|
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
региональная программа «Развитие комплексной системы обращения с твѐрдыми коммунальными отходами на территории Ярославской области» (далее
Программа)
Основание для разработки Программы
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ);
протокол оперативного совещания заместителя Председателя Правительства области с руководителями функционально подчинѐнных структур от 20.07.2015 № 15
Куратор Программы
заместитель Председателя Правительства области Шапошникова Н.В.
Ответственный исполнитель Программы
департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области
Исполнители Программы
-департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области;
департамент инвестиционной политики Ярославской области;
-департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области;
департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
Цель Программы развитие комплексной системы обращения с твѐрдыми коммунальными отходами, предусматривающей минимизацию их вреда для населения и окружающей
среды и стимулирующей вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в интересах устойчивого развития Ярославской области.
Срок реализации Программы
2015 - 2017 годы
Участники Программы
-органы местного самоуправления муниципальных образований области;
организации коммунального комплекса.
Электронный адрес для размещения Программы в интернете
http://www.yarregion.ru/depts/dzkh/tmpPages/programs.a spx
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования |
Плановый объем финансирования (тыс. руб.) | |||
всего |
в том числе по годам | |||
2015 |
2016 |
2017 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Предусмотрено законом об областном бюджете: |
||||
областные средства |
180 000 |
20 000 |
120 000 |
40 000 |
Итого по Программе |
180 000 |
20 000 |
120 000 |
40 000 |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Ярославская область является динамично развивающимся регионом России. Развитие экономики региона, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.
По состоянию на 01.01.2015 численность населения Ярославской области составляет 1,3 млн. человек. Обеспечение безопасности населения и окружающей среды в современных условиях требует объединения усилий органов законодательной и исполнительной власти Ярославской области для организации надежно действующей системы санитарной очистки ее территории от отходов производства и потребления.
Динамика образования твѐрдых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории области свидетельствует об их постоянном росте: если в 2011 году на объекты размещения отходов поступило 2081,8 тыс. куб. м. ТКО, то в 2014 году - 2143,5 тыс. куб. м. ТКО. При этом не менее 50 процентов ТКО, поступивших на полигоны, составляют отходы, которые могут быть вовлечены в хозяйственную деятельность в качестве вторичных ресурсов.
Официальная статистика не обеспечивает полный учет такого вида отходов. Объемы вывозимых на полигоны твердых коммунальных отходов, ввиду отсутствия весовых, в ряде случаев определяются по ѐмкости кузова мусоровозов.
Согласно обобщѐнных сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2014 год образовалось 1266262,467 т отходов, из которых 71,9% использовано и обезврежено.
Из общего количества отходов, переданных на размещение на полигоны ТКО, доля твѐрдых коммунальных отходов составляет 70,3%.
Доля всех отходов, размещаемых на полигонах ТКО, от общего количества образованных отходов составляет порядка 19-20%.
Применяемые способы и технологии сбора и вывоза ТКО в области приводят к формированию потоков ТКО с существенными различиями в сырьевом содержании. В ТКО из-под стволов мусоропроводов содержится существенно большее количество упаковки, чем в контейнерах, вместе с тем макулатура, полимеры и текстиль загрязнены пищевыми отходами и почти не пригодны для сортировки. В контейнерах уличной установки много смета, крупногабаритных отходов, крупных металлических деталей, картонных изделий.
Сложившаяся в области система обезвреживания ТКО основана на их захоронении на полигонах и свалках и не соответствует современным требованиям. В связи с неэффективными способами захоронения ТКО на большинстве полигонов происходит их быстрое заполнение, несмотря на небольшие объемы поступающих ТКО и значительные площади, выделенные
под их захоронение. Кроме того, в Ярославской области слабо развита отрасль по рециклингу вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.
Отходоперерабатывающая отрасль в Ярославской области не имеет положительной динамики, несмотря на активную инвестиционную деятельность в регионе.
Общая площадь мест объектов размещения отходов в области составляет более 178,684 га и отмечается тенденция к еѐ увеличению.
В настоящее время на территории области функционирует 20 полигонов для размещения твѐрдых коммунальных отходов, а также 3 исторически сложившиеся свалки в Переславском муниципальном районе возле деревень Милославка, Сидорково, Кубринск, 2 из которых (дер.Милославка, дер.Сидорково) закрыты.
Основными проблемами, связанными с размещением отходов на территории Ярославской области, являются: перегруженность действующих полигонов ТКО, у большей части которых заканчивается срок эксплуатации в связи с полным их заполнением; нехватка земельных участков, подходящих для строительства новых полигонов ТКО; недостаток средств на реконструкцию и рекультивацию объектов размещения отходов; несоответствие большей части действующих полигонов требованиям земельного законодательства, планировочным ограничениям, современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Дефицит мощностей по размещению отходов обусловливается еще и тем, что строительство новых объектов размещения отходов крайне затруднительно ввиду отсутствия свободных площадей, отвечающих требованиям экологической безопасности при размещении полигонов ТКО. Это обусловлено запретом размещения объектов захоронения отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из действующих объектов размещения отходов Ярославской области только 16 объектов включены в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).
Результаты проведенной оценки состояния системы обращения с твѐрдыми коммунальными отходами на территории всех муниципальных образований области и анализ состояния действующих объектов размещения отходов показали неэффективность решения проблемы ТКО путѐм их захоронения без предварительной сортировки и изъятия вторичных ресурсов как экологически опасного и экономически затратного.
На территории Ярославской области в связи с полным заполнением прекращен прием отходов на следующие полигоны (свалки):
Свалка возле дер. Милославка;
Свалка вблизи дер. Сидорково.
В период 2016-2018 годов завершается проектный срок эксплуатации следующих полигонов:
1.Полигон ООО "Экология-Сервис" (с. Брейтово, 4 км.), Брейтовский
МР.
2.Полигон ТКО п. Пречистое (д. Корхово, 0,6 км.), Первомайский МР. Максимальный остаточный ресурс имеют полигоны, расположенные в
Гаврилов-Ямском, Даниловском муниципальных районах: полигон ТКО полигон ТКО "Черная гора" (д. Кудринское, 1 км.), Полигон ТКО "Тюхменево" (пос. Лукино, 2 км.). Остаточная вместимость этих полигонов
оценивается в
тыс. тонн отходов соответственно, что составляет около
процентов от общей вместимости полигонов, действующих сегодня в Ярославской области.
Достаточно высоко оценивается остаточный потенциал полигона в Ярославском МР, полигон ТКО (д. Скоково, 1 км.), увеличенный за счет современных технологических решений, в том числе эффективной сортировки отходов и брикетировании остатков перед захоронением.
Предназначенный для размещения отходов, образующихся на территории города Переславля-Залесского, полигон твердых коммунальных отходов, расположенный у деревни Красная деревня, действует с 1969 года, его расчетный срок эксплуатации - до 2016 года. Остро стоит вопрос о поиске дополнительной площади для санкционированного захоронения отходов, так как площади на полигоне ТКО практически исчерпаны. Для возможного строительства полигона определены участки: д. Ильинка, дер. Киучер. Администрацией Переславского муниципального района подготовлена характеристика указанных земельных участков. Предварительный анализ земельных участков показал, что наиболее приемлемым для строительства полигона ТКО для нужд городского округа г.Переславль-Залесский и Переславского муниципального района является земельный участок северо-восточнее д. Ильинка Переславского района.
С целью определения окончательного выбора земельного участка для строительства нового современного полигона, отвечающего требованиям природоохранного законодательства необходимо выполнение предпроектных работ, в частности - проведение гидрологических изысканий.
В целях осуществления деятельности на территории Ярославской области по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, и направлений еѐ развития необходима актуализация
«Территориальной балансовой схемы обращения с твѐрдыми бытовыми отходами Ярославской области», разработанной в рамках областной целевой программы «Обращение с твѐрдыми бытовыми отходами на территории Ярославской области» на 2011-2014 годы.
Для повышения эффективности целевого использования платежей населения и создания механизмов государственного регулирования
обращения с отходами производства и потребления программой предусмотрено создание регионального оператора по обращению с отходами.
К основным проблемам в сфере обращения с ТКО в Ярославской области относятся следующие:
-отсутствие единых подходов, принципов, методик и т.п. по вопросу организации процесса обращения с отходами потребления на территории области;
-отсутствие комплексного подхода к созданию условий для всех этапов обращения с отходами потребления (сбор, вывоз, сортировка, утилизация, захоронение);
-отсутствие экономических стимулов для работы частного бизнеса в сфере обращения с отходами потребления;
низкая инвестиционная привлекательность данной сферы, низкие темпы окупаемости инвестиций, вложенных в том числе в строительство ОРО, отвечающих нормативно-техническим требованиям;
-отсутствие информационной политики, направленной на повышение ответственности жителей области за состояние окружающей среды;
-несовершенство нормативной правовой базы в данной сфере;
-несоответствие большинства объектов сбора и размещения отходов требованиям природоохранного законодательства;
-отсутствие специализированных мусороперерабатывающих предприятий;
-отсутствие ответственности для физических лиц за отсутствие договора о вывозе отходов. На практике это приводит к тому, что жители коттеджных поселков и садовых товариществ оставляют отходы на стихийных свалках;
-отсутствие государственного заказа на продукцию из отходов;
недостаточный охват населения, проживающего в частном секторе, и хозяйствующих субъектов услугами по сбору, вывозу и захоронению ТКО;
-отсутствие раздельного сбора ТКО и недостаточное развитие их сортировки;
-отсутствие механизма экономического стимулирования раздельного сбора отходов за счет введения дифференцированного тарифа для перерабатываемых и неперерабатываемых отходов и проведения просветительских мероприятий;
низкая степень вовлечения ТКО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки ТКО.
В полной мере негативные последствия действующей системы обращения с отходами проявятся в ближайшие годы, когда при растущих объемах образования отходов и отсутствии эффективных технологий их переработки и захоронения существенно возрастет нагрузка на окружающую среду, что, в свою очередь, может привести к негативному влиянию на условия проживания и здоровье населения области.
Изучение проблемы в масштабах области показало, что для ее комплексного решения необходима Программа.
Основными факторами, обусловливающими программно-целевой подход в решении ключевых проблем, являются:
необходимость координации действий органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, привлекаемых к участию в реализации Программы;
соответствие задач, намеченных к решению в Программе, полномочиям и сферам деятельности исполнительных органов государственной власти Ярославской области;
обеспечение населения услугой по сбору, вывозу, утилизации отходов входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Ярославской области, ее решение позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения;
-возможность значительного сокращения сроков решения проблем за счет применения мер государственной поддержки, так как расчетный срок реализации большей части мероприятий по развитию сферы обращения с отходами потребления составляет более одного финансового года;
необходимость привлечения внебюджетных источников (средств частных инвесторов и др.) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры по обращению с ТКО, проектов строительства объектов по утилизации и переработке отходов производства, потребления и вторичных материальных ресурсов.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами определены в статье 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". В частности, это:
разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышесказанное, ликвидация накопленных и эффективная утилизация вновь образующихся коммунальных отходов являются значимой экологической проблемой Ярославской области в целом. Ее решение соответствует приоритетам и целям социально-экономического развития региона и относится к полномочиям государственных органов исполнительной власти Ярославской области.
Действие Программы распространяется на все субъекты, чья хозяйственная деятельность связана с обращением с отходами и вторичными материальными ресурсами на территории области, на все объекты обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами, а также на органы местного самоуправления в части их полномочий в области обращения с отходами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
Мероприятия Программы направлены на решение стратегических целей
Правительства области по обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения, совершенствование механизмов комплексного и рационального использования природных ресурсов.
На решение задач и достижение цели Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:
макроэкономические, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сферу обращения с отходами;
региональные и муниципальные, связанные с невыполнением объемов финансирования из местных бюджетов и условий предоставления субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий Программы, а также срыв крайних сроков реализации мероприятий;
- нормативно-правовые (реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность организаций; задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы).
Основные цели и целевые показатели Программы
Целью Программы является развитие комплексной системы обращения с твѐрдыми коммунальными отходами, предусматривающей минимизацию их вреда для населения и окружающей среды и стимулирующей вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в интересах устойчивого развития Ярославской области.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:
совершенствование региональной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обращения с отходами на территории Ярославской области;
создание современной индустрии обращения с отходами на территории Ярославской области на период 2015-2017 годов и на перспективу, в том числе путѐм привлечения частных инвестиций в сферу переработки и вторичного использования отходов;
повышение эффективности целевого использования платежей населения и создание механизмов государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления;
- модернизация инфраструктуры системы обращения с твѐрдыми коммунальными отходами, внедрение раздельного сбора и сортировки;
- создание условий для повышения экологической культуры и степени вовлѐченности населения в вопросы безопасного обращения с твѐрдыми коммунальными отходами.
Разработанные мероприятия обязаны соответствовать передовым отечественным и зарубежным аналогам и принципам обращения с отходами, и основаны на применении высокопроизводительной техники и малоотходных и экологически безопасных технологий, а также учитывать рациональное использование сырьевого потенциала отходов производства и потребления.
В процессе реализации Программы перечень целевых показателей может дополняться и/или корректироваться.
№ п/п |
Наименование показателя эффективности |
Единица измерения |
Базовое значение (2010 год) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Источник информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цель - развитие комплексной системы обращения с твѐрдыми коммунальными отходами, предусматривающей минимизацию их вреда для населения и окружающей среды и стимулирующей вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в интересах устойчивого развития Ярославской области. | |||||||
1. | |||||||
1.1. |
Количество твѐрдых коммунальных отходов (далее - ТКО), проходящих через раздельный сбор и сортировку, в общем объѐме ТКО |
% |
0 |
ведомственная отчетность | |||
1.2. |
Количество вторичных материальных ресурсов, извлекаемых из ТКО, в общем объѐме ТКО |
% |
0 |
ведомственная отчетность | |||
1.3. |
Охват сельских населѐнных пунктов системой сбора и вывоза ТКО |
ведомственная отчетность | |||||
1.4. |
Количество разработанных и утверждѐнных региональных нормативных правовых актов в сфере обращения с ТКО |
||||||
1.5. |
Наличие утверждѐнной территориальной схемы обращения с отходами на территории Ярославской области |
||||||
1.6. |
Наличие регионального кадастра отходов Ярославской области |
||||||
1.7. |
Объѐм инвестиций, привлечѐнных в сферу обращения с ТКО |
||||||
1.8. |
Количество построенных контейнерных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
площадок |
|||||||
1.9. |
Количество закупленного спецтранспорта для сбора и вывоза ТКО |
||||||
1.10 . |
Количество введѐнных весовых пунктов контроля на территории полигонов ТКО |
||||||
Количество спецоборудования для сортировки (прессы, измельчители древесных отходов) для обработки ТКО |
|||||||
Количество введѐнных в эксплуатацию отходосортировочных станций |
|||||||
Количество построенных и реконструированных мест размещения ТКО |
|||||||
Уровень осведомлѐнности населения области о способах безопасного обращения с ТКО и мероприятиях, проводимых в этой сфере, на территории Ярославской области (прирост к базовому уровню) |
|||||||
Доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в систему обращения с отходами |
% |
ведомственная отчетность | |||||
Доля объектов размещения отходов, подлежащих рекультивации, к общему количеству объектов размещения отходов |
% |
||||||
Доля объектов размещения отходов, Включѐнных в ГРОРО, к общему количеству объектов размещения отходов |
% |
||||||
Обеспеченность населения услугой сбора, вывоза, утилизации ТКО |
% |
* Показатель вынесен в государственную программу Ярославской области «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» на 2014 – 2020 годы.
12
Система программных мероприятий
Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов.
Программные мероприятия будут осуществляться по следующим направлениям:
-актуализация и реализация территориальной схемы обращения отходов на территории Ярославской области, учитывающей размещение объектов переработки отходов потребления и объектов размещения отходов (далее – ОРО);
-проектирование и строительство комплексов по сортировке и переработке отходов производства, потребления и вторичных материальных ресурсов;
-проектирование и строительство мусоросортировочных станций, полигонов ТКО;
проектирование и строительство мусороперегрузочных станций и площадок;
-ликвидация накопленного экологического ущерба от объектов захоронения отходов - рекультивация полигонов (свалок);
организация и обслуживание мест сбора и вывоза ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Ярославской области.
Перечень мероприятий Программы с распределением финансирования по мероприятиям и годам, а также территориальный разрез намечаемых основных мероприятий Программы приведены в приложении 2 к Программе.
Мероприятия по строительству, включая разработку типовой технической и проектной документации, включенные в Программу, предусматривают использование инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности, а также закупку российского оборудования, материалов и услуг.
Корректировка и уточнение перечня мероприятий Программы и проведение их стоимостной оценки должны осуществляться не реже 1 раза в год.
Кроме мероприятий Программы, на территории области также будут реализовываться мероприятия, указанные в программах по обращению с отходами, принятых органами местного самоуправления, а также мероприятия, содержащиеся в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами.
№ п/п |
Наименование задачи/мероприятия |
Срок реализаци и, годы |
Исполните ли |
Всего по Програм ме, тыс. рублей |
В том числе по годам, тыс. рублей | ||
2015 |
2016 |
2017 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Задача 1. Совершенствование региональной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обращения с отходами производства и потребления | |||||||
1.1. |
Создание постановления Правительства ЯО «Об уполномоченном органе» |
2015 |
ДЖКК |
- |
- |
- |
- |
1.2. |
Создание постановления Правительства ЯО «Об осуществлении полномочий в области обращения с отходами» |
2015 |
ДЖКК |
- |
- |
- |
- |
1.3. |
нормативный правовой акт о порядке работы конкурсной комиссии по отбору регионального оператора по обращению с ТКО |
2015 |
ДЖКК |
- |
- |
- |
- |
1.4. |
нормативный правовой акт об установлении нормативов накопления твѐрдых коммунальных отходов |
2015 |
ДЖКК |
- |
- |
- |
- |
1.5. |
нормативный правовой акт об утверждении порядка сбора твѐрдых коммунальных отходов, в том числе их раздельного сбора |
2015 |
ДЖКК |
- |
- |
- |
- |
1.6. |
нормативный правовой акт об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядке их разработки и утверждения |
2015 |
ДООСиП |
- |
- |
- |
- |
1.7. |
нормативный правовой акт об установлении порядка предоставления |
2015 |
ДООСиП |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
отчѐтности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства |
|||||||
1.8. |
нормативный правовой акт об установлении порядка ведения регионального кадастра отходов Ярославской области |
2015 |
ДООСиП |
- |
- |
- |
- |
1.9. |
Утверждение предельных тарифов в области обращения с твѐрдыми коммунальными отходами |
2015 |
ДЭиРТ |
- |
- |
- |
- |
Задача 2. Создание современной индустрии обращения с отходами на территории Ярославской области на период 2015-2017 годов и на перспективу, в том числе путѐм привлечения частных инвестиций в сферу переработки и вторичного использования отходов | |||||||
2.1. |
Актуализация генеральных схем очистки территорий муниципальных образований Ярославской области - всего в том числе за счѐт средств: |
2016 |
ОМС, ДЖКК |
- |
- |
- |
- |
- областного бюджета |
- |
- |
- |
- | |||
- бюджетов муниципальных образований |
- |
- | |||||
2.2. |
Актуализация территориальной схемы обращения с ТКО Ярославской области |
2015-2016 |
ДЖКК |
8 000 |
8 000 |
- |
- |
2.3. |
Подготовка и разработка проекта соглашения между Правительством ЯО и АО «НЭО» о взаимодействии |
2015-2016 |
ДЖКК, ДООСиП, ДИП |
- |
- |
- |
- |
2.4. |
Проектирование и строительство комплекса по переработке вторичного сырья |
2016 |
АО «НЭО» |
* |
- |
- |
- |
2.5. |
Разработка проектно-сметной документации на строительство полигона ТКО в Переславском муниципальном районе для нужд городского округа |
2015-2016 |
По итогам конкурсно го отбора |
12 000 |
9 000 |
3 000 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
г.Переславль-Залесский и Переславского муниципального района, с предварительным проведением кадастровых работ, гидрологических, геологических и экологических изысканий |
|||||||
2.6. |
Строительство полигона ТКО в Переславском муниципальном районе для нужд городского округа г.Переславль-Залесский и Переславского муниципального района |
2016-2017 |
140 000 |
- |
100 000 |
40 000 | |
2.7. |
Разработка проектно-сметной документации на строительство мусоросортировочных комплексов в МО области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ярославской области |
2016 |
По итогам конкурсно го отбора |
- |
- |
- |
- |
2.8. |
Строительство мусоросортировочных комплексов в МО области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ярославской области |
2017 |
- |
- |
- |
- | |
2.9. |
Разработка проектно-сметной документации на строительство мусороперегрузочных станций в МО области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ярославской области |
2016 |
По итогам конкурсно го отбора |
- |
- |
- |
- |
2.10. |
Строительство мусороперегрузочных станций в МО области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ярославской области |
2017 |
- |
- |
- |
- | |
2.11. |
Разработка проектно-сметной документации на рекультивацию полигона |
2016 |
По итогам конкурсно |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
г.Переславля-Залесского и закрытых полигонов Ярославской области |
го отбора |
||||||
2.12. |
Рекультивация полигона г.Переславля-Залесского и закрытых полигонов Ярославской области |
2017 |
- |
- |
- |
- | |
2.13. |
Строительство 3-й карты и 4-й карты полигона ТКО (д.Ильинское ) на правобережье в Тутаевском МР- всего в том числе за счѐт средств: |
2017 |
ДЖКК ОМС |
- |
- |
- |
- |
Итого по задаче 2, в т.ч. |
|||||||
- средств областного бюджета |
160 000 |
17 000 |
103 000 |
40 000 | |||
Задача 3. Модернизация инфраструктуры обращения с ТБО с внедрением раздельного сбора и сортировки ТБО | |||||||
3.1. |
Закупка контейнеров и устройство контейнерных площадок для сбора ТБО (шт) для их установки в сельских поселениях МР – всего в том числе за счѐт средств: |
2016 |
ДЖКК ОМС |
- |
- |
17 000 |
- |
- средства областного бюджета |
17 000 |
- |
17 000 |
- | |||
- средства бюджетов муниципальных образований |
- |
- |
- |
- | |||
3.2. |
Закупка спецтранспорта (мусоровозов) для обеспечения вывоза ТКО с территории МР - всего в том числе за счѐт средств: |
2016 |
ДЖКК ОМС |
- |
- |
- |
- |
- средства областного бюджета |
- |
- | |||||
- средства бюджетов муниципальных образований |
- |
- |
- |
- | |||
3.3. |
Внедрение эксперимента по созданию системы раздельного сбора ТКО в МО ЯО: - всего в том числе за счѐт средств: |
2016 |
ДЖКК, ДООСиП ОМС |
- |
- |
- |
- |
- средства областного бюджета |
- |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
- средства бюджетов муниципальных образований |
- |
- |
- |
- | |||
Итого по задаче 3 в том числе: |
|||||||
- средства областного бюджета |
17 000 |
- |
17 000 |
- | |||
-средства бюджетов муниципальных образований |
- |
- |
- |
- | |||
Задача 4. Воспитание экологической культуры населения и обучение безопасному обращению с отходами. | |||||||
4.1. |
Организация передачи на областном телевизионном канале для информирования населения Ярославской области о безопасном обращении с ТКО и мероприятиях, проводимых в области за счѐт средств областного бюджета |
2016-2017 |
ДЖКК ДООСиП |
||||
4.2. |
Организация подготовки и распространения наглядной агитации в сфере безопасного обращения с ТКО |
2016-2017 |
ДЖКК, ДООСиП, ОМС |
- |
- |
- |
- |
4.3. |
Проведение ежегодного конкурса на лучший опыт работы с ТКО по различным номинациям за счѐт средств областного бюджета |
2016-2017 |
ДЖКК, ДООСиП |
- |
- |
- |
- |
4.4. |
Выпуск брошюр, посвященных безопасному обращению с ТКО на территории области за счѐт средств областного бюджета |
2016-2017 |
ДЖКК ДООСиП |
- |
- |
- |
- |
4.5. |
Ведение регионального кадастра отходов |
2015-2017 |
ДООСиП |
- |
- |
- |
- |
Итого по задаче 4 |
- |
- |
- |
- | |||
5. |
Повышение эффективности целевого использования платежей населения и создание механизмов государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления | ||||||
5.1. |
Разработка конкурсной документации для |
2015 |
По итогам |
- |
3 000 |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
отбора регионального оператора по обращению с твѐрдыми коммунальными отходами |
конкурсно го отбора |
||||||
5.2. |
Создание регионального оператора по обращению с твѐрдыми коммунальными отходами, путѐм проведения конкурсного отбора |
2016 |
ДЖКК |
- |
- |
- |
- |
Итого по задаче 5 в том числе средства: |
|||||||
- областного бюджета |
3 000 |
3 000 |
- |
- | |||
- бюджетов муниципальных образований |
|||||||
-из внебюджетных источников |
|||||||
Всего по Программе в том числе: |
|||||||
- средства областного бюджета |
180 000 |
20 000 |
120 000 |
40 000 | |||
- средства бюджетов муниципальных образований |
|||||||
-средства из внебюджетных источников |
* Объѐм инвестиций указан по имеющимся аналогам и может уточняться в зависимости от конкретного инвестора.
Список используемых сокращений:
ДЖКК - департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области ДООСиП - департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области ДС - департамент строительства Ярославской области
ДИП - департамент инвестиционной политики Ярославской области
ДТЭиРТ - департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области ОМС - органы местного самоуправления
ООО - общество с ограниченной ответственностью
Ресурсное обеспечение Программы
Сводная потребность объема ассигнований, необходимого для реализации мероприятий Программы, приведена в приложении 2 к Программе.
Объем средств на реализацию Программы определен в соответствии с проектной документацией и с учетом сметной стоимости аналогичных проектов. Одним из условий привлечения субсидий из федерального бюджета является разработанная территориальная схема управления отходами на территории Ярославской области и наличие региональной программы в области
обращения с отходами.
Средства федерального бюджета будут привлекаться в рамках соглашения, заключѐнного с Минстроем России.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В пределах этих лимитов ответственный исполнитель Программы осуществляет предоставление субсидий на финансирование мероприятий Программы, в том числе на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях, в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.
При изменении объемов финансирования Программы ответственный исполнитель Программы в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств областного и местных бюджетов, федерального бюджета, внебюджетных источников, а также мероприятия Программы.
Внебюджетными средствами будут являться средства организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, представленные собственными средствами, целевыми кредитами банков или иными заемными средствами, в том числе в рамках проектов государственно-частного партнерства.
Механизм реализации Программы.
Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Реализацию Программы предполагается осуществлять на территории муниципальных образований области в соответствии с мероприятиями, перечень которых приведен в приложении 2 к Программе.
Заказчик Программы – Правительство Ярославской области, на конкурсной основе определяет исполнителя конкретных мероприятий Программы,
обеспечивает качественное проведение намечаемых мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.
Ответственный исполнитель Программы осуществляет:
формирование и обеспечение единого централизованного комплексного подхода к решению задач в сфере обращения с отходами для всех муниципальных образований области, координируя действия всех участников и исполнителей Программы;
финансирование мероприятий Программы в виде предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам, в том числе для возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;
ежемесячный мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий Программы;
рассмотрение результатов указанного мониторинга, принятие корректирующих решений и внесение изменений в план мероприятий Программы (при необходимости);
представление отчетности о ходе реализации Программы;
участие в проведении экспертных проверок хода реализации мероприятий Программы на предмет целевого использования средств;
ежеквартальное размещение информации о ходе реализации Программы на странице департамента жилищно-коммунального комплекса Ярославской области на официальном портале органов государственной власти Ярославской области;
подготовку и направление в комиссию по отбору строек и объектов, финансируемых из областного бюджета в соответствии со сроками бюджетного планирования, бюджетной заявки по объектам для включения в проект адресной инвестиционной программы на текущий год и плановый период;
взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации при предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Ярославской области на софинансирование расходных обязательств, связанных с государственной поддержкой реализации инвестиционных проектов развития системы обращения с отходами;
оценку результативности и эффективности использования субсидии в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы,
приведенной в приложении
к Программе.
Исполнитель Программы - департамент инвестиционной политики Ярославской области, являясь органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим полномочия по проведению государственной политики в сфере развития механизмов государственно-частного партнерства, координирует деятельность органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере развития государственно-частного
партнерства в Ярославской области и контролирует выполнение графиков подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства структурными подразделениями аппарата Правительства области, отраслевыми департаментами Ярославской области.
Исполнители Программы - органы местного самоуправления, являясь муниципальными заказчиками, в установленном порядке осуществляют:
внесение предложений в департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области по планам выполнения работ, объемам бюджетных ассигнований на весь период строительства объектов системы обращения с отходами с разбивкой по годам и источникам финансирования;
софинансирование объектов строительства из средств местных бюджетов в установленном объеме;
предоставление правоустанавливающей и разрешительной документации на земельный участок под строительство объекта системы обращения с отходами и подключение к существующим инженерным сетям;
проведение конкурсных процедур на выполнение работ, оказание услуг на объектах, включенных в Программу, в соответствии с действующим законодательством.
Участники Программы ежегодно, до 20 декабря, представляют ответственному исполнителю информацию о ходе выполнения мероприятий Программы и несут ответственность за своевременную и качественную реализацию порученных им мероприятий, указанных в приложении 2 к Программе.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Правительство области, департамент жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области департамент инвестиционной политики Ярославской области в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством.
Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий от реализации Программы
В результате реализации программы ожидается:
Экологический эффект - повышение уровня экологической безопасности населения Ярославской области, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека за счѐт:
приведения действующих полигонов в соответствие экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;
-модернизации существующей системы обращения с отходами;
-рационального использования сырьевых и энергетических потенциалов твердых коммунальных и приравненных к ним отходов.
повышение экологической безопасности населения за счет внедрения наилучших существующих малоотходных и экологически чистых технологий обращения с коммунальными отходами, применения высокопроизводительной техники.
Экономический эффект:
возврат в хозяйственный оборот земель после рекультивации объектов размещения отходов;
создание рентабельной отрасли по переработке ТКО. Социальный эффект
Предполагается создание дополнительных рабочих мест за счѐт строительства современных отходосортировочных предприятий и высокотехнологичного отходоперерабатывающих комплексов.
Методика оценки эффективности и результативности реализации региональной программы приведена в приложении 3 к Программе.
Методика оценки эффективности и результативности использования субсидий из областного бюджета, предоставляемых муниципальным образованиям области на реализацию мероприятий региональной программы приведены в приложении 4 к Программе.
Методика предоставления и распределения субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий региональной программы «Развитие комплексной системы обращения с твѐрдыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области» на 2015-2017 годы в части обеспечения муниципальных образований области генеральными схемами очистки территорий приведена в приложении 5 к Программе.
Методика предоставления и распределения субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий региональной программы «Развитие комплексной системы обращения с твѐрдыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области» на 2015-2017 годы годы в части поддержки эксперимента по раздельному сбору твѐрдых коммунальных отходов на территории муниципальных образований области приведена в приложении 6 к Программе.
Методика предоставления и распределения субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий региональной программы «Развитие комплексной системы обращения с твѐрдыми коммунальными отходами, на территории Ярославской области» на 2015-2017 годы в части модернизации инфраструктуры в сфере обращения с твѐрдыми коммунальными отходами приведена в приложении 7 к Программе.
////////////////////////////
источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/