Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Рекомендации методические по подготовке публичного отчета общеобразовательного учреждения

 

             

Рекомендации методические по подготовке публичного отчета общеобразовательного учреждения

Приложение к письму

министерства образования и науки

Самарской области

от 14.11.2008 № 2440

Методические рекомендации
по подготовке публичного отчета общеобразовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Публичный отчет общеобразовательного учреждения – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения (далее – ОУ); форма информирования родительской и широкой общественности, социальных партнеров о состоянии дел в ОУ, результатах его деятельности, проблемах функционирования и развития, целях на среднесрочную перспективу.

1.2. Отчетным периодом считается срок – один учебный год. Решением органа общественного участия в управлении ОУ отчетный период может быть сокращен.

Отчет по итогам учебного года публикуется не позднее 1 октября.

1.3. Основными целевыми группами публичного отчета являются родители (законные представители) учащихся, учащиеся, социальные партнеры ОУ, местное сообщество.

1.4. Публичный отчет согласуется с органом общественного участия в управлении ОУ и утверждается директором ОУ.

1.5. Администрация ОУ обеспечивает доведение публичного отчета до сведения целевых групп и получение от них обратной связи.

1.6. На основе публичного отчета создаются публичные доклады – сокращенные, ориентированные на конкретную целевую группу и форму представления версии публичного отчета.

Все публичные доклады утверждаются директором ОУ.

1.7. Публичный отчет является документом постоянного хранения.

Администрация ОУ обеспечивает хранение публичных отчетов и доступ к ним участников образовательного процесса.

2. Структура и содержание публичного отчета

2.1. Публичный отчет включает следующие разделы:

1) Общая характеристика ОУ.

2) Цели и результаты развития ОУ.

3) Содержание и технологии образовательного процесса.

4) Ресурсы образовательного процесса.

5) Финансовое обеспечение функционирования и развития ОУ.

6) Внешние связи и имидж ОУ.

7) Выводы о деятельности ОУ и перспективы его развития.

8) Формы обратной связи.

Содержание каждого из разделов определяется согласно Приложению к настоящим методическим рекомендациям.

2.2. Каждый из разделов публичного отчета содержит краткую текстовую информацию, не содержащую специальных терминов, и количественные данные.

Все количественные данные (доля, количество, объем) приводятся в динамике за 3 года.

2.3. Публичный отчет содержит ссылки на документы, перечень которых определяется согласно Приложению к настоящим методическим рекомендациям.

Администрация ОУ обеспечивает размещение указанных документов на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ.

3. Подготовка публичного отчета

3.1. Работа над публичным отчетом и публичными докладами включает в себя следующие шаги:

- утверждение состава и руководителя (координатора) рабочей группы, ответственной за подготовку публичного отчета;

- определение и утверждение задач публичного отчета, его содержания и механизмов обратной связи;

- разработка форм и инструментов сбора данных и оценки показателей для публичного отчета и составление графика проведения замеров;

- сбор необходимых для публичного отчета данных;

- подготовка проекта публичного отчета;

- обсуждение проекта публичного отчета администрацией ОУ и на заседании органа общественного участия в управлении ОУ;

- доработка публичного отчета по результатам обсуждения и его согласование и утверждение;

- определение и утверждение перечня способов доведения публичного отчета \ публичных докладов до сведения целевых групп;

- создание публичных докладов, адекватных способам доведения публичного отчета до сведения целевых групп, и их утверждение;

- проведение мероприятий по подготовке акций \ публикаций в соответствии с определенными способами доведения публичных докладов до сведения целевых групп;

- доведение публичного отчета \ публичных докладов до сведения целевых групп;

- обеспечение обратной связи по содержанию публичного отчета \ публичных докладов.

3.2. В рабочую группу по подготовке публичного отчета входят представители администрации ОУ и органа общественного участия в управлении ОУ.

Рабочая группа может быть дополнена представителями других групп участников образовательного процесса и местного сообщества.

3.3. График сбора данных для публичного отчета с проведением специальных замеров и работ по подготовке вводится приказом директора ОУ с указанием исполнителей из числа персонала ОУ.

4. Доведение публичного отчета до сведения целевых групп

4.1. Утвержденный публичный отчет доводится до сведения целевых групп в следующих формах:

4.1.1. Проведение открытого общешкольного родительского собрания.

4.1.2. Публикация публичного отчета на сайте ОУ.

4.1.3. Размещение публичного отчета в медиатеке \ библиотеке и в папках классных руководителей.

4.2. Утвержденные публичные доклады могут быть доведены до сведения целевых групп по решению администрации ОУ и\или органа общественного участия в управлении ОУ дополнительно в следующих формах:

- целевая рассылка;

- проведение педагогического совета;

- проведение собрания трудового коллектива;

- проведение ученической конференции;

- проведение презентации в рамках дня открытых дверей;

- выпуск и распространение сборника (брошюры) с текстом публичного доклада;

- публикация в местных СМИ;

- размещение на сайте органа местного самоуправления, органа управления образованием, ресурсного центра и т.п.;

- распространение в школьном микрорайоне информационных листков с сокращенной версией публичного доклада и указанием адреса сайта, где представлена полная версия;

- размещение на стендах.

ОУ может использовать другие формы доведения публичных докладов до сведения целевых групп.

4.3. Учредитель ОУ, в пределах имеющихся средств и организационных возможностей, содействует публикации и распространению публичных докладов.


Приложение к

Методическим рекомендациям

по подготовке публичного отчета

общеобразовательного учреждения

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИЧНОГО ОТЧЕТА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения (ОУ)

Раздел состоит из следующих пунктов:

1.1. Формальная характеристика ОУ.

Приводятся данные: учредитель; тип, вид, статус учреждения; контактная информация.

1.2. [Характеристика географических и социокультурных показателей ближайшего окружения ОУ.] [1]

1.3. Характеристика состава обучающихся.

Приводятся данные[2] :

численность обучающихся всего и по ступеням обучения;

количество классов;

структура состава обучающихся а) по месту проживания (в районе учреждения \ в других территориях), б) по направлениям обучения (если имеются специализированные классы).

1.4. Информация о продолжении обучения учащимися \ выпускниками ОУ.

Приводятся данные:

информация о текучести ученического состава (количество убывших \ прибывших);

структура распределения выпускников ступени основного общего образования (в абсолютном выражении и в долях): перешли на старшую ступень в ОУ, перешли на старшую ступень в другое ОУ, поступили в учреждения НПО, поступили в учреждения СПО;

структура распределения выпускников ступени среднего (полного) общего образования (в абсолютном выражении и в долях): поступили в вузы на бюджетной основе, поступили в вузы на внебюджетной основе, поступили в учреждения довузовского профессионального образования, трудоустроены.

По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ:

- Краткая историческая справка об ОУ.

- Организационная структура ОУ.

- Положение об органе общественного участия в управлении ОУ.

- Устав ОУ.

2. Цели и результаты развития ОУ

Раздел состоит из следующих пунктов:

2.1. Цели ОУ на среднесрочный (3-5 лет) период.

Приводятся данные:

Цели на уровне образовательных результатов учащихся и показатели, с помощью которых планируется оценивать степень их достижения.

Цели на уровне содержания и технологий образовательного процесса и показатели, с помощью которых планируется оценивать степень их достижения.

Цели на уровне ресурсов образовательного процесса и показатели, с помощью которых планируется оценивать степень их достижения.

2.2. Цели ОУ на отчетный период.

[Приводятся данные:

Цели на уровне образовательных результатов учащихся и показатели, с помощью которых планировалось оценивать степень их достижения.

Цели на уровне содержания и технологий образовательного процесса и показатели, с помощью которых планировалось оценивать степень их достижения.

Цели на уровне ресурсов образовательного процесса и показатели, с помощью которых планировалось оценивать степень их достижения.]

2.3. Оценка степени достижения целей ОУ за отчетный период.

Приводятся данные:

Значения показателей, описывающих степень достижения целей на уровнях:

а) образовательных результатов учащихся,

б) содержания и технологий образовательного процесса,

в) ресурсов образовательного процесса.

[Анализ причин несоответствия значения показателей запланированным и] прогноз в отношении достижения целей, поставленных на среднесрочный период.

2.4. Результаты учебной деятельности.

Приводятся данные:

Результаты ЕГЭ.

Количество медалистов.

Количество учащихся образовательного учреждения, занявших призовые места на предметных олимпиадах разного уровня.

Результаты независимой итоговой аттестации в 9-х классах.

Результаты контрольных измерений уровня обученности в невыпускных классах (по результатам внешней экспертизы).

2.5. Результаты внеучебной деятельности.

Приводятся данные:

Количество учащихся и коллективов (команд, объединений) учащихся, ставших лауреатами, призерами различных конкурсов, состязаний, конференций.

Количество учащихся, поставленных на учет в ИДН за отчетный период с указанием оснований для постановки на учет.

2.6. Результаты внешнего контроля деятельности ОУ.

Приводятся данные:

Информация о проверках ОУ и их результатах.

Информация о жалобах и обращениях граждан:

а) количество жалоб и обращений в адрес администрации учреждения и учредителя,

б) результаты рассмотрения жалоб и обращений.

[Место ОУ в общественном рейтинге.]

По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте ОУ и в медиатеке \ библиотеке:

- Миссия ОУ.

- Программа развития ОУ.

- [Политика ОУ в области качества.]

- Протоколы заседаний органов управления ОУ.

- Протоколы заседаний органов самоуправления ОУ.

- [Заключения по результатам мероприятий внешнего контроля.]

- Заключения по результатам рассмотрения жалоб и обращений.

3. Содержание и технологии образовательного процесса

Раздел состоит из следующих пунктов:

3.1. Описание содержания и технологий образовательного процесса.

Приводятся данные:

Инвариантная и вариативная составляющие учебного плана: общая характеристика и описание изменений, произведенных в отчетный период [и планирующихся в следующем учебном году].

Информация об используемых образовательных программах (по ступеням обучения, циклам дисциплин) [и основаниях для их выбора].

Информация об используемых образовательных технологиях [и основаниях для их выбора].

Количество и направления услуг дополнительного образования (с выделением перечня дополнительных платных услуг) и указанием средней стоимость для потребителей частично платных и полностью платных услуг (работ) по видам услуг (работ).

[Характеристика услуг предшкольной подготовки и количество детей, воспользовавшихся ими].

Общая характеристика содержания внеурочной познавательной деятельности и воспитательной работы.

Количество и доля учащихся, обучающихся в различных формах: экстернат, семейное образование, индивидуально на дому, по индивидуальным образовательным программам.

Доля учащихся (по ступеням обучения):

а) занимающихся в кружках, секциях и т.п. объединениях (в том числе в здании ОУ);

б) занимающихся исследовательской деятельностью;

в) занимающихся проектной деятельностью.

3.2. Описание значимых для потребителей образовательных услуг условий образовательного процесса.

3.2.1. Здоровьесбережение учащихся.

Приводятся данные:

Количество учащихся по группам здоровья.

Количество случаев травматизма.

Доля учащихся, охваченных спортивными занятиями (секции, группы), организованными в образовательном учреждении.

Меры по охране и укреплению здоровья учащихся, принятые в отчетный период, включая организацию контроля за нагрузкой учащихся по выполнению домашних работ (по ступеням обучения).

Организация питания учащихся.

Условия для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

3.2.2. Обеспечение психо-физиологической безопасности учащихся.

Приводятся данные:

Доля кабинетов, оборудованных мебелью, соответствующей по параметрам возрастам учащихся.

Меры по обеспечению пожарной и общей безопасности учащихся.

Характеристика состояния здания и пришкольной территории.

Значения показателей [на выбор учреждения]:

а) уровня тревожности учащихся,

б) уровня самооценки учащихся,

в) уровня удовлетворенности учащихся (по аспектам).

3.3. Описание системы управления качеством образовательного процесса.

Приводятся данные:

Перечень используемых технологий и процедур оценки достижений учащихся, из них предусматривающих участие общественных наблюдателей

Возможность получения учащимися образовательных сертификатов российского и международного уровня.

Доля учащихся, прошедших процедуры оценки достижений: предусматривающих участие общественных наблюдателей, [предусматривающих получение образовательных сертификатов российского и международного уровня.]

По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ:

- Учебный план.

- Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договорной основе – с указанием стоимости для потребителя), условия и порядок их предоставления.

- Режим работы ОУ.

- Режим охраны и допуска.

- Положения о различных формах образовательного процесса (о проектной деятельности учащихся, о предпрофильной подготовке, о профильном обучении, о научных обществах учащихся, об органах ученического самоуправления и т.п.).

- План (программа, модель) воспитательной работы.

- [Планируемые образовательные результаты по ступеням обучения по циклам предметов учебного плана ОУ.]

- [Программы здоровьесбережения, оздоровления учащихся.]

- [Положения о службах сопровождения: медицинского, дефектологического, психологического, социального, педагогического.]

- Список кружков, секций и т.п. (с указанием времени работы и фамилии руководителя).

- [Положение об оценивании образовательных результатов учащихся.]

4. Ресурсы образовательного процесса

Раздел состоит из следующих пунктов:

4.1. Описание кадрового ресурса образовательного процесса.

Приводятся данные:

Численность административного, педагогического и вспомогательного персонала.

Общее количество и перечень вакансий.

Текучесть кадрового состава (количество уволившихся \ принятых).

Критерии, используемые для оценки результативности деятельности учителей для распределения стимулирующей части.

4.2. Описание материально-технического (в том числе учебно-методического) ресурса образовательного процесса.

Приводятся данные:

Обеспеченность учебными пособиями (доля учебных пособий, приобретаемых за счёт средств родителей).

Количественное и качественное наполнение и состояние фондов медиатеки \ библиотеки; оборудования медиатеки.

Количество точек свободного доступа:

а) к Интернету,

б) к локальной сети \ компьютерной технике.

Среднее количество времени доступа в Интернет в расчете на одного учащегося в неделю (по ступеням обучения).

Количество учащихся на 1 компьютер (за исключением техники, использующейся в административных помещениях).

По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ:

- Сведения об оснащенности ОУ (на основе индикаторов п. 4.1 комплексного проекта модернизации образования Самарской области).

- Списки учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе с указанием количества экземпляров, имеющихся в медиатеке \ библиотеке.

- Положение о медиатеке \ об информационной среде ОУ.

- Режим работы медиатеки.

- Положение о стимулирующей части оплаты труда.

- Статистические данные по кадровому составу: численность административного, педагогического и вспомогательного персонала; средний возраст педагогов и их распределение по: а) полу, б) возрасту, в) уровню образования, г) уровню квалификации.

5. Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения

Раздел состоит из следующих пунктов:

5.1. Отчет об использовании бюджетных средств.

Приводятся данные:

Объем бюджетного финансирования.

Динамика норматива на одного ученика в год.

Направления использования средств с указанием доли ФОТ в бюджете; доли ФОТ учителей.

[Размер стимулирующей части ФОТ; доля педагогов, получающих выплаты стимулирующего характера (25%-50%, 50%-75%, 75%-100% возможных выплат), доля работников администрации, получающих выплаты стимулирующего характера (25%-50%, 50%-75%, 75%-100% возможных выплат).]

5.2. Отчет об использовании внебюджетных средств.

Приводятся данные:

Объем внебюджетных средств, полученных в форме:

а) доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,

б) поступлений от спонсоров, благотворительных фондов,

в) нефинансовых поступлений.

Доля средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в бюджете учреждения.

Направления расходования внебюджетных средств.

6. Внешние связи и имидж ОУ

Раздел состоит из следующих пунктов:

6.1. Партнерства образовательного учреждения.

Приводятся данные:

Перечень партнеров ОУ (учреждения профессионального, общего и дополнительного образования, предприятия, некоммерческие организации и общественные объединения, органы местного самоуправления; членство в ассоциациях, профессиональных объединениях, проекты) с указанием результатов взаимодействия в отчетный период.

Информация о ресурсах партнеров, открытых для доступа учащимся.

6.2. Общая характеристика социальной активности ОУ.

Приводятся данные:

Характеристика услуг, оказываемых населению.

Информация об участии ОУ в мероприятиях \ проведении мероприятий в интересах и\или с участием местного сообщества в отчетный период.

6.3. Признание результатов работы ОУ на различных уровнях.

Приводятся данные:

Результаты, продемонстрированные педагогами или коллективом ОУ в целом в рамках конкурсных мероприятий (по направлениям и уровням).

Участие ОУ в проектах, конференциях и других акциях (по направлениям и уровням).

Публикации об ОУ в СМИ.

По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ:

- Сведения о социальных партнерах ОУ.

- [Сведения о донорах и спонсорах ОУ.]

- [Сведения о благотворительных фондах и фондах целевого капитала, с которыми работает учреждение.]

- [Тексты с описанием проектов, поддерживаемых донорами и фондами.]

- [Перечень услуг, оказываемых населению, и условия их оказания.]

- [Текст \ ссылки на публикации об ОУ в СМИ.]

7. Выводы о деятельности ОУ и перспективы его развития

Раздел включает в себя:

- определение и причинно-следственный анализ степени достижения показателей, запланированных на отчетный период (с формулированием проблем по тем аспектам, по которым показатели достигнуты не были);

- новые задачи, поставленные перед ОУ учредителем (учредителями), органами управления образованием различного уровня;

- произошедшие \ ожидаемые изменения внешних условий (объем и направления финансирования, сокращение \ рост контингента, поведение партнеров и т.п.);

- скорректированные цели ОУ на среднесрочную перспективу и показатели их достижения, в том числе на ближайший год;

- задачи ОУ (по уровням) на следующий отчетный период.

8. Формы обратной связи

В данном разделе указываются способы доведения до администрации ОУ вопросов, замечаний и предложений представителей целевых групп по публичному отчету \ публичным докладам и освещенным в них аспектам деятельности ОУ.


[1] Здесь и далее в квадратные скобки заключена информация, которая не является обязательной для публичного отчета и включается в него по решению составителей.

[2] Согласно п. 2.2 Положения здесь и далее все количественные данные приводятся в динамике за три года.