Главная Учебники - Разные Лекции (разные) - часть 21
Составители:
Чижова Ирина Николаевна, методист,
Штерцель Татьяна Алексеевна, методист кафедры дошкольного и начального образования,
Цамуталина Елена Евгеньевна, методист кафедры педагогики и психологии,
Соколова Ольга Александровна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Методическое письмо
«О преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
В 2008-09 учебном году продолжается переход в 1,2,3 классах на преподавание по новому государственному стандарту и базисному учебному плану 2004. Для организации обучения в начальной школе необходимо руководствоваться следующими нормативными документами: 1. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.05г. № 03-1263.О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана. Вестник образования № 2 2005г. Тематическое приложение. 2. Письмо департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.10.03. № 13-51-237/13.О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке. Вестник образования № 21 2003 г. 3. Письмо Департамента Общего и дошкольного образования Минобразования России от 17.02.04 №14-51-36/13.Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе. Вестник образования №12 2004 г. 4. Письмо Минобразования России от 02.02.04 № 03-51-10 ин/14-03.О введении Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Вестник образования №5 2004 г. 5. Письмо Минобразования России от 21.03.03.№ 03-51-57 ин/13-03. Рекомендации по организации приема в первый класс. Вестник образования №12 2003 6. Приказ Минобразования России от 09.03.04 № 1312.Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерный учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Вестник образования №10 2004 г. 7. Приказ Минобразования России от 11.02.02. № 393.О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования №6 2002г. 8. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2006 г. № 321.Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2007-2008 учебный год. 9. Инструктивно-методические материалы. О преподавании учебных предметов «Начальная школа» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год. 10. .Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006г. №23/01-10. О рабочих программах учебных курсов. 11. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 31.01.2006г. №244/01-10. О переходе на новые стандарты. 12. Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области от 05.2006г. №01-03/318. Об утверждении регионального учебного плана. 13. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 09.2006г №01-10/2757. О реализации БУП-2004. 14. Информационное письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 19.01.2007г. №01-10/163. 15. Информационное письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 24.01.2007г. №01-10/203 16. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006г. №23/01-10. «О рабочих программах учебных курсов». Данные материалы можно найти на сайтах www.depedu.yar.ru, www.iro.yar.ru В 2006 и 2007 годах в помощь учителям начальной школы вышли методические письма «О преподавании учебных предметов в начальной школе в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», инструктивно – методическими материалами которых можно воспользоваться при организации учебного процесса в 1-3 классах в 2008/2009 учебном году. В связи с переходом на Федеральный компонент образовательного стандарта начального образования необходимо особое внимание сосредоточить на корректировке целей начальной школы. Одной из важнейших целей является обеспечение развития личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; овладение учащимися общеучебными и предметными умениями и навыками, опытом осуществления различных видов деятельности, воспитание желания учиться и формирование познавательных интересов. Серьезные изменения должны произойти не только в целях и содержании обучения, но и в его технологии. Традиционная школа ориентировалась в обучении на приоритет таких психических процессов как восприятие и память. Конечно, восприятие и память - это важные психические процессы, необходимые для обучения, но в основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Без высокого уровня развития этих процессов невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. Именно они определяют развитие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «я - школьник» и др. Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально меняет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. В этом случае ученик будет не бездумно принимать готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечать за свои промахи, успехи и достижения. Обучающийся будет активно участвовать в каждом шаге обучения – принимать учебную задачу, анализировать способы ее решения, выдвигать гипотезы, определять причины ошибок и т.д. Такое построение обучения дает возможность младшему школьнику высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных сверстниками аргументов отказаться от него – а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка. Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества. Именно на это нацеливает государственный стандарт общего образования второго поколения, апробация которого начинается в 2008 – 09 учебном году в пяти школах Ярославской области. В связи с этим следует уже сейчас обратить внимание учителей начальных классов на изменение целей учебных предметов, заложенных в базисный учебный план 2008 года. Русский язык:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; · воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь; · освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; · овладение умениями правильно писать и читать, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема, овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма). Литературное чтение
: · формирование читателя – школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности; · формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа); · знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы. Иностранный язык:
· формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников, элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; · развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; · освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке. Математика:
· развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; · освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры; · воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Окружающий мир:
· осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Значение предмета состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практикоориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей. Предметы эстетического цикла
: · развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; · овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности; · воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре. Технология:
· формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества – что создает предпосылки для более успешной социализации личности; · возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Физическая культура
: · укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности; · развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности; · овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга; · воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности. В настоящее время меняется и смысл понятия «Образовательные результаты». Задачу по выработке «оценочной политики» в рамках конкретного образовательного учреждения можно решить, опираясь на ст.15, п.3 Закона РФ «Об образовании», которая нацеливает: «Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников». Одним из условий формирования детской учебной самостоятельности является не предъявление ученику оценочной шкалы в готовом виде, а построение ее совместно с учеником, где основными этапами являются: формирование самооценки ученика, предшествующей учительской оценке; дифференциация самооценки ученика; приведение всех оценок к единой шкале и др. (см. «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман). На основании приказа департамента образования Ярославской области от 26.10.2007 года № 466/ 01-03 «О проведении в 2008 году мониторинговых исследований качества подготовки обучающихся, завершающих освоение программ начального общего образования» проведена итоговая по русскому языку. В 2008 – 09 учебном году подобные мониторинговые исследования будут также проведены в четвертых классах. Одним из требований стандарта является формирование механизма самообучения с помощью различных средств учебно-методического комплекта (учебник, рабочие тетради, дидактические материалы и др.). В условиях вариативного образованиия
образовательное учреждение может начать обучение
первоклассников по любой
существующей системе (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, «Школа 2100»
, традиционная обновленная) исходя из Федерального
(регионального) перечня учебников
, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2008 – 2009 учебном году. В рамках традиционной обновленной системы возможно использование следующих УМК: «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Школа России» «Перспектива». С целью обеспечения преемственности во 2-3 классах необходимо продолжить работу по тем же УМК
, реализация которых начата в 1 классе. На основании письма Департамента образования Администрации Ярославской области от 11.02.2004г. № 01-10/290 не рекомендуется заменять учебники
, входящие в комплект и содержательные линии по системам Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, «Школа 2100». В рамках же традиционной обновленной системы возможна замена учебников внутри комплектов учебников из других комплектов и предметных содержательных линий (Приложение № 1). По предмету «Технология»
может быть использован любой УМК
из рекомендованного перечня учебников и соответствующая программа по усмотрению
образовательного учреждения
с учетом материально–технического и кадрового обеспечения данного курса (см. Приложение №1). Переход на другую предметную содержательную линию по технологии осуществлять не рекомендуется. Обращаем особое внимание
на то, что согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации №03-349 от 24.03.06г. «учебные издания типа «учебник-тетрадь
» могут быть
использованы
в образовательном процессе в образовательных учреждениях без рекомендации
Министерства образования и науки Российской Федерации», так как данные учебные издания следует относить не к учебникам, а к практикумам. В начальной школе процесс обучения строится на основе деятельностного подхода, в том числе и на уроках технологии
. Это способствует формированию у детей представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение младших школьников строится с учетом освоения ими конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности. Рекомендации по преподаванию предмета «Технология (Труд)» в 1-2х классах были даны в методических письмах на 2006-2007уч.г., 2007-2008уч.г. Обучение младших школьников осуществляется только
по авторским программам. УМК по предмету «Технология»
может быть использован из рекомендованного перечня учебников по усмотрению образовательного учреждения с учетом материально – технического и кадрового обеспечения преподавания данного предмета (Приложение №2). Примерное поурочное планирование по УМК под редакцией В.Д. Симоненко в 1-3 классах прилагается (Приложение №3). Практика применения компьютера входит в новый стандарт для 3 и 4 класса образовательной области «Технология». В 2008-09 учебном году в 3-х классах начнется обучение учащихся по модулю «Практика работы на компьютере», что будет способствовать развитию у младших школьников начальных умений использования различных информационных технологий Данный модуль включает следующие темы: знакомство с компьютером, поиск информации, работа с простыми информационными объектами и т.д. Преподавать модуль «Практика работы на компьютере» может учитель начальных классов или учитель информатики. Особенности изучения ИКТ в начальной школе можно рассмотреть на примере образовательной системы «Школа 2100»
Модули в первой части (3 класс)
Модули во второй части (4 класс)
В 2008/09 учебном году учащиеся начальной школы, приступившие к изучению иностранного языка
в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Базисным учебным планом 2004 г., продолжат осваивать азы иноязычной компетенции в третьем классе. Условия обучения остаются теми же: · максимально допустимая недельная нагрузка обучающегося – 2 часа в неделю; · в процессе изучения языка продолжается использование УМК, включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки; · работу в начальных классах ведут квалифицированные учителя, прошедшие курсы повышения квалификации и способные работать с младшими школьниками, учитывать их возрастные особенности, проявлять внимательное, бережное отношение к каждому ребенку. Следует отметить, что к третьему классу учащиеся уже успели накопить некоторый опыт учебной деятельности
, который может оказать им значительную помощь в изучении иностранного языка. Например, им легче ориентироваться в книге, воспринимать формулировку заданий на изучаемом языке, пользоваться фразами учебника, самостоятельно выполнять домашние задания, работать в паре, группе и т.д. Кроме того, у учащихся третьего класса в большей степени сформированы специальные учебные умения, такие как языковая догадка, использование словаря учебника, чтение знаков транскрипции и др. Однако необходимо учитывать, что у третьеклассников все еще недостаточно развиты некоторые познавательные способности
, такие как произвольное внимание, эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая память. Эти виды памяти активизируются с помощью ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования разнообразной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д. Поэтому важно комплексно использовать средства обучения, заставляющие работать все каналы восприятия и закрепления в памяти учащихся новой информации. Отличительной чертой детей данного возраста также является то, что их речевые способности находятся в стадии интенсивного развития и могут быть весьма ограничены: высказывания учащихся односложны, просты, круг тем невелик. Это объясняется нехваткой языковых средств. Не стоит забывать о нежелательности перегрузки младших школьников избыточной лингвистической информацией. К определению объема предлагаемой детям информации и к способам ее предъявления необходимо относиться осторожно, учитывая интеллектуальные и физиологические особенности учащихся, а также индивидуальные языковые способности каждого ученика. Надо помнить о том, что курс иностранного языка в начальной школе является развивающим и мотивирующим
,
ориентированным на подготовку к обучению в основной школе. Во втором классе учащиеся уже многому научились на уроках иностранного языка, в этом году наблюдается процесс формирования следующих умений и навыков
:
- формируется умение читать про себя с полным пониманием несложных текстов, доступных по содержанию учащимся данного возраста; - развивается умение читать вслух тексты, построенные на изученном материале; - формируется умение понимать на слух основное содержание коротких текстов описательного характера с опорой на картинку и языковую догадку; - увеличивается количество видов диалога, в которых могут участвовать учащиеся, к этикетным диалогам добавляется диалог-расспрос; - расширяется круг тем и ситуаций, в которых учащиеся могут кратко высказываться о любимом домашнем животном, друге, природе и т.д.; - совершенствуется техника письма: приобретаются умения восстанавливать слова и предложения; выписывать из текста слова, словосочетания и отдельные предложения; - развиваются произносительные навыки, в частности умение соблюдать интонацию в основных типах предложений; - увеличивается объем словаря; - возрастает количество произведений детского фольклора на изучаемом языке, которые учащиеся воспринимают на слух и воспроизводят. Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности
на уроке: фронтальные, парные, групповые и индивидуальные формы работы, использовать динамические паузы, игры и др. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Часть времени урока обязательно следует отводить на объяснение и проверку выполнения домашнего задания
. Сложность домашнего задания должна определяться тем, что ученик будет выполнять его самостоятельно, без помощи родителей, а выполнение всего домашнего задания не должно превышать 10-15 минут. Контроль
уровня подготовки учащихся по иностранному языку не является обязательной в конце третьего класса. Однако учитель может провести контроль коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей детей этого возраста. Следует учесть, что контроль уровня обученности третьеклассников должен быть направлен только на выявление достижений учащихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию ученика к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление демонстрировать свои способности. Формат предлагаемых заданий для контроля и процедура их выполнения должны быть знакомы детям. Приложение № 1
УТВЕРЖДЕН приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. № 349 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ и допущенных
МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009
УЧЕБНЫЙ ГОД Авторы, название учебника
класс
Издательство
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Планета знаний
Андрианова Т.М. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь 1 АСТ, Астрель Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1 АСТ, Астрель Желтовская Л.Я. Русский язык 2 АСТ, Астрель Желтовская Л.Я. Русский язык 3 АСТ, Астрель Желтовская Л.Я. Русский язык 4 АСТ, Астрель Кац Э.Э. Литературное чтение 1 АСТ, Астрель Кац Э.Э. Литературное чтение 2 АСТ, Астрель Кац Э.Э. Литературное чтение 3 АСТ, Астрель Кац Э.Э. Литературное чтение 4 АСТ, Астрель Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир 1 АСТ, Астрель Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир 2 АСТ, Астрель Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В. и др. Окружающий мир 3 АСТ, Астрель Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир 4 АСТ, Астрель Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика 1 АСТ, Астрель Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика 2 АСТ, Астрель Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика 3 АСТ, Астрель Романовская З.И. Литературное чтение 1 АСТ, Астрель Романовская З.И. Литературное чтение 2 АСТ, Астрель Романовская З.И. Литературное чтение 3 АСТ, Астрель Романовская З.И. Литературное чтение 4 АСТ, Астрель Гармония
Соловейчик М.С. Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. и др. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь 1 Ассоциация XXI век Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Учебник по обучению грамоте и чтению 1 Ассоциация XXI век Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык 1 Ассоциация XXI век Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык 2 Ассоциация XXI век Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык 3 Ассоциация XXI век Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык 4 Ассоциация XXI век Кубасова О.В. Литературное чтение 1 Ассоциация XXI век Кубасова О.В. Литературное чтение 2 Ассоциация XXI век Кубасова О.В. Литературное чтение 3 Ассоциация XXI век Кубасова О.В. Литературное чтение 4 Ассоциация XXI век Истомина Н.Б. Математика 1 Ассоциация XXI век Истомина Н.Б. Математика 2 Ассоциация XXI век Истомина Н.Б. Математика 3 Ассоциация XXI век Истомина Н.Б. Математика 4 Ассоциация XXI век Поглазова О.Т. Окружающий мир 1 Ассоциация XXI век Поглазова О.Т. Окружающий мир 2 Ассоциация XXI век Поглазова О.Т. Окружающий мир 3 Ассоциация XXI век Поглазова О.Т. Окружающий мир 4 Ассоциация XXI век Конышева Н.М. Технология 1 Ассоциация XXI век Конышева Н.М. Технология 2 Ассоциация XXI век Конышева Н.М. Технология 3 Ассоциация XXI век Конышева Н.М. Технология 4 Ассоциация XXI век Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Общество 3 Ассоциация XXI век Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф., Заяц Д.В. Окружающий мир. Общество 4 Ассоциация XXI век Школа 2100
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь 1 Баласс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1 Баласс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 2 Баласс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 3 Баласс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 4 Баласс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение 1 Баласс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение 2 Баласс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение 3 Баласс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение 4 Баласс Петерсон Л. Г. Математика 1 Ювента Петерсон Л. Г. Математика 2 Ювента Петерсон Л. Г. Математика 3 Ювента Петерсон Л. Г. Математика 4 Ювента Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 1 Баласс Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 Баласс Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир 3 Баласс Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир 4 Баласс Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика 1 Баласс Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика 2 Баласс Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика 3 Баласс Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика 4 Баласс Школа 21 век
Журова Л.Е, Евдокимова А.О. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь 1 Вентана-Граф Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык 1 Вентана-Граф Иванов С.В. и др. Русский язык 2 Вентана-Граф Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык 3 Вентана-Граф Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык 4 Вентана-Граф Ефросинина Л.А. Литературное чтение 1 Вентана-Граф Ефросинина Л.А. Литературное чтение 2 Вентана-Граф Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение 3 Вентана-Граф Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение 4 Вентана-Граф Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика 1 Вентана-Граф Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 2 Вентана-Граф Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 3 Вентана-Граф Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика 4 Вентана-Граф Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1 Вентана-Граф Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 2 Вентана-Граф Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир 3 Вентана-Граф Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир 4 Вентана-Граф Система Эльконина-Давыдова
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь 1 Вита-Пресс Репкин В.В., Восторгова Е.В. Некрасова Т.В. Русский язык 2 Вита-Пресс Репкин В.В.,Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. и др. Русский язык 3 Вита-Пресс Репкин В.В., Восторгова Е.В. Некрасова Т.В. Русский язык 4 Вита-Пресс Матвеева Е.И. Литературное чтение 1 Вита-Пресс Матвеева Е.И. Литературное чтение 2 Вита-Пресс Матвеева Е.И. Литературное чтение 3 Вита-Пресс Матвеева Е.И. Литературное чтение 4 Вита-Пресс Александрова Э.И. Математика 1 Вита-пресс Александрова Э.И. Математика 2 Вита-пресс Александрова Э.И. Математика 3 Вита-пресс Александрова Э.И. Математика 4 Вита-пресс Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 1 Вита-Пресс Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 2 Вита-Пресс Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 3 Вита-Пресс Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4 Вита-Пресс Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. и др. Математика 1 Вита-Пресс Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. и др. Математика 2 Вита-Пресс Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. и др. Математика 3 Вита-Пресс Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. Математика 4 Вита-Пресс Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение 1 Оникс Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение 2 Оникс Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение 3 Оникс Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение 4 Оникс Система Занкова
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Учебник по обучению грамоте и чтению 1 Федоров Нечаева Н.В. Русский язык 1 Федоров Нечаева Н.В. Русский язык 2 Федоров Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык 3 Федоров Полякова А.В. Русский язык 1 Просвещение Полякова А.В. Русский язык 2 Просвещение Полякова А.В. Русский язык 3 Просвещение Полякова А.В. Русский язык 4 Просвещение Свиридова В.Ю. Литературное чтение 1 Федоров Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение 2 Федоров Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 Федоров Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 Федоров Аргинская И.И.,Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика 1 Федоров Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика 2 Федоров Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика 3 Федоров Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика 4 Федоров Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 1 Федоров Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 2 Федоров Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3 Федоров Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4 Федоров Перспективная начальная школа
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению 1 Академкнига/Учебник Чуракова Н.А. Русский язык 1 Академкнига/Учебник Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В. Русский язык 2 Академкнига/Учебник Каленчук М.Л. и др. Русский язык 3 Академкнига/Учебник Каленчук М.Л. и др. Русский язык 4 Академкнига/Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 1 Академкнига/Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 2 Академкнига/Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 Академкнига/Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение 4 Академкнига/Учебник Чекин А.Л. Математика 1 Академкнига/Учебник Чекин А.Л. Математика 2 Академкнига/Учебник Чекин А.Л. Математика 3 Академкнига/Учебник Чекин А.Л. Математика 4 Академкнига/Учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 1 Академкнига/Учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 2 Академкнига/Учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. и др. Окружающий мир 3 Академкнига/Учебник Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. и др. Окружающий мир 4 Академкнига/Учебник Школа России
Горецкий В.Г. и др. Учебник по обучению грамоте и чтению 1 Просвещение Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 1 Просвещение Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 2 Просвещение Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 3 Просвещение Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 4 Просвещение Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 1 Просвещение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 2 Просвещение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 Просвещение Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 4 Просвещение Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 Просвещение Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 2 Просвещение Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 3 Просвещение Моро М.И. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 4 Просвещение Плешаков А.А. Окружающий мир 1 Просвещение Плешаков А.А. Окружающий мир 2 Просвещение Плешаков А.А. Окружающий мир 3 Просвещение Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 Просвещение Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 1 Просвещение Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 2 Просвещение Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3 Просвещение Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 4 Просвещение Классическая начальная школа
Рамзаева Т.Г. Русский язык 1 Дрофа Рамзаева Т.Г. Русский язык 2 Дрофа Рамзаева Т.Г. Русский язык 3 Дрофа Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 Дрофа Джежелей О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению 1 Дрофа Джежелей О.В. Литературное чтение 1 Дрофа Джежелей О.В. Литературное чтение 2 Дрофа Джежелей О.В. Литературное чтение 3 Дрофа Джежелей О.В. Литературное чтение 4 Дрофа Александрова Э.И. Математика 1 Дрофа Александрова Э.И. Математика 2 Дрофа Александрова Э.И. Математика 3 Дрофа Александрова Э.И. Математика 4 Дрофа Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 1 Дрофа Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 Дрофа Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А.С. Окружающий мир 3 Дрофа Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 4 Дрофа Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение 1 Дрофа Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение 2 Дрофа Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение 3 Дрофа Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Литературное чтение 4 Дрофа Кубасова О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению 1 Дрофа Кубасова О.В. Литературное чтение 1 Дрофа Кубасова О.В. Литературное чтение 2 Дрофа Кубасова О.В. Литературное чтение 3 Дрофа Кубасова О.В. Литературное чтение 4 Дрофа Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир 1 Дрофа Сивоглазов В.И., Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир 2 Дрофа Саплина Е.В., Сивоглазов В.И. Саплин А.И. Окружающий мир 3 Дрофа Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир 3 Дрофа Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир 4 Дрофа Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика 1 Русское слово Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика 2 Русское слово Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика 3 Русское слово Гейдман Б.П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика 4 Русское слово Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова С.А. Литературное чтение 1 Русское слово Технология
Геронимус Т.М. Технология 1 АСТ-ПРЕСС ШКОЛА Геронимус Т.М. Технология 2 АСТ-ПРЕСС ШКОЛА Геронимус Т.М. Технология 3 АСТ-ПРЕСС ШКОЛА Геронимус Т.М. Технология 4 АСТ-ПРЕСС ШКОЛА Иванова Т.Г., Матяш Н.В, Семенович Н.А. и др. под ред. Симоненко В.Д.Технология 1 Вентана-Граф Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Самородский П.С. и др. под ред. Симоненко В.Д.Технология 2 Вентана-Граф Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Самородский П.С. и др. под ред. Симоненко В.Д.Технология 3 Вентана-Граф Иванова Т.Г., Матяш Н.В, Семенович Н.А. и др. под ред. Симоненко В.Д.Технология 4 Вентана-Граф Конышева Н.М. Технология 1 Ассоциация XXI век Конышева Н.М. Технология 2 Ассоциация XXI век Конышева Н.М. Технология 3 Ассоциация XXI век Конышева Н.М. Технология 4 Ассоциация XXI век Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология 1 Баласс Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология 2 Баласс Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология 3 Баласс Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология 4 Баласс Лутцева Е.А. Технология 1 Вентана-Граф Лутцева Е.А. Технология 2 Вентана-Граф Лутцева Е.А. Технология 3 Вентана-Граф Лутцева Е.А. Технология 4 Вентана-Граф Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология 1 Федоров Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология 2 Учебная литература Проснякова Т.Н. Технология 3 Учебная литература Проснякова Т.Н. Технология 4 Учебная литература Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 3 Академкнига/Учебник Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 4 Академкнига/Учебник Горячев А.В. Информатика и ИКТ 3 Баласс Горячев А.В. Информатика и ИКТ 4 Баласс Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ 3 БИНОМ Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ 4 БИНОМ Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3 Просвещение Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3-4 Просвещение Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 4 Просвещение Гринева А.А., Рагозина Т.М. Технология 2 Академкнига/Учебник Гринева А.А. и др. Технология 3 Академкнига/Учебник
|