Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дефектология 1995г
Использование речевой ритмики в работе над
произношением дошкольников с нарушенным
слухом
Учебно-воспитательный комплекс №1635, Москва
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Одной из основных задач дошкольно-
ным слухом является формирование у
го воспитания глухих и слабослышащих
них внятной, членораздельной, естест-
детей является формирование у них уст-
венной речи. Работа над произношением
ной речи: ее восприятия на слухо-зри-
в дошкольный период ведется с учетом
тельный и слуховой основе и воспроиз-
аналитико-синтетического метода: де-
ведения (произношения).
тей учат произносить не только целые
Как известно, задачей обучения про-
слова и короткие фразы, но и отдельные
изношению дошкольников с нарушен-
элементы — звуки, слоги; при этом ко-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

нечной целью всегда является слово,
ритмической и интонационной стороной
фраза. В обучении широко используют-
речи. Мы специально не останавливаем-
ся методические приемы, основанные на
ся на вопросах вызывания звуков и их
подражании речи педагога (сопряжен-
автоматизации, так как они подробно
ное и отраженное проговаривание), а
изложены в специальной литературе, в
также самостоятельное называние пред-
частности, в программе воспитания и
метов, картинок, рядовая речь (произ-
обучения глухих дошкольников (1991),
несение отдельных рифмованных строк,
в работе Т.А.Власовой и А.Н.Пфафен-
коротких простых стихов, считалок, чи-
родт «Фонетическая ритмика» (М.: Про-
стоговорок), ответы на вопросы, само-
свещение, 1989).
Для облегчения усвоения приемов
стоятельные высказывания, а по мере
работы над различными сторонами про-
овладения грамотой привлекаются и
изношения система упражнений по фор-
приемы, связанные с чтением.
мированию каждого из них показана
В первые 1,5-2 года занятий работа
отдельно. Однако работа над ними ве-
над произношением ведется на слухо-
дется не последовательно (в том поряд-
зрительной оснрве; с 4-4,5 лет при не-
ке, в котором она описывается), а па-
обходимости применяются и разнооб-
раллельно, одновременно, с первых
разные специальные приемы.
дней обучения. Только упражнения, на-
В дошкольный период особое место
правленные на изменение силы и высо-
занимает использование речевой ритми-
ты голоса, предлагаются несколько по-
ки как одного из эффективных приемов
зже (обычно со II полугодия), после
работы над произносительной стороной
того как у детей уже вызван голос
речи. Он основан на обучении детей
нормальной
силы
и
высоты.
подражанию крупным движениям тела,
Предлагаемые упражнения рассчитаны
рук, ног, которые сопровождаются про-
на глухих и слабослышащих детей
изнесением звуков, слогов, слов, фраз.
дошкольного возраста, начиная с двух
Постепенно развивается двигательная
лет. В основном они проводятся на
сфера маленького ребенка, подражание
фронтальных
занятиях,
при
движениям (не только крупным, но и
необходимости могут быть исполь-
мелким, в том числе и артикуляцион-
зованы и на индивидуальных.
ным) становится более точным. И в этом
Покажем на отдельных примерах ра-
случае именно движения способствуют
боту над различными сторонами произ-
формированию произношения. Данный
ношения с использованием ритмики.
подход бьш предложен центром СУВАГ
(•Хорватия).
В работе обобщается пятилетний
Обучение отделению одного слога от
опыт экспериментального обучения де-
ряда слогов
тей с нарушенным слухом в я/саду
№549
(педагоги И.П.Новицкая и
Работа проводится в начальный пе-
Т.Ф.Разбоева) и УВК №1635 (педагоги
риод с детьми
2-3-х лет. Движения,
О.О.Новикова и Т.В.Сухова) Москвы.
сопровождающие произношение ряда
Надеемся, что он будет полезен педаго-
слогов, должны отличаться от движе-
гам специальных дошкольных учрежде-
ний, сопутствующих произношению од-
ний и сурдологических кабинетов, роди-
ного слога, например:
телям глухих и слабослышащих детей,
сидя на полу, стучать кулаками по полу,
студентам дефектологических факуль-
произнося папаш, и по коленям — па ;
тетов.
сидя на полу, стучать мячом о пол — папапа,
В статье описывается методика ис-
вытянуть руки с мячом вперед — па;
пользования речевой ритмики при рабо-
стоя хлопнуть в ладоши перед грудью — па,
те над различными сторонами произно-
хлопать руками по ногам или по бедрам — папапапа;
шения. В ней отражена система посте-
шагать на месте — татата, подпрыгнуть — та;
пенно усложняющихся упражнений по
отделению слога от ряда слогов, по из-
менению длительности, слитности, тем-
Здесь и далее на каждое движение воспроиз-
водится один слог.
па произнесения речевого материала,
силы и высоты голоса, по работе над
80

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

стоя отводить руки поочередно в стороны
папа (слитно), стучать кулаком о кулак
нанана, вытянуть две руки вперед — на;
па па па (неслитно);
стоя вращать кисти рук над головой — ляля-ляля,
стоя покачиваться из стороны в сто
спрятать руки за спину — ля.
рону
(например, изображая мишку),
произнося то____то___то; топать од
ной ногой — то то то ;
изображать большой и маленький
мячи: большой мяч — подпрыгивать
по по по (или on on on и т.п.),
Работа над долготой звучаний
маленький
— слегка приседать
попопо;
Упражнения проводятся с детьми 2-
стоя плавно вытягивать вперед руки,
3-х лет. Обучая малышей долгому и
согнутые в локтях перед грудью, —
краткому произнесению звуков и сло
м__а__м__а__м__а__;
резко
гов, педагог предлагает им проделать
вытягивать
разнообразные движения, при этом дол
в стороны то одну руку, то другую —
гому звуку соответствует плавное, дли
ма ма ма ;
тельное движение, а краткому — рез
стоя выполнять вращательные дви-
кое, короткое. Приведем примеры уп
жения ладонями над головой — ляляля-
ражнений:
ля ; руки на пояс, наклоняться в сторо-
укачивать куклу: кукла спит — а____
ны — ля ля ля..
а___(протяжно); кукла проснулась и
Подобные упражнения помогают
прыгает — па па па (кратко);
формировать слитную речь.
сидя на полу, вращать мяч рукой,
произнося о___,
отбрасывать
мяч
вперед
о или па;
сидя на полу, за столом, «вести» по
езд (машину) «далеко» — у____ и пово
Работа над темпом произнесения
рачивать — у;
плавно соединять руки округло перед
собой (над головой) — о___, резко опу
Упражнения проводятся в течение
стить соединенные руки вниз — о;
всего дошкольного возраста. Детей 2-3-х
плавно развести руки в стороны —
лет учат воспроизводить разнообразные
а___, затем прямые руки соединить пе
движения в разном темпе, сопровождая
ред грудью — у___, резко развести руки
их произнесением слогов, например:
в стороны
а, соединить перед
сидя на полу, ноги в стороны, произ
грудью
водить редкие удары мячом о пол, про
износя па____па___па____, и частые —
— У,стоя развести руки в стороны, пока
папапа ;
чивая ими ("самолет летит"), произне
сидя часто ударять кулаками о пол
сти в___, резко опустить руки вниз,
присесть — в ("самолет сел").
папапа, хлопать ладонями по бедрам,
произнося в нормальном темпе
Во время последующего периода обу
па_па_па_, хлопать ладонями по ногам,
чения в упражнения включаются все
медленно воспроизводя па___па__па___;
новые и новые звуки, например, круго
шагать на месте в нормальном темпе,
вые движения ладонями, поднятыми
быстро и медленно, произнося слогосо-
вверх от себя, сопровождаются длитель
четание татата в разном темпе;
ным произнесением звука ш____, а рез
хлопать в ладоши в медленном тем
кое движение ими вниз — кратким ш.
пе, произнося па___па___па__,
в
нормаль
Работа над слитностью звучаний
ном
па_па_па_, в быстром
папапа
(или хлоп-хлоп-хлоп и т.п.).
Упражнения также проводятся в на-
Сочетать быстрый темп движений с
чальный период обучения с детьми 2-3-х
произнесением слога на каждое движе-
лет. Рассмотрим некоторые примеры:
ние трудно, поэтому темп следует нара-
стоя или сидя резко опускать руки со
щивать постепенно, с учетом возможно-
сжатыми кулаками вниз, произнося па-
стей детей.
В дальнейшем детей 4-6 лет следует
учить постепенному убыстрению и за-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

81

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

медлению темпа произнесения слогов.
Проводя описанные выше упражне-
Например, стоя производить медленные
ния, следует помнить, что основной за-
махи руками внизу, произнося
дачей работы является формирование
ля ля____ля____, затем, продолжая
нормального темпа речи, что крайне
движения перед грудью, произносить
важно и для внятности речи, и для ее
слоги в нормальном темпе, над головой
восприятия. Умение произвольно изме-
— в быстром — ляляля, у груди — в
нять темп произнесения речевого мате-
нормальном — ля_ля_ля_, внизу — в
риала способствует решению этой зада-
медленном — ля____ля____ля____. Уп
чи.
ражнение может быть усложнено: внизу
производятся махи в очень медленном
темпе, сочетающиеся с таким же темпом
Работа над изменением силы голоса
произнесения слогов, постепенно руки
поднимаются выше и выше, движения
становятся более быстрыми, вплоть до
В ясельной и младших группах, по-
сле того как у детей уже вызван голос,
очень быстрых над головой, а затем
постепенно замедляются при опускании
их учат произносить слоги громко и
тихо, громко, потише и тихо (как пра-
рук ниже и ниже; соответственно про
износятся и слоги.
вило, со II полугодия первого года заня-
тий). В ходе обучения изменению силы
Аналогично проводятся упражнения
голоса предлагаются различные движе-
при хлопании в ладоши, по бедрам,
ходьбе на месте, ударах кулаком о кулак
ния, при этом чем громче звук, тем
больше и амплитуда движения. Могут
и т.п.
В это же время детей учат произ-
быть использованы следующие упраж-
нения:
вольно изменять темп и при произне-
«Ляля спит» — дети тихо подходят к спящей в
сении словесного материала. Напри-
кроватке кукле, произнося тихим голосом па-
мер, педагог, разместив в' групповой
папа ; педагог предлагает разбудить куклу, малыши
комнате кукол
(мишек,машины) на
громко топают, произнося громким голосом
разном от детей расстоянии, спраши-
ПАПАПА, кукла просыпается и пляшет;
вает: «Где куклы (мишки, машины)?»
сидя стучать пальцем о палец у колен,
— и вместе с детьми произносит: там,
произнося татата (тихо), у груди -— ТАТ AT A
показывая на близко находящуюся
(громче), над головой — ТАТАТА (громко); при этом
куклу, «та_м_» — на ту , которая по
увеличивается и амплитуда движений;
дальше, «та___м___» — на далеко нахо
стоя разводить опущенные руки в стороны —
дящуюся.
а____ (тихо), разводить руки в стороны от груди
С этой целью следует учить до-
А____ (громче), над головой — А_______ (громко);
школьников произносить очень про-
чем громче звук, тем выше поднимаются руки и
стой речевой материал за разных «ге-
с тем большим напряжением произносится звук
роев». Например, медведь, медведица
(такие упражнения проводятся и с другими глас-
и медвежонок в разном темпе говорят:
ными);
«Мед тут, мед там; мед, мед тут и там»
стоя развести опущенные руки внизу — пу_______
(по возможности дети изменяют не
(тихо), у груди — ПО_____ (громче), над головой —
только темп произнесения, но и высоту
ПА___ (громко) или наоборот: произносить слоги
голоса).
с соответствующими движениями сначала громко,
Следует подбирать различные стихи,
затем тише и тихо;
декламация которых требует изменения
шагать на месте (ходить по кругу) под зву-
темпа, например:
чание бубна или барабана: громкие удары — шагать,
Еле-еле-еле-еле
высоко поднимая ноги и громко произнося
Закрутились карусели.
ПАПАПА
(ТАТАТА, ТОП-ТОП-ТОЛ), удары
А потом, потом, потом
потише
— шагать обычно, произнося ЛАПА-ПА
Все бегом, бегом, бегом,
голосом разговорной громкости, тихие удары
Все быстрей, быстрей, бегом,
Карусель кругом, кругом.
—слегка поднимать ноги и произносить слоги
Тише, тише, не спешите,
тихо.
Карусель остановите!
В средней — подготовительной груп-
Раз-два, раз-два,
пах упражнения по мере обучения ус-
Вот и кончилась игра.
ложняются: детей учат не только произ-
82

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

носить слоги с разной силой голоса (от
торопясь, ежедневно. Развитию голоса
громкого до шепота),
но и
способствует длительное произнесение
постепенному его усилению и
гласных, согласных ми в, воспроизведе-
ослаблению. Например, проводятся
ние ряда слогов. Каждый ребенок учится
такие упражнения:
говорить громче и тише по отношению
стоя медленно через стороны подни-
к индивидуальной силе его голоса. По-
мать руки вверх, произнося гласный
степенно голос окрепнет, и разница
а__: с постепенным усилением голоса
между нормальной его силой и тихим
а___А___,
его ослаблением —
или громким голосом увеличится. Сле-
А___а___, с усилением и ослаблением
дует также следить за тем, чтобы, уси-
ливая голос, дети его не повышали, так
а___А___а___;
как это может привести к фальцету.
стоя отводить руки со сжатыми кула-
Работая над силой голоса детей, важ-
ками попеременно в стороны, произнося
но постоянно следить за тем, чтобы
тагпата; при этом движения выполня-
громкие звуки не вызывали ни у кого из
ются вначале внизу с малой амплитудой
них неприятных ощущений. В случае их
и соответствуют тихому произнесению
появления, во-первых, необходимо вне-
слогов, постепенно руки поднимаются,
сти корректировку в режим работы ин-
голос усиливается, а затем опускаются
дивидуального слухового аппарата:
с уменьшением его интенсивности; уп-
включить автоматический регулятор
ражнение усложняется, если для произ-
усиления, отрегулировать его таким об-
несения предлагаются более сложные
разом, чтобы громкие звуки не были
слогосочетания, например татоту.
неприятны ребенку
(в отечественных
Когда дети уже могут воспроизводить
карманных аппаратах это регулятор
слоги голосом разной интенсивности, их
CR, в заушных аппаратах фирмы
учат произносить голосом разной силы
«Oticon» (Дания) — синий регулятор
не только слоги, но и слова и фразы.
AGO. Во-вторых, педагогу нужно
Например, может предлагаться такое
уменьшить
силу
голоса,
упражнение: стоя разводить руки в сто-
предлагающегося в качестве образца
роны, произнося слово мама с усилени-
громкого произнесения.
ем голоса и его ослаблением, при этом
руки постепенно поднимаются вверх, а
затем опускаются.
Работа над высотой голоса
Используются различные ситуации,
в которых нужно позвать ребенка (ма-
му, игрушку), произнося его имя тихо,
Этот раздел работы является одним
погромче, громко. Целесообразно разыг-
из наиболее сложных. Упражнения, на-
рывать небольшие сценки, в которых
правленные на изменение высоты голо-
разные персонажи говорят голосом раз-
са, требуют пристального внимания со
ной силы, подбирать специальный сти-
стороны педагога, так как неправильное
хотворный материал, например:
их проведение будет способствовать за-
Ногами ТОП, ногами ТОП, громко топнем
креплению дефектного голоса у детей.
ТОП-ТОП-ТОП;
Следует помнить, что высота голоса ин-
Ногами топ, ногами топ, тихо топнем —
дивидуальна: у одних детей основной
топ-топ-топ.
тон их голоса выше, у других — ниже.
Руками ХЛОП, руками ХЛОП, громко хлоп-
Ребенка учат изменять высоту голоса
нем — ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП;
относительно основного тона его голоса,
Руками хлоп, руками хлоп, тихо хлопнем —
т.е. в пределах его частотного диапазо-
хлоп-хлоп-хлоп.
на. Важно следить за тем, чтобы высо-
Следует помнить, что сила голоса
кий голос не был фальцетным. При про-
индивидуальна и развивается посте-
изнесении высоким голосом педагог мо-
пенно. Обучая детей произносить глас-
жет ощущать слабую вибрацию груди
ные, слоги, слова и фразы голосом по-
ребенка (так как включается грудной
вышенной громкости, нужно следить,
резонатор), а при фальцете она отсутст-
чтобы они не напрягались, чтобы не
вует (так как в голосообразовании при-
было излишнего форсирования звука.
нимает участие головной, а не грудной
Это может привести к срыву голоса и к
резонатор). Точно так же педагог дол-
фальцету. Важно проводить работу не
жен проверить и высоту своего голоса

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

83

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

при произнесении с его повышением
наются лишь после того, как удается
гласных, слогов, слов и фраз. Образец
устранить фальцет.
для детей — высокий голос педагога,
Когда дети научатся произвольно
но ни в коем случае не фальцет. В ходе
произносить слоги низким, нормальным
ежедневных целенаправленных упраж-
и высоким голосом, их учат постепенно-
нений каждый ребенок постепенно нау-
му повышению и понижению голоса
чится хотя бы немного изменять высоту
(как правило, начиная со старшей груп-
своего голоса. Но это требует времени и
пы). Предлагаются упражнения такого
целенаправленной работы. Хотя упраж-
типа:
нения в изменении высоты голоса пред-
«самолет» едет, а затем взлетает: а___(низкий
лагаются с первого года обучения, пер-
голос) А___(высокий; «самолет» летит высоко и
вые результаты могут появиться значи-
садится: А___(высокий голос) а___(низкий);
«само
тельно позже.
лет» едет, поднимается, летит и садит
Начиная с ясельной группы, когда
ся:_________а____А___а;
уже вызван голос нормальной высоты,
стоя медленно поднимать руки вверх, а затем
детей учат говорить высоким и низким
опускать, произнося а___ (па___) вначале низким
голосом. Работа проводится ежедневно.
голосом, который постепенно повышается, а затем
В первую очередь предлагаются упраж-
снижается; такие упражнения проводятся и с
нения, связанные с обыгрыванием раз-
другими гласными;
личных игрушек. Именно при их прове-
стоя развести руки нешироко в стороны внизу
дении, как правило, впервые появляется
у__ (низкий голос), у груди — о___ (средний),
произвольное повышение и понижение
вверху—А___(высокий); при этом движения и
голоса. Можно рекомендовать следую-
гласные звуки воспроизводятся плавно, слитно;
щие упражнения:
аналогично можно проводить упражнения и со
изображать большого и маленького
слогами ла_ло_лу_ и др.
мишку (зайку, собаку): большой мед-
В старшей и подготовительной груп-
ведь идет медленно — А-А-А (низкий
пах наряду со слогами в упражнения
голос), маленький бежит
а-а-а
включаются слова и фразы. Так, напри-
(высокий голос);
мер, детей учат изображать куклу (ма-
изображать кошку, большую собаку,
лыша), женщину, дедушку, сопровож-
птичку; педагог (или ребенок) предла-
дая это самыми простыми высказывани-
гает угадать, кого он изображает (Кто
ями типа: я иду топ-топ-топ, кото-
я?): идет
«кошка», произнося голосом
рые соответственно произносятся
нормальной высоты ляляля, лает «боль-
высоким, средним и низким голосом.
шая собака» — АВ-АВ-АВ (низкий го-
Разыгрываются маленькие сценки, на-
лос) , летает «птичка» — пипипи (высо-
пример: кукла упала, плачет, «говорит»
кий голос).
высоким голосом: «Я упала, болит но-
Также детям предлагается произно
га»; пришел медведь и просит меда: «Я
сить высоким, низким и нормальным
большой мишка. Я хочу меда» (низким
голосом различные гласные и слоги. При
голосом) и т.п. Полезно подбирать сти-
этом низкие звуки произносятся при
хотворный материал, связанный с изме-
расслабленных движениях, направлен
нением высоты голоса, типа:
ных вниз, высокие
— с очень
Колокольчик зазвенел: дин (высокий голос),
напряжен
дан (голос нормальной высоты), дон (низкий
ными движениями, направленными
голос) или Колокольчик зазвенел: дин-дин-
вверх, например: стоя разводить опу
дин(высокий
голос),
щенные руки в стороны — о___(низкий
дан-дан-дан (голос
голос), у груди — о____ (нормальный),
нормальной высоты),
дон-дон-дон (низкий
вверху — о_
(высокий); так же про
голос).
водятся упражнения и с сочетаниями
Рано-рано поутру
(та___, то___, ту___).
Пастушок — туруруру (высокий голос).
А коровы вслед ему
Следует помнить, что если кто-то из
Замычали — му__ (низкий голос).
детей срывается на фальцет, ему пред-
лагается произносить гласные и слоги
На занятиях важно предлагать каж-
только низким и нормальным по высоте
дому ребенку произносить материал и
голосом; упражнения по повышению го-
лоса проводятся индивидуально и начи-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

низким, и нормальным, и высоким голо-
В случаях когда тот или иной ребенок
сом. Ошибочно, когда один ребенок по-
затрудняется в воспроизведении ритма,
стоянно повторяет материал низким го-
педагог выполняет упражнение вместе с
лосом, а другой — высоким. Дошколь-
ним, его руками.
ник с более низким голосом не будет
Постепенно движения при произне-
овладевать его повышением (или наобо-
сении ударного и безударных слогов на-
рот), если все время будет произносить
чинают отличаться только по амплитуде
речевой материал только низким голо-
и длительности, например, при отхло-
сом.
пывании ритмов, их отстукивании (ру-
кой или ногой), дирижировании и т.п.
В старшей и подготовительной груп-
пах детей учат воспроизведению повто-
ряющихся ритмов типа ТАтаТАтаТА-
Работа над ритмами
та или папаПАпапаПАпапаПА. При
этом они могут ходить по кругу, шагать
В ясельной и младшей группах детей
на месте, хлопать в ладоши и т.п.
учат отделять один слог от ряда слогов,
По мере того как дети овладевают
а на специальных фронтальных заняти-
этим умением, упражнения усложняют7
ях — определять на слухо-зрительной
ся: им предлагается сочетать произнесе-
и слуховой основе количество звучаний
ние повторяющихся ритмов с изменени-
в пределах трех. По мере того как дети
ем силы голоса или темпа воспроизведе-
овладевают этими умениями, педагог
ния, например:
приступает к целенаправленной работе
отхлопывать ритм ПАпаПАпаПАпа в
над воспроизведением ритма звучаний.
разном темпе: медленно, в нормальном
В младшей и средней группах детей
темпе и быстро;
учат воспроизводить вначале двуслож-
шагать на месте, произнося ритм ТА-
mamaTAmama тихим голосом и слегка
ные ритмы (типа ТАта и таТА), а
поднимая ноги, голосом нормальной
затем и трехсложные (типа TAmama,
громкости и средним подниманием ног,
шаТАша, mamaTA). С этой целью про-
громким с высоким поднятием колен.
водятся разнообразные упражнения, в
Предлагаются также упражнения в
ходе которых дети отхлопывают, отсту-
воспроизведении ритма слов, фраз, про-
кивают ритмы, изображают их дирижи-
стых стихов, например:
рованием. Важно, чтобы движение на
mamaTOmamaTO — молоко, молоко,
ударный слог отличалось от движения
mamamaTETmamamaTET
— велосипед, ве-
на безударный. Вначале воспроизведе-
лосипед,
ние слога, находящегося под ударением,
шаТУтата таТО — на улице тепло.
сопровождается движением не только
Дети отхлопывают эти ритмы, отсту-
более длительным, широким, но и каче-
кивают, воспроизводят дирижировани-
ственно другим, например:
ем; в них, как правило, сохраняется
сидя ударять ладошками по коленям, произ-
ударный гласный.
нося безударный слог па, и кулачками по полу
Детей учат не только воспроизводить
— ударный
ПА (при воспроизведении дву-
ритм слов, но и подбирать их по ритму,
сложных ритмов паПА или ПАпа);
предложенному педагогом. Например,
сидя или стоя хлопать в ладоши на безудар-
узнавать, ритм какого из трех — пяти
ный слог — та и по ногам — на ударный — ТА (при
слов отхлопал взрослый: каша, весна,
воспроизведении трехсложных ритмов ТА-tnama,
тапочки, собака, виноград.
maTAma, mamaTA);
сидя ударять мячом о пол, произнося безудар-
ный слог — та, вытягивать руки с мячом вперед—на
Работа над интонационной
ударный слог
ТА
(воспроизводя двух-,
стороной речи
трехсложные ритмы);
стоя, держа руки, сжатые в кулаки, у груди,
на безударный слог руки резко опустить вниз — па,
Произносительные навыки, которые
на ударный отвести в стороны-вниз
ПА (при
формируются у дошкольников в ходе
воспроизведении двух-,трехсложных ритмов).
проведения описанных выше упражне-
ний, создают основу, без которой невоз-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

85

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

можно овладение ребенком со значи-
начинает плясать, радостно напевая —
тельным снижением слуха самой слож-
ляляля, дети поют вместе с ней. Затем
ной для него составляющей фонетиче-
она падает, «разбивает до крови» ногу
ской системы языка
— речевой
(руку, лоб). Дети вместе с педагогом
интонацией.
изображают боль куклы, произносят,
Как известно, сензитивным перио-
как могут: «Бах, ой-ой-ой! Бобо! Бо
дом для становления речи является ран-
лит, бобо! Ой-ой-ой, жалко!» Кукла (и
нее детство. Слышащий ребенок усваи-
дети вместе с нею) плачет: «О-о-о,
вает многие элементы речевой интона-
бобо, болит». Педагог и дети жалеют
ции до того, как овладевает звуковой
куклу,
«лечат» ее, целуют. Она
«вы
стороной речи. Произношение же детей
здоравливает». «О»___— радостно про
со значительным снижением слуха (тя-
износят дети и вместе с куклой танцу
желая тугоухость и глухота) отличается
ют, подпевая ляляля, затем они изо
монотонностью,
бражают усталость: «О___, о___, устали,
неинтонированностью. Чем раньше и
ох-ох».
целенаправленнее будет вестись работа
Обыгрываются повадки различных
над интонационным строем речи, тем*
животных, характерные черты людей.
лучших результатов в его усвоении
Например, дети изображают кокетли-
можно достигнуть.
вую маму-кошку, шаловливого котенка,
В дошкольный период детей учат пе-
злую большую собаку, ласкового ма-
редавать ту или иную интонацию на
ленького щенка, бравого солдата, де-
основе подражания, используя как есте-
душку, удивленную маму и т.п.
ственные ситуации, так и специально
Инсценируются доступные детям
создаваемые. При этом детей побужда-
сказки:
«Теремок», «Варежка», Коло-
ют имитировать различные чувства, пе-
бок", «Курочка Ряба» и т.п.
редавая их не только голосом, но и
Вместе с педагогом дети рассматри-
выразительной мимикой лица, телодви-
вают картинки, эмоционально оценива-
жениями. Предлагаются различные уп-
ют изображенную ситуацию: «Молодец!
ражнения, которые проводятся ежеднев-
Хорошо!»,"Ай-яй-яй, плохо, нельзя",
но. Для примера приведем следующие.
говорят за персонажей.
С первого года обучения и до послед-
Во всех случаях подбирается рече-
него в ходе специальных игровых уп-
вой материал, который соответствует
ражнений детей учат подражать педаго-
уровню речевого развития детей. При
гу, который изображает различные эмо-
этом они учатся выражать то или иное
циональные состояния, при этом посте-
состояние прежде всего движениями
пенно усложняется и речевой материал.
всего тела, мимикой лица, которые
Подражая педагогу, дети учатся изобра-
сопровождаются произнесением внача-
жать:
ле лишь отдельных гласных и простых
боль — а-а-а, бобо, болит, у меня болит живот и
слогов (а___, о___, папапа, татата),
т.п.;
постепенно включаются лепетные и са
радость — А_____, ура!, не болит, у меня не
мые простые полные слова, а позже и
болит живот, мама пришла!;
фразы. Например, разыгрывая сценку,
вопрос — а?, Где?, Что там?, Мама?, Где папа?,
в которой щенок потерялся, маленькие
Папа дома?, Почему?;
дети жалобно лают «а-а-а» или «ав-ав-
просьбу — а___, а-а, дай, помоги, иди ко мне;
ав», зовут маму: «А-а-а, мама», пла
тетя Оля, помоги;
чут, радуются появлению собаки-ма
осуждение — а____, а-а-а, ай-яй-яй, фу!, пло
мы: «А___(радостно), ура! Мама!» Дети
хо, неверно;
постарше могут пользоваться другими
усталость — о____, ох, устал(а), я устал(а) и
речевыми средствами: «Я потерялся.
Где моя мама? Мама, иди! Мама, я тут.
т.п. Постоянно разыгрываются разнооб-
Вот моя мама! Мама нашла меня. Я
разные сценки: кто-то потерялся (хочет
рад!»
есть), что-то сломалось, кто-то ушибся
Начиная со средней группы, для уп-
(скучает, зовет маму) и т.п. Вот одна из
ражнений специально подбирается ре-
них. К детям приходит новая красивая
чевой материал, насыщенный речевыми
кукла. Малыши восхищаются ею. Кукла
интонациями, типа:
гладит детей по голове — "хороший" и
86

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

— Вот наш дом. Мы дома.
должительность их может быть такой
— Кто дома?
же, как и других фронтальных занятий.
— Мы дома.
Если организовать работу таким обра-
— Где вы?
зом не удается, то для речевой ритмики
— Мы дома.
целесообразно выделить половину вре-
-Где?
мени специальных фронтальных заня-
— Д ома.
тий по развитию слухового восприятия
и обучению произношению, а также
Детей также учат выразительному
проводить различные упражнения еже-
чтению стихов, считалок и т.п. К праз-
дневно в течение 3 — 5 минут (т.е. в то
дникам можно подготавливать малень-
время, которое учебным планом и про-
кие инсценировки, насыщенные интона-
граммой отведено для этой работы).
ционно окрашенным материалом.
Как известно, в детском саду для
глухих и слабослышащих детей работа
Как видим, материалом для занятий
над произношением ведется не только
речевой ритмикой являются звуки, сло-
на фронтальных, но и на индивидуаль-
ги, слова, словосочетания, фразы, тек-
ных занятиях. Речевая ритмика на ин-
сты
(стихи, чистоговорки, считалки,
дивидуальных занятиях используется
сказки), которые произносятся с разно-
главным образом для вызывания и авто-
образными движениями. Слоговой мате-
матизации звуков в слогах, словах, фра-
риал, как правило, одинаков и для глу-
зах. При этом педагог пытается вызвать
хих, и для слабослышащих детей. Сло-
и закрепить у ребенка те звуки, над
ва, словосочетания, фразы, тексты под-
которыми он работает на фронтальных
бираются педагогом с учетом состояния
занятиях. На индивидуальных занятиях
слуха, уровня развития речи и степени
также автоматизируется произнесение
сформированности произносительных
звуков, появившихся на основе подра-
навыков. Важно, чтобы речевой матери-
жания именно у данного ребенка и со-
ал не только отвечал произносительным
ставляющих его индивидуальный звуко-
задачам, но и был доступен, понятен
вой багаж.
детям, нужен им в общении.
Занятия ритмикой всегда проводятся
На занятиях речевой ритмикой мате-
с использованием звукоусиливающей
риал дети произносят хором вместе с
аппаратуры. С глухими детьми в тече-
педагогом, затем его повторяют 2 — 3
ние всех лет обучения целесообразно
ребенка. В первую очередь но одному
применять стационарную аппаратуру.
говорят те дети, которые могут произне-
При этом дети должны иметь возмож-
сти слоги, слова, фразы неправильно. В
ность свободно двигаться, т.е. не быть
случае ошибки педагог дает правильный
«привязанными» к столам. Слабослыша-
образец, т.е. повторяет материал сам,
щим детям стационарная аппаратура
затем они произносят его вместе, и на-
необходима на начальном этапе, в даль-
конец — звук, слог, слово, фразу вновь
нейшем наряду с ней используются ин-
повторяет ребенок сам.
дивидуальные слуховые аппараты.
Произносительные возможности де-
На занятиях речевой ритмикой до-
тей группы различны, и это следует
школьники воспринимают материал на
учитывать. Одним детям предлагается
слухо-зрительной основе. По ходу заня-
для самостоятельного произнесения бо-
тия полезно часть материала предлагать
лее сложный материал, другим
детям только на слух. Следует учить
более легкий.
отличать на слух один слог от ряда
На каждом занятии ведется работа
слогов, длительное его произнесение от
над различными сторонами произноше-
краткого, слитное от неслитного, а так-
ния — над долготой, слитностью, тем-
же разные ритмы произнесения слогосо-
пом, ритмом, силой и высотой голоса,
четаний. Можно предлагать послушать,
звуками, интонацией.
каким голосом по силе или высоте гово-
Фронтальные занятия по речевой
рит педагог или ребенок, с какой инто-
ритмике в течение всех лет обучения
нацией произносится тот или иной ре-
желательно проводить ежедневно, про-
чевой материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////