|
|
Государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы:
Непубличное акционерное общество «Наследие Кубани»
Главный специалист отдела археологии
декабрь 2018 года
1. |
Дата начала проведения экспертизы: |
02.12.2018. |
2. |
Дата окончания проведения экспертизы: |
03.12.2018. |
3. |
Место проведения экспертизы: |
г. Краснодар. |
Настоящий акт государственной историко-культурной экспертизы составлен в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569, согласно требованиям, предусмотренным пунктом 19 данного положения.
Настоящим подтверждается, что государственный эксперт Кутуков Д.В., проводящий экспертизу, предупреждён об ответственности за достоверность информации, изложенной в заключении экспертизы, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 569.
«Археологическое общество «».
«Технический отчет об археологической разведке в зоне реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги в Буйском районе Костромской области в 2018 г.», подготовленный ООО «Археологическое общество «» (далее – Отчет).
«Технический отчет об археологической разведке в зоне реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги в Буйском районе Костромской области в 2018 г.» с приложением (Альбом иллюстраций).
Обстоятельств, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы, не имеется. Дополнительных сведений, которые могли бы повлиять на процесс проведения и результаты экспертизы, не поступало.
В процессе проведения экспертизы был выполнен анализ действующего законодательства в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия; представленного заказчиком Отчета в части его соответствия действующему законодательству в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия;
Имеющийся материал достаточен для заключения по предмету экспертизы.
Экспертом проведена оценка обоснованности выводов, представленных в заключении Отчета. Результаты исследований, проведенных в рамках государственной историко- культурной экспертизы, оформлены в виде Акта.
«Технический отчет об археологической разведке в зоне реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги в Буйском районе Костромской области в 2018 г.» с приложением (Альбом иллюстраций).
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569.
Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации, утвержденное постановлением Бюро Отделения историко- филологических наук РАН от 20.06.2018 № 32.
В ноябре 2018 г. сотрудниками ООО «Археологическое общество «» была проведена археологическая разведка в зоне реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги в Буйском районе Костромской области.
Общая площадь обследованного земельного участка 25 га.
Работы проводились на основании Открытого листа № 2490, выданного 07.11.2018 Дубову Д.С. и за счет средств заказчика работ – Института «Юговосжелдорпроект» (филиал АО «Росжелдорпроект»).
Исходная документация – единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Целью полевых исследования являлось определение возможности или невозможности хозяйственного освоения вышеуказанного земельного участка.
Непосредственные задачи проводимых исследований состояли в следующем:
археологическое обследование вышеуказанных территорий;
выявление и постановка на учет памятников археологии;
нанесение археологических объектов на географические карты;
планирование мероприятий по сохранению объектов археологического наследия в случае их обнаружения в отводимой зоне.
В целях наиболее полного обследования земельного участка заложено 25 разведочных шурфов, площадью 1 кв. м. каждый. Общая площадь шурфов составила 25 кв. м.
В результате проведения работ, в зоне реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги в Буйском муниципальном районе Костромской области, не выявлено объектов культурного (археологического) наследия. Культурного слоя в шурфах не обнаружено.
Исследования носили охранный характер. Полевым исследованиям предшествовал этап ознакомления с литературными, архивными и музейными материалами, касающимися
памятников истории и культуры Костромской области и территории, на которой предполагалось проведение исследований.
Места закладки шурфов зафиксированы на топографическом плане земельного участка, представленном заказчиком работ.
Работы производились в благоприятных погодных условиях. В процессе разведочных работ производились визуальный осмотр местности, поиски подъемного материала и закладка разведочных шурфов. Процесс проведения работ фиксировался в полевом дневнике и фотодокументировался. Разведка проводилась пешим способом, с полосой сплошного обследования 100 м с юго-западной и северо-восточной стороны от существующей магистрали Северной железной дороги проходящей по территории транзитного парка в общем направлении с северо-запада на юго-восток.
В ходе археологического обследования земельного участка, в его юго-западной и северо-восточной частях (обусловлено конфигурацией участка и расположением существующей магистрали Северной железной дороги), на наиболее перспективных в плане археологического обследования участках было заложено 25 разведочных шурфов, площадью 1 м² каждый. Шурфы имели квадратную форму, бортами ориентированы по сторонам света (север – юг, запад – восток). Координаты шурфов определены с помощью прибора GARMIN eTrex Legend HCx.
Глубина выборки шурфа включала всю толщу почвенного горизонта, с контрольной прокопкой верхней части археологически стерильного слоя, подстилающего почвенный горизонт (материка). После окончания разведочных работ шурфы были засыпаны.
Объектом исследования является зона реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги в Буйском муниципальном районе Костромской области. Обследуемый участок реконструкции транзитного парка начинается от пикета ПК 17, расположенного к северо-западу от железнодорожного переезда, располагающегося между ул. Электриков и ул. Овражная. Далее зона реконструкции проходит в общем направлении с северо-запада на юго-восток, в границах полосы отвода Северной железной дороги, к конечной точке между пикетами ПК 43 и ПК 44.
Обследованный участок представляет собой территорию транзитного парка железнодорожной станции Буй с расположенными на ней линиями железнодорожных путей, переездом, технологическими опорами. Транзитный парк расположен в юго-восточной части г. Буй. В центральной части обследованного участка железнодорожные пути проходят через
территорию засыпанного оврага (по дну оврага проходит укрытый в ж/б трубы ручей, впадающий к северу от территории станции в р. Векса).
Начало маршрута – ПК 17, расположенный к северо-западу от железнодорожного переезда, располагающегося между ул. Электриков и ул. Овражная.Далее маршрут проходил по северо-восточной стороне участка, параллельно проходящему по участку полотну Северной железной дороги, к конечной точке обследуемого участка между пикетами ПК 43 и ПК 44.
Маршрут разведки проходит по территории транзитного парка железнодорожной станции Буй, в границах полосы отвода Северной железной дороги (на обследуемом участке жилая застройка отсутствует). В ходе обследования к северо-востоку от железнодорожного полотна были заложены разведочные шурфы №№ 1-13.
Далее маршрут огибает конечную точку обследуемого участка (между пикетами ПК 43 и ПК 44) и следует в обратном направлении, к начальной точке. В ходе обследования к юго- западу от железнодорожного полотна были заложены разведочные шурфы №№ 14-25.
Прохождение маршрута по юго-западной стороне обследуемого участка проходит вдоль магистрали Северной железной дороги, повторяя ее контур. Конечной точкой маршрута является точка возле ПК 17
В целях определения наличия или отсутствия объектов культурного (археологического) наследия на обследованном земельном участке (зона реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги), в его северо-восточной и юго-западной частях, были заложены 25 археологических шурфов (Шурфы №№ 1 - 25). Общая площадь разведочных шурфов – 25 кв.м.
Шурфы закладывались на местах, свободных от производственных сооружений, инженерных коммуникаций, деревьев, и иных объектов, могущих стать причиной разрушения культурного слоя.
Шурф № 1 (N 58.454558; E 41.565698) заложен в северо-западной части обследуемого земельного участка, к северо-востоку от железнодорожной магистрали Северной железной дороги.
Глубина шурфа – 35-40 см (материк прокапывался). В ходе разборки шурфа на уровне материковой поверхности, в западной и восточной частях шурфа прослежены поздние ямы с заполнением строительного мусора второй половины XX в.
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже прослойка желто-серой супеси, толщиной 6-7 см. Ниже слой коричнево-
серой супеси, толщиной до 25-30 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 2 (N 58.452285; E 41.568556) заложен в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 35-36 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси, толщиной до 36 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 3 (N 58.450986; E 41.570787) в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 34-35 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси, толщиной до 35 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 4 (N 58.449350; E 41.574862) заложен в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 30-32 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси, толщиной до 32 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 5 (N 58.448849; E 41.577716) заложен в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 20 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси, толщиной до 15 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 6 (N 58.447764; E 41.582641) заложен в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 15-16 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси, толщиной до 16 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 7 (N 58.446914; E 41.586406) заложен в северо-восточной части обследованного участка, на северо-западном краю оврага (расположенного в центральной части участка).
Глубина шурфа – 10-15 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси с включениями бытового мусора кон. XXв., толщиной до 15 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 8 (N 58.446414; E 41.588563) заложен в северо-восточной части обследованного участка, на юго-восточном краю оврага (расположенного в центральной части участка).
Глубина шурфа – 18-20 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси, толщиной до 20 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 9 (N 58.445489; E 41.592721) заложен в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 60-65 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой желто-серой супеси, толщиной до 30-35 см. Ниже слой серо-желтой супеси, толщиной до 35 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 10 (N 58.444888; E 41.595575) заложен в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 10-12 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой гумусированной супеси, толщиной до 12 см.
Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 11 (N 58.444235; E 41.598772) заложен в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 6-10 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже, местами, слой темно-коричневой гумусированной супеси, толщиной до
10 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 12 (N 58.443588; E 41.6017770 заложен в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 8-10 см (материк прокапывался).
После выборки шурфа, на уровне материковой поверхности, в северной части шурфа (вдоль северного борта) прослеживается кабель связи, уходящий в западный и восточный борта шурфа.
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси, местами перекрываемый прослойкой желтого песка, толщиной до 3-4 см. Слой темно-коричневой супеси имеет толщину до 6 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включением белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 13 (N 58.443262; E 41.603311) заложен в северо-восточной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 13-15 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси с включениями желтого песка, толщиной до 15 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включением белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 14 (N 58.442829; E 41.602989) заложен в юго-западной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 15-18 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой гумусированной супеси, толщиной до 18 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная красно-желтым песком с включением белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 15 (N 58.443352; E 41.600382) заложен в юго-западной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 15-18 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой гумусированной супеси, толщиной до 18 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 16 (N 58.444111; E 41.596487) заложен в юго-западной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 20-25 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой желто-коричневой супеси, толщиной до 25 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 17 (N 58.445112; E 41.591663) заложен в юго-западной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 14-15 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой гумусированной супеси с прослойкой желтого песка, толщиной до 15 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 18 (N 58.445821; E 41.588627) заложен в юго-западной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 14-15 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой желто-серой супеси, толщиной до 15 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 19 (N 58.446140; E 41.587050) заложен в юго-западной части обследованного участка, на юго-восточном краю оврага, расположенного в центральной части участка.
Глубина шурфа – 10-12 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой желто-коричневой супеси с включениями гравия, толщиной до 12 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 20 (N 58.446590; E 41.585065) заложен в юго-западной части обследованного участка, на северо-западном краю оврага, расположенного в центральной части участка.
Глубина шурфа – 18-20 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой желто-серо-коричневой супеси, толщиной до 20 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 21 (N 58.446912; E 41.580589) заложен в юго-западной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 5-10 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой желто-серой супеси, толщиной до 10 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с ортзандами и напластованиями белесого подзола со скоплениями гумуса (пятна в подзоле).
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 22 (N 58.448302; E 41.577210) заложен в юго-западной части обследованного участка.
Глубина шурфа – до 8-10 см (материк прокапывался).
Стратиграфия в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой желто-серой супеси, толщиной до 10 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с напластованиями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 23 (N 58.449286; E 41.573197) заложен в юго-западной части обследованного участка.
Глубина шурфа – до 22 см (материк прокапывался).
На уровне материковой поверхности прослежено обрезанное бревно, расположенное в слое желто-коричневой супеси с включениями мелкого гравия.
Стратиграфия культурных напластований в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой темно-коричневой супеси с прослойкой желтого песка и мелкого гравия, толщиной до 22 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 24 (N 58.450314; E 41.568928) заложен в юго-западной части обследованного участка.
Глубина шурфа – 10-15 см (материк прокапывался).
Стратиграфия культурных напластований в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой желто-серой супеси с включениями мелкого гравия, толщиной до 15 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с включениями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Шурф № 25 (N 58.453390; E 41.565334) заложен в юго-западной части обследованного участка, к югу-юго-западу от железнодорожного переезда.
Глубина шурфа – до 25 см (материк прокапывался).
Стратиграфия культурных напластований в пределах шурфа выглядит следующим образом. Дневная поверхность задернована. Ниже слой желто-коричневой супеси с включениями строительного мусора XX в., толщиной до 15-20 см. Ниже прослойка захороненного дерна, толщиной 2-3 см. Ниже находится материковая поверхность, представленная желтым песком с напластованиями белесого подзола.
Находки в шурфе не обнаружены.
Таким образом, объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), объекты культурного наследия, включенные в список выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, на территории земельного участка, подлежащего хозяйственному освоению, отсутствуют.
Экспертом установлено, что в ходе проведения археологического обследования в зоне реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги в Буйском районе Костромской области и подготовке отчета по итогам указанных исследований соблюдены
требования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Площадь обследованного участка, предназначенного для строительства вышеуказанного объекта, является достаточной для определения наличия/отсутствия на данном участке объектов, обладающих признаками объектов историко-культурного наследия, в т.ч. памятников археологии.
Содержащиеся в заключении отчета выводы являются достаточными для определения возможности или невозможности проведения земляных, строительных, мелиоративных и иных работ на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, мелиоративных и иных работ.
На основании «Технического отчета об археологической разведке в зоне реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги в Буйском районе Костромской области в 2018 г.», подготовленного ООО «Археологическое общество
«», и в соответствии с п. 20 б) Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569, Эксперт делает вывод о возможности проведения земляных, строительных, мелиоративных и иных хозяйственных работ в зоне реконструкции транзитного парка станции Буй Северной железной дороги в Буйском районе Костромской области (положительное заключение).
////////////////////////////