Главная      Учебники - Разные     Лекции (разные) - часть 21

 

Поиск            

 

История и причины возникновения средневековых школ в Западной Европе

 

             

История и причины возникновения средневековых школ в Западной Европе

Оглавление

Введение ......................................................................................................3

Глава 1. История и причины возникновения средневековых школ в Западной Европе ………………………………………………

1.1. Причины возникновения школ……………………………………..

1.2. Становление первых школ………………………………………….

1.3. «Семь свободных искусств» как основа обучения………………..

Глава 2. Европейская школа в XIV - XV вв. …………………………

2.1.Общие тенденции в образовании…………………………………

2.2. Типология средневековых школ…………………………………..

2.3.Содержание образования………………………………………

Заключение ……………………………………………………….

Список источников и литературы ……………………………………

Введение

Средневековое понятие школа применялось к самому широкому кругу институций, в рамках которых осуществлялось обучение равного уровня и различной специализации. В частности, школой могли быть названы и монастырские, приходские, городские или кафедральные центры образования, и университеты, и сообщества учеников, собиравшихся вокруг «учителя» (магистра), занимавшегося обучением в городах до университетский период.

На протяжении средних веков, да и долго спустя, образование относилось к религиозной и духовной, а не мирской жизни. Контроль над образовательными учреждениями и забота об их развитии, бесспорно, входили в компетенцию церкви, однако не относились к первоочередным задачам церковной жизни (в сопоставлении, например, с проблемой развития собственно церковных институций, прежде всего приходской системы).

Первоначально существовали школы при монастырях и приходах, которые обучали элементарной грамоте. Обучение не было повсеместным и обязательным для жителей раннего средневековья, поэтому читать и писать умели в основном лишь священнослужители. Известны случаи, когда главы средневековых государств и их ближайшие советники были безграмотными.

Возникновение школ было вызвано потребностями экономического развития общества, ростом городов, развитием ремесел и торговли, подъемом культуры. Этому также содействовало возникновение в средние века новых философских течений, а затем схоластики, стремившейся примирить разум и веру, философию и религию и в то же время развивавшей формально – логическое мышление.

Реформа системы образования в постсоветской России осуществлялась в сложных условиях. Российское общество переживает период глубоких структурных и социокультурных изменений. В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского общества. Переход с 10 - летнего на 11 – летний срок обучения, введение Единого государственного экзамена и другие изменения в системе школьного образования вызвали интерес общества к существовавшим традициям воспитания и обучения в разных странах, в различные исторические эпохи, в том числе, и в период Средневековья. Указанные обстоятельства определяют не только актуальность данного исследования, но и практическую значимость работы. А так же, материалы данной работы были частично использованы при подготовке и проведении классного часа для учеников 11 класса, что свидетельствует о её практической значимости.

Объектом исследования является - процесс возникновения школ и их развитие в Западной Европе.

Предметом – изучения Западноевропейское школьное образование в XIV – XV веках.

Следует отметить, что данная работа предполагает изучение школьного образования в XIV-XV вв. Но, поскольку в XIV в. культурную и общественную жизнь Европы ознаменовала эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.), а в середине XV века в Германии начинается движение за реформацию (XV-XVI вв.), то в нашем исследовании мы затронем и XVI в., чтобы не обрывать цепочку логического процесса развития в образовании.

Новизна данной работы заключается в том, что собранный материал позволяет проследить историю средневековой школы от предпосылок к её образованию, до постепенного выделении школьного дела в отдельный социальный институт. Данная тема изучена историками лишь в контексте средневекового образования в целом. К сожалению, становлению средневекового образования не посвящено ни одной монографии, которая рассматривала бы проблему школьного образования, не затрагивая при этом университетское образование и средневековых интеллектуалов. Всё это позволяет говорить о новизне работы.

Цель работы : Рассмотрение процесса возникновения Западноевропейских школ и их развития в XIV – XV веках.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Представить роль школы в изменении облика европейской культуры в средние века;

2. Выявить причины возникновения первых школ;

3. Изучить историю школьного образования;

4. Раскрыть содержание школьного образования;

5. Проследить за процессом появления профессии «учитель», и его статуса.

К сожалению, данный отрезок времени недостаточно хорошо изучен как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Кроме того, прямых источников по данной проблеме не так много, как хотелось бы.

Если говорить о зарубежных историках, проблемами образования в Германии занимался Фридрих Паульсен. В его работе «Исторический очерк развития образования в Германии», вышедшей в Москве в 1908 г затрагивается тема школьного образования, но основное внимание в монографии уделяется университетам и образовательным теориям. В работе использовался труд П.Монро[1]

Из российских дореволюционных учёных историей образования в средние века активно занимался Николай Васильевич Сперанский. Его работа «Очерки по истории народной школы в Западной Европе» опубликована в Москве в 1896 г оказалась очень полезной. Сперанский переводил на русский язык вышеупомянутый труд Паульсена[2] . …

Список использованных источников и литературы:

Источники:

1. Варьяш О.И. Грамота Энрике 11 (1370г.) [Текст] // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (Материалы и исследования). О. И. Варьяш.-Москва :Академия Наук СССР, 1989. -С. 124-127.

2. Источник 12 в «о семи свободных искусствах» // История средних веков. Хрестоматия. Часть 2.-Москва: Просвещение,1988 .-271с.

3. Николаева Н.И. Педагогические взгляды Гуарино веронзе на материале писем) [Текст] //Школа и педагогическая мысль средних веков, возрождения и начала нового времени (исследования и материалы).- М., 1991. – 324 с.

4. Уильям Фиц – Стефен Описание благороднейшего города Лондона //Послушник и школяр, наставник и магистр: Средневековая педагогика в лицах и текстах. - М.,1995. – 334 с.

Литература

1. Безрогов В.Г. Сущностные черты средневековой педагогики // Послушник и школяр, наставник и магистр: Средневековая педагогика в лицах и текстах. - М.,1995. – 334 с.

2. Боришанская М.М. Ведущие тенденции развития школы в странах Запанной Европы в 13-14вв [Текст]//Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (Материалы и исследования)./М. М. Боришанская .-Москва :Академия Наук СССР, 1989 .-С.114-122.

3. Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века / Пер.А.Руткевича [Текст]/ Ж.. Гофф.- Долгопрудный: Аллегро – Пресс, 1997. – 212с.

4. Грановский Т.Н. Лекции по истории позднего средневековья (записи слушателей с авторской поправкой) [Текст]/ Грановский Т.Н. М., изд-во Наука, 1971.-340с.

5. Гуревич А.Я.Культура и общество средневековой Европы глазами современников [Текст]/ М., 1981.-312с.

6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. - М., 1999. – 779 с.

7. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст]/М., изд-во Владос, 2004.-234с.

8. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики [Текст]/ М., изд-во ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с.

9. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и среднего мира/ М., изд-во Совершенство,1999.- 207с.

10. Ивановский В.Н. Народное Образование и университеты в средние века [Текст]/ В.Н.Ивановский. – М.: т-во тип А.И.Мамонтова,1898. – 30с.

11. История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины 17в. Ч.1. Текст] / - М., 1998.-280с.

12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. /М., 1992.-376.с.

13. Монро П. История педагогики. Часть 2. Новое время / П.Монро- Москва : Издание Товарищества Мир, 1913

14. Новая российская энциклопедия. Т.1: Россия. - М., 2004. – 960 с.

От глиняной таблички к университету [Текст]/ –


[1] Монро П. История педагогики. Часть 2. Новое время / П.Монро- Москва : Издание Товарищества Мир, 1913

[2]