40
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
В настоящее время нефтяные моторные топлива выра-
батываются и реализуются в нашей стране по ряду стан-
дартов и другим нормативно-техническим документам
(различным ТУ и СТО). Автомобильные бензины получа-
ют, в основном, по двум стандартам — ГОСТ Р 51105-97
и ГОСТ Р 51866-2002. Дизельные топлива также получа-
ют по двум стандартам — межгосударственный ГОСТ
305-82 и ГОСТ Р 52368-2005. Указанные действующие
стандарты на автомобильные топлива, как с устарев-
шими, так и с более современными требованиями по
объективным причинам на ближайшие несколько лет
не могут быть радикально пересмотрены.
Во-первых, из-за затянувшегося и плохо организо-
ванного обновления автопарка страны с ужесточением
требований по экологическим классам автомобилей.
При этом, начиная
1
с 2006 г. должен осуществляться их
ступенчатый ввод через каждые 2 года, т.е. практически
одновременно для классов 2, 3, 4, 5, причем без долж-
ного учета и контроля роста и динамики изменения ав-
топарка. Особенно это имеет место для легковых авто-
мобилей. В то же время более половины энергоемкого
парка грузовых автомобилей и автобусов еще соответ-
ствуют требованиям класса Евро-2 и ниже.
Во-вторых, и на рынке топлив имеет место ана-
логичная неопределенная картина по производству
УДК 629.113
В.В. Комаров, ОАО «НИИАТ» / Ф.В. Туровский, ОАО «НИИАТ» / В.В. Булатников, ОАО «ВНИИНП»
О разработке национального стандарта
«Единое обозначение автомобильных бензинов
и дизельных топлив, находящихся в обращении
на территории Российской Федерации»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 г. № 118 (с изменением
от 30.12.2008 г. № 1076) введен в действие Технический регламент «О требованиях к автомо-
бильному и авиационному бензинам, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных
двигателей и топочному мазуту», который устанавливает основные требования к свойствам и ка-
честву автомобильных бензинов и дизельных топлив.
и реализации автомобильных топлив одновремен-
но по нескольким экологическим уровням (классам,
часть которых, например, классов 4 и 5, уходит еще
и за рубеж). Кроме того, из-за значительного количества
нормативно-технических документов, потребителю
трудно ориентироваться в назначении и качестве ис-
пользуемого топлива.
Отсюда, учитывая реально сложившуюся обстановку
и по обновлению автопарка, и по его одновременному
обеспечению топливами с различными показателями
по экологическим классам, разработка нового ГОСТ Р
«Единое обозначение автомобильных бензинов и ди-
зельных топлив, находящихся в обращении на террито-
рии Российской Федерации» (производимая для ввода
в действие Технического регламента по топливам) на-
правлена на разработку единых обозначений, правил
и порядка реализации всех марок потребляемых авто-
мобильных топлив, находящихся в обращении на тер-
ритории страны, и вырабатываемых по целому ряду
стандартов, различных ТУ и других нормативных доку-
ментов.
Разрабатываемый ГОСТ Р должен учитывать все дей-
ствующие нормативы по уже введенным в обращение
экологическим классам, включительно до 5-го, как
по топливам, так и по автомобильной технике, учиты-
1
Согласно Постановлению Правительства РФ № 609 от 12.10.2005 г. Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, вы-
пускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»