Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 22
РАСЧЕТНЫЕ НОРМЫ КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЕЛЕЙ, ШТАТОВ В БИБЛИОТЕКЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (Методические рекомендации)
Составитель Сергеева Р.В., главный редактор Сизов Б.Н.-М.,1995.-33с.
Предисловие Руководители органов управления народным образованием, инспектора и методисты по библиотечным фондам учебников, директора школ, заведующие школьными библиотеками (библиотекари) найдут в настоящей работе материал о результатах научно-исследовательских работ (НИР) по определению норм книгообеспеченности учащихся и учителей, штатов школьной библиотеки, рекомендации по применению этих расчетных норм в практике школьной библиотеки, типовые операционные и комплексные нормы времени на библиотечные процессы, качественные и количественные параметры школьной библиотеки. Основой для расчета книгообеспеченности явилась Библиографическая модель библиотечного фонда школьной библиотеки1
, разработанная ГНПБ им. К.Д. Ушинского совместно с Государственной Республиканской детской библиотекой (ГРДБ), Российской Академией образования (РАО), для расчетов штатов – существующие типовые нормы времени на операционные библиотечные процессы. В определении расчетных норм принимала участие специалист из ГРЮБ Михнова И.Б. Действующими нормативами не предусмотрена целая штатная единица библиотечного работника для средней школы без параллельных классов, т.е. с 13-ю классами-комплектами. Расчетные же нормы определяют 1 штатного работника уже на неполную среднюю (основную) школу с 9-ю классами-комплектами. Расчетные нормы книгообеспеченности учащегося, учителя в школьной библиотеке определены впервые, их можно применять и в городской школе, т.к. Библиографическая модель была составлены с учетом литературы, указанной в учебных программах общеобразовательной школы. Приведенные величины книгообеспеченности являются оптимальными. Значение книгообеспеченности в определении оптимальной величины фонда. Методисты по библиотечным фондам учебников, библиотекари часто задают вопрос об оптимальной величине библиотечного фонда школьной библиотеки. Оптимальный объем фонда не должен превышать возможностей его использования читателями. Если читатель находит в библиотеке нужную ему литературу, то это означает, что состав и величина фонда удовлетворительны. Однако ни одна библиотека не может планировать стопроцентное удовлетворение потребностей читателей собственным фондом, особенно школьная (при скудных ассигнованиях на комплектование и существующем негарантированном книгоснабжении)2
. Расчеты по массовым библиотекам показали, что для выполнения всех читательских запросов требуется фонд в 5-15 раз больший, чем для удовлетворения 75% запросов. Величину фонда можно рассчитать, зная книгообеспеченность, т.е. Ф (величина фонда) = К (книгообеспеченность) * А (количество читателей-абонентов). Таким образом, задача нахождения оптимальной величины библиотечного фонда может быть решена при определении оптимальной величины книгообеспеченности. Одна из научно-исследовательских работ ставила и решала эту задачу. В соответствии с расчетами, которые представляют интерес для специалиста (даются ниже), приводим величину книгообеспеченности для учащихся 1,2,3 ступеней обучения, для учителя (учебно-методической литературой) начальных классов и предметника. 1. Книгообеспеченность одного учащегося 1-ой ступени (1-4 кл.) сельской малокомплектной школы (с учетом небольших объемов изданий детской литературы) У К1m = 29,6 книги У Кн = 29,6 книги У К2m = 28,9 кн. У К2с = 22,8 книги У К3m = 52,2 книги У К3с = 49,8 кн. Кн1уч
= (Януч
*Энуч
)/Ун = (41*0,5)/1 = 20,5 книги Кн1у ч-п
= (Яс1уч-п
*Эсуч-п
)/Ус = (234кн.* 0,5)/12=9,8 книги Кн 1уч-п
= (Ян1уч-п
*Энуч-п
)/Ун = (249 кн.*0,5)/12 = 10,4 книги 1.2. Расчет книгообеспеченности учащихся, учителя. В основу расчета норматива книгобеспеченности одного учащегося положена формула выведения показателя книгобеспеченности для массовых библиотек:3
К=Ф/А где К-книгообеспеченность, Ф-объем фонда, А – число абонентов (читателей). При этом нужно иметь в виду, что библиотечный фонд школьной библиотеки (без учебников) состоит из ядра фонда, типового для всех школьных библиотек и позволяющего обеспечить нормальный ход учебно-воспитательного процесса в соответствии с типовыми программами (в него включаются также произведения мировой классики и современной художественной литературы, научные издания, необходимые по оценкам экспертов, для воспитания культуры чтения, социального и профессионального становления учащихся в процессе самостоятельного чтения, учебно-методическая и педагогическая литература для учителей, справочно-энциклопедические издания, литература по другим отраслям знания), и из так называемой сферы ядра фонда, составленной из изданий, комплектование которыми ведется школьной библиотекой с учетом конкретных педагогических задач и специфических краеведческих потребностей (особое место занимают в ней периодические издания). Расчет нормативов книгообеспеченности учащегося, учителя основывается на количественных показателях Библиографической модели фонда сельской школьной библиотеки, которая принимается за ядро фонда, на Положении о фондах школьной библиотеки и их комплектовании4
, методических рекомендациях. «В помощь комплектованию библиотечного фонда школьной библиотеки».5
Следует обратить внимание на то, что в качестве количественных показателей раздела ядра книжного фонда - справочные издания - выступает число этих изданий, равное 56 (самые необходимые справочные издания в единственном экземпляре) (Приложение № 1). Исходными данными выступают: 1. Число изданий для учащихся в ядре фонда, дифференцированное по следующим разделам ядра и видам чтения: 1.1 Для начальной сельской школы 1-ой ступени (1-4кл.). 1.1.1. Художественная литература для дополнительного (внеклассного и самостоятельного) чтения.- 531 издание. 1.1.2. Научно-популярная литература по отраслям знания для самостоятельного чтения - 120 изданий. 1.2. Для 2-й ступени (5-9кл.): 1.2.1. Художественная литература - 221 издание. 1.2.1.1. Для чтения и изучения - 56 изданий. 1.2.1.2. Для чтения и обсуждения - 44 издания. 1.2.1.3.Для самостоятельного изучения - 221 издание. /Основание: Примерная программа по литературе для школ с русским языком обучения. 5-11 классы /Гос. комитет СССР по народному образованию.- М., 1990.- 40 с: Примерная (типовая) программа по курсу «Литература народов СССР» для школ с русским языком обучения /Гос. комитет СССР по народному образованию. НИИ содержания и методов обучения АПН СССР.- М., 1990.- 446 с./. 1.2.2. Научно-популярная, специальная литература по отраслям знания для самостоятельного чтения - 433 издания. 1.2.3. Литература для чтения на иностранных языках (английском, немецком, французском) - 9 изданий (по 3 издания на каждом языке). 1.2.4. Словари: 1.2.4.1. Русско-иностранные (русско-английский, -немецкий, французский) - 15 (по 3 экз. на 1 класс). 1.2.4.2. Иностранно-русские (англо-русский, -немецко, французско-) - 15 (по 3 экз. на 1 класс). /Основание для пп. 1.2.4.: Библиографическая модель книжного фонда сельской школьной библиотеки/. 1.3. Для 3-ей ступени: 1.3.1.Художественная литература - 174 издания, 1.3.1.1. Для чтения и изучения - 26 изданий. 1.3.1.2.Для обзорного изучения - 30 изданий. 1.3.1.3. Для самостоятельного чтения - 77 изданий. 1.3.1.4. Для чтения и обсуждения (по выбору) - 41 издание. Примечание: для пп. 1.2.-1.3. Поскольку в Библиографической модели фонда указываются НАЗВАНИЯ художественных произведений, а исходными данными для расчета нормативов книгообеспеченности служат ИЗДАНИЯ, то из всей совокупности авторов и художественных произведений, рекомендованных новыми типовыми учебными программами для разных видов чтения в 5-11 классах, учитывалось наличие крупных и ряда отдельных небольших произведений КАЖДОГО автора, выпускаемых, как правило, ОТДЕЛЬНЫМИ изданиями, в одном (наиболее важном из рекомендуемых) виде чтения. Например, произведения А.Платонова рекомендуются: рассказ - для чтения и изучения (2-я ступень), рассказ - для самостоятельного изучения (2-я ступень), «Чевенгур» - для самостоятельного изучения (3-я ступень), рассказы для обязательного изучения (3-я ступень) и для самостоятельного чтения (3-я ступень). В качестве исходных данных при расчете норматива книгообеспеченности берем 1 издание (сборник рассказов) для обязательного изучения на 2-й ступени (экземплярность - 1:2) и 1 издание (сборник повестей, в том числе «Чевенгур») для обзорного чтения на 3-й ступени (экземплярность - 1:10). 1.3.2. Научно-популярная, специальная литература по отраслям знания для самостоятельного чтения - 464 издания. 1.3.3. Литература для чтения на иностранных языках (английском, немецком, французском) - 9 (по 3 издания на каждом языке). 1.3.4. Словари: 1.3.4.1. Русско-иностранные (русско-английский,- немецкий, -французский) - 6 (по 3 экз. на 1 класс). 1.3.4.2. Иностранно-русские (англо-русский, немецко-, французско-) - 6 (по 3 экз. на 1 класс). 1.4. Для 2-й и 3-й ступеней: 1.4.1. Словари по отраслям знания - 6 изданий: 1.4.1.1.Школьный словарь иностранных слов - 1 экз. 1.4.1.2. Орфографический словарь для учащихся - 1 экз. 1.4.1.3. Школьный толковый словарь русского языка - 1 экз. 1.4.1.4. Школьный словарь антонимов русского языка - 1 экз. 1.4.1.5. Школьный словарь строения слов русского языка- 1 экз. 1.4.1.6. Школьный фразеологический словарь - 1экз. 2. ЧИСЛО ИЗДАНИЙ учебно-методической и педагогической литературы для учителей: - начальной школы - 41 издание, - малокомплектной школы - 249 изданий, - учителей-предметников сельской школы - 234 издания. 3. ЭКЗЕМПЛЯРНОСТЬ изданий, находящихся в ядре фонда, частично дифференцированная по типам школ: 3.1. Художественная литература для чтения и изучения (2-я ступень, 3-я ступень) - 1:2, для малокомплектной школы - 1:1. 3.2. Художественная литература для самостоятельного изучения (2-я ступень, 3-я ступень) - 1:10. 3.3. Художественная литература для дополнительного чтения (внеклассного и самостоятельного) (1-я ступень, 2-я ступень, 3-я ступень) 1:5 /для малокомплектной школы - 1:3/. 3.4. Литература для обзорного (самостоятельного) изучения по учебным дисциплинам - 1:10. 3.5. Словари по отраслям знания - 1:5. 3.6. Словари русско-иностранные - 1:2. 3.7. Словари иностранно-русские - 1:3. 3.8. Книги для чтения на иностранных языках -1:5. 3.9. Учебно-методическая и педагогическая литература - 1-2 экз.6
Основание для п.З.: Положение о фондах школьной библиотеки и их комплектовании /ГНПБ им. К.Д.Ушинского.- М., 1990 /проект/. 4. НАПОЛНЯЕМОСТЬ классов и классов-комплектов, дифференцированная по ступеням и типам школ: 4.1. Наполняемость одного класса начальной и 2-й ступени основной сельской школы - 25 учащихся (см.Основание). 4.2. Наполняемость одного класса-комплекта 1-й ступени сельской малокомплектной школы - 10 учащихся (условно). 4.3. Наполняемость одного класса 2-й ступени сельской школы - 30 учащихся. 4.4. Наполняемость одного класса-комплекта 2-й ступени сельской малокомплектной школы - 10 учащихся. 4.5. Наполняемость одного класса 3-й ступени сельской школы - 30 учащихся. 4.6. Наполняемость одного класса-комплекта 3-й ступени сельской малокомплектной школы - 15 учащихся (см. Основание). /Основание: Статистические материалы по общеобразовательным школам в 1989 году /Гос. комитет СССР по народному образованию.-М.,1990; Временное положение о средней общеобразовательной школе СССР (примерное): Приказ Госкомитета СССР по народному образованию от 7.07.89 N 565 // Бюл. Гособразования СССР. - 1989. - N9.-С.35-46/. 5. КОЛИЧЕСТВО КЛАССОВ И КЛАССОВ-КОМПЛЕКТОВ одной ступени сельской школы (при одной параллели): 5.1. Для 1-й ступени (1-4кл.) - 4 класса /2 класса-комплекта для малокомплектной школы/ (условно). 5.2. Для 2-й ступени (5-9кл.) - 5 классов. 5.3. Для 3-й ступени (10-11 кл.) - 2 класса. Таким образом, для выведения формул книгообеспеченности учащихся и учителей (учебно-методической литературой) использовались следующие исходные данные: - число названий в ядре фонда /Я/, - экземплярность каждого названия ядра /Э/, - наполняемость класса-комплекта /Н/, - количество классов и классов-комплектов в каждой ступени каждого типа школы /ЧК/, - число учебных дисциплин /У/ во всех ступенях. Принято, что нормативы книгообеспеченности дифференцируются по четырем параметрам: - по разделам /j/ ядра фонда школьной библиотеки: художественная литература, научно-популярная, специальная по отраслям знания, словари по отраслям знания, русско-иностранные, иностранно-русские, книги на иностранных языках, - по видам чтения /К/: на 1-2 ступенях - литература /1 / для чтения и изучения; /2/ для чтения и обсуждения; /3/ для самостоятельного изучения, на 3 ступени - литература /1/ для обязательного изучения; /2/ для обзорного изучения; /3/ для самостоятельного чтения; /4/ для чтения и обсуждения (по выбору), - по типу школы /1/: средняя, малокомплектная, основная. - по ступеням школы /У/: 1-я ступень - 1-4 кл., 2-я ступень – 5-9 кл., 3-я ступень -10-11 кл. 1. Вывод формулы книгообеспеченности одного учащегося V-й ступени 1-го типа школы /с одной параллелью/: 1.1. Количество книг К-го вида чтения в j-м разделе ядра фонда для одного класса и класса-комплекта У-й ступени школы. /ЯKjk
k
Y/ ЯKjy = (ЯKj
/ЧKy
) Где ЯKj
- количество названий К-го вида чтения в j-м разделе ядра фонда, ЧKy
-количество классов комплектов у-ой ступени школы. 1.2. Норматив книгообеспеченности одного учащегося по К-му виду чтения j-го раздела ядра у-й ступени j-го типа школы/ККjiv
/ рассчитывается по формуле: ККу
jyi
= ЯКk
jу
* ЭKy
jyi
, где ЯКk
jу
- количество К-го вида чтения в j-м разделе ядра фонда для одного класса и класса-комплекта у-й ступени школы, а ЭKy
jyi
- экземплярность К-го вида чтения в j-ом разделе ядра фонда у-ой ступени i-го типа школы. 1.3. Норматив книгообеспеченности одного учащегося по j-му разделу ядра фонда у-й ступени i-го типа школы /Ку
jyi
/ рассчитывается по формуле Ку
jyi =
ККу
jyi
1.4. Норматив КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ у-й ступени 1-го типа школы /Ку
у
// рассчитывается по формуле Кy
Уi = Ку
jyi
Наглядно (количественно) это представлено в Приложении №2. 2. Норматив КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ ОДНОГО УЧИТЕЛЯ сельской школы /К1уч
/ рассчитывается по формуле: К1уч
= (Яуч
* Э1уч
)/У где Яуч
- количество названий в ядре фонда педагогической и учебно-методической литературы, Э1уч
- экземплярность одного названия, У - число учебных дисциплин (количественно - в Приложении №3). 2. РАСЧЕТНЫЕ НОРМЫ ШТАТОВ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.
В основу расчета (Приложение №4) штатов школьной библиотеки были положены «Типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках» (М.: Центр. бюро нормативов по труду Госкомитета СССР по труду и соц. вопросам, 1989). При этом учитывалось количество читателей, объем новых поступлений. В 1991 году вышли новые Типовые нормы времени7
,8
поэтому в Приложении №4 приводятся (7) также те нормы времени, которые отличаются от ранее принятых. Объем данной работы позволяет привести только расчет трудозатрат библиотечного работника школьной библиотеки, занимающего 0.5 ед. должности штатного сотрудника. Принято считать, что полезный фонд рабочего времени одного работника библиотеки за год в среднем с вычетом 10% времени по обслуживанию рабочего места, на отдых, личные надобности, включая физкультурные паузы, составляет 1910 час. (без учета времени на нетрудоспособность работника по болезни). Следовательно, для сотрудника – «полставочника» он равняется 955 час. Расчет же рабочего времени (без включения трудозатрат на межбиблиотечный абонемент, прием и учет литературы взамен утраченной, на работу с учителями, родителями учащихся, походы по домам учащихся-задолжников, написание открыток переехавшим в другую территорию читателям, на работу с фондом учебников9
, т.к. эти процессы трудно поддаю нормированию) дает цифру 670 часов. Если принять условно, что на все неучтенные виды работ уходит в среднем в рабочий день 1 час, то временные затраты библиотекаря составляют 204 часа в год + 670 час. = 874 час. Исходя из расчета времени, затрачиваемого на библиотечные процессы, предлагается следующее распределение штатов школьных библиотек в зависимости от классов (классов-комплектов): Существующие нормативы штатов Рекомендуемые нормативы Кол-во классов Штаты Кол-во классов Штаты 1-6 Доплата10
1-3 Доплата 7-13 0,5 4-8 0,5 14-29. 1 9-18 1 30-33 1,5 19-29 1.5 34 и более 2 30-40 2 Дополнительное количество библиотекарей школ, согласно статье 32 Закона РФ о народном образовании11
может устанавливаться дирекцией образовательного учреждения в соответствии с потребностью школы и производственной необходимостью в пределах средств, предусмотренных школе на заработную плату. Это особенно относится к тем случаям, когда количество классов меньше нормы на 1-2 класса по сравнению с прошлым годом, а также когда количество классов (особенно в городских школах) превышает цифру 40. При этом можно исходить из Типовых штатов: на каждые последующие 14 классов-комплектов - 1 штатная единица библиотечного работника, или рекомендуемых -1 шт.ед. на каждые последующие 10 классов комплектов. В помощь библиотекам школ, органам управления народным образованием приводятся также комплексные нормы времени на библиотечные процессы12
(Приложение №5), которые удобнее операционных для подсчета временных затрат на те или иные процессы в комплексе (описание, проверка библиотечного фонда и т.д.). Пользуясь ими, можно эффективнее рассчитать необходимое количество штатных единиц в школьной библиотеке и др. (например, сроки проверки фонда). Приложение № 1 СПИСОК СПРАВОЧНЫХ ИЗДАНИЙ, ВХОДЯЩИХ В ЯДРО КНИЖНОГО ФОНДА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ №№ п/п Название издания 1 2 1. Александрова З.Н. Словарь синонимов русского языка 2. Ахманова О.В. Словарь лингвистических терминов 3. Ашукин П.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова 4. Детская энциклопедия в 12томах. Т. 1 5. То же. Т.2 6. То же. Т.З 7. То же. Т.4 8. То же Т.5 9. То же Т.6 10. То же Т.7 11. То же Т.8 12. То же Т.9 13. То же Т. 10 14. То же Т. 11 15. То же Т. 12 16. Книговедение: Энциклопедический словарь 17.. Ожегов С.И. Словарь русского языка 18. Политический словарь 19. Словарь иностранных слов 20. Словарь юного книголюба 21. Советский энциклопедический словарь 22. Что такое? Кто такой? 3 т. Т. 1 23. То же. Т.2 24. То же. Т.З 25. Краткий энциклопедический словарь 26. Энциклопедический словарь юного астронома 27. Энциклопедический словарь юного биолога 28. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа 29. Энциклопедический словарь юного земледельца 30. Энциклопедический словарь юного зрителя 31. Энциклопедический словарь юного литературоведа 32. Энциклопедический словарь юного математика 33. Энциклопедический словарь юного музыканта 34. Энциклопедический словарь юного натуралиста 35. Энциклопедический словарь юного спортсмена 36. Энциклопедический словарь юного техника 37. Энциклопедический словарь юного физика 38. Энциклопедический словарь юного филолога 39. Энциклопедический словарь юного химика 40. Энциклопедический словарь юного художника 41. Краткий экономический словарь 42. Краткий геологический словарь 43. Атлас мира: Австралия 44. То же: Америка 45. То же: Африка 1 2 46. То же: Западная Европа 47. Атлас СССР 48. Географический энциклопедический словарь 49. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4т. Т.1. 50. То же Т.2. 51. То же Т.3. 52. То же. Т.4. 53. Атеистический словарь 54. Словарь по этике 55. Красная книга СССР 56. Букчина В.З., Калакуцкая Л.Р. Слитно или раздельно: (опыт словаря-справочника) Приложение № 2 ТАБЛИЦА РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ 1 УЧАЩЕГОСЯ И 1 КЛАССА И КЛАССА-КОМПЛЕКТА СЕЛЬСКОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № п/п Разделы ядра фонда Виды чтения /К/ Количество изданий ядра фонда на один класс Количество экземпляров одного издания на одного учащегося /ЭКy
jyi
/ Книгообеспеченность одного учащегося /Ky
kjyi
= Яy
kjy
/ Эy
kjyi
/ 1-я ступень /1у/ 2-я ступень /2у/ 3-я ступень /3y/ 1-я ступень /1у/ 2-я ступень, /2у/ 3-я ступень /3y/ 1-я ступень 2-я ступень 3-я ступень 1-я ступень 2-я ступень 3-я ступень Ма-ло-комп-лект-ная школа Начальная школа Ма-ло-комп-лект-кая школа Основная школа Ма-ло-ком-плек-тная школа Средняя школа Ма-ло-комп-лект-ная школа Начальная школа Ма-ло-комп-лект-кая школа Основная школа Ма-ло-ком-плек-тная школа Средняя школа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1. Худо-жест-вен-ная литература 1.1. Для дополнитель-ного чтения 531/4= 132,75 0,2 0,2 - - - - 26,55 26,55 1.2. Для чтения и изучения - 56/5 = 11,2 - - - 1,0 0,5 - - - - 11,2 5,6 - - 1.3. Для чтения и обсуждения - 44/5 =8,8 - - - 0,3 0,2 - - - - 2,64 1,76 - - 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1.4. Для само-стоя-тель-ного чтения - 121/5 =24,2 - - - 0,1 0,1 - - - - 2,42 2,42 - - 1.5. Для обязательного изучения - - 26/2=13 - - - - 1,0 0,5 - - - - 13 6,5 1.6. Для обзорного изучения - - 30/2=15 - - - - 0,1 0,1 - - - - 1,5 1,5 1.7. Для чтения и обсуждения по выбору - - 41/2= 20,5 - - - - 0,3 0,3 - - - - 6,15 10,25 2. Науч-но-по-пуляр-ная, специ-аль-ная лите- ратура по отраслям знания Для само-стоя-тель-ного изучения Для само-стоя-тель-ного изучения Для само-стоя-тель-ного изучения 120/4= 30 433/5= 86,6 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 3 3 8,66 8,66 23,2 23,2 3. Слова-ри: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 3.1. Рус-ско-ино-стран-ные - 3 3 - - 0,5 0,5 0,5 0,5 - - 1,5 1,5 1,5 1,5 3.2. Ино-стран-но-рус-ские - 3 3 - - 0,3 0,3 0,3 0,3 - - 0,9 0,9 0,9 0,9 3.3. По отрас-лям знания - 6 6 - - 0,2 0,2 0,2 0,2 - - 1,2 1,2 1,2 1,2 4. Книги для чтения на иностранных языках - 9/5=1,8 9/2=4,5 - - 0,2 0,2 0,2 0,2 - - 0,2 0,2 0,2 0,2 Приложение № 3 ТАБЛИЦА РАСЧЕТОВ
НОРМАТИВОВ КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ 1 УЧИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
1. Начальная школа № п/п Раздел ядра фонда Учебные дисциплины, учтенные в б/ф модели фонда /Ун
/ Количество названий в ядре фонда /ЯнУч
/ Количество экземпляров 1 названия на 1 учителя /ЭнУч
/ Книгообес-печен-ность одного учителя /Кн1уч
/ Средний срок службы одного издания /Сн/ Средняя цена 1 издания /Цн/ Коэффициент повышения цены /Н/ Объем ассигнований на 1 учителя /Ан1уч
/ 1. Педагогическая и учебно-методическая литература 1 41 0,5 20,5 5 0,60 3 7,30 Объем ассигнований на 1 учителя 1 параллели /Ануч
/ 2. Малокомплектная школа 12 249 0,5 10,38 5 0,60 3 3,74 44,88 3. Сельская (полная) школа 12 234 0,5 9,75 5 0,60 3 3,51 42,12 Приложение № 4 ТИПОВЫЕ НОРМЫ, ПРИМЕНЕННЫЕ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ. № п/п Наименование работы Ед. измерения Норма времени Кол-во ед. за год Время за год Примеча-ние 1 2 3 4 5 6 7 1. Формирование фондов 1. Комплектование Просмотр планов выпуска издательств («Педагогика», «Просвещение», «Дет. Литература» и др.) Одна позиция 0,8 мин. 0.6х
ок. 500 6.66 2. Оформление заказа в книжные магазины 1 заказ 30мин. или 310 15.5 Ежегодное пол. изд. 300-350 ед. 10 изд. 3. Оформление подписки на периодические издания 1 назв. 3 мин. 25 1,25 ч. 20-30 назв. периодики получ. б-ка ежегодно 4. Расходы времени, связанные с транспортом13
14 час. 5. Составление регистрационной карточки для картотеки периодических изданий 1 карт. 2 мин. 25 0,83 ч. 6. Штемпелевание изданий на обороте титульного листа и 17-й странице 1 изд. 0,3 мин. 335 1,67 310кн.+25 пер. изданий 7. Инвентаризация изданий 1 номер 1 изд. 1,53 мин. 310 7,9 8. Суммарный учет изданий 1 зап. 0,16м. 310 0,82 ч. 1 изд. 9. Исключение изданий из учетных документов 1 изд. 1,1 м. 120 2,2 ч. Итого: 50,83 час. 10. Формирование библиографической записи на каталожной карточке 1 назв. 5-6 элементов описания 6,06 м. 190 19,19 ч. Из 310 экз. Ок. 190-ори гин. наим. (ост.- дубле- ты) 11. Систематизация изданий (указание шифра на каталожной карточке) 1 назв. 5,5 190 17,41 ч. -«»- 12. Определение авторского знака издания по авторским таблицам и запись на карточке 1 назв. 0.75 0,6* 190 2,37 ч. 13. Наклейка на издание листка срока возврата 1 изд. 0,5 м. 335 2.79 14. Наклейка ярлыка на издание -«»- 0.32 310 1.65 1 2 3 4 5 6 7 15. Написание шифра -«»- 0,4 м. 0,3* 310 2,06 Итого: 45,47 П. Организация и ведение библиотечных каталогов 16. Подбор карточек по алфавиту авторов и заглавий для расстановки в каталоги 1 карт. 0,4 м. 190 1,26 17. Расстановка карточек в каталоги -«»- 0,4 м. 190 1,26 ч. 18. Редактирование каталогов -«»- 1 мин. 1 карт. ок.500 8,33 ч. Работа проводится не кажд. год: в сред., на 1ч. приход. ок. 500 карт. 19. Написание разделителей (буквы, слога), их расстановка -«»- 1.4 м. 1.2* 1.4* 10 0,23 ч. 20. Изъятие карточек из каталогов или сведений об издании -«»- 0,5 120 1 час Согласно кол-ву исключаемых изданий Итого: 12,08 час. III. Работа с фондами 21. Расстановка изданий по шифрам 1 изд. 1,49 850 21,1 ч. 22. Расстановка журналов, газет 1 компл. 1,00 1,20 20 5 0,33 ч. 0,1 ч. 23. Проверка правильности расстановки в отдельных массивах фонда массив фонда 600изд. 2500 6,99 ч. 1,68ч. 24. Передвижка изданий в фонде (передвинуть, перенести на свободные места) 1 м/полка 4,4 мин. 4,2* 5 0,36 ч. 25. Написание полочных разделителей 1 разд. 4 мин. 10 0,66 26. Мелкий ремонт изданий (подклеить книгу, журнал, восстановить заглавие) Проведение игр («Больница доктора Айболита» и др.) ** 1 изд. 1 раз в мес. 1,5 мин. 50 1,25 ч. 12 час. 27. Обеспыливание 1 изд. 0,18 мин. 2500 7,5 ч. 28. Просмотр фонда с целью изъятия ветхих, устаревших по содержанию изданий ветх.+уст. 1мин.+ 3,75 мин./2 = 2,37 мин. 29. Подготовка изданий к актированию -«»- 0,4 мин. 200 1,5 ч. 30. Составление списка к акту, подсчет суммы стоимости -«»- 0, 94 мин. 200 3,1 час. 31. Заказ машины, вывоз вторсырья, продажа списанной литературы** 14 час. Итого: 154,64 час. 1 2 3 4 5 6 7 IV. Обслуживание читателей 32. Запись в библиотеку (записать в тетрадь регистрационного учета, заполнить читательский формуляр) 1 чит. 4,5 мин. 40 3 час. 33. Расстановка по алфавиту читательских формуляров 1 форм. 0,5 мин. 800 3 час. 34. Подбор книг читателям. Беседа о книге 1 чит. 4 мин. 35. Выдача, запись книги в формуляр -«»- 4 мин. 800 53,33 ч. 36. Прием издания от читателя (найти чит. формуляр, сделать отметку о сдаче литературы) -«»- 2,5 мин. 850 35,4 ч. 37. Проведение консультаций для читателя у книжных полок или каталогов (картотек) 1 конс. 5 мин. 120 10 38. Работа с формуляром читателя (провести анализ читательских формуляров, выявить данные об интересах 1 форм. 5 мин. 115 9,58 ч.
|