Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 22
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ) Методические указания
к выполнению домашнего задания
по дисциплине «Основы Интернет-экономики»
Новочеркасск 2008 УДК Рецензент – д-р техн. наук А.А.Михайлов Составители А.А.Сухова, Л.Ю.Семина
Методические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине «Основы Интернет-экономики»
/ Сост. А.А.Сухова, Л.Ю.Семина
; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2008. – 16 с. – 50 экз. Методические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине «Основы Интернет-экономики» содержат информацию о современных методах и способах ведения предпринимательской деятельности в электронной среде, организации и ведении электронного бизнеса. Предназначена для студентов всех форм обучения специальности 230201 «Информационные системы и технологии». УДК © Шахтинский институт ЮРГТУ, 2008 © Сухова А.А., Семина Л.Ю. 2008 Введение............................................................................................. 1. Теоретическая часть...................................................................... 1.1. Порядок выполнения.................................................................. 1.2. Варианты тем к теоретической части....................................... 2. Практическая часть. Предприятия электронной коммерции.... 2.1. Предприятия электронной коммерции сектора B2C............... 2.2. Предприятия электронной коммерции сектора B2B............... 3. Содержание отчёта.......................................................................... Библиографический список.............................................................. 4 5 5 5 7 7 10 11 13 ВВЕДЕНИЕ
Интернет-технологии занимают устойчивые позиции в российской экономике. По данным исследований, аудитория Всемирной сети, как в РФ, так и во всем мире, стремительно растет с каждым годом. Интернет-технологии формируют новую интернет-экономику, основывающуюся на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невоспроизводимых ресурсов. Появляются новые отрасли бизнеса, стираются грани между товарами и услугами, между традиционными и «виртуальными» продуктами. Современная Интернет-инфраструктура активно стимулирует рост экономики высокоразвитых государств, а также предоставляет шанс для роста и интеграции в мировое хозяйство менее развитым странам. Интернет-экономика влияет на перераспределение форм деловой активности, рыночных ниш и на изменение традиционных форм государственного устройства Первый вопрос, рассмотренный в данных методических указаниях, – теоретический, второй – практический: знакомство с представленными в глобальной сети Интернет предприятиями электронной коммерции, изучение структуры электронных предприятий: - Business-to-Business (B2B) (варианты 1-12); - Business-to-Customers (B2C) (варианты 13-22). По результатам защиты домашнего задания студенту выдается допуск к зачету по дисциплине. 1. Теоретическая часть
1.1. Порядок выполнения
Первая часть домашнего задания по дисциплине «Основы Интернет-экономики» состоит в исследовании теоретического вопроса по варианту. Вариант темы выбирается студентом в соответствии с его номером по списку в журнале посещения занятий. 1.2. Варианты тем к теоретической части
1. Несанкционированный доступ к закрытым Интернет-ресурсам. Особенности законодательного регулирования в России. 2. Особенности продвижения Интернет-проекта. Регистрация в поисковых системах. Службы индексации. Интернет-маркетинг. Интернет-реклама. 3. Сервисы статистики для анализа успешности Интернет-проекта. 4. Интернет-реклама. Привлечение целевой аудитории к Интернет-ресурсу. Массовые рассылки. Борьба с нежелательными сообщениями, доставляемыми по электронной почте. 5. Принципы построения сети Интернет. Системы доменных имен. Особенности регистрации доменных имен в России. Типы провайдеров и особенности выбора. 6. Несанкционированный доступ к закрытым Интернет-ресурсам. Особенности законодательного регулирования в России. 7. Особенности продвижения Интернет-проекта. Регистрация в поисковых системах. Службы индексации. Интернет-маркетинг. Интернет-реклама. 8. Сервисы статистики для анализа успешности Интернет-проекта. Интернет-реклама. Привлечение целевой аудитории к Интернет-ресурсу. Массовые рассылки. Борьба с нежелательными сообщениями, доставляемыми по электронной почте. 9. Принципы построения сети Интернет. Системы доменных имен. Особенности регистрации доменных имен в Беларуси и России. Типы провайдеров и особенности выбора. 10. Несанкционированный доступ к закрытым Интернет-ресурсам. Особенности законодательного регулирования в России. 11. Особенности продвижения Интернет-проекта. Регистрация в поисковых системах. Службы индексации. Интернет-маркетинг. Интернет-реклама. 12. Сервисы статистики для анализа успешности Интернет-проекта. 13. Интернет-реклама. Привлечение целевой аудитории к Интернет-ресурсу. Массовые рассылки. Борьба с нежелательными сообщениями, доставляемыми по электронной почте. 14. Принципы построения сети Интернет. Системы доменных имен. Особенности регистрации доменных имен в России. Типы провайдеров и особенности выбора. 15. Способы и режимы обработки информации: технологии пакетной, диалоговой и сетевой обработки информации, однопользовательский и многопользовательский режимы обработки информации. 16. Современные программные продукты в области тестирования экономического состояния предприятий: «Анализ финансового состояния предприятия» (АФСП), «Универ ция - экономика» (ИНЭК), «Бухгалтерия и экономика малого бизнеса» фирмы «Интеллект-Сервис» и др. 17. Современные программные продукты, поддерживающих указанную технологию: Интегрированные пакеты Project Expert, Audit Expert, Marketing Expert, Forecast Expert фирмы Pro-Invest Consulting, «Инвестор» фирмы ИНЭК и др. 18. Сущность Интернет-товара. 19. Взаимодействие спроса и предложения на рынке Интернет-товаров 20. Группы новостей, списки, рассылки, прямой маркетинг, как часть кибермаркетинговой стратегии. 21. Современные программных продуктов, поддерживающих технологию экспертных систем в экономике: экспертная оболочка ЭКО (фирма Argussoft), программный комплекс SIMER-MIR (Исследовательский центр искусственного интеллекта ИПС РАН) и др. 22. Интернет магазина (основные отличия от реальных аналогов, структура, каталог товаров, система навигации по сайту и т.д.). 2. Практическая часть. Предприятия электронной коммерции
Цель практического задания
:
знакомство с представленными в глобальной сети Интернет предприятиями электронной коммерции сектора Business-to-Business (B2B) (варианты 1-12) и Business-to-Customers (B2C) (варианты 13-22). Изучение структуры электронных предприятий. Задания к работе
1. Смоделировать процесс покупки выбранного товара/услуги. 2. Проанализировать типовую структуру электронных магазинов. 3. Провести сравнительный анализ рассмотренных электронных магазинов по приведенным в методических указаниях критериям. Результат анализа занести в отчет. 2.1. Предприятия электронной коммерции сектора
B
2
C
По номеру списка в журнале посещения студентов выбрать из табл. 1 соответствующий вид товаров/услуг предприятий электронной коммерции сектора В2С. Таблица 1 Виды товаров/услуг электронной коммерции сектора
B
2
C
Номер варианта Товарная группа 1
2
1 Аудио, видео 2 Книжная продукция 3 Компьютерная техника 4 Лекарственные препараты 5 Мебель, предметы интерьеры 6 Одежда, обувь 7 Парфюмерия, косметика 8 Программное обеспечение Продолжение таблицы 2 1
2
9 Продукты питания 10 Спортивные товары 11 Средства связи 12 Ювелирные изделия Пользуясь средствами поиска сети Интернет найти четыре электронных магазина, торгующих соответствующими товарами/услугами, и занести названия и web-адреса магазинов в табл.2. № Товарная группа Название Web-адрес магазина Название товара/ Для осуществления процесса покупки в большинстве электронных магазинов необходимо пройти регистрацию. При нежелании предоставлять реальные данные о себе (имя, адрес, e-mail) в процессе регистрации можно ввести данные, не соответствующие действительности. Примечание:
В процессе покупки подтверждения заказа НЕ ДЕЛАТЬ!
После завершения процесса моделирования покупки занести в отчет ответы на указанные ниже вопросы по каждому из четырех электронных магазинов. 1) Оцените товарный ассортимент магазина (наличие разделов и подразделов). 2) Сколько шагов, потребовалось для поиска необходимого товара (при использовании меню и поисковой системы)? 3) Оцените полноту представленного текстового описания выбранного товара/услуги. 4) Отметьте достоинства и недостатки пользовательского интерфейса. 5) Отметьте наличие/отсутствие графического и мультимедийного описания товара (видео, звук) и их влияние на скорость загрузки web-страниц. 6) Проводилась ли (и на каком этапе) регистрация посетителя. Какие сведения потребовались? 7) Предлагались ли какие-либо дополнительные услуги при формировании Корзины (в т.ч. для повторных клиентов)? 8) Перечислить предлагаемые электронным магазином системы оплаты. 9) Перечислить предлагаемые электронным магазином системы доставки. Занести результаты сравнения электронных магазинов в табл.3. Для пунктов 1-7 для оценки использовать 5-ти балльную шкалу. Таблица 3 Сравнение электронных магазинов
№ Критерии оценки Электронные магазины 1 2 3 4 1 Скорость загрузки сайта 2 Полнота текстового описания 3 Степень дружественности интерфейса 4 Графическое и мультимедийное описание 5 Удобство системы регистрации 6 Дополнительные сервисные услуги 7 Полнота он-лайновой помощи 8 Стоимость выбранного товара 9 Количество товарных разделов 10 Количество шагов при поиске 11 Количество систем оплаты 12 Количество систем доставки Проанализировать результаты табл. 3.: - расположить вышеперечисленные критерии по убыванию их важности для покупателя; - расположить электронные магазины по степени удовлетворения вышеуказанным критериям. Определить «лучший» и «худший» магазин. 2.2. Предприятия электронной коммерции сектора
B
2
B
По номеру списка в журнале посещения студентов выбрать из табл. 4 соответствующий вид товаров/услуг. Таблица 4 Виды товаров/услуг электронной коммерции сектора
B
2
B
Номер варианта Товарный сектор 13 Компьютеры и ИТ 14 Лесопромышленность 15 Медицина и здравоохранение 16 Продукты питания 17 Рынок металлов 18 Связь и телекоммуникации 19 Сельское хозяйство 20 Строительство 21 Топливно-энергетический комплекс 22 Химическая промышленность Пользуясь поисковыми системами и Интернет-каталогами (Aport, Yandex, Rambler, Google и др.), а также информационно-справочным порталом http://www.business2business.ru/ найти не менее 2 предприятий сектора B2B по выбранному сектору рынка и занести их названия и web-адреса в табл. 2 Таблица 5 Названия и web-адреса предприятий сектора В2В
№ Товарный сектор Название Web-адрес предприятия После просмотра каждого из найденных предприятий занести в отчет ответы на указанные ниже вопросы. 1) Оцените представленный каталог товаров, услуг, организаций. 2) Оцените возможности поисковой системы по поиску товаров, услуг, организаций. 3) Отметьте достоинства и недостатки пользовательского интерфейса. 4) На каком этапе проводится регистрация посетителя? Каковы требования для регистрации? 5) Предлагаются ли какие-либо дополнительные услуги для клиентов (документация, постановления, обзоры, статьи, новости, биржи труда и т.п.)? 6) Присутствует ли возможность участия в тендерах? Можно ли просмотреть существующие заявки на покупку, продажу, экспорт, импорт? Доступна ли информация о ценах? 7) Имеется ли он-лайновая помощь? 8) Каковы источники дохода каждой из площадок? Проанализировать результаты п. 1-7 и сделать выводы об отличительных особенностях каждого из рассмотренных предприятий. 3. Содержание отчёта
Отчет по домашнему заданию должен быть выполнен в соответствии с правилами оформления документов в учебном процессе, четко, аккуратно и напечатан на принтере: - формат листа А4; - поля зеркальные: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, внешнее – 2 см, внутреннее – 3 см; - основной шрифт 14, Times New Roman; - названия рисунков и таблиц выполняются шрифтом 14, Times New Roman, жирный; - отступ первой строки абзаца 1,25; - межстрочный интервал 1,5; - расположение всех заголовков - по центру, перенос текста с одной строки на другую по смысловому содержанию. Оформляется домашнее задание в виде а, обязательные пункты: 1. Оглавление 2. Введение 3. Теоретическая часть 4. Практическая часть (выводы о достоинствах и недостатках выбранного вида товаров/услуг электронной коммерции предприятий). 5. Библиографический список Библиографический список
1. Козырев А. А. Информационные технологии в экономике и управлении Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова (Высшее проф. образование), 2000. – 358 с. 2. Электронная коммерция. В2В-программирование Практ. руководство: Пер.с англ. eCommerce Development: Business to Business. - СПб.: BHV (Мастер), 2001. - 365с.+прил.на CD 3. Красильников О.Ю., Красильникова Е.В. Теоретические основы Интернет-экономики. – Саратов: Научная книга, 2007. – 111 с. 4. Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. – Питер, 2002 -. 272 с. 5. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами. Модульная программа для менеджеров. Модуль 17. –М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с. 6. Информационные технологии управления: учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. -М.: ИНФРА-М, 2001. - 216с. 7. Гринберг А.С., Горбачёв Н.Н., Бондаренко А.В. Информационные технологии управления. - М.: Юнити, 2004. 8. Основы интернет-экономики и электронного бизнеса. Учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2003. 9. Ильина О.П. Информационные технологии бухгалтерского учета. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с. 10. Черенков А.П. Информационные системы для экономистов. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002. - 192 с. 11. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. Второе издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 360 с. 12. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Макаровой Н.В. — М.: Финансы и статистика, 1997. 13. Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике; УПП. - М.: МЭСИ, 2000. 14. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник / Под ред. проф. Титоренко Г.А. - М.: ЮНИТИ, 1998. 15. Гаспариан М.С., Лихачёва Г.Н., Григорьев С.В., Божко В.П. Применение информационных технологий в экономике. Учебно-методическое пособие. - М.: МЭСИ, 2000. 16. Гаспариан М.С. Некоторые вопросы практического применения информационных технологий в экономике и управлении. Методическое пособие. - М.: МЭСИ, 2000. 17. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 1997. Учебно-методическое издание Методические указания по выполнению домашнего задания
по дисциплине «Основы Интернет-экономики»
Составители: Сухова Анна Александровна,
Семина Лариса Юрьевна
Редактор Т.П. Дмитриева Темплан 2008г. Подписано в печать 10.03.2008. Формат 60х841
/16
. Бумага офсетная. Ризография. Усл.-печ.л. 0,93. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 50. Южно-Российский государственный технический университет Адрес ун-та: 346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132 Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ) Адрес ин-та: 346500, г. Шахты, пл. Ленина, 1
|