — ж. р.).


Послушай маленький рассказ и постарайся его запомнить. А потом мы с тобой устроим соревнование. Я скажу короткую фразу из этого рассказика, а ты добавишь к ней одно слово - фраза станет длиннее. Я прибавлю к получившемуся предложению ещё одно подходящее словечко, и ты не отставай: к прежним словам новое слово добавляй. Наша фраза будет расти и станет длинная-предлинная. Слова подбирать будем по очереди

— перебивать друг друга нельзя. Выиграет в этой игре тот, кто сумеет добавить последнее слово или часть фразы из рассказа.

Рассказ первый

В огороде созрел первый помидор. Посмотри, какой он сочный и большой.

Образцы фраз: image

  1. Это помидор.

  2. Это сочный помидор.

  3. Это сочный и большой помидор.

  4. Это первый сочный и большой помидор.

  5. Это первый, сочный и большой помидор, который созрел в огороде.

Рассказ второй

image

Мне сегодня подарили большого плюшевого жирафа, о котором я давно мечтал.


  1. Это жираф.

  2. Это большой жираф.

  3. Это мой большой жираф.

  4. Это мой большой плюшевый жираф.

  5. Это мой большой плюшевый жираф, о котором я давно мечтал.

  6. Это мой большой плюшевый жираф, о котором я давно мечтал и которого мне сегодня подарили.

image

Рассказ третий

Вот человек рассеянный с улицы Бассейной. Посмотри, всё ли у него в порядке. На левой ноге белая сандалия, на правой — белая туфля, а на рубашке оторвана манжета.

  1. Это сандалия.

  2. Это белая сандалия.

  3. Это белая сандалия с левой ноги.

  4. Это белая сандалия с левой ноги человека рассеянного.

  5. Это белая сандалия с левой ноги человека рассеянного с улицы Бассейной.

  1. Это туфля.

  2. Это белая туфля.

    image

  3. Это белая туфля с правой ноги.

  4. Это белая туфля с правой ноги человека рассеянного.

  5. Это белая туфля с правой ноги человека рассеянного с улицы Бассейной.


  1. Это манжета.

  2. Эта манжета оторвана.


    image

  3. Эта манжета оторвана от рукава.

  4. Эта манжета оторвана от правого рукава рубашки.

  5. Эта манжета оторвана от правого рукава рубашки человека рассеянного.

  6. Эта манжета оторвана от правого рукава рубашки человека рассеянного с улицы Бассейной.

    ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ

    ЦЕЛЬ: развитие внимания.


    Внимательно послушай и ответь на вопросы.

    1. Брат сестру зовёт домой. Кто дома? (Брат.)

Кто на улице? (Сестра.)


  1. Лена слушала Машу. Кто говорил? (Маша.) Кто слушал? (Лена.)


  2. Миша догнал Петю. Кто убегал? (Петя.) Кто догнал? (Миша.)


  3. Девочка ищет мальчика. Кто спрятался? (Мальчик.)


  4. Поле позади деревни. Что впереди? (Деревня.)


  5. Оля шла за папой, а Толя позади Оли. Кто шёл первым? (Папа.)


  6. Мама ждёт дочку. Кто опоздал? (Дочка.)


  7. Свету фотографирует Лиза. У кого фотоаппарат? (У Лизы.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: Детство-пресс, 2001.

  2. Бородин А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.

  3. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недо- развития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.

  4. Панаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.

  5. Новикова Е. Н. Секреты предлогов и падежей. М.: Гном и Д, 2001.

  6. ФедоренкоЛ. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.

  7. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996.


Содержание

Введение 3

КТО И ЧТО 5

ПРИДУМАЙ ИМЯ 6

ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ 8

ЧЕГО НЕ СТАЛО 10

СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ. Игра № 1 12

СЛОЖИМ СЛОВО ИЗ ЧАСТЕЙ. Игра № 2 14

ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ И МЕЖДУ 16

ВСТАВЬ СЛОВЕЧКО 18

ВМЕСТО ИМЕНИ 22

ДРУЖНАЯ КОМАНДА 24

НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ 26

ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ 28

ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ 29

ЕСТЬ И НЕТ 30

РАССКАЗ МАЛЬЧИКА 32

ДВА БРАТЦА 33

ПОПРОСИ И РАССКАЖИ 34

БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ 38

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ 39

СОБЕРИ СЕМЕЙКУ СЛОВ 40

ЛИШНЕЕ СЛОВО 42

НАЙДИ ОБЩЕЕ 42

ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗВАЛИ? 43

ДВА СЛОВА В ОДНОМ 44

ИСПРАВЬ ОШИБКИ 45

ТО И ЭТО 46

ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ 48

ПУТАНИЦА 48

ЧТО ВЫБРАТЬ 49

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 51

НАЙДИ ОШИБКУ 51

ЧТО ДЛЯ ЧЕГО 52

ПОЧЕМУ 53

ГРУСТНЫЙ И ВЕСЁЛЫЙ 54

КТО ЗВОНИЛ? ЧТО СКАЗАЛ? 55

СКАЖИ НАОБОРОТ 56

ВОПРОСЫ 58

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 59

УДЛИНИ ФРАЗУ 60

ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ 62

Список использованной литературы 63

 

 

 

 

 

////////////////////////////