ЗАКОН ЭСТОНИИ О ФОНДАХ, ИМЕЮЩИХ СТАТУС ЧАСТНОПРАВОВЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 




ЗАКОН ЭСТОНИИ О ФОНДАХ, ИМЕЮЩИХ СТАТУС ЧАСТНОПРАВОВЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ




С изменениями:
Закон от 06.06.96 (RT I 1996, 42, 811 или ПАЭ, 1996, 41, 811) вст. в силу 01.10.96.
Закон от 25.03.98 (RT I 1998, 36/37, 552 или ПАЭ, 1998, 22/23, 552) вст. в силу 01.05.98.
Закон от 17.06.98 (RT I, 1998, 59, 941 или ПАЭ, 1998, 45/46, 941) вст. в силу 10.07.98.
Закон от 20.01.99 (RT I, 1999, 10, 155 или ПАЭ 1999, 22, 155) вст. в силу 01.01.2000.
Закон от 20.06.2000 (RT I, 2000, 55, 365) вст. в силу 12.07.2000.
Закон от 06.06.2001 (RT I, 2001, 56, 336) вст. в силу 07.07.2001
Закон от 14.11.2001 (RT I 2001, 93, 565) вст. в силу 01.02.2002
Закон от 05.06.2002 (RT I 2002, 53, 336) вст. в силу 01.07.2002
Закон от 16.12.2004 (RT I 2004, 89, 613) вст. в силу 07.01.2005
Закон от 15.06.2005 (RT I 2005, 39, 308) вст. в силу 01.01.2006
Закон от 23.11.2006 (RT I 2006, 55, 412) вст. в силу 01.01.2007
Закон от 06.12.2006 (RT I 2006, 61, 456) вст. в силу 01.01.2007
Закон от 04.06.2008 (RT I 2008, 27, 177) вст. в силу 10.07.2008




Объявлен
Постановлением Президента Республики
от 5 декабря 1995 г. № 648


ЗАКОН О ФОНДАХ, ИМЕЮЩИХ СТАТУС ЧАСТНОПРАВОВЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Принят 15 ноября 1995 г.
(RT I, 1995, 92, 1604 или ПАЭ, 1996, 2/3, 1604)

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Понятие фонда, имеющего статус частноправового юридического лица
(1) Фонд, имеющий статус частноправового юридического лица (далее - фонд), представляет собой частноправовое юридическое лицо, у которого отсутствует институт членства и которое создано для управления и пользования имуществом в целях достижения уставных целей.

(2) Правоспособность фонда возникает с момента внесения в регистр некоммерческих обществ и фондов (далее - регистр) и прекращается с момента его аннулирования в регистре.

(3) Преобразование фонда в юридическое лицо другого типа не допускается.

Статья 2. Ограничения деятельности
(1) Законом могут устанавливаться ограничения в части экономической деятельности фонда.

(2) Фонд не может выдавать займы или гарантии по ним учредителю фонда, членам его правления или совета, а также лицам, имеющим равную с ними экономическую заинтересованность, если законом не установлено иное.

(3) Фонд может использовать свои доходы только для достижения уставных целей.

(4) Фонд не может являться пайщиком полного товарищества и полным товарищем коммандитного товарищества, а также руководить полным или коммандитным товариществом.

Статья 3. Наименование
(1) Наименование фонда должно четко отличаться от наименований других некоммерческих объединений и фондов, внесенных в Эстонии в регистр. (Закон от 14.11.2001; от 15.06.2005)

(2) Наименование фонда не должно вводить в заблуждение относительно целей, масштаба деятельности или организационно-правовой формы фонда.

(3) Наименование фонда должно содержать слово "фонд".

(4) На документах фонда должны указываться его наименование, местонахождение и код по регистру.

(5) Утратила силу. (Закон от 05.06.2002)

(6) Фонд может иметь только одно наименование. (Закон от 17.06.1998)

(7) Наименование фонда должно писаться буквами латинско-эстонского алфавита. (Закон от 17.06.1998)

(8) Наименование фонда не должно находиться в противоречии с общепринятыми нормами добропорядочности. (Закон от 17.06.1998)

Статья 4. Местонахождение
Местонахождением фонда считается место, в котором находится правление фонда, если уставом не предусмотрено иное.


Глава 2
Учреждение фонда

Статья 5. Учредители и условия учреждения
(1) Фонд учреждается одним или несколькими учредителями на неопределенное время, до достижения поставленной цели или на определенный срок.

(2) Учредителем фонда может являться физическое лицо или юридическое лицо. (Закон от 05.06.2002)

(3) Фонд может быть учрежден на основании завещания.

(4) Если фонд учреждается несколькими учредителями, то они могут осуществлять все права учредителя только сообща, если решением об учреждении не предусмотрено иное.

(5) Права учредителя не переходят к его правопреемнику.

(6) Лицо, передающее свое имущество фонду после его учреждения, не обретает в силу этого правовой статус учредителя.


Статья 6. Решение об учреждении
(1) Фонд учреждается путем вынесения решения об учреждении, в котором должны быть указаны:
1) наименование, местонахождение и адрес фонда;
2) имена (наименования) и места жительства (местонахождение) и адреса учредителей, а также личные коды или коды по регистру;
3) передаваемые учредителем фонду денежная сумма или иное имущество и его стоимость;
"4) имена, места жительства и личные коды членов правления и совета." (Закон от 17.06.98)

"(2) Решением об учреждении фонда учредители утверждают в качестве приложения к нему также устав фонда." (Закон от 17.06.98)

(3) Решение об учреждении "и утвержденный им устав" подписывается всеми учредителями. "Решение об учреждении фонда и утвержденный им устав должны быть удостоверены в нотариальном порядке." Представитель учредителя имеет право подписать решение при условии наличия нотариально удостоверенной доверенности. (Закон от 17.06.98)

"(3) Изменение устава после внесения фонда в регистр совершается в порядке, предусмотренном статьями 41 - 42 настоящего Закона, и не требует изменения решения об учреждении фонда." (Закон от 17.06.98)

Статья 7. Учреждение фонда на основании завещания
(1) Фонд может быть учрежден на основании нотариально удостоверенного завещания, в котором должно содержаться решение о его учреждении, соответствующее требованиям статьи 6 настоящего Закона.

(2) Если в завещании не указан исполнитель завещания, который должен обеспечить внесение фонда в регистр, то суд назначает для этого попечителя, наделяемого правами и обязанностями исполнителя завещания.

(3) В случае несоответствия решения об учреждении, содержащегося в указанном в части 1 настоящей статьи завещании, требованиям статьи 6 настоящего Закона, исполнитель завещания или попечитель может в случае необходимости назначать членов правления и совета фонда, а также устанавливать условия решения об учреждении и устава, которые не были определены завещанием.

(4) Исполнитель завещания или попечитель имеет право до назначения правления и совета осуществлять права, вытекающие из решения об учреждении в соответствии с уставом фонда, а также управлять переданным имуществом.

(5) Исполнитель завещания или попечитель вправе требовать компенсации необходимых расходов, произведенных в связи с выполнением своих задач, а также вознаграждения за исполнение задач, размер которого определяет суд.

(6) Полномочия исполнителя завещания или попечителя прекращаются по внесении фонда в регистр или в случае невозможности его внесения в регистр.

Статья 8. Устав фонда
(1) Устав фонда должен быть составлен в письменном виде. В уставе должны быть указаны:
1) наименование фонда;
2) местонахождение фонда;
3) цель фонда;
4) порядок передачи имущества фонду;
5) круг привилегированных лиц, за исключением случаев, когда привилегиями обладают все лица, имеющие право на получение выплат, исходя из цели фонда;
6) срок, на который учрежден фонд, если он учреждается на определенный срок;
7) распределение имущества фонда в случае его прекращения;
8) порядок назначения и отзыва членов правления, а также период их полномочий;
9) порядок назначения и отзыва членов совета, а также период их полномочий;
10) порядок назначения и отзыва аудитора, а также период его полномочий;
11) порядок изменения устава;
12) имеет ли и при каких условиях учредитель право на прекращение фонда;
13) порядок оплаты труда членов правления и совета;
14) порядок пользования и распоряжения имуществом;
15) иные установленные законом условия.

(2) Уставом могут предусматриваться также иные не противоречащие закону условия. Если положение устава находится в противоречии с положением закона, то применяется положение закона.

(3) Если в уставе не предусмотрен срок, на который учреждается фонд, то считается, что он учрежден на неопределенный срок.

Статья 9. Привилегированные лица
Привилегированным считается лицо, которому в соответствии с уставом фонда могут производиться выплаты из имущества фонда. Если уставом не определен круг привилегированных лиц, то таковыми считаются все лица, имеющие право на получение выплат, исходя из цели фонда.

Статья 10. Учреждение фонда
(1) Во время учреждения фонда его учредители при совершении действий от имени фонда должны пользоваться его предполагаемым наименованием с примечанием "в стадии учреждения".

(2) В случае передачи находящемуся в стадии учреждения фонду недвижимой вещи или подлежащей регистрации движимой вещи учреждаемый фонд вносится в крепостную книгу и иные регистры под наименованием и с применением, указанными в части 1 настоящей статьи.

(3) Для передачи фонду денег учредители от имени учреждаемого фонда с использованием наименования и примечания, указанных в части 1 настоящей статьи, открывают банковский счет, которым можно распоряжаться от имени фонда после его внесения в регистр.

(4) Если фонд не вносится в регистр, то внесенными от имени фонда в регистр движимыми вещами и внесенными в крепостную книгу недвижимыми вещами, а также открытыми на имя фонда банковскими счетами можно распоряжаться только в порядке, установленном решением суда. Суд выносит решение на основании заявления учредителя или иного заинтересованного в деле лица. В заявлении следует указать причину, по которой учреждение фонда не состоялось, имена (наименования) лиц, сделавших взносы, и размер взносов, а также размер взносов, сделанных каждым конкретным лицом.

Статья 11. Заявление о внесении в регистр
(1) Для внесения фонда в регистр по его местонахождению правление фонда подает заявление, в котором приводятся данные, указанные в пунктах 2 - 5 и 8, 9 и 11 части 1 статьи 14 настоящего Закона, и которое подписывается всеми членами правления. К заявлению прилагаются: (Закон от 05.06.2002)
1) решение об учреждении и утвержденный им устав; (Закон от 17.06.1998)
2) утратил силу (Закон от 17.06.1998);
3) извещение банка о переданных фонду денежных средствах;
4) утратил силу (Закон от 17.06.1998);
5) нотариально заверенные образцы подписей членов правления;
6) номера средств связи (телефона, телефакса и др.);
7) иные требующиеся по закону документы.

(2) Иные подаваемые в регистр заявления подписываются членом правления. Если члены правления уполномочены представлять фонд только сообща, то заявление подписывается всеми членами уполномоченными сообща представлять фонд.

(3) Факт передачи имущества фонду члены правления удостоверяют своими подписями. В случае передачи недвижимой вещи или подлежащей регистрации движимой вещи к заявлению следует прилагать выписку из крепостной книги или иного регистра.

Статья 12. Отказ во внесении в регистр
Держатель регистра не вносит фонд в регистр в случае, если решение о его учреждении, устав или иные документы не соответствуют требованиям закона. В случае отклонения заявления держатель регистра должен указать причины отклонения.

Статья 13. Ответственность за представление недостоверных данных
В случае представления правлением недостоверных данных в регистр члены правления несут солидарную ответственность за причиненный этим ущерб.

Статья 14. Регистр и вносимые в него данные
(1) В регистрационную карточку фонда вносятся следующие сведения о нем:
1) регистрационный код и порядковые номера записей в регистре;
2) наименование;
3) место нахождения и адрес;
4) цель деятельности;
5) данные членов правления;
6) данные управляющего имуществом банкрота;
7) данные ликвидаторов;
8) порядок осуществления членами правления и ликвидаторами представительских прав, если он отличается от предусмотренных законом общих правил;
9) дата принятия решения об учреждении фонда;
10) дата изменения устава и общее описание содержания изменений;
11) срок осуществления деятельности, если фонд учрежден на определенный срок;
12) прекращение;
13) объединение и разъединение;
14) объявление банкротства и завершение производства по делу о банкротстве;
15) исключение из регистра;
16) данные хранителя документов ликвидированного фонда;
17) дата внесения записи, а также подпись, имя и должность лица, исполнившего постановление о внесении записи, и лица, в компетенцию которого входит принятие решения о внесении записи; (Закон от 15.06.2005)
18) указания на предшествующие и последующие записи, а также иные примечания." (Закон от 17.06.98)

(2) В случае изменения внесенных в регистр данных правление должно подать заявление о внесении изменений в регистр.

(2.1) К заявлению, указанному в части 2 настоящей статьи, следует прилагать протокол собрания органа, принявшего решение об изменении, который должен содержать сведения о времени и месте проведения собрания, итогах голосования и принятых решениях. Протокол подписывают все участвовавшие в собрании члены совета. Для внесения в регистр нового члена правления к заявлению должен прилагаться нотариально заверенный образец его подписи. (Закон от 17.06.98; от 14.11.2001)

(3) К регистру применяются положения Закона о некоммерческих обществах.

(4) Представленное в регистр заявление должно быть нотариально заверено. Заявление может быть включено в учредительный договор. (Закон от 14.11.2001)

Статья 15. Сделки, совершенные до внесения в регистр
(1) По обстоятельствам, вытекающим из сделок, совершенных от имени учреждаемого фонда до его внесения в регистр, несут солидарную ответственность совершившие их лица.

(2) Обязательства, указанные в части 1 настоящей статьи, переходят к фонду с момента его внесения в регистр, если совершившее сделку лицо имело право на ее совершение.

(3) Если лицо не имело права на совершение сделки, вытекающие из нее обязательства переходят к фонду в случае ее одобрения советом.

Глава 3
Руководство фондом

Статья 16. Органы
Органами фонда являются правление и совет.

Статья 17. Правление
(1) У фонда должно быть правление, которое руководит им и представляет его. Правление может состоять из одного или нескольких членов.

(2) Член правления должен быть дееспособным физическим лицом.

(3) Не менее половины членов правления должны иметь место жительства в Эстонии, в другом государстве - члене Европейской Экономической зоны или в Швейцарии. (Закон от 16.12.2004)

(4) Если в правление входят более двух членов, они избирают из своего состава председателя, который организует деятельность правления.

(5) Если уставом определен круг привилегированных лиц, то они не должны входить в состав правления, равно как и лица, имеющие одинаковые с ними экономические интересы.

(6) Членом правления не может являться член совета или несостоятельный должник. Уставом может предусматриваться круг других лиц, которые не могут являться членами правления.

(7) При руководстве фондом правление должно выполнять законные распоряжения совета. Сделки, выходящие за рамки обычной деятельности фонда, правление может совершать только с согласия совета.

(8) Правление должно представлять совету не реже чем раз в четыре месяца обзор хозяйственной деятельности фонда и его экономического положения, а также незамедлительно сообщать о существенном ухудшении экономического положения фонда и иных важных обстоятельствах, связанных с его хозяйственной деятельностью.

Статья 18. Право правления представлять фонд
(1) Каждый член правления имеет право представлять фонд при совершении любых юридических действий.

(2) Уставом может быть предусмотрено, что члены правления или некоторые из них могут представлять фонд только сообща. В отношении третьих лиц это ограничение действует только при условии его внесения в регистр.

(3) Право правления представлять фонд может быть ограничено уставом, а также решением совета. Ограничение права представительства не распространяется на третьих лиц.

Статья 19. Назначение членов правления
(1) Члены правления назначаются в решении об учреждении фонда.

(2) Решения об изменениях в составе правления, а также об отзыве его членов принимает совет.

(3) Член правления не может возлагать исполнение своих обязанностей на третье лицо, если это не предусмотрено уставом или решением совета.

(4) Правление обязано предоставлять членам совета необходимую информацию о руководстве и представлять по их требованию соответствующий отчет, если уставом не предусмотрено иное.

Статья 20. Резервный член правления
По уважительной причине, каковой в первую очередь является временная или стойкая неспособность члена правления выполнять свои обязанности, суд по требованию совета или заинтересованного в деле лица может назначить вместо выбывшего члена правления нового члена. Полномочия назначенного судом члена правления действительны до назначения советом нового члена правления. Назначенный судом член правления имеет право на возмещение за счет фонда разумных затрат и разумное вознаграждение, которое в случае спора назначает суд постановлением. (Закон от 15.06.2005)

Статья 21. Отзыв члена правления
(1) Совет имеет право независимо от причин в любое время отозвать члена правления. Права и обязанности, вытекающие из заключенного с ним договора, прекращаются согласно договору.

(2) Уставом может предусматриваться возможность отзыва члена правления только по уважительной причине, каковой прежде всего служит неисполнение в существенной мере своих обязанностей либо неспособность руководить фондом.

Статья 22. Вознаграждение, выплачиваемое членам правления, и компенсация их расходов
(1) Если уставом не предусмотрено иное, то члену правления может выплачиваться вознаграждение, соответствующее его обязанностям и экономическому положению фонда.

(2) Размер вознаграждения и порядок его выплаты определяет совет.

(3) Член правления вправе требовать компенсации необходимых расходов, произведенных в связи с выполнением своих обязанностей, если уставом не предусмотрено иное.

Статья 23. Ответственность членов правления
(1) Члены правления несут солидарную ответственность за причинение фонду ущерба по их вине вследствие нарушения своих обязанностей. (Закон от 05.06.2002)

(2) Возмещения ущерба, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе потребовать также кредитор фонда, если он не сможет удовлетворить свои требования за счет имущества фонда. (Закон от 05.06.2002)

(3) Кредитор вправе представлять указанное в части 2 настоящей статьи требование также в случае, если фонд отказался от требования к члену правления или заключил с ним компромиссный договор. (Закон от 05.06.2002)

(4) Срок давности для предъявляемого к члену правления требования составляет пять лет с момента нарушения обязанности. (Закон от 05.06.2002)

Статья 24. Задачи совета
Совет планирует деятельность фонда, организует управление фондом и осуществляет надзор за его деятельностью.

Статья 25. Компетенция совета
(1) Согласие совета необходимо правлению для совершения сделок, выходящих за рамки повседневной хозяйственной деятельности, прежде всего для совершения сделок, которым сопутствуют:
1) приобретение и прекращение участия в коммерческом товариществе;
2) отчуждение или обременение вещным правом недвижимых вещей, а также внесенных в регистр движимых вещей.

(2) Уставом могут предусматриваться необязательность наличия согласия совета на совершение сделок, указанных в части 1 настоящей статьи, либо необходимость его только в приведенных в уставе случаях, а также иные сделки, на совершение которых требуется согласие совета.

(3) Ограничения, установленные частями 1 и 2 настоящей статьи, недействительны в отношении третьих лиц.

(4) Указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи согласия совета не требуется, если промедление с совершением сделки может повлечь причинение фонду существенного ущерба.

(5) Для выполнения своих задач совет вправе знакомиться со всеми документами фонда, проверять правильность бухгалтерского учета, наличие имущества, а также соответствие деятельности фонда закону и уставу.

(6) Совет вправе получать от правления информацию о деятельности фонда, требовать от правления представления отчета о деятельности и составления баланса.

(7) Совет представляет фонд в спорах и при совершении сделок с членом правления.

(8) Совет имеет также иные установленные законом права.

Статья 26. Члены совета
(1) Совет состоит из трех членов, если уставом не предусмотрено большее количество. Член совета должен быть дееспособным физическим лицом.

(2) Членом совета не может являться член правления, аудитор, лицо, имеющее равные с ними экономические интересы, а также несостоятельный должник. Уставом могут предусматриваться иные лица, не могущие являться членами совета.

(3) Члены совета избирают из своего состава председателя, который организует деятельность совета.

(4) В случае изменения состава совета, правление представляет в регистр в течение пяти рабочих дней заявление, в котором указываются дата изменения состава и предусмотренное уставом основание для его изменения. К заявлению прилагается полный список членов совета с указанием их имен, личных кодов и сроков начала их полномочий, а в случае, указанном в части 6 статьи 78.1 Закона о некоммерческих объединениях, указываются также адреса членов совета и согласие нового члена совета на избрание в состав совета. (Закон от 06.12.2006)

Статья 27. Назначение и отзыв членов совета
Порядок назначения и отзыва членов совета устанавливается уставом.

Статья 28. Назначение и отзыв члена совета судом
(1) В случае отсутствия предусмотренных законом или уставом членов совета они назначаются судом по требованию заинтересованного в деле лица или по собственной инициативе.

(2) Суд отзывает члена совета по требованию заинтересованного в деле лица или по собственной инициативе, если это предусмотрено уставом, либо по иной уважительной причине, каковой прежде всего служит неисполнение в существенной мере своих обязанностей либо неспособность участвовать в работе совета или причинение вреда интересам фонда иным способом, а также в случае начала производства по делу о банкротстве против члена совета.

(3) В период указанного в части 2 настоящей статьи производства суд может издавать необходимые для руководства фондом распоряжения, а также приостанавливать полномочия члена совета на период производства.

(4) Отозванный судом член совета не может входить в правление или совет каких бы то ни было фондов в течение пяти лет с момента отзыва.

Статья 29. Собрание совета
(1) Собрания совета проводятся по мере надобности, но не реже одного раза в год. Собрание созывается председателем совета или замещающим его членом совета.

(2) Собрание правомочно принимать решение, если в нем участвует более половины членов совета. Уставом может предусматриваться более высокая норма представительства.

(3) Собрание созывается по требованию члена совета, правления или аудитора.

(4) Собрания совета протоколируются. Протокол подписывается председателем совета или замещающим его членом совета и составителем протокола, если уставом не предусмотрено требование, согласно которому протокол подписывается всеми присутствовавшими на собрании членами совета. В протокол заносится особое мнение члена совета, удостоверенное его подписью.

Статья 30. Решение совета
(1) Решение совета считается принятым, если за него проголосовало более половины участвовавших в собрании членов совета. Уставом может предусматриваться требование большего перевеса голосов.

(1.1) При выборах избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов. При распределении голосов поровну проводится жеребьевка, если иное не предусмотрено уставом." (Закон от 17.06.98)

(2) Совет может выносить решение без созыва собрания при условии, что за решение письменно проголосуют все члены совета, если уставом не предусмотрено иное.

(3) Каждый член совета имеет один голос. Член совета не вправе отказываться от голосования или воздерживаться при голосовании.

(4) Член совета не принимает участия в голосовании, если решается вопрос о даче согласия на заключение сделки между ним и фондом, а также между третьим лицом и фондом, если вытекающие из этой сделки интересы члена совета противоречат интересам фонда.

Статья 30.1. Оспаривание решения совета и ничтожность решения совета
(1) На основании иска, заявленного против фонда, суд может признать недействительным решение совета, противоречащее закону или уставу. Срок давности требования составляет три месяца, считая с даты принятия решения совета. (Закон от 15.06.2005)

(2) Требовать признания недействительным решения совета запрещено, если оспариваемое решение подтверждено новым решением совета и последнее в течение срока, назначенного для заявления несогласия с ним, не оспорено или иск оставлен без удовлетворения. (Закон от 15.06.2005)

(3) Признания недействительным решения совета может требовать правление или учредитель, а также любой член правления, если выполнение решения повлекло бы за собой совершение преступления или проступка либо его выполнению очевидно сопутствовало бы возникновение обязательства о возмещении ущерба, а также член совета, не участвовавший в принятии решения. Член совета, который участвовал в принятии решения, может требовать признания решения недействительным только в случае, если его возражение против решения запротоколировано. (Закон от 15.06.2005)

(4) При поступлении иска в отношении признания решения совета недействительным суд не рассматривает дело до истечения срока, в течение которого оно может быть оспорено. Различные иски о признании недействительным одного и того же решения объединяются в одно производство. (Закон от 15.06.2005)

(5) Решение совета ничтожно, если при созыве совета были нарушены требования закона или устава, решение нарушает положение закона, установленное в защиту кредиторов фонда или другого общественного интереса, либо не соответствует добрым обычаям, а также в других установленных законом случаях. (Закон от 15.06.2005)

(6) В судебном производстве можно ссылаться на ничтожность решения как путем заявления иска, так и путем подачи возражения. На ничтожность решения запрещено ссылаться, если на основании решения в регистре некоммерческих объединений и фондов произведена запись и с момента производства записи истекло два года. (Закон от 15.06.2005)

(7) Судебное решение о признании решения совета недействительным или установлении его ничтожности действует в отношении всех учредителей, а также членов правления и совета, независимо от их участия в судебном производстве. (Закон от 15.06.2005)

(8) Если на основании решения, признанного судом недействительным или ничтожным, была произведена запись в регистр некоммерческих объединений и фондов, суд направляет держателю регистра копию решения для изменения записи. (Закон от 15.06.2005)

Статья 31. Вознаграждение, выплачиваемое членам совета
Если уставом не предусмотрено иное, то члену совета может выплачиваться вознаграждение, соответствующее его задачам и экономическому положению фонда.

Статья 32. Ответственность членов совета
(1) Члены совета несут ответственность как и члены правления за возмещение фонду ущерба, причиненного нарушением своих обязанностей. (Закон от 05.06.2002)

(2) Утратила силу. (Закон от 05.06.2002)
(3) Утратила силу. (Закон от 05.06.2002)

(4) Член совета освобождается от ответственности перед фондом, если при принятии решения, послужившего основанием для противозаконной деятельности, он остался при особом мнении и оно занесено в протокол.

Глава 4
Бухгалтерский учет и контроль

Статья 33. Бухгалтерский учет
Правление организует ведение бухгалтерского учета фонда в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.

Статья 34. Отчет за хозяйственный год
(1) По окончании хозяйственного года правление составляет годовой бухгалтерский отчет и отчет о деятельности в установленном законом порядке.

(2) Правление представляет отчеты на утверждение совету не позднее четырехмесячного срока с окончания хозяйственного года. До представления отчетов на утверждение совету правление передает их для проверки аудитору.

(3) Утвержденный отчет за хозяйственный год подписывается всеми членами правления.

(4) В течение шести месяцев после окончания хозяйственного года правление представляет в регистр утвержденный отчет за хозяйственный год вместе с заключением аудитора. В соответствии с порядком, установленным на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Коммерческого кодекса, отчет представляется электронно. (Закон от 04.06.2008)

Статья 34.1. Непредставление отчета за хозяйственный год
(1) Если в течение шести месяцев после истечения установленного законом срока фонд не представил держателю регистра необходимый отчет за хозяйственный год, держатель регистра, предупреждая фонд о возможности исключения из регистра, обязует его представить указанный отчет в течение назначенного срока, который должен составлять не менее шести месяцев. (Закон от 04.06.2008)

(2) Если в течение срока, указанного в части 1 настоящей статьи, фонд не представил держателю регистра отчет за хозяйственный год, а также не привел уважительных причин, препятствующих своевременному представлению отчета, держатель регистра может опубликовать в официальном издании “Официальные сообщения” извещение о непредставлении отчета за хозяйственный год в течение предусмотренного срока и призвать кредиторов фонда заявить свои требования к фонду, а также ходатайствовать о проведении ликвидационного производства в течение шести месяцев после даты публикации извещения, предупреждая, что в противном случае фонд может быть исключен из регистра без проведения ликвидационного производства. (Закон от 04.06.2008)

(3) Если в течение шести месяцев после опубликования извещения, указанного в части 2 настоящей статьи, фонд не представил держателю регистра ни отчета за хозяйственный год, ни причины, воспрепятствовавшей его своевременному представлению, а кредиторы фонда не ходатайствовали о ликвидации фонда, держатель регистра может исключить фонд из регистра, соблюдая при этом установленное в части 3 статьи 58 настоящего Закона. (Закон от 04.06.2008)

(4) Судебное постановление об исключении фонда из регистра вступает в силу с момента его вручения фонду. В течение 30 дней после вручения ему постановления фонд имеет право обжаловать его. Запись об исключении фонда из регистра не производится до истечения срока, предусмотренного для обжалования судебного постановления или до истечения срока, предусмотренного для обжалования постановления о записи, или в случае обжалования – до завершения судебного производства. В предусмотренном настоящей частью случае не применяются положения, установленные во втором предложении статьи 599 Гражданского процессуального кодекса. (Закон от 04.06.2008)

(5) Если в течение шести месяцев после опубликования извещения, указанного в части 2 настоящей статьи, кредитор фонда или фонд представит ходатайство о ликвидации фонда, держатель регистра принимает решение о принудительном прекращении деятельности фонда. (Закон от 04.06.2008)

(6) Если после исключения фонда из регистра будет установлено, что фонд обладал имуществом и необходимы ликвидационные меры, держатель регистра может принять решение о ликвидации. После исключения фонда из регистра его ликвидация по требованию кредитора фонда может быть предпринята только в случае, если держатель регистра согласно положениям Гражданского процессуального кодекса восстановит для кредитора срок, необходимый для ходатайства о ликвидации. (Закон от 04.06.2008)

Статья 35. Аудитор
Фонд должен иметь аудитора.

Статья 36. Назначение аудитора
(1) Количество аудиторов определяется и они назначаются советом, который устанавливает также порядок выплаты им вознаграждения.

(2) Аудитором может являться лицо, которому это право предоставлено по закону.

(3) Аудиторами не могут быть члены правления и совета, работники фонда, а также лица, имеющие одинаковые с ними экономические интересы. Если уставом определен круг привилегированных лиц, то такие лица не могут являться аудиторами, равно как и лица, имеющие одинаковые с ними экономические интересы.

(4) Правление представляет в регистр список аудиторов. В случае замены аудиторов правление в пятидневный срок представляет в регистр новый список аудиторов.

Статья 37. Срок полномочий аудитора
Аудитор может назначаться для проведения одноразовой аудиторской проверки или на определенный срок. Для назначения аудитора необходимо наличие его письменного согласия, которое вместе со списком аудиторов следует представить держателю регистра. (Закон от 17.06.98)

Статья 38. Специальная проверка
(1) Правление или совет фонда, а также член правления или совета либо иное заинтересованное лицо может потребовать, чтобы суд вынес по вопросам, связанным с руководством фондом или его имущественным положением, решение о проведении специальной проверки и назначил проводящее ее лицо. Суд выносит решение о проведении специальной проверки только при наличии веской причины.

(2) Лицами, проводящими специальную проверку, могут являться только аудиторы. Порядок выплаты им вознаграждения и его размер определяет суд.

(3) Члены правления и совета обязаны предоставлять лицам, проводящим специальную проверку, возможность ознакомления со всеми нужными для этого документами и давать необходимую информацию. Лица, проводящие специальную проверку, обязаны хранить коммерческие тайны фонда.

(4) Вопрос о распределении связанных с проведением специальной проверки расходов между потребовавшим этой проверки лицом и фондом решает суд на основании результатов специальной проверки. Если требование было предъявлено необоснованно, вследствие умысла или грубой неосторожности потребовавших специальной проверки лиц, последние несут солидарную ответственность за ущерб, причиненный фонду проведением специальной проверки.

(5) Лица, проводящие специальную проверку, составляют отчет о ее результатах, который они представляют суду.

(6) На основании результатов проверки суд принимает решение о том, должны ли быть приняты и какие именно меры для приведения деятельности фонда в соответствии с его целями.

Статья 39. Гласность деятельности фонда
(1) Привилегированное лицо или иное имеющее оправданный интерес лицо может требовать от фонда информацию о реализации фондом поставленных целей. Это лицо может знакомиться с годовым бухгалтерским отчетом фонда и отчетом о деятельности правления, а также с заключением аудитора, бухгалтерскими документами, решением об учреждении и уставом.

(2) Если уставом не определен круг привилегированных лиц, то указанное в части 1 настоящей статьи право имеют все заинтересованные лица.

(3) В случае неисполнения фондом указанного в части 1 настоящей статьи требования управомоченное лицо может потребовать осуществления своих прав в судебном порядке.

Глава 5
Изменение устава фонда

Статья 40. Аннулирование или изменение решения об учреждении и устава до внесения фонда в регистр
(1) До внесения фонда в регистр учредитель может аннулировать или изменить устав. Если фонд учреждается несколькими учредителями, то аннулировать или изменять решение об учреждении либо изменять устав могут только все учредители сообща.

(2) Если один из нескольких учредителей умер либо прекратил свою деятельность или по иной причине не может или не желает осуществлять права учредителя (выбыл), то другие учредители не могут аннулировать решение об учреждении. Решение об учреждении или устав другие учредители могут изменять только при условии соблюдения целей фонда.

(3) В случае выбытия всех учредителей и выявления препятствий для внесения фонда в регистр правление может с целью их устранения или учета изменившихся обстоятельств изменить решение об учреждении и устав при условии соблюдения целей фонда.

Статья 41. Изменение устава после внесения фонда в регистр
(1) После внесения фонда в регистр учредитель может изменять устав фонда только при условии соблюдения положений части 3 настоящей статьи. Если фонд учрежден несколькими учредителями, изменять устав могут только все учредители сообща.
(2) Совет может изменять устав фонда только в случае, если:
1) все учредители выбыли, или
2) учредители не проходят к соглашению по вопросу изменения устава, или
3) это право предоставлено совету уставом.

(3) Учредитель или совет может изменять устав только в целях учета изменившихся обстоятельств при условии соблюдения целей фонда. (Закон от 17.06.98)

(4) Если в силу изменения обстоятельств необходимо изменение устава фонда, но управомоченные изменять устав лица не делают этого, то вопрос об изменении устава может решать суд по требованию учредителя, совета или заинтересованного лица.

Статья 42. Запись об изменении устава
Изменение устава приобретает законную силу с момента внесения записи об изменении в регистр. К заявлению о внесении записи об изменении устава в регистр прилагаются решение об изменении устава и его новый текст. "Новый текст устава должен быть подписан как минимум одним из членов правления, а в том случае, если члены правления управомочены представлять объединение только совместно, - все члены правления, управомоченные совместно представлять объединение." (Закон от 17.06.98)

Глава 6
Прекращение

Статья 43. Основания прекращения
Фонд прекращается:
1) по решению совета;
2) по решению учредителей, если такое право учредителей предусмотрено уставом;
3) по достижении целей фонда;
4) в силу истечения срока, если фонд был создан на определенный срок;
5) на ином, предусмотренном законом или уставом основании.

Статья 44. Прекращение на основании решения совета
Совет может вынести решение о прекращении фонда только в предусмотренных уставом случаях. Решение считается принятым, если за него проголосовали все члены совета.

Статья 45. Подача заявления о банкротстве
Правление обязано подать заявление о банкротстве, если выяснится, что имущества у фонда меньше, чем принятых обязательств. Солидарную ответственность в случае неподачи заявления или промедления при его подаче, чем был нанесен ущерб фонду или третьим лицам, несут виновные в этом члены правления.

Статья 46. Принудительное прекращение
(1) Фонд прекращается на основании решения суда по требованию министра внутренних дел или иного заинтересованного лица в следующих случаях:
1) цели или деятельность фонда находятся в противоречии с законом, конституционным порядком или добрыми обычаями;
2) деятельность фонда не соответствует требованиям статьи 2 настоящего Закона или его уставным целям;
3) имущества фонда явно недостаточно для достижения его целей и приобретение достаточного имущества не является в ближайшее время вероятным;
4) совет в предусмотренном уставом случае не выносит решения о прекращении либо правление не подает предусмотренного законом заявления о прекращении;
5) в иных предусмотренных законом случаях.

(2) Суд может предоставлять срок для устранения недостатков, указанных в части 1 настоящей статьи.

Статья 47. Заявление о прекращении
(1) В случае прекращения фонда правление должно подать заявление о внесении записи о прекращении в регистр. В случае принудительного прекращения или банкротства, а также окончания производства по делу о банкротстве соответствующая запись вносится на основании решения суда.

(2) Если основанием для прекращения служит решение совета, то оно должно быть приложено к заявлению.

(3) Суд, вынесший решение о банкротстве, уведомляет держателя регистра об объявлении банкротства фонда, а также о завершении производства по делу о банкротстве. В записи о банкротстве указываются имя и личный код управляющего банкротством. (Закон от 06.12.2006)

Статья 48. Ликвидация
(1) При прекращении фонда проводится его ликвидация (ликвидационное производство), если законом не установлено иное.

(2) Во время ликвидационного производства к наименованию фонда следует добавлять примечание "в стадии ликвидации".

Статья 49. Ликвидаторы
(1) Ликвидаторами фонда являются члены правления, если уставом не предусмотрено иное. В случае принудительного прекращения ликвидаторы назначаются судом, который определяет также порядок выплаты ликвидаторам вознаграждения и его размер.

(2) Ликвидатор должен быть дееспособным физическим лицом.

(3) Не менее половины ликвидаторов должны являться лицами, местожительство которых находится в Эстонии.

(4) По требованию учредителя фонда, другого ликвидатора или иного заинтересованного лица либо по собственной инициативе суд может по уважительной причине отозвать ликвидатора. В таком случае суд назначает нового ликвидатора.

Статья 50. Внесение записи о ликвидаторах
(1) Правление подает заявление о внесении записи о ликвидаторах в регистр.

(2) Если ликвидатор назначается решением суда, суд высылает решение держателю регистра для внесения записи в регистр.

(3) В регистр вносятся имена и личные коды ликвидаторов. (Закон от 06.12.2006)

Статья 51. Права и обязанности ликвидаторов
(1) Ликвидаторы обладают теми правами и обязанностями правления и совета, которые не противоречат целям ликвидации.

(2) Ликвидаторы прекращают деятельность фонда, взыскивают долги, реализуют имущество, удовлетворяют требования кредиторов и распределяют оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество между управомоченными на то лицами.

(3) Ликвидаторы не обязаны реализовать имущество, если это не является необходимым для удовлетворения требований кредиторов или распределения оставшегося имущества между управомоченными на то лицами.

(4) Ликвидатора могут совершать только необходимые для ликвидации фонды сделки.

Статья 52. Право ликвидаторов представлять фонд
(1) Если ликвидация фонда производится несколькими ликвидаторами, то они имеют право представлять фонд только сообща, если уставом или решением о назначении ликвидаторов не предусмотрено иное. В отношении третьих лиц это ограничение действует только при условии его внесения в регистр.

(2) Ликвидаторы могут уполномочить одно или нескольких лиц из своего состава на совершение определенных сделок или действий.

Статья 53. Уведомление кредиторов
(1) Сообщение о возбуждении ликвидационного производства в отношении фонда ликвидаторы незамедлительно публикуют “в официальном издании "Официальные сообщения". Кредиторам, о которых имеются сведения, ликвидаторы должны высылать извещение о ликвидации. (Закон от 20.01.99.)

(2) В извещении о ликвидации следует указывать, что кредиторы должны представить свои требования в "двухмесячный" срок со дня публикации сообщения. (ППР № 732 от 14.06.96; № 366 от 29.06.98; Закон от 06.06.2001)

Статья 54. Предъявление требований
(1) Кредиторы должны в "двухмесячный" срок со дня публикации сообщения о ликвидации известить ликвидаторов о всех своих требованиях к фонду. В извещении следует указать содержание, основание и объем требования и приложить к нему подтверждающие требование документы. (Закон от 17.06.98;
Закон от 06.06.2001)

(2) Если кредитор, о котором имеются сведения, не предъявляет требования, то причитающиеся ему деньги депонируются.

(3) В случае, если срок исполнения требования кредитора не наступил или кредитор не принимает исполнения, причитающиеся ему деньги депонируются.

Статья 55. Подача заявления о банкротстве или ликвидации
Если имущества ликвидируемого фонда не достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидаторы должны подать заявление о банкротстве.

Статья 56. Распределение имущества
(1) Имущество, оставшееся после удовлетворения всех требований кредиторов и депонирования денег, распределяется между управомоченными на то согласно уставу лицами. Если уставом не предусмотрено иное, имущество распределяется между управомоченными лицами в равных частях.

(2) Если фонд прекращается по решению учредителей - физических лиц, то оставшееся после ликвидации имущество переходит к ним, если уставом не предусмотрено иное. Имущество переходит к учредителям - физическим лицам в равных долях, если иное не предусмотрено уставом. (ППР № 366 от 29.06.98)

(3) Если уставом не предусмотрено к кому переходит оставшееся после ликвидации имущество, оно переходит к государству, которое должно использовать это имущество по возможности в соответствии с целями фонда.

(4) В случае принудительного прекращения фонда по той причине, что его цели или деятельность находятся в противоречии с конституционным порядком, уголовным законом или добрыми обычаями, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество переходит к государству.

(5) Имущество не может быть распределено между управомоченными лицами ранее, чем по истечении пяти месяцев с публикации сообщения о ликвидации фонда. (Закон от 06.06.2001)


Статья 57. Исключение из регистра и проведение дополнительной ликвидации
(1) По завершении ликвидации ликвидаторы подают заявление об исключении фонда из регистра.

(2) Если после исключения фонда из регистра выясняется, что необходимы дополнительные меры по ликвидации, суд по требованию заинтересованного лица восстанавливает права прежних ликвидаторов или назначает новых.

Статья 58. Исключение фонда из регистра
(1) При прекращении фонда он исключается из регистра на основании заявления, поданного от имени самого фонда, либо на ином установленном законом основании.

(2) Если по завершении ликвидационного фонда заявление о его исключении из регистра не подается, держатель регистра имеет право исключить фонд из регистра.

(3) Фонд не может быть исключен из регистра без письменного согласия Налогового и таможенного департамента, за исключением случаев, когда последним подано заявление об исключении фонда из регистра. Налоговый и таможенный департамент не вправе отказывать в даче согласия, если у него отсутствуют требования к фонду. В случае неполучения согласия в 20-дневный срок с подачи ходатайства считается, что Налоговый и таможенный департамент не возражает против исключения фонда из регистра. (Закон 17.12.2003)

Статья 59. Хранение документов
(1) Ликвидаторы сдают документы фонда на хранение одному из ликвидаторов или "архиву". Если хранитель документов не назначен ликвидаторами, то он назначается судом.

(2) Наименование (имя), "а также личный или регистрационный код и место жительства или нахождения" хранителя документов вносится в регистр на основании заявления ликвидаторов. Если хранитель документов назначается судом, запись вносится на основании решения суда. "В случае изменения хранителя документов передающее лицо извещает об этом до передачи держателя регистра для внесения новых данных в регистр. (Закон от 17.06.98)

"(3) Фонд несет ответственность за сохранность документов, созданных или полученных в результате его деятельности, в течение предусмотренного законом срока. В случае ликвидации фонда его документы, подлежащие хранению, могут по договоренности с архивом быть переданы в архив. При передаче документов в архив ответственность за их сохранность переходит к архиву." (Закон от 25.03.98)

Статья 60. Ответственность ликвидаторов
Утратила силу. (Закон от 05.06.2002)


Глава 7
Объединение и разъединение

Раздел 1
Объединение

Статья 61. Понятие объединения
(1) Фонд (присоединяемый фонд) может объединяться с другим фондом (объединяющий фонд) в случаях, предусмотренных их уставами. Присоединяемый фонд считается прекращенным.

(2) Фонды могут объединяться также путем учреждения нового фонда. Объединяющиеся фонды считаются в таком случае прекращенными.

(3) Объединение происходит без проведения ликвидационного производства.

(4) При объединении имущество присоединяемого фонда переходит к объединяющему фонду. В случае учреждения нового фонда имущество объединяющихся фондов переходит к нему.

(5) Фонд может объединяться только с другим фондом.

(6) В установленных законом случаях для объединения требуется разрешение компетентного учреждения.

Статья 62. Договор об объединении
(1) Для объединения правления фондов заключают договор об объединении, в котором должны указываться наименования и места нахождения фондов, а также последствия объединения для работников присоединяемого фонда.

(2) Договор об объединении должен быть нотариально удостоверен.

(3) Если одобренный договор об объединении является условным, и условие не наступило в течение пяти лет с момента заключения договора, то фонд может его расторгнуть, предуведомив о расторжении договора не менее чем за шесть месяцев, если договором об объединении не предусмотрен более короткий срок предуведомления.

Статья 63. Решение об объединении
(1) Права и обязанности, вытекающие из договора об объединении, возникают после одобрения договора "советами всех объединяющихся фондов". Решение об объединении должно фиксироваться в письменной форме. (Закон от 17.06.98)

(2) Решение об объединении считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 членов совета, если уставом не предусмотрено требование большего перевеса голосов.

Статья 64. Защита интересов кредиторов
(1) Правление каждого из объединяющихся фондов в 15-дневный срок со дня принятия решения об объединении письменно уведомляет об объединении известных фонду кредиторов, которые имели требования к фонду до принятия решения об объединении.

(2) Правление обязано опубликовать сообщение о принятии решения об объединении в издании “Официальные сообщения” и призвать кредиторов к заявлению своих требований. В сообщении кредиторам предлагается предъявить свои требования в двухмесячный срок. (Закон от 20.06.2000; от 23.11.2006)

(3) Фонд должен обеспечить требования кредиторов, если они предъявлены в двухмесячный срок с момента публикации сообщения. Если срок исполнения требования наступил, если требование не имеет достаточного обеспечения, кредитор может требовать удовлетворения требования. (Закон от 23.11.2006)

(4) Кредитор объединяющего фонда может требовать обеспечения или удовлетворения своего требования только в случае, если он докажет, что объединение ставит в опасность исполнение его требования.

(5) Если кредитор не сообщает о своем требовании в течение срока, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, считается, что он согласен с объединением.

Статья 65. Подача заявления в регистр
(1) Правление участвующего в объединении фонда не ранее, чем по истечении трех месяцев с публикации второго сообщения об объединении подает по местонахождению своего фонда заявление о внесении записи об объединении в регистр. К заявлению прилагаются:
1) нотариально заверенная копия договора об объединении;
2) решение об объединении;
3) разрешение на объединение, если оно требуется;
4) ссылка на издание “Официальные сообщения”, в котором опубликовано сообщение, указанное в части 2 статьи 64 настоящего Закона. (Закон от 23.11.2006)

(2) В заявлении члены правления должны подтвердить, что требования кредиторов, своевременно их предъявивших и возражавших против объединения, обеспечены или удовлетворены.

Статья 66. Наименование объединяющего фонда
Объединяющий фонд может продолжать деятельность под наименованием присоединяемого фонда.

Статья 67. Запись об объединении
(1) Запись об объединении вносится в регистр по месту нахождения объединяющего фонда, если такая запись внесена в регистры по месту нахождения всех присоединяемых фондов. В записи, вносимой в регистр по местонахождению присоединяемого фонда, указывается, что объединение считается состоявшимся с момента внесения соответствующей записи в регистр по местонахождению объединяющего фонда.

(2) Держатель регистра по местонахождению объединяющего фонда уведомляет держателя регистра по местонахождению присоединяемого фонда о внесении в регистр записи об объединении. После получения уведомления держатель регистра указывает в регистре дату внесения в регистр по местонахождению объединяющего фонда записи об объединении. Держатель регистра по местонахождению присоединяемого фонда передает хранящиеся у него документы фонда держателю регистра по местонахождению объединяющего фонда.

Статья 68. Правовое значение записи
(1) С внесением записи об объединении в регистр по местонахождению объединяющего фонда имущество присоединяемого фонда переходит к объединяющему фонду. После внесения записи об объединении в регистр по местонахождению объединяющего фонда по заявлению правления присоединяющего фонда производятся записи о переходе имущества в крепостной книге и регистрах движимого имущества.

(2) Присоединяемый фонд считается прекращенным с момента внесения записи об объединении в регистр по местонахождению объединяющего фонда. Держатель регистра исключает присоединяемый фонд из регистра.

Статья 69. Объединение с целью учреждения нового фонда
(1) К объединению с целью учреждения нового фонда применяются положения статей 61 - 68 настоящего Закона с предусмотренными законом дополнениями.

(2) К объединяющимся фондам применяются положения о присоединяемом фонде, а к учреждаемому фонду - положения об объединяющем фонде. Фонды считаются объединившимися после внесения нового фонда в регистр.

(3) К учреждению нового фонда применяются положения об учреждении фонда, если из положений настоящей главы не следует иное. Учредителями являются объединяющиеся фонды.

(4) Договором об объединении помимо установленного частью 1 статьи 62 настоящего Закона должны быть определены наименование нового фонда, его местонахождение, а также члены правления. К договору об объединении прилагается проект устава учреждаемого фонда, который утверждается решением об объединении.

(5) Правление присоединяющегося фонда подает заявление о внесении записи об объединении в регистр по местонахождению фонда.

(6) Правления объединяющихся фондов подают совместное заявление о внесении нового фонда в регистр по его местонахождению.

Раздел 2
Разъединение

Статья 70. Понятие разъединения
(1) Разъединение осуществляется без ликвидационного производства путем разделения или отделения. Фонд может участвовать в разъединении только в случаях, предусмотренных уставом.

(2) При разделении разъединяющийся фонд передает свое имущество приобретающим фондам. В роли приобретающего фонда может выступать как уже существующий, так и учреждаемый фонд. В случае разделения разъединяющийся фонд считается прекращенным.

(3) При отделении разъединяющийся фонд передает часть своего имущества одному или нескольким приобретающим фондам. В роли последних могут выступать как уже существующие, так и учреждаемые фонды.

(4) Фонд может разъединяться только на фонды и участвовать в разъединении только фондов.

(5) В установленных законом случаях для разъединения требуется разрешение компетентного учреждения.

Статья 71. Договор о разъединении
(1) Для проведения разъединения правления участвующих в разъединении фондов заключают договор о разъединении. В договоре о разъединении должны быть указаны:
1) наименования и места нахождения участвующих в разъединении фондов;
2) список имущества, передаваемого каждому приобретающему фонду;
3) последствия разъединения для работников.

(2) Договор о разъединении должен быть нотариально удостоверен.

(3) Если одобренный договор о разъединении является условным, и условие не наступило в течение пяти лет с момента заключения договора, фонд может расторгнуть его с предварительным уведомлением не менее чем за шесть месяцев, если договором о разъединении не предусмотрен более короткий срок предуведомления.

Статья 72. Решение о разъединении
(1) Права и обязанности вытекающие из договора о разъединении, возникают после одобрения договора "советами всех участвующих в разъединении фондов". Решение о разъединении должно фиксироваться в письменной форме. (Закон от 17.06.98)

(2) Решение о разъединении считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 членов совета, если уставом не предусмотрено требование большего перевеса голосов.

Статья 73. Защита интересов кредиторов
(1) Правление участвующего в разъединении фонда в течение 15 дней с принятия решения о разъединении письменно уведомляет о разъединении известных фонду кредиторов, которые имели требования к фонду до принятия решения о разъединении.

(2) Правление обязано опубликовать сообщение о принятии решения о разделении в издании “Официальные сообщения” и призвать кредиторов к заявлению своих требований. В сообщении кредиторам предлагается предъявить свои требования в двухмесячный срок. (Закон от 20.06.2000; от 23.11.2006)

(3) Фонд должен обеспечить требования своих кредиторов, если они предъявлены в двухмесячный срок после публикации сообщения. Если срок исполнения требования наступил или если требование не имеет достаточного обеспечения, кредитор может требовать удовлетворения требования. (Закон от 23.11.2006)

(4) Кредитор приобретающего фонда может потребовать обеспечения или удовлетворения своего требования только в случае, если он докажет, что разъединение ставит в опасность исполнение его требования, за исключением случая, когда срок исполнения требования наступил.

Статья 74. Подача заявления в регистры фондов
(1) Правление участвующего в разъединении фонда не ранее, чем по истечении трех месяцев с публикации второго сообщения о разъединении подает по местонахождению своего фонда заявление о внесении в регистр записи о разъединении. К заявлению прилагаются:
1) нотариально заверенная копия договора о разъединении;
2) решение о разъединении;
3) разрешение на разъединение, если оно требуется;
4) ссылка на издание “Официальные сообщения”, в котором опубликовано сообщение, указанное в части 2 статьи 73 настоящего Закона. (Закон от 23.11.2006)

(2) В заявлении члены правления должны подтвердить, что требования кредиторов, своевременно предъявивших свои требования и возражавших против разъединения, обеспечены или удовлетворены.

Статья 75. Наименование приобретающего фонда
В случае разделения приобретающий фонд может продолжать деятельность под наименованием разъединяющегося фонда.

Статья 76. Запись о разъединении
(1) Запись о разъединении вносится в регистр по местонахождению разъединяющегося фонда, если такая запись внесена в регистры по местонахождению всех приобретающих фондов. В записях, вносимых в регистры по местонахождению приобретающих фондов, указывается, что разъединение считается состоявшимся по внесении соответствующей записи в регистр по местонахождению разъединяющегося фонда.

(2) Держатель регистра по местонахождению разъединяющегося фонда уведомляет держателей регистров по местонахождению приобретающих фондов о внесении в регистр записи о разъединении и пересылает им выписку из регистра. По получении уведомления держатели регистров указывают в них дату внесения в регистр по местонахождению разъединяющего фонда записи о разъединении.

Статья 77. Правовое значение записи
(1) С внесением в регистр по местонахождению разъединяющегося фонда записи о разъединении все имущество разъединяющегося фонда, а в случае отделения - выделенное имущество переходит к приобретающим фондам в соответствии с предусмотренным договором о разъединении способом распределения. После внесения записи о разъединении в регистр по местонахождению разъединяющегося фонда записи о переходе имущества вносятся в крепостную книгу и регистры движимого имущества по заявлению правления приобретающего фонда.

(2) В случае разделения разъединяющийся фонд считается прекращенным по внесении записи о разъединении в регистр по местонахождению разъединяющегося фонда. Держатель регистра исключает из него разъединяющийся фонд.

(3) Имущество, раздел которого не был произведен при разъединении, делится между приобретающими фондами пропорционально их доле в разделенном имуществе.

Статья 78. Ответственность по обязательствам разъединяющегося фонда
(1) По обязательствам разъединяющегося фонда, возникшим до внесения записи о разъединении в регистр по местонахождению разъединяющегося фонда, несут солидарную ответственность участвующие в разъединении фонды. Во взаимоотношениях солидарных должников обязанным субъектом является только тот, чьи обязанности были определены договором о разъединении.

(2) Участвующий в разъединении фонд, обязанности которого не определены договором о разъединении, несет ответственность по обязательствам разъединяющегося фонда, если срок их исполнения наступает в течение пяти лет с момента внесения записи о разъединении в регистр по местонахождению разъединяющегося фонда.

Статья 79. Разъединение в целях учреждения нового фонда
(1) К разъединению с целью учреждения нового фонда применяются положения статей 70 - 78 настоящего Закона с предусмотренными законом дополнениями.
(2) К учреждаемым фондам применяются положения, касающиеся приобретающих фондов.

(3) К учреждению нового фонда применяются положения об учреждении фондов, если из положений настоящей главы не вытекает иное. Учредителем считается разъединяющийся фонд.

(4) При разъединении в целях учреждения нового фонда правление разъединяющегося фонда либо управомоченные представлять фонд пайщики составляют план разъединения, заменяющий договор о разъединении. В плане разъединения помимо установленных частью 1 статьи 71 настоящего Закона данных следует указать наименование и местонахождение нового фонда, а также членов правления. К плану разъединения прилагается устав учреждаемого фонда, который утверждается решением о разъединении.

(5) Правление разъединяющегося фонда подает заявление о внесении новых фондов в регистры по их местонахождению, а также о внесении записи о разъединении в регистр по местонахождению разъединяющегося фонда.

(6) Держатель регистра по местонахождению каждого нового фонда уведомляет держателя регистра по местонахождению разъединяющегося фонда о внесении в регистр нового фонда. После получения уведомлений относительно всех новых фондов держатель регистра по местонахождению разъединяющегося фонда вносит в него запись о разъединении и уведомляет об этом держателей регистров по местонахождению каждого нового фонда, а также пересылает им выписку из регистра. По получении уведомления держатель регистра указывает в нем дату внесения записи о разъединении в регистр по местонахождению разъединяющегося фонда.

Глава 8
Применение Закона

Статья 80. Применение Закона о фондах, имеющих статус частноправовых юридических лиц, к некоммерческим объединениям, созданным для целенаправленного сбора и распределения имущества
(1) С 1 октября 1996 года фонды, имеющие статус частноправовых юридических лиц, могут учреждаться только в порядке, предусмотренном Законом о фондах, имеющих статус частноправовых юридических лиц, и к ним применяются положения этого закона.

(2) К учрежденным до 1 октября 1996 года некоммерческим объединениям, образованным для целенаправленного сбора и распределения имущества и не имеющим членов, до их внесения в регистр в качестве фондов, имеющих статус частноправовых юридических лиц, применяются положения части 1 статьи 1, части 5 статьи 3, статей 4 и 17, части 1, первого предложения части 2 и части 3 статьи 18, статей 20 - 23, статьи 33, частей 1 и 3 статьи 34, статей 38, 43 - 51, первого предложения части 1 и части 2 статьи 52, статей 53 - 60 настоящего Закона; по внесении в регистр настоящий Закон к ним применяется в полном объеме." В случае противоречия устава, "указанного в первом предложении настоящей части" некоммерческого объединения, созданного для целенаправленного сбора и распределения имущества, Закону о фондах, имеющих статус частноправовых юридических лиц, применяются положения этого закона. "Положения статей 16 - 32 и 40 - 42 применяются к некоммерческим объединениям, созданным для целенаправленного сбора и распределения имущества и не имеющим членов, в той мере, в какой иное не следует из их уставов. (Законы от 06.06.96. и 17.06.98)

(3) К учрежденным до 1 октября 1996 года некоммерческим объединениям, созданным для целенаправленного сбора и распределения имущества и имеющим членов, применяются положения статей 91 - 96 Закона о некоммерческих объединениях. (Закон от 06.06.96)

(4) Отчеты за хозяйственный год некоммерческих объединений, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждаются органом, имеющим на то полномочия согласно уставу. К таким объединениям не применяются положения статьи 24 Закона о бухгалтерском учете. (Закон от 06.06.96)

(5) До вступления в силу соответствующего закона порядок и основы деятельности аудиторов, а также предъявляемые к аудиторам требования определяются в установленном Правительством Республики порядке. (Закон от 06.06.96)

Статья 81. Объединение и разъединение
(1) Объединение и разъединение внесенных в регистр фондов, имеющих статус частноправовых юридических лиц, осуществляется в установленном настоящим Законом порядке. Внесенный в регистр фонд не может объединяться с не внесенным в регистр некоммерческим объединением, созданным для целенаправленного сбора и распределения имущества.

(2) Объединение и разъединение некоммерческих объединений, созданных для целенаправленного сбора и распределения имущества, которые не внесены в регистр в качестве фондов, имеющих статус частноправовых юридических лиц, не допускается.

Статья 82. Заявление о внесении в регистр
(1) Учрежденные до 1 октября 1996 года и зарегистрированные в Регистре предприятий, учреждений и организаций Эстонской Республики (далее - регистр предприятий) некоммерческие объединения, созданные для целенаправленного сбора и распределения имущества, которые соответствуют требованиям Закона о фондах, имеющих статус частноправовых юридических лиц, вносятся в качестве фондов в регистр названных фондов на основании их заявлений.

(2) В заявлении о внесении в регистр указываются установленные законом данные о фонде, имеющем статус частноправового юридического лица, и к заявлению прилагаются установленные законом документы, а также свидетельство о его регистрации в регистре предприятий.

(3) Устав некоммерческого объединения, созданного для целенаправленного сбора и распределения имущества для его внесения в регистр в качестве фонда должен быть приведен в соответствие с положениями настоящего Закона.

(4) Внесение изменений в уставы некоммерческих объединений, указанных в части 2 статьи 80, и изменение данных, подлежащих регистрации в регистре предприятий, производятся в порядке, действовавшем до 1 октября 1996 года. (Закон от 06.06.96)

Статья 83. Отметки в регистрах
(1) При внесении в регистр некоммерческого объединения, созданного для целенаправленного сбора и распределения имущества и внесенного в регистр предприятий в качестве фонда, в записи в регистре предприятий на основании уведомления держателя регистра делается соответствующая отметка.

(2) При внесении в регистр учрежденного до 1 октября 1996 года некоммерческого объединения, созданного для целенаправленного сбора и распределения имущества, в качестве фонда в регистре делается отметка о предшествовавшей регистрации в регистре предприятий с указанием прежнего регистрационного номера.

Статья 84. Исключение из регистра
В отношении внесенных в регистр предприятий некоммерческих объединений, образованных для целенаправленного сбора и распределения имущества, которые к 1 октября 1998 года не будут внесены в регистр в качестве фондов, имеющих статус частноправовых юридических лиц, или о внесении которых в регистр к вышеуказанному сроку не будет подано заявление держателю регистра либо заявления которых о внесении в регистр отклонены, применяются положения статьи 95 Закона о некоммерческих объединениях (ПАЭ, 1996, 41, 811; 50/51, 967; 1998, 22/23, 552). (Закон от 17.06.98)

Статья 85. Наименование фонда
(1) При внесении фонда в регистр держатель регистра делает запрос держателю регистра предприятий о регистрации того же либо подобного наименования в регистре предприятий.

(2) Искомое наименование не вносится в регистр, если такое или сходное с ним до такой степени, что может ввести в заблуждение, наименование зарегистрировано в регистре предприятий другим некоммерческим объединением, созданным для целенаправленного сбора и распределения имущества, ранее ходатайствующего лица.

Статья 85.1. Применение положения об электронной отчетности
Положения второго предложения части 4 статьи 34 настоящего Закона применяются в отношении отчета за хозяйственный год, который составлен за отчетный период, начинающийся 1 января 2009 года или позднее. (Закон от 04.06.2008)

Статья 86. Изменения и дополнения, вносимые в Закон о бухгалтерском учете (ПАЭ, 1995, 9 - 11, 790; 24 - 27, 355)
(1) Статья 2 дополняется частью 9 в следующей редакции:
"(9) Фонд, имеющий статус частноправового юридического лица, не обязан исполнять требование, установленное пунктом 4 части 2 статьи 22 настоящего Закона."

(2) Часть 1 статьи 23 дополняется пунктом 41 в следующей редакции:
"41) все члены правления и совета фонда, имеющего статус частноправового юридического лица;".

Статья 87. Постановления, касающиеся порядка введения в действие настоящего Закона
Министр юстиции может издавать постановления, направленные на организацию работы отделов регистра.

Статья 88. Вступление Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с 1 октября 1996 года.




Председатель Рийгикогу Т. САВИ

 

 

 

 

////////////////////////////