ТОКОСЪЕМ ТОКОПРИЕМНИКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА. Показатели качества и методы их определения

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОКОСЪЕМ ТОКОПРИЕМНИКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА. Показатели качества и методы их определения

 

 

ЕВРАЗИИСКИИ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(ЕАСС)

EURO-ASIAN COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION _(EASC)_
ГОСТ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ (проект, RU,

ij первая редакция)
ТОКОСЪЕМ ТОКОПРИЕМНИКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА Показатели качества и методы их определения
Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его утверждения
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск 201

 

Предисловие

Евразийский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по международной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации № 524 «Железнодорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации

(протокол № от )

 

За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166)004-97  / Код страны по МК (ИСО 3166)004-97     /         Сокращенное наименование национального органа по стандартизации


4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от № межгосударственный стандарт ГОСТ - введен в

действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

 

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) «Межгосударственные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Межгосударственные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Межгосударственные стандарты»
Введение

Настоящий стандарт должен использоваться при проведении испытаний контактной сети железной дороги, токоприемников железнодорожного электроподвижного состава и системы токосъема железной дороги на соответствие стандартам устанавливающих требования к характеристикам контактной сети железной дороги, токоприемникам железнодорожного электроподвижного состава и системе токосъема железной дороги в части качества токосъема.

 

 

1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает показатели качества токосъема при взаимодействии токоприемника железнодорожного электроподвижного состава (далее — токоприемник) и контактной сети (далее — показатели) электрифицированных железных дорог и методы их определения.

Настоящий стандарт может быть также применен для проверки качества контактной сети и (или) токоприемников при проведении их испытаний.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (КОД IP)

ГОСТ 16504—81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 28836-90 Датчики силоизмерительные тензорезисторные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ (проект) Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться за-меняющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ (проект) «Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения», а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вставки: Токосъемные элементы, обеспечивающие контакт с контактным проводом.

3.2 верхний узел токоприемника: Устройство, закреплённое на верхней раме токоприемника, являющееся его частью, и включающее в себя полоз(а) и карет-ку(и).

3.3 допустимый длительный ток в движении: Наибольший ток, протекающий через токоприемник при движении в течение 20 мин, при котором нагревы элементов токоприемника не превышают допустимых температур.

3.4 железнодорожный электроподвижной состав; ЭПС: Электровозы и электропоезда с питанием от контактной сети железнодорожного транспорта общего пользования.

3.5 искрение: Процесс искрообразования, вызванный низким качеством токосъема.

3.6 каретка: Устройство для крепления полоза на верхней раме токоприемника, включающее в себя неподвижную (относительно верхней рамы) и подвижную части, соединенные упругим элементом.

3.7 качество токосъема (токоприемником железнодорожного электропо-движного состава): Характеристика токосъема, отражающая его надежность и экономичность.

3.8 контактная подвеска (железной дороги): Система проводов контактной сети железной дороги и конструкций, обеспечивающая токосъем токоприемниками железнодорожного электроподвижного состава.

3.9 контактная сеть (железной дороги): Часть тяговой сети железной дороги, предназначенная для обеспечения токосъема и состоящая из контактной подвески железной дороги, экранирующих и усиливающих проводов контактной сети железной дороги, опор контактной сети железной дороги, поддерживающих устройств контактной подвески и фиксирующих конструкций железной дороги.

 

 

3.10 контактное нажатие (токоприемника на контактный провод, мгновенное значение): Механическая сила в перпендикулярном направлении к полозу действующая со стороны токоприемника на контактный(е) провод(а).

3.11 показатели (качества токосъема): Физические характеристики токосъема, численно оценивающие качество токосъема.

3.12 полоз: Часть токоприемника, образуемая каркасом, вставками и крепящими деталями.

3.13 токоприемник (железнодорожного электроподвижного состава):

Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электроподвижной состав.

3.14 токосъем (токоприемником железнодорожного электроподвижного состава - ЭПС): Передача электрической энергии от контактного(ых) провода(ов) контактной подвески железной дороги к токоприемнику железнодорожного электроподвижного состава через скользящий контакт.

4 Номенклатура показателей качества токосъема

Для оценки качества токосъема используют следующие показатели:

- среднее значение контактного нажатия (Рср);

- среднеквадратичное отклонение контактного нажатия (с);

- коэффициент искрения (Кискр);

- удельное число искрений (А/искр).

5 Методы определения показателей качества токосъема

5.1 Общие требования

5.1.1 Все средства измерений, используемые при определении показателей качества токосъема, должны соответствовать национальными требованиями государств.*
* 8 Российской Федерации Все средства измерений, используемые при определении показателей качества токосъема должны быть включены в Государственный реестр средств измерений и быть поверены или калиброваны.

 

5.1.2 Погрешности средств измерений должны быть:

- тензорезисторные силоизмерительные датчики - по перечислению а) 5.2.1.2;

- акселерометры - по перечислению б), в) 5.2.1.3.

5.1.3 Показатели качества токосъема определяют на токоприемнике, взаимодействующем с контактной сетью.

5.1.4 Показатели качества токосъема определяют при скорости движения железнодорожного подвижного состава до 250 км/ч.

5.1.5 Показатели качества токосъема определяют температуре окружающей среды в диапазоне от минус 20 °С до плюс 65 °С.

5.1.6 Показатели качества токосъема определяют при отсутствии:

- атмосферных осадков;

- условий гололедообразования;

- ветра скоростью более 2,7 м/с.



5.2 Методы определения среднего значения контактного нажатия и среднеквадратического отклонения контактного нажатия

5.2.1 Требования к оборудованию для определения среднего значения контактного нажатия и среднеквадратического отклонения контактного нажатия.

5.2.1.1 Для определения среднего значения контактного нажатия и среднеквадратического отклонения контактного нажатия используют:

- тензорезисторные силоизмерительные датчики;

- акселерометры.

5.2.1.2 Тензорезисторные силоизмерительные датчики должны иметь следующие характеристики:

а) класс точности СЗ в соответствии с национальными требованиями государств;*

б) предел измерения 500 Н, по ГОСТ 28836;

в) номинальный коэффициент передачи 2 мВ/В, по ГОСТ 28836;

г) масса не более 0,3 кг;

д) диапазон рабочих температур не хуже от минус 20 оС до плюс 65 оС;

е) степень защиты не хуже IP67 по ГОСТ 14254.

5.2.1.3 Акселерометры должны иметь следующие характеристики:

а) осевая чувствительность не менее 10 мВ/д**; 

 

 

б) погрешность осевой чувствительности не более 10%;

в) относительная поперечная чувствительность менее 5 %;

г) масса не более 50 г, по ГОСТ ИСО 8041;

д) диапазон рабочих температур не хуже от минус 20 °С до плюс 65 °С, по ГОСТ ИСО 8041;

е) резонансная частота не менее 800 Гц, по ГОСТ ИСО 8041;

ж) чувствительность к электромагнитным полям не более 30 мТл (на частоте 50 или 60 Гц), по ГОСТ ИСО 8041.

з) амплитудный диапазон не менее ± 50 д;

и) частотный диапазон (при неравномерности не более± 1 дБ) от 0,5 Гц до 11 кГц;

к) степень защиты не хуже IP55, по ГОСТ 14254.

5.2.1.4 Тензорезисторные силоизмерительные датчики и акселерометры в зависимости от конструкции верхнего узла токоприемника должны быть расположены на нем следующим образом:

- если полоз состоит из системы независимо подвешенных токосъемных элементов, то тензорезисторные силоизмерительные датчики устанавливают между каждым токосъемным элементом и кареткой таким образом, чтобы вектор приложения силы сжатия датчика был направлен вниз, а акселерометры устанавливают на каждый токосъемный элемент в его геометрическом центре на поверхности, противоположной контактной таким образом, чтобы ось каждого акселерометра была направлена вниз;

- если полоз представляет собой жесткую конструкцию, то датчики силоизмерительные тензорезисторные устанавливают между полозом и кареткой таким образом, чтобы вектор приложения силы сжатия датчика был направлен вниз, а акселерометр устанавливают на полоз в его геометрическом центре на поверхности, противоположной контактной таким образом, чтобы ось акселерометра была направлена вниз.

* В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 8.726-2010 «Государственная система обеспечения единства измерений. Датчики весоизмерительные. Общие технические требования. Методы испытаний».

** g - ускорение свободного падения м/с2.

 

 

 

5.3.1.2 Для определения коэффициента искрения и удельного числа искрений используют видеокамеру, обладающую следующими характеристиками:

- число пикселей не менее 640 х 480;

- размер пиксела не менее 5,5 мкм х 5,5 мкм;

- тип матрицы - цветная;

- глубина цвета не менее 8 бит;

- частота кадров не менее 200 в секунду;

- диапазон рабочих температур от плюс 5 градусов С0 до плюс 45 градусов С0.

5.3.1.3 Видеокамера должна быть установлена таким образом, чтобы расстояние между нею и осью поворота тележки, над которой расположен токоприемник, соответствовало диапазону от 8 м до 25 м.

5.3.2. Требования к порядку проведения испытаний для определения коэффициента искрения и удельного числа искрений.

5.3.2.1 При проведении испытаний по определению коэффициента искрения и удельного числа искрений, используют рабочий токоприемник ЭПС.

5.3.2.2 Коэффициент искрения и удельное число искрений определяют при условии, что ток, протекающий через токоприемник, превышает 30% от наибольшего допустимого длительного тока токоприемника.

5.3.2.3 Коэффициент искрения и удельное число искрений определяют на рабочем токоприемнике ЭПС, характеристики которого должны соответствовать следующим требованиями:

- конфигурация и размеры полозов для всех типов токоприемников должны соответствовать параметрам, указанным на рисунке 2;

- основные технические показатели токоприёмников, в пределах рабочей высоты, должны соответствовать параметрам, указанным в таблице 1;

- предельное вертикальное перемещение подвижной части каретки относительно неподвижной от 50 до 100 мм;

- вертикальное перемещение подвижной части каретки относительно неподвижной от 20 % до 50 % от предельного, при приложении к центру полоза (полозов) вертикальной силы, направленной к основанию токоприёмника и равной пассивному нажатию;

- предельный угол поворота полоза вокруг оси его крепления относительно его горизонтального положения 6±1°.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////