Методические указания для практических занятий по дисциплине «Деньги, кредит, банки». Для специальностей 38.03.01. «Экономика»

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

1           2


 

 

Методические указания для практических занятий по дисциплине «Деньги, кредит, банки». Для специальностей 38.03.01. «Экономика», 23.03.01 «Технология транспортных процессов»

──────────────────────────────────

Тема 1. Происхождение и эволюция денег

Опрос в рамках подготовленных сообщений:

  1. Значение появления денег

  2. Основные течения денежной теории

  3. Количественная теория денег. Тождество Сея. Уравнение Кембриджской школы. Уравнение Фишера

  4. Основные положения кейнсианской концепции

  5. Кейнсианско-неоклассический синтез. Эффект Пигу (эффект богатства). Противоречия концепции кейнсианско-неоклассического синтеза.

  6. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики

  7. Роль денег в развитии производства и повышении его эффективности

  8. Роль денег в процессах формирования, распределения и перераспределения национального дохода

  9. Роль денег во внешнеэкономических отношениях

  10. Особенности проявления денег при различных моделях экономики

  11. Различия в характеристике роли денег



Деловая игра

Тема 2. Денежный оборот, его содержание и структура


Студенты должны придумать собственную валюту, определить название, внешний вид, вид защиты и презентовать.



Дискуссия;

Тема 3. Налично-денежный оборот и денежное обращение

  1. Состояние и перспективы развития денежной системы в России

  2. Генезис развития денежных систем в странах Западной Европы


    Тема 4. Денежная система: понятие и элементы


    Опрос:

    • Основные виды и типы денежных систем

    • Элементы денежных систем


      Общие правила Цель игры

      Деловая игра "Денежный поток":

      Главный смысл игры - научить игроков мыслить как так, как это делают богатые. В ходе обучения каждый сможет прочувстовать разницу между психологией богатых и бедных людей, как мыслят наемные работники и как мыслят владельцы собственного бизнеса и инвесторы. Только здесь каждый получит шанс начать свой собственный бизнес и сделать инвестиции на пути к финансовой независимости. Впереди - мечта. Главная цель - перестать быть белкой в колесе, и стать бизнесменом и инвестором. Для этого нужно будет покинуть малый круг и перейти на большую дорогу.

      Малый круг это «Беличье колесо» или «Крысиные бега» покажет вам то, как живет большинство людей на планете: работа-дом-работа-дом - замкнутый круг. Жизнь от зарплаты до зарплаты, постоянная нехватка денег и свободного времени. Знакомая ситуация?

      Цель малого круга: стать финансово защищенным, сформировать пассивный доход, который бы превышал ваши общие расходы. Если у вас это удастся, тогда смело двигайтесь вперед - вы переходите на большой круг!

      Цель большого круга: Обретение Финансовой свободы и реализация своей большой мечты. Мечта. Это одно из основных понятий в игре. Деньги это средство для достижение мечты. Узнать свои настоящие цели и высокие желания, использовать деньги для достижения мечты - это и считается ключом к обретению финансовой свободы. Мечта должна стать источником вдохновения, сил и жизненной энергии, которая поведет вас по жизни. Научиться следовать мечте, это значит не потерять себя в повседневности, и следовать своему пути в жизни.

      Начало игры

      В начале игры участники получают карточки профессий и свои игровые балансы. Это то, с чем мы и начинаем наши трудовые будни

      Первоначальные задачи:

      1. Для начала определяемся с мечтой, который вам предлагаются. Однако, вы сможете также сформулировать и свою собственную мечту. Определившись с ней, вы занимаете

        клеточку мечты.

      2. Заполняется игровой баланс.

      3. Запомните свой баланс и баланс человека слева. Изменять и проверять баланс вы будете постоянно в процессе игры.

      Ведущий должен вначале игры раздать:

      • калькуляторы, карандаши, ластики, фишки, планшеты.

      • ежемесячный денежный поток (разница между зарплатой и ежемесячными расходами) и ваши сбережения.

        В ходе игры вы поймете, что стратегии поведения на малом и большом круге различаются. "Малый круг" игры

        • Малые и большие сделки. Используйте эти возможности для создания активов! Малые сделки — до 5000 долларов, большие — свыше 6000 долларо.

        • Незапланированные расходы («Давай потратимся!»). По своей практике мы знаем, что отказаться от этого бывает очень сложно. Очень часто мы тратим деньги на:

          • удовольствие (ужин с друзьями, новая одежда, ноутбук и др.)

          • необходимые расходы (протек водопровод, посещение зубного, ремонт)

        • События на рынке: следите за покупателями, которые могут приобрести вашу собственность. Относится ко всем игрокам рынка. Каждый может продать ему свой актив.

        • Получка. Выплачивается каждый раз, когда вы проходите мимо или останавливаетесь на клетке «получка». При прохождении вы говорите «Банкир, сумма». В случае, если вы не попросили сумму, вы ее теряете. Вы можете попросить до того момента, как следующий за вами игрок кинул кубик. Сумма, которую вы получаете — это денежный поток, то есть ваш доход за вычетом плановых расходов.

        • Благотворительность. Траты на благотворительность делаются добровольно. Заплатив сумму, равную 10% от ваших общих доходов, вы получаете возможность двигаться по

          «Крысиным гонкам» в два раза быстрее (кидая не один, а два кубика) в течение трех ходов. Каждый решает сам делать взносы на благотворительность, или нет.

        • Потеря работы. В случае потери работы вы обязаны заплатить в банк сумму ваших Общих расходов. Следующие пару месяцев на поле «Получка» вы получаете только Пассивный доход.

        • Ребенок. У вас появился малыш. Для этого есть статья «Расходы на детей», которая теперь будет учитываться в ваших расходах.

Заполнение финансового отчета

  1. Преобретение акций.

    Предположим, вы приобрели 1000 акций корпорации ГДВ (Газ Для Вас) по цене 5 долларов. В этом случае, в балансе вы делаете следующую запись:


    Активы

    Акции / Взаимные фонды / Депозитные сертификаты:


    Код:

    Количество акций:

    Стоимость одной акции:

    ГДВ

    1000

    5

    При продаже акций вы получите в банке сумму, равную текущей стоимости акций, умноженную

    на количество продаваемых акций. В этом случае проданные акции стираются в вашем балансе.

  2. Покупка недвижимости

    К примеру, Вы купили коттедж на две семьи (К2) стоимостью 45000. Задаток составил 8000,

    размер закладной - 37000. Денежный поток от этой собственности составит: +320.2. В графе

    «Активы» запишите первоначальный взнос и полную стоимость, в графе «Пассивы» укажите стоимость закладной. В графе «Доходы» укажите величину пассивного дохода.

    Также пересчитайте Денежный поток (сумму, которую вы получаете в «Получку»).

    Когда недвижимость будет продана, вы стираете собственность с игрового баланса, и минусуйте из суммы покупки стоимость закладной. Также необходимо удалить величину пассивного дохода и изменить денежный поток.

  3. Приобретение бизнеса

    Если вы покупаете бизнес, тогда в графе «Активы» укажите название бизнеса, первоначальный взнос и общую стоимость вашей доли. В графе «Пассивы» указывается размер закладной, в случае если она имеется.

    В графе «Доходы» указывается пассивный доход. Не забывайте пересчитывать ежемесячный денежный поток (сумму, которую вы получаете в «Получку»).

    При продаже бизнеса сотрите собственность с игрового баланса, удалите величину пассивного дохода и измените денежный поток.

  4. Как оформить кредит

Если вам нужен заем, то в графе «Пассивы» внесите сумму кредита в графе «Банковские кредиты», в графе «Расходы» внесите сумму выплат процентов по банковской ссуде. Общие расходы и ежемесячный денежный поток также изменяются на сумму процентов по банковской ссуде.

"Большой круг" игры

Залог выхода на большой круг - сформированные пассивные доходы, которые больше общих расходов.

Игра научит вас мыслить так, как это делают богатые инвесторы и бизнесмены. Вы почувствуйте разницу между психологией богатого и бедного, наемного работника и владельца бизнеса или инвестора. Вам предоставляется возможность начать свое уникальное путешествие в мир финансовой свободы, на пути к успеху и реализации своей заветной мечты!


Роберт Кийосаки разработал такую игру, которая, не требуя денежных вложений, будет выполнять роль финансового тренажера и позволит участникам получить представление о практическом ведении собственного дела.

Таким образом, можно получить необходимую практику без риска потерять все свои сбережения – нужно лишь применять вновь полученные знания и навыки на безопасной площадке, активно участвуя в игре «Денежный поток».

Чемуучит финансоваяигра "Денежный поток"

  1. как успешно инвестировать средства в недвижимость и ценные бумаги

  2. как управлять собственными финансами, осознавая ограничения и риски и успешно меняя их

  3. как верно вести учет расходов, доходов, активов

  4. пониманию психологии бизнесменов и инвесторов

  5. куда выгоднее всего инвестировать свой капитал

  6. какими образами можно заработать дополнительный капитал

  7. как получить активы, не имея достаточных средств

  8. как уверенно чувствовать себя в условиях падающего или растущего рынка


Тема 5. Сущность, причины, факторы и формы проявления инфляции

Дискуссия в рамках сообщений:

  1. Влияние инфляции и дефляции на экономику

  2. Основные направления антиинфляционной политики государства

  3. Денежная реформа как способ радикального изменения денежной системы

  4. Последствия денежных реформ

  5. Изменения денежной системы, не имеющие характера денежной реформы.


Опрос

  1. Сущность и формы проявления инфляции

  2. Регулирование инфляции: методы, границы, противоречия

  3. Особенности инфляции в России


Опрос

Тема 6. Роль кредита в экономике

  1. Кредит как важнейшая часть товарно-денежных отношений

  2. Денежные накопления и ссудный капитал

  3. Взаимосвязь кредита и денег в системе экономических отношений

  4. Кредит и удовлетворение растущих потребностей населения

  5. Правовые основы организации кредитной сделки Деловая игра

Содержание игры

Основной задачей игры является участие в конкурсной борьбе проектов, выполненных на заданную тему, с целью получения кредита у инвестора, представленного конкурсной комиссией. Игра ориентирована на подготовку проекта и конкурсный анализ его участниками. Работа команд включает несколько этапов. На первом разрабатывается бизнес-план создания факультета менеджмента в одном из ведущих технических вузов Москвы. При сопоставимости уровня выделенных вузам материальных средств каждая команда разрабатывает полный комплекс вопросов формирования факультета, включая объем набора студентов, численность преподавателей, содержание и методику обучения, маркетинг рынка выпускников, источники и объемы финансирования. Отраслевая принадлежность вузов, выбираемых командами самостоятельно, наличие оригинальных методик обучения, предлагаемые способы финансирования и привлечения дополнительных ресурсов определяют преимущества конкретного проекта, величину и условия получения кредита. На втором этапе проводится конкурсная борьба команд за получение кредита. Кредитором выступает банк, роль которого играет судейская бригада. Обсуждение проводится по каждому разделу бизнес- плана каждой команды.

Судейская бригада оценивает выступления команд по нескольким критериям, ориентированным в основном на вопросы менеджмента. В судейскую бригаду входят преподаватели и специалисты в области менеджмента, работники кредитных отделов банков, менеджеры по персоналу, специалисты кадровых служб крупных коммерческих организаций.



Деловая игра

Тема 7. Кредитная и банковская системы, элементы банковской системы

Условия игры: Имитируется влияние государства на объемы производства и прибыль водных компаний.

Начальная группа делится на четыре части, которые представляют. 1-я - министерства финансов (МФ);

  1. -я - федеральный банк (ФБ);

  2. -я - коммерческие банки (КБ);

  3. -я - собственников и управляющих водных фирм - (АП). Каждая из групп выполняет в ходе игры свои функции, однако, все должны понимать имитирующую ситуацию и содержание действий других групп.

Условия игры:

На водном транспорте сложилась ситуация, когда возможные объемы производства приведут к образованию значительного излишка данной продукции (влияние мирового рынка, экспорта и импорта в игре не учитывается). В этих условиях государство принимает меры по "охлаждению" бума. Определив потребность в транспорте, государство через МФ путем увеличения налогов на прибыль АП снижает частные капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя бесконечно поднимать бесконечно, их предельная величина - на уровне 50% прибыли. Но это, по расчетам МФ, недостаточно для снижения уровня инвестиций. Поэтому в дополнении к налогам используются и кредитные методы влияния.

Федеральный банк выпускает облигации, для изъятия излишних кредитных ресурсов коммерческих банков. Параллельно с этим ФБ поднимает учетную ставку процента по кредитам, предоставляемым частными банками. В свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента по кредиту для АП. АП, которые планируют взять кредиты в КБ значительные суммы кредита, после поднятия процентной ставки ограничивают свои займы в банках Все применяемые мероприятия, снижают возможность капиталовложений в такой мере, в какой необходимо, по расчетам государственных органов, для предупреждения перепроизводства и сбалансированности спроса и предложения на рынке.


Дискуссия в рамках сообщений:

  1. История развития банковского дела

  2. Возникновение банковского дела в древних цивилизациях

  3. Правовые основы банковской деятельности

  4. Развитие банковской системы

  5. Возникновение банков

  6. Особенности зарождения банков в отдельных странах

  7. Возникновение и развитие банков в России

  8. Современные представления о сущности банка

  9. Актуальные проблемы теории и практики банковского дела

  10. Банковские системы зарубежных стран

  11. Проблемы создания единой банковской системы ЕС

  12. Банковская система России в современных условиях.


Тема 8. Коммерческие банки: сущность, функции

Дискуссия в рамках сообщений:

  1. Понятие и критерии кредитоспособности клиентов

  2. Кредитоспособность крупных и средних предприятий

  3. Оценка кредитоспособности мелких предприятий

  4. Оценка кредитоспособности физических лиц

  5. Зарубежная практика оценки кредитоспособности предприятия-заемщика

  6. Правовой и экономический аспекты кредитного договора банка с клиентами

  7. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора

  8. Международный опыт использования кредитного договора в банковской практике

  9. Анализ и оценка российской практики составления кредитных договоров банка с клиентами

  10. Особенности контокоррентного счета. Сравните контокоррентный кредит и овердрафт.

  11. Специфика краткосрочного и долгосрочного кредитования

  12. Прямое и косвенное потребительское кредитование

  13. Операции банков с использованием электронных денег

  14. Новые банковские продукты и услуги

  15. Управление операциями с ценными бумагами

  16. Платежно-расчетное обслуживание клиента на основе использования ценных бумаг клиента, банка, третьих лиц

  17. Перспективы развития операций коммерческих банков на рынке ценных бумаг

  18. Направления развития и проблемы валютного рынка России

  19. Воздействие режима «валютного коридора» на разные аспекты экономики

  20. Гарантийные операции банков. Виды гарантий, применяемых в международной банковской практике

  21. Некоторые итоги российского лизингового бизнеса

  22. Проблемы и примеры развития факторинга в России

  23. Практика реализации соглашения трастового управления в российских банках

  24. Андеррайтинг. Участие банков в эмиссионном размещении ценных бумаг


    Деловая игра

    Деловая игра подразумевает как аудиторное практическое занятие, так и самостоятельную работу студентов по домашнему заданию.

    Домашнее задание

    • студентам - работникам банков: подготовить презентацию банков и перевести материалы презентации на английский язык.

    • студентам - работникам предприятий- заемщиков: изучить порядок составления заявления на получение кредита в банке, повторить правила оформления документов по кредиту, подготовить рассказ о своем предприятии.

      В ходе подготовки к проведению деловой игры преподаватели совместно со студентами проводят большую подготовительную работу: готовят бланки; составляют словарь основных бухгалтерских терминов на английском языке; оформляют эмблемы с названием фирм и банков.

      Участники игры

    • Представители предприятий заемщиков - 21 человек (3 предприятия по 7 человек), в каждом предприятии: директор, главный бухгалтер, переводчик, работники.

    • Работники кредитного отдела - 3 человека.

    • Переводчики в банке -3 человека.

    • Эксперты - аудиторы в банке -3 человека Задания участникам игры

      Работникам кредитного отдела банка.

    • Рассмотреть и проанализировать документацию, представленную предприятиями: заявление на получение кредита, бухгалтерский баланс.

    • Оформить кредитный договор.

    • Экспертам-аудиторам.

      Проверить правильность оформления бухгалтерской документации, представленной предприятием-заемщиком

      Оценить работу каждой команды. Переводчикам банка.

    • Переводить диалог работников банка с клиентами.

    • Переводить рассказ - презентацию представителя банка. Переводникам предприятий.

    • Перевести бухгалтерский баланс на английский язык.

    • Синхронно переводить диалог директора предприятия с кредитным инспектором. Работникам предприятий-заемщиков.

    • Ознакомиться с данными для выполнения задачи.

    • Отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за месяц.

    • Составить шахматную и сальдо-оборотную ведомости.

    • Составить бухгалтерский баланс. Директору и главному бухгалтеру предприятий.

    • Организовать работу команды для решения предложенной практической задачи.

    • Проверить и подписать бухгалтерский баланс.

    • Заполнить заявление на получение кредита. Самостоятельная работа студентов - игровая деятельность

      В процессе проведения деловой игры моделируются ситуации практической деятельности банка и предприятия, студенты осуществляют основные этапы получения кредита в банке:

      Описание ситуации. В нашей стране работают филиалы трех английских банков “The National Westminster Discount House”, “The Barclays British Merchant Bank”, “The Midland Building Society”. В банки обратились три клиента с заявлением о предоставлении краткосрочного кредита: ООО “Кедр” (“Cedar”), производственная фирма “Строительные технологии” (“Building Technologies LTD”), фирма "Готический стиль" (“Gothic Style”).

      Деловая встреча руководства банка и предприятий-заемщиков.

      Презентация банков на английском языке, представленная кредитными инспекторами (домашнее задание). Выслушав презентацию банков, представители предприятий-заемщиков должны выбрать банк, в котором фирма будет брать кредит, и подготовить документы, необходимые для получения кредита в банке.

      Подготовка документов:

    • решение практической работы по бухгалтерскому учету, составление бухгалтерских проводок;

    • заполнение шахматной и оборотной ведомости;

    • составление баланса предприятия;

    • перевод бухгалтерского баланса на английский язык;

    • заполнение заявления на получение кредита.

      Деловая встреча работников банка и предприятий-заемщиков:


    • беседа директора предприятия с кредитным инспектором с переводом на английский язык;

    • рассмотрение документации, представленной предприятиями, проверка баланса аудитором банка;

    • решение кредитного инспектора о выдаче кредита предприятию. Рассмотрение документации, представленной предприятиями.

      Работа кредитного отдела, анализ экспертов:

    • заключение кредитного договора банка с заемщиками. После игровой анализ экспертами

      Оценка работы каждой подгруппы студентов. Анализ правильности составления документации. Заключительный этап:

      Подведение итогов деловой игры преподавателями, корректировка оценок экспертов (в случае необходимости).

      Анализ работы экспертов.

      Опрос мнений участников игры.

      Преподаватели выступают в роли консультантов и координаторов деловой игры. На протяжении всей игры преподаватели следят за работой игроков, направляют их действия, помогают увидеть и исправить ошибки.

      В завершение преподаватели подводят итоги деловой игры и оценивают работу студентов. Достоинством игроков считается: умение работать с бухгалтерской документацией; выбор нужной информации, быстрое и качественное решение задачи; способность правильно заполнить бухгалтерский баланс, перевести статьи баланса на английский язык, сделать выводы; умение принимать решения, адекватные экономической ситуации; наличие навыков делового общения.



      Опрос:

      Тема 9. Валютная система. Элементы валютной системы

    • Понятие и виды валютных систем.

    • История развития мировых валютных систем. Российская валютная система

 

 

////////////////////////////