О разработке национального стандарта «Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив в РФ»

 

  Главная      Учебники - Разные     О разработке национального стандарта «Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив в РФ»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О разработке национального стандарта «Единое обозначение автомобильных бензинов и дизельных топлив в РФ»

 

 

40

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

В настоящее время нефтяные моторные топлива выра-
батываются и реализуются в нашей стране по ряду стан-
дартов и другим нормативно-техническим документам 
(различным ТУ и СТО). Автомобильные бензины получа-
ют, в основном, по двум стандартам — ГОСТ Р 51105-97 
и ГОСТ Р 51866-2002. Дизельные топлива также получа-
ют  по  двум  стандартам  —  межгосударственный  ГОСТ 
305-82  и  ГОСТ  Р  52368-2005.  Указанные  действующие 
стандарты  на  автомобильные  топлива,  как  с  устарев-
шими,  так  и  с  более  современными  требованиями  по 
объективным  причинам  на  ближайшие  несколько  лет 
не могут быть радикально пересмотрены.

Во-первых,  из-за  затянувшегося  и  плохо  организо-

ванного обновления автопарка страны с ужесточением 
требований  по  экологическим  классам  автомобилей. 
При этом, начиная

1

 с 2006 г. должен осуществляться их 

ступенчатый ввод через каждые 2 года, т.е. практически 
одновременно для классов 2, 3, 4, 5, причем без долж-
ного учета и контроля роста и динамики изменения ав-
топарка. Особенно это имеет место для легковых авто-
мобилей. В то же время более половины энергоемкого 
парка грузовых автомобилей и автобусов еще соответ-
ствуют требованиям класса Евро-2 и ниже. 

Во-вторых,  и  на  рынке  топлив  имеет  место  ана-

логичная  неопределенная  картина  по  производству 

УДК 629.113

В.В. Комаров, ОАО «НИИАТ» / Ф.В. Туровский, ОАО «НИИАТ» / В.В. Булатников, ОАО «ВНИИНП»

О разработке национального стандарта 
«Единое обозначение автомобильных бензинов 
и дизельных топлив, находящихся в обращении 
на территории Российской Федерации»

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  27.02.2008  г.  № 118  (с  изменением 
от  30.12.2008  г.  № 1076)  введен  в  действие  Технический  регламент  «О  требованиях  к  автомо-
бильному и авиационному бензинам, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных 
двигателей и топочному мазуту», который устанавливает основные  требования к свойствам и ка-
честву автомобильных бензинов и дизельных топлив.

и  реализации  автомобильных  топлив  одновремен-
но  по  нескольким  экологическим  уровням  (классам, 
часть  которых,  например,  классов  4  и  5,  уходит  еще 
и за рубеж). Кроме того, из-за значительного количества 
нормативно-технических  документов,  потребителю 
трудно  ориентироваться  в  назначении  и  качестве  ис-
пользуемого топлива.

Отсюда, учитывая реально сложившуюся обстановку 

и по обновлению автопарка, и по его одновременному 
обеспечению  топливами  с  различными  показателями 
по  экологическим  классам,  разработка  нового  ГОСТ  Р 
«Единое  обозначение  автомобильных  бензинов  и  ди-
зельных топлив, находящихся в обращении на террито-
рии Российской Федерации» (производимая для ввода 
в  действие  Технического  регламента  по  топливам)  на-
правлена  на  разработку  единых  обозначений,  правил 
и порядка реализации всех марок потребляемых авто-
мобильных  топлив,  находящихся  в  обращении  на  тер-
ритории  страны,  и  вырабатываемых  по  целому  ряду 
стандартов, различных ТУ и других нормативных доку-
ментов.

Разрабатываемый ГОСТ Р должен учитывать все дей-

ствующие нормативы по уже введенным в обращение 
экологическим  классам,  включительно  до  5-го,  как 
по  топливам,  так  и  по  автомобильной  технике,  учиты-

Согласно Постановлению Правительства РФ №  609 от 12.10.2005 г. Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, вы-

пускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

вать нормативы по климатическим и сезонным требо-
ваниям к топливам, а также требования Директив ЕС и 
европейских стандартов.

В  табл.  1  приведены  (из  Технического  регламента 

по топливам) основные требования к характеристикам 
автомобильных  бензинов,  которые  должны  обеспечи-
вать  для  вводимых  классов  эксплуатационную  надеж-
ность и экологическую безопасность их применения на 
транспорте,  оснащенном  бензиновыми  двигателями. 
Принятая  нумерация  классов  по  топливам  построена 
по принципу ужесточения требований к свойствам и по-
казателям  качества  бензинов,  адекватна  Европейским 
директивам по требованиям до Евро-5, и должна обе-
спечивать  выполнение  требований  к  выбросам  вред-

ных веществ, предъявляемых к автомобильной технике 
в той же аналогичной нумерации.

Из  приведенных  в  табл.  1  данных  можно  выделить 

наиболее  жесткие  требования  к  содержанию  серы 
в бензинах, что способствует снижению выбросов вред-
ных  сернистых  соединений  и  снижению  образования 
кислот,  способствует  нормальной  работе  каталитиче-
ских нейтрализаторов отработавших газов. Также мож-
но  выделить  требования  по  ограничению  токсичного 
бензола. Здесь же следует отметить жесткие требования 
к наличию металлосодержащих соединений в топливе, 
используемых  ранее  в  массовом  порядке  в  качестве 
антидетонаторов,  как  наиболее  простого  способа  по-
лучения  высокооктановых  бензинов.  Из  медицинских 

Таблица 1.

 Требования к характеристикам автомобильного бензина

1

Характеристики автомобильного бензина

Единица

измерения

Нормы в отношении

класса 2

класса 3

класса 4

класса 5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

150

50

10

Объемная доля бензола, не более

проценты

5

1

1

1

Концентрация железа, не более

2

мг/дм

3

Отсутствие

2

Отсутствие

Отсутствие

Отсутствие

Концентрация марганца, не более

2

мг/дм

3

Отсутствие

Отсутствие

Отсутствие

Отсутствие

Концентрация свинца, не более

2

мг/дм

3

Отсутствие

Отсутствие

Отсутствие

Отсутствие

Массовая доля кислорода, не более

%

2,7

2,7

2,7

Объемная доля углево-
дородов, не более

ароматических

%

42

35

35

олефиновых

18

18

18

Октановое число,  
не менее

по исследовательскому методу

92

95

95

95

по моторному методу

83

85

85

85

Давление паров,  
не более

в летний перод

кПа

45-80

45-80

45-80

в зимний период

кПа

50-100

50-100

50-100

Объемная доля  
оксигенатов, не более

метанола

2

%

Отсутствие

Отсутствие

Отсутствие

этанола

%

5

5

5

изопропанола

%

10

10

10

третбутанола

%

7

7

7

изобутанола

%

10

10

10

эфиров, содержащих 5  
или более атомов углерода 
в молекуле

%

15

15

15

других оксигенатов  
(с температурой конца 
кипения не выше 210°С)

%

10

10

10

Примечания:

Приложение №  1 к техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для 

реактивных двигателей и топочному мазуту».

Отсутствие соответствует: по железу — менее 10 мг/дм

3

, по марганцу — менее 0,25 мг/дм

3

, по свинцу — менее 2,5 мг/дм

3

, по метанолу — менее 0,17% 

объемных (Протокол Ростехрегулирования, утвержден 02.03.2009 г.).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

42

зывающие  свойства  топлива,  что  необходимо  для 
обеспечения  надежной  работы  дизельной  топливной 
аппаратуры. 

В  мировой  практике  нефтепереработки  для  сни-

жения  содержания  серы  и  ее  соединений  в  топливах 
широко используются гидрогенизационные процессы, 
так называемая технология глубокой гидроочистки от 
серы:  чем  глубже  гидроочистка,  тем  меньше  серни-
стых  соединений  в  топливе,  но  при  этом  и  ниже  его 
смазывающие  свойства,  и  хуже  работоспособность 
топливной аппаратуры вплоть до выхода её из строя. 
Поэтому в табл. 2 приведен весьма важный показатель 
смазывающей способности дизельного топлива по ве-
личине пятна износа трущейся пары в мкм, определяе-
мый  по  специальной  методике.  Это,  в  свою  очередь, 
требует  обязательного  применения  противоизносных 
присадок к дизельным топливам, что в настоящее вре-
мя  широко  используется  в  мировой  и  отечественной 
практике.

Следует также обратить внимание на приведенное 

в табл. 2 заметное увеличение цетановых чисел от 45-ти 
до 51-й единицы, как характеристики повышения вос-
пламеняемости  дизельного  топлива,  что  объясняется 
весьма прогрессивными конструкторскими нововведе-
ниями в топливной системе дизельного двигателя с це-
лью более радикального снижения вредных выбросов 
с  отработавшими  газами.  Эта  топливная  система,  так 
называемая  «Common  Rail»  (первый  разработчик  — 
фирма «Bosch»), составлена по такой примерной схе-
ме:  топливный  насос  высокого  давления  с  резервуа-

Характеристики дизельного топлива

Единица

измерения

Нормы в отношении

класса 2

класса 3

класса 4

класса 5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

350

50

10

Температура вспышки д.т. в 
закрытом тигле, не ниже:

за исключением д.т. для арктического климата

°С

40

40

40

40

для арктического климата

30

30

30

30

Фракционный состав — 95% объемных перегоняется при температуре, не выше

°С

360

360

360

360

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более

%

11

11

11

Цетановое число, не менее

45

51

51

51

Цетановое число д.т. для холодного и арктического климата, не менее

47

47

47

Предельная температура 
фильтруемости, не выше:

д.т. для холодного климата

°С

минус 20

минус 20

минус 20

минус 20

д.т. для арктического климата

минус 38

минус 38

минус 38

минус 38

Смазывающая способность, не более

мкм

460

460

460

460

Таблица 2. 

Требования к характеристикам дизельного топлива

1

Примечание:

Приложение № 2 к техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для 

реактивных двигателей и топочному мазуту»

исследований  известно,  что  соединения  свинца  высо-
котоксичны  и  практически  не  выводятся  из  организма 
людей, а соединения марганца очень медленно выво-
дятся из клеток мозга человека. Поэтому введение в то-
плива  металлосодержащих  присадок  не  допускается. 
Ограничения  по  допустимому  содержанию  металлов 
в топливах определяются только точностью методов ис-
пытаний.

В  табл.  2  приведены  (из  Технического  регламента 

по топливам) основные требования к характеристикам 
автомобильных  дизельных  топлив,  которые  должны 
обеспечивать для вводимых классов эксплуатационную 
надежность и экологическую безопасность их примене-
ния на транспорте, оснащенном дизельными двигателя-
ми. Принятая нумерация классов по топливам построе-
на  по  принципу  ужесточения  требований  к  свойствам 
и показателям качества дизельных топлив с учетом тре-
бований Европейских директив, и должна обеспечивать 
выполнение требований к выбросам вредных веществ, 
предъявляемых  к  автомобильной  технике  в  аналогич-
ной нумерации.

Из  приведенных  в  табл.  2  данных,  как  и  для  бен-

зинов,  наиболее  жесткие  требования  предъявляют-
ся  к  содержанию  серы,  от  величины  которой  зависят 
также  выбросы  твердых  частиц  сажи.  Вместе  с  этим, 
снижение содержания серы в дизельном топливе име-
ет свои особенности, связанные с ухудшением смазы-
вающей  способности  топлива.  По  данным  ВНИИ  НП 
известно,  что  содержание  серы  в  дизельном  топливе 
только  выше  500  мг/кг  обеспечивает  требуемые  сма-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ром–аккумулятором до 1500 атм. и выше, электронная 
система  распределения  топлива  (в  каждый  цилиндр 
двигателя)  по  форсункам  с  пьезоэлектрической  высо-
коскоростной  системой  топливоподачи  до  трех–пяти 
подвпрысков  рабочего  заряда  топлива  за  один  цикл 
(вместо одного впрыска за рабочий цикл двигателя при 
механической  системе  регулирования).  Отсюда,  для 
обеспечения более полного и эффективного сгорания 
рабочего заряда при таком модернизированном рабо-
чем процессе, необходимо использование дизельного 
топлива с высокими цетановыми числами.

Перед разрабатываемым стандартом поставлена за-

дача:  ввести  единообразие  в  виде  общих  технических 
требований  как  сжатую  кодированную  информацию 
по  соответствию  топлива  конкретной  марки  требова-
ниям Технического регламента и нормам действующих 
национальных стандартов по топливам, и отвечающего 
одновременно  требованиям  автомобильной  техники 
аналогичного экологического класса.

В табл. 3 и табл. 4 приведены общие технические тре-

бования для автомобильных бензинов и дизельных то-
плив, которые объединены для удобства использования 
информации по колонкам: 

•  непосредственно  сами  единые  обозначения  то-

плив, определяющие в сокращенном виде марку и эко-
логические требования по мере их возрастания; 

•  соответствующие  этому  топливу  нормативно-

технические  документы  (действующие  стандарты) 
по вводимым экологическим классам; 

•  дополнительные  нормативы,  определяющие  кли-

матические  требования  и  сезонные  условия  примене-
ния автомобильных топлив.

Приведенные  данные  в  таблицах  3  и  4  содержат 

необходимую  информацию  для  всех  юридических 
и физических лиц, эксплуатирующих и обеспечивающих 
автомобильную  технику  требуемыми  сортами  топлива 
по полному циклу его оборота и контроля: производи-
тель — поставщик — продавец — потребитель

Например, по автомобильным бензинам:
№  1. 

Бензин марки АИ-80: В первой колонке единое 

обозначение  —  «АИ-80»  (не  соответствует  экологиче-
ским  требованиям  Технического  регламента,  поэто-
му  не  имеет  соответствующего  экологического  клас-
са);  во  второй  колонке  дано  наименование  бензина 
по ГОСТ Р 51105-97, по которому этот бензин произво-
дится; в третьей колонке в соответствии с требованиями 
стандарта определяются два сезонных сорта бензина — 
летний  или  зимний  —  по  пяти  классам  испаряемости, 
в зависимости от климатического района и сезона.

№  4. 

Бензин марки АИ-95: В первой колонке единое 

обозначение — «АИ-95 — эко-3» соответствует эколо-
гическим требованиям Технического регламента и име-
ет  соответствующий  класс  «эко-3»;  во  второй  колонке 
дано  его  наименование  по  ГОСТ  Р  51866-2002  (Вид  I, 
с  содержанием  серы  до  150  мг/кг),  по  которому  бен-
зин  производится;  в  третьей  колонке  в  соответствии 
с  требованиями  стандарта  определяются  для  каждого 

№  п.п.

Единое обозначение

1

Марка, ГОСТ, Экологический класс

2

Сезонный сорт топлива

3

1

АИ-80

Нормаль-80 ГОСТ Р 51105-97

Летний или зимний: 1, 2, 3, 4, 5 — классы испа-

ряемости в зависимости от климатического района 

и сезона, ГОСТ Р 51105-97

2

АИ-92, эко-2

Регуляр-92 ГОСТ Р 51105-97 

Экологический класс 2

3

АИ-92, эко-3

РегулярЕвро-92 ГОСТ Р 51866-2002 (Изм. № 2) Вид I,  

Экологический класс 3

Летний или зимний и на переходные  

осенне-весенние периоды: А, В, С, D, E, F,  

C1, D1, E1, F1 — классы испаряемости  

в зависимости от климатического района  

и сезона, ГОСТ Р 51866-2002

4

АИ-95 (АИ-98), эко-3

ПремиумЕвро-95 (СуперЕвро-98) 

ГОСТ Р 51866-2002 (Изм. № 2)

Вид I, Экологический класс 3

5

АИ-95 (АИ-98), эко-4

ПремиумЕвро-95 (СуперЕвро-98) 

ГОСТ Р 51866-2002 (Изм. № 2)

Вид II, Экологический класс 4

6

АИ-95 (АИ-98), эко-5

ПремиумЕвро-95 (СуперЕвро-98) 

ГОСТ Р 51866-2002 (Изм. № 2)

Вид III, Экологический класс 5

Таблица 3. 

Бензины автомобильные

Примечания:

Единые обозначения автомобильных топлив — рекомендуется для продавцов и потребителей.

Нормативно-техническая документация — рекомендуется для производителей, поставщиков и продавцов.

Рекомендуется по каждому региону по три сорта сезонного топлива — для производителей, поставщиков и продавцов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

44

региона по три сезонных сорта — летний, зимний или 
переходный осенне-весенний — по десяти классам ис-
паряемости, в зависимости от конкретного климатиче-
ского района и сезона.

Например, по дизельным топливам:
№  1.

  В  первой  колонке  единое  обозначение  — 

«ДТ  —  эко-2»  соответствует  экологическим  тре-
бованиям  Технического  регламента  и  имеет  соот-
ветствующий  класс  —  2;  во  второй  колонке  дано 
его  наименование  и  ГОСТ  305-82  (Изм.  №  6,  Вид  II, 
с  содержанием  серы  до  500  мг/кг),  по  которому  это 
дизтопливо  производится;  в  третьей  колонке  в  соот-
ветствии  с  требованиями  стандарта  определяются 
три  сезонных  сорта  дизтоплива  —  летнее,  зимнее 
и  арктическое  —  по  предельной  температуре  филь-
труемости и температуре помутнения, в зависимости 
от климатического района и сезона.

№  2. 

В  первой  колонке  единое  обозначение  — 

«ДТ — эко-3» соответствует экологическим требовани-
ям Технического регламента и имеет соответствующий 
класс  эко-3;  во  второй  колонке  дано  его  наименова-
ние  и  ГОСТ  Р  52368-2005  (Вид  I,  с  содержанием  серы 
до 350 мг/кг), по которому это дизтопливо производит-
ся;  в  третьей  колонке  в  соответствии  с  требованиями 
стандарта  определяются  для  каждого  региона  по  три 
сезонных сорта дизтоплива — летнее, зимнее или пере-
ходное  осенне-весеннее  —  по  шести  сортам  или  пяти 
классам  по  предельной  температуре  фильтруемости, 
в  зависимости  от  конкретного  климатического  района 
и сезона.

Единые  обозначения  автомобильных  бензинов  и  ди-
зельных  топлив  предназначены  для  производителей, 
поставщиков,  продавцов  и  потребителей.  Формирова-

ние единого обозначения осуществляет производитель 
продукции,  руководствуясь  предлагаемым  стандартом 
и нормативными документами, характеризующими экс-
плуатационные и экологические классы произведённо-
го топлива.

Производитель  указывает  единое  обозначение 

во  всей  документации  на  продукт  и  на  транспортной 
таре. Это единое обозначение размещается на инфор-
мационных стендах поставщиков и продавцов. При этом 
дополнительно, после единого обозначения в докумен-
тации  производителя  и  на  информационных  стендах, 
допускается  использование  товарного  знака  (бренда) 
производителя.

Анализ особенностей структуры проекта нового стан-

дарта показывает возможность его использования при 
информационном обеспечении широкого круга вопро-
сов, связанных со свойствами, качеством и реализацией 
автомобильных топлив, включая планирование заказа, 
разработку  и  производство  топлив,  закупку,  поставку, 
продажу и непосредственно потребление топлив, а так-
же оценку экологической безопасности и технического 
уровня, экспертизу и т.д.

Таким  образом,  разработка  и  внедрение  ново-

го  национального  стандарта  «Единое  обозначение 
автомобильных  бензинов  и  дизельных  топлив,  на-
ходящихся  в  обращении  на  территории  Российской 
Федерации»  направлены  на  адаптацию  и  выпол-
нение  требований  Технического  регламента  и  дей-
ствующих  стандартов  на  автомобильные  топлива 
к сложившейся в стране системе обращения топлив, 
контроля показателей качества топлив, и главное — 
на  исключение  возможности  введения  в  заблужде-
ние потребителя и нанесения ему ущерба от исполь-
зования топлив, не соответствующих по назначению 
и свойствам.

№  п.п.

Единое обозначение

1

Марка, ГОСТ, Экологический класс

2

Сезонный сорт топлива

3

1

ДТ— эко-2

Топливо дизельное

 ГОСТ 305-82 (Изм. № 6)

Вид II, Экологический класс 2

Топливо дизельное летнее, зимнее, арктическое  

(Л, З, А) — в зависимости от климатического  

района и сезона, ГОСТ 305-82

2

ДТ — эко-3

Топливо дизельное Евро ГОСТ Р 52368-2005 

Вид I, Экологический класс 3

Топливо дизельное летнее, зимнее  

и на переходные осенне-весенние периоды:  

сорта А, В, С, D, E, F, или классы 0, 1, 2, 3, 4 —  

в зависимости от климатического района  

и сезона, ГОСТ Р 52368-2005

3

ДТ — эко-4

Топливо дизельное Евро ГОСТ Р 52368-2005 

Вид II, Экологический класс 4

4

ДТ — эко-5

Топливо дизельное Евро ГОСТ Р 52368-2005 

Вид III, Экологический класс 5

Таблица 4. 

Топлива дизельные автомобильные

Примечания:

Единые обозначения автомобильных топлив — рекомендуется для продавцов и потребителей.

Нормативно-техническая документация — рекомендуется для производителей, поставщиков и продавцов.

Рекомендуется по каждому региону по три сорта сезонного топлива — для производителей, поставщиков и продавцов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

//////////