Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 22

 

Поиск            

 

Лекция по предмету «Экономика» На тему: «Нелегальный рынок психотропных веществ и наркотических средств»

 

             

Лекция по предмету «Экономика» На тему: «Нелегальный рынок психотропных веществ и наркотических средств»

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Челябинский Юридический Институт

Министерства Внутренних Дел России

(ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России)

(Кафедра историко-правовых дисциплин)

По предмету «Экономика»

На тему:

«Нелегальный рынок психотропных веществ и наркотических средств»

Челябинск 2009.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

Нелегальный рынок наркотических средств............................................... 4

§ 1. Справка..................................................................................................... 4

§ 2. Общемировые масштабы и тенденции наркобизнесса............................ 9

§ 3. Факторы развития наркобизнесса......................................................... 13

§ 4. Контроль над наркобизнессом............................................................... 16

Заключение...................................................................................................... 19

Список используемой литературы............................................................... 20

Введение.

Производство и распространение наркотиков представляет собой сегодня один из наиболее динамично развивающихся секторов криминального бизнеса, превратившегося, по существу, в высокоразвитую транснациональную индустрию.

Формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд негативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне больших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается. Теневая экономика включает весьма многообразные виды экономической деятельности, оказывающие совершенно различное воздействие на экономику страны и на ее экономическую безопасность.

Нелегальный рынок наркотических средств

Эксперты ООН оценивают оборот наркорынка примерно в 400 млрд. долл., что составляет около 8% оборота всей международной торговли. Уже в 1994 году оборот наркобизнеса был выше, чем оборот мирового рынка черных металлов, автомобилей, и примерно на том же уровне, что и рынок текстиля.

Высокая рентабельность наркобизнеса связана в значительной степени с особенностью доминирующих рыночных структур. Во-первых, отсутствует сколько-нибудь серьезная конкуренции между организациями, выходящими на новые рынки с новыми видами продукции. Во-вторых, особенностью рынков наркотиков является наличие значительной рыночной власти, то есть способности операторов оказывать влияние на цену. Это проявляется в том, что наркосиндикаты одновременно являются монополистами по отношению к конечным потребителям наркотиков и монопсонистом по отношению к непосредственным производителям. Поставщики сырьевых материалов и потребители конечной продукции располагают весьма ограниченными возможностями влиять на рыночную ситуацию.

Денежные средства от индустрии наркобизнеса поступают главным образом организациям, осуществляющим торговлю наркотиками, тогда как крестьяне, которые фактически выращивают коку и опийный мак, получают весьма скромные доходы, хотя эти доходы, как правило, превосходят доходы крестьян, возделывающих другие сельскохозяйственные культуры. Оптовые цены страны-производителя держатся на уровне недорогих лекарств, розничные же цены в стране потребления на два порядка выше.

Справка

По данным главы следственного отдела британского таможенного ведомства Д. Келлауэя, по мере продвижения героина на запад цены растут следующим образом: "Если в Пакистане килограмм героина стоит полторы тысячи долларов, то в Турции его величина увеличивается до 10 тыс., в Голландии эта сумма удваивается, а в Англии возрастает до 40 тыс. долл. Однако - это оптовая цена. Розничная же цена героина доходит до 120 тыс. долл. за килограмм".

По данным экспертов ООН, цена на основные наркотические средства следующим образом изменяется по мере их движения от стадии производства в стадии розничной торговли:

Героин (цена в долл. за кг): опиум (выращен в Пакистане) - 90; героин (местная оптовая цена) - 2870; оптовый рынок США - 80000; конечная (уличная) розница - 290000.

Кокаин : листья коки (выращены в Боливии) - 610; кокаиновая "база" (цена на местном рынке) - 860; кокаин гидрохлорид (цена на местном рынке) - 1500; оптовый рынок США (чистота кокаина - 83%) - 25250; конечная розница крэка - 50000, кокаинового порошка (чистотой 65%) – 110000.

Нарастание рыночных цен связана с компенсацией реальных издержек: на построение и содержание многоуровневых организационных структур, главная функция которых обеспечить постоянную охрану производства, надежные каналы поставки и относительную безопасность сбыта наркотиков.

Повышение рисков по мере приближения к моменту сбыта, связано с геополитической ситуацией: основной платежеспособный спрос на наркотики приходится на страны с развитыми правовыми системами, где закон строго исполняется, тогда как производятся наркотики в странах, в которых правовая система относительно слаба или терпима к наркобизнесу.

Традиционными регионами возделывания наркотиков являются Южная Америка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия. В последнее время наблюдается тревожная тенденция распространения возделывания наркотиков в новых странах и регионах. Крупными производителями кокаина являются страны "андской группы": Перу (100-300 тыс. га плантаций коки; 300-1000 тонн кокаингидрохлорида); Боливия (70 тыс. га и 200-300 тонн); Колумбия (25-60 тыс. га и 40-160 тонн). Возрастает производство кокаина в Бразилии. Относительно невелико количество кокаина, производимого в Эквадоре, Венесуэле и Аргентине. Значительная часть перуанского и боливийского сырья перерабатывается в Колумбии, и кокаин поступает на внешние рынки именно из этой страны. Контролируют производство кокаина в Колумбии и его экспорт в основном два крупнейших наркокартеля: Медельинский и Кали. Эксперты оценивают мощности подпольных лабораторий колумбийского наркобизнеса по производству современных наркотиков в 350 тонн в год.

О масштабах наркобизнеса и его роли в экономике отдельных стран позволяют составить определенное представление следующие данные. Боливия, Перу и Колумбия ежегодно получают за счет торговли наркотиками около 1,9 млрд. долл. В наркобизнесе участвуют около 1,8 млн. человек, 300 тыс. га земли занято под плантациями коки. По некоторым оценкам, кокаинопроизводящие страны получают за счет наркобизнеса от 20 до 30% валового национального продукта.

Основными районами выращивания опийного мака являются страны "Золотого треугольника" (Юго-Восточная Азия) и "Золотого полумесяца" (Юго-Западная Азия). Примерно 90% мирового производства опиума приходится на государства, где возможности деятельности американских органов по борьбе с наркотиками крайне ограничены (Бирма, Лаос, Иран, Афганистан, Ливан).

По оценке ЦРУ и госдепартамента США, крупнейшими производителями опиума в 1989 г. являлись: Бирма (1100-1500 тонн), Афганистан (700-800), Иран (200-400), Лаос (210-300), Пакистан (105-175), Мексика (40-50) и Таиланд (23-33 тонны). В странах "Золотого полумесяца" (Пакистан, Иран и Афганистан) производится около 60-70% героина высокой степени очистки, продаваемого на Западе. Как считают английские специалисты, в 1989 году там было произведено героина на 2,5 млрд. фунтов стерлингов - сумму, превышающую легальный экспорт Пакистана.

По мнению специалистов ООН по борьбе с наркотиками, Афганистан в последние годы превратился в одного из крупнейших в мире производителей опиума. Урожай 1991 года оценивался в 2400 тонн сырца. Из этого количества можно произвести около 200 тонн очищенного героина, что достаточно, чтобы наводнить этим наркотиком рынки Европы и сбить там цены на него. Основными производителями наркотиков,, изготовляемых из каннабиса, являются следующие регионы: Ближний и Средний Восток и Южная Азия (Ливан, Пакистан, Афганистан, Индия, Непал); Юго-Восточная Азия (Таиланд, Лаос, Филиппины); Северная и Южная Америка США, Мексика, Ямайка, Колумбия, Бразилия); Африка (Марокко, Нигерия, Гана, Заир, Уганда). Из каннабиса изготовляются марихуана, гашиш и гашишное масло. Широкая распространенность и неприхотливость индийской конопли привели к тому, что наркотики из нее производятся на всех континентах, в большинстве стран мира.

Отличительной особенностью деятельности торговцев наркотиками является постоянное совершенствование системы доставки, разработка все более продранных и неожиданных маршрутов, поиск новых приемов контрабандного провоза наркотических средств. Особенно активны в подыскании новых рынков сбыта и изобретательны в налаживании новых маршрутов и способов контрабанды наркотиков южноамериканские наркокартели. По образному сравнению американского журнала "Тайм", "если Колумбия является нервным центром наркобизнеса, то Мексика - его правая рука". От 50 до 70% кокаина, переправляемого в Соединенные Штаты (400-500 тонн в год), проходит через Мексику. Этим же путем перевозится до 70 % марихуаны и 20 % героина.

В европейские страны наркотики поступают по нескольким основным маршрутам. В последнее время наряду с "традиционным" балканским маршрутом доставки наркотиков из стран Азии в Европу (Турция - Болгария - Югославия - Австрия - ФРГ) контрабандисты активно используют новый путь: Турция - Болгария - Румыния - Венгрия - Чехия - Словакия - ФРГ. Правоохранительными органами ФРГ получены данные об освоении международными торговцами еще одного маршрута доставки героина в Европу: Испания - ФРГ - страны Восточной Европы. Территория Германии в этом случае служит в качестве перевалочной базы.

В контрабанду наркотиков все шире втягиваются граждане таких африканских стран, как Нигерия, Заир, Бенин, Гана, Кот-д'Ивуар, Мали, Сьерра-Леоне, Сенегал. Особенно часто в качестве наркокурьеров выступают нигерийцы. Крупные наркокартели стремятся поставить под контроль всю цепочку наркобизнеса: выращивание наркосодержащих растений - производство естественных или синтетических наркотиков - контрабанда - сбыт - "отмывание" наркоденег.

Лидирующее положение в контрабанде героина в Европу и торговле им занимают лица турецкой национальности. В распространение наркотиков в Великобритании также вовлечены преступные группы различной этнической принадлежности. Если торговлю каннабисом и его производными, а также амфетамином ведут в основном местные уроженцы, то сбытом героина занимаются прежде всего выходцы из Пакистана, Индии и Турции. Значительную часть операций с кокаином проводят эмигранты из Вест-Индии.

В последние годы обеспокоенность правоохранительных органов зарубежных стран, особенно США и Европы, вызывает внедрение в наркобизнес, в первую очередь в контрабанду и сбытовые сети, выходцев из бывшего СССР. По данным американских специалистов, в районе Нью-Йорка Брайтон Бич, населенном в основном бывшими советскими гражданами, создаются организации для транспортировки наркотиков из стран Ближнего и Среднего Востока через Восточную Европу в США.

Общемировые масштабы и тенденции наркобизнеса

Быстрый рост нелегального производства и потребления наркотических средств в большинстве стран мира - одна из наиболее опасных тенденций последних десятилетий.

Мировая незаконная торговля наркотиками, по данным 77 стран, характеризуется такими параметрами: в 1990 году в этих странах изъято 27 тонн кокаина, 1285 тонн, 25,5 тонны, опиума и 14 тонн героина. При этом полиции удается выявить лишь 10-15% от общей массы нелегально распространяемых в мире наркотиков. Доходы наркомафии в мире оцениваются колоссальной цифрой - 600 млрд долл. в год.

Осложнение наркосистуации побудило большинство стран мира - 158 (80% государств мира) присоединиться к международным конвенциям по контролю над наркотиками. В 90-х годах наркобизнес получил развитие даже в тех странах, где ранее незаконный оборот и злоупотребление ими вообще не отмечались.

Производимые наркотические средства можно разделить на три основные категории:

природные (растительного происхождения), к которым относятся наркотики, получаемые из натуральных продуктов (кокаинового куста, конопли, опийного мака, эфедры и др.);

полусинтетические , изготавливаемые химическим путем с использованием природных алкалоидов (героин, морфин и др.);

синтетические , производимые исключительно посредством химических процессов (амфетамины и др.).

Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия, не удается снизить площади посевов наркосодержащих растений. Причинами являются сложность их обнаружения и сильное противодействие наркогруппировок и местных крестьян. Для последних выращивание наркосодержащих культур часто является единственным источником средств к жизни. По данным перуанской антинаркотической организации (CEDRO), в Перу плантации кустарника коки занимают площадь от 109 до 151 тыс. га, из которых лишь десятая часть - легальные посевы.

Одной из важнейших общемировых тенденций в развитии наркобизнеса является его индустриализация. Незаконное производство наркотических средств, приобретает характер хорошо налаженной индустрии.

В зависимости от технологической сложности организации незаконных производств подпольные нарколаборатории можно условно подразделить на две группы:

кустарные лаборатории , как правило, обладающие низкой производительностью. Производство в них осуществляется без осуществления сложных химических реакций;

промышленные лаборатории , отличающиеся высокой производительностью и используемые для производства синтетических наркотиков посредством сложного химического синтеза.

В отношении стран, широко производящих наркотические средства, введены строгие экономические санкции. Однако количество нарколабораторий на их территориях не сокращается.

В последние годы наблюдается тенденция к концентрации производства наркотических средств. Имеет место укрупнение мощностей по производству наркотиков. Об этом свидетельствуют многочисленные факты обнаружения лаборатории-гигантов по производству кокаина.

Следующей важной тенденцией наркобизнеса является увеличение мобильности производителей. Выявлены факты производства наркотиков в мобильных лабораториях, располагающихся в фургонах и на грузовиках. Подобные лаборатории довольно редко попадают в поле зрения правоохранительных органов и, непрерывно производя наркотики в пути, к месту назначения доставляют уже готовый продукт. Мощность одной из таких лабораторий, выявленных на территории Колумбии, составляла 70 кг кокаина в сутки.

Согласно статистическим данным Международного комитета по контролю над наркотиками, в последнее время наблюдаются снижение потребления героина, стабилизация уровня потребления кокаина и стремительный рост потребления синтетических наркотиков, производимых, главным образом, в регионах активного спроса на них.

Официальные статистические данные не дают объективной картины наркобизнеса. Однако даже опубликованные данные указывает на гигантский производственный потенциал лабораторий, производящих синтетические наркотики.

Повышение доли синтетиков - важнейшая тенденция развития мирового наркобизнеса.

Это объясняется тем, что они обладают рядом преимуществ перед наркотическими средствами из растительного сырья:

При производстве синтетических наркотиков может использоваться не только ключевой прекурсор, но и его заменители, с помощью которых можно получить не один, а несколько конечных продуктов. Например, при изготовлении амфетаминов(2) с использованием такого прекурсора, как сафрол, возможно получение нескольких конечных наркотических средств - МДА, МДМА и др. В то же время производство кокаина сопровождается выходом лишь одного продукта (исключая хлоргидрат кокаина и кокаиновую пасту на промежуточных стадиях).

Разнообразие синтетиков и возможность быстрого синтезирования новых аналогов позволяют производителям быстро реагировать на конъюнктуру наркорынка. Изменяя исходные продукты, специалисты-химики получают новые виды синтетиков, не входящие в действующие национальные списки запрещенных и контролируемых наркотиков. Имеет значение также сложность и длительность процедуры включения новых наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ в официальные списки.

Разнообразие используемых для производства наркотиков химических веществ, взаимозаменяемость исходных компонентов обеспечивают доступность и относительную низкие издержки производства синтетиков. В качестве исходных компонентов могут использоваться их неконтролируемые аналоги, что снижает уровень риска. Например, наркодельцы в Голландии вкладывают в производство одной дозы (пилюли, таблетки) "экстази" 7-9 центов, а продают ее оптом за 8-15 долларов.

Возможность изменять степень наркогенности синтетика и моделировать характер его воздействия на потребителя. Современные синтетики-аналоги по силе воздействия на потребителя обычно в сотни и даже тысячи раз превосходят своих предшественников.

Более эффективная маскировка производства и сбыта синтетических наркотиков. Процесс производства синтетиков не имеет жесткой привязки к источникам сырья, местам их транспортировки и сбыта. Вследствие этого наблюдается децентрализация оборота синтетиков. Кроме того, значительно сокращается число промежуточных звеньев в цепи "производитель - потребитель", что снижает уровень риска и издержек. Синтетические наркотики значительно сложнее обнаруживать на всех этапах их незаконного оборота, включающего стадии создания, транспортировки и торговли.

В последние годы появляются новые виды синтетических наркотиков. В их производстве используются последние научные достижения. Значительные финансовые ресурсы инвестируются в финансирование самостоятельных исследований с целью поиска новых наркотиков и более совершенных технологий их изготовления. Кустарные и малопроизводительные мануфактуры вытесняются высокотехнологичными компактными лабораториями и крупными промышленными наркопредприятиями, которые обслуживаются квалифицированными специалистами.

Факторы развития наркобизнеса

К числу основных причин и факторов развития наркобизнеса можно отнести следующие:

слабость правительств, неспособность государства осуществлять эффективный контроль над находящейся под их юрисдикцией территорией (например, в Боливии, Колумбии, Перу).

проведение государством политики попустительства по отношению к наркобизнесу в связи с приносимым им доходом обществу, либо из опасения контрмер со стороны преступников (например, в Пакистане).

политическая и экономическая нестабильность - мощный фактор развития наркобизнеса. Это связано с использованием значительных финансовых ресурсов от производства и продажи наркотиков для достижения политических целей. Подтверждением этому являются случаи, когда финансы, получаемые от контрабанды наркотиков, идут на закупку оружия для развязывания и поддержания межнациональных конфликтов. При этом расширяются взаимосвязи организованной преступности с террористическими и экстремистскими группировками.

ослабление и дисфункции социальных институтов, чрезмерно высокие темпы социально-экономических и политических преобразований в связи с переходом постсоциалистических стран к рыночной системе хозяйствования. Отсутствие или несовершенство законодательства или контроля его исполнения в сочетании с резким обострением социально-экономических проблем является в этих условиях благоприятной средой для развития наркобизнеса. В подобных случаях в наркобизнес активно вовлекаются наиболее активные люди с ограниченными финансовыми и экономическими ресурсами.

коррумпированность правительств, члены которых получают огромную прибыль от противозаконной деятельности и потому не предпринимают никаких мер для ее сокращения или сдерживания. Различие между коррумпированным и вступившим в сговор с преступниками правительством заключается лишь в степени непосредственного участия его членов в наркобизнесе. В ряде стран, используя коррумпированных политиков, соучастников в правоохранительных органах, армии, таможне, наркомафия добилась неограниченного влияния. В то же время суверенитет государства, на территории которого возникают подобные преступные формирования, обеспечивает им надежную защиту от попыток других стран пресечь незаконную деятельность, ликвидировать центральные звенья и филиалы преступных структур.

увеличивающийся спрос на незаконные товары. Так, появление в начале 80-х годов колумбийских организаций по контрабанде кокаина отчасти объясняется сверхвысокой нормой доходности наркобизнеса, легкостью преодоления пограничных барьеров для ввоза в США.

сохранение неравенства между промышленно развитыми и развивающимися государствами, невыгодное положение, в которое поставлены последние в системе международной торговли, препятствуют их нормальному экономическому прогрессу и реализации возможностей, предоставляемых законной коммерческой деятельностью. Привлекательной альтернативой нищете становится выбор противоправных способов бизнеса. В частности, слабость и нестабильность рынков сельскохозяйственной продукции (в Боливии, Перу и ряде других стран) сделали культивирование коки и опия весьма выгодным занятием для местных крестьян. Либерализация внешнеторговой деятельности.

экономические кризисы, стимулирующие поиск улучшения финансового положения путем участия в незаконном бизнесе. Предприниматели используют там накопленные знания и опыт традиционных производств. В условиях кризиса участие в наркобизнесе позволяет временно смягчить проблему занятости значительной части населения. В этих условиях деятельность противозаконных формирований начинает восприниматься положительно. К примеру, возникновение колумбийского картеля в качестве одного из главных кокаиновых центров обусловлено уменьшением его роли как крупного производителя текстильных товаров. Торговцы наркотиками обеспечили альтернативную занятость рабочей силы, завоевав тем самым симпатии местного населения. Подобная лояльность имеет для преступников существенное значение, так как затрудняет работу служб контрразведки и противодействует результативности операций правоохранительных органов.

Контроль над наркобизнесом

Наркомания и наркобизнес становятся проблемой все большего числа государств. Экспансия наркобизнеса наблюдается практически во всех регионах мира. Однако радикальных средств решения этой проблемы на сегодняшний день не найдено. Существующие национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков условно объединяют в три группы:

Первая группа - "группа жесткой политики", в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, и законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К ним относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан.

Статистические данные при этом свидетельствуют, что, несмотря на такие меры, количество преступлений, связанных с наркотиками (в частности с их транспортировкой) возрастает ежегодно на 2-3 процента.

Вторая группа - "группа жесткого контроля". Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ним относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и даже за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. В последние годы в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения.

Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной, прежде всего на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.

Это связано, прежде всего, с осознанием гигантских потерь для общества, которые являются следствием распространения наркомения - ежегодно ущерб от нее оценивается примерно в 150 миллиардов долларов.

Третья - "либеральная группа". Hаиболее известными ее представителями являются Голландия и Швейцария (г. Цюрих).

Многолетний опыт многих стран мира по поиску путей эффективного контроля над наркобизнесом позволяет выделить ряд результативных мер. Эффективный контроль над наркобизнесом может быть обеспечен посредством реализации комплекса мер, среди которых наиболее важное значение принадлежит следующие:

организация исследований, направленных на изучение механизмов функционирования рынков их сбыта и индустрии, создание системы экспертных оценок эффективности специальных полицейских программ. Только жесткие и решительные законодательные проекты могут дать весомые результаты в борьбе с незаконной торговлей наркотиками.

разрушение мозговых центров наркопреступности;

разработка единой концепции и стратегии борьбы с наркопреступностью на национальном и международном уровнях;

выделение значительных финансовых средств и материальных ресурсов, разработки комплексных планов нанесения ударов по наркоорагизациям, эффективной системы мер в целях выявления и конфискации незаконных доходов, ликвидации каналов "отмывания" денег и, конечно, широкого международного сотрудничества;

создание системы контроля за перемещением прекурсоров.

В 1988 г. была принята Конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ", в соответствии с которой государственный контроль должен быть установлен за оборотом более 20 веществ, наиболее часто используемых при незаконном производстве наркотиков. Список прекурсоров, контролируемых в рамках Организации американских государств, расширен до 49 наименований. В то же время, по сведениям управления по борьбе с наркотиками Министерства юстиции США, за последние годы в подпольных лабораториях мира обнаружено около 280 различных химических веществ, применяемых при производстве наркотиков.

Hа пути борьбы с наркотиками наибольшего успеха добились США - за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось вдвое. Стратегия США по борьбе с наркотиками основана на ряде принципах, важнейшими из которых является ее общенациональный характер и объединение усилий как по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур.


Заключение

Рынок наркотических веществ самый наихудший по своим последствиям из всех нелегальных рынков. Так как он несет ущерб не только настоящему поколению, калеча человека, но еще и скрытый ущерб будущему поколению.

Поэтому государство должно активно вмешиваться в эту отрасль, выявлять и устранять каналы поставки наркотиков. Но, прежде всего, нужно чтобы у общества формировался негатив к наркотическим веществам, так как если не будет спроса, то не будет и предложения этого товара.

В ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными, демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латиноамериканскому образцу, с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету.


Библиографический список

1. Шторбек Ю. Айсберг преступности. Развитие международной организованной преступности и ее прогнозирование в Европе//Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. 1995, № 13. С. 20-25.

2. Пономаренко А. Скрытые доходы домашних хозяйств//Экономика и жизнь, - 2007,- № 9, -С. 9.