ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ
- 2017 год
Министерство образования и науки Российской Федерации
Набережночелнинский институт (филиал) Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский
(Приволжский)
федеральный университет» Кафедра «Сервис транспортных систем»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВО-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям
Набережные Челны 2017
Определение расхода топливо-смазочных материалов и технических
жидкостей: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям/ Э.М.
Мухаметдинов, Д.И. Нуретдинов, Л.М. Габсалихова, А.А. Гафиятуллин, Вафин
И.И. - Набережные Челны: НЧИ КФУ, 2017. - 48 с.
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в учебном
процессе студентами очной и заочной формы, обучающихся по направлениям
автомобильного профиля.
Рецензент: кандидат технических наук, доцент кафедры
Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к
автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его
потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или
модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте
предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту
потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности,
определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ,
планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для
расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и
энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с
пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода
топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации
автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное
значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и
условия эксплуатации автомобиля.
Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки
и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют
определенным условиям работы автомобильных транспортных средств
согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход
топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход
топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные
нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом
перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен
и устанавливается отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие
виды норм:
базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега
автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при
проведении транспортной работы:
автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по
назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая
загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм)
при проведении транспортной работы грузового автомобиля
учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при
движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или
полуприцепом без груза и с грузом или с использованием
установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого
груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0
л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и
бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов,
выполняемых по специальной программе-методике непосредственно
для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.
Базовая норма расхода
топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем,
категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава
(легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив,
учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный
маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах "Правил
дорожного движения".
Транспортная норма (норма
на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или
от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от
конкретной массы перевозимого груза.
Эксплуатационная норма устанавливается
по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с
использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих
местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном
документе.
Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в
следующих измерениях:
для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина
или дизтоплива;
для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) - в
литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует "1,32 л СНГ, не
более" (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к 1 л
бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);
для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном)
природном газе (СПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из
расчета 1 л бензина соответствует 1±0,1 куб. м СПГ (в
зависимости от свойств природного газа);
для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного
газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода
дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем
техники (или в инструкции по эксплуатации).
Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных
факторов производится при помощи поправочных коэффициентов
(надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или
снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются
приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего
АТС, или местной администрации).
Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от
климатических районов страны - от 5% до 20%. Порядок применения,
значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении
№2.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III
категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные
зоны, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);
от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье); свыше 3000 м - до 20%
(высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III
категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных
зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений
(поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути -
около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий
- до 30%.
Работа автотранспорта в городах с населением:
свыше 3 млн. человек - до 25%; от 1 до 3 млн. человек - до 20%;
от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%; от 100 до 250 тыс. человек -
до 10%;
до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других
крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков,
светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.
Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок,
связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в
том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузопассажирские и
грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал
и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание
почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров,
инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной
остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров,
перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.
Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных
грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при
сопровождении, и других подобных случаях - с пониженной средней
скоростью движения автомобилей 20-40 км/ч - до 15%, с пониженной
средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.
При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта,
(пробег определяется производителем техники) - до 10%.
При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном
состоянии или колонной - до 10%; при перегоне - буксировке
автомобилей в спаренном состоянии - до 15%, при перегоне -
буксировке в строенном состоянии - до 20%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим
пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более 8 лет с общим пробегом
более 150 тыс. км - до 10%.
При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и
т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе
автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу
внутри предприятия - до 10%.
При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных,
ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих
транспортный процесс при маневрировании, на
пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и
т.п. - до 20%.
При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п.
на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в
снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или
частичной загрузкой автомобиля - до 40%.
При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях
в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при
сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных
бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V
категорий - до 50%.
При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной
езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании
на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним
ходом - до 40%.
При использовании кондиционера или установки "климат- контроль" при
движении автомобиля - до 7% от базовой нормы.
При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива
устанавливается из расчета за один час простоя с работающим
двигателем, то же на стоянке при использовании установки
"климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с
работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.
При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где
по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается
выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза,
не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также
в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным
двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.
В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже
+5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева
автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также
на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и
при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из
расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до
10% от базовой нормы.
Допускается на основании приказа руководителя предприятия или
распоряжения руководства местной администрации:
на внутригаражные разъезды и технические надобности
автотранспортных предприятий (технические осмотры,
регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других
агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать
нормативный расход топлива до 1% от общего количества,
потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом
фактического количества единиц АТС, используемых на этих
работах);
для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных
конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с
одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки
передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не
отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать
базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для
базовой модели;
для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных
выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели
только собственной массой (при установке фургонов, тентов,
дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы
расхода топлив могут определяться:
на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы
автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км
для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3
л/100 км - с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км
для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2
куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном
газе; при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2
куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из
расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.
При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за
пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности
(высота над уровнем моря до 300 м) - до 15%.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне
вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не
применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма
расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих
надбавок.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование
бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих
случаях:
для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения
технических воздействий - до 5 л жидкого топлива на один
газобаллонный автомобиль;
для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля - до 20
л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и
весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются
зимние надбавки согласно Приложению №2;
на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной
заправки газа, - до 25% от общего расхода топлива на указанных
маршрутах.
Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для
газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и
для соответствующих базовых автомобилей.
Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий
эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного,
природного и климатического характера, состояние дорог, особенности
перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной
необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных
коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению
руководства местных администраций регионов и других ведомств - при
соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.
На период действия данного документа для моделей, марок и
модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на
которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив
(отсутствующие в данном документе), руководители местных
администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим
приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в
установленном порядке научными организациями, осуществляющими
разработку таких норм по специальной программе-методике.
Для автобусов нормативное значение расхода топлива
рассчитывается по формуле:
Qн=
0,01 × Hs×
S×(1 + 0,01×D) + Hот×
T, (2)
где Qн-
нормативный расход топлив, л; Hs-
транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км
(с учетом нормируемой по классу назначению автобуса загрузкой
пассажиров); S - пробег автобуса, км; Hот-
норма расхода топлив при использовании штатных независимых
отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч; T - время
работы автомобиля с включенным отопителем, ч; D - поправочный
коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к
норме, %.
Транспортная норма расхода топлив автобусов приведена в
приложении 2.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное
значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн=
0,01×(Hsan×S
+ Hw×W)
× (1+0,01×D), (3)
где Qн-
нормативный расход топлив, л; S - пробег автомобиля или
автопоезда, км; Hsan-
норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в
снаряженном состоянии без груза;
Hsan=
Hs+
Hg×Gnр,
л/100 км,
где Hs-
базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в
снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan=
Hs,
л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg-
норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или
полуприцепа, л/100 т·км; Gnр-
собственная масса прицепа или полуприцепа, т; Hw-
норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т·км; W -
объем транспортной работы, ткм: W = GгрSгр(где
Gгр-
масса груза, т; Sгр-
пробег с грузом, км); D - поправочный коэффициент (суммарная
относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих
работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой
норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах
на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида
используемых топлив (Hw):
для бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного
нефтяного газа (СНГ) - до 2,64 л; сжатого природного газа (СПГ)
- до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2
куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и
седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100
км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на
каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в
зависимости от вида топлив (Hg):
бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа
- до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. м; при газодизельном
питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м - природного газа
и до 0, 25 л - дизельного топлива.
Базовые нормы расхода топлива грузовых бортовых автомобилей
приведены в приложении 3.
Для седельных тягачей нормативное значение расхода топлив
рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и
автопоездам с прицепами и полуприцепами по формуле (3). Базовые
нормы расхода топлива седельных тягачей приведены в приложении
4.
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов
нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн=
0,01×Hsanc×S×
(1 + 0,01 × D) + Hz×
Z, (4)
где Qн-
нормативный расход топлива, л; S - пробег автомобиля- самосвала
или автопоезда, км; Hsanc-
норма расхода топлив автомобиля-самосвала или самосвального
автопоезда:
Hsanc=
Hs+
Hw×
(Gпр+
0,5q), л/100 км,
где Hs-
транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом
загрузки 0,5), л/100 км; Hw-
норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала
(если при расчете Нsне
учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального
прицепа или полуприцепа, л/100 т·км; Gпр-
собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т; q -
грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q - с коэффициентом
загрузки 0,5), т; Hz-
дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом
автомобиля-самосвала, автопоезда, л; Z - количество ездок с
грузом за смену; D - поправочный коэффициент (суммарная
относительная надбавка или снижение) к норме, %.
При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами,
полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма,
как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на
каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину
его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки - 0,5):
бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа
- до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. м.
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно
устанавливается норма расхода топлив (Hz)
на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и
разгрузки:
до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного
газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу
самосвального подвижного состава;
до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива
ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа "БелАЗ"
дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую
ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом
полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход
топлив так же, как и для бортовых автомобилей по формуле
(3).
Транспортная норма расхода топлива автомобилей-самосвалов
приведены в приложении 5.
Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив
определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле
(3).
Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза,
нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом
повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.
Транспортная норма расхода топлива автомобилей-фургонов
приведены в приложении 6.
Специальные и специализированные автомобили с установленным на
них оборудованием подразделяются на две группы:
автомобили, выполняющие работы в период стоянки (пожарные,
автокраны, автоцистерны, компрессорные, бурильные установки
и т.п.);
автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие
работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики,
автобетоносмесители и т.п.).
Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей,
выполняющих основную работу в период стоянки, определяется
следующим образом:
Qн=(0,01×Hsс×S+Hт×T)×(1+0,01×D),
л (5)
где Hsс-
норма расхода топлив на пробег, л/100 км (в случаях, когда
спецавтомобиль предназначен также и для перевозки груза,
индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения
транспортной работы:
Hsc'
= Hsc+
Hw×W,
где Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100
т·км; W - объем транспортной работы, т·км); S - пробег
спецавтомобиля к месту работы и обратно, км; Hт-
норма расхода топлив на работу
специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую
операцию (заполнение цистерны и т.п.); T - время работы
оборудования (ч) или количество выполненных операций; D -
суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в
процентах (при работе оборудования применяются только
надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).
Нормативный расход топлив (л) для спецавтомобилей,
выполняющих основную работу в процессе передвижения,
определяется следующим образом:
Qн = 0,01 × (Hsс ×
S' + Hs''×
S'') х (1 + 0,01×D), (6)
где Hsс-
индивидуальная норма расхода топлив на пробег
спецавтомобиля, л/100 км; S' - пробег спецавтомобиля к месту
работы и обратно, км; Hs''-
норма расхода топлив на пробег при выполнении специальной
работы во время передвижения, л/100 км; S'' - пробег
автомобиля при выполнении специальной работы при
передвижении, км; D - суммарная относительная надбавка или
снижение к норме, % (при работе оборудования применяют
только надбавки за работу в зимнее время и в горной
местности).
Для автомобилей, на которых установлено специальное
оборудование, нормы расхода топлив на пробег (на
передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив,
разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом
изменения массы спецавтомобиля.
Нормы расхода топлив для спецавтомобилей, выполняющих работы
жилищно-коммунального хозяйства, определяются по нормам
Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России
(Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова).
Норма расхода топлива некоторых видов специализированных и
специальных автомобилей приведены в приложениях 7.1-7.5.
Пример 1. Из
путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ВАЗ-2114,
работавший в горной местности на высоте 300-800 м, совершил пробег
244 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ВА- 2114
составляет Hs = 7,9 л/100 км;
надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря
от 300 до 800 м составляет D = 5%.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн =0,01×Hs×S×(1+0,01×D) = 0,01·7,9·244·(1+0,01·5)= 20,2 л.
Пример 2. Из
путевого листа установлено, что городской автобус ЛиАЗ-52567 работал
в городе в зимнее время, совершил пробег 200 км при времени работы
на линии 8 ч.
Исходные данные:
транспортная норма расхода топлива на пробег для городского
автобуса ЛиАЗ-52567 (дизтопливо) составляет Hs = 37,4 л/100 км;
норма расхода топлива на работу отопителя составляет Нот = 2,5
л/ч.
надбавка за зимние условия работы – 8%. Нормативный расход
топлива составляет:
Пример 3. Из
путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль
КАМАЗ-53215 при пробеге 320 км выполнил транспортную работу в
объеме 2560 т·км в условиях эксплуатации, не требующих
применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля
КАМАЗ-53215 составляет Hs = 24,5 л/100 км;
норма расхода дизтоплива на перевозку полезного груза составляет
Hw=
1,3 л/100 т-км.
Пример 4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль
КАМАЗ-53215 с прицепом НЕФАЗ-8332 выполнил 5272 т-км транспортной
работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте
800-2000 м и совершил общий пробег 475 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля
КАМАЗ-53215 составляет Hs=
24,5 л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет
Hw=
1,3 л/100 т-км; норма расхода топлива на дополнительную массу
прицепа или полуприцепа, составляет Hg=
1,3 л/100 т-км;
надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу
в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D
= 10%;
масса снаряженного прицепа НЕФАЗ-8332 - Gпр=
4,95 т;
норма расхода топлив на пробег автопоезда в составе
автомобиля КАМАЗ-53215 с прицепом НЕФАЗ-8332 составляет: Hsan=
Hs+
Hg×Gпр=
24,5 + 1,3 х 4,95 = 30,93 л/100 км.
Пример 5. Из
путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач
КАМАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-9328 выполнил 12480 т-км
транспортной работы при пробеге 600 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для тягача КАМАЗ- 54115
составляет Hs=
22,0 л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет
Hw=
1,3 л/100 т-км;
масса снаряженного полуприцепа СЗАП-9328 Gпр=
8 т;
надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с
передвижением автопоезда по загородной дороге с
усовершенствованным покрытием D = 15%;
норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного
тягача КАМАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-9328 без груза
составляет:
Пример 6. Из
путевого листа установлено, что автомобиль- самосвал КАМАЗ-65115
совершил пробег 165 км, выполнив при этом m=10 ездок с грузом.
Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.
Исходные данные:
транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода
топлива для автомобиля-самосвала КАМАЗ-65115 составляет Hs =
32,2 л/100 км;
норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом
составляет Hz=
0,25 л;
надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере -
D = 12%.
Нормативный расход топлива:
Qн=
0,01×Hs×S×
(1 + 0,01×D) + Hz×m
=
=0,01×32×165× (1 + 0,01×18) + 0,25×10 = 64,8 л.
Пример 7. Из
путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГАЗ-2705,
работая в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152
км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона
ГАЗ-2705 составляет Hs = 16 л/100 км;
надбавка за работу с частыми технологическими остановками D
= 8%.
Нормативный расход топлива:
Qн=0,01×Hs×S×
(1 + 0,01×D) = 0,01×16×152× (1 + 0,01×8)=26,3 л.
Пример 8.
Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4572 на
базе автомобиля КАМАЗ-53213, вышедший из капитального ремонта,
совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению
грузов составило 6,8 ч.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана
КС-4571 составляет Hsc=
31 л/100 км;
норма расхода топлива на работу специального оборудования,
установленного на автомобиле, составляет Нт=
6 л/ч;
надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров
Определить нормативный расход топлива автобуса при заданных условиях
(таблица 2). Норму расхода топлива на работу отопителя салона
принимать Нот=
2,5 л/ч (для автобусов большого и очень большого классов).
Определить нормативный расход топлива автомобиля-самосвала при
заданных условиях эксплуатации (таблица 4). Норма расхода топлива
для самосвалов на каждую ездку с грузом принимать Hz=
0,25 л.
Таблица 4 - Условия эксплуатации самосвалов
№ вар.
Модель автомобиля
Кате- гория дорог
Особенность перевозки
Пробег, км
Количество рейсов, ед.
1
Volvo FM 12 (6L-12,1-420- 14M)
II
В пригороде, зимой, рельеф - равнинный
680
10
2
МАЗ-5551A2- 323 (ЯМЗ-
6563.10)
-
На строительной площадке, летом, рельеф -
450
15
№ вар.
Модель автомобиля
Кате- гория дорог
Особенность перевозки
Пробег, км
Количество рейсов, ед.
среднегорье
3
КАМАЗ-6522 (КАМАЗ-740.51)
-
На строительной площадке, летом, рельеф - высокогорье
550
25
4
Урал-55571 (ЯМЗ-236НЕ2)
-
На строительной площадке, зимой, рельеф - равнинный
480
20
5
КАМАЗ-65115 (КАМАЗ-740.30)
II
В пригороде, летом, рельеф - среднегорье
230
4
6
Tatra-T815C1
-
На строительной площадке, летом, рельеф - среднегорье
400
36
7
КАМАЗ-65111 (КАМАЗ-740.10- 8V-10,85-260-
10М)
II
В пригороде, зимой, рельеф - высокогорье
1320
20
8
MAN TGA
33.350 6x4 BB- WW
I
В пригороде, зимой, рельеф - среднегорье
820
7
9
КАМАЗ-55111А (КАМАЗ- 7403.10-8V-
10,85-260-10М)
-
На строительной площадке, летом, рельеф - высокогорье
1100
100
10
Scania P380CB 6x4 EN Z
II
На строительной площадке, зимой, рельеф - среднегорье
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте
предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода
масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий,
эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и
текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода
топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода
масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода
смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей
после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов
автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной
емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в
количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в
соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по
эксплуатации и т.п.
Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены
из-за отсутствия исходных данных от заводов- изготовителей техники. В
таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода
смазочных материалов.
Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и
смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем приведены в
приложении 9.
Раствор мочевины AdBlue - реагент, который применяется в качестве
добавочной рабочей жидкости в дизельных двигателях стандарта Евро 4
- Евро 6, оснащенных системой SCR (Selective Catalytic Reduction
(SCR) - селективный каталитический преобразователь) для обеспечения
чистоты выхлопных газов. SCR система состоит из катализатора,
распылителя, дозатора и бака с AdBlue. Принцип действия системы
AdBlue заключается в химической реакции аммиака с окисью азота
выхлопных газов, в результате которой образуется безвредный азот и
водяной пар. Именно благодаря впрыскивания реагента AdBlue
достигаются экологические стандарты Евро 4 - Евро 6.
Нормирование расхода AdBlue.
Расход AdBlue в среднем составляет 0,8 - 2,7 литра на 100 км.
Для автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро 4,
расход составляет не более 5%, стандарту Евро 5 - не более
6% и Евро 6 - не более 7% от количества, потребляемого автомобилем
топлива (приложение 10). Для целей нормирования расхода реагента
Adblue рекомендуется применять значение 7% от нормируемого значения
эксплуатационного расхода топлива.
При холостом ходу двигателя, снаряженном шасси без нагружения,
расход мочевины не происходит, поэтому нормативный расход
рассчитывается от нормативного расхода топлива в относительной доле,
с применением поправочного коэффициента Dt
К условиям, влияющим на расход мочевины, относится
понижение температуры окружающей среды. Стандартным поправочным
коэффициентом можно принять Dadb=1.
При температуре ниже (от -11°С)
процесс гидролиза прекращается,
Нормальными условиями для хранения и эксплуатации технологической
жидкости AdBlue, является диапазон температур - 11< t < 35 0C.
При повышении температурного значения, мочевина начинает терять свои
эксплуатационные свойства.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение
расхода AdBlue рассчитывается по формуле:
QнAdB =0,01·(HsAdB·S·DAdB)
(7)
где QHAdB-
нормативный расход AdBlue, л; S - пробег автомобиля или автопоезда,
км; DAdB–
поправочный коэффициент окружающей температуры; HsAdB-
норма расхода AdBlue на пробег автомобиля или автопоезда;
Пример.
Из путевого листа установлено, что седельный тягач Volvo FH 500
Globetrotter с полуприцепом выполнил транспортную работу в объеме
16200 т·км при пробеге 600 км в нормальных условиях эксплуатации,
при средней температуре окружающей среды 10-150С.
Дополнительные надбавки, или снижения отсутствуют.
Исходные данные:
Базовая норма расхода топлива на пробег для тягача одиночного
Volvo FH 500 Globetrotter составляет Hs
= 36,4 л/100 км; норма
расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw
= 1,3
л/100 т·км; норма расхода топлива на дополнительную массу
полуприцепа Hg
= 1,3 л/100 т·км; масса снаряженного полуприцепа
Gnp
= 8,0 т.
Тогда норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе
седельного тягача Volvo FH 500 Globetrotter с полуприцепом без груза
составит:
Hs an =
Hs+
Hg·Gпр=36,4+1,3·8=46,8
л/100км.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн=
0,01·(Hsan·S
+ Hw·W)=0,01
· (46,8·600+1,3·16200)=491,4 л.
Нормативный расход AdBlue составляет:
QнAdB =0,01·(HsAdB·S·DAdB)=0,01·(1,92·600·1)=11,52
л.
Автомобили зарубежного производства и "АвтоВАЗа" всех
моделей и модифи каций
0,6
0,1
0,03
0,1
ГАЗ-3102 всех модификаций
1,7
0,15
0,05
0,1
Москвич- 2141 всех модификаций
1,8
0,15
0,05
0,1
УАЗ-469, -3151
всех модификаций
2,2
0,2
0,05
0,2
Легковые автомобили бензиновые
Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и
"АвтоВАЗа"
0,6
0,1
0,03
0,1
Марка, модель автомобиля
Моторные масла
Трансмиссионные и гидравлические масла
Специальные масла и жидкости
Плас- тичные смазки
всех моделей и модификаций
Автомобили семейства ГАЗ всех моделей и модификаций
1,8
0,15
0,05
0,1
Автомобили семейства УАЗ всех моделей и модификаций
2,2
0,2
0,05
0,2
Легковые автомобили дизельные
Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и
отечественного производства
2,5
0,4
0,1
0,2
Автобусы
Марка, модель автомобиля
Моторные масла
Трансмис- сионные и гидравли- ческиемасла
Специаль- ные масла и жидкости
Плас- тичные смазки
Ikarus-256, -260,-263,
-280 всех модификаций
4,5
0,5
0,1
0,3
КАвЗ-3270, -3976
всех модификаций
2,1
0,3
0,1
0,25
ЛиАЗ-5256 всех модификаций
2,8
0,4
0,3
0,35
ПАЗ-3205, -3206
всех модификаций
2,1
0,3
0,1
0,25
УАЗ-2206, -3962
всех модификаций
2,2
0,2
0,05
0,2
Дизельные автобусы
Автобусы отечественного и зарубежного производства, а также
2,9
0,4
0,1
0,3
Марка, модель автомобиля
Моторные масла
Трансмис- сионные и гидравли- ческиемасла
Специаль- ные масла и жидкости
Плас- тичные смазки
произведенные в РФ
Для автобусов семейства Икарус модификаций Ikarus- 180,
-250, -255, -256,
-260, -263, -280
4,5
0,5
0,1
0,1
Бортовые грузовые автомобили
Марка, модель автомобиля
Моторные масла
Трансмис- сионные и гидравли- ческие масла
Специаль- ные масла и жидкости
Пластич- ные смазки
ГАЗ-3307
2,1
0,3
0,1
0,25
КАМАЗ-4310, - 5320, -5321 всех
модификаций
2,8
0,4
0,15
0,35
МАЗ-5334, - 5335, -5337 всех
моди-фикаций
2,9
0,4
0,15
0,35
Урал-4320 всех модификаций
2,8
0,4
0,15
0,35
УАЗ-3303, -3741
всех модификаций
2,2
0,2
0,05
0,2
Грузовые бензиновые автомобили и автобусы, включая работу на
сжиженном и сжатом газе
Отечественного производства всех моделей и модификаций
2,4
0,32
0,1
0,2
Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ
1,8
0,15
0,05
0,1
Дизельные грузовые автомобили и самосвалы
Автомобили отечественного и зарубежного
3,2
0,4
0,1
0,3
Марка, модель автомобиля
Моторные масла
Трансмис- сионные и гидравли- ческие масла
Специаль- ные масла и жидкости
Пластич- ные смазки
производства, кроме карьерных самосвалов БелАЗ
Карьерные самосвалы БелАЗ
4,5
0,5
1,0
0,3
Тягачи
Марка, модель автомобиля
Моторные масла
Трансмис- сионные и гидравли- ческие масла
Специальные масла и жидкости
Пластич- ные смазки
Volvo-F10-33, -F89- 32
2,5
0,4
0,1
0,3
КрАЗ-260, -6437, -
6443,-6444 всех
модификаций
2,9
0,4
0,1
0,3
МАЗ-6422 всех модификаций
2,8
0,4
0,1
0,3
Mercedes-Benz- 1635S, -1926, -1928,
-1935, -2232S, -
2235, -2236 всех
модификаций
2,5
0,4
0,1
0,3
Mercedes-Benz- 2628, -2632
2,5
0,4
0,1
0,3
Урал-4420 всех модификаций
2,8
0,4
0,15
0,35
Самосвалы
Марка, модель автомобиля
Моторные масла
Трансмис- сионные и гидравлические масла
Специальные масла и жидкости
Пластичные смазки
КАМАЗ-5511
всех модификаций
2,8
0,4
0,15
0,35
КрАЗ-6505, -
6510 всех модификаций
2,9
0,4
0,1
0,3
МАЗ-5551
всех модификаций
2,9
0,4
0,15
0,35
Tatra-T815C всех модификаций
2,8
0,4
0,1
0,3
Урал-5557
2,8
0,4
0,15
0,35
Фургоны
Марка, модель автомобиля
Моторные масла
Трансмис- сионные и гидравлические масла
Специальные масла и жидкости
Пластичные смазки
ГЗСА-37021,
-3704
2,0
0,25
0,07
0,2
УАЗ-374101, 396201
2,2
0,2
0,05
0,2
Урал-49472
1,8
0,35
0,1
0,2
Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные
нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы
расхода масел и смазок
Виды и сорта масел (смазок)
Временная норма расхода масел и смазок на 100 л общего
нормируемого расхода топлив, не более:
Легковые и грузовые автомобили, автобусы, работающие
Внедорожные автомобили- самосвалы, работающие на дизельном
топливе