ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 150200 «АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО»

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ) Факультет «Автомобильный транспорт»


ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 150200 «АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО»

 

 

СОСТАВ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ


Методические указания для студентов дневной и заочной форм обучения


 


 

2005


 


Работа одобрена методической комиссией факультета «Автомобильный транспорт» в качестве методических указаний по выполнению дипломных проектов для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» дневной и заочной форм обучения (в том числе сокращенной).



В методических указаниях представлены примерная тематика диплом-ных проектов и рекомендации по составу типового проекта; определены этапы и последовательность выполнения материалов дипломного проекта; приведены ссылки на источники для получения более подробной инфор-мации по выполнению и оформлению дипломного проекта; определены порядок действия, обязанности и права студента-дипломника и должност-ных лиц выпускающей кафедры; освещены вопросы организации докумен-тооборота кафедры, сопровождающего процесс дипломного проектирова-ния.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 4

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .......................................................................... 4

2. СОСТАВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА .................................................. 11

  1. ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

    ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА...................................................................... 15

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................................... 23

    ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................ 24

    ВВЕДЕНИЕ


    Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении и имеет следующие цели:

    • систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практического опыта по специальности и применение этих знаний и опыта при решении конкретных технических, экономических и про-изводственных задач, связанных с технической эксплуатацией, об-служиванием и ремонтом автомобильной техники;

    • развитие навыков ведения самостоятельной инженерной работы и овладение методикой проектно-конструкторской работы при решении разрабатываемых в дипломном проекте проблем и вопросов;

    • выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного производства.

Успешное выполнение студентом дипломного проекта зависит от пол-ноты и качества методического обеспечения дипломного проектирования. Основой методического обеспечения являются методические указания, оп-ределяющие общую характеристику, состав и порядок выполнения ди-пломного проекта. Приступая к выполнению дипломного проекта, студент должен ознакомиться с данными методическими указаниями с целью фор-мирования законченного представления о дипломном проекте и методоло-гии работы над ним.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1. Дипломный проект является квалификационной работой, отра-жающей содержание и уровень подготовки выпускника вуза.

      К дипломному проектированию допускаются студенты, в полном объ-еме выполнившие учебный план специальности в части теоретической и практической подготовки и сдавшие государственный междисциплинарный экзамен по специальности.

      Согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уров-ню подготовки инженера по специальности 150200 «Автомобили и авто-мобильное хозяйство», инженер по этой специальности должен:

      а) знать:

      • организационную структуру автомобильного транспорта, предприятий по их обслуживанию различных форм собственности;

      • основы сравнения и выбора автотранспортной техники и технологи-ческого оборудования;

      • методы управления и регулирования на транспорте;

      • критерии эффективности организации работы предприятий автомо-бильного транспорта;

      • программно-целевые методы и методику использования их при ана-лизе и совершенствовании производства;

      • системы технического обслуживания и ремонта автомобилей и тех-нологического оборудования;

      • основы транспортного законодательства и нормативную базу отрасли;

      • конструкцию, элементную базу автомобилей и применяемого при технической эксплуатации оборудования;

      • рабочие процессы, принципы и особенности работы автотранспортных средств и применяемого в эксплуатации оборудования;

      • материалы, используемые в конструкции и при эксплуатации авто-транспортных средств, и их свойства;

      • основы рыночной экономики;

      • методы анализа состояния и потребности рынка услуг;

      • методы инженерных расчетов и принятия инженерных и управленче-ских решений;

      • основы сертификации и лицензирования предприятий, обслуживаю-щего персонала;

      • свойства и особенности применения альтернативных видов топлив и энергий;

      • конструкцию и техническую эксплуатацию автотранспортных средств, на которых используются альтернативные виды топлив и энергий;

      • методы обеспечения конструктивной, экологической и дорожной безопасности;

      • состояние и направления использования достижений науки в профес-сиональной деятельности;

      • методы работы и общения с персоналом, подбора и расстановки кад-

      ров;


      б) знать и уметь использовать:

      • программно-целевые методы анализа технических, технологических,

        организационных, экономических и социальных вопросов;

        • передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт;

        • методы оценки надежности;

        • сведения о системах технического обслуживания и ремонта автомо-билей, исходя из учета условий эксплуатации, состояния подвижного со-става и других факторов;

        • данные анализа механизмов изнашивания, коррозии и потери прочно-сти конструкций;

        • сведения об эффективном использовании топливно-смазочных мате-риалов и рабочих жидкостей;

        • законодательные акты и технические нормативы, действующие на данном виде транспорта, включая безопасность движения, условия труда, вопросы экологии;

        • социально-психологические основы управления коллективом; в) иметь опыт:

        • самостоятельного освоения новой техники, систем и оборудования, используемых при организации их эксплуатации;

        • составления сметы затрат на производство, определения себестоимо-сти продукции, прибыли;

        • проведения декомпозиции целей системы (предприятия, организации, цеха, участка) и выбора эффективных методов и технологий достижения целей;

        • определения и корректирования нормативов технической эксплуата-ции с учетом случайности происходящих при работе изделий процессов и условий эксплуатации;

        • анализа состояния, технологии и уровня организации производства;

        • проведения технологических расчетов предприятия с целью опреде-ления потребности в персонале, производственно-технической базе, сред-ствах механизации, материалах, запасных частях;

        • использования технологического и диагностического оборудования, применяемого на предприятиях отрасли;

        • пользования компьютерной, информационной техникой и техноло-гиями.

      На основании успешной защиты выполненного дипломного проекта выпускнику присваивается квалификация инженера-механика по специ-альности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство».

      Работа над дипломным проектом носит индивидуальный характер при консультативной помощи со стороны руководителя и консультантов про-екта. За выполнение проекта в установленный срок студент несет личную ответственность.

    2. Тематика дипломных проектов разрабатывается на выпускающей кафедре. В качестве тем дипломных проектов выбираются направления по решению проблем, существующих в реальной производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятий и организаций, связанных с эксплуатацией, обслуживанием или ремонтом автомобильного транспорта, с учетом развития научно-технического прогресса в отрасли, накопленного производственного опыта и новейших технологий

      (в том числе иностранных). Тема и основное содержание дипломного про-екта должны отражать основной объем знаний, умений и навыков, полу-ченных студентом за время обучения в вузе по специальности, согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего про-фессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хо-зяйство».

      Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта из перечня тем, рекомендуемых кафедрой. Студент может предложить для дипломного проекта и свою тему с необходимым обоснованием целесооб-

      разности её разработки. Такой проект по содержанию и объему должен со-ответствовать требованиям кафедры к дипломным проектам.

      Основные направления тематики дипломных проектов и примеры кон-кретных тем приведены ниже:

      1. Проектирование предприятия сферы автомобильного транспорта: ав-тотранспортное предприятие (АТП), авторемонтное предприятие (АРП), станция технического обслуживания (СТО), база централизованного тех-нического обслуживания (БЦТО) и т.д.

        Пример. «Дорожная станция технического обслуживания на трассе

        «Омск — Тюмень».

      2. Реконструкция производственно-технической базы предприятия ав-томобильного транспорта.

        Примеры: «Реконструкция ОМУП «Омскпассажиртранс», «Реконст-рукция моторного цеха ОАО «ТАВУС».

      3. Разработка (модернизация) производственных процессов ТО и Р автомобилей на предприятии автомобильного транспорта.

        Примеры: «Совершенствование работ по ремонту агрегатов трансмис-сии в ГУП «Омскоблавтотранс», «Организация работ по обкатке ГМП в ОМУ «ПАТП-9», «Разработка технологического процесса ТО для транс-портного цеха ОАО «Самотлордортранс».

      4. Проблемы эксплуатации и обслуживания газобаллонных автомоби-

        лей.


      5. Проблемы зимней эксплуатации и предпусковой тепловой подго-

        товки двигателя автомобиля.

      6. Обслуживание систем питания двигателей автомобилей, снабжен-ных системой впрыска топлива.

      7. Современные методы обслуживания систем смазки автомобиля.

      Темы ДП по направлениям IV, V, VI, VII, как правило, основываются

      на материалах НИРС. Состав и содержание данных дипломных проектов перераспределяются в сторону исследовательской части и согласуются с зав. кафедрой.

    3. Четкое распределение обязанностей, прав и ответственности всех участников дипломного проектирования (студент-дипломник, руководитель дипломного проекта, консультанты по разделам, контролеры, рецензент, зав. кафедрой) является залогом успешного выполнения дипломного проекта и его защиты перед государственной аттестационной комиссией.

      Студент-дипломник несет личную ответственность за качество выпол-нения дипломного проекта и за соблюдение графика дипломного проекти-рования, включая промежуточные проверки хода дипломного проектиро-вания (процентовки № 1 и № 2), рецензирование и утверждение проекта. В случае невозможности явки на контрольную проверку студент-дипломник обязан информировать главного консультанта о причинах неявки, объемах выполненных по проекту работ, а также согласовать сроки представления материалов проекта на проверку.

      В ходе работы над дипломным проектом должен проявлять самостоя-тельность и четко следовать указаниям и рекомендациям главного кон-сультанта и консультантов по разделам. На этапе рецензирования диплом-ного проекта обязан исправлять замечания по проекту, полученные от нормоконтролера и от технологического контролера.

      Главный консультант (руководитель дипломного проекта) осуществляет общее руководство при разработке дипломного или курсового проекта.

      Главный консультант обязан:

      • консультировать разработчика по всем вопросам и разделам проекта;

      • определять объем и состав проекта;

      • согласовывать тематику и состав проекта с заведующим ка-федрой;

      • осуществлять текущий контроль за выполнением проекта, в том числе контроль за соблюдением графика выполнения проекта; представлять информацию о ходе работ над дипломным проек-том заведующему кафедрой и в комиссию по промежуточным проверкам хода дипломного проектирования.

        Главный консультант несет ответственность за самостоятельность ди-пломника при выполнении проекта и за качество подготовки дипломника к защите проекта.

        Главный консультант имеет право:

        • рекомендовать разработчику выбор темы проекта на основе перспективных направлений, заявок, поступающих с произ-водства, необходимости в проведении НИР;

        • подавать представление заведующему кафедрой на отстране-ние от дипломного проектирования студента, систематически не посещающего консультации и контрольные проверки, а

      также не выполняющего этапы задания по проектированию в установленные сроки. Консультант по разделу (экономика, БЖД,

      технологическая часть) обязан консультировать студента по вопросам своего раздела. Необходимость и конкретное содержание соответствующего раздела ПЗ и графических материалов необходимо согласовывать с главным консультантом проекта. Ответственность за достоверность данных и соответствие специфическим требованиям к разделу несет консультант по разделу, что подтверждается его подписью в графе 10 основной надписи документов по разделу.

      Технологический контролер обязан контролировать соблюдение тех-нологических норм и правил в разработках дипломного проекта (техноло-гический проект предприятия и участков, технологические процессы, ра-бочая конструкторская документация). В случае несоблюдения установ-ленных норм и правил дипломный проект возвращается разработчику для устранения несоответствий с указанием вопросов, подлежащих изменению или доработке. В своей работе технологический контролер обязан руково-

      дствоваться требованиями ГОСТ 2.121 — 73, а также методическими ука-заниями по технологическому контролю [6], принятыми на выпускающей кафедре.

      Нормоконтролер обязан осуществлять контроль документации ди-пломного проекта на соблюдение норм и требований, установленных стан-дартами и другими нормативно-техническими документами (в том числе методическими рекомендациями) согласно ГОСТ 2.111 — 68. В случае не-соблюдения установленных норм и правил дипломный проект возвращается разработчику для устранения несоответствий с указанием вопросов, подлежащих изменению или доработке.

      Заведующий кафедрой проверяет содержание дипломного проекта, а также наличие и подлинность на документах дипломного проекта подписей ответственных лиц. Утверждает дипломный проект и допускает студента к защите. Имеет право:

      • рекомендовать изменение состава и объема дипломного проекта на стадиях, предшествующих утверждению;

      • отстранить студента от хода дипломного проектирования в случае несоблюдения графика дипломного проектирования, а также недос-таточного объема и качества выполнения материалов.

    4. Методическое обеспечение дипломного проектирования предна-значено для обеспечения студента-дипломника, руководителя проекта, контролеров и иных должностных лиц кафедры методическими докумен-тами, определяющими основные требования к дипломному проекту и со-держащими рекомендации по его выполнению и подготовке к защите.

      Включает методические указания по дипломному проекту в целом и по от-дельным его частям.

      Основой методического обеспечения являются настоящие методические указания по составу и порядку выполнения дипломного проекта, в которых представлены примерная тематика дипломных проектов и рекомендации по составу типового проекта; определены этапы и последовательность выполнения материалов дипломного проекта; приведены ссылки на источники для получения более подробной информации по выполнению и оформлению дипломного проекта; определены порядок действия, обязан-ности и права студента-дипломника и должностных лиц выпускающей ка-федры; освещены вопросы организации документооборота кафедры, со-провождающего процесс дипломного проектирования. К методическим указаниям, в которых содержатся требования и рекомендации к проекту в целом, помимо вышеуказанных методических указаний, относятся мето-дические указания по организации и проведению нормоконтроля и техно-логического контроля. Методические указания по нормоконтолю [4] опре-деляют содержание и порядок проведения нормоконтроля, а также общие требования к выполнению (составлению и оформлению) материалов ди-пломного проекта. Методические указания по технологическому контролю [6] определяют содержание и порядок проведения технологического кон-

      троля материалов дипломного проекта. В них изложены технологические требования к основным разделам и документам дипломного проекта и приведены рекомендации по выполнению технологической части и реко-мендации по отработке на технологичность конструкции изделия, разраба-тываемого в дипломном проекте. Требования к дипломному проекту, представляемому в электронном виде, изложены в соответствующих мето-дических указаниях [5].

      Методические указания, необходимые для выполнения основных раз-делов дипломного проекта, приведены ниже.


      Обоснование исходных данных и темы проекта:

      • методические указания по организационно-техническому обосно-ванию дипломных проектов [ 2 ];

      • методические указания по разработке бизнес-плана автотранспорт-ного предприятия [ 9 ].

        Организационно-технологический проект предприятия:

      • методические указания по выполнению технологического расчета автотранспортного предприятия [ 3 ];

      • методические указания по выполнению технологического расчета станций технического обслуживания [ 7 ];

      • методические указания по выполнению технологической части ди-пломных проектов [ 6 ].

        Конструкторская разработка:

      • методические указания по выполнению конструкторской части ди-пломных проектов [ 10 ];

      • методические указания по выполнению курсового проекта по дис-циплине «Основы проектирования и эксплуатации технологическо-го оборудования»;

      • методические указания для выполнения экономических расчетов в дипломном проекте в части определения экономической эффектив-ности от разрабатываемых изделий [ 7 -9 ].


        Экономическая оценка проектных решений:

      • методические указания для выполнения экономических расчетов в дипломном проекте [ 7 -9 ].

      Структурная схема методического обеспечения дипломного проекти-рования приведена в приложении. При изменении структуры и содержания методического обеспечения соответствующая информация размещается на информационных щитах (плакатах) кафедры.


  2. СОСТАВ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

    1. Дипломный проект в общем случае должен состоять из поясни-тельной записки объемом 70...150 страниц и графических материалов объ-емом 10...12 листов формата А1 (или графических иллюстрационных раз-даточных материалов, в том числе на форматах А3 и А4, по общему объему соответствующих условным 1 0 . 1 2 листам формата А1), оформленные в соответствии с методическими указаниями.

      Состав дипломного проекта может отличаться от рекомендованного для общего случая при условии, что в проекте имеется достаточно материалов для подтверждения минимального уровня подготовки инженера по специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» в соот-ветствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

      Состав дипломного проекта уточняется главным консультантом проекта при согласовании с заведующим кафедрой, выпускающей специалиста, в ходе проверок выполнения дипломного проекта.

    2. Пояснительная записка дипломного проекта в общем случае долж-на состоять из следующих частей:

      • введение;

      • обоснование исходных данных и темы проекта;

      • организационно-технологический проект предприятия;

      • конструкторская разработка;

      • безопасность жизнедеятельности;

      • экономическая оценка проектных решений;

      • заключение;

      • литература;

      • приложения.


    3. Во введении необходимо в краткой, декларативной форме отразить тему, сформулировать проблему, подтверждающую актуальность темы проекта и цель дипломного проекта, его структурную схему, применяемые методы проектирования по основным этапам, а также задачи, решаемые в проекте.

      Цель -образ желаемого будущего. Цель должна быть правильно сфор-мулирована, являясь по сути антиподом проблемы. Цель должна отражать конечный результат, которого необходимо достичь для устранения про-блемы.

      Задачи проекта должны быть сформулированы в виде нескольких вы-полняемых в проекте инженерных разработок, комплексное решение кото-рых должно привести к достижению цели проекта.

      Все задачи, решаемые в проекте, должны быть взаимосвязаны. Напри-мер, техпроцесс, разрабатываемый в проекте, должен быть составлен для цеха, технологическая планировка которого разрабатывается в проекте, с

      применением разрабатываемого в конструкторской части проекта приспо-собления.

    4. В «Обосновании исходных данных и темы проекта» необходимо обосновать тему дипломного проекта, исходные данные для технологиче-ского расчета, выбор проектируемого цеха или участка, выбор разрабаты-ваемого приспособления с отражением взаимосвязи решаемых задач. Обоснование проводится методами технико-экономического анализа со-стояния вопроса и прогнозирования ситуации на перспективу.

      Обоснование темы проекта необходимо начать с анализа результатов деятельности предприятия, анализа технико-экономических показателей, анализа структуры себестоимости автотранспортных услуг (для АТП) или анализа конъюнктуры рынка услуг, наличия конкурентов и потребителей, прогноза спроса на услуги и сегментации рынка (для СТО) для выявления и описания проблемной ситуации, формулирования проблемы.

      Проблемная ситуация -такая ситуация, когда неудовлетворительность существующего положения осознана, но неясно, что следует сделать для его изменения.

      Формулировка проблемы должна отражать неудовлетворительное со-стояние вопроса (невозможность дальнейшего функционирования), тре-бующего непростого решения, или удовлетворительное состояние вопроса (возможно продолжение функционирования), сохранение которого требует постоянных и непростых усилий.

      Формулировка проблемы должна подтверждать актуальность темы. Наличие проблемы должно быть наглядно показано с помощью технико-экономических показателей, отражающих текущее состояние вопроса и ожидаемые перспективы. Показатели должны быть представлены в на-глядном виде на листах графических материалов проекта.

      Обоснование темы проекта должно содержать гипотезу (обоснованное предположение) возможных путей достижения цели проекта и устранения проблемы, детализованной до постановки задач, подлежащих решению в проекте.

    5. В разделе «Организационно-технологический проект предприятия» выполняется технологический расчет предприятия, разработка планиро-вочных решений производственных корпусов. Технологический расчет предприятия автомобильного транспорта выполняется по методическим указаниям [3].

      В этом же разделе составляется полный перечень технологических процессов по обоснованно выбранной зоне, цеху или участку с составле-нием технологической карты на один из техпроцессов. При этом обяза-тельно выполняются: расчет и нормирование трудоемкости на этот тех-процесс, подбор технологического оборудования и технологическая пла-нировка зоны, участка или цеха

    6. В разделе «Конструкторская разработка» проводится анализ анало-гов разрабатываемого (предлагаемого к использованию) изделия (как пра-

      вило, технологического приспособления для разработанного в проекте технологического процесса) с обоснованием преимущества предлагаемых конструкторских решений, производятся необходимые расчеты элементов конструкции и разрабатываются наиболее значимые конструкторские до-кументы, в том числе техническое описание, чертежи и схемы, подтвер-ждающие работоспособность конструкции и возможности её изготовления и применения. Кроме этого, могут быть составлены инструкция по монта-жу и (или) инструкция по эксплуатации разработанной конструкции. В анализе и обосновании конструкции обязательно отразить коэффициент использования оборудования, рентабельность, экономическую эффектив-ность, срок окупаемости.

    7. Раздел «Безопасность жизнедеятельности» должен содержать опи-сание основных мероприятий и требований по охране труда и окружающей среды по проекту в целом и более подробную проработку какого-либо ча-стного решения. Методику и объем этого раздела необходимо согласовать с консультантом по разделу.

    8. В разделе «Экономическая оценка проекта» необходимо выполнить экономические расчеты, которые должны отражать экономическую эффективность работы предприятия и принятых проектных решений. Ме-тодика и объем данного раздела должны быть согласованы с консультантом по разделу. В разделе обязательно отразить показатели предприятия, показатели проектируемого участка или зоны, влияние участка или зоны на экономические показатели предприятия.

    9. В «Заключении» необходимо сформулировать выводы по всем разделам проекта, перечислить решенные в проекте задачи и охарактери-зовать вопросы, подлежащие дальнейшей проработке для успешного вне-дрения результатов проекта.

    10. В приложениях подшиваются к пояснительной записке материалы и документы, не используемые в качестве иллюстрационных материалов при докладе, выполненные по соответствующим методикам и требованиям (в том числе спецификации, рабочие чертежи деталей, грамоты, сер-тификаты и т.д.).

    11. Графические материалы дипломного проекта в общем случае предназначены для использования в качестве иллюстрационных материалов при докладе дипломника в процессе защиты проекта и составляют 10...12 листов формата А1 (или условных листов), обязательно содержащих следующее:

      • обоснование проекта (в диаграммах, схемах, таблицах и рисунках с технико-экономическими данными, выраженными конкретными циф-рами). Объем не менее двух листов формата А1. Необходимо отразить проблему, подтверждающую актуальность темы проекта, и цель ди-пломного проекта, а также задачи, решаемые в нем. Наличие проблемы должно быть представлено с помощью технико-экономических показа-

        телей, отражающих текущее состояние вопроса и ожидаемые перспек-тивы. Показатели должны быть представлены в наглядном виде;

      • генеральный план предприятия для анализа эффективности использо-вания территории, зданий, сооружений и коммуникаций;

      • компоновка производственного корпуса, отражающая результаты тех-нологического проектирования предприятия;

      • технологическая планировка цеха или участка, отражающая результаты технологического проектирования;

      • технический плакат (1...2 листа по утвержденной на выпускающей кафедре форме), включая таблицы, текст и рисунки, наглядно отра-жающий содержание и последовательность выполнения технологиче-ского процесса, выполняемого на проектируемом участке или зоне, с применением предлагаемого в конструкторской разработке оборудова-ния;

      • анализ и обоснование конструкции (в том числе по производительно-сти) разрабатываемого (или предлагаемого к применению) изделия (оборудования), представленные в диаграммах, схемах, таблицах и ри-сунках с технико-экономическими данными, выраженными конкретными цифрами. Необходимо отразить в наглядной форме результаты расчетов и технико-экономические показатели (с учетом существующих аналогов), подтверждающие обоснованность применения предлагаемого оборудования (см. соответствующий раздел ПЗ);

      • рабочая конструкторская документация (чертежи, схемы), отражающая особенности изготовления, монтажа или применения предлагаемого изделия (оборудования);

      • безопасность жизнедеятельности (перечень основных мероприятий и требований нормативов по всем разделам проекта и конкретное инже-нерное решение по одному из вопросов);

      • экономические расчеты и показатели в соответствии с задачами про-екта.

      Все графические материалы должны быть использованы при докладе в соответствии с их назначением.

      Выполнение графических материалов допускается как ручным (каран-даш, тушь), так и машинным способом (плоттер и т.д.) на белой бумаге, в том числе допускается склеивание листов формата А1 из листов формата А4, распечатанных на принтере при обеспечении достаточной прочности соединений листов и точности совмещения соответствующих частей изо-бражений.


  3. ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

    1. Формирование темы дипломного проекта начинается одновременно с оформлением индивидуального задания студенту на период прохождения 2-й производственной практики. При этом в индивидуальном задании, как правило, предусматривается сбор материалов о предприятии (данные о работе предприятия, ген. план, планировка корпусов и т.д.) и анализ производственной деятельности предприятия с целью выявления наиболее проблемных мест в организации процессов обслуживания и эксплуатации автомобильного парка. Кроме того, индивидуальное задание может содержать проработку вопросов по оснащению отдельных рабочих мест или элементов технологического процесса ТО и ремонта автомобилей необходимым технологическим оборудованием.

      На основании данных, полученных при прохождении 2-й производст-венной практики и содержащихся в отчете сведений о ней, студент и на-значенный приказом руководитель преддипломной практики перед началом преддипломной практики окончательно определяют предприятие, по которому будет выполняться дипломный проект, и предварительно опре-деляют направление его тематики.

      Таким образом, окончательное формирование темы дипломного проекта происходит на момент принятия и утверждения отчета о преддипломной практике. Оформленный студентом отчет с отметкой руководителя и за-полненный руководителем преддипломной практики бланк задания на ди-пломное проектирование сдаются специальной комиссии кафедры на ре-цензирование за 1 неделю до гос. экзамена. Комиссия оценивает результаты преддипломной практики и задание на дипломное проектирование и при необходимости дает рекомендации по доработке задания или корректировке темы дипломного проекта.

      Положительные результаты сдачи отчета о преддипломной практике и рецензирования задания на дипломный проект являются основанием для допуска студента к сдаче гос. экзамена и дальнейшему дипломному проек-тированию.

      Оформленный бланк задания на дипломное проектирование подлежит утверждению заведующим выпускающей кафедрой и заносится в специ-альный реестр кафедры, на основе которого формируется приказ на ди-пломное проектирование. В приказе закрепляется тема дипломного проекта и назначается главный консультант (руководитель дипломного проекта).

      По итогам завершения первого этапа студент должен иметь на руках утвержденное задание на дипломное проектирование, а главный консуль-тант -выписку из проекта приказа на дипломное проектирование.

    2. Основным этапом дипломного проектирования являются работа над материалами дипломного проекта и промежуточный контроль хода выполнения.

      Согласно графику учебного процесса для той или иной формы обучения (дневной, заочной, сокращенной), на дипломное проектирование отводится

      14 -16 недель. За вычетом времени, необходимого для утверждения

      задания, рецензирования, контроля и утверждения проекта (3 -4 недели) на непосредственную работу над материалами дипломного проекта -по-яснительной запиской и графическими (иллюстрационными) материалами

      • остается 10 -12 недель. Это время разбивается на 2 этапа работы, каждый из которых заканчивается контролем хода выполнения дипломного проекта

      • процентовкой.

        Сроки проведения основных этапов дипломного проектирования для различных форм обучения студентов по специальности 150200 «Автомо-били и автомобильное хозяйство» приведены в табл. 1.


        Таблица 1


        Сроки проведения этапов дипломного проектирования по специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» *


        Гос.экза-Процентовка Кон-

        Форма обучения, курс

        мен и утв. за-дания на ДП

        №1 (1-й этап)

        №2

        (2-й этап)

        троль и рецен-зирова-ние

        Утвер-ждение ДП

        Защита ДП

        Очная, 5 курс

        01.0307.03

        20.04-

        01.065.06

        05.0615.06

        10.0619.06

        20.06-

        25.04

        25.06

        Заочная, 6 курс

        20.0327.03

        25.04-

        05.0610.06

        10.0619.06

        15.0619.06

        20.06-

        30.04

        30.06

        Очная сокра-

        05.1015.10

        25.11-

        20.1225.12

        05.0120.01

        15.0124.01

        25.01-

        щенная, 4 курс

        30.11

        30.01

        Заочная со-

        25.1031.10

        01.12-

        25.1130.12

        05.0115.01

        10.0119.01

        20.01-

        кращенная, 5 курс

        05.12

        30.01


        * В таблице приведены ориентировочные по датам и усредненные по продол-жительности сроки проведения этапов. Конкретные сроки ежегодно определяются выпускающей кафедрой исходя из графика учебного процесса для соответствующей формы обучения. Информация о сроках проведения этапов вывешивается на информационном щите кафедры.


        Последовательность выполнения материалов дипломного проекта и их примерное распределение по объемам применительно к типовому проекту для специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» приведены в табл. 2.

        Табл ица 2


         

        Рекомендуемая последовательность и объемы выполнения материалов типового дипломного проекта по специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство»


        Доля

        Рекомендуемая последо-

        Минимально допустимые

        состав-

        вательность выполнения

        объемы выполненных



        Составные части ди-пломного проекта

        ных частей в объе-ме ра-бот по

        выпол-нению мате-риалов ДП, %

        составных частей по эта-пам работы

        работ для зачета


        1-й этап


        2-й этап


        Процентов-ка № 1


        Процен-товка № 2

        1 2 3 4 5 6

        Пояснительная


        1,0


        -


        +


        Не менее


        Не менее

        записка:

        -

        15

        +

        -

        30

        +

        40 % от ПЗ

        90 % от ПЗ

        30

        +

        -

        8

        -

        +

        15

        -

        +

        1,0

        -

        +

        • введение

        • обоснование ис-ходных данных и те-мы

        • организационно-технологический проект

        • конструкторская разработка

        • безопасность жиз-недеятельности

        • экономическая оценка проекта

        • заключение


        Графические


        10


        +


        Не менее


        Не менее

        (иллюстрационные)

        материалы:

        8

        +

        12

        +

        30 % ГМ

        90 % ГМ

        10

        +

        • технико-экономическое обос-нование

        • ген. план

        • компоновка корпу-са

        • технологическая планировка цеха (участка, зоны)

        Окончание табл. 2



        -схема технологиче-

        _2_

        -техно

        _3_ технол

        _4_

        -эконо

        _5

        _б_

        ского процесса

        логиче ская карта на

        огиче-ский процес с

        мическ ие расчет ы и

        торская документация на изделие

        разраб отан-ный

        -лист БЖД

        показат ели

        • анализ и обоснование конструкции изделия

        • рабочая конструк-


        Материалы и составные части дипломного проекта представляются на процентовки выполненными в полном объеме. Допускается представление графических материалов, выполненных на бумажных носителях (форматах) в тонких линиях. В случае представления материалов на черновиках или материалов, выполненных частично, процент выполнения уменьшается соответственно доле выполненной части работ. При этом максимальное снижение процента выполнения за неоформленный материал может составлять 50 %.

        По результатам процентовки № 1 на основании мотивированного пред-ставления главным консультантом изменений и корректировок в ходе проработки темы дипломного проекта, а также на основании заключения комиссии кафедры по проверке хода дипломного проектирования может быть внесено изменение темы дипломного проекта в приказ на дипломное проектирование.

        По результатам процентовки № 2 в случае низкого процента и качества выполнения материалов дипломного проекта по представлению комиссии кафедры дипломник может быть отстранен от дипломного проектирования.

        Таким образом, по завершении этапа работы над дипломным проектом после процентовки № 2 дипломник должен иметь на руках материалы, удовлетворяющие следующим требованиям:

        1. минимально допустимый объем проработки согласно табл. 2;

        2. окончательное оформление (допускаются графические (иллюстрационные) материалы на бумажных носителях в тонких линиях и оформленные разделы пояснительной записки без простановки страниц);

        3. документы и материалы должны быть завизированы консультантами по соответствующим разделам дипломного проекта.

        На основании результатов процентовки № 2 составляется график рас-пределения дипломников по дням защиты и ГАКам.

    3. Выполненный дипломный проект подлежит рецензированию, контролю и утверждению.

      Содержание этапа предусматривает проведение следующих процедур:

        • технологический контроль дипломного проекта;

        • нормоконтроль;

        • рецензирование дипломного проекта специалистом отрасли.

      Технологический контроль материалов дипломного проекта проводится с целью соблюдения в них технологических правил и норм. Объем и содержание технологического контроля определяются на основании методических указаний [6], принятых на кафедре «Эксплуатация и ремонт автомобилей» СибАДИ.

      По результатам прохождения технологического контроля дипломник должен иметь на руках материалы с подписью технологического контролера на титульном листе пояснительной записки и в соответствующих графах основных надписей, а также подписанный технологическим контролером лист замечаний. На момент утверждения дипломного проекта замечания технологического контролера должны быть устранены.

      Нормоконтроль дипломного проекта проводится с целью проверки со-блюдения норм и требований, установленных стандартами, другими нор-мативными документами (в том числе методическими рекомендациями) в части выполнения (составления, оформления) материалов проекта.

      Требования нормоконтроля определяет ГОСТ 2.111-68, а также действующие методические указания [4].

      По результатам прохождения нормоконтроля документы, имеющие титульный лист или основную надпись по ГОСТ 2.104-68, должны иметь подпись нормоконтролера на соответствующем поле титульного листа или в соответствующей графе основной надписи.

      Внешняя рецензия, как правило, дается должностным лицом предприятия, по которому выполняется дипломный проект, либо авторитетным специалистом в сфере автомобильного транспорта на региональном уровне. Допускается рецензия на дипломный проект от доцента кафедры вуза, участвующей в подготовке студентов по специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство».

      В рецензии приводится характеристика дипломного проекта (содержание, структура, направление темы), отражается значимость и практическая ценность предполагаемых в проекте решений, а также указываются замечания по проекту. Требования к оформлению и составлению рецензии изложены в методических указаниях [4].

      Утверждает дипломный проект заведующий выпускающей кафедрой. Проект представляется на утверждение за 5-7 дней до его защиты. Заведующий кафедрой проверяет: соответствие содержания и материалов дипломного проекта теме дипломного проекта; соответствие темы проекта приказу на дипломное проектирование; наличие и подлинность подписей консультантов по проекту и контролеров. Заведующий кафедрой подписывает дипломный проект на соответствующем поле титульного листа пояснительной записки и в соответствующих графах основных надписей материалов дипломного проекта.

      После утверждения дипломного проекта дипломник допускается к его защите.

    4. Окончательным этапом дипломного проектирования является защита дипломного проекта. Выполненный и утвержденный дипломный проект студент защищает перед государственной аттестационной комиссией (ГАК). Процедура

защиты дипломного проекта протоколируется. Порядок проведения защиты предусматривает следующее.

Представление дипломного проекта председателю и членам ГАКа.

Эту процедуру выполняет секретарь ГАКа. Зачитывается тема дипломного проекта, называется ФИО автора и ФИО главного консультанта (руководителя дипломного проекта). Комиссии сообщается о заявке с производства на дипломный проект (при ее наличии), а также иные дополнительные сведения о проекте (участие в конкурсах дипломных проектов, олимпиадах и т.д.).

Доклад дипломника.

На доклад отводится 5 -7 минут. За это время докладчик должен четко и ясно изложить суть дипломной разработки: обосновать тему дипломного проекта; раскрыть содержание технологической части; обосновать необходимость конструкторской разработки и раскрыть ее содержание (устройство и принцип действия изделия, работа на изделии); пояснить мероприятия по БЖД и раскрыть содержание инженерного решения по БЖД; привести экономическую оценку проектных решений; зачитать заключение по проекту. При докладе можно использовать наглядные экспонаты, макеты, опытные образцы и прочие материалы, дающие дополнительную информацию и поясняющие тему дипломного проекта;

Вопросы докладчику (дипломнику).

Каждый член комиссии (5 -6 человек) задает дипломнику по 1 -2 вопроса, которые касаются всего дипломного проекта и отдельных его материалов в части компетенции члена ГАКа (техническая эксплуатация и ремонт автомобилей, устройство и теория автомобилей, ДВС, экономика на предприятии АТ и т.д.). Последним вопросы задает председатель ГАКа.

Дипломник обязан отвечать на задаваемые вопросы, а также давать не-обходимые пояснения. Вопросы членов ГАКа и ответы дипломника фиксируются в протоколе заседания ГАКа.

Отзыв и рецензия на проект.

После ответов на вопросы членов ГАКа секретарь зачитывает отзыв руководителя дипломного проекта (главного консультанта), в котором отмечаются способности дипломника к самостоятельной инженерной работе, его грамотность, дисциплинированность и иные качества, проявившиеся в ходе работы над дипломным проектом. Также в отзыве указываются практическая и научная ценность проекта и рекомендуемая руководителем оценка проекта.

Кроме отзыва руководителя секретарь ГАКа зачитывает рецензию на дипломный проект. Дипломник может согласиться с замечаниями, указанными в рецензии, а при несогласии с замечаниями он обязан дать обоснованные пояснения по каждому замечанию. Наличие оформленных в установленном порядке отзыва руководителя и рецензии на дипломный проект обязательно. Отзыв и рецензия вкладываются в пояснительную записку проекта.

По окончании рассмотрения рецензии на дипломный проект секретарь ГАКа объявляет защиту законченной. Результат защиты определяется коллегиальным

решением ГАКа и объявляется дипломнику по окончании текущего дня защит дипломных проектов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. ГОС ВПО по направлению подготовки специалистов эксплуатации наземного транспорта.

  2. Организационно-техническое обоснование тем дипломных проектов: Методические указания

    / Сост. Н.Г. Певнев. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. -32 с.

  3. Технологический расчет предприятия: Методические указания / Сост. А.П. Ёлгин. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. -83 с.

  4. Курсовые и дипломные проекты факультета «Автомобильный транспорт». Структура и правила оформления: Методические указания / Сост.: А.П. Ёлгин, С.С. Капралов, Д.А. Колесник. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. -44 с.

  5. Курсовые и дипломные проекты (работы) в электронном виде. Правила выполнения и защиты: Методические указания / Сост.: Д.С. Кулькин, А.П. Ёлгин, С.С. Капралов, А.В. Кукин. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. -12 с.

  6. Решение технологических вопросов в курсовых и дипломных проектах. Требования технологического контроля: Методические указания для студентов специальности 150200

    «Автомобили и автомобильное хозяйство» /Сост.: А.В. Трофимов, Ю.А. Буров, Д.А. Колесник. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. -36 с.

  7. Технологические и экономические расчеты при проектировании станций технического обслуживания: Методические указания для студентов специальности 150200 / Сост.: Н.Г. Певнев, Л.С. Трофимова, А.11. Жигадло. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2004. -52 с.

  8. Экономическая оценка деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава: Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика автотранспортного предприятия» для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» очной и заочной форм обучения / Сост. О.В. Демиденко. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. -48 с.

  9. Разработка бизнес-плана автопредприятия: Задание и методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Бизнес-планирование АТ» для специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / Сост.: Л.С. Трофимова, Н.Г. Певнев. -Омск: Изд-во СибАДИ. 2005. -28 с.

  10. Методические указания по выполнению конструкторской части дипломного проекта по специальности 150200 / Сост.: Л.Н. Бухаров. В.Ф. Крылов, В.А. Некипелов, В.Ф. Рачков. -Омск: Изд-во СибАДИ, 2001. -56 с.

 

 

 

////////////////////////////