Закон Эстонии О защите прав потребителя

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Закон Эстонии О защите прав потребителя




С изменениями:
Закон от 21.04.2004 (RT I 2004, 41, 278) вст. в силу 01.06.2004
Закон от 15.12.2005 (RT I 2005, 71, 547) вст. в силу 08.01.2006
Закон от 11.10.2007 (RT I 2007, 56, 375) вст. в силу 12.12.2007
Закон от 10.12.2008 (RT I 2008, 59, 330) вст. в силу 01.01.2009



Объявлен постановлением Президента Республики от 2 марта 2004 года № 539


Закон о защите прав потребителя
Принят 11 февраля 2004 года
(RT I 2004, 13, 86)


Глава 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера регулирования Закона
(1) Настоящий Закон предусмотрен для обеспечения защиты прав потребителя.

(2) Настоящий Закон регулирует предложение и продажу или реализацию иным образом товара или услуги лицом, занимающимся торговлей, определяет права потребителя как покупателя и пользователя товара или услуги, устанавливает распоряжение и надзор за защитой прав потребителей и ответственность за нарушение Закона.

(3) Настоящий Закона применяется также в том случае, когда лицо, занимающееся торговлей, осуществляет посредничество при передаче потребителю товара или при оказании услуги.

(4) При предложении или продаже либо иным образом реализации товара или услуги потребителю применяются положения настоящего Закона, Обязательственно-правового закона (RT I 2001, 81, 487; 2002, 60, 374; 2003, 78, 523), Закона о безопасности изделия (RT I 1998, 40, 613; 1999, 82, 753; 2000, 86, 546; 2002, 47, 297; 61, 375; 63, 387; 2003, 20, 120; 26, 156; 32, поправка) и других законов.

(5) К предусмотренному в настоящем Законе административному производству применяются положения Закона об административном производстве (RT I 2001, 58, 354; 2002, 53, 336; 61, 375; 2003, 20, 117; 78, 527), с учетом особенностей настоящего Закона. Разрешение споров между потребителем и лицом, занимающимся торговлей, не является административным производством в значении Закона об административном производстве.

Статья 2. Понятия
В значении настоящего Закона:
1) потребитель – физическое лицо, которому предлагают или которое имеет или использует товар или услугу с целью, не связанной с его хозяйственной или профессиональной деятельностью;
2) лицо, занимающееся торговлей, – лицо, которое в своей хозяйственной или профессиональной деятельности предлагает или продает либо иным способом реализует товар или оказывает услугу потребителю;
3) товар - вещь или право, предлагаемые, продаваемые или другим способом реализуемые на рынке лицом, занимающимся торговлей; (Закон от 11.10.2007)
4) услуга – блага, предлагаемые, продаваемые или другим способом реализуемые на рынке лицом, занимающимся торговлей, которые не являются товаром; (Закон от 11.10.2007)
5) производитель – лицо, установленное в Законе о безопасности изделия;
6) универсальная услуга – услуга, осуществляемая в общих интересах и используемая существенным большинством жителей государства или определенного района, которой является услуга по обеспечению газом, электроэнергией, теплом, водой и канализацией, по обращению с отходами и услуга связи, а также иная подобного рода услуга.

Статья 3. Основные права потребителя
Потребитель имеет право:
1) требовать и получать товар или услугу, соответствующую требованиям, являющуюся безопасной для жизни, здоровья и имущества потребителя, и владение и использование которой не запрещено;
2) получать необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товаре и услуге для осуществления определенного выбора, а также своевременную информацию о связанных с товаром или услугой рисках;
3) получать информацию в сфере прав потребителей и потребления;
4) получать советы и помощь в случае нарушения его прав;
5) требовать возмещения причиненного ему имущественного или неимущественного ущерба;
6) ходатайствовать об учете своих интересов и о представлении его через объединения и союзы при принятии формирующих потребительскую политику решений.


Глава 2.
ИНФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Статья 4. Право потребителя на получение информации
(1) Потребитель имеет право получать необходимую информацию о безопасности предлагаемого товара или услуги, с позиции охраны здоровья, имущества и экономических интересов.

(2) Лицо, занимающееся торговлей, и производитель обязаны предоставить потребителю до приобретения им товара или пользования услугой детальную информацию о свойствах товара или услуги и условиях по их использованию, и соответствующую статье 10 настоящего Закона гарантию – в случае ее наличия, а также о возможности заявления претензии в отношении цены и условий оплаты, исполнения договора и исходящих из этого прав, обязанностей и ответственности, в том числе товара или услуги, с учетом установленного в части 1 настоящей статьи.

(3) Дополнительно к указанной в части 2 настоящей статьи информации потребитель имеет право получать дополнительную информацию о предлагаемом товаре или услуге.

(4) Передаваемая потребителю информация должна быть достоверной и понятной и представлена потребителю на эстонском языке.

(5) Предоставляемой потребителю о товаре или услуге информацией запрещено присваивать товару или услуге свойства, которые в них отсутствуют, или давать понять, что товар или услуга обладают особенными свойствами, если на самом деле свойства являются такими же, как у всех товаров или услуг данного вида.

(6) При оплате за товар или услугу лицо, занимающееся торговлей, должно выдать потребителю документ, подтверждающий покупку товара или услуги, в котором, как минимум, должны содержаться:
1) имя или коммерческое наименование и адрес места деятельности лица, занимающегося торговлей;
2) дата продажи;
3) цена каждого товара или услуги и уплаченная сумма.

(7) Если уплаченная потребителем сумма составляет менее 300 крон, указанный в части 6 настоящей статьи документ выдается по требованию потребителя.

(8) Правительство Республики или уполномоченный им министр могут в случае необходимости установить требования по предоставлению потребителю информации об определенных товарах или услугах.

(9) Установленное в статьях 5 – 7 настоящего Закона применяется в отношении товара, предлагаемого в качестве движимой вещи. (Закон от 11.10.2007)

Статья 5. Общие требования по маркировке товара
(1) Маркировка на предлагаемом или продаваемом товаре или на его упаковке или на прикрепленной к нему этикетке должна быть читаема, понятна и однозначно понимаема и отвечать всем требованиям, установленным к маркировке данного товара.

(2) Если требования по маркировке товара правовыми актами не установлены, на маркировке указывается как минимум наименование товара, если его отсутствие может ввести потребителя в заблуждение.

(3) Наименованием указанного в части 2 настоящей статьи товара может быть сформировавшееся в общей практике выражение для обозначения данного товара, которое в случае необходимости может дополняться ссылкой на предусмотренные к употреблению или использованные при изготовлении материалы, или иное наименование, необходимое для идентификации товара. Наименование товара запрещено заменять на товарный знак или вымышленное наименование.

(4) Учитывая вид, свойства и предназначение товара, помимо установленного в части 2 настоящей статьи должна быть приложена следующая информация:
1) количество или размеры товара в соответствующих единицах измерения по международной системе единиц измерений;
2) состав товара и количество составных частей;
3) руководство по мытью, чистке и уходе за товаром;
4) руководство по использованию товара и условия хранения товара;
5) предупреждения и меры предосторожности по предотвращению связанной с использованием или уничтожением товара опасности;
6) срок хранения товара или
7) основные технические данные о товаре.

(5) Указанную в части 4 настоящей статьи информацию можно представлять при маркировке товара, на прикрепленной к товару этикетке или в находящейся при товаре инструкции по использованию. Представленная информация должна обеспечить целевое и безопасное использование товара.

(6) Требуемая в частях 2 и 4 настоящей статьи информация представляется письменно и на эстонском языке. Разрешено использовать также наставляющие или предупреждающие рисунки, пиктограммы, знаки и символы при условии, что представленная посредством их информация является понятной для потребителя.

(7) Представленная при маркировке первоначальная информация не должна быть закрыта дополнительной информацией, рисунком или наклейкой.

(8) Установленные в настоящей статье общие требования не применяются к использованному товару, за исключением случая, когда для обеспечения безопасности потребителя и охраны его здоровья и имущества необходимы предупреждения и меры предосторожности в связи с использованием или уничтожением товара.

Статья 6. Инструкция по использованию
(1) Производитель должен прилагать инструкцию по использованию к технически сложному, содержащему опасные вещества или требующему при использовании применения особых навыков товару.

(2) Инструкция по использованию должна содержать необходимую для потребителя информацию для правильного, целевого и бережного использования товара, а также для его правильного сбора, установки, объединения, ухода за товаром или его сохранения и в случае необходимости – и для уничтожения. Если товар состоит из нескольких частей, к инструкции по использованию прилагается перечень относящихся к товару частей (составных частей комплекта).

(3) Инструкция по использованию на иностранном языке должна быть переведена на эстонский язык как минимум в объеме, указанном в части 2 настоящей статьи, и быть однозначно понимаемой.

Статья 7. Опубликование цены товара
(1) Предлагая товар, в том числе на витрине, и продавая товар, лицо, занимающееся торговлей, должно известить потребителя о цене продажи товара и цене единицы товара, если относительно цены единицы товара в правовом акте на основании части 10 настоящей не установлены иные требования.

(2) Ценой продажи является окончательная цена, уплачиваемая потребителем за единицу товара или количество товара.

(3) Ценой единицы товара является окончательная цена одного килограмма, литра, метра, квадратного метра или кубического метра товара. Ценой единицы товара может быть также штучная цена, если товар не измеряется в выше указанных единицах.

(4) Цена продажи товара и цена единицы товара указываются письменно ясным и разборчивым способом, и эти цены должны быть для потребителя однозначно понятны и легко заметны. (Закон от 15.12.2005)

(5) Цена продажи и цена единицы товара указываются на товаре или его упаковке или устанавливаются в непосредственной близости к товару. Цена на товаре должна быть указана таким способом, чтобы при ее удалении не повредить товар.

(6) Цену единицы товара не следует опубликовывать:
1) на товар, стоимость единицы которого и является ценой продажи;
2) на товар, который предлагается при оказании услуги;
3) на античные и произведения искусства;
4) на товар, выставленный на аукционе.

(7) В отношении не упакованного товара, продаваемого по количеству, объему или размеру в соответствии с пожеланиями потребителя, цена единицы товара сообщается до проведения измерения. Цена продажи сообщается после проведения измерений.

(8) Утратила силу. (Закон от 21.04.2004)

(9) Если в предназначенной для потребителя рекламе сообщается цена продажи товара, должна быть представлена информация и о цене единицы товара, если в правовом акте не установлено иное.

(10) Министр экономики и коммуникаций в случае необходимости может установить более точные требования по опубликованию цены на товар и услугу.

Статья 8. Указание цены услуги
(1) Предлагая потребителю услугу, или непосредственно перед оказанием услуги продавец сообщает потребителю цену продажи услуги. Если предварительно цену продажи услуги невозможно точно определить, продавец сообщает потребителю о составляющих цену услуги тарифах либо об основах исчисления цены так, чтобы потребитель имел возможность определить цену продажи услуги с достаточной точностью. (Закон от 15.12.2005)

(1.1) Ценой продажи услуги является окончательная цена услуги, оплачиваемая потребителем. (Закон от 15.12.2005)

(2) При предложении услуги на видное для потребителя место помещается прейскурант цен на предлагаемые услуги или документ, описывающий основы расчета цены за услугу. Если услуга предлагается или оказывается за пределами коммерческих помещений, потребителю предоставляется прейскурант цен на предлагаемые услуги или документ, описывающий основы расчета цены за услугу.

(3) Если по причине большого количества предлагаемых услуг или по иной подобной причине не является целесообразным указывать в прейскуранте цен все цены или основы их расчета, можно ограничиться более общими ценами или основами их расчета. В данном случае полный прейскурант цен или основ их расчета, о котором информируется в прейскуранте цен, должен быть доступен для покупателя.

(4) Утратила силу. (Закон от 11.10.2007)


Глава 3.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРОДАЖА ТОВАРОВ ИЛИ УСЛУГ ПОТРЕБИТЕЛЮ

Раздел 1.
Опасность и качество товаров или услуг

Статья 9. Общее требование
(1) Товар и услуга должны соответствовать установленным требованиям, при целевом использовании – быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителя и обладать такими свойствами, которые потребитель обычно оправданно от них ожидает. Продаваемый потребителю товар или оказываемая услуга должны соответствовать условиям договора в соответствии с установленным в Обязательственно-правовом законе.

(2) Требования по обеспечению безопасности товара и услуги, соответствующие обязанности и ответственность производителей и лиц, занимающихся торговлей, установлены в Законе о безопасности изделий и услуг, а также в других правовых актах. (Закон от 11.10.2007)

(3) Утратила силу. (Закон от 11.10.2007)

Статья 10. Гарантия на товар и услугу
Использовать в какой-либо форме или в каком-либо словосочетании слово “гарантия” или иное слово с таким же значением при предложении товара или услуги можно только в случае, если его значение соответствует установленному Обязательственно-правовым Законом в отношении гарантии продавца или гарантии подряда либо установленному Законом о строительстве в отношении гарантии на строение. (Закон от 11.10.2007)

Статья 11. Товар с дефектами
(1) Товар считается с дефектами, если он не соответствует установленным в правовых актах требованиям или иным техническим условиям. Товар считается с дефектами и в том случае, когда обозначенный на товаре минимальный срок хранения, в том числе срок “годен до”, истек.

(2) Товар с дефектами разрешено предлагать и продавать потребителю только в том случае, если данный товар не опасен для жизни, здоровья и имущества и потребитель извещен о дефектах товара.

(3) Положения части 2 настоящей статьи применяются и к использованному товару.

(4) Товар с дефектами и использованный товар должен находиться отдельно от нового и соответствующего всем требованиям товара, и в месте продажи данного товара помещается соответствующая информация. Представленная информация о снижении цены на товар не является информацией о дефектах товара.

(5) Установленное настоящей статьей применяется в отношении товара, предлагаемого в качестве движимой вещи. (Закон от 11.10.2007)



Раздел 2.
Приемы рыночной торговли, связанные со сделкой между лицом, занимающимся торговлей, и потребителем

Статья 12. Приемы рыночной торговли
(1) Приемы рыночной торговли в значении настоящего Закона – это действия лица, занимающегося торговлей, его бездействие, способ действия или способ представления (презентации), коммерческое объявление, в том числе реклама, и сбыт, непосредственно связанные с рекламированием, предложением, продажей или поставкой товара или услуги потребителю. (Закон от 11.10.2007)

(2) Установленное в настоящем разделе в отношении приемов рыночной торговли не влияет на применение правовых актов, регулирующих частное право. Нарушение запрета на применение нечестных приемов рыночной торговли само по себе не влечет за собой ничтожности сделки. (Закон от 11.10.2007)

(3) Установленное в настоящем разделе в отношении приемов рыночной торговли не влияет на применение правовых актов, которыми прежде всего устанавливаются:
1) требования охраны здоровья или безопасности для здоровья, предъявляемые к товару или услуге либо к предложению и сбыту товара или услуги;
2) требования к удостоверению и маркировке драгоценных металлов изделий из драгоценных металлов;
3) условия учреждения предпринимателя, порядок выдачи разрешений, необходимых для осуществления определенного вида деятельности, или порядок регистрации, а также предъявляемые профессиональные требования. (Закон от 11.10.2007)

Статья 12.1. Запрет на использование нечестных приемов рыночной торговли
(1) Предложение и продажа товара или услуги, а также сбыт их потребителю, осуществляемый другим способом, должны осуществляться с учетом добрых обычаев торговли и честно по отношению к потребителю. Предложение товара или услуги надлежит планировать и осуществлять таким образом, чтобы потребителю была ясна коммерческая цель предложения. (Закон от 11.10.2007)

(2) Использование нечестных приемов рыночной торговли запрещено как перед осуществлением, так и после осуществления сделки, связанной с товаром или услугой, а также во время осуществления сделки. (Закон от 11.10.2007)

Статья 12.2. Нечестные приемы рыночной торговли
(1) Приемы рыночной торговли, которые противоречат требованиям добросовестности, подлежащей соблюдению со стороны лица, лица, занимающегося торговлей, в его хозяйственной или профессиональной деятельности (далее – профессиональная добросовестность лица, занимающегося торговлей), и которые в связи с какими-либо товарами или услугами искажают либо по всей вероятности существенно искажают экономическое поведение среднего потребителя, до которого эти товары или услуги доходят или на которого они направлены, являются нечестными. (Закон от 11.10.2007)

(2) В качестве среднего потребителя, указанного в части 1 настоящей статьи, рассматривается разумно внимательный и осторожный потребитель, обладающий достаточной информацией, с учетом социальных, культурных и языковых факторов. Если прием рыночной торговли рассчитан на определенную группу потребителей, средним потребителем является средний член группы потребителей. (Закон от 11.10.2007)

(3) Оценка приема рыночной торговли, который по всей вероятности существенно искажает экономическое поведение только таких групп потребителей, которые вследствие присущих им психических или физических недостатков, возраста или доверчивости особенно восприимчивы к приему рыночной торговли или связанным с ним товарам либо услугам в такой форме, предвидения которой можно оправданно ожидать от лица, занимающегося торговлей, осуществляется исходя из воздействия приема рыночной торговли на среднего члена вышеназванной группы потребителей. (Закон от 11.10.2007)

(4) Установленное в части 3 настоящей статьи не применяется в отношении общего и правомерного обычая, используемого в рекламе, согласно которому в ней приводятся преувеличенные утверждения или утверждения, к которым нельзя относиться чересчур серьезно или воспринимать в буквальном смысле. (Закон от 11.10.2007)

(5) При рассмотрении указанной в части 1 настоящей статьи профессиональной добросовестности лица, занимающегося торговлей, следует исходить из такого уровня умения и прилежания, применения которых в отношении потребителей можно разумно ожидать от лица, занимающегося торговлей, и которые соответствуют доброму обычаю торговли, а также принципу добросовестности. (Закон от 11.10.2007)

(6) При оценке соответствия профессиональной добросовестности лица, занимающегося торговлей, можно использовать поведенческие кодексы, которыми он руководствуется в своей хозяйственной или профессиональной деятельности. Поведенческий кодекс – это не установленный правовым актом определенный свод правил, описывающих поведение лица, занимающегося торговлей, при осуществлении им определенной хозяйственной или профессиональной деятельности, либо соглашение, которому обязался следовать присоединившееся к нему лицо, занимающееся торговлей. Составитель поведенческого кодекса, в том числе лицо или лица, занимающиеся торговлей, могут предусмотреть осуществление контроля за деятельностью лиц, взявших на себя обязанность следовать поведенческому кодексу, и разрешение жалоб, связанных с их деятельностью. (Закон от 11.10.2007)

(7) Существенным искажением экономического поведения потребителя считается использование такого приема рыночной торговли, который заметно сужает возможности потребителя для осуществления осознанного выбора и этим вынуждает его принять в отношении сделки такое решение, которого он в другом случае не принял бы. (Закон от 11.10.2007)

(8) Решение относительно сделки, указанное в части 7 настоящей статьи, является решением потребителя относительно того, совершить ли сделку или отказаться от нее, а также на каких условиях совершить сделку, среди прочего: совершить ли покупку и на каких условиях ее осуществить, оплатить ли покупку в полном объеме или по частям, оставить ли товар или услугу себе либо отказаться от этого или использовать вытекающие из договора права в отношении товара или услуги. (Закон от 11.10.2007)

(9) Нечестным является прежде всего такой прием рыночной торговли, который вводит потребителя в заблуждение или является в отношении него агрессивным. (Закон от 11.10.2007)

Статья 12.3. Прием рыночной торговли, вводящий в заблуждение
(1) Вводящим в заблуждение приемом рыночной торговли является как вводящее в заблуждение действие, так и вводящее в заблуждение бездействие. (Закон от 11.10.2007)

(2) Прием рыночной торговли считается приемом, вводящим в заблуждение, если представляемая посредством него информация является недостоверной или если фактически достоверная информация представляется способом, который вводит или по всей вероятности введет в заблуждение среднего потребителя и под его воздействием он принимает или по всей вероятности примет такое решение относительно сделки, которого он в другом случае не принял бы. Информация является недостоверной, если она содержит ложные данные в отношении одного или нескольких из нижеприведенных обстоятельств:
1) наличие или сущность товара или услуги;
2) основные свойства товара или услуги;
3) объем обязанностей лица, занимающегося торговлей, повод для применения приема рыночной торговли и вид процесса продажи, а также любое заявление или символ, который ассоциируется с прямым или косвенным спонсорством или признанностью лица, занимающегося торговлей, товара или услуги;
4) цена или основания для формирования цены либо предпочтение конкретной цены;
5) потребность в обслуживании, запчастях, замене или ремонте;
6) признаки, описывающие лицо, действующее в качестве лица, занимающегося торговлей, или его представителя, и права, в том числе имя/наименование и юридическая форма лица, занимающегося торговлей,, его имущество, квалификация, статус, признание, принадлежность или зависимость от кого-либо или чего-либо и права на промышленную, коммерческую или интеллектуальную собственность или полученные им награды и признание;
7) права потребителя, в том числе право требовать замены вещи либо получить возмещение в соответствии с Обязательственно-правовым законом. (Закон от 11.10.2007)

(3) К основным свойствам товара или услуги, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, в том числе относятся:
1) доступность;
2) ожидаемая прибыль;
3) сопутствующие риски;
4) претворение в жизнь (реализация), состав и подлежащие приложению принадлежности;
5) способ и время изготовления или заготовки;
6) цель и способ использования;
7) количество;
8) описание и происхождение;
9) результаты, ожидаемые от использования (эксплуатации);
10) результаты проверки или испытания товара или услуги и существенные признаки;
11) условия доставки на место;
12) последующее обслуживание и порядок разрешения возможных жалоб. (Закон от 11.10.2007)

(4) Прием рыночной торговли считается приемом, вводящим в заблуждение, также в том случае, если под его влиянием в конкретной ситуации, учитывая все обстоятельства приема рыночной торговли, средний потребитель принимает или по всей вероятности примет такое решение относительно сделки, которого он в другом случае не принял бы, и если с приемом рыночной торговли связаны:
1) вид реализации товара или услуги, в том числе реклама, сопоставимая с другой рекламой, которая вводит в заблуждение и мешает отличить товары или услуги конкурента, вносит путаницу в связи с товарными знаками, коммерческими наименованиями или иными отличительными признаками;
2) невыполнение содержащейся в поведенческом кодексе обязанности со стороны лица, занимающегося торговлей, обязавшегося придерживаться кодекса, если он ссылается на свою зависимость от поведенческого кодекса. (Закон от 11.10.2007)

(5) Если поведенческий кодекс не требует точного соблюдения содержащейся в нем обязанности, а предусматривает только необходимость постоянного стремления к ее выполнению, и невозможно установить ее выполнение, прием рыночной торговли, установленный в пункте 2 части 4 настоящей статьи, не считается вводящим в заблуждение. (Закон от 11.10.2007)

(6) Прием рыночной торговли считается вводящим в заблуждение также в том случае, если из него в конкретной ситуации, учитывая все обстоятельства приема рыночной торговли, а также связанные со средствами связи ограничения, невозможно выявить существенную информацию, которая необходима среднему потребителю для принятия в отношении сделки осознанного решения, если посредством приема скрывается существенная информация или предоставляется лишенная ясности, непонятная, многозначная информация, или она предоставляется в неположенное время, или не указывается коммерческая цель приема рыночной торговли, если последняя выявляется уже из контекста и под ее влиянием средний потребитель принимает или по всей вероятности примет решение, которого он в другом случае не принял бы. (Закон от 11.10.2007)

(7) Если средство связи, используемое для передачи информации, устанавливает пространственные или временные ограничения, по нему можно передать только часть существенной информации, при условии, что лицо, занимающееся торговлей, предоставит потребителю доступ к остальной части информации иным путем. (Закон от 11.10.2007)

(8) Нижеследующие приемы рыночной торговли считаются вводящими в заблуждение в любом случае и запрещены:
1) ложное утверждение, что лицо, занимающееся торговлей, присоединилось к поведенческому кодексу;
2) ложное утверждение, что поведенческий кодекс одобрен публично-правовой или иной институцией;
3) использование знака, свидетельствующего о надежности, качестве, или равноценного с ними знака при отсутствии на это соответствующего разрешения;
4) ложное утверждение, что лицо, занимающееся торговлей, применяемый им прием рыночной торговли или предлагаемые им товары или услуги одобрены, утверждены или получили разрешение от публично-правовой или частноправовой институции, либо представление утверждения аналогичного содержания для одобрения, утверждения или получения разрешения, не соответствуя при этом необходимым условиям;
5) приглашение купить товар или услугу по строго установленной цене, если лицо, занимающееся торговлей, при этом скрыло свои обоснованные сомнения в отношении того, будет ли оно в состоянии предложить этот товар или услугу либо равнозначные им товар или услугу по указанной цене, организовать их поставку со стороны другого лица, занимающегося торговлей, в сроки и количествах, являющихся разумными с учетом специфики этого товара или услуги, объема рекламы в отношении них, а также предложенной за них цены (соблазняющая реклама);
6) приглашение купить товар или услугу по строго установленной цене, а затем отказ от показа разрекламированного товара или услуги или демонстрация дефективного образца либо отказ от приема заказов на этот товар или услугу или от их поставки в течение разумного срока с целью содействия реализации другого товара или услуги (соблазняющая продажа);
7) ложное утверждение, что товар или услуга будут доступны в течение очень ограниченного срока или будут доступны на определенных условиях в течение очень ограниченного срока, чтобы вынудить потребителя принять решение в спешке и лишить его возможности или времени для осуществления осознанного выбора;
8) обещание потребителю, с которым лицо, занимающееся торговлей, до осуществления сделки общалось на иностранном языке, оказать после продажи услугу, не информируя при этом потребителя о том, что оказание такой услуги возможно только на каком-либо другом языке;
9) ложное утверждение или создание иным образом ложного впечатления о правомерности продажи товара или услуги;
10) представление потребителю предоставленных ему правовым актом прав в качестве своеобразия, присущего предложению лица, занимающегося торговлей;
11) распространение в средствах массовой информации текстов, не ассоциирующихся с рекламой, с целью продвижения продажи товара или услуги, если лицо, занимающееся торговлей, заплатило за распространение этих текстов, но не уведомило потребителя об этом посредством содержания текста или четко распознаваемого изображения либо звука (рекламный текст);
12) существенно неточное утверждение относительно характера и размера риска, который будет угрожать безопасности потребителя или безопасности его семьи, если покупатель не купит товар или услугу;
13) продвижение продажи изделия, сходного с изделием другого производителя, способом, умышленно вводящим в заблуждение потребителя, вынуждая его поверить, что изделие изготовлено вышеуказанным другим производителем;
14) создание, использование и развитие такой схемы реализации, участвуя в которой потребитель платит за возможность получить возмещение в зависимости в основном от привлечения в систему других потребителей, а не в зависимости от продажи или потребления товаров или услуг (схема реализации в форме пирамиды);
15) ложное утверждение, что лицо, занимающееся торговлей, намерено прекратить торговлю или сменить место деятельности;
16) утверждение, что товар или услуга помогают победить в азартных играх;
17) ложное утверждение, что товар или услуга лечит болезни, устраняет функциональные расстройства или уродства;
18) предоставление неточных данных относительно рыночных условий или возможности найти на рынке товар или услугу, чтобы вынудить потребителя приобрести товар или услугу на невыгодных условиях по сравнению с обычными условиями;
19) обещание приза (премии) без осуществления выдачи описанных призов или равнозначных призов;
20) описание товара или услуги с помощью слов “освобожден”, “бесплатный” или других выражений подобного рода, если наряду с неизбежными расходами, связанными с реагированием на предложение и получением или доставкой товара на место потребитель обязан оплатить также другие расходы;
21) приложение к коммерческим материалам счета или документа подобного рода, указывающего на необходимость оплаты, что производит на потребителя ложное впечатление, как будто он уже заказал реализуемый товар или услугу;
22) ложное утверждение или порождение иным способом ложного впечатления, что лицо, занимающееся торговлей, действует в целях, не связанных с его хозяйственной или профессиональной деятельностью, или ложное представление себя в качестве потребителя;
23) порождение ложного впечатления, что последующие после продажи услуги, связанные с товаром или услугой, будут, кроме Эстонии, доступны также в других союзных государствах. (Закон от 11.10.2007)

Статья 12.4. Существенная информация в случае приглашения совершить покупку
(1) Приглашение совершить покупку - это переданное лицом, занимающимся торговлей, коммерческое объявление, в котором в форме, соответствующей средствам распространения объявления, представляются качества и стоимость товаров или услуг, посредством чего потребителю предоставляется возможность совершить покупку. (Закон от 11.10.2007)

(2) Существенной информацией, указанной в части 6 статьи 12.3 настоящего Закона, в случае приглашения совершить покупку является следующая информация, если она уже не явствует из контекста:
1) основные качества товара или услуги в объеме, соответствующем этому товару или услуге и средству связи, используемому для распространения объявления;
2) имя или коммерческое название и адрес лица, занимающегося торговлей, а в случае необходимости, имя или коммерческое наименование и адрес того лица, занимающегося торговлей, от имени которого он действует;
3) цена товара или услуги вместе с налогами или исходные данные для вычисления цены, если исходя из сущности товара или характера услуги предварительно определить цену невозможно;
4) транспортные, почтовые расходы или связанные с доставкой расходы, не включенные в стоимость, или информация насчет необходимости оплаты указанных расходов (если предварительно определить размер этих расходов невозможно);
5) порядок оплаты товара или услуги;
6) порядок доставки товара или выполнения заказа на товар и порядок рассмотрения жалоб, если он отличается от требований профессиональной добросовестности лица, занимающегося торговлей;
7) ссылка на существование соответствующего права в случае сделки, от которой можно отступить или отказаться. (Закон от 11.10.2007)

(3) В дополнение к информации, указанной в части 2 настоящей статьи, существенной информацией в случае приглашения совершить покупку является также информация, представления которой при поставке или рекламировании товара или услуги установлено правовым актом Европейского Союза. (Закон от 11.10.2007)

Статья 12.5. Агрессивный прием рыночной торговли
(1) Прием рыночной торговли является агрессивным, если посредством него в конкретной ситуации, учитывая все ее обстоятельства, путем притеснения, принуждения, в том числе путем применения физической силы или чрезмерного воздействия существенно ограничивается или по всей вероятности будет ограничена свобода выбора среднего потребителя либо оказывается влияние на его поведение в отношении товара или услуги, и вследствие этого потребитель принимает или по всей вероятности примет такое решение в отношении сделки, которого он в другом случае не сделал бы. (Закон от 11.10.2007)

(2) Чрезмерное воздействие, указанное в части 1 настоящей статьи, - это использование лицом, занимающимся торговлей, своей более выгодной позиции для оказания давления на потребителя способом, существенно ограничивающим возможности потребителя сделать осознанный выбор. Давление на потребителя может оказываться также без применения или без угрозы применения физической силы. (Закон от 11.10.2007)

(3) При установлении присутствия в приеме рыночной торговли факта притеснения, принуждения или излишнего воздействия учитываются следующие обстоятельства:
1) к чему приурочено применение приема рыночной торговли, место его применения, характер и продолжительность;
2) угрожающее или оскорбительное поведение либо высказывание угроз или оскорблений;
3) умышленное использование серьезного несчастного случая или особых обстоятельств, влияющих на способность потребителя принять разумное решение, чтобы повлиять на его решение относительно товара или услуги;
4) обременяющее или непропорциональное внедоговорное препятствие, навязанное лицом, занимающимся торговлей, в случае, если потребитель желает реализовать вытекающие из договора права, в том числе отказаться от договора или заменить товар, услугу либо лицо, занимающееся торговлей;
5) угроза применить неправомерные меры. (Закон от 11.10.2007)

(4) Нижеследующие приемы рыночной торговли всегда считаются агрессивными и запрещены:
1) создание впечатления, что потребитель, не заключив договор, не может уйти;
2) посещение потребителя в его доме, игнорируя просьбы потребителя покинуть дом или не возвращаться, за исключением наличия условий и в объеме, установленных правовым актом для выполнения договорных обязательств;
3) постоянные и нежелательные предложения по телефону, факсу, е-почте или посредством другого средства связи, за исключением наличия условий и в объеме, установленных правовым актом для выполнения договорных обязательств;
4) требование от потребителя, желающего на основании страхового полиса предъявить требование, таких документов, требование которых в силу необоснованности требования нельзя считать разумным, либо постоянное непредставление ответа на касающиеся дела письма, чтобы заставить потребителя отказаться от реализации своих договорных прав;
5) содержащееся в рекламе прямое обращение к детям, в котором их призывают купить рекламируемый товар или услугу или убедить родителей либо других взрослых сделать это;
6) требование немедленной или последующей платы за доставку лицом, занимающимся торговлей, потребителю товара или оказание ему услуги, которых потребитель не заказывал, или требование о возврате или хранении указанного товара, за исключением случая, если товар является товаром-заменителем, поставленным согласно части 3 статьи 99 Обязательственно-правового Закона (продажа незаказанного товара);
7) заявленное потребителю четкое сообщение, что отказ от покупки товара или услуги подвергнет опасности работу или выручку лица, занимающегося торговлей;
8) создание ложного впечатления, что потребитель уже выиграл, выиграет или после совершения определенных действий выиграет приз или получит какую-либо другую равноценную прибыль, если в действительности ни приза, ни равноценной ему прибыли не существует или получение приза или иной равноценной прибыли предполагает уплату потребителем денежной суммы или совершения других действий, связанных с затратами. (Закон от 11.10.2007)

Статья 13. Коммивояжерский договор
(1) При заключении коммивояжерского договора, предусмотренного в статьях 46-51 Обязательственно-правового закона, лицо, занимающееся торговлей, должно предоставить потребителю сообщение в соответствии с утвержденной министром экономики и коммуникаций формой.

(2) При продаже товара указанное в части 1 настоящей статьи сообщение передается потребителю не позднее дня принятия им товара или первой части товара. В ином случае сообщение потребителю передается не позднее дня осуществления потребителем предложения или принятия предложения от лица, занимающегося торговлей.

(3) Указанное в части 1 настоящей статьи сообщение не следует передавать в случае, если товар или услугу предлагают:
1) в находящемся за пределами коммерческих помещений лица, занимающегося торговлей, месте, где обычно предлагается или продается товар или услуга или
2) в месте, куда посредством средств массовой информации или иным способом открыто потребители были приглашены покупать товары или услуги или
3) в месте, куда прибыло лицо, занимающееся торговлей, по ясно выраженному требованию потребителя для того, чтобы предложить интересующий потребителя товар или услугу.

Статья 14. Договор, заключенный при помощи средств связи
Предложение и продажа товара или услуги потребителю посредством организованной лицом, занимающимся торговлей, такой рыночной системы, где договор заключается и предшествующее ему предложение выносится только при помощи средств связи без одновременного физического присутствия на месте, должны производиться на основании положений статей 52-621 Обязательственно-правового закона.


Глава 4.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Раздел 1.
Внеправительственные объединения потребителей

Статья 15. Объединения потребителей
(1) Объединением потребителей является добровольное объединение потребителей, целью деятельности которого является защита и развитие прав и интересов потребителей, а также которое учреждено и зарегистрировано в соответствии с Законом о некоммерческих объединениях (RT I 1996, 42, 811; 1998, 96, 1515; 1999, 10, 155; 23, 355; 67, 658; 2000, 55, 365; 88, 576; 2001, 56, 336; 93, 565; 2002, 53, 336; 2003, 88, 591).

(2) Объединение потребителей имеет право:
1) принимать участие в формировании и претворении в жизнь политики по защите прав потребителя;
2) организовывать информирование, консультирование и обучение в сфере защиты прав потребителя;
3) проводить консультации и оказывать помощь потребителям;
4) представлять потребителя на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, в суде и ином государственном учреждении или в отношениях с лицом, занимающимся торговлей, или производителем;
5) представлять потребителя на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, при разрешении внесудебного спора;
6) организовывать исследования в сфере защиты потребителя;
7) осуществлять сотрудничество с учреждением по надзору за защитой потребителя.

(3) Представляющим коллективные интересы потребителей в значении настоящего Закона является объединение потребителей, в состав которого входит не менее 50 членов, или союз объединений, в сообщества объединений которых входит всего не менее 50 лиц, и которое:
1) представляет интересы потребителей на местном или государственном уровне;
2) является независимым от предпринимателей и партий.

(4) Объединение потребителей, представляющее коллективные интересы потребителей, или союз объединений в дополнение к указанному в части 2 настоящей статьи имеет право:
1) в предусмотренных Обязательственно-правовым законом случаях для защиты коллективных интересов потребителей требовать через суд прекращения использования неразумно наносящих вред типовых условий или прекращения иных нарушений и недопущения совершения нарушения;
2) принимать участие в переговорах, проводимых по типовым условиям договоров между лицом, оказывающим универсальные услуги, и потребителем, в том числе по вопросам ценообразования.

(5) Деятельность по защите потребителей представляющего коллективные интересы потребителей объединения потребителей или союза объединений можно поддерживать на основании установленного министром экономики и коммуникаций порядка.


Раздел 2.
Защита потребителей на уровне местного самоуправления

Статья 16. Деятельность по защите прав потребителя на уровне местного самоуправления
(1) Местное самоуправление на своей административной территории организует проведение консультаций для потребителей в сфере защиты последних. Местное самоуправление обязано проводить консультации и оказывать помощь потребителям по вопросам, связанным с услугами, которые местное самоуправление организует на основании закона.

(2) Для выполнения указанных в части 1 настоящего Закона задач единица местного самоуправления может сформировать единицу по защите прав потребителей или уполномочить должностное лицо заниматься защитой прав потребителей или в соответствии с Законом об административном сотрудничестве (RT I 2003, 20, 117; 82, 552) заключить соответствующий административный договор с указанным в статье 15 настоящего Закона объединением потребителей.


Раздел 3.
Государственная защита потребителей

Статья 17. Департамент защиты прав потребителей
(1) Департаментом защиты прав потребителей является находящееся в сфере управления Министерства экономики и коммуникаций правительственное учреждение.

(2) Основной задачей Департамента защиты прав потребителей является защита прав и интересов потребителей, руководствуясь настоящим Законом и иными правовыми актами. В компетенцию Департамента защиты прав потребителей входит:
1) осуществление надзора за выполнением установленных в настоящем Законе и изданных на его основе правовых актах и иных законах требований по защите прав потребителей;
2) внесение предложений по внесению изменений или принятию правовых актов в сфере защиты прав потребителей;
3) разрешение или предоставление соответствующим институтам для разрешения поданных в Департамент заявлений и жалоб о нарушениях прав потребителей;
4) информирование общественности о деятельности лица, занимающегося торговлей, или производителя, нарушающего права потребителя или наносящего вред оправданным интересам потребителя;
5) проведение консультаций для потребителей, объединений потребителей и лиц, занимающихся торговлей, и оказание им помощи в пополнении их знаний в сфере защиты прав потребителей;
6) проведение переговоров с предпринимателями и предпринимательскими организациями, в том числе с доминирующими на рынке лицами, предлагающими универсальные услуги, по вопросам качества услуг и разумной для потребителя цены;
7) заключение соглашений о сотрудничестве с другими учреждениями по надзору и единицами местного самоуправления;
8) требовать через уездный суд введения запрета на использование типовых условий и нечестных приемов рыночной торговли, неразумно ущемляющих коллективные интересы потребителей, а также прекращения иной деятельности, нарушающей права потребителя. (Закон от 11.10.2007)

Статья 18. Соблюдение коммерческой тайны
Должностное лицо, обладающее полномочиями в сфере защиты прав потребителей, а также представители объединений и союзов объединений потребителей обязаны соблюдать коммерческую тайну, ставшую им известной в связи с выполнением задач по защите прав потребителей. Коммерческой тайной не считается информация, связанная с правонарушением лица, занимающегося торговлей, или передача которой предусмотрена законом.


Глава 5.
РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Раздел 1.
Общий порядок разрешения жалоб потребителей

Статья 19. Подача жалоб лицу, занимающемуся торговлей
(1) Исходящую из нарушений договора жалобу потребитель может подать лицу, занимающемуся торговлей, в любой форме. Потребитель может самостоятельно подать жалобу или через представителя.

(2) Спор между потребителем и лицом, занимающимся торговлей, разрешается по возможности по соглашению потребителя и лица, занимающегося торговлей.

(3) Если разрешение спора на основании устно предъявленной жалобы невозможно, потребитель подает ее письменно или в форме, позволяющей ее письменное воспроизведение, указывая в ней:
1) свое имя и контактные данные;
2) дату подачи жалобы;
3) дефект товара или услуги;
4) предъявляемое лицу, занимающемуся торговлей, требование.

(4) В письменной жалобе указывается ссылка на документ, подтверждающий осуществление сделки, или гарантию продавца или подряда, либо к жалобе прилагается соответствующий документ или его копия.

(5) Если жалоба потребителя подана письменно или в форме, позволяющей ее письменное воспроизведение, лицо, занимающееся торговлей, должно в той же форме подтвердить прием жалобы.

(6) Лицо, занимающееся торговлей, обязано рассмотреть поданную потребителем письменно или в форме, позволяющей ее письменное воспроизведение, жалобу в течение 15 дней с момента ее получения и проинформировать потребителя о возможном разрешении жалобы. Если в течение этого времени невозможно разрешить жалобу, лицо, занимающееся торговлей, обязано обосновать промедление и письменно уведомить об этом потребителя, назначив новый разумный срок.

(7) Если лицо, занимающееся торговлей, находит, что требование потребителя является безосновательным или необоснованным, и с потребителем не достигается соглашение или оно достигается частично, потребителю выдается соответствующее письменное уведомление в течение указанного в части 6 настоящей статьи срока. Лицо, занимающееся торговлей, обязано обосновать оставление требования потребителя без удовлетворения или его частичное удовлетворение.

(8) Если лицо, занимающееся торговлей, в течение указанного в части 6 настоящей статьи срока не выполнило свое обещание разрешить жалобу, то считается, что лицо, занимающееся торговлей, отказалось от разрешения жалобы.

Статья 20. Обслуживание клиентов
Для разрешения жалоб потребителей и передачи им информации лицо, оказывающее универсальные услуги, должно обеспечить наличие соответствующего и бесплатного обслуживания клиентов.

Статья 21. Право потребителя требовать защиту
Если лицо, занимающееся торговлей, отказалось от разрешения жалобы потребителя или потребитель не согласен с предложенным лицом, занимающимся торговлей, разрешением и находит, что нарушены его права и нанесен вред его интересам, потребитель может подать жалобу лицу или институту, разрешающему подобного рода споры, через Департамент защиты прав потребителей в комиссию по рассмотрению жалоб потребителей или в суд. Потребитель может подать жалобу самостоятельно или через представителя.

Раздел 2. Компетенция, формирование и порядок работы комиссии
по рассмотрению жалоб потребителей

Статья 22. Компетенция комиссии по рассмотрению жалоб потребителей
(1) Комиссия по рассмотрению жалоб потребителей (далее – комиссия) является независимым институтом, разрешающим споры между потребителем и лицом, занимающимся торговлей.

(2) В компетенцию комиссии входит разрешение споров, исходящих из заключенных между потребителем и лицом, занимающимся торговлей, договоров, которые стороны не смогли разрешить путем соглашения и если стоимость являющегося предметом спора товара или услуги составляет 300 крон или более.

(3) Комиссия не разрешает споры, требование о возмещении ущерба в которых исходит из смертельного случая, телесного повреждения или причинения вреда здоровью. Данные споры решаются в суде.

(4) Комиссия не разрешает споры, связанные с осуществлением услуг в сфере здравоохранения и оказанием правовой помощи, с отчуждением недвижимой вещи и строения, а также споры, порядок разрешения которых предусмотрен иными законами. Данные споры разрешаются в компетентном институте или суде.

(5) Комиссия не берет в производство жалобу, если разрешение спора выходит из за пределы компетенции комиссии по обстоятельствам, предусмотренным в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Статья 23. Статус и члены комиссии
(1) Комиссия действует в сфере управления Министерства экономики и коммуникаций при Департаменте защиты прав потребителей и принимает решения независимо, исходя из законов и иных правовых актов.

(2) В комиссию входят председатель комиссии и в качестве ее членов – представители предпринимательских организаций, профессиональных союзов, Департамента защиты прав потребителей и указанных в части 3 статьи 15 настоящего Закона объединений или союза объединений потребителей.

(3) Председателем комиссии может быть лицо, имеющее академическое юридическое высшее образование и знающее права потребителей. Список председателей комиссии утверждает министр экономики и коммуникаций по согласованию с министром юстиции.

(4) Предпринимательские организации, профессиональные союзы и указанные в части 3 статьи 15 настоящего Закона объединения или союзы объединений потребителей представляют Департаменту защиты прав потребителей письменные предложения для внесения своих представителей в список членов комиссии. Представителей Департамента защиты прав потребителей в список членов комиссии назначает генеральный директор департамента своим приказом. Член комиссии удаляется из списка на основании письменного ходатайства представляемой организации или члена комиссии.

Статья 24. Состав комиссии
(1) Для рассмотрения каждого спора генеральный директор Департамента защиты прав потребителей или уполномоченное им лицо утверждает состав комиссии, состоящей не менее чем из 3 членов, из которых одним членом комиссии является председатель. В состав комиссии входит равное количество представителей предпринимателей и потребителей.

(2) Порядок утверждения состава комиссии и порядок ее работы устанавливает министр экономики и коммуникаций.

Статья 25. Условия работы комиссии и связанные с этим расходы
(1) Рассмотрение жалоб в комиссии для сторон проводится бесплатно.

(2) Департамент защиты прав потребителей обеспечивает ведение делопроизводства комиссии, помещением для заседаний, составление протокола и опубликование решений.

(3) Ставку заработной платы председателю комиссии устанавливает министр экономики и коммуникаций.

(4) Расходы, связанные с деятельностью комиссии, покрываются из государственного бюджета за счет средств, выделенных для этого Департаменту защиты прав потребителей.


Раздел 3.
Разрешение жалоб в комиссии

Статья 26. Представление жалобы
(1) Потребитель или его представитель через Департамент защиты прав потребителей подает в комиссию письменную жалобу, если лицо, занимающееся торговлей, отказалось от разрешения жалобы потребителя или потребитель не согласен с предложенным решением лица, занимающегося торговлей.

(2) Если от имени потребителя жалобу подает представитель потребителя, следует приложить доверенность представителя потребителя, оформленную в простой письменной форме.

(3) В жалобе указываются:
1) имя, местожительства и иные контактные данные потребителя;
2) коммерческое наименование или имя и адрес места деятельности лица, занимающегося торговлей;
3) содержание жалобы и ясно выраженное требование подающего жалобу лица и обстоятельства, которыми он обосновывает свое требование.

(4) К жалобе прилагаются документальные доказательства, в том числе копия подтверждающего осуществление покупки документа, и по возможности копии поданной лицу, занимающемуся торговлей, жалобы и полученного ответа.

(5) Департамент защиты прав потребителей регистрирует полученные жалобы.


Статья 27. Отказ от передачи жалобы комиссии
(1) Жалоба не передается комиссии, если:
1) разрешение спора не входит в компетенцию комиссии или
2) этот спор этих же сторон и на таких же основаниях находится в судебном производстве или
3) по этому делу вступило в силу решение суда.

(2) Об отказе в передаче жалобы комиссии и причина отказа сообщается потребителю письменно в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы.

(3) Если жалоба не соответствует установленным в частях 3 и 4 статьи 26 настоящего Закона требованиям, Департамент защиты прав потребителей назначает срок для устранения недостатков. Если подающее жалобу лицо не устраняет в течение назначенного срока недостатки, жалоба не передается комиссии и об отказе в этом потребителю сообщается письменно.

Статья 28. Подготовка жалобы к рассмотрению
(1) Департамент защиты прав потребителей при разрешении жалобы выясняет имеющие значение обстоятельства и имеет право обратиться к подавшему жалобу потребителю и указанному в жалобе лицу, занимающемуся торговлей, для достижения соглашения сторон.

(2) Копия поданной потребителем жалобы направляется в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы соответствующему лицу, занимающемуся торговлей, который должен предоставить письменный ответ в течение 10 рабочих дней со дня получения копии.

(3) Копия письменного ответа лица, занимающегося торговлей, оправляется потребителю в течение трех рабочих дней со дня получения ответа.

(4) Если лицо, занимающееся торговлей, в своем письменном ответе предлагает потребителю приемлемое решение, жалоба считается исчерпанной.

(5) Если в ответе лица, занимающегося торговлей, предложенное решение не удовлетворяет потребителя, последний сообщает об этом в Департамент защиты прав потребителей и жалоба потребителя вместе с письменными разъяснениями лица, занимающегося торговлей, и позицией потребителя передается в комиссию. В случае необходимости комиссии передается и мнение компетентного учреждения по надзору по вопросам, имеющим значение при разрешении жалобы. Жалоба потребителя вместе с относящимися к ней материалами передается в комиссию в течение 30 рабочих дней со дня получения жалобы.

(6) Если лицо, занимающееся торговлей, не представило письменных разъяснений, при обсуждении дела за основу берется жалоба потребителя.

Статья 29. Прекращение производства по жалобе
(1) Комиссия вправе прекратить рассмотрение жалобы, если:
1) в ходе рассмотрения жалобы выяснится, что ее рассмотрение не входит в компетенцию Комиссии;
2) рассмотрение жалобы на основании представленных доказательств невозможно, поскольку требует основательного расследования и заслушания свидетелей;
3) участвующие в споре стороны достигли договоренности до заседания, на заседании или в перерыве между заседаниями Комиссии;
4) потребитель отозвал жалобу.
(Закон от 11.10.2007)

(2) Решение о прекращении производства по жалобе принимает председатель комиссии. О прекращении производства и о причинах прекращения производства потребителю сообщается незамедлительно в письменном виде.

Статья 30. Срок рассмотрения жалобы
(1) Поданную комиссии жалобу следует рассмотреть на заседании комиссии в течение одного месяца со дня, следующего за днем передачи жалобы в комиссию.

(2) Председатель комиссии назначает время и место заседания и организует отправку приглашений сторонам спора.

(3) По обоснованному ходатайству стороны или по иным существенным причинам указанный в части 1 настоящей статьи срок может быть длиннее.

Статья 31. Заседание комиссии
(1) Комиссия обсуждает жалобу на заседании при участии сторон спора или их представителей.

(2) Не явка сторон спора или их представителей на заседание не препятствует рассмотрению жалобы.

(3) Заседанием комиссии руководит председатель комиссии, разъясняющий на заседании также существо жалобы потребителя и соответствующие правовые нормы.

(4) Потребитель представляет свое требование и его обоснование. Потребитель может представленные в письменной жалобе требования дополнить на заседании.

(5) Лицо, занимающееся торговлей, против которого выдвинуты требования, либо признает их, либо оспаривает. Он имеет право представить дополнительные доказательства.

(6) На заседании заслушиваются участники, производится ознакомление с документами и иными доказательствами и их оценка.

Статья 32. Мнение эксперта
(1) При согласии сторон спора комиссия в случае необходимости имеет право заказать оценку эксперта оспариваемого товара или услуги. При назначении эксперта комиссия учитывает мнение сторон. Срок экспертизы назначает комиссия по согласованию с экспертом.

(2) Мнение эксперта отправляется обеим сторонам спора. Расходы, связанные с предоставлением экспертом своей оценки товара или услуги, в соответствии с решением комиссии оплачивает проигравшая в споре сторона.

(3) Комиссия имеет право разделить расходы, связанные с предоставлением экспертом своей оценки товара или услуги, между потребителем и лицом, занимающимся торговлей, если проигравшую в споре сторону однозначно не установить.

(4) Комиссия вправе заказать оценку эксперта товара или услуги и в случае, если о получении мнения эксперта ходатайствует одна из сторон спора, которая согласна оплатить связанные с этим расходы.

Статья 33. Протокол заседания комиссии
(1) Заседание комиссии протоколирует должностное лицо Департамента защиты прав потребителей, не входящее в состав комиссии.

(2) В протоколе заседания комиссии отражаются существенные с позиции спора данные.

(3) В протоколе заседания комиссии указывается:
1) дата и место проведения заседания;
2) время начала и завершения заседания;
3) имена членов комиссии, имя председателя заседания и протоколирующего лица;
4) имена сторон спора;
5) данные о явке сторон спора;
6) основное содержание разъяснений сторон, их требований и возражений;
7) данные об ознакомлении с документальными доказательствами;
8) дата подписания протокола.

(4) Протокол подписывают председатель комиссии и протоколирующее лицо.


Раздел 4.
Решение комиссии и его исполнение

Статья 34. Принятие решения
(1) Комиссия принимает решение в течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения жалобы. При принятии решения присутствуют только члены комиссии.

(2) Решение комиссии должно быть обоснованным и базироваться на законах и иных правовых актах. При принятии решения комиссия оценивает все доказательства всесторонне, полностью и объективно.

(3) Решение принимается простым большинством голосов. Оставшиеся в меньшинстве члены комиссии имеют право на особое мнение.

(4) Члены комиссии не имеют права воздержаться от голосования.


Статья 35. Оформление решения
(1) Решение оформляется письменно и состоит из введения, описательной части, мотивировки и резолюции комиссии. Решение подписывается всеми членами комиссии.

(2) В ведении к решению указывается время принятия решения и имена сторон.

(3) В описательной части решения представляется требование потребителя и возражения другой стороны.

(4) В мотивированной части решения указываются установленные комиссией обстоятельства и доказательства и опирающиеся на них заключения комиссии, а также правовые акты, примененные комиссией.

(5) В резолюции решения указывается позиция комиссии об удовлетворении, частичном удовлетворении или оставлении заявления без удовлетворения.

Статья 36. Ознакомление с решением
(1) Копия решения отправляется сторонам спора по почте заказным письмом с уведомлением о получении в течение двух рабочих дней со дня принятия решения.

(2) Решение комиссии опубликовывается на сайте Департамента защиты прав потребителей в течение двух рабочих дней после подписания решения членами комиссии.

Статья 37. Исполнение решения
(1) Решение комиссии исполняется в течение одного месяца со дня, следующего за днем получения копии решения комиссии, если в решении не указан иной срок.

(2) Об исполнении решения лицо, занимающееся торговлей, письменно информирует Департамент защиты прав потребителей.

(3) Если с решением комиссии не согласны и оно выполняется, стороны спора могут обратиться для рассмотрения того же спора в уездный суд. (Закон от 15.12.2005)

(4) В случае не исполнения решения комиссии Департамент защиты прав потребителей имеет право с согласия потребителя обратиться в качестве представителя потребителя для рассмотрения того же спора в уездный суд, если спор имеет важное значение с позиции применения закона или иных правовых актов и общих интересов потребителей. (Закон от 15.12.2005)


Глава 6. НАДЗОР

Статья 38. Учреждения по надзору за защитой прав потребителей
За обеспечением прав потребителей, предоставленных настоящим Законом и иными правовыми актами, надзор осуществляют Департамент защиты прав потребителя, Инспекция по охране здоровья, должностные лица префектуры полиции и местного самоуправления (далее – лицо, осуществляющее надзор) в пределах своей компетенции. (Закон от 15.12.2005)

Статья 39. Права осуществляющего надзор лица
(1) При выполнении своих обязанностей лицо, осуществляющее надзор, имеет право:
1) контролировать соответствие требованиям предлагаемого товара и услуг, в случае необходимости осуществляя контрольные закупки;
2) беспрепятственно входить в используемые в хозяйственной или профессиональной деятельности лица, занимающегося торговлей, помещения и открывать перевозящее товар транспортное средство в присутствии лица, занимающегося торговлей, или его представителя или должностного лица полиции;
3) требовать от лица, занимающегося торговлей, или производителя соответствующие документы, материалы и разъяснения, а также иную соответствующую информацию;
4) приостанавливать предложение и продажу опасных товаров или услуг, в случае необходимости используя опечатывание или пломбирование;
5) делать лицу, занимающемуся торговлей, устные предупреждения и обращать его внимание на не выполнение требований в сфере защиты прав потребителя;
6) вносить предложения компетентному лицу или институту о приостановлении или прекращении деятельности лица, занимающегося торговлей, в предусмотренном законом порядке, если лицо, занимающееся торговлей, не следует требованиям, установленным для его вида деятельности;
7) делать предписания в пределах своей компетенции.

(2) Лицо, осуществляющее надзор, обязано при исполнении должностных заданий предъявлять должностное удостоверение.

Статья 40. Предписание лица, осуществляющего надзор
(1) В случае установления правонарушения лицо, осуществляющее надзор, может вынести предписание, в котором:
1) представляет требование прекратить правонарушение и по возможности восстановить прежнюю ситуацию или
2) обязывает приостановить предложение и продажу данного товара или услуги, не соответствующего требованиям, и дает срок на приведение в соответствие с требованиями товара или услуги.

(2) Предписание должно содержать:
1) имя и должность составителя предписания;
2) дату вынесения предписания;
3) имя и адрес получателя предписания;
4) фактическое и правовое основание предписания;
5) ясно выраженное требование вместе с ссылкой на соответствующее положение правового акта;
6) срок исполнения предписания;
7) ставка применяемого штрафа в случае не исполнения предписания;
8) порядок опротестования предписания.

(3) Предписание выдается незамедлительно под подпись лицу, занимающемуся торговлей, или отправляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении.

(4) Исполнение предписания является обязательным для лица, занимающегося торговлей. Опротестование предписания не освобождает лицо, занимающееся торговлей, от его исполнения, за исключением случая, если суд вынес иное решение.

(5) В случае не исполнения указанного в части 1 настоящей статьи предписания можно назначить штраф в порядке, предусмотренном Законом о субститутивном исполнении и о штрафах (RT I 2001, 50, 283; 94, 580). Максимальный размер штрафа составляет 10 000 крон.

Статья 41. Прекращение деятельности, наносящей вред коллективным интересам потребителей
(1) Для прекращения деятельности, наносящей вред коллективным интересам потребителей, или во избежание данной деятельности генеральный директор Департамента защиты прав потребителей или уполномоченное им должностное лицо может вынести предписание либо Департамент защиты прав потребителей может обратиться от имени Эстонской Республики с иском в суд. (Закон от 10.12.2008)

(2) Наносящей вред коллективным интересам потребителей деятельностью является любое деяние, касающееся общих интересов неопределенного числа потребителей и находящееся в противоречии с положениями настоящего Закона, Обязательственно-правового и иных законов, преимущественно на использовании нечестных приемов торговли или намерении их использования. (Закон от 10.12.2008)

(3) Утратила силу. (Закон от 10.12.2008)

(3.1) Утратила силу. (Закон от 10.12.2008)

(4) О предписании сообщается лицу, занимающемуся торговлей, и оно выдается ему или подпись или отправляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение двух рабочих дней со дня вынесения предписания.

(5) Исполнение вынесенного генеральным директором или уполномоченным им должностным лицом соответствующего части 2 статьи 40 предписания для лица, занимающегося торговлей, является обязательным. Опротестование предписания не освобождает лицо, занимающееся торговлей, от его исполнения, за исключением случая, если судом вынесено иное решение.

(6) В случае неисполнения предписания можно назначить штраф в порядке, предусмотренном Законом о субститутивном исполнении и о штрафах. Максимальный размер штрафа составляет 10 000 крон.

Статья 41.1. Прекращение деятельности, наносящей вред коллективным интересам потребителей, противоречащей положениям Обязательственно-правового закона
(1) Генеральный директор Департамента защиты прав потребителей или уполномоченное им должностное лицо может издать предписание и потребовать от лица, занимающегося торговлей, нарушившего указанную в статьях 54, 54.1, 55, 62.1, 380, 404-406 и 867-870 Обязательственно-правового закона обязанность по уведомлению, прекратить нарушение и воздерживаться в дальнейшем от совершения нарушения. (Закон от 10.12.2008)

(2) Согласно статьям 45, 50, 61, 236, 387, 420, 656 и 881 Обязательственно-правового закона Департамент защиты прав потребителей может от имени Эстонской Республики обратиться с иском в суд и потребовать от лица, занимающегося торговлей, прекратить нарушение и воздерживаться от нарушения прав потребителей. (Закон от 10.12.2008)

(3) До обращения с иском в суд Департамент защиты прав потребителей извещает лицо, занимающееся торговлей, о намерении обратиться в суд и предоставляет ему возможность высказать в отношении этого свою позицию. (Закон от 10.12.2008)

Статья 42. Прекращение пограничной деятельности, наносящей вред коллективным интересам потребителей
(1) Положения настоящей статьи применяются в случае, если деятельность лица, занимающегося торговлей в одном из государств-членов ЕС, находится в противоречии с положениями определенной директивы настолько, насколько они предусмотрены в применяемых в государстве-члене ЕС правовых актах, и последствия нарушения выявляются в другом государстве-члене ЕС.

(2) Перечень указанных в части 1 настоящей статьи директив устанавливает министр экономики и коммуникаций своим постановлением.

(3) Учреждения и организации государств-членов ЕС, опубликованные в официальных изданиях Европейского Союза, имеют право ходатайствовать о подаче Департаментом защиты прав потребителей иска или о вынесении предписания либо подать иск самостоятельно для прекращения такой деятельности действующего в Эстонии лица, занимающегося торговлей, которая находится в противоречии с положениями указанных в части 2 настоящей статьи директив настолько, насколько они предусмотрены в применяемых в Эстонии правовых актах, и что наносит вред коллективным интересам потребителей данного государства-члена ЕС. (Закон от 10.12.2008)

(4) Министр экономики и коммуникаций в согласовании с соответствующими министрами назначает учреждения и организации Эстонии, обладающие правом ходатайствовать в государстве-члене ЕС о прекращении деятельности действующего лица, занимающегося торговлей, находящейся в противоречии с положениями указанных в части 2 настоящей статьи директив настолько, насколько они предусмотрены в применяемых в государстве-члене ЕС правовых актах, и что наносит вред коллективным интересам потребителей Эстонии.

Статья 42.1. Сотрудничество в сфере защиты прав потребителей
(1) Сотрудничество между компетентными органами государств – членов Европейского Союза, ответственными за реализацию законодательства о защите интересов потребителей, осуществляется в соответствии с Постановлением Европейского Парламента и Совета Европы 2006/2004 (Регламент о сотрудничестве по защите потребителей) (ELT L 364, 9.12.2004, стр. 1 - 11). (Закон от 15.12.2005)

(2) Контактным учреждением при применении указанного в части 1 настоящей статьи постановления является Департамент защиты прав потребителей. (Закон от 15.12.2005)

(3) Министр экономики и коммуникаций назначает по согласованию с причастными министрами компетентные учреждения, ответственные за применение указанного в части 1 постановления. (Закон от 15.12.2005)

(4) Министр экономики и коммуникаций сообщает Европейской Комиссии и другим государствам – членам ЕС наименования компетентных учреждений, ответственных за применение указанного в части 1 постановления, а также единое контактное учреждение. (Закон от 15.12.2005)


Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 43. Предложение или продажа опасного товара или оказание опасной услуги
Утратила силу. (Закон от 11.10.2007)

Статья 44. Не сообщение или промедление с сообщением об опасном для здоровья, жизни или имущества потребителя товаре или услуге
Утратила силу. (Закон от 11.10.2007)

Статья 45. Нарушение требований по предоставлению информации о свойствах, условиях использования и гарантии на товар или услугу или требований по сообщению цены
(1) Нарушение требований по предоставлению информации о свойствах, условиях использования и гарантии на товар или услугу или требований по сообщению цены, -
наказывается денежным штрафом в размере до 100 штрафных единиц.

(2) То же деяние, совершенное юридическим лицом, -
наказывается денежным штрафом в размере до 30 000 крон.

Статья 46. Нарушение требований, установленных в отношении товара или продажи товара или оказания услуги
(1) Нарушение лицом, занимающимся торговлей, требований, предъявляемых в отношении срока реализации, маркировки или инструкции по использованию товара или требований, установленных в отношении гарантии на товар или услугу, а также нарушение требований, предъявляемых к другим товара или услугам или к продаже товара, -
наказывается денежным штрафом в размере до 200 штрафных единиц.

(2) То же деяние, совершенное юридическим лицом, -
наказывается денежным штрафом в размере до 40 000 крон.

Статья 47. Обман потребителя
(1) При продаже товара или оказании услуги лицом, занимающимся торговлей:
1) недовес, недомер или неправильное вычисление;
2) не соблюдение утвержденных тарифов или оговоренных или сообщенных цен или
3) не предоставление правдивой информации на эстонском языке или сокрытие свойств, цены или происхождения товара или услуги, -
наказывается денежным штрафом в размере до 100 штрафных единиц.

(2) То же деяние, совершенное юридическим лицом, -
наказывается денежным штрафом в размере до 30 000 крон.

Статья 47.1. Нарушение запрета на использование нечестных приемов рыночной торговли
(1) Нарушение лицом, занимающимся торговлей, запрета на использование нечестных приемов рыночной торговли –
наказывается денежным штрафом в размере до 300 штрафных единиц. (Закон от 11.10.2007)

(2) То же деяние, совершенное юридическим лицом, -
наказывается денежным штрафом в размере до 50 000 крон. (Закон от 11.10.2007)

Статья 48. Производство
(1) К проступкам, установленным статьями 45 – 47.1 настоящего Закона, применяются положения Общей части Пенитенциарного кодекса и положения Деликтно-процессуального кодекса. (Закон от 11.10.2007)

(2) Внесудебное производство по делам о проступках, установленным в статьях 45 – 47 настоящего Закона, осуществляют:
1) Департамент защиты прав потребителей;
2) Инспекция по охране здоровья;
3) волостные или городские управы. (Закон от 11.10.2007)

(3) Внесудебное производство по делам о проступках, установленных в статье 47.1 настоящего Закона, осуществляет Департамент защиты прав потребителей. (Закон от 11.10.2007)


Глава 8.
ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Статья 49. Признание недействительным ранее действующего Закона
Закон о защите прав потребителей (RT I 1994, 2, 13; 1999, 35, 450; 102, 907; 2000, 40, 252; 59, 379; 2001, 50, 283 и 289; 56, 332; 2002, 18, 97; 35, 214; 53, 336; 61, 375; 63, 387) признается недействительным.

Статья 50. Внесение изменений в Обязательственно-правовой закон
Не приводятся.


Статья 51. Внесение изменений в Закон об алкогольной продукции
Не приводятся.

Статья 52. Внесение изменений в Закон о взрывчатых материалах
Не приводится.

Статья 53. Вступление Закона в силу
(1) Настоящий Закон вступает в силу 15 апреля 2004 года.

(2) Статья 42 настоящего Закона вступает в силу при присоединении к Европейскому Союзу.




Председатель Рийгикогу Эне Эргма




1 Директива Европейского Парламента и Совета 2005/29/E, которая рассматривает нечестные обычаи торговли на внутреннем рынке, связанные со сделками между предпринимателем и потребителем, а также вносит изменения в Директиву Совета 84/450/EM, Директивы Европейского Парламента и Совета 97/7/E, 98/27/E и 2002/65/E, а также в Постановление Европейского Парламента и Совета (E) № 2006/2004 (Директива о нечестных обычаях торговли) (ELT L 149, 11.06.2005, стр. 22 –39).



 

 

////////////////////////////