Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

Планирование и координирование внутришкольного контроля. Санкт-Петербург

 

             

Планирование и координирование внутришкольного контроля. Санкт-Петербург

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

УМК русского языка и литературы

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.

ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНИРОВАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

Санкт-Петербург

2004

Составитель:

Иванова Лариса Кирилловна,

заведующая УМК русского языка и литературы.

Рецензент:

Редакторы:

Попкова В.Ю., Терешина В.А.,

методисты УМК русского языка и литературы.

Аннотация

В данный сборник вошли материалы по планированию и координированию внутришкольного контроля: анализ программ по литературе, тематическое планирование программ по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, В.В.Бабайцевой, Н.М.Шанского, материалы по анализу и самоанализу уроков русского языка, а также Методическое письмо «О едином речевом режиме» и рекомендации по повышению уровня речевой культуры учащихся.

Представлен опыт работы районного (Тосненский район) и школьного (МОУ «Лицей № 1» г. Всеволожска) методических объединений учителей русского языка и литературы.

Методические рекомендации адресованы руководителям школ, методистам, учителям русского языка и литературы.

Содержание

I часть. Проблема гуманизации образования.

II часть. О едином речевом режиме ОУ.

1. Методическое письмо УМК русского языка и литературы «О едином речевом режиме ОУ».

2. Рекомендации по выполнению Методического письма «О едином речевом режиме ОУ».

III часть. Программы и УМК по русскому языку и литературе.

IV часть. Аттестация учителей русского языка и литературы на высшую категорию.

V часть. Планирование внутришкольного контроля по русскому языку и литературе. 5 – 11 кл.

1. Цели обучения.

2. Темы для внутришкольного контроля по русскому языку. 5 – 9 кл.

3. Основные темы для административной проверки по русскому языку.

4. Календарное планирование уроков русского языка по различным программам.

5. Схема анализа и самоанализа урока русского языка.

6. Диагностические карты учителя русского языка.

7. Основные умения учащихся по литературе. 5 – 9 кл.

8. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе.

9. Основные виды устных и письменных работ по литературе. 5–9 кл.

10. Основные виды устных и письменных работ по литературе. 10-11 кл.

11. Список художественных произведений для заучивания наизусть.

12. Планирование работы МО в школе.

Приложения:

1. Речевая культура учителя.

2. Словарно-орфографический минимум для учащихся 7 – 9 кл.

3. Карта контроля для учителей русского языка и литературы.

4. Типология речевых и грамматических ошибок.

5. План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы (из опыта работы Тосненского района).

6. План работы школьного МО учителей русского языка и литературы (из опыта работы МОУ « Лицей № 1» г. Всеволожска).

7. Основные направления работы кафедры (МО) русского языка и литературы образовательного учреждения.


I часть. Проблема гуманизации образования.

Современная гуманистическая педагогика рассматривает образование как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности. Её права на развитие, создание условий для её творческой самореализации в процессе обучения, как и в более широкой системе жизнедеятельности, - всё это определяет общий подход к современному образованию:

- обучение основано на общечеловеческих ценностях;

- обучение есть процесс становления и развития самореализующейся личности;

- развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувств, духа и тела;

- обучение осуществляется посредством собственной деятельности и опыта человека;

- характер и способы учения для каждого человека индивидуально своеобразны;

- процесс обучения основан на внутренней мотивации, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими;

- человек лучше всего обучается в обстановке заботы и поддержки, а не формального руководства.

Ориентация на развитие ученика как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности может быть реализована лишь на основе построения соответствующей стратегии деятельности учителя, создающего условия для самореализации творческих сил ученика в системе его взаимодействия с учителем и другими учащимися.

Сравнение традиционных стратегий обучения с тем, что уже апробировано в опыте работы учителей, пытающихся реализовать гуманистические принципы, позволяет вычленить некоторые характерные их различия.

Традиционные ориентации

Новые ориентации

Кто доминирует в учебном процессе?

Доминирующая роль учителя.

Активная роль учителя, проявляющаяся в управлении всем учебно-воспитательным процессом. Учитель определяет весь ход обучения – в строгом соответствии с программой и планом, используя, в частности, методы принуждения, «дисциплинируя» учеников. Дисциплина на уроке приобретает нередко самодовлеющее значение. Главной задачей учителя является поиск средств управления при игнорировании спонтанных инициатив ученика.

Ученик – главная фигура учебно-воспитательного процесса.

Активная роль ученика в учебном процессе. Ученика не учат, он учится. Он принимает активное участие в выборе тем и вопросов, которые хочет изучать, принимая на себя ответственность за ход и результат учения (метод «проектов» и др.).

Главной задачей учителя является поиск средств для реализации учениками внутренней свободы учиться и проявлять инициативу в этом процессе.

«Выравнивание» или индивидуализация?

Ориентация учителя на «выравнивание» учеников по отношению к некоторым заданным содержательным эталонам («все должны знать это, уметь это» и т.п.) как главная линия обучения.

Индивидуализация хотя и объявляется важнейшим подходом к ученику, реально она входит в противоречие с главной направленностью обучения – учить всех одинаково. Постоянное сравнение учеников друг с другом по успеваемости в соответствии с некоторым эталоном является важнейшим принципом обучения.

Ориентация учителя на индивидуальные особенности ученика. Содержательные эталоны и стандарты выступают лишь как конечные ориентиры обучения, путь к которым сугубо индивидуален.

В центре внимания учителя – выявление индивидуальных возможностей и интересов каждого ученика. Сравнение учеников друг с другом практически отсутствует. Каждый ученик сравнивается лишь сам с собой (каково продвижение?). Продвижения ученика оцениваются по многим личностным и поведенческим параметрам (интеллектуальное развитие, культура речи, способность к общению, самостоятельность, инициатива, ответственность и др.).

Собственно индивидуальные особенности учащихся, их способности в различных областях не учитываются как существенный параметр, имеющий прямое отношение к обучаемости.

Тестирование главным образом играет роль общего показателя успешности учеников по отношению к обучению и служит средством оценки их умственного потенциала.

Дифференциация обучения предполагает в первую очередь различные выборы и предпочтения самими учащимися (предметов, форм обучения и т. п.), реализацию своих потребностей и своего шанса добиться успеха в избранном направлении.

Тестирование предполагает помощь учителю, родителям и самому ученику в выявлении его способностей в различных областях как реальной основы для повышения качества обучения и обучаемости.

Как оцениваются успехи ученика?

Постоянное оценивание учителем процесса и результатов обучения ученика становится важнейшей составной частью процесса обучения. При этом оценка, как правило, закрепляется и определённой отметкой. Отметка приобретает доминирующее значение в характеристике ученика. Навешивание «ярлыков» – слабый, средний, сильный.

Роль педагогической оценки существенно меняется: из средства социального доминирования над личностью она превращается в средство стимуляции её потребностей и интересов, в средство поощрения успехов, в средство снятия напряжённости и т. п.

Особое значение приобретает приобщение самого ученика к оцениванию своих результатов.

На какую мотивацию ученика ориентируется учитель?

Основная мотивация, на которую ориентируется учитель в процессе обучения, – «мотивация избегания неудач», прямое или косвенное обращение к ней, как правило, преобладает в учебном процессе («если не ..., то …»).

Такие виды мотивации, как познавательная, играют лишь подсобную роль. В лучшем случае обучение воспринимается учеником как необходимость, обязанность, долг, а также престиж (я лучше других).

Основные виды мотивации, на которые ориентируется учитель в процессе обучения, – познавательная и «мотивация достижения».

«Мотивация достижения успеха», будучи тесно связанной с самореализацией личности, способствует развитию ответственности, инициативы, предприимчивости, способности корректировать себя, опираясь на собственные возможности, и т. п.

Если обучение опирается на познавательную мотивацию, оно приносит ребёнку радость и вызывает ненасыщаемую потребность учиться – в самом широком смысле этого слова.

Кооперация или индивидуализм?

Основная форма обучения - фронтальная, закреплённая классно-урочной системой как единственно возможной. Она имеет под собой тезис: хорошо объяснённый учителем материал – основание того, что ученики его усвоят (естественно, при критериях усвоения – «знания, умения, навыки»).

Непопулярность групповой работы – «не успеют все усвоить», «тратится много времени», «плохая дисциплина». Главная же причина – большая трудоёмкость подготовки учителя к ней при сомнениях в её целесообразности.

Фронтальные формы работы, преобладающие в школе, порождают скуку у одних или постоянное напряжение у других. В младших же классах это просто неестественное для ребёнка состояние. Каждый ребёнок, пришедший из семьи, чувствует себя индивидуальностью, при фронтальном обучении его спонтанная активность нивелируется: главным его качеством становится послушание и исполнительность.

На первый план выступает не интерес к познанию, а утверждение себя среди других, межличностные отношения, построенные по принципу «кто лучше?».

Основные формы обучения – групповая и индивидуальная.

Фронтальные формы обучения используются очень редко, преимущественно в форме лекций.

Главная цель группового обучения – приобщение учащихся к совместной работе с небольшой группой сверстников. В такой группе он не теряет свою индивидуальность. В случае необходимости (а иногда и по специальному замыслу педагога) ученики могут обращаться друг к другу за помощью, решать общие задачи и т. п. В ситуации группового обучения каждый ученик научается ценить не только свои собственные успехи, но и достижения другого. Кроме того, он постоянно должен анализировать собственные успехи и неудачи, учитывать, как они влияют на общий результат.

Индивидуальные формы работы дают возможность ученику глубже сосредоточиться на отдельных заданиях, нести большую ответственность за результат их выполнения и перед собой, и перед учителем.

Главное в таких формах – доверие к ребёнку, опора на его способность отвечать за себя, стимуляция чувства достоинства и самоуважения.

Значим ли собственный опыт ребёнка?

Гипертрофирование роли вербального знания в формировании личности ребёнка. Собственный опыт ребёнка, как правило, мало принимается в расчёт – как не имеющий отношения к познанию сложных научных законов и опыта поколений.

Вербализм как основа обучения.

Обращение к рационально-логическому мышлению («левополушарному»).

Максимальное включение опыта ребёнка во все формы его активности и расширение реального опыта, а не только вербальное приобщение к опыту других.

Преобладание таких форм обучения, которые включают ученика в активное обретение нового опыта (в различных его формах) и его осмысление.

Обращение к «правополушарному» мышлению, к индукции, фантазии, выдумке, ассоциациям.

Следует отметить, что гуманистические идеалы - добра, справедливости, сострадания, равноправных отношений между людьми - давно вошли в золотой фонд человеческой культуры, они определяли и определяют высокий смысл деятельности выдающихся педагогов прошлого и современности. Однако в условиях современных глобальных перемен в обществе разработка механизмов реализации гуманистических установок школы приобретает всеобщий характер.

II часть. О едином речевом режиме ОУ.

1. Методическое письмо УМК русского языка и литературы «О едином речевом режиме ОУ»

Гуманизация образования включает развитие коммуникативных умений, культуры устной и письменной речи при изучении всех учебных дисциплин, так как русский язык в школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. Поэтому необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве общими силами всех учителей.

Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе. Следует включать вопросы о требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля; организовать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвящённых вопросам повышения культуры речи учащихся.

1. Требования к речи учащихся.

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определённую тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ одноклассника и т.д.) следует оценивать, учитывая:

· содержание высказывания;

· логическое построение;

· речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

· говорить и писать на тему, соблюдая её границы;

· отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

· излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

· правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

· строить высказывания в определённом стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т. д.);

· отвечать достаточно громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

· оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и учащихся, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.

2. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется учителям всех школьных дисциплин:

· При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т.п.); писать разборчивым почерком.

· Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий. Выбирать соответствующий тон речи (спокойный, доброжелательный, но не резкий, раздражительный …), темп речи, делать акцент на самых главных по значению словах, логические паузы, следить за жестами, мимикой.

· Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова чётко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.

· На уроке проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебной информации, учебного текста. Чаще предлагать задания по составлению плана; составлению вопросов.

· Уделять внимание формированию умений: анализировать, сравнивать, сопоставлять; при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

· Шире использовать выразительное чтение вслух как один из приёмов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста. Усилить внимание к интонационной, произносительной культуре речи учащихся.

· Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т. д.

· Активно использовать современные информационные технологии (компьютерные энциклопедии, тренинги, Интернет и т.д.).

· Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

· Исправлять допущенные ошибки не только в тетрадях по всем предметам, но и в дневниках учащихся.

· Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт; бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений как на уроке, так и вне урока.

· Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты семинары, КВН и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.

· Тщательно проверять грамотность стенных школьных газет, объявлений, стендов.

· Предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.

3. О письменных работах и тетрадях учащихся.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы , к которым относятся:

- упражнения по русскому языку;

- изложения;

- планы статей учебников;

- письменные ответы на вопросы и т. д.

- сочинения;

По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

· после изучения наиболее значительных тем программы,

· в конце учебной четверти,

· в конце триместра, полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, триместра, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник. Учителя-предметники исправляют орфографические ошибки.

Количество итоговых контрольных работ по русскому языку и литературе.

Учитель имеет возможность повседневно выявлять степень усвоения программного материала по устным ответам учащихся и обучающим письменным работам, следовательно, в каждом классе целесообразно проводить следующее количество итоговых письменных контрольных работ по русскому языку и литературе в общеобразовательных школах:

Вид работы

Число итоговых работ по русскому языку (в год по классам):

5

6

7

8

9

10

11

Контрольные

работы

6

6

6

4

4

2

2

Изложения

2

2

2

2

2

1

1

Сочинения

2

2

2

2

2

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределённых учителем по четвертям (триместрам, полугодиям):

Классы

Количество сочинений по литературе (в год по классам):

классных

домашних

всего

5

4

-

4

6

3

1

4

7

2

2

4

8

2

3

5

9

3

3

6

10

4

3

7

11

4

3

7

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку в 5-9 классах – две рабочие тетради и одна тетрадь для изложений и сочинений (для работ по развитию речи ).

Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего ученого года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

Виды итоговых контрольных работ: диктант, мини-изложение (100-160 слов), тестирование, многоаспектный лингвистический анализ текста, (на разные уровни обученности). В 1 – 11 классах в тетрадях по русскому языку записывается вид работы и строкой ниже – её название (также обозначаются кратковременные работы, выполняемые в обычных тетрадях).

Например:

Диктант.

Изложение.

Сочинение.

Байкал.

Подвиг художника.

Мой Пушкин.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

· писать аккуратным разборчивым почерком;

· единообразно выполнять надписи на обложке тетради – указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи);

· соблюдать поля с внешней стороны;

· указывать дату выполнения работы (в тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Пятое декабря);

· писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и др.);

· обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя);

· соблюдать красную строку;

· между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку стоку не пропускать;

· между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому пропускать две линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);

· выполнять аккуратно подчёркивания - условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки;

· исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией, а часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

Порядок проверки письменных работ учителями определяет МО учителей русского языка и литературы. УМК русского языка и литературы ЛОИРО рекомендует следующий порядок проверки рабочих тетрадей:

· в 5 классе и в первом полугодии 6 класса – после каждого урока у всех учеников;

· во втором полугодии 6 класса и в 7-9 классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности;

· в 10-11 классах - после каждого урока у слабых учащихся, у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы один раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки.

· На полях учитель обозначает ошибку определённым условным знаком:

| – орфографическая ошибка, V – пунктуационная ошибка.

· При проверке изложений и сочинений в 5-11 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (подчёркиваются волнистой линией) и грамматические. На полях тетради учитель обозначает фактические ошибки - «Ф», логические – «Л», речевые - «Р», грамматические - «Г», используя также и другие специальные обозначения.

· Подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).

· Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок, а в изложениях и сочинениях, кроме этого, - количество фактических, логических, речевых и грамматических:

Ф – Л - Р

О – П – Г

· после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал .

За диагностические работы оценки «2» и «3» могут не выставляться.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются; оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учитель руководствуется соответствующими нормами знаний, умений и навыков школьников.

После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками , как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Во время контрольных работ учащиеся 5-11 классов могут пользоваться лингвистическими словарями.

4. Нормы оценки диктанта и требования к проверке.

Объем диктанта устанавливается исходя из следующих нормативов:

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Х

ХI

Количество слов

90-100

100-110

110-120

120-140

150-170

170-190

190- 21О

Объем школьных диктантов для классов с углубленным изучением предмета может быть увеличен на 20-30 слов.

Примечания :

- При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.

- Если контрольный диктант сопровождается дополнительной работой, то берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.

- Текст диктанта должен быть понятным для учащихся.

- Слова, редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на доске и объясняются.

- Отдельно выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не ознакомились.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых бы изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были представлены не менее чем 2-3 случаями.

Рекомендуется по возможности подбирать тексты следующей насыщенности:

Классы

Число видов орфограмм

Число видов пунктограмм

V

12

2 - 3

VI

16

3 - 4

VII

20

4-5

VIII

24

10

IX

24

15

Х-ХI

28

20

В диктантах должно быть: в V классе - не более 5, в VI-VII - не более 7, в VIII-IX - не более 10, в Х-ХI - не более 12 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Примечание :

- До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Оценивая орфографическую и пунктуационную грамотность, следует исходить из общего правила: ученикам предъявлять требования в объеме знаний и умений, которым их обучали. Поэтому при проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все .

Не учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки:

· в переносе слов;­

· на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;

· на еще не изученные правила;

· в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;

· явные описки, искажающие звуковой облик слова («пульба» вместо слова «бульба», «мемля» вместо «земля» и т. д.);

· в передаче авторской пунктуации.

По орфографии необходимо различать:

· орфографические и грамматические ошибки;

· орфографические и фактические ошибки;

· орфографические ошибки и описки;

· грубые и негрубые ошибки;

· повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки;

· однотипные и неоднотипные ошибки.

Грамматическими являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь» вместо «ляг».

К фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные с незнанием реалий: "у Нагульного" вместо "у Нагульнова" и т. д.

Описки - неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов («стл» вместо «стол», «дулпо» вместо «дупло» и т. п.).

Негрубыми орфографическими ошибками являются:

· ошибки в исключениях из правил;

· написание ы и и после приставок;

· большие буквы вместо малых и наоборот в составных собственных наименованиях;

· написание собственных имен нерусского происхождения;

· нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных от существительных и предлогов;

· случаи трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он только ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др. );

· случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого.

Негрубыми пунктуационными ошибками являются:

· постановка одного знака препинания вместо другого;

· пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знака и т. п.).

Повторяющимися считаются орфографические ошибки, допущенные в одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов.

Однотипными называют ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических (пирожок, сверчок ) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое опорное слово или его форму (вода – воды, рот – роток, грустный – грустить, резкий – резок ).

Примечания:

- Грамматические, фактические ошибки, описки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.

- Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

- Повторяющиеся (сколько бы их ни было) считаются за одну.

- Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

- Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.

- При наличии в контрольном диктанте более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

- Диктант оценивается одной отметкой.

При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая – пунктуационных):

Оценка

Количество допускаемых ошибок

«5»

0 / 0

«4»

2 / 2, 1 / 3, 0 / 4

«3»

4 / 4, 3 / 5, 0 / 7

«2»

7 / 7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6

Примечания:

- «5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.

- «4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.

- «3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

- В V классе допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел , превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две орфографические ошибки, для «3» - четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).

Диктант оценивается одной отметкой.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания, выставляются две оценки - за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.

При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:

Оценка

Объём правильно выполненной работы

5

Все задания

4

Не менее 3 / 4

3

Не менее 1 / 2

2

НЕ ВЫПОЛНЕНО более половины

1

НЕ ВЫПОЛНЕНО ни одного задания

Примечание :

- Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Х-ХI

Количество слов

15-20

20-25

25-30

30-35

35-40

45-50

При оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие нормы:

Оценка

«5»

«4»

«3»

Количество допускаемых ошибок

0

1 – 2

3 – 4

5. Место и роль контроля в изучении русского языка.

В системе общего среднего образования русский язык занимает ведущее место, так как, являясь самостоятельным учебным предметом, он в то же время служит средством приобретения знаний по всем другим дисциплинам школьного цикла, формирования духовного мира человека, развития личности школьника, приобщения его к национальной культуре русского народа. Язык как средство общения формирует понятийно-категориальный аппарат, развивает память, абстрактное мышление, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка.

Обучение русскому языку требует как можно более объективной оценки знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися в ходе изучения программного материала, а значит, и постоянного контроля качества усвоения материала. Поэтому проблема измерения результатов обучения и контроля над достижениями этих результатов – одна из ключевых в педагогике. Правильная организация системы контроля, когда он не констатирующий, а результативный, – резерв повышения качества образования.

Контроль должен быть целенаправленным, систематичным, объективным. Он должен обеспечивать:

· всестороннюю проверку знаний;

· определение уровня усвоения знаний;

· проверку умений и навыков познавательного и практического характера; оперативность проверки, её своевременность;

· не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую функции проверки.

Сводная таблица контроля.

Класс

Темп чтения вслух

Темп чтения

про себя

Количество слов:

словарный диктант

контрольный диктант

изложение

сочинение

1

30

-

-

-

-

-

2

50

-

7-8

20-25 / 30-40

40-50

-

3

80

100-110

10-12

45-50 / 55-60

65-80

45-60

4

110

120-140

12-15

65-70 / 70-85

90-105

60-80

5

120

140-170

15-20

90-100

100-150

110

6

120

170-210

20-25

100-110

150-200

130

7

130

210-250

25-30

110-120

200-250

160

8

250-270

30-35

120-150

250-350

200

9

270-290

35-40

150-170

350-450

250

10

290-300

45-50

170-190

450-550

350-400

11

310-330

45-50

190-210

550-700

350-400

6. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:

Класс

5

6

7

8

9

10

11

Количество страниц

1 - 1,5

1,5 - 2

2 - 2,5

2,5 - 3

3 - 4

4 - 5

5 - 7

Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

· Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

· Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

· Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

· Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии историческим контекстом.

· Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

· прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

· умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

· умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

· умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);

· свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

· показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения;

· умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

· умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;

· умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

· хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

· в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;

· об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

· о знании основ­ных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

· об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

· незнание существенных вопросов содержания произведения;

· неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

· незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

· слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:

· полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;

· неумение построить монологическое высказывание;

· низкий уровень техники чтения.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса:

· правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия;

· верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения;

· доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы;

· умение делать выво­ды и обобщения;

· точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

· наличие плана в обучающих сочинениях;

· соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

· точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений й навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» (по литературе) ставится за сочинение:

· глубоко и аргументированно раскрывающее тему;

· свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия тему;

· говорящее об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

· стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

· написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

· достаточно полно и убедительно раскрывающее тему;

· обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

· отличающееся логичностью и последовательностью изложения содержания;

· написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочётов.

Отметка «З» ставится за сочинение, в котором:

· в главном и основном раскрывается тема;

· в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;

· допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала;

· обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

· материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

· обнаруживается владение основами письменной речи.

В работе имеется не более четырёх недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

· не раскрывает тему;

· не соответствует плану;

· свидетельствует о поверхностном знании текста произведения;

· состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

· характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

· отличается бедностью словаря.

Наличие грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

· совершенно не раскрывающее тему;

· свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

· содержащее большее число ошибок, чем это установлено для «2».

2. Рекомендации по выполнению Методического письма «О едином речевом режиме общеобразовательного учреждения».

Русский язык в школе не только предмет изучения , но и средство обучения основам всех наук, поэтому необходима координация усилий всего педагогического коллектива по осуществлению единого режима культуры речи и грамотного письма во всей деятельности общеобразовательного учреждения.

Рекомендации предусматривают:

· организацию администрацией целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива по обеспечению грамотности и речевой культуры учащихся;

· выполнение положений методического письма « О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся».

1. Рекомендации администрации общеобразовательных учреждений.

· Ознакомить всех учителей ОУ с содержанием методического письма «О едином речевом режиме общеобразовательных учреждений».

· При анализе уроков учитывать выполнение единого школьного режима грамотного письма и культуры речи.

· Не реже одного раза в полугодие проводить терминологические диктанты.

· Контролировать работу учителя по формированию у учащихся культуры речи (связная речь, умение составлять план, тезисы, пользоваться учебной и справочной литературой, навыки выразительного чтения).

· Контролировать количество и качество проводимых контрольных работ по развитию речи на уроках русского языка и литературы.

· Контролировать соблюдение нормы оценок письменных работ по литературе и русскому языку.

· Контролировать «технику» чтения в 5-8 классах.

2. Рекомендации заместителю директора по учебно–воспитательной работе.

· Сформировать систему библиографических уроков.

· Проводить проверку техники чтения в 5 кл. – 4 раза в год, в 6–9 кл.– 2.

· Проводить раз в четверть словарные диктанты терминов по всем предметам.

· Контролировать работу учителя по формированию у учащихся таких общеучебных навыков, как связная речь, умение составлять конспект, тезисы, планы, умение пользоваться учебной и справочной литературой.

· Проанализировать работу учителей по выработке навыков каллиграфического письма у учащихся.

· Посещая уроки по различным дисциплинам, завуч может спланировать такие цели:

- организация опроса, монологическая речь учащихся;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- развитие логического мышления учащихся;

- использование рациональных приёмов умственного труда на уроке (планы, схемы, алгоритмы, тезисы и т.д.).

3. Тематика педсоветов и производственных совещаний.

· Роль книги в процессе обучения, воспитания, развития учащихся, формы работы с книгой.

· Анализ уровня сформированности навыков устной связной речи на уроках литературы, истории, биологии, географии, физики, химии, русского языка.

· Анализ состояния учебно - воспитательной работы по формированию общеучебных навыков (работа с книгой, со словарями, справочной литературой, использование трудной лексики, терминов в речи учащихся).

4. Рекомендации МО школы по реализации требований

к устной и письменной речи.

· Оформить стенды: «Требования к устной и письменной речи учащихся», «Словарь терминов».

· Проводить в конце каждой четверти словарные диктанты терминов (10–15–20 слов). Оценка диктанта:

Ошибки

0

2

3 – 4

5

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

5. Рекомендации по методике чтения.

Читающему вслух: читай отчётливо, чтобы был ясен смысл; правильно ставь ударения; не искажай слова; читай выразительно, то есть так, чтобы слушатели живо представили себе картину, нарисованную автором; постарайся правильно передать мысли и чувства автора; сознательно делай логические ударения на самых важных словах.

Нормативное чтение (количество слов в минуту):

· для 4 класса – 100-110;

· для 5 класса – 110-120;

· для 6-7 класса – 120-130.

Фамилия, имя

Беглость

(количество слов ученик прочитал в минуту)

Правильность

(кол-во ошибок)

Осознанность

(ставим + или – после заданного учителем вопроса)

Выразительность

(ставим + или -)

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

6. Рекомендации учителям всех школьных дисциплин.

· Проводить систематическую работу по обобщению и конкретизации словарного запаса учащихся.

· Чётко произносить термины, записывать их на доске и в тетрадях, проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи, использовать плакаты с трудными словами.

· Не реже одного раза в четверть проводить контрольные терминологические диктанты.

· Уделять внимание значению и осмыслению нравственно-этических понятий (например: патриотизм, большая и малая Родина, чувство национальной гордости, честь, благородство, истинный гражданин, интеллигентность…).

· Использовать региональный компонент в образовании.

· Воспитывать потребность в обращении к справочной литературе, словарям, компьютерным программам.

· Учитывать при оценке связной речи учащихся (в устной и письменной форме) соответствие теме, правильность, точность, логичность, аргументированность, выразительность речи (громкость, чёткость произношения, осмысленность, логические ударения, паузы).

· Предупреждать и исправлять речевые недочёты, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов как на уроке, так и вне урока.

· Предъявлять необходимые требования к правильному и разборчивому оформлению записей в тетрадях, на доске.

· Проверяя тетради учащихся, оценивать качество работы в них отметкой в журнал.

· Учить составлять конспекты, тезисы, планы (простые, сложные, цитатные).

III часть. Программы и УМК по русскому языку и литературе.

1. Рекомендуемые программы и учебники по литературе.

1. Программа литературного образования. 5 – 11 класс. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.П.Полухина, В.И.Коровин. Под ред. В.Я.Коровиной.

Учебники:

· Коровина В.Я. и др. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 5 кл. Просвещение. 2000 – 2003.

· Полухина В.П. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 6 кл. Просвещение. 2002 – 2003.

· Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 7 кл. Просвещение. 2000 – 2003.

· Коровина В.Я. и др. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч 1, 2. 8 кл. Просвещение. 2002 – 2003.

· Коровина В.Я. и др. Учебник-хрестоматия. 9 кл. Просвещение 2000 – 2003.

· Коровин В.И. Русская литература XIX века. Ч. 1, 2. 10 кл. Просвещение. 2001 – 2002.

· Под ред. Журавлева В.П. Русская литература. XX век. Ч. 1, 2. 11 кл. Просвещение. 2001 – 2003.

2. Программа по литературе. 5 – 11 кл. Авторы: А.Г.Кутузов, Е.С.Романичева, В.В.Леденева, И.И.Мурзак, А.Л.Ястребов. Под ред. А.Г.Кутузова .

Учебники:

· Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 5 кл. Дрофа. 2001 – 2003.

· Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 6 кл. Дрофа. 2001 – 2003.

· Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 7 кл. Дрофа. 2001 – 2003.

· Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 8 кл. Дрофа. 2000 – 2003.

· Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник-хрестоматия. 9 кл. Дрофа. 2000 – 2003.

· Кутузов А.Г. и др. В мире литературы.. 10 кл. Дрофа. 2001 – 2003.

· Кутузов А.Г. и др. В мире литературы.. 11 кл. Дрофа. 2004.

3. Литература. 1 – 11 кл.: Программа общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: О.В.Джежелей, Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Под ред. Г.И.Беленького и Ю. И. Лыссого .

Учебники:

· Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 5 кл. Мнемозина. 2001 – 2003.

· Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 6 кл. Мнемозина. 1998 – 2003.

· Под ред. Беленького Г.И. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 7 кл. Мнемозина. 1999 – 2003.

· Под ред. Беленького Г.И. Литература. Начальный курс. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 8 кл. Мнемозина. 2000– 2003.

· Под ред. Беленького Г.И. Литература. Русская классика. Ч. 1, 2. 9 кл. Мнемозина. 1998 – 2003.

· Под ред. Ионина Г.Н. Русская литература. XIX век. Ч. 1, 2. 10 кл. Мнемозина. 1998 – 2003.

· Под ред Лыссого Ю.И. Русская литература XIX века. Учебник-практикум. 10 кл. Мнемозина. 2001 – 2003.

· Под ред Лыссого Ю.И. Русская литература. XX век. Ч. 1, 2. 11 кл. Мнемозина. 2000 – 2003.

4. Программа по литературе для 5 – 9 классов средней школы. Под ред. В.Г.Маранцмана . Программа по литературе для старшей школы. Под ред. В.Г.Маранцмана .

Учебники:

· Под ред. Маранцмана В.Г. Литература. Учебник-хрестоматия. 5 кл. Классикс Стиль. 2003.

· Под ред. Маранцмана В.Г. Литература. Учебник-хрестоматия. 6 кл. Классикс Стиль. 2003.

· Маранцман В.Г. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 7 кл. Просвещение, Классикс Стиль. 2003.

· Маранцман В.Г. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 8 кл. Просвещение. 2001 - 2003.

· Маранцман В.Г. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. 9 кл. Просвещение. 2001 - 2003.

· Маранцман В.Г. и др. Литература. Ч. 1, 2. 10 кл. Просвещение. 2000 – 2002.

· Маранцман В.Г. и др. Литература. Ч. 1, 2. 11 кл. Классикс Стиль. 2002.

2. Программы и учебники по русскому языку

(Федеральный перечень учебников).

Приложение № 1. ФП учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2004/2005 учебный год (выдержки).

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Образовательная область «Филология». Русский язык.

208

Ладыженская Т.А. и др.

Русский язык. 5 кл.

2000-2003

Просвещение

209

Баранов М.Т. и др.

Русский язык. 6 кл.

2000-2003

Просвещение

210

Баранов М.Т. и др.

Русский язык. 7кл.

2001-2003

Просвещение

211

Бархударов С.Г. и др.

Русский язык. 8 кл.

2002

Просвещение

212

Бархударов С.Г. и др.

Русский язык. 9 кл.

2000-2002

Просвещение

213

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Русский яз. Теория. 5-9 кл.

1999-2003

Дрофа

214

Под ред. Купаловой А.Ю.

Русский яз. Практика. 5 кл.

2000-2003

Дрофа

215

Никитина Е.И.

Русская речь. 5 кл.

1999-2003

Дрофа

216

Под ред. Лидман-Орловой Г.К.

Русский яз. Практика. 6 кл.

1999-2003

Дрофа

217

Никитина Е.И.

Русская речь. 6 кл.

1999-2003

Дрофа

218

Под ред. Пименовой С.Н.

Русский яз. Практика. 7 кл.

1999-2003

Дрофа

219

Никитина Е.И.

Русская речь. 7 кл.

1999-2003

Дрофа

220

Под ред. Пичугова Ю.С.

Русский яз. Практика. 8 кл.

1999-2003

Дрофа

221

Никитина Е.И.

Русская речь. 8кл.

1999-2003

Дрофа

222

Под ред. Пичугова Ю.С.

Русский яз. Практика. 9 кл.

1999-2003

Дрофа

223

Никитина Е.И.

Русская речь. 9 кл.

1999-2003

Дрофа

224

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 5 кл.

2002-2003

Дрофа

225

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 5 кл.

2000-2003

Дрофа

226

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 5 кл.

2001-2003

Дрофа

227

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 5 кл.

2002-2003

Дрофа

228

Разумовская М.М. и др.

Русский язык. 5 кл.

1999-2003

Дрофа

229

Рыбченкова Л.М.,

Склярова В.Л.

Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.

9 кл.

2002-2003

Дрофа

РАЗДЕЛ III. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Образовательная область «Филология». Русский язык.

229

Власенков А.И.,

Рыбченкова Л.М.

Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.

2000-2003

Дрофа

Приложение № 2. ФП учебников, допущенных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2004/2005 учебный год (выдержки).

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Образовательная область «Филология». Русский язык.

256

Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык. 8 кл.

2002

Просвещение

257

Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык. 9 кл.

2003

Просвещение

258

Львова С.И.

Русский язык.5 кл.

2003

Мнемозина

РАЗДЕЛ III. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Образовательная область «Филология». Русский язык.

487

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.

Русский язык.

Учебник-практикум для старших классов.

2001

Вербум-М

IV часть. Аттестация учителей русского языка и литературы на высшую категорию.

1 этап. Годичные курсы повышения квалификации (100 – 150 часов) за последние пять лет.

2 этап. Районная аттестационная комиссия по русскому языку и литературе определяет результативность работы учителя, аттестуемого на высшую категорию (открытый урок, внеклассная работа, результативность экзаменов за последние три года, контрольные работы, участие в работе творческих групп и т. д.).

3 этап. Предметная комиссия по русскому языку и литературе ЛОИРО по письменной работе, в которой обобщён личный опыт учителя, определяет его профессионализм.

Прилагаются следующие документы:

· аттестационная карта – 1 экземпляр;

· аттестационный лист – 2 экземпляра;

· ходатайство образовательного учреждения и района в произвольной форме.

В определение педагогического мастерства учителя высшей категории входят следующие критерии:

· Дифференцированный подход в обучении.

· Обеспечение преемственности в образовании.

· Творческий характер методов обучения с учётом психологических особенностей детей.

· Помощь учителя в преодолении проблем ученика.

· Высокая работоспособность ученика за счёт методики, знания учителем дидактики и выполнения норм охраны здоровья учащегося.

· Способность учителя к самообразованию.

Показатель эффективности работы учителя:

· Объём и качество знаний на уроке.

· Практические умения и навыки учащегося.

· Интеллектуальное развитие ребёнка.

· Умение ученика применять теорию на практике.

Требования к сценарию (конспекту) урока.

В сценарии (конспекте) урока должны быть отражены следующие вопросы:

· учебные цели и задачи урока (формирование практических умений и навыков учащихся, развитие мышления, памяти, внимания);

· способы измерения достижения планируемых результатов обучения (образцы заданий, вопросов, карточек и др.);

· хронология каждого этапа урока, обоснование структуры урока;

· содержание деятельности учителя и учеников на каждом этапе;

· ведущие виды деятельности;

· диагностика начального состояния тех умений, которые будут формироваться в ходе урока;

· методы и формы получения обратной информации о ходе усвоения нового материала (образцы вопросов, заданий, методика их применения);

· деятельность учителя и ученика на разных этапах формирования и усвоения ориентировочной основы;

· мотивация деятельности школьников на каждом этапе урока;

· приёмы управления вниманием школьников;

· типичные затруднения школьников при усвоении материала (причины этих затруднений, необходимые воздействия для их ликвидации);

· типичные ошибки, образцы корректирующих упражнений;

· приёмы работы с учебником, со справочной литературой;

· формы и способы коммуникации учащихся на уроке.

Примерная схема описания опытно-методической работы учителя русского языка и литературы.

1. Теоретическая часть.

· Обоснование выбора темы. Программы и УМК, по которым работает учитель (по предметам и по каждому классу). Анализ разработанной темы в программах, учебниках, методической литературе.

· Целевое назначение (установка на конечный результат): а) чему учить; б) какие умения сформировать; в) установки на общее, интеллектуальное, речевое, нравственное развитие.

· Содержательная характеристика курса, темы (соответствие стандарту, углубление, профильность, коррекция, аспекты, акценты – если есть).

· Основные формы занятий (традиционные, нетрадиционные, дифференцированные, внеклассные – если есть).

· Наиболее эффективные методы работы с учащимися (объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские и пр.).

· Система заданий, задач и упражнений:

а) задачи и задания, решаемые по образцу, по аналогии;

б) частично-поисковые и исследовательские задания;

в) творческие задания – на восприятие, воспроизведение и создание текста, культура речи.

· Формы контроля и диагностика обученности.

· Результативность.

2. Практическая часть. Приложения. В зависимости от выбранной темы это могут быть:

· система уроков по теме (не менее 4 уроков с самоанализом или один видеоурок с комментарием и самоанализом);

· система развивающих упражнений;

· материалы для контроля, диагностики, экзаменов;

· опорные схемы, конспекты, таблицы;

· дидактические материалы для индивидуальной или групповой работы;

· творческие работы учащихся;

· материалы по диагностике;

· сценарии внеклассных мероприятий;

· рабочие тетради (одна по русскому языку по развитию речи, вторая по литературе).

3. Библиография.

V часть. Планирование внутришкольного контроля по русскому языку и литературе. 5 – 11 кл.

1. Цели обучения.

Цели обучения триедины.

Познавательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

Научить ученика добывать знания (полные, глубокие, осознанные, систематичные, системные, гибкие, оперативные, прочные).

Формировать навыки (точные, безошибочно выполняемые действия, доведённые до автоматизма).

Формировать умения (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности).

Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Качества личности (нравственные, трудовые, эстетические, патриотические, экологические и др.).

Воспитывать и развивать у учащихся гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, честность, чувство долга, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам …

Формировать на уроке гуманные отношения.

Бережное отношение к имуществу школы, учебным пособиям.